ЮГО - ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 2021, Том II, № 2 (51). С. 130-141._
Кирчанов Максим Валерьевич
доктор исторических наук,
доцент Кафедры регионоведения и экономики
зарубежных стран ФГБОУ ВО «Воронежский
государственный университет»,
Воронеж, Россия,
maksymkyrchanoff@gmail.com,
https://orcid.org/0000-0003-3819-3103
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА ИНДОНЕЗИЙСКИХ ИСЛАМИСТОВ В НАЧАЛЕ 2021 Г.: ИСЛАМИЗМ НА РАСПУТЬЕ
Аннотация: Автор анализирует проблемы активности исламистских СМИ в современной Индонезии в первые месяцы 2021 г. Предполагается, что в конце 2020 г. в истории индонезийского радикального ислама начался новый этап. Запрет деятельности Фронта защитников ислама и арест его лидера Му-хаммада Ризика Шихаба институционализировали ситуацию организационной и идеологической неопределенности в радикальном исламе. Предполагается, что Salam Online в начале 2021 г. монополизировал функции популяризации мнения исламистов в обществе, так как другие СМИ и каналы минимизировали свою активность. Показано, что запрет Фронта и арест его лидера привел к временной утрате исламистами возможности действовать, использую легальную общественную организацию. Ситуация институциональной неопределенности не повлияла на активность исламистских СМИ. В целом автор полагает, что современные исламистские СМИ выбрали тактику выжидания, так как перспективы консолидации исламистского политического дискурса и возможные траектории развития исламского радикализма остаются неопределенными.
Ключевые слова: радикальный ислам, организационная неопределенность, СМИ, Salam Online, Dakwatuna, исламизм, исламский алармизм, антисионизм, антиалкогольный дискурс
© Кирчанов М.А., 2021.
Для цитирования: Кирчанов М.А. Информационная повестка индонезийских исламистов в начале 2021 г.: исламизм на распутье // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том II, № 2 (51). С. 130-141. DOI:10.31696/2072-8271-2021-2-2-51-130-141
Indonesian Islamists' Information Agenda in early 2021: Islamism at a Crossroads
Abstract: The author analyses the problems of Islamist media activities in Indonesia in the first months of 2021. It is assumed that by the end of 2020, a new stage in the history of Indonesian radical Islam began. The prohibition of the Front of the Defenders of Islam and the arrest of its leader Muhammad Rizieq Shihab institutionalised the situation of organisational and ideological uncertainty in radical Islam. It is assumed that "Salam Online" at the early 2021 monopolised the promotion of Islamists opinion in society, when other media minimised their activity. The FPI formally ceased its activities, the Islamists, temporarily lost their leader and the ability to operate using a legal public organisation. The situation of institutional uncertainty did not affect the activity of the Islamist media. In general, the author believes that Islamist media chosen the tactic of waiting, since the prospects for the consolidation of the Islamist political discourse and the possible trajectories of the development of Islamic radicalism remain uncertain.
Keywords: radical Islam, organizational uncertainty, media, Salam Online, Dakwatuna, Islamism, Islamic alarmism, anti-Zionism, antialcohol discourse
Maksym W. Kyrchanoff, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Studies and Foreign Countries Economies, Voronezh State University, Voronezh, Russia, maksymkyrchanoff@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3819-3103
For citation: Kyrchanoff M.W. Indonesian Islamists' Information Agenda in early 2021: Islamism at a Crossroads. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2021, T. II, № 2 (51). Pp. 130-141. DOI: 10.31696/2072-8271-2021-2-2-51-130-141
Введение. Радикальный ислам, представленный Фронтом защитников ислама, «Индонезией без либерального ислама» и Национальным движением против алкоголя, был среди важных факторов политической жизни Индонезии на протяжении 2010-х годов. Новые тенденции в функционировании радикального исламского дискурса наметились осенью 2020 г. Российский политолог А.Ю. Другов полагает, что поворотным моментом стало возвращение из Саудовской Аравии лидера Фронта защитников ислама Мухаммада Ризика Шихаба в ноябре 2020 г.1.
Выбрав конфронтационную модель отношений с властями и игнорируя антикоронавирусные ограничения, лидер Фронта обострил ситуацию в такой степени, что был арестован в декабре 2020 г., а деятельность организации 30 декабря 2020 г. формально запрещена. Такая судьба лидера Фронта, вероятно, стала результатом исторически сложившихся особенностей индонезийского исламизма как концепции, привнесенной извне, и использовавшейся светскими политическими элитами для достижения своих собственных целей, что превращало исламистов во второстепенных участников политического процесса2.
Оставшиеся общественные организации исламистов постепенно становятся второстепенными участниками политического процесса: деятельность «Индонезии без либерального ислама» минимизировалась в силу кризиса самого объекта критики и его фактически маргинального статуса в общественно-политической жизни Индонезии, а активность Национального движения против алкоголя редуцировалась до пропаганды введения законов шариата под маской здорового образа жизни и ужесточения законодательства, регулирующего продажу алкоголя.
Политический дискурс ислама в Индонезии в его «мэйнстримовой» версии формируется и контролируется не радикальными, но умеренными участниками, представленными как партиями, так и общественными организациями3. Тем не менее, информационное пространство ислама в Индонезии начала 2021 г. не было монополизировано только умеренными политиками. Несмотря на запрет деятельности Фронта защитников ислама, маргинализацию связанных с ним групп, радикальный дискурс в Индонезии продолжает функционировать в рам-
ках деятельности информационного агентства «Salam Online», склонного воспроизводить нарратив радикального, нежели умеренного, ислама.
Анализируя детальность этого источника информации, во внимание необходимо принимать то, что неопределенность была основным фактором, который существенно влиял на индонезийских сторонников радикального ислама, активизировавшихся после возвращения Мухаммада Ризика Шихаба в ноябре 2020 г., но оказавшихся на перепутье в результате его ареста и запрещения Фронта. С одной стороны, исламисты не были готовы к тому, что в конце 2020 г. власти запретили Фронт защитников ислама, арестовав его лидера. С другой, в начале 2021 г. исламисты не были готовы к новым потерям. В частности, 14 января 2021 г. скончался один из лидеров и проповедников индонезийского исламизма шейх Али Джабер4. В условиях, когда Фронт запрещен, его лидер находится под стражей, в стране действуют ограничительные меры, связанные с пандемией ко-ронавируса, ставшего причиной смерти некоторых исламских богословов - исламисты временно утратили основные ориентиры их деятельности, хотя некоторые СМИ продолжают воспроизводить исламистский дискурс.
Поэтому, целью данной статьи является анализ современного исламистского информационного дискурса в ситуации организационной неопределенности в развитии радикального ислама (деятельность Фронта защитников ислама запрещена, лидер движения арестован, другие радикальные организации по статусу близки к маргинальным) начала 2021 г., а задачами -изучение основных тематических направлений исламской агитации и перспектив ее развития.
Исламистские СМИ: специфика разделения труда. Что касается самих СМИ, воспроизводящих политические идеи радикального ислама в таких формах, чтобы их деятельность не была прекращена властями, на современном этапе основным голосом умеренного исламизма остался информационный проект «Salam Online», в то время как содержательно близкая «Dakwatuna» прекратила обновление новостной ленты в октябре 2020 г.
Сравнивая эти два ресурса, во внимание следует принимать их определенную специализацию в транслировании умеренного исламистского политического нарратива. Если «Dakwatuna» претендовала на определенную псевдоакадемичность, аналитизм, склонность к пространным рассуждением о политической миссии уммы5, роли исламских политических партий6, специфике политического ислама7, возможность трансформации государства как института на началах ислама8, то «Salam Online» позиционировал свою миссию как политическую, предпочитая размещать такие новостные материала и комментарии, которые без излишнего анализа, решали бы политические задачи, консолидируя мусульман перед угрозой секуляризации, формируя негативный образ врагов ислама и продвигая нарративы об угнетенных единоверцах как жертвах антимусульманской политики израильского сионизма или китайского коммунизма.
Алармизм исламистских СМИ Индонезии в начале 2021 г. Общим мотивом, транслируемым умеренными исламистскими СМИ Индонезии, на протяжении первых недель 2021 г. является идея того, что ислам находится под угрозой со стороны его местных и внешних критиков и отрицателей. Поэтому некоторыми авторами указывается на то, что нападки светских политиков на арабские государства и попытки усомниться в особой роли арабов в развитии ислама являются одновременно антиарабскими и антиисламскими. По мнению тех авторов, которые формируют умеренный исламистский дискурс, критики арабского ислама являются противниками шариата, отрицают Священные Коран и делают богохульные заявления относительно пророка Мухаммада. Информационное агентство «Salam Online» периодически поднимают проблему негативного отношения светских политиков к практике ношения хиджаба, указывая, что они фактически не видят ничего предосудительного в локальных культурах Индонезии, определяемых ими как языческие.
Ставя под сомнение официальную позицию властей Индонезии, которая осуждает исламский радикализм и проект ИГИЛ (запрещена в России), сторонники умеренного исламизма, наоборот, стремятся усилить именно арабское влияние на
индонезийский ислам, подчеркивая, что «каждый мусульманин должен верить, что существует только одно послание ислама, переданное Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, которое содержится в Коране и Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует... оно применимо к каждому мусульманину с момента его ниспослания 16 веков назад до конца света, где бы он ни был и в какой бы стране он ни жил. От каждого мусульманина требуется стремиться к тому, чтобы культура, развивающаяся в его обществе, соответствовала исламу. арабы первыми внедрили исламский закон. Первой, кто носил хиджаб, была арабская мусульманка. Первыми, кто начал соблюдать шариат, совершать намаз и хадж, были арабы, потому что исламский закон впервые был принят в Аравии и даже, если бы последний посланный Пророк не был арабом и послание ислама было открыто не на Аравийском полуострове, а, например, в Индонезии, то суть исламского закона была бы такой же, как и
9
сегодня» .
Подобная специфика исламизма неоднократно анализировалась исследователями индонезийского ислама, по мнению которых, исламизм, основанный, в том числе, и на идее мусульманской солидарности возник раньше индонезийского политического национализма10. Поэтому, местные исламисты вынуждены лавировать между ценностями уммы и принципами нации, преувеличивая значение именно ислама как консолидирующего фактора. В рамках такой логики индонезийский ислам местными исламистами редуцируется до локальной версии арабского ислама, которому приписывается культурное и интеллектуальное лидерство в мусульманской умме, а индонезийским мусульманам предлагается ориентироваться на законы шариата, а не на национальное право Индонезии.
КНР и Израиль как универсальные Другие в исламистских СМИ Индонезии в начале 2021 г. В то время как власти Индонезии озабочены ростом исламизма, а умеренные организации, такие как Мухаммадия и Нахдатул Улама стремятся нейтрализовать исламистов «своими благотворительными усилиями и деятельностью в социальной сфере»11, сами исламисты склонны использовать нарративы, вероятно, менее социально значимые, но вполне эффективные для привлечения новых
сторонников через формирование и продвижение образов Другого.
Развивая нарратив о том, что ислам в современном мире подвергается многочисленным опасностям, индонезийские исламисты при помощи ряда СМИ продвигают и антикитайские нарративы, обвиняя КНР в организации геноцида в отношении уйгуров. В данном контексте индонезийских исламистов не смущает и то, что их антикитайские настроения в значительной степени вторичны, так как, развивая уйгурскую тему, они фактически занимаются ретрансляцией сообщений западных СМИ. Несмотря на общее отторжение Запада, как коллективного врага ислама, индонезийские исламисты в целом позитивно прореагировали на признание Канадой нарушений прав уйгуров геноцидом. Правда, «Salam Online» предпочитает доносить эту информацию до индонезийских мусульман со ссылкой на турецкие или даже американские СМИ12. В целом, индонезийские исламисты, транслируя нарратив о геноциде своих уйгурских единоверцев, оказались не очень оригинальны, повторив не только утверждения о преследовании в КНР мусульман, но и выразив свою озабоченность нарушением прав человека со стороны
Пекина13.
Помимо уйгурской проблемы, умеренные исламистские СМИ Индонезии регулярно обращаются к проблемам Ближнего Востока. Как и в случае с уйгурскими мусульманами, симпатии исламистов, разумеется, на стороне палестинских арабов и сирийской вооруженной оппозиции. Если палестинцы в дискурсе исламистских СМИ позиционируются в качестве жертв сионизма, то сирийские мусульмане - Башара Асада и поддерживающей его России14. В этой ситуации большинство сообщений «Salam Online», если они касаются Палестины, формируют образ арабов как жертв террора и насилия со стороны израильского режима, олицетворяемого «сионистской военщиной»15. В целом, еврейские поселения на арабских территориях определяются как «незаконные», Армия обороны Израиля как оккупационные войска и орудие «сионизма»16, а правящие круги еврейского государства - «сионистские евреи» и «колонизаторы»17. Поэтому, формируется исключительно негативный образ Израиля и евреев, которые воспринимаются как причина гибели палестин-
ского населения18, а политика Тель-Авива сводится до террора в отношении мусульман19.
Алкогольный вопрос в исламистских СМИ в начале 2021 года. Сторонники исламизма в Индонезии, как полагают исследователи, характеризуются значительным адаптивным по-тенциалом20, что проявляется и в способности использовать формально нерелигиозные сюжеты для продвижения политической программы исламизма. Поэтому в подконтрольных им СМИ они вполне отдают себе отчет в том, что проарабская риторика, критика светских властей, излишне активное формирование негативного образа других государств чревата последствиями. Поэтому, наряду с критикой современной многопартийной политической системы, функционирование которой, по мнению умеренных исламистов, деградировало до межпартийных склок21 , значительное внимание в современном исламистском дискурсе средств массовой информации уделяется формально «нейтральной» проблематике, например - критике законодательства, регулирующего продажу алкоголя.
Ризал Фадиллах, например, приписывает светским властям неуверенность и нерешительность в введении мер, которые ограничивали бы продажу алкоголя22 в то время как другие авторы исламской ориентации указывают на то, что именно алкоголь - источник проблем здоровья нации и причина ее морального разложения23. Транслируя антиалкогольные нарративы, СМИ исламской ориентации склонны фильтровать контент, редуцируя критику алкоголя до его осуждения с позиций ислама, определяя употребление алкоголя как следованием «дьявольским путем»24. Кроме этого уступки властей и согласие вновь рассмотреть алкогольное законодательство исламисты позиционируют как свою победу25, даже в тех регионах Индонезии, где
26
мусульмане уступают христианам .
Выводы. Подводя итоги статьи, во внимание следует принимать ряд факторов, которые влияют на информационный дискурс радикального ислама в Индонезии в ситуации, когда он лишился возможности действовать легально через зарегистрированные организации.
Во-первых, риторика исламистских СМИ в большей степени в первые месяцы 2021 г. оказалась сосредоточена на меж-
дународной проблематике, связанной с исламом. Во-вторых, умеренные СМИ исламской ориентации продолжали развивать традиционные нарративы, формируя положительный и позитивный образ ислама в целом, и отдельных мусульман в частности как жертв, которые пострадали от немусульман. В-третьих, умеренные исламистские СМИ поэтому были активны в продвижении негативных образов стран, где мусульмане, по их мнению, подвергались политически и религиозно мотивированным преследованиям и насилию - в первые месяцы 2021 г. на статус универсальных Других претендовали Израиль и Китай, в вину которым ставились репрессии против палестинцев и уйгуров.
Анализируя информационную повестку умеренных исламистских СМИ, во внимание следует принимать и игнорирование проблемы запрещенного в декабре 2020 г. Фронта защитников ислама и судьбы Мухаммада Ризика Шихаба - его арестованного лидера. Вероятно, избрав такую тактику умеренные исламистские СМИ решили выждать как определения нового формального лидера исламистов, так и дождаться момента появления новой зарегистрированной организации, которая сможет претендовать на выражение мнения радикалов в целом или их умеренного крыла в частности. В первые месяцы 2021 г. умеренные исламистские СМИ стали основными форматорами и выразителями соответствующей информационной повестки, если принять во внимание, что сайт Фронта защитников ислама, хотя и не был закрыт, но перестал обновляться.
В целом, СМИ исламской ориентации воспроизводят традиционные для исламистского дискурса нарративы, основанные на признании примата арабского ислама; критике светского государства западного типа; формировании негативного образа Израиля и Китая как универсальных врагов исламского мира; продвижении идей солидарности уммы с единоверцами, угнетаемыми израильскими сионистами и китайскими коммунистами; популяризации шариата в формально светском государстве; а также последовательном осуждении экономической политики, основанной на свободной продаже алкоголя. Такая информационная повестка дня формально сочетая политические (критика сионизма и КНР) и неполитические темы (алкоголь), фактически основана на игнорировании внутренней индонезийской про-
блематики, включая конфронтацию исламистов и властей, которая в значительной степени углубилась в последние месяцы 2020 г., что и привело к ликвидации Фронта защитников ислама.
Таким образом, современные СМИ исламистской ориентации, занимая на современном этапе осторожную и выжидательную позицию по-прежнему воспроизводят традиционные для себя нарративы, хотя перспективы как консолидации исламистского информационного дискурса и вероятные направления организационного развития радикального ислама в его умеренных формах в современной Индонезии продолжают оставаться неопределенными.
1 Другов А.Ю. Индонезия-2020 - обострение противоречий // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2020. Т. III. № 3 (48). С. 50 - 73.
2 Mahmudah S. Islamisme: kemunculan dan perkembangannya di Indonesia // Aqlam. Journal of Islam and Plurality. 2018. Vol. 3. No 1. URL.: http://journal.iain-manado .ac.id/index.php/AJIP/article/view/628
3 Умеренными партиями исламской ориентации являются Партия национального мандата (Partai Amanat Nasional), Партия национального пробуждения (Partai Kebangkitan Bangsa) и Партия справедливости и процветания (Partai Keadilan Sejahtera), а общественные организации, представлены следующими движениями - Мухаммадия (Muhammadiyah), Нахдатул Улама (Nahdatul Ula-ma), Совет улемов Индонезии (Majelis Ulama Indonesia), Ассоциация мусульманских студентов (Himpunan Mahasiswa Islam) и Учащиеся мусульмане Индонезии (Pelajar Islam Indonesia).
4 Kabar Duka, Syaikh Ali Jaber Wafat di RS YARSI // Salam Online. 2021. Januar 14. URL. : https://www. salam-online. com/2021/01/kabar-duka-syaikh-ali-jaber-wafat-di-rs-yarsi.html
5 Amany N. Partai Moderat Islam ala Erdogan // Dakwatuna. 2018. Oktober 19. URL.: https://www.dakwatuna.com/2018/10/19/94246/partai-moderat-islam-ala-erdogan; Ghoni A. Simbiosis Mutualisme Islam dan Politik // Dakwatuna. 2016. Oktober 11. URL.: https://www.dakwatuna.com/2016/11/11/83503/simbiosis-mutualisme-islam-dan-politik/
6 Matta A. Islam dan Peta Geo-politik Global // Dakwatuna. 2017. August 3. URL. : https://www.dakwatuna.com/2017/08/03/88145/anis-matta-islam-dan-peta-geo-politik-global/
7 Tarigan I. Islam dan Negara // Dakwatuna. 2017. Maret 1. URL. : https://www.dakwatuna.com/2017/03/01/85713/islam-dan-negara/; Wibowo P. Agama, Politik, dan Partisipasi // Dakwatuna. 2016. Oktober 14. URL.: https://www.dakwatuna.com/2016/10/14/82939/agama-politik-dan-partisipasi/
8 Lubis I. Fiqih Bernegara // Dakwatuna. 2016. December 1. URL.: https://www.dakwatuna.com/2016/12/01/83938/fiqih-bernegara/
9 Anti Arab atau Anti Islam? // Salam Online. 2021. Februar 24. URL.: https://www.salam-online.com/2021/02/anti-arab-atau-anti-islam.html
10 Somad A. Pemikiran dan pergerakan pan islamisme di Indonesia pada awal abad ke-20 // Candrasangkala. Jurnal Pendidikan Sejarah den Sejarah. 2015. Vol. 1. No 1. URL.: https://jurnal.untirta.ac.id/index.php/Candrasangkala/article/view/754
11 Menguatnya Islamisme di Indonesia // Research Center for Society and Culture. 2014. April 15. URL.: https://pmb.lipi.go.id/menguatnya-islamisme-di-indonesia/
12 AS: Cina Lakukan Pembantaian Sistematis terhadap Muslim Uighur // Salam Online. 2021. Januar 20. URL.: https://www.salam-online.com/2021/01/as-cina-lakukan-pembantaian-sistematis-terhadap-muslim-uighur.html
13 Kanada Sebut Cina Lakukan Genosida terhadap Muslim Uighur // Salam Online. 2021. Februar 23. URL.: https://www.salam-online.com/2021/02/kanada-sebut-cina-lakukan-genosida-terhadap-muslim-uighur.html
14 Serang Idlib, Rezim Suriah Kembali Langgar Kesepakatan De-Eskalasi // Salam Online. 2021. Februar 20. URL.: https://www.salam-online.com/2021/02/serang-idlib-rezim-suriah-langgar-kesepakatan-de-eskalasi.html
15 Jahatnya Tentara Zionis, Lahan Pertanian Palestina Dibuldoser Jadi Tandus // Salam Online. 2021. Januar 23. URL.: https://www.salam-online.com/2021/01/ jahatnya-tentara-zionis-lahan-pertanian-palestina-dibuldoser-jadi-tandus.html
16 Ditembak Zionis Penjajah, 7 Pekerja Palestina Terluka // Salam Online. 2021. Januar 12. URL.: https://www.salam-online.com/2021/01/ditembak-zionis-penjajah-7-pekerja-palestina-terluka.html
17 Pasukan Penjajah Lukai Warga Palestina Saat Berunjuk Rasa di Tepi Barat // Salam Online. 2021. Februar 20. URL.: https://www.salam-online.com/2021/02/ pasukan-penjajah-lukai-warga-palestina-saat-berunjuk-rasa-di-tepi-barat.html
18 Tiga Warga Palestina Ditabrak Mobil Pemukim Yahudi, 1 Orang Meregang Nya-wa // Salam Online. 2021. Februar 14. URL.: https://www.salam-online.com/ 2021/02/tiga-warga-palestina-ditabrak-mobil-pemukim-yahudi-1 -orang-meregang-nyawa.html
19 Lima Anak Palestina di Bawah Umur Ditahan dan Disiksa Tentara Zionis // Salam Online. 2021. Februar 05. URL.: https://www.salam-online.com/2021/02/lima-anak-palestina-di-bawah-umur-ditahan-dan-disiksa-tentara-zionis.html
20 Adiwilaga R. Gerakan islam politik dan proyek historis penegakan islamisme di Indonesia // Jurnal Wacana Politik. 2017. Vol. 2. No 1. URL.: http://jurnal.unpad.ac.id/wacanapolitik/article/view/11373
21 Survei Terbaru: Di Bawah PKS, Gerindra Terjun Bebas, PDIP Turut Melorot // Salam Online. 2021. Januar 3. URL.: https://www.salam-online.com/2021/01/ survei-terbaru-di-bawah-pks-gerindra-terjun-bebas-pdip-turut-melorot.html
22 Fadillah R. Mencabut Lampiran Miras, Siasat untuk Menunda? // Salam Online. 2021. Maret 3. URL.: https://www.salam-online.com/2021/03/mencabut-lampiran-miras-siasat-untuk-menunda.html
23 MUI Desak Perpres Bidang Usaha yang Legalkan Miras Dicabut // Salam Online. 2021. Maret 2. URL.: https://www.salam-online.com/2021/03/mui-desak-perpres-bidang-usaha-yang-legalkan-miras-dicabut.html
24 Tolak Izin Investasi Minuman Keras, Wakil Ketua MPR: Miras Itu Jalan Setan // Salam Online. 2021. Maret 1. URL.: https://www.salam-online.com/2021/03/tolak-izin-investasi-minuman-keras-wakil-ketua-mpr-miras-itu-jalan-setan.html
25 Setelah Banjir Protes, Presiden Joko Widodo Cabut Perpres Soal Miras // Salam Online. 2021. Maret 2. URL.: https://www.salam-online.com/2021/03/setelah-banjir-protes-presiden-joko-widodo-cabut-perpres-soal-miras.html
26 Majelis Rakyat Papua Tolak Izin Investasi Miras yang Diteken Joko Widodo // Salam Online. 2021. Maret 1. URL.: https://www.salam-online.com/2021/03/ majelis-rakyat-papua-tolak-izin-investasi-miras-yang-diteken-joko-widodo.html