Научная статья на тему 'Информатизация как фактор конкурентного преимущества субъектов хозяйствования'

Информатизация как фактор конкурентного преимущества субъектов хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винарик Л. С., Щедрин А. Н.

Розглянуто вплив інформатизації на господарську діяльність суб'єктів господарювання, у тому числі на зміну конкурентного середовища в результаті переходу вільної конкуренції товарів і послуг до сфери конкуренції інформаційної.Рассмотрено влияние информатизации на хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, в том числе на изменение конкурентной среды в результате перехода свободной конкуренции товаров и услуг в сферу конкуренции информационной.The article considers the influence of informatization on economic activity of managing subjects, as well as on changes in competitive environment caused by transition of free competition of commodities and services to the sphere of information competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация как фактор конкурентного преимущества субъектов хозяйствования»

Л.С. Винарик, А.Н. Щедрин

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Конкуренция имеет

фундаментальное значение для функционирования рыночной экономики, поскольку является главным её регулятором. Любой экономический процесс отражает конкурентные отношения субъектов хозяйствования, которые конкурируют между собой через производство товаров и услуг. Поведение субъекта хозяйствования жёстко определяется конкурентным

воздействием: субъект хозяйствования занимает только ту нишу, которую удаётся завоевать в борьбе с соперниками, усиливая свои

конкурентные позиции.

Мировая глобализация

сопровождается обострением

конкурентной борьбы и, как следствие, повышением качества товаров и услуг. Это позитивная черта глобализации, которая создаёт условия обеспечения покупателю его потребностей и защиту от недобросовестных продавцов.

При этом субъекты хозяйствования отечественной экономики еще не готовы к такому бизнесу, а поэтому многие из них в результате обострения конкурентной борьбы с зарубежными субъектами хозяйствования будут вынуждены прекратить свою

деятельность, что сразу повлияет на социальное состояние страны через увеличение числа безработных, поскольку кадровый потенциал не отвечает требованиям международных стандартов в этой сфере.

Конкуренция - гибкий инструмент регулирования и развития экономической системы. Эту роль она выполняет с помощью:

регулирующей функции

(взаимодействие спроса и предложений через механизм цен, рынок регулирует экономическую деятельность его объектов);

алокационной функций

(размещение, распределение ресурсов и выработанных благ между

потребностями субъекта хозяйствования (производителями) происходит по критерию их максимальной отдачи и эффективного использования

производственных мощностей);

адаптационной функции

(конкуренция стимулирует и заставляет участников рынка стремиться к использованию инноваций, поиску и созданию нововведений с целью удовлетворения меняющегося спроса потребителей и обеспечения

жизнедеятельности участников рынка);

контрольной функции (реальная конкуренция заставляет каждый субъект хозяйствования выполнять единые правила и нормы конкурентного поведения, в рамках которых обеспечивается их самостоятельность и активность экономической

деятельности). Чтобы

конкурентоспособность в эпоху глобальной экономики, необходимо информатизировать субъекты

хозяйствования. В общепринятом понимании информатизация - это многогранный организационный, научно-технический и нормативно-правовой процесс, направленный на оптимальное удовлетворение информационных

потребностей общества. Информатизация является одним из важнейших и

обеспечить

) Винарик Леонид Самойлович - кандидат экономических наук; Щедрин Александр Николаевич - кандидат экономических наук. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.

ISSN 1562-109X

определяющих факторов,

обеспечивающих необходимую

информационную поддержку систем государственного, регионального

уровней и субъектов хозяйствования.

Информатизация, как показывает зарубежный и отечественный опыт, приводит к глубокой трансформации традиционного бизнеса в систему онлайнового электронного бизнеса (далее - ОЭБ): это новое ведение бизнес-процессов, новый подход к стилю, методам, процедурам ведения бизнеса. Если их не оценить с позиции здравого смысла, они могут негативно повлиять на жизнедеятельность человека.

Вопросы информатизации

исследовали Р. Брусик, Е. Иванова, В. Новак, Б. Славин, А. Ступицкий, А. Шевчук, А. Чухно и другие, которые главным образом, рассматривают использование и развитие

информатизации как одно из ведущих направлений развития экономики, а вопросы влияния её на процессы конкуренции раскрыты, по-нашему мнению, недостаточно.

Цель статьи - рассмотреть влияние информатизации на хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, т.е. проанализировать изменение конкурентной среды под влиянием процесса информатизации бизнес-процессов в субъектах хозяйствования.

Сегодня использование средств информатизации превращается в условие «конкурентного выживания». Они вносят в каноны и постулаты «классического» менеджмента существенные изменения, определяемые следующими факторами:

информатизация порождает новые торговые стратегии, в частности ОЭБ, что означает конец предприятия промышленной эпохи -

фундаментальной организационной

структуры, на которую рынок опирался все последние десятилетия.

Информатизация снимает препятствия, мешающие заключать сделки напрямую, трансакционные издержки деятельности в рамках информатизации приближаются к нулю. Сегодня управление отношениями с потребителями базируется не столько на рыночной сегментации, сколько на

потребительской индивидуализации через постоянные

телекоммуникационные каналы;

изменяется сама стратегия роста субъекта хозяйствования: конкурируют между собой уже не субъекты хозяйствования, а коммуникационные сети. Субъект хозяйствования вынужден приспосабливать свои организационные структуры к потокам электронных информационных ресурсов (далее - ЭИР) и развивать друг с другом виртуальные связи. Однако оценка будущего при формировании торговых стратегий опирается на конкурентные

преимущества в скорости передачи ЭИР потребителю и в их максимальной доступности. Чтобы обрести гибкость и инновационность, субъекту

хозяйствования сегодня недостаточно владеть лишь технологией. Необходимо, чтобы в субъекте хозяйствования в соответствии с указанным императивом бизнес-процессы согласовывались с его ключевыми внутренними

компетенциями;

способность субъекта

хозяйствования быстро реализовывать инновации и осуществлять «творческое разрушение» стандартных

управленческих стереотипов,

касающихся, прежде всего,

материального капитала в вещественной форме, знания и производственных процессов, превращается в важнейший элемент конкурентного преимущества этого субъекта хозяйствования. ЭИР превращаются в ключевой актив, и воплощение в инновациях приобретает

первостепенное значение. Формально интеллектуальный капитал определяется как разница между рыночной стоимостью субъекта хозяйствования с его чистой балансовой стоимостью. Однако «интеллектуальный капитал + ЭИР» - это актив, имеющий существенные особенности, связанные с высокой степенью инвестиционного риска: в отличие от других активов он не характеризуется уменьшением

доходности, но нуждается в постоянном обновлении. Если в Х1Х и ХХ вв. основным источником власти были деньги, то сегодня эту роль выполняют знания: наёмные работники

превращаются в экспертов и партнёров, что радикально изменяет саму философию менеджмента [4];

рынки всё больше требуют от субъектов хозяйствования отказаться от культуры секретности в пользу культуры открытости: субъекты хозяйствования обнаруживают, что их

конкурентоспособность возрастает при открытости ЭИР партнёрам по ОЭБ. В эпоху «индустриальной» и «научно-технической» революции ХХ в. требования к менеджерам субъектов хозяйствования очерчивались строгими рамками анализа информации и принятия рациональных решений. Между тем в эпоху «информационной» революции ХХ1 в. менеджеры в значительной мере должны импровизировать творческие и новаторские подходы к планированию, решению проблем и формированию управленческих процессов, т.е. принимать большинство решений, которые ещё никем и никогда до сих пор не принимались. Сегодня

«стратегическая гибкость» субъекта хозяйствования превращается в основной императив его «выживания» в информационно-виртуальном рыночном пространстве. В 70-80-х годах субъекты хозяйствования отдавали предпочтение

«оперативной гибкости», которая базировалась на существующих организационных целях и структурах и была связана с оперативной деятельностью, носила реагирующий характер, поскольку затрагивала масштабы, а не виды деятельности (объём производства, запасы, производственные мощности,

использование временной занятости). Для последних 20 лет ХХ в. была характерна структурная гибкость, т.е. способность к адаптации в рамках данной структуры и быстрота её осуществления, связанная, в основном, с обновлением и трансформацией существующих процессов (расширение трудовых функций, локальная организация производственных

процессов, создание проектных групп и другие формы внутриорганизационной кооперации). Начало ХХ1 в. - это этап перехода субъектов хозяйствования к стратегической гибкости, к её радикальной целевой форме, в основе которой лежат принципы отказа от принятых стратегий, и адаптивное освоение новых информационных технологий, нестандартное управление инновационными проектами,

кардинальное обновление продуктов и услуг.

В условиях глобализации экономики и мирового разделения труда потребительские свойства товаров и услуг достигают совершенства, выравниваются и теряют свои конкурентные преимущества. Нередки случаи, когда конкурирующие субъекты хозяйствования используют одни и те же комплектующие общих поставщиков оборудования и проектную

документацию. Любое новое

потребительское свойство товара или услуги, найденное в тяжёлой конкурентной борьбе, тут же оказывается общим достоянием. Даже «ноу-хау» в

области маркетинговых услуг перестают быть эксклюзивными, давать особые преимущества для существенного передела рынка. В этих условиях особую значимость приобретает возможность доверия ЭИР о потребительских свойствах товара, доведенных до конечного потребителя. Наиболее ярко это проявляется в условиях ОЭБ [3].

Электронные торги, доступ к онлайновым заказам, безбумажный документооборот - эти сопутствующие продвижению продукта формы становятся неотъемлемым инструментом борьбы за клиента. Вместе с товаром поставляются не только необходимые ЭИР о его потребительских свойствах и качестве, но и полная информация о бизнес-процессах на субъекте хозяйствования-производителе, о

соблюдении различных стандартов как самого производства, так и его управления. Часто клиентам

предоставляется даже доступ к информационной системе субъекта хозяйствования, посредством которой они могут получить полную и актуальную информацию о стадиях производства товаров и услуги с момента заказа до отгрузки или факта свершения оказания услуги [1].

В настоящее время наиболее передовой отраслью, использующей информационные технологии в качестве конкурентного преимущества своих услуг, является финансовый сектор. Повсеместное внедрение электронных платежей с использованием пластиковых карт и банковских терминалов позволит существенно расширить спектр финансовых операций, включая разнообразнейшие формы кредитования, переводы денежных средств,

безналичную форму оплаты товаров и услуг, да еще и в условиях самообслуживания. Особую роль в развитии банковских продуктов сыграл

Интернет, фактически превратив в банковский терминал любой компьютер, подключённый к глобальной сети. Пластиковая аутентификационная карта стала одним из символов, прообразом будущей системы безденежных отношений.

Конкуренция в области

представления информации о товарах и услугах с использованием

информационных технологий привела к тому, что уже сейчас не только крупные, но и средние, мелкие производители товаров и услуг имеют свои представительства в Интернете [5].

В общей потребительской стоимости продукта и услуги доля, связанная с предоставлением

информации о нём, растёт, а его конкурентная способность на рынке напрямую зависит от доступности такой информации. Более того, производители часто идут на изменение потребительских свойств товара только ради того, чтобы получить дополнительный информационный повод для его продвижения. Это особенно касается товаров широкого спроса, где информация носит еще и рекламный характер.

Смещение конкурентной среды в область предоставления и получения ЭИР является основной движущей силой формирования ОЭБ, т.е. увеличения доли ИТ-услуг [2]. Этому же способствуют и современные достижения в области информационно-телекоммуникационного обеспечения. Интерактивное телевидение и ведение бизнеса через Интернет ведёт к формированию новой информационно-медийной инфраструктуры, в которой получение информации и услуг доступа к медиаресурсам становится

неразличимым. Новые технологии в области радиосвязи стирают грани между услугами телефонии, передачи данных и видео, объединяя все вычислительные

мощности в глобальную сеть стационарных и мобильных терминалов доступа ко всем информационным и медийным ресурсам.

В результате информатизации субъекта хозяйствования решаются такие задачи:

упорядочение и развитие политики информатизации субъекта

хозяйствования, а также самой базы обеспечения этих процессов;

активное участие высшего руководства в развитии и модернизации существующих ИТТ, способов их реализации и развития;

формирование и развитие специальной внутренней структуры, обеспечивающей информационные и телекоммуникационные услуги

субъектов хозяйствования;

повышение качества и

конкурентоспособности продукции и услуг.

При определении стратегических направлений по информатизации субъекта информатизации следует предусмотреть ряд конкретных мер:

разработка технических и пользовательских требований к ИТТ и их реализация;

расширение клиентской базы; продвижение проектов, которые требуют внешней помощи;

развитие комплекса

информационных услуг для доступа к национальным и мировым ЭИР.

Для работы в условиях с использованием информационных

технологий требуется всё больше квалифицированных специалистов, и в первую очередь программистов, электроников, администраторов баз данных и других, а также возрастает потребность в специалистах для работы с кадрами - психологов. Одновременно происходит вытеснение работников традиционных видов труда, а именно:

сокращается число бухгалтеров, телефонистов, курьеров, машинисток, печатающих документы, работников, связанных со сбытом продукции, и др.

Статистика фиксирует ещё одно явление, характерное для

компьютеризации - это сокращение численности персонала субъекта хозяйствования, касающееся не только служащих, но и руководителей, в частности, среднего звена, что означает необходимость их серьёзной

переподготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы изменения структуры кадрового потенциала, подготовка и переподготовка специалистов в связи с информатизацией управления становятся важнейшими и разноплановыми. К этому необходимо добавить проблемы повышения общей информационной культуры управленческих кадров, формирование нового социально-экономического мышления.

Информатизация управления, как показывает зарубежный опыт, приводит к глубокой трансформации

традиционной культуры управления в информационную культуру управления -это нововведение информационных процессов, новый подход к стилю, методам, процедурам управления.

Итак, информатизация

обеспечивает рыночные отношения, при которых они перестают быть стихийными и заменяются

технологическими инструментами

планирования и прогнозирования деятельности субъектов бизнеса, а бизнес и государственное регулирование становятся прозрачными и

контролируемыми за счёт снижения дефицита качественных (достоверных) и своевременных ЭИР, необходимых для принятия управленческих решений.

Литература

1. Новак В. 1нформатизащя як конкурентна перевага пщприемства // Формування ринкових вщносин в УкраМ - 2007. - № 2. - С. 36-39.

2. Полотнюк И. Межведомственная интеграция: пути оптимизации // Информационные ресурсы России. -2006. -№ 5. - С. 10-13.

3. Славин Б. Информационное общество и рыночные отношения // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 7. - С. 56-63.

4. Ступицкий А. Информационные технологии и корпоративное управление в ХХ1 веке // Экономика Украины. -2005. - № 2. - С. 38-46.

5. Чубукова О. 1нформацшна економжа // Актуальш проблеми економки. - 2001. - № 11-12. - С. 14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.