Колин К.К.
Институт проблем информатики Российской академии наук, д.т.н., профессор,
Информационная культурология: философские и научно-методологические основания изучения и развития информационной культуры человека и
общества
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Информация, культура, информационная культура, философские основы, электронная культура, информационная этика.
АННОТАЦИЯ:
Рассматриваются философские и научно-методологические аспекты проблемы формирования информационной культуры человека и общества в условиях становления информационной цивилизации. Показано, что для системного изучения этой проблемы необходимо формирование новой научной дисциплины -информационной культурологии. Предлагается определения объекта и предмета исследований этой дисциплины, а также ее места в системе научного познания.
Актуальность проблемы Исследования показывают, что одним из стратегически важных направлений развития цивилизации в 21-м веке является глобальная информатизация общества. Информационное развитие страны является сегодня необходимым условием ее конкурентоспособности в мировом сообществе, важным фактором социально-экономического развития, эффективного использования человеческого потенциала, повышения качества жизни населения и обеспечения национальной безопасности. Поэтому на Всемирных экономических форумах, наряду с обсуждением ситуации в области экономики и финансовой сферы, обязательно рассматриваются также и проблемы информационного развития различных стран и регионов мира. Для этой цели формируются международные рейтинги, характеризующие те или иные аспекты информационного развития отдельных стран. При этом учитываются не только инструментально-технологические, но также и гуманитарные аспекты информационного развития страны, в том числе - уровень информационной культуры ее населения.
Исследования показывают [1], что именно гуманитарные аспекты информационного развития общества в ближайшие годы будут оказывать все большее влияние на уровень и качество жизни населения нашей
планеты. Ведь уже сегодня проблема информационного неравенства рассматривается как одна из глобальных проблем развития цивилизации, которая по мере формирования глобального информационного общества будет все более обостряться [2]. Таким образом, проблема формирования информационной культуры общества, а также изучения этого стратегически важного направления развития культуры становится сегодня весьма актуальной и требует системного анализа.
В работах [3-5] показано, что информационная культура, основанная на использовании новых информационных технологий, а также электронная культура представляют собой феномены системного характера, означающие принципиально новый, революционный по своему содержанию этап развития культуры. Для его изучения необходима новая научная дисциплина - информационная культурология, которая в настоящее время находится еще в начальной стадии своего становления [68]. Формирование этой дисциплины осуществляется, главным образом, российскими учеными, которыми в 2011 г. опубликована первая научная монография, специально посвященная анализу структуры и содержания ее предметной области [7].
Понятие информационной культуры и ее основные компоненты
В настоящее время единого понимания термина «информационная культура» еще не сложилось, хотя он все более широко используется в научной литературе. Появление этого термина вначале было связано с концепцией информационного общества и развитием информационного сектора экономики в промышленно развитых странах. Однако в дальнейшем стало понятно, что становление информационного общества приводит к коренным изменениям практически всех элементов социального пространства, создает новые виды деятельности миллионов людей, формирует новые привычки и стереотипы их поведения и общения, а также новые представления об уровне и качестве жизни, пространстве и времени, а также новые ценности. При этом все эти новые элементы социального пространства и деятельности людей становятся атрибутами их повседневной жизни и профессиональной деятельности, т.е. элементами культуры.
В работах [6-8] сделана попытка сформулировать достаточно общее определение содержания понятия «информационная культура», которое может быть использовано для дальнейших научных исследований этого многогранного феномена развития культуры. При этом использовался метод системного подхода, который применяется, в частности, петербургским философом М.С. Каганом в его работах по теории культуры. Рассматривая культуру как подсистему в составе более общей системы -бытия (природы, общества и человека), он предложил рассматривать культуру как новую, четвертую форму бытия, порождаемую деятельностью человека [9]. При этом в составе культуры он предлагает различать следующие главные компоненты:
1. «Сверхприродные» качества человека, формируемые у него в течение жизни.
2. Многообразие предметов культуры (материальных, духовных, художественных).
3. Способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» и «распредмечивают» содержание, заложенное в продуктах их деятельности.
4. Общение как способ реализации потребности людей друг в друге. Если принять этот подход за методологическую основу, то
информационную культуру следует рассматривать как подсистему культуры, ее составную часть. Тогда и само определение этой подсистемы следует формулировать в соответствии тем или иным определением понятия культуры, которых в настоящее время существует очень много в зависимости от используемого подхода. Как известно, культура представляет собой сложный и многоаспектный феномен, определение которого сегодня еще не имеет общепризнанного понимания. Учитывая это, в работах [6,7] сформулировано следующее определение термина «информационная культура»:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА представляет собой подсистему культуры, которая формируется под воздействием процесса информатизации общества и включает в себя все многообразие результатов деятельности человека в информационной сфере общества, а также средства, виды и технологии этой деятельности.
В качестве основных компонентов информационной культуры в указанных работах предложено считать следующие:
1. Информационные качества человека, формируемые у него в течение жизни и профессиональной деятельности. Сюда предлагается относить такие качества человека, как информационная культура личности, информационная и компьютерная компетентность и грамотность, а также информационное миропонимание и мировоззрение.
2. Многообразие предметов новой информационной культуры -материальных, духовных и художественных. Это могут быть электронные книги, электронные библиотеки, музеи и картинные галереи, произведения новой экранной культуры и т.п.
3. Новые способы деятельности человека в информационной сфере. Сюда, в первую очередь, необходимо включить новые информационные технологии, которые создаются и используются в сфере культуры, как специалистами, так и обычными пользователями (технологии поиска информации, мультимедиа, виртуальная реальность и др.).
4. Новые виды и формы информационных коммуникаций в обществе, которые создают людям более широкие возможности для их развития и общения с другими людьми.
Объект и предмет исследований информационной культурологии
Приведенное выше определение информационной культуры, несмотря на его рационалистическую направленность, обусловленную связью с процессом информатизации общества, позволило системно рассмотреть основные проблемы и направления развития информационной культуры, дать адекватные этим проблемам определения объекта и предмета культурологи, а также провести структуризацию ее предметной области.
Объектом исследований информационной культурологии является информационная культура (в приведенной выше трактовке этого термина), т.е. вся совокупность тех информационных проявлений в сфере культуры, которые связаны с деятельностью человека в процессе информатизации общества, а также с усилением роли информации в развитии цивилизации.
Предметом исследований этой новой дисциплины должны стать закономерности проявления и реализации информационных процессов в сфере культуры, а также методы, средства, виды и результаты деятельности человека в области информационной культуры, связанные с использованием средств и методов информатики, информационных и коммуникационных технологий.
Основным научным методом информационной культурологии должен стать информационный подход к анализу новых направлений развития культуры, самого общества и положения в нем человека как в настоящее время, так и в обозримом будущем. Этот вывод базируется на философских представлениях об информационной природе феномена культуры, а также на результатах анализа опыта использования информационного подхода как весьма эффективного общенаучного метода исследований [10,11].
Кроме того, как показано в работах [7,12-14], для развития некоторых важных направлений информационной культуры полезными являются многие традиционные методы информатики (например, цифровое представление информации об объектах культуры), а также методы и технологии виртуальной реальности, в том числе - методы конструирования виртуальных объектов культуры [13].
Структура предметной области информационной культурологии При структуризации предметной области информационной культурологии учитывались те основные компоненты информационной культуры, которые были выделены ранее при определении содержания этого термина, а именно:
1. Философские основы информационной культурологии.
2. Информационные качества личности, корпоративных и социальных структур, а также общества в целом, формируемые в результате развития процесса информатизации общества. Сюда относятся исследования в области информационной культуры личности, корпоративной информационной культуры, информационной культуры государственных и общественных структур, общества, а
также проблем формирования информационного миропонимания и мировоззрения.
3. Предметы новой информационной культуры - материальные, духовные и художественные. Это могут быть электронные книги, электронные библиотеки, архивы, музеи и картинные галереи, произведения новой экранной культуры.
4. Новые виды, способы и технологии деятельности человека в области информационной культуры, а также новые информационные технологии, которые создаются и используются в сфере культуры.
5. Культурологические аспекты новых видов, форм и технологий информационных коммуникаций в обществе.
Актуальные направления исследований
В настоящее время в области информационной культурологии выделены следующие актуальные направления исследований:
1. Информационная культура личности.
2. Информационная культура корпоративных, государственных и социальных структур.
3. Электронная культура.
4. Социально-культурологические проблемы развития сетевых структур общества и информационных коммуникаций.
5. Новые информационные технологии в сфере культуры, искусства и творчества.
6. Культурологические аспекты информационной безопасности.
7. Информационная этика.
Предложенный состав этих проблем определен исходя из следующих методологических соображений. В первую очередь выделены те направления исследований, по содержанию которых в научном сообществе уже имеются достаточно общие представления. Примерами здесь могут служить такие направления, как «Информационная культура личности» и «Электронная культура». Эти термины достаточно широко используются в научной литературе, а сами направления получили определенное отражение и в программах ЮНЕСКО в области проблем развития культуры, и в сфере образования [15-19].
Второй методологический принцип состоит в том, что выделены те направления исследований, которые являются перспективными на ближайшие годы в связи с их актуальностью и социальной значимостью, хотя в настоящее время эти исследования еще не развернуты на необходимом уровне. К ним относятся, например, «Философские основы информационной культурологии», «Культурологические аспекты информационной безопасности», «Информационная этика». Нам представляется, что именно эти направления будут в ближайшие годы стратегически важными для преодоления системного кризиса современной цивилизации.
Информационная культура личности. В состав данного
направления должны входить исследования различных аспектов формирования сравнительно нового и исключительно важного феномена развития информационной культуры, которое в последние годы получило название информационной культуры личности. В работе [16] показано, что содержание этого понятия еще нельзя признать окончательно устоявшимся, хотя именно оно, по мнению ведущего автора данной работы профессора Н.И. Гендиной, является наиболее перспективным в ближайшем будущем.
Соглашаясь с этой оценкой, заметим, что понятие информационной культуры может быть использовано для характеристики культурологических аспектов информационного развития человека, корпорации, социальных структур или же общества в целом. Иными словами, можно говорить об информационной культуре личности, корпоративной информационной культуре или же об информационной культуре общества в той или иной стране, а также об информационной культуре цивилизации в целом.
Отметим также, что понятие информационной культуры личности является более общим по отношению к таким понятиям, как информационная компетентность, информационная грамотность, компьютерная компетентность и компьютерная грамотность. Это замечание справедливо также и по отношению к таким понятиям, как корпоративная информационная культура и информационная культура общества в целом.
Электронная культура
Этот термин появился в научной литературе сравнительно недавно, и поэтому еще не имеет однозначного толкования. Его нет ни в специализированных словарях, ни в изданиях энциклопедического и философского характера. Впервые он начал использоваться в связи с расширением практики представления на электронных носителях информации о различных объектах культурного наследия: музейных коллекций, произведений живописи, памятников архитектуры, а также других произведений искусства [13,14,19].
Здесь важно подчеркнуть, что представление в электронной форме информации о социально значимых объектах культуры и искусства вначале рассматривалось лишь в качестве одного из способов сохранения культурного наследия общества для будущих поколений. Однако в дальнейшем, по мере развития информатизации общества, становилось все более понятной и другая, весьма существенная возможность социального использования электронных копий объектов культуры. Она заключается в том, что к этим копиям достаточно просто может быть обеспечен доступ удаленных пользователей, использующих современные средства телекоммуникации.
Таким образом, можно утверждать, что с развитием процесса глобальной информатизации общества и формированием электронной
культуры начинается принципиально новый этап развития культуры, значение которого трудно переоценить. Ведь теперь для широких слоев населения могут стать доступными не только те объекты культуры и искусства, которые представлены в выставочных залах музеев и картинных галерей различных стран мира, но также и те из них, которые находятся в запасниках и по разным причинам для общего обозрения не выставляются.
Тем не менее, нам представляется, что понятие «электронная культура» должно получить новое, существенно более широкое толкование. Эта необходимость обусловлена все более широким распространением в обществе электронных средств информатики, которые практически используются во многих сферах социальной практики и становятся неотъемлемой частью современной культуры. Использование этих средств существенно изменяет традиционные стереотипы поведения миллионов людей, их представления о пространстве и времени, качестве жизни, а также о структуре личного, корпоративного и национального богатства [20,21].
Учитывая изложенное, в работе [7] предложено следующие определение понятия электронной культуры:
«ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА - новая область развития современной культуры общества, которая формируется на основе использования электронных средств информатики и связанных с ними информационных и коммуникационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Электронная культура является подсистемой информационной культуры и включает в себя средства, виды и результаты деятельности человека в данной сфере».
Из данного определения следует, что электронная культура, по мере развития информационного общества и электронных средств информатики, будет пронизывать все многообразие человеческой культуры, а не только сферу информационной культуры - в узком понимании этого термина. С методологической точки зрения, это замечание представляется нам принципиально важным.
Рассмотрим теперь вопрос о соотношении понятий информационной и электронной культуры с учетом приведенных выше определений этих понятий. Нам представляется, что эти понятия близки по своему содержанию, но не являются тождественными. Хотя их очень часто путают, даже в достаточно ответственных правительственных и международных документах. Причина здесь в том, что система терминов в данной области еще окончательно не установилась.
Различие в рассматриваемых понятиях заключается в том, что с термином «электронная культура», по нашим представлениям, должны быть связаны лишь те аспекты информационной культуры, которые имеют непосредственное отношение к применению электронных средств в информационной сфере общества или же к созданию, изучению и развитию этих средств в интересах культуры. В то же время, в состав
информационной культуры должны входить также и другие компоненты, которые не обязательно связаны с использованием электронных средств информатики.
Таким образом, понятие «информационная культура» обозначает более широкую область культуры по сравнению с понятием «электронная культура». В определенном смысле можно полагать, что электронная культура является лишь одной из подсистем информационной культуры. Причем, весьма важной, быстро развивающейся и поэтому заслуживающей анализа и изучения, как в системе науки, так и в системе образования.
Отметим также, что некоторые достаточно распространенные сегодня термины («электронное правительство», «электронное государство», «электронная торговля») по своей сущности в большей мере относятся к проблемной области не электронной, а информационной культуры. Ведь этими терминами сегодня обозначается совокупность информационных ресурсов и технологий, а также организационно-правовых норм, которые обеспечивают доступ населения к информации органов государственного управления. Именно этот аспект, а не его электронное представление, является наиболее существенным при решении данных проблем. Поэтому эти следует понимать не буквально, а фигурально, в их расширительном толковании, связанном с принадлежностью к предметной сфере информационной культуры. Это замечание представляется нам весьма существенным, так как адекватное понимание новых терминов необходимо для того, чтобы более четко представлять существо изучаемых новых аспектов развития культуры.
Заключение
Формирование информационного общества и широкое внедрение в жизнь информационных технологий приводит к формированию качественно нового типа культуры - информационной культуры, который несет с собой новый тип мышления и мировоззрения, а также деятельности и образования. Предварительные исследования показали, что информационная культура современного общества представляет собой принципиально новый феномен системного характера, который оказывает существенное влияние на уровень социально-экономического развития страны, качество жизни ее населения, национальную безопасность.
Развитие информационной культуры является необходимым условием успешного инновационного развития общества, а также решения многих актуальных и глобальных проблем современности. В то же время системные исследования феномена становления информационной культуры в условиях развития глобального информационного общества на необходимом уровне еще не проводятся. В настоящее время эта проблема изучается фрагментарно и сводится преимущественно к двум направлениям: 1. Исследованию проблем формирования информационной культуры личности (лидером здесь является Россия). 2. Изучению и разработке информационных технологий для сохранения в электронной
форме наиболее важных объектов культурного наследия (это направление наиболее активно развивается в передовых странах Запада).
Проведенные в последние годы в России исследования показали, что для решения данной комплексной гуманитарной проблемы необходим междисциплинарный подход, в основу которого должно быть положено информационное понимание сущности феномена культуры. Этот подход является принципиально новым, он предложен российским ученым А.Д.Урсулом, а его краткое обоснование изложено в монографии [7].
Можно ожидать, что дальнейшие исследования в области информационной культурологии позволят в ближайшие годы получить следующие научно-методологические результаты:
1. Разработать более детальную структуру предметной области информационной культурологии как нового междисциплинарного направления исследований проблем развития информационной культуры общества, а также содержание задач, входящих в состав этого направления.
2. Более четко определить место информационной культурологии в системе науки и ее взаимосвязи с другими научными дисциплинами.
3. Выявить перспективные направления развития информационной культуры в условиях информатизации и глобализации общества, а также системной модернизации экономики и образования.
4. Сформировать предложения по изучению проблем информационной культуры в системе высшего образования, подготовки научных и научно-педагогических кадров, а также повышения квалификации дипломированных специалистов.
Основным эффектом от практического использования указанных результатов должно стать новое, целостное понимание сущности феномена информационной культуры, ее роли в развитии современного общества, включая науку, образование и культуру, а также в обеспечении процессов инновационного развития, национальной и глобальной безопасности.
Литература
1. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция. //Глобализация: синергетический подход: сб. научн. тр. - М.: РАГС, 2002. - С. 323-334.
2. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство //Alma mater (Вестник высшей школы), № 6, 2000. - С. 27-30.
3. Колин К.К. Глобализация и культура. //Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии, № 1, 2004. - С. 12-15.
4. Колин К.К. Культура как объект информационной безопасности. /Синергетика, философия, культура: сб. н. тр. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 146-167.
5. Колин К.К. Информационная культура в информационном обществе. //Открытое образование, № 6, 2006. - С. 50-57.
6. Колин К.К. Колин К.К. Информационная культрология: структура и содержание предметной области новой научной дисциплины. // Вестник ЧГАКИ, 2011, № 1. - С. 7-13.
7. Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культрология: предмет и задачи нового научного направления. - Saarbrucken, Germany. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 249 pp.
8. Колин К.К., Урсул А.Д. Философия информации и становление информационной
культурологии /Информация и научное мировоззрение /Сб. статей. - М.: РШБА, 2013. - С. 204-228.
9. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб.: Изд-во «Лань», 1998. - 448 с.
10. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания. // Межотраслевая информационная служба, № 1, 1998. - С. 3-17.
11. Колин К.К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение //Alma mater (Вестн. высш. школы), № 1, 2000. - С. 16-22.
12. Розин В.М. Интернет - новая информационная технология, семиозис, виртуальная среда. / Влияние Интернета на сознание и структуру знания. - М.: ИФ РАН, 2004. - С. 3-23.
13. Вельтман К. Электронная культура: достижения и перспективы. //Информационное общество, 2002, вып.1. - С. 24-30.
14. Электронная культура и экранное творчество. Автор сост., науч. ред. проф. К.Э. Разлогов. -М.: РИК, 2006г. - 386 с.
15. Колин К. К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования. //Открытое образование, № 3(74), 2009. - С. 63-72.
16. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А, Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. - М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.
17. Информационная грамотность: международные перспективы /под ред. Х. Лау. Пер. с англ. -М.: МЦБС, 2010. - 240 с
18. Шлыкова О.В. Электронная культура: дефиниции и тенденции развития. //Электронная культура: трансляция в социокультурной и образовательной среде. М.: МГУКИ, 2009. - С. 26-29.
19. Алексеев А.Ю. Исследования искусственного интеллекта - главный фактор развития электронной культуры. //Электронная культура: трансляция в социокультурной и образовательной среде. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 30-36.
20. Тоффлер Э. Революционное богатство. - М.: 2008. - 569 с.
21. Колин К. К. Качество жизни в информационном обществе. //Человек и труд, № 1, 2010. - С. 39-43.