МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-2/2017 ISSN 2410-700Х
Таким образом, авторы при изложении данного материале не однократно указывали, что сложность сборочного чертежа, формат и контрольные вопросы для защиты модуля определяет преподаватель. Каждый из вариантов задания индивидуален и подобран в зависимости от компетенций по той или иной специальности.
Список использованной литературы:
1. Н.Н. Кирпичникова, В.В. Никольский. Банк заданий и выполнение чертежей на ПК. МНЖ Инновационная наука. 2017. №2- 1,С.61-64
2. Н.Н. Кирпичникова, В.В. Никольский. Выполнение сборочного чертежа и спецификации. М.- МГТУ им. Н.Э. Баумана 2012, 20 С.
© Никольский В.В., Кирпичникова Н.Н., 2017
УДК 004.87.5+004.056.52
А.С. Панасенко
ГБОУ «Лицей № 1557» г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ БЕСКОНТАКТНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАРТ
Аннотация
В статье рассмотрено применение систем контроля и управления доступом (СКУД) в учебных заведениях. Предложена типовая схема универсальной информационной системы школы на основе бесконтактных смарт-карт. Описаны различные преимущества использования предложенной системы, как с точки зрения обеспечения безопасности, так и для повышения эффективности учебного процесса.
Ключевые слова
Бесконтактная смарт-карта, СКУД, информационная система, учебное заведение.
В настоящее время большое распространение получили смарт-карты, т. е. пластиковые карты со встроенной микросхемой. Обычно они содержат микропроцессор и операционную систему, контролирующую доступ к объектам в памяти. Назначение интеллектуальных карт - аутентификация пользователей, хранение ключевой информации и проведение простых криптографических операций.
Простейшие автоматизированные карты со встроенным чипом немецкие инженеры Гельмут Греттруп и Юрген Деслоф изобрели еще в 1968 г. С тех пор отрасль смарт-карт стала быстро развиваться, и к началу 1980-х годов было запатентовано более 1200 изобретений, относящихся к смарт-картам.
Уже в 1983 г. впервые ввели массовое использование смарт-карт во Франции для оплаты телефонных разговоров. Электронные денежные системы, основанные на технологии интеллектуальных карт, стали активно применяться в Европе в середине 1990-х годов, а с распространением мобильных телефонов, содержащих СИМ-карты, они стали повсеместными. С каждым годом смарт-карты все более прочно укрепляются в нашей жизни, все обширнее становится зона их использования [1].
Помимо контактных смарт-карт, существуют интеллектуальные карты с бесконтактным интерфейсом, которые также становятся все более популярными. Их используют для оплаты покупок и проезда в общественном транспорте, распознавания личности и логистики в различных сферах.
Бесконтактные смарт-карты также используют в роли идентификатора в системах контроля и управления доступом. Такие системы регулируют процесс входа-выхода с какой-либо защищаемой территории. В задачи СКУД входит ограничение доступа и идентификация проходящих лиц, учет рабочего времени, расчет заработной платы в зависимости от времени, проведенного на рабочем месте, и т. д.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-2/2017 ISSN 2410-700Х_
Фактически СКУД представляет собой совокупность программно-аппаратных технических средств безопасности, включая [2]:
• преграждающие устройства: шлагбаумы и турникеты, препятствующие несанкционированному проходу на территорию;
• контроллеры, управляющие работой системы контроля доступа и, в частности, определяющие, возможен ли проход какого-либо лица через конкретное преграждающее устройство в конкретный момент времени;
• идентификаторы, которые несут индивидуальную информацию пользователей; они могут принимать вид смарт-карты, чипа, графического кода; идентификатор есть у каждого, имеющего право проходить на закрытую территорию, именно его наличие определяет право прохода на территорию;
• считыватели - устройства, взаимодействующие с идентификаторами и передающие содержащуюся в идентификаторе информацию контроллеру для анализа.
Форма и исполнение аппаратных модулей СКУД зависят от требований по защите конкретного предприятия [3]. Различные интерпретации СКУД используются в общественных местах, офисах, транспорте и учебных учреждениях.
Поскольку смарт-карты, как было сказано выше, получили широчайшее распространение, проблемой становится именно наличие большого числа смарт-карт у конкретных лиц. При наличии смарт-карт различного назначения теряется практичность работы с ними, которая является важной причиной их использования.
Поэтому значительно более удобным выглядит использование универсальной карты, принадлежащей конкретному человеку и связанной с его банковским счетом, медицинской картой и т. д. Очевидно, что такая карта будет обладать большой ценностью, не меньшей, например, чем ценность паспорта; а в перспективе, может быть, такая смарт-карта даже заменит его. Удобство универсальной карты будет в ее компактности. Возможно поместить туда информацию со страхового полиса, банковского счета, паспортные данные, пропуска на работу и проезд, карты лояльности различных предприятий торговли и т. п.
Сейчас школы оснащаются новым оборудованием, в них в корне перестраивается система доступа и контроля безопасности. Внешний облик учебных учреждений сильно изменился за последние десять лет из-за внедрения технических достижений; например, в большое количество школ Москвы возможен проход лишь по специальной или социальной картам.
Функция специальной карты - контроль доступа в учреждение, уведомление родителей о проходе ребенка через школьный турникет, оплата питания. Таким образом, каждый ученик Московского региона обладает, как минимум, одной смарт-картой. В будущем СКУД на основе индивидуальных смарт-карт будут развиваться и дальше, обеспечивая удобство и безопасность.
Стоит помнить, что различные государственные учреждения дополнительного образования тоже имеют свою систему прохода, т. е. для них требуется еще одна отдельная карта. Здесь мы снова сталкиваемся с накоплением смарт-карт.
Итак, в систему использования смарт-карт можно ввести некоторые изменения для еще большей безопасности и практичности. Некоторые новые возможности системы контроля и управления доступом смогут значительно усовершенствовать систему использования интеллектуальных карт вне и внутри учебного заведения. Для таких целей можно предложить следующие изменения.
Как уже упоминалось, универсальная карта будет во многом удобна, ее можно будет использовать как идентификатор во всех СКУД повсеместно, в том числе и в учебных учреждениях. Таким образом, индивидуальную карту школьника и специальную городскую карту можно заменить универсальной.
Кроме того, стоит усовершенствовать процессы прохода внутрь и наружу. Чтобы учащиеся не покидали заведение до окончания последнего урока, турникет не будет пропускать их раньше окончания учебного процесса без предварительно оформленного разрешения на то классного руководителя. В таком случае охранник или другой ответственный за пользование системой безопасности может пропустить ребенка, отметив в управляющем компьютере, что тот вышел по уважительной причине.
Использование единой базы данных (БД), к которой подключена СКУД, предоставляет различные дополнительные возможности. Например, с целью борьбы с прогулами, с помощью единой БД можно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-2/2017 ISSN 2410-700Х_
проводить автоматическую проверку присутствия всех учащихся в школе. Если ребенок так и не вошел в школу до начала уроков без уведомления классного руководителя, родителям и ответственному учителю должно приходить извещение об этом, причем отправка извещений также может быть автоматизирована. В случае же, если учащийся не появился по причине болезни или аналогичной уважительной причине, родители должны проинформировать об этом классного руководителя, чтобы он в базе данных отметил учащегося, как временно неспособного на обучение.
В целях противодействия несанкционированному доступу в различные помещения школы и для повышения эффективности учебного процесса может быть ограничен проход в специальные помещения школы, такие как: учительские, лаборантские, кабинеты информатики, классы, где проходят контрольные и аттестационные работы, а также служебные помещения (см. рис. 1).
Г
Сервер управления и БД
Запасные выходы
Классы проч
, лаборатор| 1е помещени
ии и
я
Главный вход
Внешний периметр
Проход на территорию
Столовая
Здание школы
Рисунок 1 - Схема применения СКУД в учебном заведении
СКУД может применяться и в целях экономии электроэнергии: считыватель бесконтактных смарт-карт может находиться возле каждого класса, тогда кабинет автоматически будет закрываться при выходе учителя, а при обеспечении соответствующей интеграции могут отключаться электроприборы в классе: освещение, электронная доска, проектор, видеокамеры наблюдения, компьютер учителя и т. д.
Наличие считывателей в классах позволит сопоставлять присутствие учеников на уроке с присутствием их в школе. Так возможность прогула конкретных уроков уменьшится, а также то, что раньше было работой учителя - отметка посещаемости, будет заполняться автоматически.
Стоит и обсудить такую проблему, как питание учеников. Организация питания в образовательных учреждениях - сложная система, рассмотрим ее подробнее.
В частности, ученик имеет право заказывать одноразовое или двухразовое питание ежедневно или периодически. Некоторое время назад была введена система покупки питания ежедневно, но потом ее неудобство было замечено. Приготовленных порций может быть слишком много, или, напротив, мало, продуктов может уйти лишнее количество, школьные ресурсы растрачиваются впустую, а ученики все-таки могут иногда остаться без еды. Таким образом, количество выдаваемых порций строго установлено. Если учащийся по уважительной причине не пришел на учебу, то оплаченный им день питания пропадает.
Чтобы не происходило описанных выше проблем с питанием в школе, стоит связать систему питания
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-2/2017 ISSN 2410-700Х
с электронной системой: если учитель до начала занятий отметил обучающегося как отсутствующего по уважительной причине, его порция не оплачивается, а по окончании месяца родителям на банковскую карту приходит остаток от денег, которые были изначальной платой за питание, что также может быть автоматизировано.
Данные коррективы изменят обычный уклад школьной жизни. Будут ли они удобными? Всего за последние десять лет школы оснастились электронными досками, а автоматизированные системы контроля доступа внедряются в школы в последние годы. Школы меняются на глазах, сам процесс образования полностью модернизируется. Все приспосабливается ко времени, еще совсем недавно ученики не носили с собой социальные карты и не знали, что на проходе в школу может стоять турникет.
Во время обучения последнего поколения школы сильно изменились. Теперь электронные системы помогают, например, бороться с прогулами: уйти незамеченным с уроков стало невозможно, так как автоматизированная система поможет определить это и даже отправит сообщение родителям. С другой стороны, некоторые ученики жалуются на недоверие - видеокамеры находятся в раздевалке, у школы, на выходе и в некоторых кабинетах. Однако прочие аспекты технического прогресса, такие как оснащение новых лабораторий, электронные доски, индивидуальные компьютеры и уроки информатики не вызывают подобной реакции. В школах начали обучать программированию, научные фильмы входят в программы уроков. Робототехника уже не является новинкой для учеников, некоторые из них сотрудничают с корпорациями, их изобретения находят применение.
Рано или поздно элементы СКУД и автоматизированного контроля посещаемости тоже станут привычными и системы, подобные описанной в этой статье, найдут свое место в учебных учреждениях. Сложно спрогнозировать, что произойдет с системами образования и безопасности через следующие десять лет.
Список использованной литературы:
1. Смарт-карта. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // http://ru.wikipedia.org.
2. Алешин А. Техническое обеспечение безопасности бизнеса. - М.: Дашков и Ко, 2012 - 160 с. - ISBN 9785-394-01863-3.
3. ГОСТ Р 51241-2008. Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний. - М.: Стандартинформ, 2008.
© Панасенко А.С. , 2017
УДК 656.56
А.Ю. Плотников
магистр, 2 курс, факультет ПСиЭСТТ, кафедра «Нефтепродуктообеспечение и газоснабжение» РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина
А.Ю. Зиборов магистр, 2 курс, факультет ПСиЭСТТ, кафедра «Нефтепродуктообеспечение и газоснабжение» РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина
А.А. Трифонов магистр, 2 курс, факультет ПСиЭСТТ, кафедра «Нефтепродуктообеспечение и газоснабжение» РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина
ОСУШКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ КОМПРЕССОРНЫХ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЙ
В настоящее время природный газ прочно занял ведущие позиции на топливно-энергетическом рынке.