РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА
УДК 37.03
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Шереметьева В.В.,
врач-методист программно-методического отдела Учебного центра БУ «Медицинский информационно-аналитический центр»
Внедрение информационных технологий в здравоохранение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры носит системный и последовательный характер. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Медицинский информационно-аналитический центр», являясь ведущим звеном информационно-коммуникационной составляющей системы здравоохранения Югры, с целью обеспечения достижения целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения осуществляет образовательную деятельность. Важной составляющей которой являются позитивные качественные изменения информационной и пользовательской компетентности в сфере информатизации здравоохранения у работников медицинских организаций ХМАО-Югры.
Информация становится «стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию»
А.П. Ершов
Формирование и дальнейшее повышение уровня профессиональной компетентности находится в прямой зависимости от меняющейся социально-экономической ситуации и интеграции современных инноваций в трудовую деятельность. Термин «информационная компетентность» определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных, информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».
Медицинская информатика, информационно-коммуникационные технологии открыли новые возможности для медицины, а также для реализации права человека на получение квалифицированной медицинской помощи в любом месте и в любое время. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом технологий и средств информатизации, определяет развитие информационно-коммуникативной компетентности ведущим фактором образовательной политики непрерывного медицинского образования.
Выполняя миссию по внедрению современных информационных технологий для повышения качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов здравоохранения, бюджетным учреждением Хан-
ты-Мансийского автономного округа — Югры «Медицинский информационно-аналитический центр» был создан Учебный центр (26 декабря 2014 года).
С целью реализации Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие здравоохранения на 2014-2020 годы», новых реальностей и потребностей образовательного пространства была разработана и утверждена Концепция развития Учебного центра.
Деятельность Центра направлена на создание эффективной системы профессиональной подготовки работников здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с медицинским и немедицинским образованием, что, в свою очередь, обеспечивает достижение поставленных целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения.
Согласно учебному плану Учебным центром проводятся различные курсы повышения квалификации работников медицинских организаций.
В рамках развития системы менеджмента качества в соответствии с Международным стандартом ISO 9001:2008 в БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» реализуется программа по порядку межструктурного взаимодействия в Учреждении. С целью обеспечения получения актуальной практически значимой информации о современных тен-
денциях системы здравоохранения Российской Федерации, округа, запущено издательство регионального информационно-методического журнала «Здравоохранение Югры: опыт и инновации».
Одной из основных задач повышения квалификации в области информационных технологий является совершенствование профессиональной деятельности специалиста на основе непрерывности и поступательности развития его личности в условиях оптимизации системы управления ресурсами с использованием современных организационных, медицинских и информационных технологий. В соответствии с вышесказанным, освоение дополнительных профессиональных программ имеет интегрированный характер в части «информационной культуры», направленный на позитивные качественные изменения информационной и пользовательской компетентности в сфере информатизации здравоохранения.
В рамках программно-методической деятельности мы выделили основные позиции: модульность построения программ и практико-ориентированность.
• Модульность построения программ
На данный период разработаны обучающие модули для специалистов со средним медицинским образованием: «Участие в организационно-аналитической деятельности по сохранению и поддержанию здоровья населения», в процессе разработки модуль для специалистов с высшим медицинским образованием: «Коммуникационное и информационное взаимодействие в профессиональной деятельности». Содержание модулей включает все аспекты информатизации основных направлений профессиональной деятельности медицинских работников.
• Практикоориентированность предполагает обучение с использованием обучающих программ (демоверсий) автоматизированных рабочих мест (АРМ) работников здравоохранения.
Предоставление образовательной услуги включает элементы дистанционного обучения.
Это обеспечивает реализацию принципов непрерывного медицинского образования: ^ в удобной для специалиста форме, ^ в удобном для специалиста месте, ^ в удобное для специалиста время.
Современный этап развития непрерывного медицинского образования характеризуется
_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:
опыт и инновации №2 2015
внедрением в учебный процесс информационных технологий (симуляционных, цифровых, телемедицинских). Определяя данные технологии приоритетными направлениями развития Центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для высокотехнологичной медицинской отрасли, лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений. При реализации мероприятий обозначенных направлений могут возникать новые продуктивные идеи и способы их осуществления, привлекаться специалисты, активно участвующие в решении проблем по информационному обеспечению и развитию медицинских информационных систем здравоохранения ХМАО-Югры, которые возможно станут инициаторами новых проектов.
Таким образом, содержание программ дополнительного профессионального образования, нацеленных на применение средств информационных технологий, ведет к созданию условий для развития у слушателей профессионального мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности в области информационных технологий, что обеспечивает эффективное внедрение и развитие информационных технологий в здравоохранении.
Список литературы
1. Информатика : учебник / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. -384 с. : ил.
2. Информатика. Практикум / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. -336 с. : ил.
3. Арабидзе, Г.Г., Киденцова, С.И. Тенденции развития оценки и компетенций по профильным дисциплинам медицинских специальностей высшего профессионального образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - № 2. - С. 57-64.
4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/ content/obshcheobrazovatelnaya-podgotovka-po-informatike-v-sisteme-meditsinskogo-obrazovaniya#ixzz30SkySvYn.
5. Методология информатизация образования Автор: И.В. Роберт, директор Института информатизации образования РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.
© Шереметьева В.В., 2015