Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru BOOS, № 6
В.Г. климин,
профессор, д.м.н., к.э.н., министр, Министерство здравоохранения Свердловской области
и.м. ГРЯЗНОВ,
ведущий специалист отдела информатизации, анализа и прогнозирования развития здравоохранения, Министерство здравоохранения Свердловской области
Л.Г. КАРАТАЕВА,
начальник отдела информатизации, анализа и прогнозирования развития здравоохранения, Министерство здравоохранения Свердловской области, г. Екатеринбург
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ
В статье представлены основные пути развития
информационных
технологий в
практическом
здравоохранении,
приводятся
примеры
внедрения
отдельных
информационных
систем, а также
оценка возможных
рисков на пути
комплексной
информатизации
здравоохранения.
_________________4Ь
ЯГ
Цель государственной политики в области здравоохранения — улучшение здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания , экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг.
В Свердловской области имеются определенные положительные сдвиги в области охраны здоровья населения, однако нельзя сказать, что целевые показатели здоровья и демографии достигнуты и стабильны. Модернизация здравоохранения как в стране, так и в Свердловской области продвигается медленно, и одной из причин этого является недостаточное количество автоматизированных механизмов обработки информации.
В управленческой деятельности также есть ряд проблем, негативно влияющих на результат работы системы здравоохранения в целом. Наиболее существенные из них: ослабление функций планирования и анализа, фрагментация системы управления, недостаточная координация. В стадии формирования находятся обязательные компоненты любой системы управления — мониторинг и оценка деятельности медицинских учреждений и системы здравоохранения. Это связано прежде всего с низкой автоматизацией системы управления отраслью. Кроме того, на уровне лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) сформировалась потребность в автоматизации, основанная на понимании необходимости облегчить труд врачей и медицинского персонала во всех звеньях здравоохранения.
Применение информационных технологий во многом диктуется объективными процессами: увеличением спроса населения на медицинскую помощь, растущим использованием новых лечебнодиагностических технологий и лекарственных средств, повышением удельного веса пожилых категорий населения, увеличивающимися
ВраЧ E3SE Информатизация здравоохранения
™ и информационные
технологии
G
> расходами на медицинскую помощь и большим количеством отчетной документации. Сегодня есть значительные резервы для повышения эффективности использования ресурсов как отдельного учреждения, так и отрасли в целом на основе информатизации. Как уже не раз отмечалось руководителями Минздрав-соцразвития Российской Федерации и специалистами в области информационных технологий, усилия должны быть направлены на создание новой информационной среды деятельности практикующего врача — для уменьшения врачебных ошибок и экономии времени при ведении медицинской документации. Эксперты Всемирной организации здравоохранения около 20% врачебных ошибок связывают с неполнотой данных или невозможностью оперативного получения необходимой информации. Например, в Свердловской области в областную программу льготного лекарственного обеспечения входят 174 международных непатентованных названия (МНН) лекарственных средств (ЛС), в федеральную программу обеспечения необходимыми лекарственными средствами — более 200 МНН ЛС, на региональном фармацевтическом рынке продаются и используются до 3000 МНН ЛС, между этими препаратами существуют более 1,2 тыс. взаимодействий, определяющих возможность их совместного применения. Если учесть, что окончательные назначения и выписывание рецептов, как правило, осуществляет участковый терапевт или врач общей практики, то становится очевидным невозможность врача эффективно оперировать таким большим количеством информации. В связи с этим, с одной стороны, существуют шаблоны назначений лекарственной терапии однотипных нозологических форм, без учета индивидуальных особенностей пациента, с другой стороны, нередко применение современных препаратов обусловлено рекомендацией фармацевтического представителя. Указанные причины формируют особый интерес к системам компьютерной поддержки врачебных назначений.
Опыт автоматизации процессов оказания медицинской помощи в Казани свидетельствует о следующих результатах: в лаборатории поликлиники время на заполнение документации сократилось на 20%, пропускная способность лаборатории увеличилась на 8% [1]. Таким образом, очевидно, что внедрение современных компьютерных технологий непосредственным образом скажется на повышении доступности и качества медицинской помощи, особенно в первичном звене. Именно это и является одним из основных целевых показателей федеральной и региональной политики в сфере здравоохранения.
Системная информатизация здравоохранения в нашей стране началась в 90-х годах, после принятия в 1991 году Федерального закона № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который положил начало серьезным реформам отечественной системы здравоохранения. Начали меняться не только принципы финансирования медицинской помощи, но система учета и контроля расходования государственных средств.
Индивидуальные страховые медицинские полисы стали основой для персонифицированного учета медицинских услуг. Одновременно возник вопрос резкого увеличения объема информации, который нужно обрабатывать за ограниченный промежуток времени. Компьютерные технологии стали незаменимым инструментом в управлении большими потоками информации в усложнившейся системе управления здравоохранением.
Информационные и коммуникационные технологии универсальны и могут применяться к различным видам человеческой деятельности. В настоящее время на территории Свердловской области в медицинских учреждениях из более чем 6,5 тыс. компьютеров 1770 объединены в локальные сети. Каждый десятый компьютер в муниципальных и каждый четвертый компьютер в областных ЛПУ имеют выход в Интернет.
' 20 i i i i i i ■ ■ 1 j i i i ■ ■ ■■ ■ ■ ■ II i i i i i i i i i i i i i ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru BOOS, № 6
Важным элементом информационных технологий являются медицинские работники, которые переводят обычную информацию в цифровой вариант, необходимый для дальнейшей компьютерной обработки. К сожалению, в силу ряда причин только около 13% медицинских работников в стационарах и 10% — в амбулаторно-поликлинических учреждениях имеют на рабочем месте доступ к компьютеру, подключенному к локальной сети, а еще 27% имеют доступ к компьютеру, не подключенному к локальной сети. Не имеют доступа к компьютеру вообще 60% врачей (почти 62% врачей амбулаторных учреждений) [5]. Пользователями Интернета являются 20% уральцев, причем в группе старше 55 лет, которой соответствует пятая часть врачей, Интернетом пользуются только 4% населения1.
В информатизации здравоохранения Свердловской области можно выделить несколько точек роста:
1. Развитие компьютерных технологий по инициативе медицинских работников в основном для научной работы.
2. Развитие компьютерных технологий по инициативе руководителей медицинских организаций для подготовки документов и расчетов бухгалтерии.
3. Развитие компьютерных технологий по инициативе органов управления и финансирования медицинских организаций.
Электронное предоставление реестров пролеченных больных в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации явилось единственным возможным способом обработки и хранения такого большого количества информации. На этом этапе впервые произошла интеграция значительного количества субъектов оказания медицинской помощи в информационную систему, работающую по унифицированным правилам и алгоритмам.
4. Завершающим этапом должно стать развитие компьютерных технологий в сфере здравоохранения на региональном уровне. Сейчас нашей отрасли требуется в первую очередь разработка стратегии информатизации, причем на всех уровнях, только тогда польза от информатизации будет максимальна и ведение электронного документооборота не будет дополнительной нагрузкой для врача, а, наоборот, заменит потребность вести бумажные записи.
Основными принципами информатизации здравоохранения являются [2, 3]:
— определение единых правил внедрения информационных систем и стандартов обмена информацией;
— формирование исходных информационных массивов на уровне первичного звена медицинской помощи;
— вертикальная и горизонтальная интеграция информационных систем;
— межведомственная и межтерриториальная кооперация;
— отработка технологий и стандартов информационного обмена на «пилотных» проектах, то есть предварительное тестирование программных продуктов;
— концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных проблем;
— открытость и масштабируемость информационных систем.
Основные положения теории интегрированных систем находят свое практическое воплощение в стандартах открытых информационных систем, которые активно разрабатываются Международной организацией по стандартизации (см. www.iso.org), в том числе техническим комитетом «Информатизация здоровья», полномочным представителем России в котором является Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения.
1 Фонд «Общественное мнение», опрошено 34 тыс. респондентов в возрасте старше 18 лет по состоянию на апрель 2008 года.
21 ■
......г г.............±_j г. L_j........................
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !
ВраЧ E3SE Информатизация здравоохранения
™ и информационные
технологии
G
> Информатизация здравоохранения Свердловской области, как и многих других субъектов Российской Федерации, реализуется поэтапно по следующим основным направлениям: служба первичной медико-санитарной помощи, служба скорой медицинской помощи, участники программ лекарственного обеспечения, стационарные лечебно-профилактические учреждения, система мониторинга здоровья.
Электронные базы данных, предполагающие доступность медицинской информации о пациенте с учетом дифференцированных прав доступа для различных пользователей, решат вопросы преемственности в наблюдении и детей, и взрослых в лечебно-профилактических учреждениях на различных уровнях — от центральных районных больниц до федеральных учреждений. Собираемые данные о состоянии здоровья пациентов и проведенных лечебно-профилактических мероприятиях позволят перейти к более эффективному планированию в здравоохранении.
Комплексная информатизация отрасли обеспечит проведение оперативного анализа лечебной, экономической, финансовой деятельности лечебных учреждений и даст возможность определять наиболее рациональные виды помощи пациенту, осуществлять поиск сберегающих технологий, определять контрольные цифры обеспечения медицинской помощью, создавать материальный стимул к сокращению излишних процедур и методов обследования, поощрять профилактические мероприятия, максимально эффективно использовать медикаменты.
На сегодняшний день в Свердловской области реализованы следующие проекты в сфере информатизации здравоохранения:
1. В рамках реализации муниципальных, региональных и федеральных целевых программ в сфере здравоохранения осуществляется финансирование приобретения и обновления компьютерной техники, прокладки локальных сетей. Уровень компьютеризации сегодня — 15-20 компьютеров на 100 рабо-
тающих врачей. Компьютеры стали неотъемлемой частью современных томографических комплексов, которыми оснащены все крупные больницы Свердловской области.
2. Разработаны Интернет-сайты Министерства здравоохранения Свердловской области (см. www.mzso.ru), «Общая врачебная практика» (см. www.ovpso.ru), где ежедневно обновляется оперативная информация как в открытом, так и в ограниченном доступе для медицинских работников и организаторов здравоохранения.
3. Расширяется применение электронного документооборота с различными степенями защиты (паролем, электронной цифровой подписью, отдельным выделенным каналом связи). Электронное взаимодействие налажено:
— с Росздравнадзором (отправка сводной заявки от Свердловской области на поставку оборудования),
— с Отделением Пенсионного фонда (получение и обработка регистра льготных категорий граждан для его использования в лечебных учреждениях),
— с Минздравсоцразвития России (предоставление отчетов по пилотному проекту по повышению качества медицинских услуг в сфере здравоохранения),
— с Правительством Российской Федерации (внесение данных в систему ГАС «Управление» по реализации национального проекта в сфере здравоохранения на территории Свердловской области),
— с Фондом социального страхования (получение оперативных данных о реализации мероприятий по родовым сертификатам), и многими другими структурами.
4. С 2003 года разработаны и внедрены программы «АРМ-поликлиника», «АРМ-ста-ционар» и «АРМ-врача общей практики», которые на сегодняшний день имеют несколько модификаций и позволяют автоматически формировать реестры пролеченных пациентов для страховых медицинских компаний, выписывать рецепты, проверять наличие паци-
■ 22 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 J 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ II 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru BOOS, № 6
ента в регистре льготных категорий, вести дневник посещений пациента, вести электронную картотеку пациентов, формировать статистическую отчетную форму по временной нетрудоспособности, проводить анализ работы по заданным параметрам.
5. Внедрены федеральные компьютерные программы: «Федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников», «Детская диспансеризация в декретированных возрастах», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Мониторинг поставок медицинской техники в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Все они установлены в ЛПУ, осуществляющих ввод первичных данных. По заданию Минздрава Свердловской области Медицинский информационно-аналитический центр (далее — МИАЦ) Свердловской области собирает данные указанных федеральных программ и направляет в Минздравсоцразвития России.
6. С 2007 года компанией «ЭСКЕЙП» совместно с МИАЦ Свердловской области разработана и внедрена программа по автоматизации лекарственного обеспечения. Программа позволяет выписывать рецепты со штрих-кодом (защита от ошибок оператора, информация считывается сканером), в аптеках и на аптечных складах данное программное обеспечение формирует базы данных отпущенных, отложенных рецептов, заявки на лекарства, наличие остатков, а также проводит анализ с учетом выделенных квот лекарственных средств.
7. В Территориальном центре медицины катастроф, Свердловской областной клинической больнице №1, Уральской государственной медицинской академии проводятся телемедицинские консультации больных различного профиля, находящихся на лечении в отдаленных городских и районных больницах. Проведенные телемедицинские консультации показали значимость и перспективность данной технологии — возможность быстрой визуализации пациента и результатов обследования.
Основные результаты внедренных информационных проектов в Свердловской области:
1. Повысилось качество контроля показателей работы лечебных учреждений по представленным реестрам пролеченных пациентов. В частности, контроль количества повторных посещений или госпитализаций, сроков лечения, переводов пациента в другие отделения.
2. Благодаря электронному документообороту между медицинскими и немедицинскими организациями и ведомствами в сотни раз увеличилась оперативность обмена данными.
3. Повысилась управляемость фармацевтической отраслью в части льготного лекарственного обеспечения. За счет автоматизации и сокращения сроков обмена информацией между всеми участниками льготного лекарственного обеспечения за короткое время удалось стабилизировать ситуацию по программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
4. После внедрения телемедицинских технологий для населения отдаленных территорий стали доступны консультации высококвалифицированных специалистов без транспортировки пациента или выезда врача.
Процесс информатизации здравоохранения в Свердловской области еще не завершен. Наша главная цель — повышение эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья населения путем создания единого информационного пространства здравоохранения.
Создаваемое на основе корпоративной интегрированной системы информационное пространство должно взять на себя часть функций автоматической обработки массива первичной информации и ее анализа. Данные мероприятия повысят управляемость здравоохранения и упростят взаимодействие заинтересованных лиц с информационными системами муниципальных, региональных и федеральных структур.
Инновационное развитие системы здравоохранения требует интенсивного обмена информацией между учреждениями здравоохранения, органами управления здравоохранением, страховыми компаниями и другими
23"
......г г.............±_j г. l_j........................
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !
ВраЧ E3SE Информатизация здравоохранения
™ и информационные
технологии
G
> структурными подразделениями. Такой объем информационных потоков можно обеспечить и поддерживать только с помощью автоматизированной системы управления и контроля в сфере здравоохранения. Следовательно, для эффективного решения этих задач необходимы: — автоматизация ведения первичной медицинской документации;
— частичная автоматизация распределения потоков больных;
— автоматизация документооборота между структурными подразделениями;
— автоматизация ведения статистической отчетности;
— автоматизация управления лекарственным обеспечением;
— частичная автоматизация контроля предоставления льгот отдельным категориям граждан.
Во всех вышеперечисленных пунктах речь идет о системе персонифицированного компьютерного мониторинга, то есть современной технологии контроля и управления медицинской помощью, рационального распоряжения финансовыми средствами отрасли здравоохранения. Постоянное поступление информации по каналам компьютерной сети на специальные сервера позволит специалистам различного уровня своевременно анализировать работу курируемых служб, получать аналитическую информацию за любой заданный промежуток времени.
Информационные технологии сокращают издержки, увеличивают производительность и эффективность организации [4]. Расширение применения современных информационных технологий в здравоохранении позволит получить экономический эффект за счет следующих источников:
— своевременное принятие управленческих решений;
— рациональное распределение ресурсов отрасли;
— повышение качества учета, планирования, контроля и регулирования;
— повышение прозрачности учета средств отрасли;
— снижение эксплуатационных затрат;
— повышение производительности труда персонала;
— оптимизация кадрового состава учреждений здравоохранения;
— оптимизация использования коечного фонда;
— сокращение средних сроков лечения;
— снижение расходов на неправильно назначенные обследования, медикаменты и расходные материалы;
— дифференцированный подход к доплатам медицинским работникам (за дополнительные объемы работы и результат);
— оптимизация должностей сотрудников, работающих с медицинской документацией, за счет автоматизации процесса делопроизводства;
— сокращение канцелярских и транспортных расходов за счет организации электронной передачи данных;
— повышение уровня медицинского обслуживания населения.
Департаментом здравоохранения Томской области в 2007 году проведены расчеты экономической эффективности применения телемедицинских технологий. В случае сокращения вылетов по санитарной авиации для вывоза пациентов в областной центр на 2 человека из каждого района области экономия денежных средств составит около 21 млн. рублей в год.
Оценка проблем и рисков при реализации политики информатизации здравоохранения:
1. Значительная часть медицинских кадров, работающих не территории Свердловской области, не владеет навыками работы с компьютерной техникой и программными продуктами.
2. Обеспеченность компьютерной техникой в ЛПУ различна. Во многих отдаленных территориях Свердловской области недостаточно компьютеров, имеющаяся техника устаревшей модификации, доступ в Интернет отсутствует в большинстве отдаленных ЛПУ.
' 24 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 J 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ И 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ ■■ ■ ■ ■ 1 i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i
Информатизация здравоохранения
www.idmz.ru BOOS, № 6
3. Для поддержания вычислительной техники и локальных сетей в рабочем состоянии, обучения работе с программными продуктами ЛПУ необходимы дополнительные штатные единицы — системные администраторы.
4. Созданы десятки информационных систем для ЛПУ, но при этом не зафиксированы стандарты информационного обмена, внедрения новых информационных продуктов осуществляются бессистемно, и возникла ситуация, при которой одновременно используется множество информационных систем разного уровня, в основном не совместимых друг с другом. Специфика деятельности врача очень консервативна, и ее нельзя ставить в зависимость от нестандартизованных алгоритмов ведения медицинской документации.
5. Существует риск потери данных или их разглашения, поэтому необходима серьезная защита данных от их потери, а также от несанкционированного доступа через глобальную сеть Интернет. В Европе в 1996 году принят законодательный акт (HIPAA) о защите конфиденциальности информации о здоровье пациента. Этот документ определяет административные, физические и технические меры, включающие стандарты сохранения конфиденциальности защищенной электронной медицинской информации. Невыполнение требований этого закона может привести к наступлению уголовной ответственности с
лишением свободы на срок до 10 лет и штрафам до 250 тыс. долларов.
6. Отсутствует нормативно-правовая база для внедрения регламентов и стандартов информационного обеспечения.
7. Не используется систематизированная номенклатура медицинских терминов (SNOMED CT), которая принята в качестве национального стандарта более чем в 30 странах (см. www.medbiotech.info и www.ihtsdo.org). Аналогичная ситуация и с классификаторами работ и услуг в здравоохранении, медицинских процедур и манипуляций, лабораторных исследований и т.д. Мы развиваем свои системы кодирования и классификации медицинской информации. Это существенно затрудняет адаптацию и применение международных стандартов при создании медицинских информационных систем. Этими же причинами во многом обусловлены и проблемы интеграции в информационные системы наших больниц импортного медицинского и лабораторного оборудования.
Мы бы не хотели идеализировать возможности информационных технологий, но и преуменьшать их значение также будет неверно. Сегодня здравоохранение Свердловской области имеет хорошее основание для развития современных цифровых технологий, и Министерство здравоохранения приложит все усилия, чтобы реализовать имеющийся материальный и интеллектуальный потенциал отрасли.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Асадуллина Л. В Казани успешно реализуется проект «Информатизация муниципального здравоохранения». Электронный ресурс/Ред. Л. Асадуллина — http://medvestnik.ru.
2. Венедиктов Д.Д., Гасников В.К., Кузнецов П.П., Радзиевский Г.П., Столбов А.П. Современная концепция построения единой информационной системы здравоохране-ния//Врач и информационные технологии. — 2008. — №2. — С. 17-23.
3. Егоров А.В. Построение региональной медицинской информационной системы Псковской области//Врач и информационные технологии. — 2008. — №4. — С. 4-8.
4. Иванова Н.И. Будущее в настоящем//Прямые инвестиции. — 2008. — № 05 (73). — С. 4-7.
5. Илюшин Г.Я, Шапошник С.Б. Использование информационно-коммуникационных технологий в медицине//Информационное общество. — 2006. — Выпуск 2-3. — С. 76-91.
25"
......г г.............±_j г. L_j........................
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! I I I I I !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !