Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ И АНАЛИЗ БОЛЬШИХ ДАННЫХ О СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТОРОВ ДОЛЖНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ И АНАЛИЗ БОЛЬШИХ ДАННЫХ О СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТОРОВ ДОЛЖНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ / АНАЛИЗ БОЛЬШИХ ДАННЫХ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / INFORMATION TRANSPARENCY / BIG DATA ANALYSIS / TRANSPARENCY / ENTREPRENEURSHIP / FINANCIAL REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замышляева Евгения Леонидовна, Парушина Наталья Валерьевна

Проблема формирования прозрачного информационного пространства в эпоху цифровых трансформаций является одной из актуальных проблем современности. Система предпринимательства является основой частного сектора бизнеса и налогообразующим сектором экономики. От его устойчивого и эффективного развития зависит благосостояние страны и социальная стабильность. Глобальные инициативы мировых сообществ и объединений направлены на развитие цифровизации, прозрачность данных, умное регулирование, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями. Обеспечение прозрачности данных для проведения исследований в сфере предпринимательства обеспечивается на основе информационной открытости, анализа больших данных и регулирования составления должной финансовой отчетности. Цель статьи заключается в раскрытии концепции транспарентности и доверия к отчетности в эпоху применения цифровых технологий и принципов коммуникационного взаимодействия международных организаций по информатизации и поддержке предпринимательских систем. На основе массивов данных Всемирного банка составлены группировки, построены временные ряды, проведено рейтингование индикаторов состояния системы предпринимательства в странах-лидерах по созданию наиболее благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса. Показана зависимость между показателями легкой регистрации бизнеса, создания новых предприятий, снижения налоговой ставки на прибыль и открытостью данных для пользователей. Авторы аргументируют предложения по формированию должной финансовой отчетности для наполнения аналитических озёр. В качестве должной финансовой отчетности поддерживается инициатива по разработке интегрированной отчетности и сбора данных для анализа о нефинансовых показателях деятельности предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Замышляева Евгения Леонидовна, Парушина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TRANSPARENCY AND ANALYSIS OF BIG DATA ON THE BUSINESS SYSTEM BASED ON REGULATORS OF PROPER FINANCIAL REPORTING

The purpose of the article is to reveal the concepts of transparency and trust in reporting in the era of the application of digital technologies and the principles of communication interaction of international organizations for informatization and support of business systems. The problem of forming a transparent information space in the era of digital transformations is one of the pressing problems of our time. The enterprise system is the foundation of the private business sector and the tax-forming sector of the economy. The country's welfare and social stability depend on its sustainable and effective development. Global initiatives of world communities and associations are aimed at developing digitalization, data transparency, smart regulation, creating an accessible environment for people with disabilities. Data transparency for conducting research in the field of entrepreneurship is ensured on the basis of information transparency, big data analysis and regulation of the preparation of proper financial statements. Based on the World Bank data arrays, groups were compiled, time series were built, and indicators of the state of the enterprise system in the leading countries were rated to create the most favorable conditions for starting and running a business. The relationship between the indicators of easy business registration, the creation of new enterprises, the reduction of the tax rate on profit and the openness of data to users is shown. The authors justify the proposals for the formation of proper financial statements to fill the analytical lakes. As an appropriate financial reporting, the initiative to develop integrated reporting and data collection for the analysis of non-financial performance indicators of business entities is supported.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ И АНАЛИЗ БОЛЬШИХ ДАННЫХ О СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТОРОВ ДОЛЖНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

УДК: 332.122 DOI: 10.22394/2071-2367-2020-15-1-162-185

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ И АНАЛИЗ БОЛЬШИХ ДАННЫХ О СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТОРОВ ДОЛЖНОЙ ФИНАНСОВОЙ

ОТЧЕТНОСТИ

Замышляева ЕЛ, Парушина Н.В.1

Аннотация. Проблема формирования прозрачного информационного пространства в эпоху цифровых трансформаций является одной из актуальных проблем современности. Система предпринимательства является основой частного сектора бизнеса и налогообразующим сектором экономики. От его устойчивого и эффективного развития зависит благосостояние страны и социальная стабильность. Глобальные инициативы мировых сообществ и объединений направлены на развитие цифровизации, прозрачность данных, умное регулирование, создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями. Обеспечение прозрачности данных для проведения исследований в сфере предпринимательства обеспечивается на основе информационной открытости, анализа больших данных и регулирования составления должной финансовой отчетности. Цель статьи заключается в раскрытии концепции транспарентности и доверия к отчетности в эпоху применения цифровых технологий и принципов коммуникационного взаимодействия международных организаций по информатизации и поддержке предпринимательских систем. На основе массивов данных Всемирного банка составлены группировки, построены временные ряды, проведено рейтингование индикаторов состояния системы предпринимательства в странах-лидерах по созданию наиболее благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса. Показана зависимость между показателями легкой регистрации бизнеса, создания новых предприятий, снижения налоговой ставки на прибыль и открытостью данных для пользователей. Авторы аргументируют предложения по формированию должной финансовой отчетности для наполнения аналитических озёр. В качестве должной финансовой отчетности поддерживается инициатива по разработке интегрированной отчетности и сбора данных для анализа о нефинансовых показателях деятельности предпринимательских структур.

Ключевые слова: информационная прозрачность, анализ больших данных, транспарентность, предпринимательство, финансовая отчетность.

Замышляева Евгения Леонидовна — аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, адрес: 302028, г. Орел, б. Победы, д. 5а, e-mail: [email protected] Парушина Наталья Валерьевна — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, адрес: 302028, г. Орел, Панчука, д. 1, e-mail: [email protected]

INFORMATION TRANSPARENCY AND ANALYSIS OF BIG DATA ON THE BUSINESS SYSTEM BASED ON REGULATORS OF PROPER FINANCIAL

REPORTING

ZAMYSHLYAEVA E.L. - Postgraduate student of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

PARUSHINA N.V. - Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the article is to reveal the concepts of transparency and trust in reporting in the era of the application of digital technologies and the principles of communication interaction of international organizations for informatization and support of business systems. The problem of forming a transparent information space in the era of digital transformations is one of the pressing problems of our time. The enterprise system is the foundation of the private business sector and the tax-forming sector of the economy. The country's welfare and social stability depend on its sustainable and effective development. Global initiatives of world communities and associations are aimed at developing digitalization, data transparency, smart regulation, creating an accessible environment for people with disabilities. Data transparency for conducting research in the field of entrepreneurship is ensured on the basis of information transparency, big data analysis and regulation of the preparation of proper financial statements. Based on the World Bank data arrays, groups were compiled, time series were built, and indicators of the state of the enterprise system in the leading countries were rated to create the most favorable conditions for starting and running a business. The relationship between the indicators of easy business registration, the creation of new enterprises, the reduction of the tax rate on profit and the openness of data to users is shown. The authors justify the proposals for the formation of proper financial statements to fill the analytical lakes. As an appropriate financial reporting, the initiative to develop integrated reporting and data collection for the analysis of non-financial performance indicators of business entities is supported.

Keywords: information transparency, big data analysis, transparency, entrepreneurship, financial reporting.

Введение. Руководители компаний с оптимизмом оценивают ближайшие будущие перспективы развития своего бизнеса. Их настроение не зависит от геополитической нестабильности, нарушений правил корпоративного поведения и сокращения рабочих мест из-за развития искусственного интеллекта. Современная политика корпоративного управления нацелена на устойчивое развитие бизнеса. Концепция устойчивого развития

основана на принципах открытости, доступности, достоверности, релевантности информации для пользователей и вовлеченности всех заинтересованных сторон в цепочку создания стоимости.

В мире цели устойчивого развития получили поддержку у участников Глобального договора ООН. Политика устойчивого развития — это крупнейшая в мире инициатива в области корпоративной устойчивости и главная инициатива ООН по взаимодействию с частным сектором экономики. Глобальная инициатива по отчетности представляет собой документ в сфере нормотворчества по отчетности в области устойчивого развития. Этот источник широко используется в мире для разработки и принятия стандартов отчетности в области устойчивого развития. Инициатива в сфере устойчивого развития экономики широко вовлекает во все процессы частный бизнес, цели которого направлены на повышение прозрачности информации, обеспечение инклюзивной и устойчивой глобальной экономики.

Участники бизнес-системы всех форм и размеров имеют возможность реально участвовать в создании успешного общества, одновременно выполняя корпоративные цели по формированию личных и общественных ценностей и достижению конкурентных преимуществ на рынках. Демонстрация успехов в области реализации политики устойчивого развития происходит путем детального раскрытия информации для заинтересованных лиц о своих конкурентных преимуществах. Так достигаются привлечение инвесторов, вовлеченность стейкхолдеров в цепочку создания стоимости и понимание целей компании в области устойчивого развития. В итоге растет доверие к системе управления предпринимательством в мире.

Ранее регламенты по формированию финансовой отчетности регулировали минимальный формат сведений о деятельности компании, который должен был раскрываться и анализироваться. В настоящее время правовые инициативы направлены на составление интегрированной отчетности. Это сводная отчетность для всестороннего аналитического чтения. Она интегрирует в себе результаты реализации всех целей устойчивого развития и показатели деятельности компании в сфере финансов, экологии и социальной политики с учетом влияния рисков.

Интегрированная отчетность является своего рода информационной базой данных о бизнесе, которую можно использовать для анализа на всех уровнях экономических систем. Она содержит массив необходимой информации о финансовой, экономической, экологической, репутационной, налоговой деятельности. Аналитические сведения и модели интегрированной отчетности применяются для построения моделей факторного анализа и расчета факторного влияния.

Разные страны и компании мира находятся в неодинаковом правовом поле для составления интегрированной отчетности и ее представления заинтересованным пользователям. Государственные структуры разрабатывают нормативные документы, которые определяют требования при составлении и раскрытии финансовой отчетности для контроля бюджетной и налоговой политики и сбора аналитических данных. Правовая инициатива в области развития частного бизнеса в отдельных странах слаба. Поддержка малого бизнеса и формирование благоприятного правового поля для получения информации, ее использования и обработки не входят в законодательные директивы государства.

Хотя создание надлежащих условий и провозглашение политики доверия к управлению бизнесом позволят получать тематические массивы данных. Они могут использоваться в мировых рейтингах, статистикой и менеджментом компаний для принятия эффективных решений по управлению глобальными и локальными экономическими системами.

В статье дана оценка усилий международных организаций и мирового сообщества по информированию государственных структур и бизнеса об использовании правовых инициатив в области финансовой отчетности. Раскрыты правовая практика и отношение компаний в разных странах к политике сбора, раскрытия и анализа больших данных о деятельности компаний. Обобщены попытки государства по введению международных стандартов и поддержке мировых инициатив по разработке транспарентной финансовой отчетности для анализа больших сведений.

Обзор литературы. В последние годы о транспарентности говорят и пишут еще больше. Согласно терминологии в переводе с англ. transparent от лат. trans — прозрачный, насквозь очевидный, понятный, честный. Преимущественно этот термин используется для раскрытия и анализа сведений о предпринимательских системах в финансовой отчетности. Именно финансовая отчетность является источником получения данных для анализа, статистики и экономико-математического моделирования. На ее же основе формируются рейтинги, проводятся мониторинги, разрабатываются стратегии. И от того, какой политики придерживается менеджмент или государственные структуры по раскрытию данных, зависит формирование глобального информационного пространства в период цифровизации всей общественной формации.

Транспарентность финансовой отчетности выполняется при соблюдении требований правовых регламентов при составлении и представлении финансовой отчетности. «Движение в ногу с новыми правилами и стандартами» является приоритетным вызовом цифровой современности как в Европе, так и во всем мире. Причем это касается как крупного, так и среднего, и малого бизнеса. По сведениям IFAC, в Европе 61% представителей малого и среднего бизнеса отмечают проблемы применения стандартов учета и отчетности, в глобальном формате о необходимости следования стандартам говорят 45% респондентов. По мнению Пола Томпсона1, директора Европейской федерации бухгалтеров и аудиторов, для малых и средних предприятий необходимо требовать более активной пропаганды, направленней на регуляторы и устанавливающей стандарты в области профессиональной информатизации, чтобы замедлить темпы изменений и уменьшить сложность и объем бизнеса. Будущей политикой стран должно стать укрепление доверия к финансовой и нефинансовой информации.

Тема транспарентности финансовой отчетности была в фокусе последнего Саммита G20 в 2018 году. Три приоритета были отмечены Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) по результатам саммита: умное регулирование, повышенная прозрачность и инклюзивный рост. Они необходимы для глобального экономического прогресса. В этой связи Фаиз Чоудхури2, генеральный директор IFAC, отмечает, что низкий уровень доверия к бизнесу

1 Thompson P. How Do European SMPs Compare to the Global Picture - URL: http://www.ifac.org/global-knowledge-gateway/practice-management/discussion/how-do-european-smps-compare-global-picture (дата обращения: 26.12.2019).

2Smart regulation, heightened transparency and inclusive growth The Global Accountancy Profession's

угрожает экономической и политической стабильности. Лидеры в правительстве и бизнесе должны работать вместе, чтобы поддержать доверительное управление и сотрудничать для эффективной государственной политики, которые повышают доверие к институтам, поддерживающим глобальную экономику.

Современная концепция транспарентности финансовой отчетности подразумевает следующее. Информационное регулирование должно эффективно поддерживать интерес общественности посредством целенаправленной концепции, эффективной разработки и совершенного осуществления.

Для достижения умного регулирования страны G20 должны: разработать и принять последовательное, всеобъемлющее и высокое качество регулирования; создать последовательную, прозрачную глобальную нормативную и информационную среду, которая ограничивает расхождения и разные толкования в законодательстве; применять международно признанные стандарты финансовой отчетности в целях укрепления доверия и стабильности в мировой финансовой системе.

В направлении повышения транспарентности финансовой отчетности страны G20 придерживаются следующей политики регулирования. В государственном и частном секторах приоритет должен быть отдан надежной и прозрачной отчетности. Эти факторы являются ключевыми, чтобы заработать доверие общества, вести борьбу с коррупцией, поддерживать профессиональный имидж. Для повышения прозрачности в мировой экономике страны G20 должны: укреплять систему управления в государственном и частном секторах; составлять интегрированную отчетность; расширять государственный сектор финансового управления; сотрудничать в борьбе с коррупцией.

Реализация благоприятной правовой среды должна обеспечивать поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья и доступ таких лиц к обмену и получению информации в цифровом пространстве.

Концепцию транспарентности с позиций информатизации пространства данных о бизнесе, раскрытия сведений в финансовой отчетности, аналитической обработки данных для построения экономико-математических моделей и зависимостей поддерживают зарубежные и российские авторы.

Lydia Bals, Wendy Tate1 отмечают необходимость исследования устойчивости развития экономики на основе интеграции экономических, социальных и экологических данных о развитии бизнеса. Авторы отмечают, что немногие ученые исследовали устойчивость путем взаимосвязи экономических, социальных и экологических показателей. K Maas, S Schaltegger, N. Crutzen2 дополняют и связывают понятия управление, устойчивость, учет, отчетность и

Call to Action for G20 Countries. Ten Recommendations Ahead of the 2018 G20 Summit - URL: https://www.ifac.org/system/files/publications/files/IFAC-G20-Call-to-Action-2018.pdf (дата обращения: 20.12.2019).

1 Bals L., Tate W. (2016). Implementing Triple Bottom Line Sustainability into Global Supply Chains. London. Routledge, 394p. - URL: https://doi.org/10.4324/9781351285124 (дата обращения: 20.12.2019)

2 Maas K., Schaltegger S., Crutzen N.(2016) Reprint of Advancing the integration of corporate sustainability measurement, management and reporting Journal of Cleaner Production, Volume 136, Part A, 10 November 2016, P. 1-4 - URL: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2016.06.006.(дата обращения: 16.11.2019).

контроль. Авторы указывают, что к проблеме устойчивости необходимо подходить с системных информационных позиций на основе взаимосвязи политики управления, учета, отчетности и контроля. Riccardo Stacchezzini,Gaia Melloni, Alessandro Lai1 считают, что необходимо ломать стереотипы составления традиционной финансовой отчетности и переходить к интегрированной отчетности. Авторы считают, что фирмы предоставляют ограниченное прогнозное и количественное раскрытие информации. Они слабо раскрывают социальные и экологические результаты деятельности. В то же время результаты исследований авторов показывают, что стимулирование бизнеса на всех уровнях управления позволяет менеджерам правильно принять управленческие решения по устойчивому развитию.

Прозрачность данных и управление доверием - это новая основа управления бизнесом. Так считают Denise Linda Parris, Jennifer L. Dapko, Richard Wade Arnold, Danny Arnold2. Авторы уделяют внимание фундаментальной стороне транспарентности финансовой отчетности. Они дают критический анализ понятию транспарентности, обобщают литературу, методологию, концепцию, описывают значимость транспарентных сведений для повышения устойчивости развития бизнеса. Авторы делают важный вывод о том, что раскрытие данных о фирме является стратегией ответственного организационного управления бизнесом в настоящее время. Бухгалтерский учет как функция управления увязывается с политикой ответственности, которая должна соблюдаться в компании. Именно ответственное отношение к ведению учета и составлению прозрачной и полной отчетности для пользователей в ракурсе интеграции экономической, социальной и экологической составляющей позволяет решить глобальную проблему современности - вымирание всего живого на планете. Данной концепции придерживаются Jill Atkins, Warren Maroun3_. Авторы отмечают: «в настоящее время мы переживаем то, что часто называют шестым периодом массового вымирания на планете Земля, вызванного, несомненно, влиянием человеческой деятельности и бизнеса на природу. Ученые исследуют освободительную роль бухгалтерского учета в предотвращении вымирания и объединяют связь в механизмах бухгалтерского учета и отчетности, которые, работая вместе, могут предотвратить вымирание видов. Это возможно на основе раскрытия информации о бизнесе, изучения цифр и факторов и принятия правильных управленческих решений во всех сферах. Цифровизации информации помогает позиция руководства государства по регулированию стандартов управления большими массивами данных.

Также известны авторы, увлекающиеся данной проблематикой: Maas K., Schaltegger S.,

1 Stacchezzini R., Melloni G., Lai A.(2016) Sustainability management and reporting: the role of integrated reporting for communicating corporate sustainability management Journal of Cleaner Production. - Volume 136. - Part A, 10 November. - 2016. - P. 102-110 - URL: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2016.01.109_ (Дата обращения: 27.12.2019).

2 Parris, D.L., Dapko, J.L., Arnold, R.W., Arnold D., (2016) Exploring transparency: a new framework for responsible business management, Management Decision, Vol. 54. - Issue: 1. - pp.222- 247. - URL: https://doi.org/10.1108/M D-07-2015-0279 (Дата обращения 27.12.2019).

3 Atkins, J., Maroun, W., (2018) "Integrated extinction accounting and accountability: building an ark", Accounting, Auditing & Accountability Journal, Vol. 31. - Issue: 3. - P.750-786. - URL: https://doi.org/10.1108/AAAJ-06-2017-2957 (Дата обращения 28.12.2019).

Crutzen N.1 , Bloom R.2, Beck C., Dumay J., Frost G.3, Брэдлоу Дэниел, Д.4.

Российские ученые изучают учетно-информационные системы с позиций информационного ресурса, придерживаясь стандартов IFAC, которые применяются в частном и государственном секторе. Развитие отчетности ими видится в формировании интегрированной отчетности, которая включает экономические, социальные и экологические сведения о бизнесе. При составлении отчетности реализуется принцип транспарентности и доверия пользователей.

Интегрированная отчетность рассматривается в работах Мельник М.В.5 , Ефимовой О.В.6, Никифоровой Е.В.7. По мнению авторов, эта отчетность ориентирована не только на интересы собственников компании, но и учитывает запросы стейкхолдеров. Путем вовлечения всех заинтересованных лиц в бизнес достигается взаимопонимание относительно цепочки создания стоимости и вклада каждой стороны в бизнес. В этот же процесс вовлечено и государство как главный регулятор происходящих цифровых перемен в экономике и обществе. В процессе достижения единой цели по приращению ценности компании обеспечивается прозрачность сведений для всех сторон. Для такой отчетности не существует ограничений, она имеет рамочные регламенты, которые содержат общие требования к ее формированию и доступности. А содержание такой отчетности является основой формирования стратегии устойчивого развития компании в эпоху цифровизации данных и повышения аналитической составляющей управленческих решений.

Разработки в области интегрированной отчетности находятся на этапе рекомендаций, поступающих от профессиональных сообществ и зарубежного бизнеса. В России ведется учет компаний, которые составляют интегрированную отчетность в Национальном Регистре

1 Maas K., Schaltegger S., Crutzen N. (2016) Integrating corporate sustainability assessment, management accounting, control, and reporting Journal of Cleaner Production Volume 136, Part A, 10 November 2016. - P. 237- 248 URL:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2016.05.008 (дата обращения 28.12.2019).

2 Bloom, R. (2018) Conservatism in Accounting: A Reassessment. Accounting Historians Journal: December. - 2018. - Vol. 45. - №2. - pp. 1- 15. - URL:https://doi.org/10.2308/aahj-10641(дата обращения 28.12.2019).

3 Beck, C., Dumay, J., Frost, G. (2017) In Pursuit of a 'Single Source of Truth': from Threatened Legitimacy to Integrated Reporting Journal of Business Ethics Springer Link March 2017. - Volume 141. - Issue 1. - pp 191 -205.

4 Брэдлоу Дэниел, Д. (2018) Оценка потенциала реформ системы глобального экономического управления. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - Т. 13. -№4. - С. 213-236. КиберЛенинка: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-potentsiala-reform-sistemy-globalnogo-ekonomicheskogo-upravleniya (дата обращения: 28.12.2019).

5 Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - №10. - С. 2-15.

6 Ефимова О.В. Публичная нефинансовая отчетность в России: проблемы и перспективы развития. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: история, современность и перспективы развития. Материалы XII международной научной конференции студентов, аспирантов, преподавателей. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. - Санкт-Петербург, - 2017. - С.25-30.

7 Никифорова Е. В. Методические подходы к подготовке отчетности об устойчивом развитии хозяйствующего субъекта// Учет. Анализ. Аудит. - 2015. - №4. - С. 75-80.

нефинансовых отчетов. На 17 января 2019 г. небольшая доля компаний составляет интегрированную отчетность и готова раскрыть все свои данные для мира (табл. 1).

Таблица 1 — Состояние информатизации системы предпринимательства по интегрированным отчетам компаний (17.01.2019)*

Table 1 — State of informatization of the enterprise system according to integrated company reports (January 17, 2019) *

Отраслевая принадлежность компаний Число компаний Количество отчетов

ИО ОУР СО ЭО Итого

Нефтегазовая 21 5 111 9 41 166

Энергетика 42 88 53 45 5 191

Металлургическая и горнодобывающая 20 15 42 55 3 115

Производство машин и оборудования 2 12 0 0 0 12

Химическая, нефтехимическая, парфюмерная 12 39 18 20 6 83

Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная 5 0 2 4 18 24

Производство пищевых и других потребительских товаров 10 0 29 23 0 52

Телекоммуникационная 11 6 12 22 0 40

Финансы и страхование 18 7 23 67 0 97

Жилищно-коммунальное хозяйство 5 2 0 14 1 17

Цементное производство и строительство 2 0 1 0 1 2

Образование, здравоохранение 6 0 1 12 0 13

Транспорт 5 1 5 12 6 24

Ритейл 2 1 3 0 0 4

Прочие виды услуг 4 0 7 11 0 18

Некоммерческие организации 7 0 7 32 0 39

ИТОГО 172 176 314 326 81 897

Отраслевые отчеты 4 0 1 26 0 27

ВСЕГО 176 176 315 352 81 924

*Источник: Российский союз промышленников и предпринимателей 11Р1.:1-|Нр7/рспп.рф^тр1ерадеЛ57

При таком подходе сформировать массив больших аналитических данных о системе предпринимательства будет сложно.

На сегодняшний день процесс информатизации бизнеса на основе формирования и представления интегрированной отчетности в России не регламентирован. Это в

большей степени инициатива бизнеса и ответственность руководства компании перед обществом и глобальными вызовами современности. Но политика доверительного управления бизнесом на основе транспарентности показателей о результатах деятельности не поддерживается на достаточном информационном уровне и в других странах мира.

О том, что отчетность должна быть информационно открытой на всех уровнях управления, пишут российские авторы: Вахрушина М.А.1, Малиновская Н.В.2. Авторы активно обсуждают в своих публикациях составление интегрированной отчетности для решения глобальных проблем выживаемости мира и цивилизации под влиянием меняющихся внешних факторов и угроз.

И если ранее авторы разрабатывали и предлагали для проведения системного анализа финансовые модели, то теперь моделирование базируется на анализе больших данных об интересах стейкхолдеров, построении аналитических информационных карт стейкхолдеров, вовлеченных в цепочку создания стоимости, определении факторов и разработке экономико-математических моделей влияния факторов на стоимость компании. Полемика ведется относительно понимания содержания акционерной стоимости компании. Ее ассоциируют с акционерной доходностью, рыночной ценой акций, добавленной стоимостью. Ивашковская И.В. 3 предлагает модель управления стоимостью организации на основе запросов потребностей стейкхолдеров. Стандартизация процессов раскрытия финансовой и нефинансовой информации в интегрированной отчетности и коммуникационное взаимодействие всех участников бизнеса позволят заполнить озёра аналитических данных о предпринимательских системах и строить не только финансовые модели. Можно будет оцифровать данные о рыночных показателях, регуляторной среде, бизнес-модели, политике преемственности и другие необходимые сведения для расчета влияния нефинансовых факторов на приращение ценности стоимости фирмы.

Исследования в этом аспекте только проводятся, и они определяют будущее глобальных цифровых преобразований.

Методы и методика исследования: Всемирный банк4 уделяет первостепенное внимание информационно-коммуникационным решениям в области развития. Они основаны на имеющихся аналитических данных и методиках оценки специалистов. По итогам происходящих в мире глобальных процессов и реформ сотрудники Всемирного банка сделали несколько важных выводов и заключений. Все реформы стимулирования предпринимательской активности осуществляются в целях создания рабочих мест. Это позволит побороть бедность и достичь устойчивого развития экономики. На основе

1 Вахрушина М.А. Стандартизация российского управленческого учета как условие его дальнейшего развития// Учет. Анализ. Аудит. - 2018. - №3. - С. 72-81.

2 Малиновская Н.В. Анализ корпоративной отчетности российских компаний на соответствие принципам интегрированной отчетности// Международный бухгалтерский учет. - 2016. - №15. -С. 17-30.

3 Ивашковская И.В. Стейкхолдерский подход к управлению, ориентированному на приращение стоимости компании// Корпоративные финансы. - 2012. - №1(21). - С 14-23.

4 The World Bank. http://www.worldbank.org/

сопоставления нормативного регулирования ведения бизнеса в 190 странах в рамках реализации проекта Всемирного банка под названием «Ведение бизнеса» формируется большой массив аналитических данных, с помощью которых правительства могут разрабатывать рациональную политику регулирования предпринимательства и поощрять изучение регуляторной среды для компаний. Доклад Всемирного банка содержит рейтинг стран по общей «благоприятности условий ведения бизнеса» и анализ реформ нормативного регулирования ведения бизнеса. По результатам оценки можно увидеть страны, которые добились улучшения своей предпринимательской среды. Эти ежегодно составляемые рейтинги побуждают страны к проведению полезных реформ, способствуют выработке справедливых, эффективных и прозрачных правил деятельности отечественного частного сектора. За 15 лет публикаций исследований Всемирного банка национальные правительства во всем мире провели более 3100 реформ в сфере ведения бизнеса. Созданы более благоприятные условия для открытия новых предприятий.

По убеждению Всемирного банка, раскрытие и анализ больших данных в интересах развития - это глобальное благо. И это раскрытие должно осуществляться на всех уровнях и для всех заинтересованных пользователей.

Если Всемирный банк позиционирует прозрачность информации о функционировании бизнеса, то существуют профессиональные международные организации, регулирующие и координирующие порядок и требования раскрытия сведений в финансовой отчетности. Финансовая отчетность компаний составляется по международным стандартам, которые разрабатывает Международная федерация бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC)1 определяет глобальную политику в области финансовой отчетности и аудита.

IFAC содействует внедрению высоких стандартов качества в деятельность аудиторов и бухгалтеров во всём мире, тем самым способствует формированию достоверной и прозрачной отчетности предпринимательских структур для заинтересованных лиц.

Для регламентации требований к финансовой отчетности, аудиту, профессии в составе IFAC функционирует несколько комитетов: Комитет по международным стандартам аудита и подтверждению достоверности информации (IAASB), Комитет по международным образовательным стандартам в области финансового учета и отчетности (IAESB), Комитет по международным этическим стандартам для бухгалтеров (IESBA), Комитет по международным стандартам финансового учёта и отчетности в государственном секторе (IPSASB). Для государственных предприятий разрабатываются и применяются свои регламенты в области финансовой отчетности. IFAC - активный участник программы Body Compliance: 2019 - программы по вопросам соблюдения норм и снижению комплаенс рисков. По вопросам утверждения и внедрения регуляторов финансовой отчетности IFAC взаимодействует с Признанными региональными организациями (Recognized Regional Organizations) и Признаваемыми бухгалтерскими группами (Acknowledged Accountancy Groupings).

Региональные организации и бухгалтерские группы содействуют доведению требований финансовой отчетности до страны и компаний.

international Federation of Accountants - URL:http://www.ifac.org/ (дата обращения: 10.11.2019)

Региональные организации включают: Бухгалтерский учет Европы (Accountancy Europe), Конфедерация азиатских и тихоокеанских бухгалтеров (Confederation of Asian and Pacific Accountants (CAPA)), Межамериканская бухгалтерская ассоциация (Interamerican Accounting Association (IAA)), Панафриканская федерация бухгалтеров (Pan African Federation of Accountants (PAFA)).

Профессиональные бухгалтерские группы включают: Ассоциация бухгалтеров органов Западной Африки (Association of Accountancy Bodies of West Africa (ABWA)), Специалисты профессиональной федерации (Fédération des Experts-Comptables Méditerranéens (FCM), Международная федерация экспертов (Fédération Internationale des Experts Comptables et Commissaires aux Comptes Francophones (FIDEF)), Совет сотрудничества стран в области бухгалтерского учета и аудита (Gulf Cooperation Council Accounting and Auditing Organization (GCCAAO)), Южноазиатская федерация бухгалтеров (South Asian Federation of Accountants (SAFA)), Институт присяжных бухгалтеров Карибского бассейна (The Institute of Chartered Accountants of the Caribbean (ICAC)).

IFAC имеет филиалы в Нидерландах (Nederlandse Orde van Register EDP-Auditors), в Великобритании (Association of Corporate Treasurers), в США (Information Systems Audit and Control Association, National Association of State Boards of Accountancy, The Institute of Internal Auditors).

В каждой стране методы регулирования, анализа и контроля транспарентной финансовой отчетности применяют министерства и ведомства, профессиональные бухгалтерские и аудиторские сообщества, органы внешнего государственного финансового контроля и аудита, информационные аналитические центры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надзорное регулирование за бизнесом и государственными учреждениями в Российской Федерации по составлению прозрачной, достоверной и качественной отчетности осуществляют следующие профессиональные организации, уполномоченные IFAC: Счетная палата России, саморегулируемая организация аудиторов «Российский союз аудиторов» и саморегулируемая организация аудиторов «Содружество». Нормативно-правовая среда и принятие международных стандартов, признанных IFAC, и применяемых на территории России как регуляторы составления должной финансовой отчетности, включают: обзор рамочной основы для бухгалтерского учета и аудита, порядок регулирования бухгалтерской профессии со стороны Министерства финансов РФ, механизм надзора за аудитом со стороны Министерства финансов РФ, Федерального казначейства и саморегулируемых организаций аудиторов, взаимодействие профессиональных сообществ по финансовой отчетности, обеспечение гарантий качества надежности финансовой отчетности в процессе проверок со стороны Федерального казначейства и саморегулируемых организаций аудиторов.

По другим странам IFAC дает обзор рамочной основы для бухгалтерского учета и аудита. Регулирование этих сфер деятельности обеспечивает составление прозрачной финансовой отчетности частного и государственного сектора экономики. Проверенные данные о результатах деятельности бизнеса могут размещаться в информационных системах, аналитических порталах и базах и использоваться для принятия управленческих решений государством, инвесторами, собственниками, работниками, благотворительными фондами, партнерами по бизнесу.

Результаты и этапность рейтингования стран по созданию благоприятной среды для развития предпринимательства на основе технологий анализа больших данных.

Большие массивы информации, которые являются также открытыми для проведения анализа, позволяют дать оценку и изучить факторы влияния на развитие предпринимательской сферы в разных странах и областях бизнеса. Официальная статистика также может выступить хранилищем больших данных и формировать информационные системы различной тематической направленности. Страны заявляют представление обязательного экземпляра отчетности для сбора и обработки данных и разработки информационных систем.

Сведения о предпринимательских системах находят отражение в различных базах и порталах, порой, они не структурированы по той тематической направленности сбора и хранения информации, которые нужны для проведения анализа.

Оценить создание условий для открытия, ведения бизнеса и управления траспарентностью данных на основе имеющихся информационных ресурсов невозможно без их анализа и структурирования. Для пространственного и временного анализа предпринимательской активности и привлекательности бизнеса можно воспользоваться хранилищами данных Всемирного банка, Всемирной статистики, Международной федерации бухгалтеров и информационными ресурсами стран.

Формирование и анализ данных информационного правового поля начинается с регистрации бизнеса, создания благоприятных финансовых, инвестиционных, налоговых, консультационных условий осуществления предпринимательской деятельности. Оптимизм предпринимателей формируется на этапе старта начала бизнеса и упрощения процедур регистрации, которые закреплены в законах. Исследования показывают, что позиции стран в вопросах регламентации образования фирмы, существенно различаются.

По аналитическим данным ведущего новостного портала Business Insider Всемирный банк составил рейтинг лучших и худших стран для предпринимательства, учитывая целый ряд факторов, среди которых простота регистрации бизнеса, доступность кредитов и прочее.

Портал Business Insider опубликовал список из 17 стран, в которых бизнес начинать и развивать проще всего (таблица 2).

В 2019 году предпринимательские ожидания упрощения процедур и регламентов ведения бизнеса несколько меняются. В отчете Всемирного банка «Делать бизнес-2019» очевидно появление новых лидеров. США, увязшие на данный момент в торговой войне с Китаем, стали одной из немногих стран, где управлять бизнесом стало труднее. Великобритания, ведущая переговоры по выходу из Европейского союза, также утратила свои позиции. Теперь намного проще вести бизнес в бывшей советской республике Грузии, чем в Великобритании или Америке.

Сингапур и Дания снова заняли места лидеров. Остается лишь одно место, где заниматься бизнесом труднее, чем в Венесуэле и в Эритрее. Из 190 экономик, указанных в рейтинге Всемирным банком в 2019 году, Сомали снова оказалась на последнем месте.

Таблица 2 — Страны - лидеры рейтинга Всемирного банка по лучшим условиям для регистрации и развития предпринимательства*

Table 2 — Countries - leaders of the World Bank ranking on the best conditions for registration and development of entrepreneurship *

Страна Лучшие условия для старта бизнеса

Бельгия В общем зачете страна занимает хорошее место, но регистрация бизнеса может отнять много времени — в среднем 56 дней.

Великобритания В стране хорошая налоговая ситуация и степень защиты инвесторов.

Швеция Бизнес в стране стал гораздо успешнее после того, как правительство упростило механизм передачи собственности.

Эстония Для открытия частного магазина нужно три с половиной дня.

Косово Преимуществом бизнеса является упрощенная система подачи налоговых деклараций и лояльная схема начисления обязательных налоговых выплат.

Ямайка Срок оформления бизнеса на Ямайке - 10 дней.

Южная Корея Рейтинг страны держится за счет развития и внедрения технологий.

Ирландия Страна, благодаря своей лояльной налоговой политике, отлично подходит для старта бизнеса.

Армения Преимущество этой страны — доступность кредитов.

Грузия В стране власти решили сделать упор на усилении защиты прав инвесторов и акционеров.

Австралия Для начала бизнеса в Австралии достаточно получить разрешение на строительство нового здания.

Сингапур Значительно упрощена система регистрации нового предприятия.

Азербайджан При обустройстве компании в этой стране не возникнет проблем с подключением ее к коммунальным сетям.

Республика Македония Страна упростила схему ведения бизнеса путем упрощения процедур реорганизации предприятий.

Гонконг Китай В Гонконге было принято решение отменить регистрационный взнос при оформлении бизнеса, что позволило снизить общую стоимость всех юридических операций.

Канада Отличное место для начала частного бизнеса. Процесс регистрации бизнеса занимает 36 часов.

Новая Зеландия В стране снижены некоторые налоги, в том числе и различные компенсации, которые должны выплачиваться работодателями.

*Источник: 17 стран, где проще всего начать бизнес - URL: https://take-profit.org/bloomberg-

news/74498- 17-stran-gde-prosche-vsego-nachat-biznes/

Победителями бюрократии, по результатам исследования Всемирного банка, стали следующие страны, которые распределились в рейтинге следующим образом (табл. 3).

Таблица 3 - Рейтинг топ-десяти стран мира, упрощающих регламентные процедуры по регистрации и легкости ведения бизнеса в 2019 году*

Table 3 - Ranking of the top ten countries in the world that simplify regulatory procedures for registration and ease of doing business in 2019*

Место в рейтинге Страна

1 Новая Зеландия

2 Сингапур

3 Дания

4 Гонконг

5 Корея

6 Грузия

7 Норвегия

8 США

9 Великобритания

10 Македония

*Источник: Bloomberg (США): где стоит вести бизнес в 2019 году, и каких стран следует избегать: - URL: https://news.rambler.ru/other/41182732-bloomberg-ssha-gde-stoit-vesti-biznes-v-2019-godu-i-kakih-stran-sleduet-izbegat/?updated

Упрощение законодательных норм открытия своего бизнеса расширяет сеть частных компаний в странах мира, делает бизнес понятным, доступным и выгодным для инвесторов из других стран и своих предпринимателей. Исследования Всемирного банка касаются всех сфер частного сектора. Структурировать, масштабировать и оценить предпринимательскую активность в разных странах можно по данным табл. 4.

В нашем рейтинге стран, в которых отмечено наибольшее количество новых предприятий, участвуют те же страны, которые имеют лояльное для предпринимателей законодательство. Именно этот рейтинг стран взят за основу определения факторов и условий открытия сведений для пользователей и соблюдения транспарентности отчетной информации. Независимо от условий льготной нормотворческой политики по созданию компаний, наибольшее количество предприятий ежегодно регистрируется в Великобритании, России, Австралии и Гонконге.

В США, в отличие от других стран, малый бизнес сталкивается с проблемами. В этой стране все больше ощущается переход от «больших возможностей» и развития отдельных малых предприятий к глобальной корпоратизации бизнеса. Если раньше декларировалась возможность роста и поддержки малых структур, и это было гордостью и отличительной чертой экономики, то в настоящее время уровень оптимизма среди представителей среднего и малого бизнеса в США довольно просел к уровню, который вполне можно отнести к таким категориям, как кризисный или рецессии, констатируют аналитики Те!еТ^е.

Таблица 4 - Рейтингование системы предпринимательства по количеству новых зарегистрированных предприятий в странах мира*

Table 4 - Rating of the business system by the number of newly registered enterprises in the world

Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Belgium 22078 19469 22655 24034 21790 18669 23573 21428 27248

United Kingdom 362322 364131 400867 453898 492754 522439 585872 611478 663616

Sweden 27555 24250 34708 43959 39263 39137 42068 45568 49960

Estonia 9813 10925 11633 14791 15074 15802 15131 16243 17696

Kosovo 888 854 989 1105 1461 1971 2100 2526 3993

Jamaica 2137 2057 2020 1897 1946 1948 1775 2226 2543

Korea, Rep. 50505 56337 60312 65110 74162 75574 84697 93768 96155

Ireland 14590 13185 13793 14322 13774 15326 17601 19207 20750

Armenia 3344 2575 2527 2671 3178 3172 3213 3556 3573

Norway 17528 12904 14112 16693 25620 26298 25888 26709 27920

Russian Federation 415693 257170 258327 157281 397952 398782 427388 456046 433464

Georgia 8787 7835 11444 14071 15016 17714 17589 18433 21262

Australia 143153 127258 160615 168170 185009 226209 231920 243347 246623

Singapore 23544 24234 27483 29781 31531 34766 38306 34076 35021

Azerbaijan 6130 4676 3535 4170 4652 7159 6785 5210 7218

Macedonia , FYR 9702 8074 6729 6015 5394 5452 5524 5794 5686

Hong Kong SAR, China 98645 109424 139530 148329 150165 174031 7 139209 144883

Canada х х х х х х х 1376 1564

New Zealand 53512 48358 44898 42447 44169 45873 49156 56548 58167

*Источник: New businesses registered (number) https://data.worldbank.org/indicator

Беспокойства бизнесменов в США вызваны нерешенными вопросами касательно степени поддержки государством сектора здравоохранения, налоговой реформы, вопроса минимальной оплаты труда и прочего.

По мнению экспертов, во всем мире важное значение имеют налоговая политика и условия налогового льготирования деятельности в той или иной стране. Для этих целей ежегодно анализируется общая налоговая ставка на бизнес в разных странах. Она считается как процент от коммерческой прибыли. Для формирования рейтинга стран-топ по наиболее благоприятным налоговым условиям воспользуемся методами анализа больших данных: пространственный анализ, статистический анализ, визуализация статистических данных (табл. 5).

Таблица 5 - Рейтингование системы предпринимательства по общей ставке налога (% от коммерческой прибыли) по странам*

Table 5 - Rating of the business system by the total tax rate (% of commercial profit) by country*_

Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Belgium 55,9 55,2 57,3 57,7 58,2 58 58,4 58,4 58,7 57,1 57,7

United

Kingdom 34,2 34,9 36,1 36,2 35 34,7 33,5 32 30,9 30,7 30

Sweden 53,8 53,9 52,1 52,1 52,1 52,1 49,1 49,1 49,1 49,1 49,1

Estonia 48,1 48,4 48,8 57,8 66,8 49,7 49,4 49,4 48,7 48,7 48,7

Kosovo х 28,3 16,5 15,8 15,6 15,4 15,4 15,2 15,2 15,2 15,2

Jamaica 47,9 47,9 46,7 46,6 46,6 46,5 41,1 35,3 33,1 33,1 35,1

Korea, Rep. 33,9 32,3 30,2 34,1 34 33,4 33,2 33,2 33,1 33,1 33,1

Ireland 25,5 25,6 25,4 25,5 25,6 25,9 26 26 26 26 26

Armenia 38,6 38,6 38,6 38,8 38,8 35,9 20,1 20 18,5 18,5 18,5

Russian

Federation х х х х х 48,7 48,9 47 47,4 47,5 46,3

Georgia 38,6 15,3 15,3 16,5 16,5 16,4 16,4 16,4 16,4 16,4 9,9

Australia 50 47,8 47,6 47,3 47,2 47,3 47,4 47,6 47,6 47,5 47,4

Singapore 24,2 24,1 23,4 23,8 18,4 20,1 18 18 19,1 20,3 20,6

Azerbaijan 40,9 40,9 38,9 40 40 39,8 39,8 39,8 39,8 39,8 40,8

Macedonia,

FYR 15,4 13 8,1 7,5 7,4 7,4 8,3 13 13 13 13

United States х х х х х 43,8 43,8 43,9 44 43,8 43,8

Norway 40,7 40,7 40,7 40,7 40,7 40,7 40,4 39,5 39,5 37,7 37

Hong Kong

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SAR, China 24,1 23 23 23 23 22,6 22,8 22,8 22,9 22,9 22,9

Canada 44,1 42,3 22 20,7 20,1 19,9 21,1 21,1 21 20,9 20,5

New Zealand 36 33,2 34,7 34,4 34 34,4 34,4 34,3 34,3 34,5 34,6

Источник: Total tax rate (% of commercial profits) URL: https://data.worldbank.org/indicator/IC.TAX.TOTL.CP.ZS?view=chart

При условии, что Новая Зеландия, Сингапур и Дания являются лидерами в рейтинге стран, где проще вести бизнес, в этих странах не самая низкая общая ставка налогообложения. Из всех государств самые благоприятные налоговые регламенты в Косово, Македонии, Грузии, Армении, Гонконге.

Средняя по всему миру общая ставка налога за ряд лет показывает динамику снижения (рис. 1). Хотя за последние годы ее значение сохраняется примерно на уровне 40%. Политика государств направлена на сокращение налоговых барьеров при ведении бизнеса.

Рисунок 1 - Средняя общая ставка налога по всему миру (% от коммерческой прибыли)

Figure 1 - Average global tax rate (% of commercial profits)

Рисунок наглядно демонстрирует снижение общемировой ставки налога к концу 2018 года. За последние 5 лет политика налогообложения в мире не меняется. Общая ставка налога по общемировому показателю составляет к концу 2018 года 40,372%. В 2005 году этот показатель был равен 53,182%.

Состояние регуляторов является индикаторами устойчивости развития экономики, и этот фактор можно включить в построение рейтинга стран, позиционирующих прозрачность данных для стейкхолдеров. Благополучие страны измеряется не только макроэкономическими показателями, но и другими факторами, определяющими повседневную экономическую деятельность, такими как законы, нормативные акты и институциональные механизмы. Эти факторы позволяют измерить степень правовой защиты собственности, гибкость регулирования занятости, налоговую нагрузку на бизнес, открытость бизнеса для инвестиций. Основополагающая предпосылка устойчивого развития заключается в том, что хозяйственная деятельность требует понятных правил и положений, которые были бы эффективными, доступными для всех, кто должен их использовать, и простыми в применении. Акцент делается на раскрытие информации для всех заинтересованных пользователей, отражение текущих и перспективных показателей деятельности, учет факторов и рисков, которые могут повлиять на развитие бизнеса. Кроме желания компаний раскрыть как можно больше сведений о себе в интернете должны быть разработаны регламенты, которые создадут альтернативу и механизмы поощрения фирм, которые прозрачно, доступно и ясно представят результаты своей деятельности всем заинтересованным лицам. Более того, пользователи информации, задействованные в цепочке создания стоимости, должны быть вовлечены в процесс бизнеса и получать доступ к управлению.

Для оценки позиции страны по раскрытию бизнеса считается Индекс степени

раскрытия бизнеса (Business extent of disclosure index). Индекс измеряет регулирование и результаты регулирования бизнеса. Показатель помогает политикам понять деловую среду в стране и наряду с информацией из других источников дать представление о потенциальных областях реформ (табл. 6).

Таблица 6 - Рейтингование системы предпринимательства по индексу степени раскрытия бизнеса в странах мира*

Table 6 - Rating of the business system by the index of the degree of business disclosure in the countries of the world*

Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Belgium 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8

United 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

Kingdom

Sweden 6 6 8 8 8 8 8 8 8 8 8

Estonia 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8

Kosovo х 3 3 3 6 6 6 6 6 6 6

Jamaica 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4

Korea, Rep. 7 7 7 7 7 7 8 8 8 8 8

Ireland 10 10 10 10 10 10 9 9 9 9 9

United

States х х х х х 7,4 7,4 7,4 7,4 7,4 7,4

Armenia 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6

Russian

Federation х х х х х 6 6 6 6 6 6

Georgia 8 8 8 9 9 9 9 9 9 9 9

Australia 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8

Singapore 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

Azerbaijan 7 7 7 7 7 7 7 10 10 10 10

Norway 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7

Macedonia,

FYR 4 7 7 7 7 7 8 10 10 10 10

Hong Kong

SAR, China 9 9 9 9 9 9 10 10 10 10 10

Canada 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8

New 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10

Zealand

*Business extent of disclosure index (0=less disclosure to 10=more disclosure) -URL:https://data.worldbank.org/indicator/IC.BUS.DISC.XQ?view=chart

По сведениям Всемирного банка, страны придерживаются различной политики в отношении раскрытия бизнеса. Индекс раскрытия информации показывает степень защиты инвесторов путем раскрытия информации о праве собственности и финансовой информации. Если индекс равен 0, то страна меньше раскрывает бизнес и наоборот,

значение индекса до 10 свидетельствует о большем раскрытии бизнеса (табл. 6).

Страны, вошедшие в пятерку лидеров по созданию доступной правовой основы для частного предпринимательства (Новая Зеландия, Сингапур, Гонконг), обеспечивают наибольший индекс открытости бизнеса по сравнению с другими странами. К лидерам подтягиваются Великобритания, Ирландия, Грузия. США и Россия менее открыты для изучения бизнеса, и исследования правовой доктрины страны обобщаются последние шесть лет, начиная с 2013 года.

Мировой показатель к концу 2018 года составил всего лишь 5,76 единицы. В 2005 году этот индекс составил 4,62 единицы. Т.е. степень ответственности государства и бизнеса в раскрытии финансовой и нефинансовой информации о результатах развития деятельности существенно возрастает.

Происходят перемены в сознании парламентариев по принятию новых законов или редактированию старых норм, направленных на повышение прозрачности цифр. В эпоху цифровой экономики замена устаревших догм своевременна.

Результаты моделирования многоцелевой системы структурирования и анализа больших данных о предпринимательстве на основе должной финансовой отчетности

Результаты проведенного исследования, основанные на отборе показателей, раскрывающих прозрачность и благоприятность ведения предпринимательской деятельности в разных странах мира, позволяют проследить зависимость между индикаторами упрощения регламентирования деятельности, льготированием условий налогообложения и полнотой раскрытия показателей для заинтересованных пользователей. Сведем все эти показатели в систему для моделирования исходных условий формирования должной финансовой отчетности (табл. 7).

Исследование позволило сделать вывод об отсутствии данных о количестве зарегистрированных предприятий в среднем на мировом уровне. Но возможно сравнить условия налогообложения в странах со среднемировой ставкой налога от коммерческой прибыли, которая за 2018 год составила 40,372%. Все страны-лидеры, вошедшие в топ-десяти лучших стран по благоприятным условиям для развития системы предпринимательства, не превышают среднемировой показатель налога, за исключением США. При этом таблица наглядно демонстрирует самые высокие показатели раскрытия данных о бизнесе на основе отчетных материалов, собираемых Всемирным банком. Самая низкая ставка налога и наибольший индекс раскрытия зафиксированы в Грузии.

В настоящее время возможно собрать сведения о частном секторе по финансовым показателям. Это, к примеру, показатели кредитования, численности персонала, экспорта, импорта, логистики, инвестиционной активности, товарной торговли, налогообложения. Такие данные представляет и анализирует Всемирный банк. Временной ряд можно построить в едином временном сравнении, начиная с 2008 года. По отдельным странам данные отсутствуют, что подтверждает наличие информационной проблемы представления, сбора и обработки показателей. Кроме того, нефинансовые показатели о социальной и экологической политике частного бизнеса в больших массивах информации отсутствуют. Не раскрываются сведения о факторах, влияющих на цепочку

создания стоимости и работу бизнес-модели компании, которые будут различаться по видам деятельности. Следовательно, в настоящее время проблема формирования системы информации о частном предпринимательстве не получила своего разрешения.

Таблица 7 - Система данных для анализа зависимости между условиями регламентирования деятельности и достижением прозрачности финансовой отчетности

Table 7 - Data system for analyzing the relationship between the conditions of regulation of activity and achieving transparency of financial statements

Место в рейтинге Страна Количество новых зарегистрированных предприятий Общая ставка налогообложения, % Сводный индекс степени раскрытия бизнеса

1 Новая Зеландия 58167 34,6 10

2 Сингапур 35021 20,6 10

3 Дания х х х

4 Гонконг, Китай 144883 22,9 10

5 Корея 96155 33,1 8

6 Грузия 21262 9,9 9

7 Норвегия 27920 37 7

8 США х 43,8 7,4

9 Великобритания 663616 30 10

10 Македония 5686 13 10

Решение проблемы информационного наполнения аналитических озёр видится в нормативном регламентировании порядка формирования интегрированной отчетности как должной финансовой отчетности, которая взаимосвязана с концепцией транспарентности сведений о предпринимательской системе. Исследования в области частного бизнеса должны быть направлены на повышение информационной культуры топ-менеджмента и повышение предпринимательского имиджа страны.

Интегрированная отчетность пополнит большие массивы информации нефинансовыми индикаторами, на основе которых можно осуществлять стратегирование, прогнозирование, моделирование и многофакторный анализ.

Предлагаемый нами подход моделирования многоцелевой системы структурирования и анализа больших данных о предпринимательстве представлен на рисунке 2.

Целесообразно выделить следующие направления совершенствования раскрытия данных в должной финансовой отчетности:

1. представление существенной информации, оказывающей влияние на процесс формирования стоимости компании в кратко-, средне-, и долгосрочной перспективе;

2. использование адаптированной под бизнес-модель компании формат отчетности в кратком и структурированном изложении, придерживаться постоянства и сопоставимости раскрываемой информации;

3. ориентация на требования и ожидания стейкхолдеров, определенных на каждом из этапов цепочки создания стоимости компании;

4. раскрытие информации о всех формах капитала, о существенных событиях, стратегических решениях и собственных прогнозах фирмы по развитию всех форм капитала в кратко-, средне-, долгосрочной перспективе.

Наполняемость аналитических баз новыми метриками для изучения эффективности бизнеса страны и мировой бизнес-среды позволит создать основу для внедрения и работы технологий и систем сквозной аналитики, получающей распространение в исследованиях в эпоху Digital.

Рисунок 2 - Моделирование многоцелевой системы структурирования и анализа больших данных о предпринимательстве

Figure 2 - Modeling a multi-purpose system for structuring and analyzing big data on entrepreneurship

Выводы. В настоящем исследовании дан обзор современного состояния формирования информационной базы для глобального исследования состояния системы предпринимательства. В условиях цифровых трансформаций необходим сбор аналитических метрик о состоянии частного бизнеса и тенденций его развития, которые позволили бы составить мнение о позиции страны относительно регулирования процессов информатизации и прозрачности раскрытия данных. Глобальные инициативы требуют применения новых технологий сквозной аналитики, временного анализа, многоуровневой группировки. Выводы и рекомендации авторов обосновывают предложения об использовании индикаторов системы предпринимательства на основе финансовых показателей. Построены закономерности и взаимосвязи между созданием

условий для развития бизнеса, регистрацией фирм и открытостью финансовой отчетности на основе инициатив всемирных обзоров и регулирования деятельности со стороны международных профессиональных организаций.

Библиография / References:

1. Брэдлоу Дэниел Д. Оценка потенциала реформ системы глобального экономического управления // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2018. - Т. 13. - № 4. - С. 213-236. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/otsenka-potentsiala-reform-sistemy-globalnogo-ekonomicheskogo-upravleniya.

2. Вахрушина М.А. Стандартизация российского управленческого учета как условие его дальнейшего развития // Учет. Анализ. Аудит. - 2018. - №3. - С. 72-81.

3. Ефимова О.В. Публичная нефинансовая отчетность в России: проблемы и перспективы развития // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: история, современность и перспективы развития. Материалы XII Международной научной конференции студентов, аспирантов, преподавателей. - СПб., 2017. - С.25-30.

4. Ивашковская И.В. Стейкхолдерский подход к управлению, ориентированному на приращение стоимости компании // Корпоративные финансы. - 2012. - №1(21). - С.14-23.

5. Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 10. - С. 2-15.

6. Малиновская Н.В. Анализ корпоративной отчетности российских компаний на соответствие принципам интегрированной отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2016. - № 15. - С. 17-30.

7. Никифорова Е. В. Методические подходы к подготовке отчетности об устойчивом развитии хозяйствующего субъекта // Учет. Анализ. Аудит. - 2015. - № 4. - С. 75-80.

8. Российский союз промышленников и предпринимателей. - URL: http://рспп.рф/simplepage/157.

9. Atkins J., Maroun W., (2018) "Integrated extinction accounting and accountability: building an ark", Accounting, Auditing & Accountability Journal, Vol. 31. - Issue 3. - pp.750786, https://doi.org/10.1108/AAAJ-06-2017-2957.

10. Bals L., Tate W. (2016). Implementing Triple Bottom Line Sustainability into Global Supply Chains. London. Routledge, 394p. https://doi.org/10.4324/9781351285124.

11. Beck C., Dumay J., Frost G. (2017) In Pursuit of a 'Single Source of Truth': from Threatened Legitimacy to Integrated Reporting Journal of Business Ethics Springer Link March 2017, Volume 141, Issue 1, pp 191-205.

12. Bloom R. (2018) Conservatism in Accounting: A Reassessment. Accounting Historians Journal: December 2018, Vol. 45, No. 2, pp. 1-15. https://doi.org/10.2308/aahj-10641.

13. Maas K., Schaltegger S., Crutzen N. (2016) Integrating corporate sustainability assessment, management accounting, control, and reporting Journal of Cleaner Production Volume 136, Part A, 10 November 2016, Pages 237-248 https://doi.org/10.1016/jjclepro.2016.05.008.

14. Maas K., Schaltegger S., Crutzen N.(2016) Reprint of Advancing the integration of corporate sustainability measurement, management and reporting Journal of Cleaner

Production, Volume 136, Part A, 10 November 2016, Pages 1-4 https://doi.org/10.1016/jjclepro.2016.06.006.

15. Parris D.L., Dapko J.L., Arnold R.W., Arnold D., (2016) Exploring transparency: a new framework for responsible business management, Management Decision, Vol. 54 Issue: 1, pp.222-247, https://doi.org/10.1108/MD-07-2015-0279.

16. Smart regulation, heightened transparency and inclusive growth The Global Accountancy Profession's Call to Action for G20 Countries. Ten Recommendations Ahead of the 2018 G20 Summit https://www.ifac.org/system/files/publications/files/IFAC-G20-Call-to-Action-2018.pdf.

17. Stacchezzini R., Melloni G., Lai, A.(2016) Sustainability management and reporting: the role of integrated reporting for communicating corporate sustainability management Journal of Cleaner Production Volume 136, Part A, 10 November 2016, Pages 102-110, https://doi.org/10.1016/jjclepro.2016.01.109.

18. Thompson P. How Do European SMPs Compare to the Global Picture http://www.ifac.org/global-knowledge-gateway/practice-management/discussion/how-do-european-smps-compare-global-picture.

1. Bredlou, Deniel D. (2018) Otsenka potentsiala reform sistemy global'nogo ekonomicheskogo upravleniia [Assessing the potential for global economic governance reform] // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaia ekonomika [International Organisations Research Journal]. - T. 13. - № 4. - P. 213-236. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-potentsiala-reform-sistemy-globalnogo-ekonomicheskogo-upravleniya. (In Russ.)

2. Vakhrushina, M.A. (2018) Standartizatsiia rossiiskogo upravlencheskogo ucheta kak uslovie ego dal'neishego razvitiia [Standardization of Russian management accounting as a condition for its further development] // Uchet. Analiz. Audit [Accounting. Analysis. Auditing]. -№3. - P. 72-81. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Efimova, O.V. (2017) Publichnaia nefinansovaia otchetnost' v Rossii: problemy i perspektivy razvitiia [Non-financial public reporting in Russia: problems and development prospects] // Bukhgalterskii uchet, analiz i audit: istoriia, sovremennost' i perspektivy razvitiia [Accounting, analysis and audit: history, modernity and development prospects]. Materialy XII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov, prepodavatelei. - SPb. -P.25-30. (In Russ.)

4. Ivashkovskaia, I.V. (2012) Steikkholderskii podkhod k upravleniiu, orientirovannomu na prirashchenie stoimosti kompanii [Stakeholder approach to company value-oriented management] // Korporativnye finansy [Journal of Corporate Finance Research]. - №1(21). -P. 14-23. (In Russ.)

5. Kogdenko, V.G., Mel'nik, M.V. (2014) Integrirovannaia otchetnost': voprosy formirovaniia i analiza [Integrated reporting: issues of formation and analysis] // Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet [International Accounting]. - № 10. - P. 2-15. (In Russ.)

6. Malinovskaia, N.V. (2016) Analiz korporativnoi otchetnosti rossiiskikh kompanii na sootvetstvie printsipam integrirovannoi otchetnosti [Analysis of corporate reporting of Russian

companies for compliance with the principles of integrated reporting] // Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet [International Accounting]. - № 15. - P. 17-30. (In Russ.)

7. Nikiforova, E.V. (2015) Metodicheskie podkhody k podgotovke otchetnosti ob ustoichivom razvitii khoziaistvuiushchego sub"ekta [Methodological approaches to the preparation of reports on the sustainable development of an economic entity] // Uchet. Analiz. Audit [Accounting. Analysis. Auditing]. - № 4. - P. 75-80. (In Russ.)

8. Rossiiskii soiuz promyshlennikov i predprinimatelei [The Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs]. - URL: http://rspp.rf/simplepage/157. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.