Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ (ШИБЦ) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ (ШИБЦ) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
697
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / ИНФРАСТРУКТУРА / УДАЛЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ / ВЕБ БИБЛИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кубрак Н. В.

Цифровая трансформация образования предопределяет проблемы модернизации школьных библиотек, которые должны быть встроены в информационно-образовательную среду в новых условиях. В статье обозначены основные направления модернизации школьных библиотек. Представлены основные элементы информационной инфраструктуры школьной библиотеки в электронной информационно-образовательной среде школы. Перечислены библиотечные информационные массивы, каналы коммуникации, средства и условия технической реализации информационной инфраструктуры. Предлагаются практические решения по трансформации библиотечной деятельности цифровой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL LIBRARY INFORMATION INFRASTRUCTURE (SILC) WITHIN THE DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The digital transformation of education predetermines the problems of modernization of school libraries, which should be built into the educational information environment in the new conditions. The article outlines the main directions of modernization of school libraries. The basic elements of the school library information infrastructure in the electronic information and educational environment of the school are presented. Library information arrays, communication channels, means and conditions for the technical implementation of the information infrastructure are listed. Practical solutions for transforming library activities in the digital environment are proposed.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ (ШИБЦ) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 373.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-216-230

ББК 74.202

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ( ШИБЦ) В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

SCHOOL LIBRARY INFORMATION INFRASTRUCTURE (SILC) WITHIN THE DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Кубрак Наталья Владимировна

Заведующая библиотекой ГБОУ «Школа 1540» (Московская технологическая школа ОРТ), магистр педагогического образования, аспирант, Московский педагогический государственный университет

E-mail: [email protected]

Kubrak Natalya V.

Head of the Library of "School 1540" (Moscow Technological School of ORT), MA in Education; PhD post-graduate student, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]

Аннотация. Цифровая трансформация образования предопределяет проблемы модернизации школьных библиотек, которые должны быть встроены в информационно-образовательную среду в новых условиях. В статье обозначены основные направления модернизации школьных библиотек. Представлены основные элементы информационной инфраструктуры школьной библиотеки в электронной информационно-образовательной среде школы. Перечислены библиотечные информационные массивы, каналы коммуникации, средства и условия технической реализации информационной инфраструктуры. Предлагаются практические решения по

Abstract. The digital transformation of education predetermines the problems of modernization of school libraries, which should be built into the educational information environment in the new conditions. The article outlines the main directions of modernization of school libraries. The basic elements of the school library information infrastructure in the electronic information and educational environment of the school are presented. Library information arrays, communication channels, means and conditions for the technical implementation of the information infrastructure are listed. Practical solutions for transforming library activities in the

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Кубрак Н. В., 2021

трансформации библиотечной деятельности в цифровой среде.

Ключевые слова: цифровая трансформация, школьная библиотека, инфраструктура, удаленное обслуживание, электронно-библиотечная система, электронный каталог, веб-библиография.

Цифровая трансформация образования, которая сегодня поддержана государством [1], направлена на приведение образовательной системы и результатов ее работы в соответствие с требованиями цифровизации общества. Исследователи выделяют три основных взаимосвязанных направления цифровой трансформации: развитие цифровой инфраструктуры образования, развитие цифровых учебно-методических комплексов, а также разработка и распространение новых моделей организации учебной деятельности [2].

В контексте обновления моделей организации учебной работы возникает проблема определения новой роли библиотеки в образовательном учреждении. В библиотечную деятельность в школе должны внедряться электронные образовательные технологии, что предполагает поиск актуальных педагогических практик. Также должны измениться подходы в продвижении чтения с использованием цифровых технологий. Все это предопределяет проблемы обновления содержания библиотечной деятельности и профессиональной подготовки педагогов-библиотекарей.

В 2016 г. была утверждена Концепция модернизации школьных библиотек, цель которой состоит в преобразовании школьных библиотек в школьные информационно-библиотечные центры (ШИБЦ). Согласно Концепции, ШИБЦ должна стать ключевым инструментом новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания [3]. Направления модернизации включают в себя:

• комплектование фондов электронными источниками;

• обеспечение библиотеки программными средствами, в том числе основанными на облачных технологиях, позволяющих реализовать автоматизацию библиотечных технологических процессов;

• обеспечение доступности электронных информационных ресурсов для учеников, педагогов и родителей;

• поиск и внедрение актуальных педагогических практик, в том числе с использованием электронных образовательных технологий для реализации задач по формированию медиа-информационной грамотности пользователей;

• систематическое развитие профессиональных компетенций педагогов-библиотекарей в области медиа-информационной грамотности.

Первостепенной задачей в рамках модернизации школьной библиотеки является определение ее места в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС)

digital environment are proposed.

Keywords: digital transformation, school library, infrastructure, distant service, electronic library system, e-catalog, web bibliography.

школы, и как следствие - обновление и развитие ее цифровой информационной инфраструктуры.

Согласно ГОСТ 7.0-99 СИБИД «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», информационная инфраструктура - совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам [4].

Информационная инфраструктура библиотеки:

• включает совокупность информационных ресурсов, баз данных и знаний, систем связи;

• обеспечивает доступ пользователей к информационным ресурсам.

В табл. 1 представлены элементы цифровой инфраструктуры школьной библиотеки: информационные массивы, каналы коммуникации, через которые обеспечивается доступ к ресурсам, а также технические средства реализации доступа к ним.

Таблица 1

Основные элементы цифровой инфраструктуры школьной библиотеки

Информационные массивы Каналы коммуникации Техническая реализация

Фонд печатных документов Электронный каталог АБИС (автоматизированная библио-течно-информационная система). Дискавери-сервис

Фонд электронных документов Электронно-библиотечная система (ЭБС) Портал ЭБС/мобильная версия. Дискавери-сервис

Электронные образовательные ресурсы Платформы онлайн-обучения (МЭШ, Яндекс-класс). Локальная сеть школы (ЛВС) Портал платформы/ мобильная версия. Дискавери-сервис. Средства ЛВС (сервер, программное обеспечение)

Электронные библиографические продукты Виртуальная справка библиотеки. E-mail-рассылка Сайт ОУ/ библиотеки. Формы обратной связи/чат. Сервис для почтовой рассылки

Внутренний документооборот Системы электронного документооборота. Облачные платформы АБИС. Сервисы Яндекс, Google

Автоматизированные библиотечно-информационные системы

Доступ к информации о фонде печатных документов реализуется через электронный каталог. Электронная каталогизация в школьной библиотеке сегодня имеет особую важность, поскольку необходимо обеспечить всех участников образовательных отношений информацией о ресурсах библиотеки. Электронный каталог является основным элементом автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС). Он должен быть доступен пользователям локально, с компьютеров школы, а также удаленно (размещенный на сайте школы или библиотеки).

Существуют различные подходы к определению АБИС. Согласно ГОСТ 34.003-90 «Автоматизированные системы», автоматизированная система - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций [5].

Т. М. Филаткина определяет АБИС как системы планирования ресурсов организаций для библиотеки, которые используются в целях мониторинга библиотечных фондов, от заказа изданий и последующего приобретения до непосредственной выдачи посетителю библиотеки [6].

Результаты анализа современных средств и моделей автоматизации библиотечно-информационной деятельности общеобразовательных организаций представлены в работе Н. В. Никуличевой, Е. А. Сармаевой, С. С. Хапаевой [7, с. 66]. Несмотря на то, что большая часть школьных библиотек не использует электронную каталогизацию в своей деятельности, наиболее распространенными сегодня АБИС являются «СК-Школа» («ИРБИС для школьных библиотек»), «1С-Библиотека», «МегаПро», «МАРК-SOL» [8].

При выборе программного обеспечения необходимо обратить внимание на следующее:

• мультиплатформенность;

• модульность (для ШИБЦ наиболее актуальны модули, обеспечивающие возможность комплектования, каталогизации и обслуживания читателей);

• возможность создания полнотекстовой базы данных;

• невысокие системные требования к аппаратному обеспечению;

• простота администрирования системы;

• реализация через облачные технологии;

• веб-интерфейс (взаимодействие с пользователем в браузере);

• возможность работы с мобильных устройств;

• соответствие международным стандартам каталогизации;

• соответствие ГОСТ 7.0.100-2018 «Библиографическая запись»;

• возможность интеграции с RFID-оборудованием;

• возможность интеграции с АИС ОУ;

• демократичная стоимость решения.

Указывая на значимость внедрения АБИС в работу библиотек, Д. А. Архипов (2008) подчеркивает, что совершенствование АБИС развивает инфраструктуру для реализации образовательной функции библиотек. Их использование позволяет быстрее и точнее найти информацию для решения воспитательных задач библиотеки, проводить анализ читательского спроса и на его основе создавать рекомендательные списки для чтения. Самостоятельный поиск по электронным каталогам библиотеки развивает би-блиотечно-библиографическую и техническую грамотность, позволяет приобретать навыки поиска информации [9].

Электронные библиотеки

Доступ к фонду электронных документов реализуется через подключение к электронно-библиотечным системам.

Согласно ГОСТ «Системы электронно-библиотечные», ЭБС - автоматизированная информационная система, базы данных которой содержат организованную коллекцию электронных документов, включающую электронные издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в образовательных организациях, обеспечивающая возможность доступа к электронным документам через сеть Интернет [10].

К ЭБС предъявляются следующие требования:

1. Наличие личного кабинета у каждого пользователя.

2. Возможность сохранения индивидуализированной информации.

3. Полнотекстовый поиск по базе данных ЭБС.

4. Установка закладок и ведение конспектов.

5. Сохранение информации о прочтении книги.

6. Выделение, копирование, сохранение фрагмента текста, использование для цитирования.

7. Оценка произведения, создание собственных отзывов или комментариев.

8. Выборка отдельных книг, создание собственных книжных коллекций.

9. Возможность чтения текста на мобильных устройствах.

10. Возможность чтения в режиме «онлайн» с использованием технологий потокового получения данных (постраничный просмотр) и чтение в режиме офлайн.

При внедрении ЭБС можно выделить следующие преимущества для:

• администрации школы: эффективное использование средств, обеспечение необходимой литературой в рамках учебного процесса, использование ИКТ в обучении;

• педагога: доступность источников в учебном процессе, в том числе с демонстрацией текстов на интерактивной классной доске и мобильных устройствах;

• библиотекаря: восполнение пробелов в комплектовании литературой, возможность обслуживания в режиме 24/7, в каникулы и выходные, учет статистики в отчетности ШИБЦ;

• ученика: возможность получить книгу, находясь в любом месте, в любое время, в том числе источники, которых нет в бумажном виде в библиотеке, возможность работать с текстом.

Обзор основных ЭБС, используемых в российских ОУ, представлен в отраслевом докладе «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2018 году». Анализ показывает, что среди представленных лидеров очень мало систем, ориентированных на школьное образование [11]. В табл. 2 представлена краткая характеристика ЭБС, содержащих детскую и учебную литературу для школьников.

Наиболее распространенными в школах и публичных детских библиотеках являются ЭБС «Литрес: Школа» и «Литрес: Библиотека». В табл. 3 представлены ключевые отличия двух этих систем - они отличаются моделью обслуживания, но если в школе предполагается внедрение электронной библиотеки не только для детей, но и для педагогов и родителей, то целесообразно подключить обе ЭБС. Таким образом, в школьной

Таблица 2

Электронно-библиотечные системы для школ

№ Название Характеристика

1 Московская электронная школа (https://uchebnik.mos.ru/) Учебная и художественная литература по школьной программе (5-7-й класс), электронные образовательные ресурсы

2 Просвещение (https://media. prosv.ru/) Учебная и методическая литература. Сервис методической поддержки педагогов

3 Российский учебник (https:// lecta.rosuchebnik.ru) Учебная литература. Сервис методической поддержки педагогов

4 Русское слово (https://русское-слово.рф) Учебная литература. Сервис ЭИОС школы: электронный дневник, электронные формы учебников; инструменты для создания контрольно-измерительных материалов и др.

5 Литрес: Школа (https://sch. litres.ru/) Художественная литература, методические пособия

6 Библиошкола (ИН^:// biblioschool.ru/) Художественная литература, учебные и методические пособия, электронные образовательные ресурсы

8 МуВоок (https://mybook.ru/) Художественная литература, в том числе и для детей

9 Сторителл (https://www. storytel.com) Художественная литература и нон-фикшн в формате аудиокниг, в том числе и для детей

Таблица 3

Ключевые особенности ЭБС «Литрес: Школа» и «Литрес: Библиотека»

Литрес: Школа Литрес: Библиотека

Проблема Нехватка актуальной литературы в фонде. Недостаток площади. Нехватка финансов на закупку бумажных книг Нехватка актуальной литературы в фонде. Недостаток площади. Нехватка финансов на закупку бумажных книг

Аудитория Школьники 1-11-го класса Педагоги и родители

Содержание фонда 6000 наим. в каталоге: • Школьная программа • Внеклассное чтение • Гражданско-патриотическое направление 200 тыс. наим. в каталоге: • Современная литература • Все жанры • Аудиокниги

Функционал Выдача книги на параллель. Создание тематических подборок. Выдача книги на 1 год. Закупка книги по запросу читателя. Доступ с любого устройства. Библиотечная статистика Выдача книги 1 читателю. Выдача на 14-21 день. Закупка книги по запросу читателя. Доступ с любого устройства. Библиотечная статистика

библиотеке будут учтены информационные потребности всех категорий пользователей школьной библиотеки.

Также важно обратить внимание на ресурсы национальных электронных библиотек, которые реализуют доступ к информации через подключение ШИБЦ в качестве удаленного электронного читального зала:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Президентская библиотека (https://www.prlib.ru/) - общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов по истории, теории и практике российской государственности, русскому языку, имеющее статус национальной библиотеки России.

• Национальная электронная библиотека (НЭБ, https://rusneb.ru/) - федеральная государственная информационная система, в которой представлены оцифрованные книги, включая редкие и ценные издания, рукописи, диссертации, монографии и др.

• Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ, https://arch.rgdb.ru/) -представлены наиболее значимые произведения для детей, а также материалы, являющиеся ярким отражением исторических, политических, культурологических, художественных и педагогических процессов, происходивших в нашей стране в различные исторические периоды.

Эти ресурсы не в полной мере закрывают потребности в детской и учебной литературе, но могут использоваться в проектной и исследовательской, воспитательной деятельности школьников.

Электронные образовательные ресурсы школы

Доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) школы реализуется через:

• ЛВС школы (ресурсы, разрабатываемые педагогами);

• подключение к образовательным онлайн-платформам.

Сегодня в России существуют разнообразные онлайн-платформы для обучения, среди которых Московская электронная школа, «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «Фокс-форд», «InternetUrok.ru», «1С: Образование», «Просвещение», <^е^а» и др.

Подробный обзор платформ представлен в исследовании «Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме». Авторы дают сравнительную характеристику платформ и приходят к выводу, что это цифровые образовательные продукты, имеющие широкие функциональные возможности, образовательный контент и методические материалы, покрывающие большую часть основной образовательной программы общего образования [12].

При выборе образовательной платформы необходимо обратить внимание на:

• соответствие учебного контента платформы требованиям ФГОС, целям и задачам, профилю ОУ, критериям качества ЭОР;

• удобство организации учебного процесса с применением ресурсов платформы (профиль педагога, ученика, конструктор уроков, автоматизированное оценивание, соблюдение принципов интерактивности в обучении, инструменты обратной связи, инструменты аналитики и др.);

• доступный пользовательский интерфейс с учетом различного уровня технической грамотности пользователей;

• доступность с экономической точки зрения.

Дискавери-сервис

Когда в образовательном учреждении реализуется доступ к электронному каталогу (печатный фонд), к ЭБС (электронные документы), к образовательной онлайн-платформе, у пользователя возникают сложности с поиском ресурсов в этом объеме информации. Поэтому необходимо сформировать комфортное единое поисковое пространство, в котором пользователь мог бы с высокой результативностью выполнять поисковые обращения к ресурсам библиотеки, электронным и печатным. Эту проблему решают дискавери-сер-висы, позволяющие через единую точку входа (поисковую строку) объединять в поисковой выдаче ресурсы различных поставщиков контента, включая и каталог АБИС, и ресурсы ЭБС, открытых баз данных, а также ресурсы образовательных онлайн-платформ [13].

В. М. Лютецкий выделяет следующие требования, предъявляемые к дискавери-сер-висам [14].

1. Привычность. Максимальное соответствие привычным поисковым стандартам Яндекса и Google.

2. Полнота. Пользователь библиотеки получает только те ресурсы, к полным текстам которых он имеет реальный доступ.

3. Экономическая доступность.

4. Универсальность. Возможность работы и с АБИС, и с ЭБС, и со свободными интернет-источниками. Возможность индексации при поиске не только текста, но и ме-диаконтента; как русскоязычных, так и иностранных источников.

5. Простота внедрения. Возможность встраивания на любой сайт библиотеки/школы.

6. Независимость и открытость. Единые открытые стандарты обмена информацией между библиотеками, интеграторами, издателями и поисковыми системами.

Наиболее распространенные дисквавери-сервисы - это EBSCO, Primo (Ex Libris), WorldCat Discovery (OCLC). Среди российских сервисов можно выделить «Библиопоиск», который отвечает указанным характеристикам и, в отличие от других аналогов, подходит для внедрения в электронную информационно-образовательную среду школы [15, с. 42-44].

На начальной стадии внедрения сервиса в ШИБЦ необходимо определить круг источников: это и электронный каталог с информацией о печатных изданиях, и различные ЭБС, и открытые базы данных. При выборе ресурсов для индексации нужно исходить от профиля школы, ее миссии, специфических целей и задач, и, соответственно, пользовательских интересов.

Пример реализации представлен на сайте ГБОУ «Школа № 1540» (https://bibliosearch. ru/schl540). Школа в своей деятельности реализует инженерное и этнокультурное направления, ее миссией является формирование ключевых навыков XXI в. в поликультурной и высокотехнологичной среде. В школе в качестве основополагающего метода - проектный метод учебной деятельности. Соответственно, выбор баз данных для индексации определялся именно этими условиями. Характеристика источников представлена в табл. 4.

Таким образом, дискавери-сервис - это единая точка доступа к кругу источников (локальных и удаленных), целесообразно отобранных в зависимости от специфических информационных потребностей пользователей ОУ. Благодаря этому ШИБЦ способна

Таблица 4

Электронные источники для школьного дискавери-сервиса

Электронный ресурс Описание источника Целевое предназначение

1 Каталог библиотеки Система, содержащая библиографические записи о печатных изданиях в фонде библиотеки Обеспечение учебной и художественной литературой широко -го круга интересов читателей

2 ЭБС «Литрес» https://www.litres. га/ Универсальная электронная библиотечная система. Школа покупает подписку, книги предоставляются школьникам бесплатно. Закрытая база, вход по индивидуальному логину и паролю Обеспечение художественной литературой широкого круга интересов читателей

3 Национальная электронная детская библиотека https://arch.rgdb.ru/ xmlui/ Состоит из электронных коллекций документов: • оцифрованных печатных изданий; • оцифрованных диафильмов и слайдов. Различные уровни доступности материалов Обеспечение литературой широкого круга интересов читателей. Содействие проектной и исследовательской деятельности в школе

4 «Арзамас» https://arzamas. academy/ Просветительский проект, посвященный гуманитарным наукам. Открытые образовательные ресурсы без регистрации на портале Гуманитарный профиль Содействие проектной и исследовательской деятельности. Широкое применение в дистанционном и смешанном обучении

5 Лекторий МФТИ https://lectoriy.mipt. ru/ На портале Лектория Московского физико-технического института представлено более 90 онлайн-курсов и порядка 1500 онлайн-лек-ций Технологический профиль. Сопровождение дистанционного и смешанного обучения

6 Лекториум (канал на Ютуб) Лекториум (https://www.lektorium.tv/) - агрега-тор онлайн-курсов и видеолекций от различных вузов страны. Представлены материалы по широкому кругу дисциплин Сопровождение дистанционного и смешанного обучения

7 МИСИС (канал на Ютуб) Представлены лекции, онлайн-конференции, трансляции очных мероприятий Московского института стали и сплавов Технологический профиль. Сопровождение дистанционного и смешанного обучения. Профориентация

8 Эшколот (канал на Ютуб) «Эшколот»(http://eshkolot.ru/) - культурно-образовательный проект, представляющий традиционную и современную еврейскую культуру. Представлены видеолекции и трансляции очных мероприятий Реализация этнокультурного компонента. Культурный досуг. Сопровождение дистанционного и смешанного обучения

9 Папмамбук https://www. papmambook.ru/ Рекомендательный портал о детском чтении. Содержит обзоры от экспертов в области детского чтения, а также самих читателей Развитие читательской грамотности

10 Интернет-урок https://interneturok. ru/ Образовательный портал, содержащий коллекцию видеоуроков по широкому кругу дисциплин Сопровождение дистанционного и смешанного обучения

11 Википедия. Большая Российская энциклопедия https://bigenc.ru/ Электронные энциклопедии, содержащие большое количество справочных статей по широкому кругу дисциплин Сопровождение проектной и исследовательской деятельности. Справочно-библиографическое обслуживание читателей

более точно выполнять поисковые запросы читателей и удовлетворять их образовательные потребности, обеспечив обязательный бесплатный и комфортный доступ к образовательным ресурсам в цифровой среде.

Электронные библиографические продукты

Л. Ф. Трачук определяет электронную библиографическую продукцию как совокупность электронных библиографических пособий как результатов и средств библиографической деятельности, а также библиографических услуг в электронной среде [16].

Также такие продукты называют веб-библиографичекими пособиями, их ключевой особенностью является наличие гиперссылок, обеспечивающих доступ к первоисточникам. Роль библиотеки заключается в отборе достоверной и актуальной информации в Интернете и представлении их читателю в систематизированном и аннотированном виде [17, с. 4-8].

В контексте цифровой трансформации наиболее востребованными форматами стали веб-библиографический список/указатель, дайджест, виртуальная выставка. Каналами распространения веб-библиографических продуктов являются сайт школы/ библиотеки, страницы соцсетей, каналы в мессенджерах. Дайджесты также удобно распространять в формате e-mail-рассылки, где получателями являются только те пользователи, для кого эта информация актуальна (педагоги, родители).

Веб-библиографические указатели и путеводители представляют собой аннотированный список ресурсов по заданной актуальной теме. Хорошим примером такого продукта явился путеводитель «Гики спешат на помощь» от виртуального педагогического сообщества Гик Тичерз, подготовленный в период перехода на дистанционное обучение в марте 2020 г. для учителей. Путеводитель представляет собой обновляемую базу онлайн-курсов, сервисов, приложений и ресурсов, полезных для педагогов и родителей в период перехода на дистанционную форму обучения. Технически путеводитель реализован в Google-документе (https://clck.ru/NJRUj) с открытым доступом и возможностью скачивания, присоединиться к его наполнению может каждый желающий.

Виртуальная выставка - это демонстрация в сети Интернет виртуальных образов документов, систематизированных в соответствии с определенной концепцией [18]. Н. М. Панасенко выделяет следующие виды виртуальных выставок: выставка одной книги, тематическая выставка, презентация коллекции книг, видеообзор, интерактивная книжная полка (коллекция буктрейлеров и подкастов) [19, с. 61].

Виртуальные выставки обладают следующими достоинствами: наглядность, массовость, вариативность (возможность изменения), динамичность и интерактивность, мобильность, компактность, низкие ресурсные затраты. Виртуальные выставки могут быть реализованы как с помощью PowerPoint, так и с помощью веб-сервисов. Один из примеров выставки («100 книг от педагогов Московской Технологической школы» (https://clck.ru/NJWJc)) размещен на сайте библиотеки ГБОУ «Школа № 1540»: на ней представлена аннотированная коллекция книг, отобранных педагогами школы, с гиперссылками на первоисточники.

Одним из направлений библиотечно-библиографической деятельности является спра-вочно-библиографическое обслуживание читателей. В цифровой среде эта деятельность трансформируется в обслуживание удаленных пользователей, состоящее в предоставлении в ответ на их запросы готовой информации как в виде ссылок на сетевые ресурсы, так и в виде библиографических списков и фактографических данных [20, с. 502]. Актуальным форматом такой работы является виртуальная справка библиотеки, которая реализуется через форму обратной связи, чат на сайте школы/библиотеки или через каналы коммуникации в соцсетях или мессенджерах. Основные требования к виртуальному справочному обслуживанию: открытость, актуальность, достоверность и оперативность. В библиотеке эта деятельность должна быть выстроена таким образом, чтобы все участники образовательных отношений знали о том, что библиотекарь открыт к общению, консультированию и может предоставить необходимую и авторитетную информацию по запросу.

В библиотечной практике существует понятие избирательного распространения информации (ИРИ) - постоянное и систематическое оповещение специалистов о новой литературе по их профилю, как по поступившим в библиотеку источникам, так и по выявленным источникам вне библиотеки. ИРИ осуществляется оперативно, с оговоренной периодичностью. В цифровой среде этот формат работы преобразуется в создание и распространение в веб-дайджестов. Согласно ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды», дайджест - это сборник, содержащий наиболее интересные материалы, перепечатанные из других изданий [21].

Отличительные черты ИРИ [22, с. 115]:

• ориентация на удовлетворение потребностей длительного действия, обычно совпадающих с основным профилем деятельности абонентов;

• выбор в качестве абонентов обслуживания наиболее квалифицированных, активных специалистов, вносящих весомый вклад в деятельность организации;

• выявление новой литературы путем обращения к совокупным информационным ресурсам, а не только на основе просмотра новых поступлений в собственный фонд;

• наличие обратной связи, позволяющей систематически анализировать результативность обслуживания и уточнять тематику информационных потребностей.

Примером такой работы является систематическая (два раза в месяц) е-таП-рас-сылка «Пойманное в Сети» (https://clck.ru/NJYtY) от библиотеки ГБОУ «Школа № 1540» (г. Москва), адресованная педагогам и библиотекарям. Она представляет собой подборку полезных материалов, посвященных образованию, информационным технологиям, культурно-просветительской деятельности и др. Целесообразным является распространение в формате е-таП-рассылки, так как информация адресована определенным лицам, заинтересованным в получении материала. Рассылку можно осуществлять как внутри организации посредством корпоративной электронной почты, так и вне учреждения с помощью сервисов почтовой рассылки. Второй способ предпочтителен, так как позволяет расширить круг пользователей школьной библиотеки и сообщества вокруг школы, отслеживать статистику обращений к материалам рассылки и точнее откликаться на информационные запросы пользователей.

Внутренний документооборот

Основными требованиями к системе электронного документооборота являются сохранность, доступность с любого компьютера, возможность оперативного редактирования. Для организации системы электронного документооборота ОУ используют автоматизированные информационные системы, облачные сервисы, возможности ЛВС школы.

В отличие от автоматизированных систем и локальной сети, облачные сервисы Google или Яндекс более доступны, бесплатны, обладают универсальным инструментарием, позволяющим гибко выстраивать образовательную экосистему под определенные цели и задачи. В табл. 5 представлены форматы и инструменты организации системы электронного документооборота.

Выводы

В статье представлены основные элементы цифровой инфраструктуры школьной библиотеки. Она включает в себя информационные массивы и каналы коммуникации и нацелена на создание комфортного виртуального пространства участников образовательных отношений, максимально удовлетворяющего информационные потребности пользователей. Благодаря этому школьная библиотека, встраиваясь в ЭИОС школы, становится открытой и востребованной, оказывая положительное влияние на доступность знаний и достижение образовательных результатов. Вместе с тем проектирование и реализация цифровой инфраструктуры школьной библиотеки требует более высокого

Таблица 5

Электронный документооборот: форматы и инструменты

Наименование документа Формат документа Инструмент

1. Регламентирующие документы. 2. Планы и отчеты. 3. Инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности. 4. Накладные на поступившую литературу. 5. Акты, договора о пожертвовании, дарении; на списание, передачу. 6. Акты о проведении инвентаризации, проверке библиотечного фонда Скан утвержденного документа Локальная сеть школы. Папка в облачном сервисе (Гугл-диск, Яндекс-Диск)

7. Дневник работы библиотеки. 8. Ведомость передачи учебников. 9. Журнал учета книг взамен утерянных. 10. Календарь мероприятий библиотеки. Электронная таблица. Календарь Облачный сервис (Google-таблица, Яндекс-таблица) (Google-календарь, Яндекс-календарь)

11. Читательские формуляры. 12. Книги суммарного учета для учебного и основного фонда. 13. Инвентарная книга. 14. Журнал учета учебной литературы База данных Модуль в АБИС "Книговыдача" "Читатели" "Комплектование"

уровня МИГ библиотекаря, понимания актуальных педагогических технологий, методики внедрения электронных сервисов и технологического сопровождения пользователей библиотеки (как школьников, так и родителей и педагогов).

Список литературы

1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика РФ» (утв. 24.12.2018). URL: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения: 18.05.2020).

2. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.

3. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» от 15.06.2016 № 715. URL: https://clck.ru/ NZPqx (дата обращения: 18.05.2020).

4. ГОСТ 7.0-99 СИБИД «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения». М., 1999.

5. ГОСТ 34.003-90 «Автоматизированные системы». М., 1990.

6. Филаткина Т. М. Информатизация библиотечного дела: ключевые направления // Материалы XXII науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, 2019. С. 92-96.

7. Никуличева Н. В., Сармаева Е. А, Хапаева С. С. Анализ современных средств автоматизации библиотечно-информационной деятельности общеобразовательных организаций // Библиосфера. 2015. № 4. URL: https://clck.ru/NZPzM (дата обращения: 18.05.2020).

8. Обзор автоматизированных библиотечных систем: 4 похожих, но очень разных продукта // ЛаЛаЛань. URL: https://clck.ru/MJAJC (дата обращения: 18.05.2020).

9. Архипов Д. А. Библиотечно-функциональный анализ отечественных автоматизированных библиотечно-информационных систем: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 248 с.

10. ГОСТ Р 57723-2017 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения». М., 2017. URL: http:// docs.cntd.ru/document/1200156825 (дата обращения: 18.05.2020).

11. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2019.

12. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И. А. Карлов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников и др. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 56 с. (Сер.: «Современная аналитика образования». № 4 (34)).

13. Литвинова Н. Н. Организация единой точки доступа доступа к ресурсам библиотеки: поиск вариантов реализации // Наука и научная информация. 2018. № 1(1). С. 60-66. DOI: https://doi.org/10.24108/2658-3143-2018-1-1-60-66.

14. Лютецкий В. М. Библиопоиск: новые стандарты интеграции цифровых ресурсов на примере библиотек РУДН и МДЦ // ЛИБКОМ 2016: материалы конф. М.: ГПНТБ, 2016. URL: http://www.gpntb.ru/libcom16/tezis/008.pdf. (дата обращения: 18.05.2020).

15. Лютецкий В. М. Единый поиск для муниципалов: есть ли варианты? // Современная библиотека. 2018. № 5. С. 42-44.

16. Трачук Л. Ф., Швецова-Водка Г. Н. Классификация электронной библиографической продукции // Научные и технические библиотеки. 2009. №8. С. 33.

17.Библиография в стиле Web: метод. рекомендации / ГБУК РК «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко. Симферополь, 2019. 48 с.

18. ГОСТ Р 7.0.103-2018 «Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения». М., 2018. URL: http://www.viniti.rU/docs/sibid/gost-7.0.103.pdf (дата обращения: 18.05.2020).

19. Панасенко Н. М. Сервисы для создания виртуальных книжных выставок и размещения их в блоге и на сайте // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2015. № 11. С. 60-63.

20. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках / ред.: Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. СПб.: Профессия, 2007. 663 с.

21. ГОСТ 7.60-2003. «Издания. Основные виды». М., 1990.

22. Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПб. Профессия. 2004. 304 с.

References

1. Pasport natsionalnoy programmy "Tsifrovaya ekonomika RF" (utv. 24.12.2018). Available at: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (accessed: 18.05.2020).

2. Uvarov A. Yu., Geybl E., Dvoretskaya I. V. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya. Ed. by A. Yu. Uvarov, I. D. Frumin. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. 343 p.

3. Prikaz Minobrnauki Rossii "Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya shkolnykh informatsionno-bibliotechnykh tsentrov" ot 15.06.2016 No. 715. https://clck.ru/NZPqx (accessed: 18.05.2020).

4. GOST 7.0-99 SIBID "Informatsionno-bibliotechnaya deyatelnost, bibliografiya. Terminy i opredeleniya". Moscow, 1999.

5. GOST 34.003-90 "Avtomatizirovannye sistemy". Moscow, 1990.

6. Filatkina T. M. Informatizatsiya bibliotechnogo dela: klyuchevye napravleniya. In: Proceedings of the XXII scientific-practical conference. Saransk: Natsionalnyy issledovatelskiy Mordovskiy gosudarstvennyy universitet im. N. P. Ogareva, 2019. Pp. 92-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Nikulicheva N. V., Sarmaeva E. A, Khapaeva S. S. Analiz sovremennykh sredstv avtomatizatsii bibliotechno-informatsionnoy deyatelnosti obshcheobrazovatelnykh organizatsiy. Bibliosfera. 2015, No. 4. Available at: https://clck.ru/NZPzM (accessed: 18.05.2020).

8. Obzor avtomatizirovannykh bibliotechnykh sistem: 4 pokhozhikh, no ochen raznykh produkta. Available at: https://clck.ru/MJAJC (accessed: 18.05.2020).

9. Arkhipov D. A. Bibliotechno-funktsionalnyy analiz otechestvennykh avtomatizirovannykh bibliotechno-informatsionnykh system. PhD dissertation (Education). Moscow, 2008. 248 p.

10. GOST R 57723-2017 "Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Sistemy elektronno-bibliotechnye. Obshchie polozheniya". Moscow, 2017. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200l56825 (accessed: 18.05.2020).

11. Grigoryeva V. V. (ed.) Knizhnyy rynokRossii. Sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya. Otraslevoy doklad. Moscow: Federalnoe agentstvo po pechati i massovym kommunikatsiyam, 2019.

12. Karlov I. A., Kovalev V. O., Kozhevnikov N. A. et al. Ekspress-analiztsifrovykh obrazovatelnykh resursov iservisovdlya organizatsii uchebnogo protsessa shkolvdistantsionnoy forme. Moscow: NIU VShE, 2020. 56 p. (Ser.: "Sovremennaya analitika obrazovaniya", No. 4 (34)).

13. Litvinova N. N. Organizatsiya edinoy tochki dostupa dostupa k resursam biblioteki: poisk variantov realizatsii. Nauka i nauchnaya informatsiya. 2018, No. 1(1), pp. 60-66. DOI: https:// doi.org/10.24108/2658-3143-2018-1-1-60-66.

14. Lyutetskiy V. M. Bibliopoisk: novye standarty integratsii tsifrovykh resursov na primere bibliotek RUDN i MDTs. In: LIBKOM 2016. Proceedings of conference. Moscow: GPNTB, 2016. Available at: http://www.gpntb.ru/libcom16/tezis/008.pdf (accessed: 18.05.2020).

15. Lyutetskiy V. M. Edinyy poisk dlya munitsipalov: est li varianty? Sovremennaya biblioteka. 2018, No. 5, pp. 42-44.

16. Trachuk L. F., Shvetsova-Vodka G. N. Klassifikatsiya elektronnoy bibliograficheskoy produktsii. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2009, No. 8, p. 33.

17. Bibliografiya v stile Web: metod. Rekomendatsii. Krymskaya respublikanskaya universalnaya nauchnaya biblioteka im. I. Ya. Franko. Simferopol, 2019. 48 p.

18. GOST R 7.0.103-2018 "Bibliotechno-informatsionnoe obsluzhivanie. Terminy i opredeleniya". Moscow, 2018. Available at: http://www.viniti.ru/docs/sibid/gost-7.0.103.pdf (accessed: 18.05.2020).

19. Panasenko N. M. Servisy dlya sozdaniya virtualnykh knizhnykh vystavok i razmeshcheniya ikh v bloge i na sayte. Shkolnaya biblioteka: segodnya i zavtra. 2015, No. 11, pp. 60-63.

20. Gilyarevskiy R. S., Gordukalova G. F. (eds.) Elektronnye dokumenty: sozdanie i ispolzovanie v publichnykh bibliotekakh. St. Petersburg: Professiya, 2007. 663 p.

21. GOST 7.60-2003. "Izdaniya. Osnovnye vidy". Moscow, 1990.

22. Brezhneva V. V., Minkina V. A. Informatsionnoe obsluzhivanie: produkty i uslugi, predostavlyae-mye bibliotekami i sluzhbami informatsii predpriyatiy. St. Petersburg: Professiya, 304 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 2

Статья поступила в редакцию 25.05.2020 The article was received on 25.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.