ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО
УДК 321.74
Информационная культура в контексте нового этапа развития социального бытия
А. А. Ковалев1, В. Л. Мрочко2
1 Северо-Западный институт управления
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург)
2 компания «Комп Лайн» (Москва)
Анализируются концепции информационного общества. Информатизация рассматривается как сложный и противоречивый процесс, характерный для современной цивилизации. Отмечается, что в информационно-культурных связях наиболее четко проявляются основные тенденции мирового развития. Указывается необходимость исследования генезиса бытия социального в непосредственной взаимосвязи с формированием информационной культуры отдельного человека и социума в целом.
Ключевые слова: социум; информация; информатизация; информационное общество; информационная культура; социальное бытие.
Эффективность решения проблем современного общества непосредственно зависит от степени вовлеченности человека в происходящие в природе и социуме процессы. Фундаментальное значение для социального бытия начинает приобретать потенциал че-ловекотворческой культуры. Об этом можно судить по параметрам личност-но ориентированных факторов абсолютно во всех сферах жизнедеятельности человека. Связано это с научным осознанием того, что культура является основой социального бытия, гарантирующей выживание современного человечества. Таким образом, определение специфики социального контекста взаимодействия человека и культуры принципиально важно для активизации
© Ковалев А. А., Мрочко В. Л.
социокультурного развития индивидуальности человека, его социальных способностей.
Реальность повседневной жизни можно воспринимать как интегрирующий субъектный мир, формируемый коммуникационной деятельностью людей, и как упорядоченную совокупность образов, систематизированных посредством механизма объективации деятельности социального мира. Деятельность выступает средством универсального выражения смыслов сознания в формах культуры и одновременно — механизмом переформатирования форм культуры в универсалии содержаний сознания. Так результаты деятельности социума становятся культурой, формируя социокультурные процессы. При этом надлежит
учитывать следующее обстоятельство: в результате динамичного увеличения масштабов и количества сфер деятельности современного сообщества грани дифференцированности и единства субъекта и объекта усложняются, что вызывает такую же динамику роста последствий от ошибочного решения проблем, увеличивая опасность отчуждения деятельности общества и отсутствия контроля за результатами такой деятельности.
Целостность социального мира как объекта заключается в процессах, возникающих в связи с дефицитом ресурсов жизнедеятельности людей и включающих экономический, политический, общественный, гуманитарный и другие структурные компоненты. Благодаря управлению субъектом этими процессами, изменяется и развивается социальное бытие, которое выступает общей категорией наполнения социального мира, через нахождение и пребывание субъектов в нем. Социальное бытие вторично по отношению к естественному бытию, поскольку является комплексной при-родно-социальной реальностью, обеспечивающей цивилизационное бытие посредством материальных и культурно-духовных достижений социума, путем саморазвития, а иногда и через конфликтное противостояние. Таким образом, через определение социального бытия как совокупности элементов и компонентов окружающего объективного мира, совокупности различных форм взаимоотношений субъектов общества между собой, их деятельности, социальный мир рассматривается как проявление социального бытия.
Вместе с тем информационная культура общества предполагает наличие способностей, позволяющих применять информационные технологии и механизмы, дающих возможность формирования и использования информационных
данных и ресурсов в интересах функционирования и развития жизнедеятельности общества [1]. Однако при этом не следует отождествлять явление информационной культуры с технологическим набором и алгоритмом приемов работы с информационными потоками путем использования механизмов и инструментов компьютерных или прочих аналитико-обобщающих технологий, так как структурной составляющей информационной культуры выступает не столько информационная потребность человека, сколько саморазвитие его как личности: творческий и духовный потенциал и стремление к компиляции знаний и транслированию идей обществу.
Анализ теоретических исследований в области проблематики информационного общества показывает, что даже в пределах одного направления существуют разногласия по поводу определения сущности и особенностей нового цивилизационного строя. Общеизвестно, что развитие социально организованной материи в целом происходит прогрессивно, потому мы философски анализируем информационную культуру в контексте прогрессивного развития социального бытия [2].
Автор концепции информационного сообщества Й. Масуда [3] сформулировал тезис о том, что на современном этапе информация выступает не просто формой представления данных или сообщений, а социальным феноменом, который охватывает абсолютно все сферы жизни человечества: производственную, управленческую, общественную, бытовую, политическую и прочие. Связано это с тем, что современный этап характеризуется формированием интеграционной формы цивилизации как синтеза реального, информационного и виртуального миров, определяющих
субъективный мир человека через объективизм отношений социум — природа — техника.
Согласно М. Кастельсу, с появлением новых видов технологий, в частности сети Интернет, сформировалась новая форма миропорядка, основанная на базе сетевых правил, которыми определяется функционирование сфер экономики, политики, социальных взаимоотношений и общества в целом, включая даже такое явление, как сетевая война. Последнее продиктовано тем, что возникающие социальные конфликты и противостояния, представляющие по своей природе форму обострения антропогенных и социальных кризисов, являются также толчком, стимулом для дальнейшего развития. Обусловливается это фактором исчер-паемости ресурсов, необходимых для поддержания устойчиво неуравновешенных процессов, что порождает явление конкуренции, а также парадоксальным стремлением устойчиво неуравновешенных процессов к форме нестабильного состояния, несмотря на то что по своей сути данные системы ориентированы на достижение и сохранение устойчивости. Но при этом они подвержены формированию внутреннего дисбаланса из-за продолжительного состояния такой устойчивости [4].
Характерной чертой современного социального сообщества стал процесс глобализации, который в значительной степени усложнил информационные, экономические, культурно-духовные и инновационные взаимоотношения субъектов на межгосударственном и внутригосударственном уровнях. Формируемое отличие, которое обеспечивает различение, представляет собой единицу информации, являющейся элементарной идеей, по И. Канту. Таким образом, синергия мира идей и коммуникаций проявляется в форме
сложной системы, которая открывается, усложняясь и становясь нестабильной при осуществлении деятельности по обмену идеями и при увеличении количества носителей этих идей, что приводит к росту числа самих идей. Взаимодействие в процессе коммуникации усиливает хаотичность и непредсказуемость поведения субъектов.
Следовательно, переход современного сообщества к информационному этапу развития возник как результат объективизации предыдущего индустриального этапа через формирование социо-тех-нолого-имитационного уклада — базовой основы нового исторического пути цивилизации. При переводе производственной деятельности и личностных коммуникаций в параллельную социальному миру реальность глобальное развитие новейших технологий и социальных сетей сформировало тяготение к выделению технологического мира как самостоятельного вида человеческой деятельности и культуры.
Информация как главный фактор зарождающейся информационной цивилизации стала базовым средством формирования и функционирования основных сфер жизнедеятельности: экономики, политики, международных отношений. Этот процесс распространился и на вопросы войны и безопасности.
Современным средством доминирования в мировой политике, экономической и духовно-культурной сферах является информационная война, которая представляет собой механизм формирования системы управления информационными потоками в целях использования информационно-психологического пространства в своих интересах. Для достижения этой цели информационно-интеллектуальное противостояние осуществляется во всех плоскостях человеческой жизнедея-
тельности: цивилизационной, культурной, религиозной, общественно-гражданской, социальной и этнической [5].
Современная война не только является формой межгруппового физического насилия, но и выступает уже в виде информационной агрессии, насилия психологического. А так как манипулятивное воздействие инструментов информационной войны оказывает деструктивное влияние на порядок и организацию мирового информационного пространства и провоцирует эскалацию уже реальных конфликтов в социуме, необходимо формирование системы достаточной безопасности для мирового общества. С этой целью создаются действенные механизмы и инструменты, способные обеспечить фильтрацию и координацию информационных потоков.
Функционал современной информационной войны (противоборства) заключается в конструировании или трансформации идей, норм, смыслов, убеждений, ценностей в общественных отношениях социума. Таким образом, данный функционал можно использовать и как деструктивный инструмент, позволяющий манипулировать сознанием и навязывать чуждые ценности, и как созидательное начало, помогающее преодолевать отжившие барьеры, что способствует либо развитию общественных отношений, либо сохранению духовных и культурных ценностей общества. Следовательно, духовно-культурный мир человечества представляет собой результирующую борьбы за формирование созидательного целостного цивилизацион-ного и культурного пространства в целях консолидации мирового сообщества.
Важность понимания процессов, происходящих в духовно-культурной сфере, состоит в том, что культура является наиболее глубинным уровнем
социального бытия, поскольку интегрирует в себе такие структурные элементы, как: моральные и ценностные установки, институт семьи, этническая и национальная самоидентификация, религия, исторические и гражданско-обществен-ные традиции. Таким образом, культура является определяющей детерминантой жизни общества, поскольку оказывает влияние абсолютно на все сферы его жизнедеятельности.
Так как культура представляет собой интеграционную совокупность норм и объектов, созданных человечеством, искусственное дополнение к природным формам человеческого поведения, возникшее в процессе переосмысления приобретенных знаний и навыков, образов самопознания и символических образований окружающего сообщество мира [6], то она не может быть внесоциальным явлением. Культура выступает в роли продукта социума. Таким образом, феномен культуры допустимо рассматривать как освоенную, «очеловеченную» среду существования человеческого общества, организованную через создание и применение средств специфических технологий, с помощью насыщения ее (среды) результатами этой деятельности. Это мир понятий и явлений, обозначенных образами, — мир, сконструированный человеческим обществом в целях познания, осознания, фиксирования и передачи социально значимой информации относительно опыта, знаний и идей. Иными словами, культура — это более высокий уровень развития цивилизации, когда сознание и поведение индивидуумов направлены не столько на удовлетворение биологических потребностей, сколько на социальные интересы и формируют общепринятые нормы и правила их воплощения. Следовательно, культура
выступает одновременно и как продукт, и как мерило, и как формирующее начало и непосредственный наполнитель социального.
Как продукт коллективной деятельности человечества культура представляет собой систему согласованных и упорядоченных процедур и норм существования и развития сообщества, систему механизмов и инструментов обозначения и оценки форм деятельности, направленную на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей. Важно отметить, что помимо эмоционально-психологической составляющей, базовым звеном в формировании и закреплении культурных достижений цивилизации выступает именно информация [2].
Итак, в современных условиях мир необходимо рассматривать не как физическое или географическое пространство, а как интегрирующую совокупность всех существующих форм реальной и виртуальной действительности в их взаимосвязанности и взаимопроникновении.
На современном информационном этапе развития цивилизации дифференциация социального мира обусловлена доминированием деятельности социальных субъектов, многомерностью и информационной насыщенностью происходящих на внутреннем и внешнем, объективном, уровнях процессов управления и самоорганизации, эскалацией борьбы хаоса и порядка.
Формационный и цивилизацион-ный подходы к анализу социального мира дают нам понимание развития общества как динамики сложных систем, на которые оказывают влияние внешние и внутренние факторы ряда сфер жизнедеятельности сообщества: экологические, экономические, политические, социальные, духовно-культурные и др.
При этом на внерациональные факторы, диктуемые не деятельностью, а поведением, субъекты социального мира не имеют достаточного формирующего или контролирующего влияния по причине стихийной природы этих факторов. Таким образом, социальный мир представляет собой сложную, открытую и непредсказуемую диссипативную систему.
Литература
1. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Проблемы информатизации. 1993. № 3-4. С. 6-19.
2. Мрочко Л. В. Информационная культура общества и личности: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2008. 200 с.
3. Masuda Y. The Information Society as PostIndustrial Society. 2nd print. Washington: World Future Society, 1983. XIV, 171 p.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: Гос. ун-т Высш. шк. экономики, 2000. 606 с.: ил.
5. Панарин И. Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006. 553 с. (Великий путь).
6. Культурология. XX век: Энциклопедия: в 2 т. / [Гл. ред., сост. и авт. проекта С. Я. Левит]. Т. 1: А—Л. СПб.: Университетская книга: Але-тейя, 1998. 447 с.
7. Назаретян А. П. Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эво-люционно-исторической психологии. Изд. 3-е, стер. М.: URSS: Либроком, 2012. 256 с. (Синергетика в гуманитарных науках).
Ковалев Андрей Андреевич — кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]
Мрочко Владимир Леонидович — кандидат исторических наук, генеральный директор IT-компании «Комп-Лайн» (Москва). E-mail: [email protected]