Раздел IV СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
А. П. Парахонский
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Анализ проблем реформирования образования осуществляется на основе диалектического, культурологического и системно-деятельностного подходов. Обосновано, что ведущим принципом модернизации российского образования является взаимодействие глобальных тенденций его развития. Выделяются и анализируются тенденции развития высшего образования. Применение западных моделей образования возможно при условии сохранения национально-культурных особенностей российского народа и опыта отечественной системы обучения.
Ключевые слова: образование, модернизация, интеграция, информационная культура, социокультурные аспекты.
Analysis of the education reforming problems is carried out on the basis of dialectical, culturological and systematic-activities ’ approaches. The article proves that the modernization leading principle of education in Russia is the interaction of its development global tendencies. The author points out and analyzes tendencies of higher education development. The use of western forms of education is possible only if the Russian people national-cultural peculiarities and domestic educational system experience are taken into account.
Key words: education, modernization, integration, informational culture, social cultural aspects.
Современная мировая практика развития образования в условиях цивилизационных изменений и поиска новой образовательной парадигмы все больше ориентируется на формирование интегративных тенденций. Модернизация российского образования, рассматриваемая в условиях формирования Болонского процесса, направлена на качественные перемены в сознании личности как активного субъекта [5]. Новая концепция высшего образования исходит из развития духовности и творческого потенциала личности с нравственной ответственностью за свои действия, способной к гармонизации взаимоотношений в системе «человек - природа - общество».
Теоретической основой реформирования системы образования в современном мире является философия образования, которая рассматривает мировоззренческие, интегративные и методологические задачи существующей системы. Это позволяет решать проблемы модернизации образования, помещая их в парадигмальный контекст современной социальной философии [4].
Концепция модернизации образования определяет его основные направления: учет тенденций мирового развития, возрождение российской культуры и ценностей национального образования, укрепление образования как социального института. Прагматика времени требует тщательного изучения всех составляющих современного образовательного простран-
ства, поскольку реформирование российского образования - это не столько политическая и экономическая проблема, сколько вопрос сохранения общества и национальной культуры на основе диалога. Кроме того, включение России в европейские и общемировые образовательные процессы обострило проблему взаимоотношения центра и периферии, интеграции и регионализации.
Модернизация образования, затрагивая тактические образовательно-организационные проблемы, представленные в сферах образовательной политики, социальной педагогики, социологии образования, в целом решает мировоззренческие, социально-философские вопросы. Идея, согласно которой ценностью образования считается развитие человека, лежит в основе философско-образовательных концепций [1]. Объектом исследования является современное образование как социокультурный феномен, предметом - реформирование российского образования в условиях интеграции в общеевропейское образовательное пространство. Цель исследования - осмыслить социокультурные аспекты реформирования российского образования в соответствии с национальными интересами и доминантами современного европейского образовательного процесса.
Анализ проблем реформирования образования осуществляется на основе диалектического, культурологического и системно-деятельностного подходов.
101
Информационную базу исследования, отражающего основные вопросы образовательной политики, составили: Конституция РФ и действующее российское законодательство, указы и послания Президента РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., Национальный проект «Образование», аналитические исследования по вопросам образования, материалы научных конференций, семинаров, посвященных европейским интеграционным образовательным процессам, аналитические материалы Болонского процесса [5].
В результате анализа проблем реформирования образования сделаны следующие выводы.
1. Обосновано, что ведущим принципом модернизации российского образования является взаимодействие глобальных тенденций его развития (плюрализм культур, формирование единого мирового образовательного пространства, интернационализация, информатизация, непрерывность, открытость) и отечественных духовных и ценностных культурных традиций (гуманитаризация, антропо-центричность, фундаментализация); основные приоритеты отводятся национальной культуре, преимущественно обуславливающей философские основания реформирования российского образования.
2. Уточнено на категориальном уровне содержание термина образование, позволяющее увидеть, что образование в новых условиях становится непрерывным, опережающим, принимающим непосредственное участие в формировании не только образованного, но и целостного человека, в котором органически сочетаются знания и нравственные ценности.
3. Показана двойственность механизма развития образования, проявляющаяся в форме единства процессов диверсификации (увеличения многообразия) и конвергенции (схождения и сохранения разнообразия), которая выполняет функцию стабилизирующего фактора.
4. Выявлено, что поиск философских оснований современного отечественного образования предполагает обращение прежде всего к истокам русской философии, соответствующей духовно-ценностному содержанию национального менталитета.
5. Установлено, что применение западных моделей образования возможно при условии сохранения национально-культурных особенностей российского народа и опыта отечественной системы образования, в связи с чем необходим взвешенный, вдум-
чивый подход к интеграции высшей школы России в общеевропейское образовательное пространство.
6. Сделаны практические выводы по осуществлению инновационных форм организации российского высшего образования в свете Болонского процесса:
- участие в европейских интеграционных процессах способно изменить роль и функции образования в региональных университетах: превратить их не только в центр подготовки специалистов, но и в центр культуры, знаний, научных исследований, от которых будет зависеть культурное и научнотехническое развитие современного общества; способствует преодолению узкоэкономических ориентаций в высшем образовании;
- совмещение в университете фундаментального, специализированного и гуманитарного образования, научных исследований и общекультурных функций позволит постоянно взаимодействовать с социокультурной средой, вносить в нее стабилизирующее начало;
- позитивные преобразования в организации образовательного процесса в связи с обучением иностранных студентов будут служить новым стимулом к комплексному развитию, возможности глубже познакомиться с национальной культурой и обычаями разных народов, что будет способствовать распространению российской культуры, традиций отечественного высшего образования.
Образование - многоаспектное явление: социальный институт, специфическая сфера духовной жизни, транслятор культуры, часть социокультурного пространства материальной жизни. Это не только процесс передачи знаний от одного поколения к другому, это становление и развитие личности в ходе ее приобщения к культуре общества, воспитание и самообразование человека [4].
Нами выделены и проанализированы следующие тенденции развития высшего образования: 1) многовариантность, многообразие, многомодельность образования; 2) стратегическая установка на образование для всех на протяжении всей жизни; 3) постоянная адаптация образовательных программ к современным и будущим потребностям; 4) развитие опережающего, инновационного обучения; 5) преодоление узкоэкономических ориентаций в высшем образовании; 6) сохранение, развитие и распространение национальных, региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия; 7) расширение доступа к образованию на началах справедливости; 8) повышение роли и уровня научных исследований и преподавания.
102
Анализ выделенных тенденций позволяет отметить, что российская система образования развивается в русле мировых тенденций, образование способно закрепить позитивные сдвиги, сохранить уникальность отечественной культуры, выйти на ускоренный режим развития, если включит ресурс мировых тенденций реформирования в стратегические ориентиры на основе сохранения и продвижения плюрализма ценностей. Приоритеты в сфере образования определяются независимо от социальной, конфессиональной, гендерной принадлежности человека. Каждый имеет право на доступ к полноценному и качественному образованию, предполагающему принципы интегрированного, непрерывного, открытого, муль-тикультурного образования для всех в интересах устойчивого развития человечества.
Современное образование, являясь реальным участником зарождения нового всемирного сообщества, оказывается в эпицентре проблем его развития. Система образования в XXI в., эре информации и научных знаний, будет решать принципиально новую глобальную проблему - подготовка людей к жизнедеятельности в условиях информационного мира. Отмечается, что особенностью современного этапа становления цивилизации является ориентация на информационные, коммуникационные отрасли. Информация, интегрируя социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы, создает перспективы возможной концентрации основных интеллектуальных ресурсов, формирует новые культурные и социально-гуманитарные потребности в информационном обществе [3]. Показано, что обмен знаниями сопровождается становлением новых ценностных и мотивационных парадигм, разнообразием подходов к решению проблем культурного взаимодействия и сохранением этнокультурного своеобразия, идентичности личности в условиях мультикультурализма.
Особую роль в формировании образовательной системы играет глобальная информационная сеть Интернет, формирующая новые типы человеческого общения, трансформирующая существующие ценности (индивидуализм, обособленность, присвоение, собственность, рынок, капитал, потребительские ценности) и предполагающая новые (открытость общества и человека, непосредственная связь между людьми в обществе, приоритетное развитие познавательной способности людей и их духовности). Поиск философских основ современного образования для российской школы предполагает обращение прежде всего к истокам отечественной философии. Допуская воз-
можность заимствования технических достижений Запада, необходимо находить такие формы образования, которые близки российскому мировоззрению.
Отметим, что информационный потенциал общества определяется уровнем информационной культуры, поскольку любые технические нововведения становятся эффективными в социальном плане тогда, когда органически включаются в культурную среду общества. Под информационной культурой общества понимается способность результативно использовать информационные ресурсы, необходимые для освоения новых научных представлений и их философского осмысления, создания условий для раскрытия интеллектуального потенциала человека, мобилизации его мышления, развития его познавательных способностей, творческого потенциала, креативности, разнообразных проявлений духовности, нравственного и физического здоровья [2]. В связи с этим подчеркнем, что одним из главных факторов, влияющих на уровень информационной культуры современного общества, является состояние системы образования, которая определяет общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей.
Показано, что параллельно с интеграцией интеллекта идет процесс стирания разнообразия, обозначается проблема адаптации человека к новой непривычной и крайне быстро развивающейся образовательной среде, обнаруживается смещение приоритетов от концентрации на фундаментальных знаниях к сосредоточению на прикладных экономических аспектах. Вместе с тем коммерческая ориентация ведет к снижению уровня фундаментального образования, меньше внимания уделяется этическим проблемам, социальной справедливости, критическому анализу. Кроме того, возникает проблема фрагментарности полученных знаний, что особенно характерно для биологических, медицинских и социальных наук. Отмечается, что современные процессы информатизации объединяют мир чаще всего через массовую культуру, ориентированную на развлечение.
Анализ социокультурных факторов реформирования образования в условиях информационной культуры позволяет сделать вывод, что современной системе образования необходимо учитывать творческое восприятие усвоенной информации и трансформацию ее в качественно новое знание; фундаментальность образования, формирующую целостную картину мира; нравственную и этическую функции образования; прикладной аспект образования, баланс между ориентацией программ на рыночные отношения с целью
103
дальнейшего трудоустройства выпускников и этически ориентированной составляющей образования; расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора ею жизненного пути.
Образование, включая человека в пространство общественно признанных ценностей, формирует универсальные модели поведения и ценностные установки, способствуя усвоению значимых общечеловеческих ценностей. Прогресс в науке и технике опережает постижение смысла и цели человеческого существования, которые определяют содержание и социальное предназначение образовательной деятельности, зависящей во многом от соответствия историко-культурным традициям, духовной наполняемости процесса образования. Будущее зависит не только от могущества информационной цивилизации, но и от формирования новых моральных принципов и нравственных установок.
Исследование гуманистических и гуманитарных проблем современного образования позволило обозначить некоторые ценностные ориентации для создания современной модели образования, основанной на новых взглядах на мир: свободное ценностное самоопределение, толерантность, компетентность, профессионализм, ориентация на регулируемое мировое развитие, умение анализировать социокультурную ситуацию, формирование нового типа рациональности, введение в образовательный процесс принципа проблемной ориентации.
В современных условиях знание перестает быть основанием интеллектуальной жизни общества. Поэтому главной задачей нынешней системы образования является формирование ценностнонормативных представлений, устойчивых нравственных ориентиров, способствующих сохранению целостности социума.
Несмотря на всю сложность современной ситуации система российского образования сохраняет свою жизнестойкость в основном благодаря гуманистическим ценностям, заложенным в ее содержании. Разделяя мнение ученых, полагающих, что погоня за знаниями, информацией, материальными ценностями диссонирует с присущей человеку потребностью в гармоничном развитии, логично прийти к выводу, что особенности социокультурной ситуации предполагают необходимость смены ценностных ориентаций от полезности и практичности к достоинству и ответственности, преодоление разрыва между знанием и нравственностью.
Таким образом, современная образовательная система, принимая во внимание достижения разных культур и традиций, может формировать не только много знающего специалиста, но и способного постигать систему ценностей и нравственных норм человека; обладая гибкостью и нелинейностью, учитывает сложность бытия и личности.
1. Адольф, В. А. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова // Информатика и образование. - 2006. - № 1. - С. 2-5.
2. Амирова, Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации: монография / Л. А. Амирова. - Уфа: Вост. ун-т, 2006. - 460 с.
3. Захарова, И. Г. Возможности информационных технологий в совершенствовании образовательного процесса высшей школы: монография / И. Г. Захарова. - Тюмень: ТюмГУ, 2002. - 176 с.
4. Куликова, Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности / Л. Н. Куликова. - Хабаровск: ХГПУ, 2001. - 333 с.
5. Макаркин, Н. П. Болонский процесс и российское высшее образование / Н. П. Макаркин, О. Б. Томилин // Интеграция образования. - 2004. - № 3. - С. 3-9.
104