УДК 371.14:004.9
А. А. Мукашева1, А. А. Олейников2
ИНФОРМАТИКА - ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России,
г. Челябинск, Россия
2Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, Россия
Аннотация. Социальный заказ требует формирования компьютерно -информационного опыта педагогов как итога дополнительного профессионального образования, обеспечивающего достижение приоритета самостоятельности и субъектности в развитии умений мобилизовать свой личностный интеллектуальный потенциал в профессиональной деятельности. С этой целью в статье структурировано содержание дисциплины «Информатика» для развития личностного опыта педагогов в избранной отрасли знаний.
Ключевые слова: компьютерно-информационный опыт, компетентность, структурирование содержания, дополнительное профессиональное образование.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время меняются требования к системе повышения квалификации преподавателей, что актуализирует необходимость в опережающей подготовке педагогических кадров, предполагающей не столько насыщение слушателей информацией, сколько развитие у них умений оперировать ею, проектировать и моделировать свою профессиональную деятельность на основе информационных и коммуникационных технологий [5, а 79]. Усвоение педагогами профессионального образования способов практической деятельности при помощи информационных технологий как инструмента решения различных дидактических задач является одной из основ их профессионального опыта. Суть данной статьи заключается в изложении в тезисной форме основополагающих элементов содержания рассматриваемой дисциплины, отбор которых основан на профилизации, синтезировании фабул задач по различным дисциплинам, в том числе и по информатике. Отметим, что основной целью изучения рассматриваемой дисциплины является освоение обучающимися программного обеспечения компьютера как инструмента профессиональной деятельности.
© Мукашева А. А., Олейников А. А., 2017
Мукашева Альмира Айкайдаровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, медицинской информатики, информатики и статистики, физики ЮжноУральского государственного медицинского университета Минздрава России, г. Челябинск, Россия; e-mail: [email protected]
Олейников Алексей Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образовательной системы Челябинского института развития профессионального образования, г. Челябинск, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2016
Материал и методика исследований. В ходе исследования был проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, теоретический анализ педагогической литературы в рамках рассматриваемой проблемы, изучен опыт работы институтов дополнительного профессионального образования по формированию компьютерно-информационного опыта педагогов.
Результаты исследований и их обсуждение. Несмотря на большое количество разработанных методов структурирования содержания дисциплины «Информатика», способов получения компьютерных знаний с учетом осваиваемых педагогами профессиональных знаний (Д. Ш. Матрос, Е. А. Леонова, Л. С. Носова, С. А. Бешенков, С. И. Гуди-лина, В. Г. Игнатов, В. А. Костин, Н. Ф. Талызина, А. А. Олейников и др.), методика формирования компьютерно-информационного опыта как основной мотивационной составляющей личности педагога не разработана.
Мы согласны с мнением, что главная функция информатики - формирование и развитие компьютерной компетентности индивида как субъекта информационного общества - по-прежнему не реализуется, поскольку содержание дисциплины традиционно нацелено на формирование у педагогов конкретно задаваемых профессиональных качеств, а не компьютерно-информационного опыта в целом [3], [4].
Социальный заказ требует пересмотра содержания и методов преподавания информатики при подготовке педагогов профессионального образования в сторону усиления их компьютерно-информационного обучения, обеспечивающего формирование у педагогов таких компетенций, как отслеживание и анализ информации, проходящей и хранящейся в интернет-сетях, оценка возможностей аппаратно-программных средств компьютерных систем, используемых для производства, оценка эффективности для производственных нужд унификации программных продуктов компьютера, позволяющих предоставлять информацию непосредственно потребителю товаров, т. е. пользователю.
Дж. Равен, И. А. Зимняя, Н. В. Кузмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская и другие отмечают, что компетентность есть совокупность компетенций, которые формируются в ходе обучения и в соответствии с социальным заказом [7].
Наличие компьютерно-информационного опыта как итога дополнительного профессионального образования обеспечивает педагогу достижение приоритета самостоятельности и субъектности в развитии умений мобилизовать свой личностный интеллектуальный потенциал для решения различного рода социальных, экологических и других задач средствами компьютера и разумного, целесообразного преобразования окружающей действительности.
Одной из основ дополнительного профессионального образования выступает наука информатика, призванная формировать компьютерно-информационный опыт. В этой связи содержание дисциплины «Информатика» должно строиться с учетом специфики специализации, получаемой педагогом, быть направлено на реализацию компетентност-ного подхода, т. е. на эффективное применение существующих аппаратно-программных средств компьютера для решения стоящих перед педагогом производственных (учебных) задач - квалифицированное проектирование и разработку компьютерных программ, необходимых для повышения качества обучения [9], в частности использование встроенных языков программирования, например Visual Basic for Application (VBA) MS Office, в создании тестовых программ, интерактивных дидактических средств и т. п.
Такой подход выдвигает на первое место не только информативность учебного материала дисциплины, но и выработку у педагогов умений разрешать посредством компь-
ютерных систем такие проблемы, как получение сведений о действительности и объяснение организационных мер по ее преобразованию, освоение современной техники и технологий для повышения эффективности производства, взаимоотношения людей (производственного коллектива), оценка собственных поступков (востребованность результатов труда педагога - количество желающих учиться у него), выполнение социальной деятельности (воспитание и обучение посредством компьютерных сетей и специализированных сайтов), применение правовых норм (предусмотренных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», а также иными правовыми документами, регламентирующими педагогическую деятельность и опубликованными в сети Интернет), потребительские и этические оценки своей готовности к переобучению при изменении приоритетов на рынке труда (внутренняя мотивация к применению образовательных ресурсов Интернета с целью переобучения и повышения своей квалификации в профессии, например преподаватель литературы, усвоивший основы программирования, самостоятельно разрабатывает несложные компьютерные обучающие программы). Общепринятая структура и содержание дисциплины «Информатика» состоят из теоретической информатики, средств информатизации, информационных технологий и социальной информатики и не содержат в своей структуре элементов, отражающих профильность информации и информационных процессов.
Содержание дисциплины должно строиться в виде взаимосвязанных дидактических единиц (модулей) (рис. 1), ориентированных на формирование следующих компетенций: научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения СПО и дополнительных профессиональных программ (ДПП); преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации; преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, предусмотренным профессиональным стандартом педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [1], [2], которые ориентированы на соответствующий уровень квалификации педагога (стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н). Кроме того, в содержание вышеописанных компетенций должны быть включены личностные качества, т. е. совокупность научных профессиональных знаний, способных послужить основой для их применения в профессиональной деятельности и жизнедеятельности педагога в информационно-правовом поле, четкие представления об основных видах и способах профессиональной деятельности, профессионализме и динамике его развития в условиях компьютеризации, ценностное отношение к профессиональной деятельности при любых социально-экономических условиях, способность к профессиональному и научному мышлению на основе специальных технических знаний.
Данное положение выступает как основа структурирования содержания дисциплины «Информатика» для педагогов профессионального образования.
Необходимо отметить, что в свете современных педагогических исследований понятие «навык» рассматривается шире, сегодня он включает значение «владение», содержание «компетенции» представляет собой совокупность профессионально значимых знаний, умений и владений.
Разрабатывая структуру содержания дисциплины, мы исходили из следующей цели - повышение уровня компьютерно-информационного опыта педагогов в избранной отрасли знаний. В конечном итоге педагог должен стать носителем компьютерно-информационной культуры.
МОДУЛИ
СОДЕРЖАНИЕ
Использование в подготовке дидактических материалов по дисциплине «Информатика» учебно-методических документов, разработанных на основе информативности, т. е. полезности (специальной, профильной) информации, способствующей формированию у педагогов компьютерно-информационного опыта
ЗНАТЬ: структуру построения компьютерных систем специального назначения, архитектуру ЭВМ различного типа, системный подход и методы формализованного отображения систем управления
УМЕТЬ: использовать различные средства вычислительной техники для решения профессиональных задач; осваивать основные технические средства механизации и автоматизации информационных процессов, образующихся в деятельности; анализировать результаты решения информационных задач; писать программы на машинных языках высокого уровня; тестировать и настраивать компьютерные системы и периферийные устройства ЭВМ для решения профессиональных, практических задач
1_.
ВЛАДЕТЬ: установкой различной конфигурации компьютера с целью оптимизации профессиональной деятельности; специальными поисковыми программами средствами; построением компьютерной модели результатов процесса или явления, возникших в процессе профессиональной деятельности; навыками практического применения систем научной информации в решении профессионально значимых задач
ЗНАТЬ: структуру специальных программных средств, правила построения компьютерной модели своей практической деятельности
УМЕТЬ: управлять ресурсами компьютера и его системами, средствами ОС для решения практических задач; осваивать основные технические средства механизации и автоматизации информационных процессов, образующихся в профессиональной деятельности; анализировать результаты работы компьютерных комплексов, используемых для решения профессиональных задач; составлять алгоритмы решения профессиональных задач; использовать методы анализа документальных информационных потоков и информационных потребностей в гуманитарной сфере; использовать электронные банки данных в совершенствовании профессиональной деятельности
ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ: построения компьютерной модели результатов процесса или явления, возникших в процессе профессиональной деятельности; практического применения систем научной информации в решении профессионально значимых задач; установки различных специальных программных продуктов в операционную среду ЭВМ; работы с различным программным обеспечением в электронно-информационных сетях; организации информационно-правовой, профессиональной деятель-
КОМПЕТЕНЦИИ. Рациональное использование компьютерной техники для осуществления к учебной, практической и социально полезной деятельности; сформированность умений и навыков получения значимых знаний аппаратно-программными средствами компьютера; самостоятельное развитие личностных качеств, технического и абстрактного мышления; способность к алгоритмизации, систематизации получаемых знаний; применение компьютерной техники как инструмента для постоянного развития личностных особенностей и профессионального роста; способность к профессионально-творческой деятельности; самостоятельность в научно-исследовательских изысканиях; способность к профессионально-аналитическому мышлению; самостоятельность в формировании потребности творческого, эвристического подхода к решению конкретных профессионально значимых задач; специальные и профессиональные компетенции; профессионально-творческая направленность личности
КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННЫИ ОПЫТ
Знание конструктивных особенностей различных компьютерных и информационных систем, правил конфигурирования их работы, написания программных продуктов.
Умение управлять работой компьютерных систем средствами операционных систем различного назначения, творчески применять компьютерные средства в решении задач во всех сферах своей деятельности. Владение аппаратно-программными средствами в качестве инструмента деятельности
Рис. 1. Структура содержания дисциплины «Информатика» и взаимосвязи ее дидактических модулей, ориентированных на формирование компьютерно-информационного опыта
В начале обучения педагог, не имея достаточно полного представления о способах реальной и идеальной самоорганизации, проявляет свою активность в постоянном разрешении противоречия между внутренними потребностями и внешними условиями своей деятельности. В ходе изучения информатики педагог как субъект учебного процесса вырабатывает индивидуальный способ организации учебной и практической деятельности, результат которой представляет собой синтез компьютерных компетенций и объективных характеристик педагога, осознающего важность использования знаний по информатике, умений и навыков применения специальных программных средств компьютера в саморазвитии.
Достижение цели выступает важным показателем компьютеризации деятельности педагога, становится определяющим в решении задач в сфере «компьютеризация - человек -информация». Эту сферу характеризуют такие понятия, как компьютеризация - система социальных норм и отношений, охраняемых государством, его общественными институтами, человек - субъект общественно-исторической деятельности и культуры, информация - совокупность знаний о процессах, явлениях, объектах, предметах и взаимосвязях между ними. В совокупности эти понятия образуют ядро интеллектуальной деятельности, направленной на создание информационного поля в сфере высоких технологий, нацеливая на решение главной задачи, стоящей перед педагогом, - через синтез информационных подходов обеспечить доступ к информации, необходимой для самоорганизации [6], [8], [10].
Структурирование содержания дисциплины «Информатика» обеспечивается включением в курс по информатике разделов, изучающих не только конструктивные особенности основных устройств компьютера, алгоритмизирование, структурное проектирование элементов компьютерных программ, но и элементы решения профессиональных задач из профильной для педагога области.
Резюме. Подводя итог, можем сказать, что реализация содержания информатики при условии ее структурирования обеспечивает формирование опыта педагога, специфического по отношению к его специализации, обеспечивает активизацию его мыслительной деятельности, служит основой профессионализма, способствует осуществлению научно-исследовательской и учебно-методической деятельности через постановку и решение профессиональных и нестандартных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Годлевская Е. В. Адаптивные системы графических форм представления информации в процессе профессионального обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - С. 437-443.
2. Годлевская Е. В., Лихолетов В. В. Система графических форм представления информации в решении проблемы понимания задачной информации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : психология. - 2016. - Т. 9, № 1. - С. 109-115.
3. Грибан О. Н. Формирование информационной компетентности студентов педагогического вуза. -Екатеринбург : Уральский педагогический университет, 2015. - 162 с.
4. Карасева Л. М., Дорофеев А. В. Генезис понятия многомерной информационной компетентности в контексте реализации компетентностно-ориентированного образования // История науки и техники. - 2015. -№ 9. - С. 24-34.
5. Лебедева М. Б., Семенова Т. В. Подготовка преподавателей к использованию ИКТ в условиях внедрения ФГОС // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2013. - № 1. - С. 79-82.
6. Морквян И. В. Определение перечня интеллектуальных умений будущих учителей информатики для их формирования на занятиях дисциплин естественно-математического цикла // Карельский научный журнал. - 2015. - № 2(11). - С. 35-39.
7. Мукашева А. А., Олейников А. А. Организационно-педагогические основы формирования компьютерно-информационного опыта у студентов. - Костанай : Б. и., 2008. - 147 с.
8. Роберт И. В. Психолого-педагогические условия создания и функционирования информационно -образовательного пространства // Педагогическая информатика. - 2014. - № 1. - С. 60-78.
9. Сахапов Р. Л., Абсалямова С. Г., Абсалямов Т. Б. Виртуальная мобильность как фактор повышения качества и доступности образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 3(91). - С. 140-146.
10. Семенова И. Н. Определение методов обучения в системе профессионального образования и проблема их классификации в современной парадигме // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 1(89). - С. 139-145.
UDC 371.14:004.9
A. A. Mukasheva1, A. A. Oleynikov2
INFORMATICS AS PERSONAL EXPERIENCE DEVELOPMENT TOOL FOR TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION
1South Ural State Medical University, Ministry of Health of Russia, Chelyabinsk, Russia
2Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia
Abstract. Social procurement requires the development of computer and information experience at teachers as a result of further vocational training, ensuring the achievement of self-sufficiency and priority of subjectivity in the development of skills to summon their personal intellectual potential in the teaching profession. For this purpose, there has been structured the content of «Informatics» discipline to develop teachers' personal experience in their chosen field of expertise.
Keywords: computer and information experience, expertise, structuring the content, further vocational education.
REFERENCES
1. Godlevskaja E. V. Adaptivnye sistemy graficheskih form predstavlenija informacii v processe profession-al'nogo obuchenija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2015. - № 5. - S. 437-443.
2. Godlevskaja E. V., Liholetov V. V. Sistema graficheskih form predstavlenija informacii v reshenii problemy ponimanija zadachnoj informacii // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija : psi-hologija. - 2016. - T. 9, № 1. - S. 109-115.
3. Griban O. N. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza. - Ekaterinburg : Ural'skij pedagogicheskij universitet, 2015. - 162 s.
© Mukasheva A. A., Oleynikov A. A., 2017
Mukasheva, Almira Aykaydarovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Mathematics, Medical Informatics, Informatics and Statistics, Physics, South Ural State Medical University, Ministry of Health of Russia, Chelyabinsk, Russia; e-mail: [email protected]
Oleynikov, Aleksey Anatolyevich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Development of Educational System, Chelyabinsk Institute of Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on October 14, 2016
4. Karaseva L. M., Dorofeev A. V. Genezis ponjatija mnogomemoj informacionnoj kompetentnosti v kontekste realizacii kompetentnostno-orientirovannogo obrazovanija // Istorija nauki i tehniki. - 2015. - № 9. -S. 24-34.
5. Lebedeva M. B., Semenova T. V. Podgotovka prepodavatelej k ispol'zovaniju IKT v uslovijah vnedrenija FGOS // Obrazovanie: resursy razvitija. Vestnik LOIRO. - 2013. - № 1. - S. 79-82.
6. Morkvjan I. V. Opredelenie perechnja intellektual'nyh umenij budushhih uchitelej informatiki dlja ih formirovanija na zanjatijah disciplin estestvenno-matematicheskogo cikla // Karel'skij nauchnyj zhurnal. - 2015. -№ 2(11). - S. 35-39.
7. Mukasheva A. A., Olejnikov A. A. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy formirovanija komp'juterno-informacionnogo opyta u studentov. - Kostanaj : B. i., 2008. - 147 s.
8. Robert I. V. Psihologo-pedagogicheskie uslovija sozdanija i funkcionirovanija informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva // Pedagogicheskaja informatika. - 2014. - № 1. - S. 60-78.
9. Sahapov R. L., Absaljamova S. G., Absaljamov T. B. Virtual'naja mobil'nost' kak faktor povyshenija kachestva i dostupnosti obrazovanija // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. - № 3(91). - S. 140-146.
10. Semenova I. N. Opredelenie metodov obuchenija v sisteme professional'nogo obrazovanija i problema ih klassifikacii v sovremennoj paradigme // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. - № 1(89). - S. 139-145.