преподавательский состав института -доктора наук и кандидаты, соискатели ученых степеней, аспиранты, что позволяет студентам овладеть технологией проведения научного исследования и активно включаться в НИР вуза. Этому способствует доступность библиотечных фондов и современного
технического оборудования института, в том числе научных лабораторий и центров. Все это позволяет «вести» талантливого студента от первого курса колледжа до выпускного курса вуза. Сегодня мы уже имеем примеры, когда студенты, начав научную работу в колледже, успешно продолжили ее в вузе.
Т. БОГДАНОВА, проректор
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития всей системы российского образования, однако при всем многообразии концептуальных разработок информационной образовательной среды их практическая реализация еще не может в полной мере удовлетворить потребности учреждений ВПО. Трудности связаны с тем, что модернизация одного компонента образовательной системы, к примеру технологий, вызывает необходимость приведения в соответствие новым возможностям всех других его компонентов (цели и содержание обучения, организационные формы обучения, менеджмент учебного процесса, нормативная база). Предпосылкой всего этого является, как минимум, создание комплекса специальных организационнопедагогических условий.
Под информационно-образовательной средой (ИОС) мы понимаем информационную систему, объединяющую посредством сетевых технологий программные и технические средства, а также организационное, методическое и учебное обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности программ обу-
Информационная среда
образовательного
комплекса
чения, подготовки и повышения квалификации преподавательского состава.
Основными целями при формировании информационно-образовательной среды в ЮУПИ являются:
■ организация информационно-методического и технологического сопровождения информационно-коммуникационных технологий образовательного комплекса и актуализация ресурсов элек-
тронной библиотеки и виртуального учебного центра на основе создания отдела дистанционного обучения;
■ разработка и внедрение организационного механизма комплексного наполнения образовательными ресурсами электронной библиотеки и виртуального учебного центра;
■ разработка и внедрение новой модели организации учебного процесса, охватывающей все учебные дисциплины реализуемых образовательных программ;
■ повышение информационнокоммуникационной и технологической компетентности преподавателей.
В реализации проекта по формированию ИОС были определены два этапа:
1) разработка и реализация модели информационной среды образовательного комплекса;
2) реализация условий внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс.
Модель ИОС ЮУПИ включает четыре компонента: автоматизированную систему управления образовательным учреждением; электронные образовательные ресурсы и сервисы; материально-технические ресурсы; систему повышения квалификации научно-педагогического состава.
1. Автоматизированная система управления образовательным учреждением реализована в виде авторской разработки ЮУПИ - многофункциональной интерактивной системы «МИТЕРРА», состоящей из следующих модулей: абитуриент; студент; учебные планы; расписание; библиотека; тарификация; электронный документооборот; корпоративное планирование; бухгалтерия; материальные активы; сотрудники; медицинский работник.
2. Электронные образовательные ресурсы и сервисы реализованы на ос-
нове комплекса, в который входят ^^еЬ-портал образовательного комплекса; «Электронная библиотека»; «Виртуальный учебный центр»; информационная система «Консультант плюс»; образовательные ресурсы и бесплатные сервисы в сети Интернет.
3. Материально-технические ресурсы ИОС составляют развитый аппаратно-сетевой комплекс, включающий систему серверов; систему сетей, в том числе корпоративную сеть филиалов и представительств; компьютерное интерактивное и мультимедийное оборудование; средства обеспечения безопасности и доступа к ресурсам.
4. Повышение квалификации преподавателей по ИКТ-компетентности является системообразующим компонентом ИОС и реализуется через комплекс образовательных мероприятий (курсы по ИКТ-компетентности по авторской программе; методические семинары, консультации и практикумы).
Представим некоторые компоненты информационной среды института более подробно.
Электронные образовательные ресурсы. При проектировании информационных ресурсов, обеспечивающих развитие и саморазвитие информационной среды учреждения, учитывался ряд тенденций развития образования в условиях становления виртуального сообщества и виртуальных коммуникаций: растущая зависимость развития региональной педагогической науки и образовательной практики от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки педагогической информации на глобальном уровне; восприятие информационных ресурсов как новой формы представления педагогических знаний, педагогических теорий и их применение в научно-исследовательской деятельности и образовательной практике; «электронизация» информацион-
ных ресурсов отечественной педагогической науки и практики.
В информационную среду ЮУПИ входят следующие электронные информационные ресурсы и сервисы:
■ «Электронная библиотека»;
■ «Виртуальный учебный центр»;
■ Web-портал образовательного комплекса;
■ ресурсы международных и российских информационных систем;
■ справочно-правовая система «Консультант плюс»;
■ бесплатный Интернет-сервис «Антиплагиат».
Электронная библиотека. Под «электронной библиотекой» понимается упорядоченная система электронных материалов и технологий по обеспечению их накопления, сохранности, поиска и передачи пользователям. Структура электронной библиотеки определяется базовыми принципами создания информационных систем: одноразовая обработка документа (источника) и многократное его использование. В рамках образовательного учреждения библиотека предназначена для предоставления студентам необходимых учебных и учебно-методических материалов в электронном виде. Фонды библиотеки сформированы в соответствии с рабочими программами учебных дисциплин по специальностям, реализуемым в образовательном учреждении. В ней созданы электронные коллекции учебников и учебных пособий повышенного спроса (http://www.onecomplex.ru/ Library/ authorization.html).
Электронная библиотека размещена на файловом сервере сети образовательного комплекса, ее материалы представлены в форматах EXE, PDF, DJVU, DVD, vob, doc, pps, avi, asf. Необходимое для просмотра и чтения файлов программное обеспечение можно скачать с сайта электронной библиотеки. Доступ к этому ресурсу возмо-
жен при авторизации пользователя, имеющего учетную запись на Ргоху-сервере; его идентификация производится по имени и паролю. Студенты и преподаватели получают логин, пароль для доступа к электронному каталогу и полнотекстовым ресурсам локальной сети. Электронная библиотека предоставляет студентам и преподавателям широкий комплекс информационнообразовательных услуг, в том числе сетевой доступ к полным текстам документов и любым фрагментам. Для организации самостоятельной работы студентов используются автоматизированные рабочие места в читальных залах, специализированных кабинетах самоподготовки. Выбранную информацию можно сохранить на локальный носитель (диск, карманный компьютер или смартфон).
В библиотеке можно найти следующие материалы:
■ оцифрованные учебники по профилю специальности; издания, необходимые в учебном процессе;
■ комплекс учебно-методического обеспечения (учебно-методические пособия преподавателей, методические рекомендации, курсы лекций, слайд-лекции и др.);
■ мультимедийные курсы;
■ презентации, слайд-лекции;
■ медиатеку (коллекцию обучающих и информационных дисков);
■ видеолекции, виртуальные лабораторные работы;
■ учебно-демонстрационные видеоролики и видеофильмы;
■ справочники и энциклопедии.
Содержание электронной библиотеки постоянно расширяется и развивается, обеспечивая полноту информационной поддержки учебного процесса. Регулярно обновляется раздел периодической литературы, в котором можно найти оцифрованные журналы и газеты. Для оцифровки и размеще-
ния в фондах электронной библиотеки отобраны учебные издания (учебники с грифом Министерства образования и науки РФ, УМО), редкие, дорогостоящие справочные издания из фондов читального зала; малотиражные издания и др.
Ежегодно проводятся конкурсы электронных учебников,учебно-мето-дических комплексов, лучшие учебники размещаются в Интрасети образовательного комплекса и доступны для использования студентам и преподавателям.
В настоящее время фонд электронной библиотеки насчитывает более 6000 полнотекстовых электронных учебников и учебных пособий, 580 учебно-методических комплексов, 600 видеолекций и 450 виртуальных лабораторных работ.
Электронная библиотека имеет свободный для студентов и сотрудников онлайновый доступ к российским информационным системам, например таким, как портал ЮНЕСКО или Российская государственная библиотека. Актуализация правовых и информационных баз данных осуществляется еженедельно.
Достоверность, полноту, сохранность и защиту электронных образо-
вательных ресурсов, архивирование, резервное копирование материалов обеспечивает отдел информационных технологий.
Виртуальный учебный центр. Интерактивный учебный центр (www.elearning. uupi.ru) основан на электронных образовательных ресурсах и создан на платформе eLearning Server 3000 разработки ЗАО «ГиперМетод», крупнейшего российского разработчика программного обеспечения.
В учебном центре можно размещать разнообразные учебные материалы:
■ отдельные файлы произвольного формата, например тексты лекций в формате MS Word, MS Excel, файлы архивов (zip, rar) и прочее;
■ электронные учебные публикации со своей внутренней структурой в формате HTML;
■ файлы, подготовленные в Power Point, Front Page, ePublisher и др.;
■ ссылки на ресурсы в Интернете;
■ готовые электронные курсы сторонних производителей.
В учебном центре реализованы следующие функции организации учебного процесса: ввод и редактирование учебной группы; назначение учебных заданий для учебной группы; составление расписания занятий(доступа к электронным ресурсам); ведение ведомости.
Ведомость успеваемости может быть сформирована отдельно по каждой учебной дисциплине на основании накопленной статистики результатов текущего и промежуточного тестирования.
Она содержит список студентов группы, информацию об их оценках по каждой изученной теме, взвешенную оценку за все выполненные задания и итоговую оценку по курсу. Взвешенная оценка является усредненным показателем и вычисляется автоматически. Итоговую оценку по результатам изучения дисциплины выставляет преподаватель.
Работа в виртуальном учебном центре возможна вне зависимости от удаленности студента от сервера, что позволяет обеспечить информационную поддержку учебной деятельности студентов всех форм обучения.
Интернет-портал является мощным ресурсом интрасети ЮУПИ (www.onecomplex.ru/). Разработка, дизайн-проектирование и обеспечение работы web-портала осуществляется кафедрой дизайна и кафедрой вычислительной техники и информационных технологий.
Web-портал выступает важным звеном в управлении и организации учебного процесса. Зарегистрированные пользователи имеют возможность, введя имя и пароль, получить доступ к ресурсам библиотеки, системе дистанционного обучения e-Learning Server 3000, личному кабинету.
Возможности ресурса «личный кабинет» позволяют пользователю удобно организовать свою работу в рамках портала, создавать закладки для организации быстрого доступа к избранным страницам, пользоваться электронным календарем для планирования различных мероприятий, личных встреч, формировать собственную информационную базу материалов (до 100 Мб), иметь доступ к расписанию занятий, электронной зачетке и т.д.
Материально-техническая база ИОС. Аппаратно-сетевой комплекс ИОС включает следующие компоненты:
■ систему серверов;
■ систему сетей, в том числе корпоративную сеть филиалов и представительств;
■ компьютерное интерактивное и мультимедийное оборудование;
■ средства обеспечения безопасности и доступа к ресурсам.
Серверная часть ИОС представляет собой сложную структуру кластерных серверов, в которую входят: главный сервер, серверы учебного центра, сервер сети сотрудников и аудиторий, сервер студенческой сети, почтовый сервер, сервер приложений, видеосервер, ТУ-сервер, хранилище информации (рейд массив 50 терабайт) и др.
Сетевая структура образована сетями главного учебного корпуса и других корпусов, а также сетями филиалов в других регионах РФ. Одним из важных результатов создания единой системы сетей института стала возможность централизованного администрирования и повышения надежности и безопасности сети.
ЮУПИ укомплектован компьютерной и мультимедийной техникой в достаточном количестве и на современном уровне. Все аудитории оснащены АРМ и оборудованы стационарными потолочными проекторами, переносными и выдвижными экранами прямой и обратной проекции, которые позволяют визуализировать любое занятие и повышают эффективность усвоения материала студентами за счет большей наглядности. В каждом лекционном кабинете есть выход на сервер и другие информационные ресурсы. Преподаватель может вывести на плазменную панель, проектор, интерактивную доску, монитор или другое ТСО, расположенное в аудитории, любую имеющуюся у него учебную информацию, которая заранее помещена на сервер.
Основной задачей по развитию информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры ЮУПИ является интенсификация образовательного процесса на основе применения технологий видеоконференцсвязи, системы беспроводного доступа, мобильного обучения. Для этого предполагается внедрение комплекса аппаратных и программных средств.
Данный в статье обзор компонентов информационной среды образовательного комплекса дает представление об уровне сформированнос-ти ее инфраструктуры и функционировании основных подсистем информационно-образовательной среды.
Последовательная работа по формированию ИОС обеспечивает повы-
шение уровня ИКТ-компетентности преподавателей, увеличение производительности труда организационнометодического персонала и положительную динамику текущего и промежуточного контроля качества знаний студентов ЮУПИ по всем предметам.
Л. ГАЛКИНА, проректор по молодежной политике
Концепцией модернизации российского образования сформулирована основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.
Современный вуз призван решать задачи не только профессионального
Самоуправление - путь к формированию социально значимых компетенций
становления специалиста, но и формирования его личностных качеств с учетом будущей производственной деятельности, а также оказания ему помощи в выстраивании образовательной траектории без ущерба психическому и физическому здоровью.
Концепция воспитательной работы вуза базируется на модели выпускника, предусматривающей следующие ориентиры: 1) грамотный профессионал-специалист, 2) широко эрудированная, нравственно полноценная интеллигентная личность, 3) патриот своей страны, носитель отечественной