Роберт И.В.
ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
В статье описаны научно-методические подходы к формированию информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса, обоснованы, и описаны, компетенции в данной области и представлены меры психолого-педагогического характера по обеспечению информационной безопасности личности. Предложены также теоретические и практико-ориентированные исследования, направленные на предотвращение возможных негативных последствий манипулирования при помощи информации поведением и сознанием человека.
Работа выполнена в рамках Государственного задания по Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы (в части РАО) (утвержденараспоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 2237-р) по теме: «Развитие информатизации образования в контексте информационной безопасности личности» (государственная регистрация (№ 14.07.00.20.01.04). Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (ИБЛ); ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО; ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ); ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (ИВ)
Современный пользователь активно использует всевозможные виды информационного взаимодействия в Интернете, как между собой, так и с «виртуальными партнерами» по компьютерным играм, с интерактивным электронным образовательным ресурсом, с «виртуальными пользователями» в сетевых сообществах и пр. При этом результат спонтанного информационного взаимодействия (ИВ) в Интернете может привести к:
деструктивному поведению индивида в социуме в после пользовательский период;
манипулированию сознанием индивида для вовлечения его в сообщества, для утверждения в его сознании мнения извне;
доминированию поведения сообщества над поведением индивида;
искажению представлений индивида о традиционных ценностях;
превалированию визуализации над содержательной основой изучаемого (рассматриваемого) объекта, процесса, сюжета («визуализационный примитивизм»), что может привести к превалированию «клипового» восприятия.
- искажению представлений индивида о реальной действительности с последующим «вылущиванием» индивида из реального социума;
размыванию «Я-личности» индивида при различных вариантах его самопредставления в информационных сетях (в виде графического знака, картинки, курсора), приводящего к деструкции личности, к потере цельности личности;
приоритету для индивида мнений, полученных из «виртуальных источников»;
Даже результат длительного присутствия в профессиональном виртуальном мире (деятельность оператора с профессиональными автоматизированными, информационными системами, в том числе удаленного доступа, или поиск профессионально значимой информации в Интернете) может привести к:
делегированию своих профессиональных функций (пилота, водителя, оператора и др.) техническим системам, приводящему к ослаблению профессиональных навыков и к деградации профессионализма;
делегированию доверия в области решения профессиональных задач технико-технологическим реализациям, а не собственному профессионализму.
Вышеизложенное позволяет обратиться к психолого-педагогическим аспектам информационной безопасности личности (ИБЛ), рассматриваемой по следующим направлениям:
- Информационная безопасность личности как защита индивида от внешней агрессивной информации со стороны следующих объектов: СМИ (сетевые источники информации, телевизионные источники информации, порталы, веб-ресурсы); Интернет-реклама товаров и услуг; неправомерной деятельности и действий, запрещенных законодательством; Интенет-сообщества или сетевые объединения единомышленников; индивидуальных инициаторов, насаждающих определенное мнение; социальные сети, инициирующие и формирующие коллективное мнение).
- Информационная безопасность личности как защита от неэтичной информации или информации,
оскорбляющей моральные ценности и чувства пользователя, со стороны следующих объектов: Интернет-порталы, допускающие неэтичные выражения, или информацию, оскорбляющую моральные ценности и чувства пользователя, предоставленную, чаще всего в «юморном» плане (для мотивации пользователя к ее рассмотрению); интернет-порталы, ориентированные на получение личностных данных пользователя без его ведома; интернет-сообщества, обеспечивающие выход в on-line общение с анонимным собеседником-пользователем, цели общения с которым не определены и могут быть криминальными или неправомерными.
- Информационная безопасность личности как защита индивида от некачественной педагогической продукции, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий, не отвечающей пе-дагогико-эргономическим требованиям, со стороны следующих объектов: Интернет-реклама, Интернет-порталы, предлагающие со стороны нелицензирован-ных организаций образовательную продукцию (электронный образовательный ресурс, различные методики и методические рекомендации) и образовательные услуги (обучение, психологические тренинги и пр.); Фирмы, выпускающие педагогическую продукцию, реализованную на базе информационных и коммуникационных технологий, не отвечающую пе-дагогико-эргономическим требованиям.
- Информационная безопасность личности как защита от заимствования извне результатов интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде (потеря авторских прав), со стороны следующих объектов: интернет-издания, публикующие и тиражирующие результаты интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде (электронные издания, электронный образовательный ресурс), без указания первоисточника; частные веб-сайты, веб-страницы, тиражирующие информацию, полученную случайным образом, без указания первоисточника; сайты образовательных учреждений, публикующие текущие учебно-методические материалы, представленные в электронном виде, без указания авторов.
- Информационная безопасность личности как защита физического и психического здоровья пользователя от возможного негативного влияния, оказываемого процессом использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе от: предумышленного манипулирования сознанием человека, выполняющего определенные действия с информацией, в том числе в сетях, и/или участвующего в реализации сюжетов виртуальной реальности, представленной аудио- виде- сюжетами в компьютерных играх, в приватном общении с пользователем (ми), в том числе в социальных сетях); взаимоотчуждения между современными людьми, обусловленного возможностью легкой замены партнера на «киберпартнера» в различных формах общения в Интернете или и облегченной «коммуникацией без проблем».
Вышеизложенное определяет философско-миро-воззренческие социально-этические и педагогико-технологические компоненты формирования информационной безопасности личности. В связи с этим представим в таблице компетенции в области ин-
формационной безопасности личности субъектов образовательного процесса. При этом под компетентностью личности в области информационной безопасности будем понимать владение компетенциями
(совокупность знаний и умений в области философ-ско-мировоззренческих, социально-этических и педагогико-технологических аспектов информационной безопасности личности и опыта их реализации).
Таблица
Компетенции в области информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса
Философско- мировоз- Социально-этические Педагогико-технологические
зренческие
З - «Обманчивости - Вычленения в содержании информа- - Наличия связей между информацией
н природы» мно- ции агрессивности, направленности (знаниями), относящейся (ихся) к эле-
а гофункционального на осуществление неправомерной де- менту множества, и информацией (зна-
н и информационно ятельности и (или) действий, запре- ниями) об этом множестве при сохра-
и емкого «виртуаль- щенных законодательством РФ; нении информации (знаний), принадле-
я ного мира» с его - Вычленения информации, оскорбля- жащей (их) всем элементам множества;
ирреальными и фан- ющей моральные ценности и чувства - Обеспечения информационного взаи-
в тазийными отобра- пользователя; модействия между пользователем и ин-
жениями реальной - Вычленения информации образова- терактивным источником информации;
о действительности, тельного назначения, не соответ- - Представления информации о виде ви-
б - Особенностей ствующей педагогико-эргономическим зуальных образов, графических интер-
л виртуальных объ- требованиям к педагогической про- претаций;
а ектов, их отноше- дукции, реализованной на базе ИКТ; - Перехода от визуальных образов и
с ний или процессов, - Вычленения в содержании информа- процессов (ситуаций) к их текстовому
т представленных на ции заимствования результатов ин- описанию и обратно;
и экране (неадек- теллектуальной собственности, пред- - Возможностей средств, порождающих
ватность реально- ставленной в электронном виде; на экране визуальные образы и про-
сти, условность - Выявления в содержании информации цессы (или ситуации) на основе их
признаков, аб- предумышленного манипулирования со- внутренних представлений
страгирование от знанием человека, выполняющего дей- - Содержания психолого-педагогиче-
существенных при- ствия с информацией в Интернете или ских, содержательно-методических
знаков); участвующего в компьютерных играх, требований, определяющих педагогико-
- «Обманчивости» или в процессе приватного общении эргономическое качество педагогиче-
информационного с пользователем (ми) в Интернете; ской продукции, функционирующей на
взаимодействия с - Критического осмысления и оценки базе ИКТ;
партнером по обще- информации на основе нравственных и - Содержания оценочных листов педа-
нию при анонимно- культурных ценностей; гогико-эргономического качества пе-
сти и непредсказу- - Способов распространения информа- дагогической продукции, функциониру-
емости интерпре- ции в обществе, приводящих к инфор- ющей на базе ИКТ;
тации его лично- мационному неравенству (дефицит ин- - Содержания нормативно-правовых и
сти; формации, значимой для данной соци- методических документов, регламенти-
альной группы, отсутствие доступа к рующих легитимность использования
социально значимой информации) педагогической продукции, функциони-
рующей на базе ИКТ
У - Выявления и опи- - Отбора (по ключевым словам, сло- - Определения связей между информа-
м сания признаков восочетаниям и пр.) информации с цией (знаниями), относящейся (ихся)
е «виртуального агрессивными высказываниями; к элементу множества, и информацией
н мира» (ирреаль- - Выявления содержания информации, (знаниями) об этом множестве при со-
и ность, фантазий- не соответствующей Государственным хранении информации (знаний), при-
я ность), отличи- нормативам и законодательным мате- надлежащей (их) всем элементам мно-
тельных от реаль- риалам; жества, записанной (ых) одноактно при
в ной действитель- - Выявления содержания информации, описании самого множества;
ности; не соответствующей принятой этике - Осуществления информационного вза-
о - Выявления и опи- (или оскорбляющей моральные ценно- имодействия между пользователем и ин-
б сания особенно- сти и чувства пользователя); терактивным источником информации;
л стей виртуальных - Выявления контента ЭОР, не соот- - Визуализации информации о различных
а объектов, их отно- ветствующего педагогико-эргономи- образах или графических интерпрета-
с шений или процес- ческим требованиям к педагогической ций;
т сов, представлен- продукции, реализованной на базе - Интерпретации визуальных образов и
и ных на экране (не- ИКТ; процессов (ситуаций) в текстовое опи-
адекватность ре- - Выявления информации образова- сание и обратно;
альности, услов- тельного назначения, на предмет за- - Использования программных средств,
ность признаков, имствования результатов интеллекту- представляющих на экране визуальные
абстрагирование альной собственности, представлен- образы и процессы (или ситуации);
от существенных ной в электронном виде; - Анализа нормативно-правовой, мето-
признаков); - Выявления информации, манипулиру- дической и технологической докумен-
- Блокировки про- ющей сознанием человека, выполняю- тации в области легитимности исполь-
цесса информаци- щего действия с информацией в Ин- зования педагогической продукции,
онного взаимодей- тернете; участвующего в компьютер- функционирующей на базе ИКТ;
ствия с партнером ных играх; при приватном общении с - Использования оценочных листов пе-
по общению, кото- пользователем (ми) в Интернете дагогико-эргономического качества
рый преднамеренно педагогической продукции, функциони-
и настойчиво пред- рующей на базе ИКТ;
ставляется ано- - Установления соответствия оценива-
нимным емой педагогической продукции, функ-
ционирующей на базе ИКТ, техническим
требованиям педагогико-эргономиче-
ского качества
О Выявления неадек- - Блокирования агрессивной информа- - Информационного взаимодействия
п ватности вирту- ции или информации, склоняющей к между пользователем и интерактивным
ы альных объектов и неправомерной деятельности, запре- источником информации при обеспече-
т их отношений или щенной законодательством, или не нии визуализации информации о различ-
процессов, пред- соответствующей принятой этике; ных образах или графических интерпре-
ставленных на - Выявления контента ЭОР, не соот- таций;
экране, реальной ветствующего педагогико-эргономи- - Представления визуальных образов и
действительности; ческим требованиям; процессов (ситуаций) в текстовое опи-
- Выявления парт- - Блокирования информации образова- сание и обратно;
неров по информа- тельного назначения, на предмет за- - Использования нормативно-правовой,
ционному взаимо- имствования результатов интеллекту- методической и технологической доку-
действию, которые альной собственности; ментации для установления легитимно-
настойчиво пред- - Блокирования информации, манипу- сти использования педагогической
ставляются ано- лирующей сознанием человека продукции, функционирующей на базе
нимными ИКТ
- Оценки педагогико-эргономического
качества педагогической продукции,
функционирующей на базе ИКТ
На основе вышеизложенного были определены меры психолого-педагогического характера обеспечения информационной безопасности личности:
обеспечение аудиовизуального (в перспективе сенсорного) контакта обучающегося с объектами изучаемой предметной области (диалог с партнером/оппонентом при наличии обратной связи; моделирование учебной ситуации или изучаемого объекта, процесса; управление изучаемыми объектами, процессами; сбор, обработка, передача, использование учебной информации);
предоставление свободы поиска любых объемов необходимой информации («библиотеки опыта», «библиотеки методических решений», «библиотеки научных гипотез»), обеспечивающее многоаспект-ность изучения или исследования виртуальных объектов, процессов;
рассмотрение информации в разных аспектах ее реализации, с различных точек зрения на основе различных концептуальных подходов, в различных режимах учебной деятельности, на основе которых обучающийся строит предположения, создает гипотезы, предлагает варианты их решений, делает выводы;
предоставление пользователю виртуального инструмента для : исследования абстрактных образов, понятий; моделирования изучаемых объектов, явлений, как реальной окружающей действительности, так и невоспроизводимых в реальности; имитации реальности (эффект «непосредственного участия» пользователя в процессах, происходящих на экране, и влияния на их функционирование и развитие); проектирования предметного мира, адекватно определенному содержательно-методическому подходу;
обеспечение неконтактного управления различными виртуальными объектами, сюжетами, процессами, представленными на экране, посредством осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия;
осуществление взаимодействия с экранными бъектами или участие в процессах, находящих свое отображение на экране, реализация которых в реальности невозможна, но целесообразна с учебно-методической точки зрения;
управление различными виртуальными объектами сюжетами, процессами, представленными на экране, а также влияние на их развитие;
визуализация объектов искусства в различных аспектах, формирование умений и навыков художественной деятельности по созданию на экране виртуального произведения искусства;
формирование умений создавать экранные пространственные конструкции адекватно мысленной
абстрактной интерпретации их индивидом, визуализировать их динамические преобразования;
развитие пространственного видения трехмерных объектов по их двухмерному представлению, а также умения создавать мысленную пространственную конструкцию некоторого объекта по его двухмерному (графическому) представлению.
Реализация предложенных мер психолого-педагогического характера обеспечения информационной безопасности личности возможна при обеспечении защиты от:
неэтичной, противозаконной, агрессивной информации (пропаганда насилия, терроризма, суицида, нарушения норм и правил поведения человека в обществе; «очернение» человека; вовлечение в запрещенные интернет-сообщества; вымогательство; запугивание);
защищенность человека от предоставления ему недостоверной, нелегитимной информации, а также информации этически некорректной;
защищенность личной информации, персональных данных, определяющая статус невмешательства в частную жизнь человека;
защищенность индивида от «информационного насилия» со стороны источника информации, адресованной «темной стороне» его личности;
Для предотвращения возможных негативных последствий манипулирования при помощи информации поведением и сознанием человека проводятся теоретические и практико-ориентированные исследования, направленные на:
формирование внутренних ресурсов личности, позволяющих противостоять информационным угрозам и «сетевым» атакам;
защиту авторских прав на интеллектуальную собственность, представленную в электронном виде;
разработку ЭОР, удовлетворяющих педагогико-эргономическим требованиям, и учебно-методического обеспечения, включающего средства информационной защиты личности в условиях глобальной массовой коммуникации современного общества;
разработку комплексных методик формирования у обучающихся способной активно противодействовать негативным воздействиям информационно-агрессивной среды Интернет;
создание методической системы обучения студентов педагогических вузов в области информационной безопасности личности;
формирование компетентности в области информационной безопасности личности субъектов образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бешенков С.А., Миндзаева Э. В. Информационная безопасность учащихся и их интеграция в информационный социум / Бешенков С.А., Миндзаева Э.В. // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. №5. С. 11-18.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 64 6) [Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.consultant. ru
3. Единыйурок.рф / Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве» 17 апреля 2017 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/tekst-parlamentskogo-dokumenta
4. Козлов О.А. Система профессионального обучения информационной безопасности в Российской Федерации [Текст] / О.А. Козлов, А.А. Малюк. Информатика и образование. 2013. №10. С.9 - 16
5. Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. N 2471- р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71167034 /#ixzz4KcWkKn8 6
6. Мухаметзянов И.Ш., Методические рекомендации по предотвращению негативных медицинских последствий использования ИКТ в образовании. - М.: ИИО РАО, 2012. - 56 с;
7. Мухаметзянов И.Ш. Социальные последствия информатизации образования // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 3.- С.109-116.
8. Поляков В.П. Аспекты информационной безопасности информационной подготовки в системе высшего профессионального образования [Текст] / В.П. Поляков // Глобальный научный потенциал, № 4 (13), 2012. С. 39 - 44.
9. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
10. Роберт И.В. Формирование информационной безопасности личности обучающегося в условиях интеллектуализации его деятельности // «Педагогическая информатика», № 2, 2017г., С. 42-59
11. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 69 с.: ил. - (Информатизация образования). Составители: И.В. Роберт, Т.А. Лавина.
УДК 615.035.4 Романчева Н.И.
ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации», Москва, Россия
ОБРАТНАЯ ЗАДАЧА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЭЛЕМЕНТОВ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ
Особенностью функциональных требований к элементам и сложным в целом является их частое несоответствие возможностям конструктивных решений, предлагаемых разработчиками. В этом случае требуется оптимизация решения обратной задачи оценки качества элементов системы, предполагающая разработку рекомендаций по доработке конструкции модулей, исходя из комплекса функциональных задач системы. В обратных задачах принципиальным является некорректность их постановки в силу многовариантности возможных решений. В применении к сложной системе добавляется неопределенность предложений по доработке элементов в следствие нестрогости определения параметров влияния внешних факторов на систему в целом.
В работе качество модулей предлагается рассматривать в виде множества их функциональных характеристик. Эти характеристики должны определять механизмы внутренней организации элементов как модулей сложных систем. Для оценки качества количественную характеристику свойств модулей предлагается давать по значениям и допустимым отклонениям показателей их технического состояния. Для работ с высокой степенью неопределённости для получения характеристик случайных величин их выполнения предлагается использовать экспертные, аналитические, и вероятностно-статистические методы. Лицу, принимающему решения, предлагается проводить оценку вероятности технического успеха при обеспечении качества элементов сложной системы.
Предложенный подход к снятию неопределенности в обеспечении качества работы элементов (компонентов) сформирован на основе использования системного анализа расчета перечня работ, с экспертными оценками их важности. Реализация предложенного метода позволяет найти характеристики элементов системы, часто выраженные с недостатком информации. Рассмотренный подход создает условия для практической реализации сложной системы с использованием методов управления качеством элементов на основе имеющихся данных.
Ключевые слова:
ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ, НЕКОРРЕКТНОСТЬ ДОПУСТИМЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ ВАЖНОСТИ, НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ
Введение также эргономические, эстетические и другие ха-
Одной из центральных проблем в технологии рактеристики. обеспечения живучести сложной системы при воз- Часто особенностью задания функциональных
действии внешних факторов является обеспечение требований к КС, определенных функциональными качества ее элементов и компонентов (КС) [1]. В задачами (ФЗ) системы, является их несоответ-данной работе ЭС будем рассматривать как систему ствие возможностям конструктивных решений, пред-функциональных модулей (в дальнейшем - модулей). лагаемых разработчиками [2]. В этом случае по-Примем, что такие модули могут включать в себя требуется оптимизация решения обратной задачи программно-технические средства (ПТС), а также оценки качества КС, предполагающая разработку человеко-машинные системы (ЧМС). При этом каче- рекомендаций по доработке конструкции модулей, ство КС будем оценивать по эффективности исполь- исходя из положений ФЗ для данной системы, зования модулей на каждом из этапов их жизнен- В решении обратных задач такого класса прин-
ного цикла. ципиальным является некорректность их постановки
В данной работе качество модуля будем харак- в силу многовариантности возможных решений. В теризовать готовностью к выполнению функций, применении к сложным системам добавляется непредусмотренных техническим заданием на разра- определенность формирования предложений по до-ботку сложной системы. Следует отметить, что для работке конструкции КС в следствие нестрогости обеспечения строгости рекомендаций в конструк- определения параметров влияния внешних факторов тивных решениях КС требуется однозначность тол- на работу сложной системы.
кования понятий оценки качества. Потому будем Другую сложность добавляет ситуация, в кото-
использовать термины согласно ГОСТ 154 67-7 9 рой модуль КС создан в единственном экземпляре, "Управление качеством продукции. Основные поня- но требуется строгий учет его функциональных тия. Термины и определения". Так, качество мо- возможностей. В этом случае для испытаний при-дуля определим как совокупность свойств, обу- ходится использовать точную копию такого модуля. славливающих его «пригодность удовлетворять На практике часто наблюдается разброс значений определенные потребности в соответствии с его копии и оригинала из-за отступления от требуемой назначением». Свойство модуля - это его «объек- технологии их изготовления. При этом ресурсы на тивная особенность, проявляющаяся при создании, создание КС всегда ограничены. Таким образом, эксплуатации, использовании по назначению». ставится задача: предложить механизм формирова-
В этом случае к показателям качества будем ния рекомендаций по введению наиболее эффектив-относить характеристики свойств конструктивных ных конструктивных доработок КС сложных систем, решений модуля, определенные требованиями тех- обеспечивающих качество функциональных модулей нических заданий на разработку сложной системы, согласно техническому заданию на их создание, характеристики надежности данного модуля, его при минимизации расходуемых ресурсов, т.е. тре-технологические характеристики, определяющие буется оптимизация решения обратной задачи возможности производства, контроля и ремонта, а оценки качества КС.