ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 338.43
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОГО СЕЛА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
INFORMATIZATION OF SOCIAL LIFE IN THE RURAL REGIONS OF RUSSIA: COMPARATIVE ANALYSIS
© Былина Светлана Геннадиевна
Svetlana G. Bylina
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аграрных проблем Российской академии наук
Cand.Sc. (Economics), senior researcher at Federal state budgetary institution the Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences
e-mail: svbylina@rambler.ru.
В статье произведен анализ особенностей процесса информатизации сельских территорий на основе данных обследований Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Сделан вывод о состоянии процесса информатизации социальной сферы села, причинах «цифрового неравенства» сельского населения и путях его преодоления.
Ключевые слова: информатизация, информационно-коммуникационные технологии, агропромышленный комплекс, сельские территории, сельское население, информационное неравенство.
В последние годы решающее значение для социально-экономического развития страны приобретают процессы построения в России информационного общества. Понятие инфор-
The paper presents an analysis ofthe characteristics of the process of informatization in rural areas based on the data from the Federal State Statistics Service (Rosstat). The author examines the state of the process of informatization of social services in rural areas, identifies the reasons for the «digital divide» in rural areas, and suggests ways to overcome the digital divide.
Keywords: informatization, information and communication technology, agriculture, rural areas, rural population, digital divide.
мационного общества основано на теоретической концепции постиндустриального общества, в котором главными продуктами производства становятся информация и знания [1].
Построение информационного общества включает в себя, прежде всего, информатизацию социально-экономической сферы жизнедеятельности человека.
Процесс информатизации социально-экономической сферы невозможен без создания инструмента управления построением информационного общества. В связи с этим в 2008 г. разработана Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации [2], в которой закреплены цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.
Одним из объектов процесса информатизации является агропромышленный комплекс и сельские территории. По мнению специалистов ВИАПИ РАСХН [3], информатизация АПК и сельских территорий определяется как «процесс создания и внедрения новейших средств микроэлектроники, компьютерной техники, программного обеспечения во все сферы производственной, организационно-экономической, научной и социальной деятельности сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в целях кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения, значительного повышения эффективности производства, глубоких, многоплановых преобразований в этих отраслях в
соответствии с мировыми тенденциями при максимально эффективном использовании природных, трудовых, интеллектуальных и материальных ресурсов». Одним из направлений процесса информатизации АПК является информатизация социальной сферы села, без которой невозможен заявленный государством курс на устойчивое развитие сельских территорий.
Между тем включение сельских территорий в информационный процесс существенно отстает от аналогичных процессов в городских условиях. Изучение особенностей процесса информатизации АПК и сельских территорий для решения задач обеспечения продовольственной безопасности страны, устойчивого развития сельских территорий и снижения остроты проблемы «информационного неравенства» между городом и селом представляется в настоящий момент весьма актуальным. Фактологической базой настоящего исследования послужили данные обследований Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого Росстатом [4], уровень информатизации домашних хозяйств в сельской местности растет опережающими темпами, но все еще отстает от городского. Так, по результатам 2012 г. показатели информационно-коммуникационной структуры и доступа выглядят следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Характеристики информационно-коммуникационной структуры и доступа
(по данным за 2012 год)
Показатель Город Село
Наличие мобильных телефонов на 100 домохозяйств 248 232
Наличие компьютеров на 100 домохозяйств, в том числе карманных 94 63
Удельный вес домохозяйств, имеющих различные средства информационно-коммуникационных технологий, в % ко всем домохозяйствам
Телевизор 100,0 100,0
Компьютер 71,0 54,0
Только фиксированный телефон 3,0 2,0
Только мобильный телефон 28,0 50,0
Фиксированный телефон и мобильный телефон 68,0 45,0
Удельный вес домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в % ко всем домохозяйствам 68,4 50,0
С домашнего компьютера 64,2 43,4
По месту работы 23,5 12,0
По месту учебы 3,6 3,4
Интернет-кафе 0,3 0,6
Другое 0,8 1,8
Примечание. Составлено на основе данных [4].
Очевидно, что если по наличию средств мобильной связи сельское население практически не отстает от городского, то по числу всех видов компьютерной техники отставание почти в 1,5 раза. Активное использование сельчанами мобильной связи определяется в том числе ограниченностью их доступа к стационарным телефонным линиям. Развитие сетей связи в настоящее время характеризуется высоким уровнем в крупных населенных пунктах и медленным их проникновением в малые и удаленные населенные пункты, что приводит к ограничениям для сельских жителей возможностей в налаживании социальных связей, поиску работы, получении образования, негативно влияет на экономическую эффективность.
Предполагается, что в результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации к 2015 г. должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей [2]:
- уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%;
- наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, -не менее чем в 75% домашних хозяйств.
Однако данные за 2012 г. свидетельствуют, что вероятность достичь контрольных значений указанных показателей для сельского населения невелика. Так, лишь 50% сельских до-мохозяйств имеют возможность подключиться к сети Интернет против 68,4% в городе. Уровень доступности базовых услуг информационных и телекоммуникационных технологий в селе значительно ниже обозначенных 100%, между тем востребованность сельским населением услуг ИКТ постоянно растет. Например, по данным Фонда общественного мнения, доля сельских жителей среди пользователей сети Интернет выросла с 16% в 2010 г. до 20% в 2013 г. [5]. Среди опрошенных сельских жителей зимой 2009-2010 гг. доля пользователей сети Интернет составляла 19%, зимой 20122013 гг. данный показатель вырос до 41%. Для сравнения: в небольших городах (от 100 до 500 тыс. чел. населения) данные показатели составляют соответственно 41% и 62%. Рост потребности сельского населения в информационном обмене не может быть полностью удовлетворен современным состоянием развития сетей связи в Российской Федерации. В 2005 г. была введена новая услуга связи - пункт коллективного доступа, которая продемонстрировала высокую степень востребованности, однако возможность ее использования для боль-
шинства сельчан весьма проблематична. Причины носят в основном технический характер: значительные капитальные вложения и высокие сроки окупаемости при строительстве волоконно-оптических линий связи, высокая стоимость спутникового ресурса для труднодоступных и малонаселенных пунктов. По данным Минкомсвязи России, предпринимаются меры по внедрению перспективных технологий связи, которые могут обеспечить услуги повсеместного мобильного широкополосного доступа к сети Интернет.
В октябре 2013 г. Федеральной службой государственной статистики впервые проведено федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в рамках оценки результатов реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [1]. Обследование проведено во всех субъектах Российской Федерации на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста, по тому же кругу домашних хозяйств, что и обследование населения по проблемам занятости. Опрошено около 69 тысяч человек, что составляет 0,06% населения в возрасте 15-72 лет.
Анализ результатов обследования представлен в табл. 2.
Информационно-коммуникационная структура и доступ сельского населения по сравнению с 2012 г. изменились несущественно, в отличие от городского населения. Так, доля сельских домохозяйств, имеющих персональный компьютер, достигла 75,1%, выход в Интернет - 72,8%. Широкополосный доступ к сети Интернет имеют 63,8% городских домо-хозяйств и лишь 33% обследованных сельских домашних хозяйств.
Однако наличие технических возможностей еще недостаточно для их эффективного использования. Результаты мониторинга показывают, что основная доля пользователей применяют персональный компьютер (без Интернета) в качестве печатающей машинки (57,9% городских пользователей и 50,4% сельских) и для передачи файлов между компьютером и периферическими устройствами (цифровой камерой, плеером, мобильным телефоном) - 38,5% городских пользователей и 28,3% сельских.
Использование Интернета в различных целях среди городского и сельского населения имеет совершенно одинаковые тенденции с
Таблица 2
Использование информационно-компьютерных технологий и информационно-компьютерных сетей сельским и городским населением (по данным на октябрь 2013 г.), % от общей численности населения
Население в возрасте 15—72 лет Город Село
Активные пользователи сети Интернет 66,8 45,2
Доля населения, использовавшего сеть Интернет для заказов товаров и (или) услуг 17,9 7,5
Доля населения, использовавшего сеть Интернет с целью получения государственных и муниципальных услуг 13 3,8
Население, не использующее сеть Интернет по соображениям безопасности 0,18 0,23
Примечание. Составлено на основе данных [6].
очевидным превышением активности городских пользователей (рисунок).
Наиболее активно сеть Интернет используется для общения в социальных сетях (63% городских пользователей и 59,8% сельских), скачивания фильмов, музыки, просмотра видео, прослушивания музыки или радио (51,2% и 41,7% соответственно), а также для видео- и компьютерных игр и их скачивания (33,4% и 29,4%).
Несколько меньший процент сельских (и городских) жителей пользуются сетью Интернет для отправки или получения электронной почты, получения знаний и справок на любую тему с использованием Википедии, онлайн-энциклопедий и т.д. (26,2% сельских пользователей), телефонных звонков или видеоразговоров через Интернет (25,5%), а также для поиска информации о товарах и услугах (23,7%).
Наконец, существенно ниже доля населения, использующего услуги глобальных сетей для обучения, осуществления финансовых операций, поиска вакансий, культурных целей, а также для получения государственных и муниципальных услуг и для заказов товаров и услуг (процент сельского населения, пользующегося данными услугами, значительно меньше городского). Согласно данным Федерального наблюдения [6] лишь 3,8% сельских жителей в возрасте от 15 до 72 лет пользовались сетью Интернет для получения государственных и муниципальных услуг. Следует отметить, что наибольшим спросом пользуются услуги здравоохранения, в том числе электронная запись на прием к врачу (1,2% сельского населения), и оформление документов для получения паспорта, заграничного паспорта, водительских прав, регистрация по месту жительства (0,9% сельчан).
Распределение пользователей сети Интернет по целям его использования
Таким образом, уровень использования сельским населением базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий существенно отстает от соответствующего уровня городского населения, что предопределяет информационное неравенство сельских жителей. Одна из причин этого кроется в том, что сельская местность воспринимается сотовыми операторами как бесперспективная, поскольку в ней отсутствуют крупные потребители трафика, не создаются 1Т-компании и стартапы. Многие жители сел пользуются услугами исключительно почты. Существенной причиной замедленных темпов развития информатизации и распространения информационных технологий в сельской местности являются социальные условия [7, с. 199]-Далеко не всякий сельский житель может позволить себе покупку смартфона и подключение к высокоскоростному мобильному Интернету. В селах, как правило, отсутствуют специалисты по 1Т-технологиям.
Среди сельских жителей, не использующих информационно-компьютерные технологии в повседневной жизни, 63% отметили отсутствие интереса и необходимости в информационных услугах; 20,8% респондентов - недостаток профессиональной подготовки и навыков работы в сети Интернет, 10,7% - отсутствие технической возможности подключения; 12,7 - высокие материальные затраты.
Таким образом, резкое различие в уровнях информатизации города и села, цифрового неравенства определяются, с одной стороны, различием в развитии инфокоммуникацион-ной инфраструктуры (компьютерной техники, линий связи, сетей и каналов передачи данных), с другой стороны, уровнем развития человеческого потенциала, определяемого уровнем образования сельского населения, его компьютерной грамотности и мотивациями для использования современных технологий.
В плане развития инфокоммуникационной инфраструктуры необходим качественный скачок в улучшении доступности современных услуг связи для сельских территорий, который позволит упростить доступ сельского населения к информации, государственным услугам, предоставляемым в электронном виде. Наличие качественных каналов связи на сельских территориях позволит эффективно реализовать проекты по оказанию удаленной медицинской помощи, получению различных уровней дистанционного обучения. Проблема информатизации села для такой страны, как
наша, имеет стратегическое значение, так как позволит реализовать меры по социальному контролю над сельскими территориями, деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.
Весной 2014 г. Федеральное агентство связи и ОАО «Ростелеком» заключили договор об условиях оказания универсальных услуг связи. Контракт предусматривает продолжение работы 148 тыс. таксофонов универсального об-луживания, а также 21 тыс. пунктов коллективного доступа в Интернет. Кроме того, договором на оператора возложена новая обязанность - предоставление услуги передачи данных на скорости не менее 10 Мбит/с в деревнях и селах с численностью населения от 250 до 500 человек, в которых работает универсальный таксофон. Министр связи и массовых коммуникаций России Н. Никифоров отметил [8], что государство фактически задало новый национальный стандарт предоставления универсальных услуг связи. И это ключевой шаг в устранении цифрового неравенства на всей территории нашей огромной страны.
Однако преодоление цифрового неравенства заключается не только в обеспечении населения пунктами коллективного доступа, современными услугами цифровой связи учебных и медицинских учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления. Ключевым моментом является изменение социальной политики государства, которая должна быть направлена на создание возможностей для каждого человека овладеть навыками и знаниями, необходимыми для жизни и работы в информационном обществе. Умение пользоваться компьютером и Интернетом в условиях стремительного развития информационных технологий становится необходимым требованием к квалификации работника. Повышение компьютерной грамотности важно для всего населения, но прежде всего, должно быть обеспечено для школьников и учащихся средних профессиональных и высших учебных заведений, которые являются трудовым потенциалом страны.
Информатизация сельских территорий будет способствовать диверсификации сельской экономики, расширению источников формирования доходов сельского населения, увеличению самозанятости, приближению села к городским жизненным стандартам, а соответственно устойчивому развитию сельских территорий и обеспечению продовольственной безопасности страны.
Библиографический список (References)
1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20.10.2010 г. URL: http://government.consultant. ru/page.aspx?84ii; 1527297. (дата обращения: 20.04.2014).
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская газета. 2008. № 4591. 16 февраля. URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/inf0rmacia-strategia-dok.html (дата обращения: 02.06.2014).
3. Меденников В.И., Сальников С.Г. Основные направления информатизации АПК РФ. URL: http://www.viapi.ru/ publication/e-biblio/detail.php?IBLOCK_ ID=45&SECTION_ID =1069&ELEMENT_ID= 8998. 11481 (дата обращения 22.04.2014).
4. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2012 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). М.: Росстат, 2013. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/ross-tat/ru/ statistics/publications/catalog/
doc_ii400968i28i2. (дата обращения:
15.04.2014).
5. Фонд «Общественное мнение». URL: http://f0m.ru/SMI-i-internet/11481 (дата обращения: 25.04.2014).
6. Итоги Федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/it/fed_nabl/tab1.htm (дата обращения: 21.04.2014).
7. Фисенко Н.А. Особенности формирования информационных потребностей сельского населения // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий: сб. статей III Международной науч-
1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Informatsionnoye obshchestvo». Utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii № 1815-r ot 20.10.2010 [State Program of the Russian Federation «Information Society». Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation № 1815 dated 20.10.2010]. Available at: http:// government.consultant.ru/page.aspx? 8411;1527297 (date of access: 20.04.2014).
2. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii (2008) [Strategy for the Development of Information Society in the Russian Federation] // Rossiyskaya gazeta. 16 February № 4591. Available at: http:// www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (date of access: 02.06.2014).
3. Medennikov, V.I., Sal'nikov, S.G. Osnovnyye napravleniya informatizatsii APK RF [Major directions for informatization of the agro-industrial sector in Russsia] . Available at: http:// www.viapi.ru/publication/e-biblio/detail. php?IBLOCK_ID = 45&SECTION_ID =1069&ELEMENT_ID=8998. 11481 (date of access: 22.04.2014).
4. Dokhody, raskhody i potrebleniye domashnikh khozyaystv v 2012 godu (po itogam vyborochnogo obsledovaniya byudzhetov domashnikh khozyaystv) (2013) [Income, expenditure and household consumption in 2012 (based on the data from a sample survey of household budgets)]. Moscow: Rosstat. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1140096812812 (date of access: 15.04.2014).
5. Fond «Obshchestvennoye mneniye» ["Public Opinion" Fund.]. Available at: http:// fom.ru/SMI-i-internet/11481 (date of access:
25.04.2014).
6. Itogi Federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya po voprosam ispol'zovaniya naseleniyem informatsionnykh tekhnologiy i informatsionno-telekommunikatsionnykh setey [The results of the Federal Statistical Survey of the public use of information technologies and information and telecommunication networks]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/business/it/fed_nabl/tab1.htm (date of access: 21.04.2014).
7. Fisenko N.A. (2014) Osobennosti formirovaniya informatsionnykh potrebnostey sel'skogo naseleniya [Special features of developing information needs of the rural population]// Problemy i perspektivy razvitiya sel'skogo khozyaystva i sel'skikh territoriy: sb.
но-практической конференции / под ред. В.В. Бутырина. Саратов: Буква, 2014.
8. «Ростелеком» ликвидирует цифровое неравенство с помощью гигантской ВОЛС. URL: http://technodrive.ru/rostov.php719891-Inter-net-v-chastnyj-sektor-i-v-selo. (дата обращения: 1.06.2014).
statey III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoykonferentsii / pod red. V.V.Butyrina. Saratov: Bukva.
8. «Rostelekom» likvidiruyet tsifrovoye neravenstvo s pomoshch'yu gigantskoy VOLS ["Rostelecom" will eliminate the digital divide with the help of a giant fiber optic links network]. Available at: http://technodrive.ru/rostov. php?i989i-Internet-v-chastnyj-sektor-i-v-selo. (date of access: 1.06.2014).
УДК 338.43
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
EFFECTS OF INSTITUTIONAL FACTORS ON INNOVATIVE DEVELOPMENT STRATEGY OF AGRICULTURAL ENTERPRISE
© Кадомцева Марина Евгеньевна
Marina Y. Kadomtseva
младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт аграрных проблем Российской академии наук
junior researcher at Federal state budgetary institution the Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences
e-mail: Kozyreva_Marina_@mail.ru
В статье рассмотрены институциональные факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие инновационной деятельности в отраслях агропродовольственного комплекса. Определено, что основными факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий АПК, являются финансово-экономические. Разработаны предложения по формированию институциональной среды, направленной на повышение финансовой устойчивости аграрных предприятий и привлечение инвестиций как главных факторов, стимулирующих развитие инновационных процессов в агропродовольственном комплексе.
Ключевые слова: агропродовольственный комплекс, инновационное развитие, институциональные факторы, стратегия, предприятие.
В период нестабильной макроэкономической ситуации устойчивое функционирование и рост конкурентоспособности агропродоволь-
The paper studies institutional factors that have the greatest influence on the development of innovation in agri-food sector. The author shows that major factors hindering the innovation activity of agricultural enterprises are financial and economic. Recommendations are given for developing the institutional environment aimed at improving financial sustain-ability of agricultural enterprises and raising investment as the main factors stimulating the development of innovative processes in the agri-food sector.
Keywords: agri-food complex, innovative development, institutional factors, strategy, enterprise.
ственного комплекса России неразрывно связаны с активизацией инновационных процессов. Однако в настоящее время темпы иннова-