УДК 574
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРЕССИНГА
© Людмила Алексеевна ПРОНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: [email protected]
Раскрываются причины возникновения и развития информационного прессинга и его суть. Предлагается информационная культура и ее компоненты (информационное мировоззрение, информационное мышление, методы и методики оперирования информацией) как механизм преодоления информационного прессинга.
Ключевые слова: информационный прессинг; информационное мировоззрение; информационное мышление; методы и методики оперирования информацией; информационная культура.
В современном мире возрастает объем и интенсивность информационных потоков, которая часто не сдерживается ни моральными, ни культурными границами. В связи с этим появляется возможность манипулирования обществом вообще и отдельной личностью в частности, ибо на человека обрушивается мощный информационный поток, воздействующий на сознание и чувства. Информация влияет на процессы формирования личности и может привести к различным последствиям, в т. ч. и к негативным: вызвать неадекватное поведение, нанести материальный, моральный и физический ущерб. Мы согласны с мнением Л.В. Скворцова, который считает, что «информация сегодня... -это сконструированная реальность, создающая нужное общественное мнение. Профессионал, обладающий знанием возможностей информации и техническими средствами, открывающими доступ к сознанию масс, может оказать решающее воздействие на политическую, экономическую ситуацию в стране, а значит, на ее безопасность. Информационные механизмы влияния превратились в ключевой фактор жизни наряду с экономическими и политическими факторами» [1, с. 224-225]. Сегодня выделяют еще один тип власти - информационную власть. П. Кузнецов пишет, что информационная власть - это власть какой-либо информации (идей), принятой к реализации, власть людей, претворяющих информацию (идеи) в жизнь [2].
Современные психологи отмечают, что психика любого человека, если он недоста-
точно владеет ее механизмами, слабо поддается осознанному регулированию, и поэтому она становится уязвимой для различных методов психологического насилия и психологической эксплуатации. Именно поэтому возможен информационный прессинг, с которым мы сталкиваемся ежедневно.
По мнению ученых и практиков, информационный прессинг - это феномен культуры, институциональный атрибут социальных процессов и отношений. В настоящее время социальные сети, массмедиа, интернет-сообщества завоевывают доминирующее положение в информационном пространстве. Постепенно сложились условия для появления и развития системы государственного и частного информационного прессинга, когда навязываются оценки, мнения, электоральное поведение и т. д. Эволюция общества изменила и характер информационного прессинга: он приобретает явный характер, а проблемы противостояния манипуляциям и информационному прессингу становятся все более актуальными [3-7].
Специалисты к основным характеристикам информационного прессинга относят:
- нелинейность и скрытность;
- неограниченную территорию и скорость;
- кумулятивность;
- нематериальную природу;
- нелокализованность в социальном времени и пространстве.
В первом случае можно утверждать, что человек может не воспринимать или не осознавать на каком-то этапе информационное
давление, но его результат проявится в дальнейшем в форме поведенческих актов и преобладающей системы ценностей.
Во втором - мы имеем дело с информационным воздействием вне конкретной территории, т. к. у информации нет границ. Если информационный ресурс размещается в сети, то он становится достоянием каждого, независимо от места проживания. Использование современных информационных технологий привело и к увеличению скорости распространения информации, к ее клонированию в неограниченных количествах и т. д.
Кумулятивность информационного прессинга будет проявляться следующим образом. Информация имеет свойство накапливаться, дополняться, изменяться. Основной проблемой современного общества является не нехватка данных, а возможность их эффективного использования. Многие открытия и изобретения долгое время могут находиться в виде данных, документов, пока не будут внедрены на практике. Поэтому с помощью информационного давления можно корректировать информационные запросы, изменять динамику представлений и убеждений людей, влиять на их поведение, в т. ч. информационного, и даже изменять его.
Информационный прессинг имеет нематериальную природу. Информация - это набор данных, которые служат основой формирования вещей материальной природы. Виртуальный характер информации диктует особый механизм ее распространения - клонирование / копирование. Кроме того, ведущей тенденцией становится оцифровка традиционных документов и все большее распространение электронных ресурсов. Поэтому в настоящее время мы имеем дело с неограниченным числом точек-генераторов, клонирующих / копирующих данные, что часто приводит к информационным шумам и помехам. Ограничениями распространения информации являются только доступность информации, а также наличие и доступность коммуникационных каналов. В остальном практически любая открытая информация является общественным достоянием, она -общедоступна, и человек может использовать, потреблять ее в любом месте и в любое время. Поэтому информационный прессинг нельзя локализовать во времени и пространстве.
Данные свойства информации и, соответственно, информационного прессинга образуют единый комплекс, проявляющийся в информационном давлении на получателей информации. Поэтому все чаще говорят об информационной безопасности в гуманитарном ключе, выделяя ее как обязательный фактор успешной и безопасной жизнедеятельности человека. Актуальной проблемой становится уже не только защита информации, а защита от информации для предотвращения социальных деструктивных явлений. Попытаемся выделить суть информационного прессинга и определить механизм его преодоления.
Одним из компонентов информационного прессинга является навязывание субъекту искаженной или недостоверной информации, т. е. инфологем. Мы имеем дело с тщательно продуманной дезинформацией (застрахованной от разоблачений), с тонкими манипуляционными действиями над общественным сознанием, которые формируют выгодное общественное мнение, поддерживают определенный стиль поведения, определенные символы веры и т. д. Суть такой информации состоит в том, чтобы вынудить конкретного человека или сообщество людей к таким действиям, которые происходят в интересах того человека, группы людей, органов власти и т. п., которые эту информацию распространили. Причем данные действия могут противоречить их собственным интересам. Таким образом, сокрытие от людей информации, релевантной их истинным интересам, либо сознательная подмена их на ложные путем информационного давления, прессинга стали достаточно распространенным явлением.
Всемирная виртуальная сеть представляет практически безграничные возможности, причем достаточно часто совершенно бесплатно. Интернет - это открытое поле для информационного прессинга. Ученые отмечают, что помимо доступности данного инструмента существуют и психологические предпосылки, позволяющие манипулировать людьми: у человека, который начинает воспринимать мир через Интернет, возникает новая картина мира; корректируется традиционное представление о знаковых системах; воспринимается информация без всякого содержания; отсутствие возможности верификации данных стирает границы между прав-
дой и ложью, делая человека пассивным и всеядным потребителем любой информации [8].
Данные изменения способны породить глобальные трансформационные процессы в обществе, в т. ч. и ограничения на пути конструктивного развития общества. Можно выделить несколько подходов к явлению манипуляции в контексте информационного прессинга. Манипуляция рассматривается в качестве мягкой, «прогрессивной» властной технологии, позволяющей «мудрым правите -лям» управлять сознанием своих граждан. Она побуждает человека делать то, чего желают другие, но самое опасное это то, что она заставляет его хотеть это делать. Во многом манипуляции достигают своей цели потому, что у современного человека нет ни времени, ни желания проверять подлинность сообщений. Человек доверяет СМИ: подлинность сообщений не вызывает сомнений. Именно сообщения средств массовой информации во многом формируют мировоззрение человека, живущего в информационную эпоху. Поэтому так важна их подлинность и достоверность (к сожалению, данные желания не достижимы), а человек должен уметь оценивать их. Отличительная черта современных СМИ состоит в переходе в подаче информации от убеждения к внушению. Убеждение воздействует на сознание человека, взывая к его разуму и здравому смыслу, тогда как внушение непосредственно воздействует на психическую сферу, благодаря чему происходит настоящее внедрение идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния. Данные процессы приводят к пассивности человека в восприятии информации. Пассивный характер восприятия информации обусловлен также отсутствием «диалогичности» коммуникаций, что в результате притупляет способность критически воспринимать информацию и мыслить. В итоге информация воспринимается как однозначно правдивая и объективная. Существует важная закономерность, знакомая всем специалистам по воздействию: люди больше верят тому, что видят, чем тому, что слышат, больше верят событиям, чем словам. Причина заключается в следующем: слово - это всегда описание ситуации, и при его оценке человек начинает рассматривать его как правду или ложь; событие -
это всегда действительность, т. е. всегда правда, поэтому оно убеждает больше. При этом люди, как правило, не думают о том, что событие тоже может быть специально организованным и отрепетированным. М.Ю. Черненко выделяет следующие признаки манипуляции:
- психологическое воздействие, мишенью действий манипулятора являются психические структуры человеческой личности;
- скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции, где успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, т. е. для манипуляции требуется фальшивая действительность;
- воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний, поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями);
- к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера;
- всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие, жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соучастник [8].
Информационная ситуация сегодня достаточно сложная, поэтому попытаемся разобраться, каким образом человек и общество могут противостоять негативным явлениям -манипуляциям и информационному прессингу.
Опираясь на все многообразие можно выделить главное свойство информации -это неисчерпаемость, что приводит к информационной емкости информационного пространства. Каждый из объектов окружающего мира непременно характеризуется наличием информационных и информацио-генных свойств, т. е. совокупностью таких черт, которые стимулируют введение сообщения со сведениями о данном базовом факте в канал распространения информации и последующее превращение сведений в сообщаемую информацию. Если бы человек не обладал разумом и когнитивными способностями, информация стала бы бесполезной. Каждый индивидуум в силу собственной ин-
дивидуальности и умственных способностей по-разному обрабатывает, сортирует, систематизирует и использует входящий в сознание информационный поток. Эти когнитивные процессы и порождают разрыв в понимании того, что является информацией для каждого, какая часть информации будет усвоена, а затем использована.
Человек всегда находится в поиске каких-то знаний, информации, документов, необходимых для решения конкретной задачи, выполнения конкретных операций, процессов или нахождения смысла. Однако он всегда сталкивается с избытком информации, где трудно разграничить плоскость достоверной и некорректной информации и подобрать требуемую именно ему и в данный момент времени. Как следствие, человек накапливает в своем сознании избыточный массив информации, что становится препятствием на пути решения собственных проблем. В данной ситуации следует устанавливать критический порог, после которого информация перестает выполнять свою основную задачу - аккумулировать правильные решения. Релевантная информация служит основой для генерирования данных другого формата с большей когнитивной составляющей.
Суггестивная информация - это подсознательно воспринятая информация, которая не регистрировалась активным вниманием человека. Она смогла преодолеть фильтры сознания и пробраться в зону подсознания. Несмотря на то, что такая информация не является частью когнитивных процессов обработки данных, она оказывает сильнейшее влияние на поведение и решения человека. С такой информацией мы сталкиваемся ежедневно: наибольшее распространение она получила в технологиях продажи товаров и услуг. Манипуляции с помощью вербальных и визуальных инструментов, специальные методики нейролингвистического программирования позволяют адресанту добиваться необходимого результата. Влияние суггестивной информации ощущается интуитивно, когда человек чувствует, что ему следует поступить определенным образом, или понимает сущность какого-либо предмета / явления, никогда не встречаясь с подобным. В такой ситуации бывает сложно отличить знания, изъятые из структур долговременной памяти, от информации, которая незаметно
проникла в сознание. Все это делает человека управляемым со стороны внешних сил. Вербальные и визуальные ключи - это вся ауди-альная и визуальная информация, которая постоянно потребляется человеком, даже когда он этого не хочет. Так устроена человеческая природа, изначально ориентированная на защиту от внешних угроз и выживание в суровых условиях. Все что попадает в зону нашего глаза и слуха моментально регистрируется активным вниманием и только после этого принимается решение о дальнейшем взаимодействии с информацией. Многие ученые полагают, что после того, как человек принял решение о неактуальности информации, контакт с ней прекращается. Однако интересен другой феномен, указывающий на совершенно противоположный факт: когда раздражитель перестает активно восприниматься и человек как бы отключается от его воздействия на какие-то другие занятия при одновременном сохранении хотя бы минимального контакта, он в любой момент времени может восстановить активную связь с источником воздействия при возникновении интереса. Например, разговор людей сразу привлекает внимание, когда заходит речь об интересующей информации. Все это свидетельствует о том, что информация не перестает считываться человеком, только плоскость обработки смещается в сторону бессознательного, поэтому и не воспринимается до тех пор, пока не прозвучит ключевое слово, актуализированное сообщение. Таким образом, тот факт, что информация не воспринималась человеком, не означает, что она прошла бесследно. Кроме того, ежедневно каждый сталкивается с огромным информационным шумом, который также выступает инструментом информационного прессинга.
Информационный прессинг может иметь разную природу возникновения. Например, научно-технический прогресс - совершенно объективный процесс, который нельзя остановить. Итогом такого развития становится постоянное устаревание знаний человека, что заставляет постоянно переучиваться и совершенствовать свои умения и навыки. Даже появился специальный термин «период распада компетентности». Если человек постоянно не взаимодействует с информационной средой и информационным пространством, то он становится не востребованным. Спе-
циалисты ценят комфорт в информационном обеспечении своих информационных потребностей.
Информационный прессинг - явление достаточно широкое и хаотичное на первый взгляд, однако можно систематизировать и выделить те сферы, в которых оно получило широкое развитие: политтехнологии, информационные войны и атаки, реклама, в процессах управления социумом, во внутриор-ганизационной среде и т. д.
Ежедневное взаимодействие с огромным количеством информации приводит к некоторому автоматизму в действиях человека. Средства массовой информации, Интернет и другие каналы снабжают людей самой разной информацией, которая к ним не имеет никакого отношения: новостными событиями, фактами из обыденной жизни и т. п. Все они оставляют след в структурах памяти и влияют на развитие личности. Несмотря на беспрерывное информационное воздействие, у человека, по мнению М.Ю. Черненко, есть замечательное качество - это воля. «Человек вправе адекватно реагировать на многие виды информационного воздействия, которые на него оказывают, особенно негативные. Право выбора и его реализация называется волеизъявлением. Необходимо отметить, что возможность переработки информации личностью биологически ограничена, а постоянно растущая информационная емкость общества - нет. Несмотря на то, что существует генетическая врожденная способность людей отторгать информацию на интуитивном уровне, вступая в информационную эпоху XXI в., человек поставлен перед жестокой необходимостью - научиться обрабатывать возрастающие объемы информации, т. к. от этого во многом зависит не только его социальный статус, но и ощущение внутреннего комфорта» [8].
Информационный прессинг должен входить в категорию управляемых процессов, чтобы обеспечивать стабильное функционирование всей системы, а главное - обеспечивать качественную, комфортную, безопасную и т. п. жизнедеятельность человека. На наш взгляд, решение проблемы лежит в плоскости восприятия информации, ее оценки, развития информационного стиля мышления, информационного мировоззрения,
информационного поведения и в целом информационной культуры.
Задавая видение мира в совокупности рационально-научного, духовно-образного и эмоционально-художественного аспектов,
информационная картина мира одновременно является средством ориентации и духовно-практического освоения этого мира. Формирование информационного стиля мышления - важная задача на современном этапе развития общества. Оно должно стать противовесом технократическому стилю, абсолютизирующему личность как объект воздействия, жестко детермированный выполняемыми функциями, и информационному прессингу. Информационный стиль мышления базируется на понимании личности во всей сложности ее социальных взаимоотношений, что предполагает комплексный подход к явлению. В рамках формирования информационного стиля мышления перед информационной культурой ставится задача практического овладения методами аналитико-синте-тической переработки информации, умением связывать факты, правильно интерпретировать их и т. д. Это позволит эффективно оценивать информацию, отбирать релевантную, отсеивать инфологемы и т. п., и в целом противостоять информационному прессингу.
Мир современной культуры является результатом активности «технологического человека», стремящегося измерять феномены и события с точки зрения подчинения количественно и качественно достижимым целям. Информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности, формирует ее ценностные ориентации по отношению к информации как к элементу культуры, препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в обществе.
Таким образом, информационное мировоззрение можно определить, как систему обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеж-
дения, идеалы, принципы познания и деятельности. С.Г. Антонова, говоря о мировоззрении информационного типа, имеет в виду такое воззрение, при формировании которого именно субъект является регулятором информации, составляющей данную систему. Причем сам момент осознания ценности информации становится актом проявления его мировоззренческих позиций, а мировоззрение создается как открытая система, способная изменяться [9, с. 27]. По мнению О.Г. Басалаевой «информационное мировоззрение -это система взглядов человека на мир и на место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности» [10, с. 75].
Мировоззрение как показатель отношения личности и общества к окружающей действительности является важной характеристикой духовной культуры и определяет отношения в системе субъект-социум. Внедрение электронной техники изменяет структуру многих процессов. В условиях информатизации взаимодействие субъекта и внешней среды проявляется в двух направлениях: внедрение новых технологий активно влияет на мировоззрение с одной стороны, а с другой - мировоззрение, его характеристики, состав будут определять особенности внедрения электронно-вычислительной техники в различные сферы деятельности, особенно гуманитарного профиля. Для информационного мировоззрения характерна открытость: способность постоянно видоизменяться в связи с изменением внешних условий. Информационность мировоззрения проявляется в том, что оно «выводит» духовно богатую личность на иной аспект осмысления связей людей - на аспект многообразия как важного и необходимого качества позиции личности. Информационное мировоззрение вырабатывается не столько как определенная модель установок личности, сколько как процесс анализа знаний для обоснования собственной позиции, процесс овладения навыками понимания чужого воззрения, соотнеся его с собственным. Информационное мировоззрение формируется как непрерывный процесс расширения и углубления знаний и обоснования на этой базе собственных убеждений. В этом случае основное внимание должно быть уделено обучению методам и методикам получения знаний, овладения формами и спосо-
бами их поиска и отбора, а образование -направлено на формирование образного мышления, на создание навыков анализа и синтеза знаний, их оценки с учетом практики и обоснования собственных убеждений, поиска аргументов и доказательства верности своей позиции и т. д.
В информационном мировоззрении управляющее значение имеют уже не собственно знания, а процесс их приобретения, переработки, получения новых знаний оценочного характера. Сам мыслительный процесс становится как бы частью системы, составляющей сущность мировоззрения. Субъект-носитель информационного мировоззрения отличается толерантностью, активным интересом к миру, его мышление ассоциативно, а отношение к знанию диалогично [11, с. 32].
Взаимодействие человека с культурой, его погруженность в определенную культурную среду является основой для всех процессов, составляющих сущность его бытия. В связи с этим возникает проблема развития культуры производства и потребления информации как компонента информационной культуры, который включает выработку этических принципов, оптимальных форм поведения, рациональных привычек, способствующих гармонизации этого процесса, защиты от возможных информационных манипуляций (ныне широко распространенных). Культура производства и потребления информации включает выработку оптимальных форм поведения личности в условиях неполной и недостоверной информации, воспитание критического отношения к ней, оценку ее полноты и достоверности, понимание необходимости проверки информации на достоверность и т. д. Так, С. Г. Кара-Мурза выделяет ряд признаков, по которым человек может распознать недостоверную информацию, определить начало информационного давления и дает советы, как следует себя вести [12].
Информационные качества объектов обычно гораздо легче, проще транслируются, чем вещественные или энергетические свойства тех же объектов. Поэтому целесообразно условно делить людей на творцов информации и потребителей информации (каждый из нас относится к каждой группе).
На рубеже веков значение информационной культуры возрастает, т. к. сегодня ее
рассматривают как фактор национальной безопасности. Необходимость решения комплексных проблем информационной культуры связана с задачей информационно-аналитического освещения социальных и гуманитарных проблем, с которыми столкнулось наше общество в процессе своей радикальной трансформации: это смена парадигмы экономического развития, нравственных и правовых основ цивилизационной власти, природа насилия и толерантности, перпеция страха, духовная идентичность общества и т. д.
Содержание информационной культуры личности (общества), ее сознательное и целенаправленное формирование может рассматриваться в разных плоскостях: мировоззренческой, психологической, социальной и технологической и т. п. В мировоззренческой плоскости информационная культура заключается в осознании человечеством сущности происходящих явлений, познании законов и закономерностей распространения информации в обществе и ее воздействия на личность. В психологической плоскости информационная культура - это выработка оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности; это формирование умения действовать в условиях избыточной информации, правильно оценивать качественную сторону информации, отбирать достоверные сведения, критически мыслить, умение анализировать и синтезировать имеющуюся информацию; это выработка навыков защиты личности от информационного шума. В социальной плоскости информационная культура личности заключается в формировании у личности необходимого уровня информированности. И, наконец, в технологической плоскости информационная культура - это овладение информационной технологией, навыками поиска нужной информации, ее хранения и использования, знакомство с информационными ресурсами общества.
Общество с высоким уровнем информационной культуры предполагает толерантность, терпимость к мнению любой личности, ее поведению, информационному мировоззрению, лояльность к уровню информационной культуры личности, отношение к ней как к самоценному феномену. Развитие информационной культуры личности проис-
ходит на протяжении всей жизни под воздействием прессинга инфосферы. Информационная деятельность человека позволяет ей включиться в информационный процесс всемирно-исторического масштаба: освоение и развития информационной базы - Культуры. Информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к постоянному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе всестороннего анализа ситуации. Одновременно информационная культура является средством защиты общества от непродуманных действий человека. Информационная культура - условие устойчивого и безопасного развития в качественно новом информационном пространстве.
1. Скворцов Л. В. Информационный фактор в современном массовом сознании: культурологический подход // Культурология: дайджест. 2012. № 4. С. 224-231.
2. Кузнецов П. Информационная власть. Республика Коми, 2005. иЯЬ: http://www.Lindex. т.о^.ЛМех 4 (дата обращения: 10.01.2013).
3. Борщев Н.А. Информационное насилие в современном обществе // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. Т. 2. № 1. С. 282-290.
4. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 2010.
5. Сляднева Н.А. Россия в многополярном мире: социально-информационный аспект. И^: http://www.www.aselibrary.ru (дата обращения: 15.01.2013).
6. Соловьев А.И. Кризис общественного сознания в условиях информационно-энергетической революции. И^: http://www.elib.bsu.by/1234 56789/22807 (дата обращения: 10.01.2013).
7. Вус М.А. Информационная война: информационный прессинг - деформация системы массового информирования // Информационное право: информационная культура и информационная безопасность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2002. С.66-69.
8. Черненко М.Ю. Информационное общество, кодировка и манипуляция сознанием // Мировоззрение. Авторский сайт Черненко М.Ю. И^: http://www.miro vozzrenie.ru (дата обращения: 20.01.2013).
9. Антонова С.Г. Информационное мировоззрение: (к вопросу об определении сущности понятия) // Проблемы информационной культуры. Вып. 3. Информационное мировоззре-
ние и информационная культура: сборник статей. М., 1996.
10. Басалаева О.Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Философия. Социология. Культурология. 2010. Вып. 16. № 1.
11. Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность // Научно-техническая информация. Серия 1. 1993. № 1.
12. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2007.
Поступила в редакцию 1.02.2013 г.
UDC 574
INFORMATION CULTURE AS FACTOR OF OVERCOMING OF INFORMATION PRESSING Ludmila Alekseyevna PRONINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Library and Information Resources Department, e-mail: [email protected] The reasons of appearing and development of information pressing and its essence are revealed. The information culture and its components (information worldview, information thinking, methods and methodics of information use) as mechanism of overcoming of information pressing are offered.
Key words: information pressing; information worldview, information thinking; methods and methodics of information use; information culture.