Научная статья на тему 'Информационная база текстильных текстур и материалов'

Информационная база текстильных текстур и материалов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОНННАЯ БАЗА / ТЕКСТИЛЬНЯ ПРОМЫШЛЕНОСТЬ / ТЕКСТУРЫ / МАТЕРИАЛЫ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГРАФИКА / INFORMATSIONNNO BASE / TEXTILE INDUSTRY / TEXTURE / MATERIALS / VISUALIZATION / SOFTWARE / GRAPHICS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Никитин Иван Антонович

Рассматривается информационная база текстильных текстур и материалов, с подробным описанием программного обеспечения для работы с базой. Рассказывается о методах создания базы текстильных текстур и материалов и о возможностях представляемого проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The information base of textile materials and textures

Information base of textile textures and materials, with the detailed description of the software for work with base is considered. It is told about methods of creation of base of textile textures and materials and about opportunities of the represented project.

Текст научной работы на тему «Информационная база текстильных текстур и материалов»

Информационная база текстильных текстур и материалов

И. А. Никитин

Работа в среде компьютерной графики всегда неразрывно связанна с текстурами и материалами. Благодаря текстурам и материалам создается реалистичное конечное изображение, или разрабатывается продукт.

Потребность в текстурах и материалах постоянно растет. Такая тенденция связана с увеличением спроса на компьютерную графику. Также растет и требования к подобным базам. Причиной этого является расширение возможностей вычислительной техники, которая на сегодняшний момент практически уже не ограничивает человека в работе с графикой. Помимо требований к программному обеспечению и базе у потребителя возникает необходимость в обучающих курсах, подробно описывающих принцип создания текстур и материалов, а также о работе с ними в различных графических редакторах. Подобные изменения не могли не затронуть и сферы текстильной промышленности.

На данный момент баз отвечающих всем требованиям потребителя, работающего в сфере текстильной компьютерной графики практически нет.

Формой выпуска проекта является DVD носитель.

В него входит:

• Программное обеспечение по просмотру базы текстур и материалов Autodesk 3ds Max.

• Action для автоматизации обработки и создания масок в Adobe PhotoShop.

• База текстур и масок для создания материалов.

• Набор материалов разработанных в Autodesk 3ds Max, для среды визуализации V-Ray.

• Обучающие курсы по создания текстур и материалов.

• Trial версии дополнительного программного обеспечения (Adobe PhotoShop, Autodesk 3ds Max, V-Ray).

Основной задачей данного программного комплекса (3DDT - 3D Design Textures) является создать среду комфортную пользователю для работы с базой текстильных текстур и материалов, решаемую стандартными компонентами:

• Интерфейс и стиль интерфейса программы.

• Подключение баз текстур и материалов одновременно. Работа с базой. Для удобства пользования программа имеет два режима просмотра. Первый текстуры, второй материалы.

• Выгрузка отдельных элементов базы текстур или материалов.

• Подключение обучающих курсов к программному обеспечению. Помимо этого программное обеспечение дает расширенные

возможности для просмотра текстур и материалов, к таким возможностям относятся:

• Отображение текстур и материалов на объемных телах.

• Предоставление обучающей информации.

• Возможность экспортирования и импортирование необходимой текстуры или материала.

Основным аспектом в обучении пользователя работать с подобным программным обеспечением, базой, текстурами и материалами, являются входящие в комплект поставки продукта, обучающие курсы.

Данные курсы содержат теоретическую информацию о программном обеспечении, как самом популярном, так и альтернативном, которое необходимо пользователю для работы с текстурами и материалами. В курсах подробно рассказывается о принципах создания текстур и материалов, какое техническое оборудование необходимо для этого и как его настраивать. Представленные курсы постоянно расширяются и обновляются.

По индивидуальному требованию комплектация и тематика обучающих курсов, может быть изменена, эта функция позволяет создавать курс для разного уровня потребителя или сферы потребителя.

Важной особенностью представляемого программного комплекса, является его возможность работать с базой текстур и материалов, которая размещается на другом сервере, а не на компьютере пользователя. Данный тип работы с базой относится к виду облачных вычислений и значительно экономит ресурсы персонального компьютера. Также благодаря этой технологии база текстур и материалов может пополняться не только разработчиком, но и пользователями, подключенные к этой базе [1,2,3].

Помимо программного обеспечения в представляемый комплекс входит дополнение к графическому редактору Adobe Photoshop, этим дополнение является Action, который автоматизирует процесс обработки текстур, тем самым сокращает время работы над текстурами и упрощает этот процесс для пользователя [4].

Задачами, решаемыми Actions, являются:

• Коррекция цветовой гаммы и яркости текстуры.

• Создание карты Bump.

• Создание карты отражения.

• Создание карты прозрачности.

• Сохранение результата в отдельную папку.

Помимо обучающих курсов, которые позволяют расширять круг потребителя и различных дополнений, которые помогают автоматизировать процесс создания текстур и материалов, в представленном проекте имеется программное обеспечение, оно позволяет комфортно работать с базой текстильных текстур и материалов. Также данная база является связующим звеном между обучающими курсами и Action.

При разработке программного обеспечения, была поставлена задача, создать такой продукт, который будет интуитивно понятен любому пользователю. Данное программное обеспечение должно было уметь

отображать самые популярные форматы графических изображений, такие как: PNG, BMP, JPEG, TIFF, иметь возможность загружать любые 3D модели созданные пользователем, для удовлетворения его нужд.

В случае использования графических форматов, важно было не упустить, что некоторые форматы являются собственностью различных разработчиков и их использование в данном проекте без их ведома, было бы незаконным, поэтому было принято решение использовать библиотеку, бесплатно распространяющуюся в интернете, этой библиотекой является:

FreeImage [5] — свободная библиотека для поддержки графических форматов, таких как PNG, BMP, JPEG, TIFF и других. Использует libtiff, libjpeg, libpng, libmng и zlib.

Поддерживает многопоточность и платформы Win32, GNU/Linux и Mac OS X.

FreeImage имеет интерфейс ANSI C, и может использоваться в программах, как минимум, на C, C++, VB, C#, Delphi, Java, Perl, Python, PHP, Tcl и Ruby.

Благодаря ее использованию было решено сразу несколько сложных проблем, как финансовых, так и программных.

Помимо возможности работы с разными графическими форматами была решена задача отображения текстур на различных 3D моделях, в этом случае использовались стандартные возможности открытой графической библиотеки OpenGL [6,7].

Самыми распространенными способами проецирования текстуры на 3D модель являются кубическое и цилиндрическое проецирование. Пример кода использования кубического проецирования: procedure TModel.TextureCubic; var ij,k: integer; v: TVector3f; begin

for i:=0 to Length(meshes)-1 do with meshes[i] do for j:=0 to Length(verts)-1 do ProjectCubic(verts[j] ,cnt,size,texcoords[j]);

end;

К остальным задачам, решаемыми OpenGL, относятся:

• Общие операции с векторами.

• Определение объекта Mash (сетка), расчет сглаженных нормалей, построение модели.

• Структура 3d модели, как набор Mash, загрузка из сцены Autodesk 3ds Max, экспортированной в текстовый формат ASE.

• Работа с текстурой. Распределение текстуры по объекту.

Для удобства пользователя была создана возможность загружать любые 3D модели лично самим пользователем. Это значительно расширяет возможности программного обеспечения и возможности работы с текстурами и материалами. Все что требуется от пользователя это создать 3D модель (в обучающих курсах это подробно описывается) и перевести ее в формат ASE [8,9,10] и добавить в список уже предустановленных 3D моделей в программе. Формат ASE часто используется при создании игр, этот формат удобен тем, что он практически является текстовым файлом, содержащим координаты вершин, благодаря этому снижаются требования к созданному программному и аппаратному обеспечению и позволяет работать со значительным спектром моделей.

Литература:

1. Пономарева, Е. И. Совершенствование процесса обработки данных при помощи облачных вычислений [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №1. - Режим доступа:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2012/628 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Сербиновский, Б. Ю., Сербиновская, А. А., Белоус, М.А. Развитие коммуникаций и сбыта продукции и услуг ресторанной сети с использованием IT-технологий (опыт моделирования и проектирования многофункционального веб-сайта). [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013, №2, часть 2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1609 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Шкрыль, А. А. Разработка клиент-серверных приложений в Delph [Текст]: БХВ-Петербург, ISBN: 5-94157-761-3, 2006, - 480c.

4. Тимофеев, С. М. Основы Photoshop CS3. Просто как дважды два [Текст]: Эксмо, ISBN: 978-5-699-25576-4, 2008, - 96с.

5. FreeImage. A free, open source graphics library [Электронный ресурс] // FreeImage, 2013, - Режим доступа: http://downloads.sourceforge.net/freeimage/FreeImage3154.pdf (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. англ.

6. Краснов, М. В. Open GL. Графика в проектах Delphi [Текст]: BHV, ISBN 5-8206-0099-1, 2005, - 350с.

7. Фленов, М. Е. Библия Delphi [Текст]: BHV-Петербург, ISBN: 978-59775-0667-0, 2011, - 674с.

8. Келли, Л. М. Autodesk 3ds Max 9. Библия пользователя [Текст]: Диалектика, ISBN: 978-5-8459-1223-7, 2007, - 1360с.

9. Ананьин, И. К. Трёхмерное моделирование в 3Ds Max [Текст]: Физтех-Колледж, 2008, - 109с.

10. Legrenzi, F. VRay. The Complete Guide, Second Edition [Текст]: 3Dtotal, ISBN: 888813723-8, Яз. англ., 2010, - 1052с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.