Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 310-316 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):310-316
Слово молодым ученым
Научная статья УДК 323
https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-310-316
Информатизация как катализатор прогресса в рамках реализации политики правительства РФ (на примере Дальневосточного региона)
Михаил Владимирович Сторожук
Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. На современном этапе развития российское правительство заинтересовано в нескольких направлениях совершенствования политики управления регионами. Во-первых - это цифровизация, предполагающая возможность моментального мониторинга и онлайн-проверок любой активности, как общественной, так и политической. Во-вторых - это рост самодостаточности регионов, что предполагает активный пересмотр возможностей предприятий в сфере самообеспечения. Но, есть мнение, в рамках которого реальным катализатором развития регионов является информатизация. Именно данное направление является актуальным на сегодняшний день и если взять за пример Дальневосточный регион, то становится очевидной причинно-следственная связь информатизации и развития региона. Целью данной статьи является рассмотрение особенностей политики информатизации на примере Дальневосточного региона. Основными методами исследования являются анализ, синтез и обработка статистических материалов по региону. Новизна работы выражена в обобщении данных по региональному управлению на основе процессов информатизации общества и региона в целом. По результатам исследования представлены данные полученные в ходе кросс-табуляции, анализа анкетных данных и моделирования вероятных возможностей общества и руководящих кругов, при условии грамотного использования потоков информации. В то же время представлены негативные стороны информатизации, которые в свою очередь заставляют правительство региона предпринимать меры по работе с населением. В заключение отмечаются положительные и отрицательные стороны цифровизации, а так же выдвигаются предложения по оптимизации работы с населением в регионе.
Ключевые слова: информатизация, национальные проекты, оптимизация, политика инновационного управления, развитие ДФО, цифровизация
Для цитирования: Сторожук М. В. Информатизация как катализатор прогресса в рамках реализации политики правительства РФ (на примере Дальневосточного региона) // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 4. С. 310-316. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-310-316. EDN YXIDPR
Young scientists
Original article
Informatization as a catalyst for progress in the implementation of politicians of the Government of the Russian Federation (on the example of the Far Eastern region)
Mikhail V. Storozhuk
Russian State Social University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. At the present stage of development, the Russian government is interested in several areas of improving the policy of regional management. Firstly, it is digitalization, which implies the possibility of instant monitoring and online verification of any activity, both public and political. Secondly, this is the growth of self-sufficiency of the regions, which implies an active review of the possibilities of enterprises in the field of self-sufficiency. But, there is an opinion, in which informatization is a real catalyst for the development of regions.
EDN YXIDPR
© Сторожук М. В., 2023 310
It is this direction that is relevant today, and if we take the Far East region as an example, then the causal relationship between informatization and the development of the region becomes obvious. The purpose of this article is to consider the features of politicians informatization on the example of the Far East region. The main research methods are analysis, synthesis and processing of statistical materials for the region. The novelty of the work is expressed in the generalization of data on regional management based on the processes of informatization of society and the region as a whole. Based on the results of the study, data obtained during cross-tabulation, analysis of personal data and modeling of the likely opportunities of society and the ruling circles, subject to the competent use of information flows, are presented. At the same time, the negative aspects of informatization are presented, which in turn force the government of the region to take measures to work with the population.
In conclusion, the positive and negative aspects of digitalization are noted, as well as proposals are made to optimize work with the population in the region.
Keywords: informatization, development of the Far Eastern Federal District, digitalization, national projects, optimization, innovation management policy
For citation: Storozhuk M. V. Informatization as a catalyst for progress in the implementation of politicians of the Government of the Russian Federation (on the example of the Far Eastern region). State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(4):310-316. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-4-310-316. EDN YXIDPR
Введение
В современном российском обществе все чаще встают вопросы о достаточной информативности окружающих процессов. С одной стороны, это объясняется влиянием Запада, от куда идет информационная пропаганда, направленная против проводимой в России политики «ограничения свободы слова». Но с другой, свобода слова и информации оказались под угрозой именно из-за поступающих обвинительных информационных данных. Потому, не удивительно, что российское правительство, вслед за китайским и северокорейским, видит смысл в создании собственных социальных сетей, отслеживании антиправительственных идей и высказываний, а также контроле над информационной деятельностью неблагонадежных граждан. Такая политика рассматривается Западом как авторитарная и антидемократичная. Но, если изучать информатизацию с разных сторон и на примере конкретного региона, то безусловно, можно обнаружить положительные стороны проводимой государством политики.
Актуальность тему информатизации дальневосточного региона обусловлена рядом факторов, которые связаны и с геополитическим положением субъекта, и с возможностями самого правительства успешно регулировать деятельность его администрации. Кроме того, рост стратегической значимости региона отмечается самыми различными авторами, что так же говорит о значимости рассматриваемой темы.
Целью данной статьи является рассмотрение особенностей политики информатизации на примере Дальневосточного региона. Ключевые задачи - рассмотрение позиции исследователей по отношению к процессу информатизации и его политической интерпретации, а так же описание политики РФ в области информатизации на примере Дальневосточного региона.
Новизна работы выражена в обобщении данных по региональному управлению на основе процессов информатизации общества и региона в целом.
Для этого необходимо было задействовать различные методы исследовательской работы.
Методы исследования
В рамках проводимого исследования необходимо было собрать и проанализировать большой пласт данных, который позволил вычленить ряд ключевых проблемных и перспективных направлений цифровизации и информатизации общества в целом и Дальнего Востока в частности.
Т.е., метод сравнения и аналогии позволил сравнить проведение информатизации в регионах, а так же на примере России и Китая показать положительные и отрицательные стороны данного процесса.
Анализ и синтез собранной информации позволили обобщить полученные данных и выявить основные тенденции и проблем, связанные с реализаций информатизации на Дальнем Востоке
Систематизация материала и сопоставление данных: аккумулируя полученную информацию и объединив методики, которыми пользуются исследователи, можно подвести итоги.
Обзор литературы
Само по себе понятие «информатизация» - неоднозначно и не до конца изучено. Исследователей, условно можно поделить на три группы:
в первую группу войдут те, кто относит понятие информатизации к насыщению общества различного рода информацией, а также внедрению инновационных технологий по ее обработке и передаче [1, с. 170-178; 2, с. 1535-1554];
во вторую группу можно отнести исследователей, чьи работы рассматривают информатизацию как экономический процесс, связанный с особенностями эффективного развития промышленности и инфраструктуры [3, с. 10-23; 4, с. 23-34];
к третьей группе, условно, относятся авторы работы, которых посвящая вопросам информатизации как результата деятельности государства [5, с. 67-119; 6, с. 15-45].
Так же интересны позиции таких исследователей, как И. Б. Дадьянова и Г. Р. Катасонова [7, с. 5-15], а так же С.Ю. Глазьева [8, с. 15-30], которые в своих работах говорят о том, что информатизация - это неизбежное явление связанное с цифровой революций, которая прокатилась по всему миру и Россия не может отставать от других стран.
В то же время, ряд исследователей утверждает, что все вышеперечисленные направления информатизации - это и есть политика государства, которая целиком соответствует интересам современного общества и предполагает, что именно информационные технологии и информатизация в целом позволят поднять уровень развития страны.
Так, А.В. Брыкин рассматривает информатизацию, как результат развития национальных проектов в стране и как следствие предполагает, что именно они являются катализатором развития различных областей жизни общества. А информатизация, в свою очередь стимулирует все государство следовать инновациям и информационному прогрессу [9, с. 3-9].
Однако, если рассматривать не всю страну в общем, а конкретные регионы, то, по мнению исследователей, информационные технологии должны быть направлены, в первую очередь на стимулирование работы государственных органов и бизнес-сообщества. Только тогда технический прогресс станет понятен и доступен обывателям [10].
Но, по мнению А.С. Паначевой и П. Ю. Самойленко правительство Дальневосточного региона, как и предпринимательство, сильно отстают от потребностей обывателей, которые при помощи Интернет-ресурсов получают огромный пласт информации, который влияет и на принимаемые решения в сфере купли-продажи, и на политическую лояльность в целом. А это значит, что правительственные программы отстают от информатизации населения, что несет в себе деструктивное начало с которым необходимо бороться [11, с. 32-43].
Следовательно, по мнению отечественных специалистов информатизация сама по себе многофункциональна и имеет разноплановый характер. И безусловно, ее можно рассматривать в качестве стимула для развития региона. Однако, это только в том случае, если информатизация будет носить созидательный и управляемый характер. В случае ее бесконтрольного влияния на общество правительство может столкнуться с рядом проблем, которые будут затрагивать как вопросы лояльного отношения к власти, так и легитимности поведения народных масс. Потому не удивительно, что на протяжении последних лет законотворческая деятельность федеральных властей ориентирована именно на ограничения информационного потока и возможных антиправительственных идей [12, с. 7-16].
Результаты и их обсуждение
Рассматривая информатизацию, в рамках проводимой на Дальнем Востоке политике, необходимо подчеркнуть, что для полного перехода региона на информационные технологии нет необходимой основы. И если во время пандемии ряд проблем, таких как интерактивное взаимодействие хозяйствующих единиц с центром и мониторинг органов власти федеральным правительством, были решены. То многие проблемные моменты остались не решенными.
С целью преодолеть препятствия, стоящие перед информатизацией Дальневосточного региона, правительство на протяжении последних лет реализует программы «Суверенитет в цифровом пространстве» и «Цифровизация экономики», в рамках которой решаются вопросы:
информационной безопасности;
перехода на отечественный информационные продукты (ПО, ПК и др.];
внедрение отечественных аналогов в систему работы электронного правительства и социальных сетей и т.д.
В результате за 2020-2023 гг. в регионе сложилась следующая ситуация (табл. 1).
Таблица 1 - Реализация информатизации в Дальневосточном регионе [13]
Table 1 - Implementation of informatization in the Far Eastern region
Год Подключение к сети Привлечение Создание и подклю- Обучающие курсы
Интернет СЗО (%] властей (чел] чение ЕСПД (%) предоставления «цифровой компетенции» (тыс.чел)
2020 38% 658 - 2, 52
2021 68% 1200 19% 11,3
2022 87% 2035 58% 25,6
2023 100% 3147 100% 39,54
При этом, власти отмечают, что рост интереса в регионе к информационным технологиям только возрастает, как и потребность в них, об этом говорит рост заявок на проведение подготовительных курсов и курсов по переподготовке специалистов, по направлению «Информационные технологии» и «Информационная безопасность».
Однако, всего этого не достаточно для полноценного сдвига в развитии региона. Проблема заключается в том, что хозяйствующие единицы региона находятся на разных уровнях и в результате из бюджета выделяются не равнозначные суммы на реализацию информатизации общества. Как результат, сильно разнится качество Интернет-соединения, наличие и срок эксплуатации материально-технической базы, а так же уровень подготовки самих работников в самых различных отраслях.
И в итоге складывается неоднозначная ситуация, когда ряду территорий достаточно обратиться к опыту соседних стран, и они смогут выстроить города нового поколения, основанные на идеях четкого планирования и распределения. В то время как другие - отдаленные территории только в начале пути освоения коммуникационных технологий и информационного пространства.
В данном ключе можно выдвинуть следующие предложения:
в процессе перехода с иностранных информационных продуктов на отечественные учитывать мировой опыт информатизации населения и региона в целом;
привлекать в отдаленные территориальные единицы молодых специалистов, прошедших полноценное обучение и имеющих необходимым перечнем компетенций;
используя опыт таких стран, как Китай минимизировать разрыв между территориями в плане информатизации.
Последнее предложение предполагает ряд механизмов распределения системы информатизации в регионах с разным уровнем экономического развития. Так, китайские власти пришли к необходимости создания промышленных зон по развитию науки и техники, а также выделению средств для развития внутреннего рынка ^-технологий [14, с. 74-83]. Но, для минимизации разрыва между отдельными территориальными единицами и распространения информационных технологий правительству пришлось воспользоваться методами административного контроля и вмешательства в частную жизнь граждан государства. Такие методы кажутся неприемлемыми для демократического государства, но с другой стороны, если вопрос касается государственного интереса и безопасности, то вмешательство в жизнь граждан с целью повышения уровня жизни в регионе в целом, может быть оправдано.
Так, оправданным может считаться уже знакомая рейтинговая система оценки знаний, умений и деятельности работников в самых различных областях. Если ранее рейтинг использовался только в учебных заведениях, то его применение в гос. учреждениях, на предприятиях и среди работников администрации, позволит поднять трудоспособность и замотивировать работников в приобщении к информационным технологиям и информатизации как таковой. Положительная сторона рейтинговой системы заключается в системе вычитания и поощрения фондов оплаты труда. Но, можно внести и ряд ужесточенных санкций, таких как запреты на работу в целом, или ограничения в покупательных возможностях, правах использования коммерческих предложений и элитных услуг.
Безусловно, подобные решения будут приниматься самой администрацией региона или же федеративным правительством, но до этого необходимо учесть так же и показатели цифровой грамотности населения региона. Это возможно сделать на основании мониторинга покупательской активности в Интернет-магазинах, жителей региона. Для этого можно использовать следующую анкету (табл. 2):
Young scientists
Storozhuk M. V. Informatization as a catalyst for progress in the implementation of politicians of the Government of the Russian Federation... Таблица 2 - Рейтинг граждан по степени вовлеченности в информатизацию общества Table 2 - Rating of citizens by the degree of involvement in the informatization of society
Показатель Значение (диапазон] показателя Балл в рейтинге
Возраст До 30 30
35-50 35
Старше 50 28
Образование Среднее 22
Средне-специальное 29
Высшее 35
Поведение и предпочтения Традиционные 25
нетрадиционные 12
Кредитная история Есть обременение 41
Нет обременения 48
Чистая кредитная история 22
История покупок Товары для развлечений 16
Товары для себя 19
Товары для детей 24
Товары для семьи 31
Взаимодействие с окружающими Друзья и семья так же осуществляют покупки 49
Никого нет 18
Связь через Интернет-сообщества Постоянно передает информацию о товарах 45
Иногда делится ссылками 25
Не делится ссылками 18
Безусловно, представленный рейтинг ограничен ресурсами сайта Интернет-магазина, но на его основе так же возможно реализовывать проверки населения в социальных сетях и/или бизнес-платформах. Так как внедрение рейтинговой системы в управляющие органы, как и в госучреждения может оказаться преждевременным, если больше половины населения региона окажется не вовлечена в информатизационные процессы.
Потому, считается возможным проводить мониторинг не только в рамках электронной деятельности жителей региона, но так же и на рабочих местах и в системе межличностных отношений. Последнее возможно реализовать только при условии некоторого вмешательства в жизнь общества со стороны государства. Но, плюсы информатизации очевидны и для ряда стран перекрывают такие проблемы, как притеснение прав населения. К очевидным плюсам нужно отнести: ускорение технологического прогресса, развитие социально-экономической сферы,
оптимизацию системы контроля за деятельностью общества и власти, а так же возможностями их взаимодействия,
повышение уровня безопасности информационной инфраструктуры и минимизации рисков в рамках выстраивания системы распределения ресурсов между хозяйствующими единицами. Но, существуют и значительные минусы информатизации. К очевидным относят: зависимость автоматизированных систем от электричества и работоспособности технической
базы;
негативное воздействие на способность прямой коммуникации и грамотного общения; отрицательное влияние на здоровье.
Но помимо перечисленных плюсом и минусов есть так же и политическая сторона вопроса, в рамках которой информатизация может оказаться как катализатором к развития региона, так и деструктивным элементом, который приведет к регрессу.
В первом случае информатизация влечет за собой все очевидные плюсы, а также предполагает, что все члены общества будут трудиться на благо процветания региона и государства в целом.
Во втором случае возможна обратная ситуация, когда благодаря насыщенному информационному пространству граждане окажутся заинтересованы в реализации только собственных потребностей. Ярче всего регресс можно показать на системе образования, когда интерес обучающихся в реализации дистанционных форм обучения ограничился получением отметок, а не знаний. В результате, за период пандемии был отмечен резкий упадок уровня знаний, учащихся в целом.
Следовательно, контролировать процесс информатизации, безусловно, необходимо. Но при этом, так же важно учитывать и вероятные последствия данного процесса. Что предполагает активное вмешательство со стороны государства.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день в научной среде нет единства в определении понятия «информатизация», потому условно исследователей можно поделить на группы, которые будут описывать этот термин с опорой на общество, экономику и власть. Но, рассматривая информатизацию отдельно по регионам, нужно отметить, что авторы сходятся на идеях реализации правительственных программ и поставленных государством задач.
Рассматривая конкретный пример - Дальневосточный регион - можно отметить, что система государственного управления регионом основывается на мониторинге его деятельности, особенно ярко это проявляется в отслеживании реализации национальных программ, и в частности «Цифровизация и информатизация». Однако, если учитывать разницу между территориальными единицами, то без постоянного контроля со стороны правительства прийти к единому уровню информатизации фактически не возможно.
В то же время, пандемия показала, что информатизация не всегда служит катализатором прогресса, и если не контролировать вопросы усвоения знаний, то можно столкнуться с регрессивными последствиями. Потому, предложенные выше мероприятия по мониторингу и введению рейтинговой системы могут стать ключевыми в процессе определения мотивации граждан. Но их применение и реализация остаются в рамках решения администрации региона.
Список источников
1. Мамбетова Ф. А., Факов А. М. Приоритеты инновационного развития территории в условиях цифровой трансформации // Индустриальная экономика. 2021. № 4. С. 170-178.
2. Сумина Е. В., Зябликов Д. В. Технологические приоритеты стратегического развития региона в условиях цифровой индустриализации // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 3. С. 1535-1554.
3. Шпак В. В. Формирование организационно-управленческой модели реализации «стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» // Вестник ЧелГУ. 2021. №3 (449]. С. 10-23.
4. Щепанов А. Развитие российской электронной компонентной базы. Взгляд эксперта // Электроника: наука, технология, бизнес. 2019. № 7. С. 23-34.
5. Барциц И. Н. Эволюция государственного управления в странах постсоветского пространства. Российская Федерация - Россия // Государственная служба. 2022. №5 (139]. С. 67-119.
6. Барциц И. Н., Борщевский Г. А., Магомедов К. О. Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России: аналитический доклад. М.: «Дело». РАНХиГС, 2018.
7. Дадьянова И. Б., Катасонова Г. Р. Информационные технологии: учебное пособие. Чебоксары: ИД «Среда», 2020. 64 с.
8. Глазьев С. Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. («Коллекция Изборского клуба»]. М.: Книжный мир, 2018. 768 с.
9. Брыкин А. В. Могут ли национальные проекты стать катализатором развития российской высокотехнологичной промышленности? // Экономист. 2020. № 3. С. 3-9.
10. Мотовиц Т. Г., Колесова В. Г. К вопросу о роли информационных технологий в современном развитии Дальневосточного региона // https://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/artides-2014ZrGU_5_266.pdf
11. Паначева А. С., Самойленко П. Ю. Интернет как ресурс развития Дальнего Востока России в рамках АТР: проблемы цифрового применения // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. №3 (76]. С. 32-43.
12. Занко Т.А. Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть// Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 7-16.
13. Рудник П. Цифра на вырост: на Дальнем Востоке внедрят облачные сервисы и современную инфраструктуру// https://www.mk.ru/social/2023/07/27/rifra-na-vyrost-na-dalnem-vostoke-vnedryat-oblachnye-servisy-i-sovremennuyu-infrastrukturu.html
14. Елисеева А. А. Информатизация в Китае: плюсы и минусы // Гуманитарный акцент. 2019. №1. С. 74-83.
References
1. Mambetova F. A., Fakov A.M. Priorities of innovative development of the territory in the conditions of digital transformation. Industrial economy. 2021;(4):170-178. (In Russ.]
2. Sumina E. V., Zyablikov D. V. Technological priorities of strategic development of the region in the conditions of digital industrialization. Issues of innovative economy. 2020;10(3):1535-1554. (In Russ.]
3. Shpak V. V. Formation of an organizational and managerial model for the implementation of the "strategy for the development of the electronic industry of the Russian Federation for the period up to 2030". Bulletin of ChelSU. 2021;3(449):10-23. (In Russ.]
4. Shchepanov A. Development of the Russian electronic component base. Expert's view. Electronics: science, technology, business. 2019;(7):23-34 (In Russ.]
5. Bartsits I. N. Evolution of public administration in the post-Soviet countries. Russian Federation -Russia. Public service. 2022;5(139):67-119 (In Russ.]
6. Bartsits I. N., Borshchevsky G. A., Magomedov K. O. The current state and development trends of the state civil service in Russia: analytical report. Moscow: "The case"; RANEPA, 2018. (In Russ.]
7. Dadyanova I. B., Katasonova G. R. Information technologies: a textbook. Cheboksary: Publishing house "Wednesday", 2020. 64 p. (In Russ.]
8. Glazyev S. Yu. A leap into the future. Russia in the new technological and world economic structures. ("Collection of the Izborsky Club"]. Moscow: Book World; 2018. 768 p (In Russ.]
9. Brykin A. V. Can national projects become a catalyst for the development of the Russian high-tech industry? Economist. 2020;(3]:3-9. (In Russ.]
10. Motovits T. G., Kolesova V. G. On the role of information technologies in the modern development of the Far Eastern region. Available from: https://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_266.pdf(In Russ.]
11. Panacheva A. S., Samoylenko P. Yu. The Internet as a resource for the development of the Russian Far East within the APR: problems of digital application. Customs policy of Russia in the Far East. 2023;3(76]: 32-43 (In Russ.]
12. Zanko T. A. Constitutional amendments 2020: influence on the federal executive power. Issues of state and municipal administration. 2020;(3];7-16. (In Russ.]
13. Rudnik P. Digit for growth: cloud services and modern infrastructure will be introduced in the Far East. Available from: https:/ /www.mk.ru/social/2023/07/27/cifra-na-vyrost-na-dalnem-vostoke-vnedryat-ob-lachnye-servisy-i-sovremennuyu-infrastrukturu.html (In Russ.]
14. Eliseeva A. A. Informatization in China: pros and cons. Humanitarian accent. 2019;(1];74-83 (In Russ.]
Информация об авторе
М. В. Сторожук - аспирант РГСУ.
Information about the author
M. V. Storozhuk - Postgraduate of the Russian State Social University.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 15.09.2023; одобрена после рецензирования 29.09.2023; принята к публикации 30.09.2023.
The article was submitted 15.09.2023; approved after reviewing 29.09.2023; accepted for publication 30.09.2023.