Научная статья на тему 'Информационная культура как необходимый компонент профессиональной компетентности будущих учителей'

Информационная культура как необходимый компонент профессиональной компетентности будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / информационная культура / «информация» / «информационный» / компьютерная грамотность / competence approach / information culture / "information" / computer literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хужамкулов Азиз Пиримкулович

В статье рассматривается вопрос формирования и развития информационной культуры педагогов, в основе которого должен быть положен компетентностный под-ход, позволяющий обеспечить мобильность обучаемых, их наилучшую приспособляемость в изменяющемся информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the formation and development of the information culture of teachers that must be based on the competence approach ensuring students’ mobility, their best adaptability in changing information environment.

Текст научной работы на тему «Информационная культура как необходимый компонент профессиональной компетентности будущих учителей»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

А. П. Хужамкулов

В статье рассматривается вопрос формирования и развития информационной культуры педагогов, в основе которого должен быть положен компетентностный подход, позволяющий обеспечить мобильность обучаемых, их наилучшую приспособляемость в изменяющемся информационном пространстве.

The article discusses the formation and development of the information culture of teachers that must be based on the competence approach ensuring students' mobility, their best adaptability in changing information environment.

Ключевые слова: компетентностный подход, информационная культура, «информация», «информационный», компьютерная грамотность.

Key words: competence approach, information culture, "information", computer literacy.

В рамках концепции высшего образования и в соответствии с существующими в Узбекистане государственными образовательными стандартами профессионального высшего образования обосновано требование к учебному процессу: он должен быть организован так, чтобы студент максимально полно осознал и усвоил систему научных знаний, приобрел навыки самообразования, научился эффективно использовать информацию в профессиональной деятельности для достижения вершин профессионального мастерства (акме).

Информационное общество требует становления нового типа образования, при котором обучение становится неотъемлемым атрибутом всей жизни человека. Для того чтобы стать (и оставаться) специалистом, необходимо постоянно усваивать новые знания, не ограничиваясь теми, которые получены некогда в учебном заведении [1]. Совокупность качеств, позволяющих осуществлять эту деятельность эффективно, свидетельствует о высоком уровне информационной культуры [2]. Учитель должен уметь ориентироваться в непрерывно растущем информационном потоке и прививать это умение своим ученикам.

Обобщая существующие точки зрения на понятие «информационная культура», можно их свести к двум основным подходам: информационная культура как составная часть культуры [3; 4]; информационная культура как совокупность определённых качеств личности. Приведём лишь некоторые определения: «информационная культура - совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации» [5]; информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении,

кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании» [6]; информационная культура - уровень знаний, позволяющий человеку свобод-

405

но ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [7]. Представленные точки зрения на информационную культуру не противоречат друг другу, а напротив - взаимодополняют. В то же время в смысловой трактовке рассматриваемого понятия сохраняется неопределённость, зачастую уровень информационной культуры определяется только умением пользоваться персональным компьютером. Хотя это качество весьма важно для педагога, однако такой подход нельзя считать удовлетворительным, поскольку информационная культура включает значительно более широкий набор компонентов, дополняющих компьютерную грамотность [8].

Вместе с тем необходимо отметить, что многие важные вопросы остаются мало разработанными, в стадии становления находится и целостный подход к пониманию информационной культуры педагога. Анализ реальной образовательной практики в педагогической высшей школе показывает, что ещё на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов основной акцент делается на формировании уровня утилитарной компьютерной грамотности и фрагментарной готовности специалистов к использованию информационных (компьютерных) технологий в своей профессиональной деятельности, на преобладание в их информационной подготовке узкой «кнопочной» технологии. Отсутствие интегрированного подхода к формированию информационной культуры педагога может отрицательно сказаться на его востребованности, возможности самореализации в информационном обществе, деятельности в современной социокультурной ситуации. На наш взгляд, информационная культура является важнейшим элементом культуры педагогической, не менее значимой, чем культура педагогического общения, экономическая, политическая, правовая, нравственная, художественноэстетическая. А принимая во внимание то, что информация пронизывает все сферы деятельности человека и общества, становится очевидным, что все названные элементы педагогической культуры невозможны без информационной составляющей.

Список литературы

1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю. В. Уленко - М.: Межрегион. центр библиотечного сотрудничества. 2006. -С. 10-11.

2. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: сб. ст. - М., 1994. - С. 6-11.

3. Негодаев И.А. Информатизация культуры: монография. - Ростов н/Д.: Книга, 2003. -320 с.

4. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиография. - 1994. - № 1. - С. 12.

5. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики Э.Л. Семенюк // НТИ. Сер. 1. - 1994. - № 7. - С. 3.

6. Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. - №11. - С. 59.

7. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / под ред. И.И. Горловой. - Краснодар: Краснодар. гос. акад. культуры, 1996. - С. 141.

8. Данильчук Е.В.. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2003. - С. 6.

406

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.