Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННЫХ НООСФЕРНЫХ ВОЙН (ИСЛАМОВЕДЧЕСКИЙ ДИСКУРС)'

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННЫХ НООСФЕРНЫХ ВОЙН (ИСЛАМОВЕДЧЕСКИЙ ДИСКУРС) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

83
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / ИСЛАМ / HIGH-TECH / ИСЛАМНЕТ / ГОЛЛИВУД / ИСЛАМОФОБИЯ / INFORMATION WARS / ISLAM / ISLAMNET / HOLLYWOOD / ISLAMOPHOBIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Добродум О. В.

Внимание автора статьи сосредоточено на одном из наиболее выраженных аспектов ноосферных войн современности - информационной войне, которая в ХХІ столетии приобретает глобально-стратегическое значение. Показано, что широкое внедрение high-tech манифестируется в исламе, который нарастающими темпами использует информационный ресурс. Определены тренды виртуализации ислама: разработка панмусульманского киберязыка, конструирование электронного мусульманского дискурса. Обращено внимание на необходимость оптимизации взаимоотношений религии и СМИ для предотвращения исламофобии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COMPONENT OF THE MODERN NOOSPHERIC WARS (ISLAMIC CASE)

The article focuses on one of the most prominent aspects of the noospheric wars of our time - the information war, which in the XXI century acquires a global strategic importance. It is shown that the wide introduction of high-tech manifests itself in Islam, which uses an information resource at an increasing rate. The virtualization trends of Islam are defined: the development of the Pan-Muslim cyber-language, the construction of the electronic Muslim discourse. Attention is drawn to the need of optimization the relationship between religion and the media in order to prevent Islamophobia.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННЫХ НООСФЕРНЫХ ВОЙН (ИСЛАМОВЕДЧЕСКИЙ ДИСКУРС)»

УДК 23/28 ББК 86.2

О. В. Добродум ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННЫХ НООСФЕРНЫХ ВОЙН (исламоведческий дискурс)

Внимание автора статьи сосредоточено на одном из наиболее выраженных аспектов ноосферных войн современности — информационной войне, которая в ХХ1 столетии приобретает глобально-стратегическое значение. Показано, что широкое внедрение high-tech манифестируется в исламе, который нарастающими темпами использует информационный ресурс. Определены тренды виртуализации ислама: разработка панмусульманского киберязыка, конструирование электронного мусульманского дискурса. Обращено внимание на необходимость оптимизации взаимоотношений религии и СМИ для предотвращения исламофобии.

Ключевые слова: информационные войны, ислам, high-tech, Исламнет, Голливуд, исламофобия.

The article focuses on one of the most prominent aspects of the noospheric wars of our time — the information war, which in the XXI century acquires a global strategic importance. It is shown that the wide introduction of high-tech manifests itself in Islam, which uses an information resource at an increasing rate. The virtualization trends of Islam are defined: the development of the Pan-Muslim cyber-language, the construction of the electronic Muslim discourse. Attention is drawn to the need of optimization the relationship between religion and the media in order to prevent Islamophobia.

Keywords: information wars, Islam, high-tech, Islamnet, Hollywood, Islamophobia.

Добродум Ольга Викторовна [Olga V. Dobrodum] — доктор философских наук, профессор кафедры философии. Киевский национальный университет культуры и искусств [Kyiv Culture and Arts National University]. E-mail: [email protected].

Материал поступил в редакцию 26.06.2017; рекомендован к публикации 1.10.2017. Рецензент от редакционной коллегии журнала — доктор философских наук Кочергин Альберт Николаевич.

O. V. Dobrodum INFORMATION COMPONENT OF THE MODERN NOOSPHERIC WARS

(Islamic case)

В ХХ1 столетии информационный компонент жизни мирового сообщества приобретает глобально-стратегическое значение, играя весомую роль в предвыборных кампаниях разных стран мира, разворачиваясь через CNN-изацию сознания и актуализируясь посредством фактора Wikileaks. Очевидно, именно информационный аспект становится в настоящее время определяющим в контексте разговора о ноосфер-ных войнах, или ноомахиях [5], как постнеклассической модели столкновения цивилизаций в эпоху глобальных катастроф [11].

Широкое внедрение high-tech технологий манифестируется в исламе, который активно использует информационный ресурс2. Политика в области религии носит во многом мультимедийный характер. Виртуализация ислама получает свое освещение и в фундаментальных трудах [10; 15; 16; 21]. Они убедительно показывают, что концепция информационной виртуальной реальности в качестве объяснения наблюдаемого физического мира приобретает все больше сторонников среди ортодоксальных исламских ученых. Один из них даже предложил виртуальную модель Мироздания [18]. Радио, кинематограф, ТВ, компьютерные технологии, мобильная связь интенсивно способствуют виртуализации мусульманской жизни; все больше мусульманской литературы издается на английском — языке глобализации и Интернета.

«Исламнет» и новый мировой порядок. Киберпространство можно признать основным средством популяризации ислама в мире, а ислам — наиболее популярной мировой религией в Сети. Этот факт А. Р. Мухаметов объясняет тем, что глобальная паутина представляет мусульманам новые возможности для самовыражения и распространения информации, избегая контроля со стороны властей. Интернет становится своеобразным медиумом для нового поколения мусульман, исламские политические активисты и националисты «захватывают» форумы, ведя широкую дискуссию [24].

Развитие виртуальной уммы влияет на формирование исламского сознания в мировом масштабе: для кибермусульман «Исламнет» становится средой обмена мнениями о вероучении, религиозной практике, пространством привлечения внимания к исламским мультимедийным ресурсам. В Исламнете обсуждаются богословские, научные, медицинские, политические, правовые, экономические проблемы. В нем можно скачать Коран в разных переводах и на разных языках, прослушать в аудиозаписи суры, прочитать комментарии аятов, хадисы, заповеди, дуа (молитвы), проконсультироваться по вопросам веры у аятолл, узнать расписание намазов, просмотреть трансляции проповедей, заседаний и конференций в реальном времени.

Исламский радикализм и его цифровое присутствие — перманентная тема научной рефлексии. Так, историк ислама А. Хофхейнц объясняет современное состоя-

2 Примечание: неслучайно «арабская весна» получила синонимические названиж^асеЬоок- и Twitter-революций».

ние Исламнета тем, что крупнейшие исламские ресурсы принадлежат сторонникам обновленческого подхода (ислях) и тем, что представление ислама в киберпростран-стве начинается с периферии исламского мира, с мусульманских общин США и Европы, а не общепризнанных центров на исламском Востоке [26].

А. Игнатенко отмечает, что опасность экстремистско-террористического Интернета состоит в том, что он предлагает пользователям своего рода альтернативный ислам, где ненависть к неверным, призывы к их уничтожению в ходе джихада — главная вероучительная тема. Причем не только христиане, иудеи, буддисты должны быть уничтожены в ходе джихада: одна из главных категорий ваххабизма, отличающая его от ислама, это такфир — обвинение в неверии самих мусульман, на которых ваххабиты тоже распространяют положение об убийстве неверных [7].

С. Ульф констатирует, что исламистские сайты создают новую идеологическую среду в Сети — некую глобальную мечеть [27]. Исламисты низко оценивают современную культуру и общество, полагая, что демократия является фальшивкой, а разнообразие идей и мнений считают идеологическим ядом; противопоставляют секуля-ризм и ислам, отмечают противоречие международного права и ислама; утверждают, что «конфликт цивилизаций» неизбежен и уже реализуется на практике; что для борьбы с сатанистами, безбожниками, неверными требуется организация глобального исламского сопротивления, поскольку современные мусульманские государства нелегитимны.

Исламский мировой порядок должен заменить нынешний беспорядок - для достижения этой цели каждый мусульманин должен стать на путь джихада; подвергается сомнению квалификация, честность и религиозность исламских ученых, выступающих против ведения тотальной религиозной войны. Несмотря на мнение последних, захваченных в плен врагов следует казнить, причем часто в качестве способа казни предлагается отрубание головы [27].

СМИ и современная репрезентация ислама. Обозначенные принципы получают свое воплощение в СМИ, ислам зачастую и поэтому воспринимается сквозь призму исламофобии и в негативных коннотациях. Трагические события 11 сентября вызвали значительный резонанс в глобальном мультимедийном пространстве. Впервые в истории Сети на поисковых сервисах частота появления в строке запроса «секс» переместилась с первого на семнадцатое место после ключевых слов «CNN», «ВТЦ», «BBC», «Pentagon», «Нострадамус» и даже «противогазы». У. бен Ладен обгонял в рейтинге модель П. Андерсон, а американский флаг больше интересовал пользователей, чем певица Б. Спирс [22].

Конструирование в СМИ и Интернете образов ислама как чуждой и потенциально опасной стихии рождает устойчивые стереотипы: «исламские фундаменталисты», «ваххабиты», «моджахеды», «шахиды», «пояс шахида» и т.д., политические

проблемы обретают религиозный подтекст, в отдельных случаях вырастая до уровня глобальных обобщений [8].

Особенно широкое распространение в мультимедийном пространстве мусульманская тематика получает в связи с военными действиями США. «Империю грез» — Голливуд — зачастую обвиняют в исламском мифотворчестве под предлогом кинематографического осмысления трагедии в США 11 сентября 2001 г. (9/11) и других событий, имеющих мусульманскую составляющую (кинофильмы «Мюнхен», «Рейс 93», «План полета», «Предатель» и «Версия» и пр.). «Кинематографической империи» инкриминируют формирование нового (исламского) образа врага: если раньше им был красноармеец в валенках и рваной треухе с аршинной звездой, то теперь им стал араб с Кораном в руке и «поясом шахида».

З. Бжезинский в труде «Великая шахматная доска» указывал на то, что серьезную роль во внедрении в мире американской идеологии и культуры играют голливудские творения: так что «арабо-мусульманские» образы врага — большая и продуманная политика [Цит. по 25]. Кампания, начатая против мусульман после 11 сентября, выливается в исламофобию: американское вторжение в мусульманские страны оказывает сильное влияние на Голливуд, аксиоматичной становится связь между стереотипами Голливуда и американской внешней политики; теракты 9/11 и война в Ираке приводят к формированию образа «араба как террориста», что используется в качестве оправдания войны [23].

Интенсивное развитие спутникового ТВ в мусульманском мире породило феномен «спутниковых фетв». К власти в исламских странах стало приходить поколение Интернета, «Аль-Джазиры» и «Facebook», породив двоякие последствия: с одной стороны, «Аль-Джазира» демонстрирует аморальные действия американцев и израильтян, тем самым радикализируя молодежь, с другой стороны, «мусульманскому пиару» способствует функционирование мусульманских телеканалов, Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар», «Казанского международного фестиваля мусульманского кино», появление у Организации исламского сотрудничества (ОИК) собственного кинофестиваля и пр. В апреле 2007 года «Youtube» начинает трансляцию катарского канала «Аль-Джазира» на английском языке, а в апреле 2008 года состоялся первый кинофестиваль в Саудовской Аравии.

Высказываются предположения (российский журналист Д. Исаев) о преднамеренном запуске в мультимедийное пространство некоторых наиболее исламофобских лексем и мифологем. Например, термина «исламофашизм» и фразы о том, что «наша атомная бомба — это матки арабских женщин», якобы принадлежащей Я. Арафату, уже много лет служащей распространенной фобией на еврейских и сионистских форумах. Как в свое время термин «исламофашизм», якобы придуманный в сионистских кругах, был вложен в уста Дж. Буша, так и «ужастик» о матках арабских женщин

плодил новых врагов Израиля. Источник данной фразы — Дина Рубина из Иерусалима, автор интервью «Европу взорвут... матки арабских женщин» [4]. Приведенные факты свидетельствуют и о том, что в виртуальном пространстве имеют место межрелигиозные информационные и киберконфликты. Медийный аспект современной репрезентации ислама — распространенная тема рефлексий и религиоведческих диспутов [19; 20].

«Театр террора» как война online. Мир переживает войну в режиме онлайн, телетрансляции с «театров» войны превращаются в спектакли. Как полагает российский исламовед А. Журавский, начинается как бы наркотическое привыкание к широкомасштабным телеполотнам чужих трагедий. В информационном обществе две аксиомы — «событие, не освещенное в СМИ, не состоялось»; «мир виртуален» — создают своеобразную антиэтику, поскольку главным становится не событие, а его виртуальный образ, абсолютные для верующих ценности приобретают характер условности [6].

Высказываются предположения о связи Белого Дома и Голливуда: как будто бы сценарий кинофильма 1997 года «Хвост виляет собакой» частично реализовался

\j т-1 Т/* " и

спустя полтора года администрацией Б. Клинтона в югославской военной кампании, а во время «Бури в пустыне» камеры «CNN» непостижимым и загадочным образом оказывались рядом с объектами бомбардировки и зритель мог ловить себя на ощущении сопричастности к голливудской постановке [12, p. 75].

Согласно Дж. Беллу, современный терроризм можно воспринимать с точки зрения требований, предъявляемых к театральной постановке: наиболее мощным, жестоким и прекрасно поставленным спектаклем современного «театра террора» стал теракт 11 сентября 2001 года в Америке. Однако главной целевой аудиторией У. бен Ладена было не американское общество, а жители мусульманских стран: внимание, которым удостоили его СМИ и политические лидеры, возвысило его до ранга мировой фигуры.

Некоторые виды террористической деятельности превращаются в «террористические спектакли» [2; 14], которые целесообразно анализировать как «медиа-события». Так, например, атаки «Хезболлы» на цели в Израиле, как правило, записываются на пленку, а каждое террористическое подразделение включает, по крайней мере, четырех «театральных работников» — исполнителя, оператора, звукорежиссера и продюсера. Становится очевидным, что террористы планируют действия, исходя, прежде всего, из реакции СМИ. Наконец, террористические организации имеют собственные СМИ — от телевизионных каналов («Аль-Манар» у «Хезболлы» и «Голос Халифата» у «Аль-Каиды»), новостных агентств, газет и журналов, радиоканалов, видео- и аудиокассет до интернет-порталов [2].

Многие сайты исламских организаций в США испытывают постоянные перегрузки из-за многочисленных запросов интересующихся и хакерских атак, а деятельность мусульманских общин Америки направлена на развенчание мифов об исламе. Так, в США начал вещание первый англоязычный кабельный телеканал для мусульман «Bridges TV». Правительство выпустило ряд видеороликов о жизни мусульман в Америке, однако правительства исламских стран сочли содержание этих роликов не соответствующим действительности, а власти Ливана даже запретили их показ в своей стране [3, с. 70]. Экстремистскому восприятию мусульманской веры способствуют видеокадры из Чечни, ставшие неотъемлемой частью новостных программ постсоветского телевидения, с бородатыми боевиками с зелеными повязками на головах, женщинами в хиджабах, гигантскими толпами паломников в Мекке.

После 9/11 популярным истолкователем терроризма стал Ж. Бодрийяр, рассматривающий его как специфическую современную форму насилия, «сценичную» или «телегеничную»: простое присутствие телекамеры в том или ином месте само по себе может вызвать вспышку насилия3. Но даже если устранить все телекамеры, террористы все равно найдут способ достичь нужного эффекта — терроризм в современных условиях есть форма насилия, рассчитанная на массовое восприятие [13, p. 39].

Ж. Бодрийяр написал известное эссе об антииракской кампании 1991 года «Войны в Заливе не было»: основываясь на своей теории «гиперреальности симуляк-ров». Он делает вывод, что это было супер-шоу, грандиозное событие в мире пиара и масс-медиа. Управление военными действиями с командного пункта, по сути, не отличалось от компьютерной игры. Война 1999 года в Югославии, казалось, подтверждала этот игровой взгляд (со стороны Запада) на новейшую историю. Эту тему Ж. Бодрийяр развивает, говоря о терактах в США 11 сентября 2001 года, которые он считал началом «четвертой мировой войны, в которой глобализм противостоит самому себе» [1].

Репрезентация ислама в сфере интернет-коммуникаций предстает как инновационная деятельность по построению исламского сетевого сообщества, и Исламнет является важной частью киберпространства. Мусульман призывают вкладывать средства в СМИ, Организация Исламская конференция (ОИК) декларирует намерение развивать мусульманские масс-медиа, открывая центры подготовки журналистов-мусульман, исламские видеоклипы обретают все большую популярность, начинают вещание исламские телеканалы.

3 Примечание: даже шахиды не полагаются на всеведение Аллаха, а фиксируют при помощи видеокамеры прощальную речь шахида и исполнение теракта — не только для отчета, но и для демонстрации по ТВ. Недаром при анализе событий «11 сентября» в прессе промелькнуло утверждение, что второй самолет задержался на 18 минут в ожидании, когда на место прибудут телеоператоры и можно будет совершить таран в прямом эфире.

Исламофобия и 9/11. Радикализация современного ислама также не в последнюю очередь происходит под воздействием интернет-технологий: здесь можно привести в пример демократические революции на Ближнем Востоке и в Северной Африке в 2010—2011 годах в том числе и благодаря деятельности социальных сетей и видеосервисов. В преобладающем медиадискурсе носителям исламской веры атрибутируются негативные характеристики, происходит глобальная мультимедийная де-легитимизация ислама путем насаждения исламофобских клише.

Мультимедийная трактовка мусульманской тематики зачастую является исла-мофобской: поднимается тема противостояния киберджихаду, контрпропаганды на арабском и других ближневосточных языках в Исламнете. (В 2006 году Госдепартамент создает группу быстрого реагирования, отвечающую за отслеживание дезинформации на исламских блогах и официальный ответ на нее от лица правительства США, в том же году стартует проект «IslamistWebsitesMomtor» для мониторинга американскими исследовательскими центрами феномена киберджихада в институте МЕММ.)

Интернет превращается в глобальный форум экстремистов мира — особенно заметным становится накопление религиозной ненависти в американском сегменте Всемирной сети: сайты пропагандируют исламофобские настроения, рассказывают о «всемирных заговорах», демонстрируют изображения изувеченных людей, предлагают все новые версии террористических атак 11 сентября, причем кинофильм М. Гибсона «Страсти Христовы» становится еще одной платформой ненависти к нехристианам.

Обвинения в причастности США к терактам 9/11 получают поддержку научного сообщества Америки: в января 2006 году более 60 мыслителей объединяются в группу «Ученые за правду о событиях 11 сентября» ^9/11Т), утверждающую: причины, имена заказчиков и исполнителей этого преступления хранятся в тайне, а способствует этому администрация США во главе с Дж. Бушем.

Населению мира свойственна исламофобия, которая присутствует в СМИ. Конфликт с исламом проявляется, в частности, в области символики, «битвах за историю» в учебниках, транслирующих западоцентричную, с мусульманской точки зрения, картину мира и трактовку исторически важных событий. События 11 сентября 2001 года оказывают решающее воздействие на негативно коннотатированную перцепцию ислама. Развиваются и концептуализируются теории исторической преемственности между СССР и миром ислама.

В рамках американомофобского и конспирологического дискурса предложенный Западом миф о международном терроризме оказывается «полезным» для США изобретением, позволяя скрыто бороться с оппонирующим западному миру миром ислама и осуществляя «героиновую атаку» на Россию. Историософское применение

политической теологии в исламофобском ключе обосновывает и легитимизирует войну с исламской цивилизацией, демонизацию ислама и даже нанесение превентивного военного удара по Ирану.

Вместо заключения. Медиа-сообществу навязывается подмена либо замещение исламского дискурса дискурсом киберджихада, киберэкстремизма и даже кибер-терроризма. Теле- и радиопрограммы, на протяжении десятка лет муссирующие информацию об «исламской угрозе», постепенно внедряют в сознание обывателя мысль о единстве обеих составляющих этого понятия. Предвзятость в отношении приверженцев Аллаха оборачивается избирательностью ракурсов и искажением визуальных образов в американских и российских мультимедийных ресурсах: массовые скопления мусульман выставляются в качестве зловещей стихии, несущей в себе потенциальную угрозу.

В этой связи неудивительно, что многомиллионная телеаудитория уже свыклась с мыслью об органичной связи духовной традиции мусульман с идеологией терроризма. В этой связи, в среде экспертов стало принято говорить о международном терроризме как о явлении, которое стало возможным именно вследствие появления high-tech, глобальных мировых СМИ, беспрецедентного развития современных средств связи и Интернета.

С точки зрения ряда мусульманских мыслителей, США и СССР оказываются частью «большого Запада» («Большой Шайтан» и «Малый Шайтан», согласно известному высказыванию аятоллы Р. Хомейни)4, ислам предстает как «третья теория» между мирами капитализма и коммунизма (М. Каддафи), на настоящем этапе политической истории мусульмане сотрудничают с альтерглобалистами.

Современность отмечена национализацией и этнизацией исламской религии: ислам в США подвергается американизации, в то время, как в РФ он русифицируется. Исламоведческий дискурс в значительной степени подменяется исламофобским, ислам воспринимается сквозь призму международных проявлений религиозного фанатизма, привлекающих всеобщее внимание и имеющих широкий резонанс.

Эра глобальной цивилизации наступила: новые средства массовой коммуникации стирают границы, информация распространяется почти мгновенно, и на ущемление прав уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая гневно реагирует весь мусульманский мир [9]. Трендами виртуализации ислама представляются разработка панмусульманского киберязыка, конструирование электронного мусульманского дискурса, оптимизация взаимоотношений религии и СМИ для предотвращения ис-ламофобии.

4 Примечание: как выразился Г. Киссинджер, между Россией и Америкой наступит полное взаимопонимание, ведь у обеих стран есть проблемы с исламскими радикалами [16].

Библиографический список

1. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было. М.: РИПОЛ классик, 2016. 224 с.

2. Вайнманн Г. Теракт как «театральная постановка» на сцене СМИ // America. gov. 2008. 16 октября.

3. Витюк В. В. Некоторые аспекты терроризма в контексте современных конфликтных ситуаций (соображения террологов) // Терроризм. 1993. Вып. 4. С. 63—74.

4. Дина Рубина: «Европу взорвут... матки арабских женщин» // Аргументы и факты. 2007. № 51 (1416). 19 декабря.

5. Дугин А. Г. Ноомахия. Войны ума. Логос Европы. Средиземноморская цивилизация во времени и пространстве. М.: Академический проект, 2014. 530 с.

6. Журавский А. Война в Ираке: виртуальная правда и реальное зло // Седмица. 2003. 24 марта.

7. Игнатенко А. Неверие в Аллаха - основание для убийства // Комсомольская правда. 2005. 17 ноября.

8. НГ-Религии рассуждает о роли религии на мировой арене в XXI веке // NEWSru. 2009. 2 апреля.

9. Минин C. Хантингтон оказался прав // НГ-Религии. 2009. 5 августа.

10. Сибгатуллин А. Исламский интернет. М.; Н.Новгород: Медина, 2010.

128 с.

11. Смирнов Г. С. Ноосфера в век глобальных катастроф // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 74—91.

12. Baudrillard J. The Transparency of Evil. Essays on Extreme Phenomena. L.-N.Y.: Verso, 1993. 174 p.

13. Bell G. B. International Terrorism in Contemporary World. Westport: Greenwood Press, 1978. 522 p.

14. Bell G. B. Terrorist Script and Live-Action Spectaculars // Columbia Journalism Review. 1978. May-June. Р. 47—50.

15. Bunt G. G. Virtually Islam: Computer-Mediated Communication and Cyber Islamic Environments. Cardiff: University of Wales Press, 2000. 189 p.

16. Bunt G. R. Islam in the digital age: e-jihad, online fatwas and cyber Islamic environments. Critical Studies on Islam. L., Sterling, Virginia: Pluto Press, 2003. 244 р.

17. Kissinger H. A. The Icon and the Eagle // Tribune Media Services. 2007. March 20.

18. PallackenA. W. Memetics of the Computer Universe Based on the Quran // J. Software Engineering & Application. 2010. # 3. P. 728—735.

19. Religion and Mass Media: Audience and Adaptations / Eds.: D. A. Stout, J. M. Buddenbaum. Thousand Oaks, L., New Delhi: SAGE Publications, 1996. 294 p.

20. Religion, Media, and the Public Sphere / Ed. by B. Meyer and A. Moor. Bloo-mington and Indianapolis: Indiana University Press, 2006. Р. 207—227.

21. Zayani M. The Al Jazeera Phenomenon: Critical Perspectives on New Arab Media. L., 2005. 232 p.

22. КостинскийА. 11 Сентября в Интернете [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svoboda.org/programs/sc/2001/sc.100201.asp. (Дата обращения: 1.10.2017)

23. Думанли И. Извинится ли Голливуд перед мусульманами? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/izlagepus. (Дата обращения: 1.10.2017)

24. Мухаметов А. Р. Глобализация стимулирует пробуждение исламского мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.muslim.ru/1/cont/20/48/779.htm. (Дата обращения: 1.10.2017)

25. Нуриев И. Голливуд «раскручивает» образ «врага-мусульманина» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/enemy. (Дата обращения: 1.10.2017)

26. Hofheinz A. Islam and the Internet: Progress or Radicalization? [Electronic resource]. URL: http://ummatoday.islamonline.net/English/artculture/2004/11/article10.shtml. (Date of the application: 1.10.2017)

27. Online Jihad: OSINT AQ - Monitoring Jihadist Online Communities [Electronic resource]. URL: http://onlinejihad.wordpress.com. (Date of the application: 1.10.2017)

References

Baudrillard, J. (1993) The Transparency of Evil. Essays on Extreme Phenomena, London-New York: Verso.

Baudrillard, J. (2016) Duh terrorizma. Vojny v zalive ne bylo, Moscow: RIPOL klassik. Bell, G. B. (1978) International Terrorism in Contemporary World, Westport: Greenwood Press.

Bell, G. B. (1978) Terrorist Script and Live-Action Spectaculars, Columbia Journalism Review, May-June, pp. 47—50. Bunt, G. G. (2000) Virtually Islam: Computer-Mediated Communication and Cyber Islamic

Environments, Cardiff: University of Wales Press. Bunt, G. R. (2003) Islam in the digital age: e-jihad, online fatwas and cyber Islamic environments. Critical Studies on Islam, London: Pluto Press.

Dugin, A. G. (2014) Noomahija. Vojny uma. Logos Evropy. Sredizemnomorskaja civiliza-cija vo vremeni i prostranstve, Moscow: Akademicheskij proekt.

Dumanli, I. (2015) Izvinitsja li Gollivud pered musul'manami?, available from: http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/izlagepus (accessed: 01.10.2017)

Hofheinz, A. (2004) Islam and the Internet: Progress or Radicalization?, available from http://ummatoday.islamonline.net/English/artculture/2004/11/article 10. shtml (accessed: 1.10.2017)

Ignatenko, A. (2005) Neverie v Allaha - osnovanie dlja ubijstva, Komsomol'skaja Pravda, 17 nojabrja.

Kissinger, H. A. (2007) The Icon and the Eagle, Tribune Media Services, march 20.

Kostinskij, A. (2010) 11 Sentjabrja v Internete, available from: http://www.svoboda.org/programs/sc/2001/sc. 100201.asp (accessed 01.10.2017)

Meyer, B., Moor, A. (2006) Religion, Media, and the Public Sphere, Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press.

Minin, C. (2009) Hantington okazalsja prav, NG-Religii, 5 avgusta.

Muhametov, A. R. (2015) Globalizacija stimuliruet probuzhdenie islamskogo mira, available from http://www.muslim.ru/1/cont/20/48/779.htm (accessed: 1.10.2017)

Nuriev, I. (2015) Gollivud «raskruchivaet» obraz «vraga-musul'manina», available from http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/enemy (accessed: 1.10.2017)

Online Jihad: OSINT AQ - Monitoring Jihadist Online Communities (2017), available from: http://onlinejihad.wordpress.com (accessed: 1.10.2017)

Pallacken, A. W. (2010) Memetics of the Computer Universe Based on the Quran, Software Engineering & Application, vol. 3, pp. 728—735.

Religion and Mass Media: Audience and Adaptations (1996), D. A. Stout, J. M. Buddenbaum (eds), New Delhi: SAGE Publications.

Rubina, D. (2007) «Evropu vzorvut... matki arabskih zhenshhin, Argumenty i fakty, no. 51 (1416), 19 dekabrja.

Sibgatullin, A. (2010) Islamskij internet, Moscow: Medina.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Smirnov, G. S. (2010) Noosfera v vek global'nyh katastrof, Vestnik Ivanovskogo gosu-darstvennogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki, no. 2, pp. 74—91.

Vajnmann, G. (2008) Terakt kak «teatral'naja postanovka» na scene SMI, America. gov., 16 oktjabrja.

Vitjuk, V. V. (1993) Nekotorye aspekty terrorizma v kontekste sovremennyh konfliktnyh situacij (soobrazhenija terrologov), Terrorizm, no. 4, pp. 63—74.

Zayani, M. (2005) The Al Jazeera Phenomenon: Critical Perspectives on New Arab Media, London: Pluto Press.

Zhuravskij, A. (2003) Vojna v Irake: virtual'naja pravda i real'noe zlo, Sedmica, 24 marta.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.