Н.В. Буханцева, И.Д. Воронина, 2005
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ -
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВолГУ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Н.В. Буханцева, И.Д. Воронина
История развития информационных технологий в ВолГУ начинается с рождения университета. Одновременно с его открытием был создан Вычислительный центр. 20 декабря 1981 года на базе ЭВМ ЕС-1022 и дисплейной станции ЕС-7920-01 он начал свою работу. Машина занимала площадь более 40 м2. Первая и главная задача программистов —внедрение автоматизированной системы управления — АСУ «Вуз».
Стратегия ВолГУ — достижение и удержание лидерства в регионе — сразу же отразилась и в стратегии информатизации: целью развития стало создание самого мощного ВЦ на Нижней Волге. Для этого ЭВМ ВолГУ была объединена в сеть с крупнейшим в Волгограде ВЦ «Воягограднефгегеофизика».
В 1983 году к ЭВМ была подключена дисплейная станция с 8 дисплеями. С этого момента ЭВМ стала использоваться в учебном процессе математиками и физиками. К концу 1980-х годов ЕС-1022 была заменена на более мощную ЕС-1055, которая, в свою очередь, к началу 1990-х уступила место последней из больших ЭВМ — ЕС-1046.
В 1987 году в ВолГУ открывается специальность «Прикладная математика» и одноименная кафедра. Сотрудники и выпускники этой кафедры на многие годы составили кадровую основу информатизации университета. С этого же года в ВолГУ начинается эра персональных компьютеров: появляются первые иностранные и отечественные ПК — «Электроники», «Искры», «Меры», «ДВК», «Агаты», «Ямахи». Их цена была сравнима с ценами на автомобили. «Агаты» использовались в учебном процессе, остальные — для научных исследований и хоз-ф договорных работ. В 1990 году уже появились
первые 20 IBM PC/XT. В 1991 году в университете работает 119 персональных компьютеров. Подавляющая их часть сосредоточена на математическом и физическом факультетах. Математики и физики ВолГУ активно используют персональные компьютеры в научных исследованиях, создают прикладное программное обеспечение по заказам предприятий региона: ЦКБ «Титан», Волгоградского машиностроительного завода и других. Несколько успешных инновационных проектов, в которых фундаментальные математические идеи воплотились в практических разработках, привели к созданию в 1991 году при кафедре прикладной математики лабораторий прикладной кибернетики, системного обслуживания ПЭВМ, распознавания образов и экспертных систем. Сотрудниками этих лабораторий, помимо всего прочего, была создана первая часть новой, «персональной» АСУ «Вуз» — программа «Абитуриент», а также используемые по сей день обучающие программы по истории и русскому языку.
К концу 1992 года первые персональные компьютеры появляются на всех факультетах, в бухгалтерии, учебном отделе. В 1993 году в университете принимается первая концепция информатизации и начинается внедрение компьютерных технологий во все структурные подразделения университета. Информатизация университета постоянно находится в центре внимания ученого совета и ректората. Создается центральная служба программного и технического обслуживания, в которую вливаются лаборатории математического факультета и которая в дальнейшем реорганизуется в действую-
щий поныне Центр информационных технологий (ЦИТ).
Бум компьютерных технологий в ВолГУ отражал общие тенденции в системе образования России: несмотря на низкую заработную плату сотрудников и хроническое отсутствие бюджетного финансирования материальной базы, лучшие вузы страны, реализующие стратегию лидерства, на внебюджетные средства создавали мощную компьютерную базу. К 1995 году университетский технический парк насчитывал 332 компьютера. Молодой и небольшой по размерам ВолГУ по компьютерному обеспечению входил в первую сотню вузов России.
Наименее развитой компонентой информатизации образования в то время были системы и сети связи. Именно эта проблема была в центре принятой в 1993 году Концепции информатизации высшего образования РФ. Первая локальная сеть ВолГУ, созданная в 1996 году, состояла из 60 компьютеров и объединяла ПФО, бухгалтерию, отдел кадров.
В 1996 году ВолГУ в числе 33 ведущих университетов России вошел в состав участников проекта фонда Сороса по созданию университетских центров Интернет. Для уп-
равления информатизацией университета была введена должность проректора по информатизации и телекоммуникациям. Открытие Центра произошло только в 1999 году — создание собственных каналов связи до Росто-ва-на-Дону потребовало значительных затрат. С этого момента Интернет начинает играть ведущую роль в развитии информационных технологий ВолГУ. Сейчас преподаватели и сотрудники уже не представляют свою работу не только без компьютера, но и без Интернета. Согласно отчетам, 79 % работников вспомогательных служб и отделов, 80 % сотрудников НИИ, 70 % преподавателей и сотрудников факультетов имеют выход в локальную сеть университета и, как минимум, пользуются электронной почтой, 80 % из них имеют выход в Интернет (см. рис. 1).
С 1999 года университет начинает предоставлять информационные услуги в регионе: Центр Интернет стал региональным Интернет-провайдером. Он обеспечивает работу почтового сервера, хостинг, удаленный доступ, обучение широкого круга пользователей. С 1999 года в университете действуют различные курсы повышения квалификации в сфере компьютерных и информационных технологий.
Рис. 1. Распределение компьютерной техники по группам подразделений
46
Н.В. Буханцева, ИД. Воронина. Информатизация ВолГУ: история развития
Стратегия лидерства заставляет университет оперативно откликаться на кадровый недостаток в регионе специалистов в сфере телекоммуникаций, и в 1997 году при ВолГУ открывается Информационно-технологический колледж, впоследствии преобразованный в стремительно развивающийся факультет информационных технологий и телекоммуникаций. На экономическом факультете открывается учебная лаборатория «Информационные технологии в экономике». Эти подразделения становятся локальными центрами информатизации.
В 2001 году на ученом совете университета была принята концепция развития единого информационного пространства, основами которого были названы полномасштабная компьютерная сеть с доступом в Интернет каждого компьютера, интегрированная информационно-аналитическая система (ИАС) «Университет» и электронные информационно-образовательные ресурсы, непрерывное обучение преподавательского состава информационным технологиям. В ходе реализации этой концепции была создана единая компьютерная сеть университета (см. рис. 2). Сайт университета, насчитывающий около двух с половиной тысяч страниц, постоянно
занимает первые места на региональных конкурсах образовательных сайтов. Создан обширный репозитарий образовательных ресурсов: электронная библиотека полнотекстовых изданий ВолГУ (более полутора тысяч текстов), каталог университетской библиотеки (несколько сотен тысяч названий), библиотека документов (более тысячи документов по организации всех направлений деятельности университета), сотни ссылок на различные научно-образовательные сайты.
Расширение сферы применения компьютеров приводит к широкой диверсификации программного обеспечения. Если первые компьютеры использовались для работы с текстовыми документами, то сейчас на компьютерах установлено самое разнообразное программное обеспечение: нормативные базы документов, специализированные графические пакеты, программы распознавания текстов, интегрированные среды программирования, пакеты разработки мультимедийных тестовых и обучающих программ, программы создания страниц Интернета, специализированные программы бухгалтерского, финансового и кадрового учета, программы издательской верстки и многое другое. Поэтому сотрудники уни-
Количество
компьютеров
1-й ряд — общее количество компьютеров;
2-й ряд — количество компьютеров, подключенных к Интернету
Рис. 2. Распределение компьютерной техники по факультетам Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 8. 2005
верситета ежегодно повышают квалификацию в сфере информационных технологий вЦИТе. За 2003, 2004 годы и начало 2005 года курсы прошли более 400 человек.
Непрерывно развивающаяся НАС «Университет» включила в себя базы данных, обеспечивающие управление основной деятельностью вуза (модули «Отдел кадров», «Абитуриент», «Кафедра», «Деканат», «Ректорат»); аналитическую подсистему (в частности, систему «Рейтинг ППС, кафедр, факультетов»); программную среду дистанционного обучения eLSe (е-Learning Shell) для размещения в Интернете учебно-методических материалов по всем преподаваемым в ВолГУ учебным дисциплинам; электронную библиотеку: документы по организации научно-образовательной деятельности, каталог библиотеки ВолГУ, электронные копии научной и учебно-методической литературы, включающие в себя аннотированные и полнотекстовые версии монографий, научных статей, учебников, учебно-методических пособий и др.
Особенностью университетской информационной системы является ориентация на максимальный (всеобщий) охват авторов и потребителей информационных ресурсов, участвующих в основной, научно-образователь-ной, деятельности. Такой подход отличен от идеологии ERP-систем (Enterprise resource planning) — систем планирования ресурсов предприятия, исходящих из управления финансовыми потоками для обеспечения основной деятельности организации.
Достигнутый уровень информационного развития позволил расширить границы региональной деятельности ВолГУ в сфере информатизации. В 2002 году в университете был открыт Региональный информационно-аналитический центр коллективного, пользования, функцией которого является развитие информационно-познавательной среды региона, в том же году на базе ВолГУ был создан Волгоградский региональный центр Федерации Интернет-образования, открывший этап применения мультимедийных технологий обучения в университете и регионе. В 2003 году организована научно-образовательная сеть, объединяющая несколько десятков учебных заведений региона. В 2004 году для координации информатизации учебного процесса на факультетах введены должности заместителя декана по информатизации. Программистами ВолГУ создано программное обеспечение регионального научно-образовательного порта-
ла. В настоящее время наш университет выступает региональным лидером в развитии и использовании Интернет-технологий в образовании. ВолГУ является самостоятельным оператором связи. В 1999 году получены лицензии Госкомсвязи РФ на предоставление услуг передачи данных, телематических служб и местной телефонной связи и оформлена регистрация созданной телекоммуникационной сети Волгоградской области. Такой статус позволяет ВолГУ вести самостоятельную политику в развитии инфраструктуры создаваемой научно-образовательной сети, построенную на основе соглашений, достигаемых с региональными операторами связи, предоставляющи-ми в аренду каналы передачи данных.
Компьютерная сеть ВолГУ является крупнейшей корпоративной сетью образовательных организаций области. Ее работоспособность поддерживают 14 серверов фирм «Sun Microsystems», IBM, «Dell», ALR, «Hewlett Packard», работающих под OC «Unix». Сеть включает 4 коммуникационных узла, расположенных в различных районах Волгограда и Волжского. В состав сети входят более 1000 компьютеров, используемых для организации доступа к Интернету и несколько сайтов, предоставляющих в Интернет информацию об университете и отдельных его подразделениях.
Сотрудники Центра Интернет ВолГУ прошли обучение в авторизованных учебных центрах «Sun Microsystems», IBM, «Cisco Systems», RAD, «Novell», «Oracle».
В настоящее время более 300 компьютеров Волгоградского государственного университета имеют выход в международную компьютерную сеть и обслуживают как студентов и сотрудников нашего вуза, так и студентов и работников других вузов, библиотек, музеев. Уже сейчас они могут через Центр Интернет подключаться к огромному библиотечному массиву «EIFL Direct» — «Электронная информация для библиотек», образаться к журналам и книгам издательств «Шпрингер», «Клювер», «Медлайн» и других, с которыми университетом подписаны соответствующие соглашения.
Волгоградский государственный университет является официальным узлом доступа к опорной сети науки и образования RBNet и обладает двумя собственными выделенными двухмегабайтными цифровыми каналами связи в Интернет. Через этот узел имеют доступ к полнотекстовым электронным ресурсам библиотеки Волгоградского государственного пе-
48
Н.В. Буханцева, И.Д. Воронина. Информатизация ВолГУ: история развития
дагогического университета, Волгоградской государственной медицинской академии, Волгоградской сельскохозяйственной академии, Волжского гуманитарного института, Областного кардиологического центра, Областной универсальной научной библиотеки им. Горького, Нижневолжского центра научно-технической информации. Общее количество пользователей электронными библиотечными ресурсами приближается к 20 ООО.
В Волжский сегмент сети входит пока Волжский гуманитарный институт, однако уже имеются технические возможности для подключения к этому узлу учреждений науки, культуры и образования, бюджетных
структур Волжского по коммутируемым телефонным линиям. Подключение этого сегмента к центральному коммуникационному узлу Волгоградского сегмента научно-образовательной сети Волгоградской области осуществляется по радиоканалу.
В планах информатизации ВолГУ на 2005 год — реализация программ дистанционного обучения, организация работы в региональном образовательном портале, информационная поддержка системы обеспечения качества образования в вузе, которая в скором времени станет одним из наиболее существенных аргументов в конкурентной борьбе за место на рынке образовательных услуг.