Моделирование в экономике
УДК 336.79(075.8)
ИНФЛЯЦИЯ: МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАКУРСЕ ТЕОРИИ НЕГАТИВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОЦЕНОК
с. к. Семенов,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории E-mail: semenov_sk@mail ru Астраханский государственный технический университет
к. с. Семенов,
экономист Советского филиала волго-каспийского акционерного банка E-mail: kost_240789@mail. ru
В статье рассматриваются различные аспекты инфляции, ее оценка, регулирование и модель, характеризующая эту сложную экономическую категорию. Введены понятия ожиданий (оценок вероятности): денежной реформы, девальвации, экономических кризисов, которые предлагается объединить, включая известные инфляционные ожидания, по общим характерным признакам и назвать негативными экономическими оценками (ожиданиями), а сами признаки, условия их формирования и влияние ожиданий на экономику предлагается назвать теорией негативных экономических оценок.
Ключевые слова: инфляция, оценка, регулирование, модель инфляции, денежные реформы, девальвация, экономический кризис.
Взгляды экономистов на инфляцию разнообразны и многогранны. По мнению авторов, инфляция -это многофакторное явление, отражающее денежный, производственный и воспроизводственный процессы; нарушение баланса спроса-предложения денег и других пропорций экономики, выражающееся в увеличении уровня цен и избытке денег в обращении.
Выделяются многочисленные факторы инфляции, которые классифицируются на внутренние и внешние.
К внутренним причинам следует отнести денежные и неденежные факторы.
Неденежные факторы - это диспропорции и циклическое развитие экономики, монополизм ценообразования и хозяйства в целом, недостаточность инвестиций, неординарные политические и социальные явления и т. п. Если доля немонетарных факторов в формировании инфляции велика, то использовать инструменты монетарной политики для уменьшения инфляции нецелесообразно.
Монетарные факторы - это дефицит государственного бюджета, увеличение государственного долга, чрезмерная эмиссия денег (сверх потребностей экономики), увеличение скорости оборота денег и т. д.
Внешние факторы инфляции - это различные мировые кризисы: сырьевой, энергетический, валютно-финансовый, общий экономический; валютная политика стран, направленная на экспорт
инфляции в другие государства; нелегальный вывоз валютных ценностей.
Нынешняя инфляция проявляется не только в падении покупательной способности денег, но и в тотальных кризисных явлениях в экономике государства. В основе инфляции - дисбаланс между сегментами экономики: накоплением и потреблением, доходами и расходами государства, денежной массой и необходимостью экономики в деньгах.
На уровень инфляции действует рост дефицита государственного бюджета (или увеличение государственных расходов даже с профицитом бюджета), хотя правительство чаще всего применяет эмиссию государственных долговых обязательств -безэмиссионный источник финансирования дефицита. Однако фактически здесь используется отложенная денежная эмиссия, поскольку накопленный государственный долг все равно придется отдавать, чаще всего - за счет все той же эмиссии.
На инфляцию воздействует и другой монополист - профсоюзы (через механизмы увеличения заработной платы, которые не связаны с ростом производительности труда). Подобное воздействие вызывает увеличение предприятиями цен на продукцию. Обоснованность требований увеличения заработной платы в период инфляции - это вопрос дискуссионный. Полагаем, что зарплата должна увеличиваться параллельно инфляции в соответствии с индексом потребительских цен при неизменной производительности труда. При росте производительности труда зарплата должна увеличиваться в соответствии с темпами роста производительности труда с учетом темпов инфляции, т. е. с суммированием этих обоих факторов (стимулов) увеличения оплаты труда, что и следует считать обоснованным повышением.
Для оценки и измерения инфляции (и, соответственно, управления ею) используются различные индексы цен, которые определяются, как правило, в процентах.
Индекс потребительских цен - это показатель, характеризующий изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Этот индекс является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике; он измеряет соотношение стоимости фиксированного набора («корзины») продуктовых и непродуктовых товаров и платных услуг в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде [5]:
ИПЦ, = р,
где ИПЦt - индекс потребительских цен, %;
Р( - цена «рыночной корзины» в исследуемом отрезке времени;
Р0 - цена «рыночной корзины» в базовом отрезке времени.
В последнее время статистические организации ряда зарубежных стран рассчитывают базовый индекс потребительских цен (базовой инфляции) (БИПЦ), который начал использоваться и в России с учетом особенностей страны. Базовый индекс потребительских цен, являясь одним из составляющих индекса потребительских цен, исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного, событийного и сезонного характера. То есть, БИПЦ определяет динамику цен, не подверженную воздействию шоков предложения и спроса, сезонных факторов и административному воздействию органов власти на ценообразование, не включает в себя отдельные составляющие ИПЦ, подверженные существенным колебаниям, не связанным с общим уровнем инфляции. Принципиальным условием расчета БИПЦ является формирование постоянного перечня товаров и услуг, влияние изменения цен на которые ежемесячно исключается из официального индекса потребительских цен [4].
Для промышленного производства рассчитывается индекс цен производителей промышленной продукции (товаров) с учетом ее структуры:
Пр,
=
Пр0
где Пр( - совокупная цена промышленной продукции исследуемого периода в текущих ценах; Пр0 - совокупная цена промышленной продукции в базовых ценах.
Аналогично рассчитываются индексы цен производителей, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции, добычей полезных ископаемых, обрабатывающим производством; производством и распределением электроэнергии, газа и воды, а также индексы цен строительной продукции, индексы тарифов на грузовые перевозки; индексы цен на рынке жилья; индексы цен на приобретенные организациями отдельные виды товаров, зерно и др.
Названные индексы являются локальными показателями инфляции.
Целесообразно формирование еще одного локального индекса инфляции, характеризующего уровень цен продукции предприятий-монополистов и немонетарную составляющую инфляции (особенно это актуально для экономики РФ), - индекса цен продукции предприятий-монополистов:
ИПмг = —, м' П
м0
где Пш - совокупная цена продукции и услуг предприятий-монополистов периода в текущих (или прогнозных) ценах;
Пм0 - совокупная цена продукции и услуг предприятий-монополистов в базовых ценах. Наиболее общий индекс инфляции, включающий соответствующие стоимости предыдущих показателей, - индекс-дефлятор ВВП (или ВНП) - ИДВВП I (отношение валового внутреннего продукта текущего года в ценах текущего года (номинального ВВП) к ВВП текущего года в ценах базового года (реальный ВВП). Этот индекс одновременно (или даже в первую очередь) является параметром ВВП.
Следует заметить, что приведенные формулы являются весьма упрощенными, их цель - проиллюстрировать экономическую природу, сущность показателя. Реальные статистические расчеты индексов производятся по достаточно сложным формулам. Наиболее известны индексы Пааше и Ласпейреса.
Для характеристики монетарной составляющей инфляции предлагается новый индекс оптимальности денежной массы ИМо. Это отношение средней номинальной денежной массы за период (предложение денег) М к денежной массе, необходимой для обращения (спрос на деньги) в тот же период Мл, т. е. отношение среднего предложения денег к среднему спросу на деньги за текущий (или прогнозный) период г:
М
ИМ 0, =
Спрос на деньги может определяться по модифицированной авторами развернутой формуле количества денег, необходимых для обращения [2], которая опирается на закон о количестве денег, находящихся в обращении (закон денежного обращения):
^ + Л« - ^ - Д^ - Свпр, - Оп, + Спр,
V
3 пг - сумма взаимно погашаемых платежей в периоде ;
Дп - сумма передачи долгов в периоде г; Свпр t - прочие суммы, не учитываемые (вычитаемые) в обороте в периоде ; О - сумма отсроченных платежей в периоде г; Спр - прочие суммы обращающихся денег в периоде ;
Vt - средняя скорость денежного оборота в периоде .
Индекс-дефлятор ВВП, индекс потребительских цен и вновь предложенные показатели, достаточно полно отражающие разные грани инфляции, предлагается использовать для формирования модели (структурной схемы) инфляции, которая формализована следующей системой:
ИДВВП г ВВП, ; ВВП0; ИПЦг н г-а
ИП-- мг ПМ1 ~ПМ 0; ИМ = ог Мг
где Т - сумма цен реализуемых товаров в периоде £ Пг - сумма платежей, по которым наступил срок, в периоде ;
В нормальных экономических условиях все индексы, как правило, сопоставимы и изменяются в одном направлении. Так, при умеренной инфляции индексы, как правило, незначительно превышают 1 (или 100 %) (включая индекс оптимальности денежной массы, когда предложение денег несколько превышает спрос на них), при небольшой дефляции индексы, как правило, меньше 1 (это касается и монетарного индекса: денежное предложение меньше спроса на денежные средства). Напротив, при гиперинфляции ценовые индексы, изменяясь в одном направлении, могут отличаться в несколько раз и достигать 2-3-значных величин, а монетарный индекс может быть меньше 1, когда спрос на деньги «удовлетворяется» денежными суррогатами и бартером. Названные и другие тенденции и призвана отразить предложенная авторская структурная схема (модель) инфляции.
Фактические (или прогнозные) данные структурной схемы (модели), приводимые в сравнении за разные временные интервалы, могут характеризовать эффективность антиинфляционной политики.
Динамика (декабрь к декабрю предыдущего года) потребительской инфляции (рис. 1), совокупной инфляции (по валовому внутреннему продукту, когда исчисляется индекс-дефлятор ВВП) и инфляции по секторам экономики РФ (рис. 2) [6] в последние годы отражает тенденцию к снижению (с
-Потребительская инфляция И Базовая инфляция Рис. 1. Потребительская и базовая инфляция в РФ, %
Рис. 2. Инфляция совокупная и в секторах экономики РФ, %
повышением в кризисный 2008 г.) совокупной, потребительской и базовой инфляции (и, соответственно, индекса-дефлятора ВВП, ИПЦ и БИПЦ). Также это свидетельствует о непредсказуемости инфляционных процессов в отдельных секторах экономики, что требует усиления антиинфляционной политики, учитывая именно неравномерность изменения цен.
Помесячная динамика денежной массы М2 и инфляции на потребительском рынке в 2004-2006 гг. и 2008-2010 гг. отражена на рис. 3 и 4 [6, 7].
Теоретически усиление темпов прироста денежной массы вызывает рост потребительской инфляции (с лагом в пределах полугода), если последняя носит монетарный характер (или имеет значительную монетарную составляющую). Например, судя по графическим данным, можно предположить, что
усиление темпов прироста М2 в феврале и июле 2004 г., марте и июне 2005 г. стимулировало усиление инфляции в июле 2004 г. и январе 2005 г. соответственно и сформировало повы шающий тренд в сентябре-декабре 2005 г. Напротив, снижение темпов прироста М2 в январе и июле 2004 г., а также в январе 2005 г. могло стимулировать уменьшение инфляции в августе-сентябре 2004 г., феврале 2005 г. и дефляцию в августе 2005 г. (с повторением связи: январь-август). В эту схему не вписывается традиционное ежегодное увеличение М2 в декабре, что, вероятно, связано с абсорбцией денег на бюджетных счетах и не отражается на инфляции.
Похожие тенденции имели место и в 20082010 гг., несмотря на финансово-экономический кризис.
Увеличение инфляции вызывает усиление экономических и социальных противоречий, что вынуждает государства использовать механизм стабилизации инфляции и денежного оборота.
Традиционно используются два направления регулирования экономики при инфляции: первый -проведение адаптационной политики (приспособление к инфляции); второй - борьба с инфляцией так называемыми антиинфляционными методами.
Адаптационная политика сводится к тому, что агенты экономики в своем функционировании принимают во внимание инфляцию с ее возможными потерями от снижения покупательной способности денег (индексация доходов и др.). В частности, для стабилизации жизненного уровня населения правительство проводит индексацию доходов, установление налоговых льгот.
-Темпы прироста (снижения) М2
-Темпы прироста (снижения) потребительских цен
Рис. 3. Месячная динамика денежной массы М2 и потребительской инфляции в 2004-2006 гг. (к предыдущему месяцу), %
11
-Темпы прироста (снижения) М2
-Темпы прироста (снижения(потребительских цен
Рис. 4. Месячная динамика денежной массы М2 и потребительской инфляции в 2008-2010 гг. (к предыдущему месяцу), %
В основе антиинфляционной политики часто лежит компромиссная теория инфляции, утверждающая, что уровень безработицы и инфляция взаимообратимы, т. е. обратно пропорциональны.
Главные методы защиты от инфляции: денежные реформы и антиинфляционные меры.
Формирование антиинфляционной политики используется в зависимости от основных целей. Если определена задача уменьшения экономического развития (при «перегреве» экономики), то используется дефляционная политика. Если задачей было, напротив, стимулирование экономического развития, то имеет место политика доходов. Когда необходимо сдержать инфляцию любыми средствами, то оба метода антиинфляционной политики применяются параллельно. Используются также индексация, специальные формы ограничения роста цен и конкурентное стимулирование производства.
С 1992 г. инфляция и меры противодействия ей стали основными в экономической политике РФ. В первые годы рыночных реформ в РФ были уменьшены централизованные инвестиции в отрасли
производства средств производства, началась конверсия отраслей военной промышленности и сокращена часть военных расходов в государственном бюджете, уменьшены издержки на содержание аппарата государственного управления, использовались мероприятия по денежно-кредитному регулированию.
Главным в российской антиинфляционной политике в тот период было управление денежной массой инструментами денежно-кредитной политики, из чего вытекает, что такая политика является в определенной мере монетарной составляющей антиинфляционного регулирования. Однако ликвидировать высокую инфляцию в РФ только одними монетарными методами оказалось практически невозможно. С резким уменьшением денежной массы неплатежи стали приобретать лавинообразный характер (включая и длительные невыплаты оплаты труда и пенсий). Вместе с тем если бы для устранения неплатежей был осуществлен существенный выпуск денег в оборот, то увеличение цен могло бы возвратиться на уровень гиперинфляции.
К антиинфляционным мерам относится тар-гетирование инфляции и валютного курса - режимы денежно-кредитной политики, что отражает теснейшую связь последней с антиинфляционной политикой. Инфляционное таргетирование вначале использовалось как антиинфляционная мера, а затем уже эта мера использовалась и при денежно-кредитном регулировании [3].
Эффективность антиинфляционных мероприятий иллюстрирует соотношение целевой (верхняя граница) и фактической потребительской инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) (рис. 5) [6].
Результативность антиинфляционных процедур соединена с определением задач и способов их решения. Имеются два диаметрально противоположных решения проблемы инфляции. Первое -проведение чисто монетаристских мероприятий стабилизации экономики по сценариям МВФ. Эти
-Целевая инфляция И Фактическая инфляция Рис. 5. Целевая и фактическая потребительская инфляция, %
мероприятия сводятся к уменьшению дефицита госбюджета и осуществлению жесткой (с переходом к умеренно жесткой) денежно-кредитной политики: используется плавающий курс национальной валюты (при так называемой внутренней конвертируемости). Второй метод использует кейнсианс-кую модель экономического развития с активным воздействием государства, в том числе временным «замораживанием» или сдерживанием увеличения цен и уровня оплаты труда. Формируется рыночная инфраструктура, осуществляется налоговое стимулирование промышленности и поддержка приоритетных отраслей. Анализ обоих вариантов говорит о целесообразности набора методов как по увеличению денежного предложения при увеличении ВВП, так и методов лимитирующего направления. Важно понимание инфляционных факторов (в частности в период кризиса), и в зависимости от этого необходимо и формировать антиинфляционную политику.
Наиболее радикальным средством стабилизации денежного оборота и борьбы с инфляцией, особенно после войн, революций и крупнейших экономических кризисов, является реорганизация денежного обращения - денежная реформа, проведение которой, как правило, связано с гиперинфляцией.
Главный ущерб экономике РФ нанесла именно гиперинфляция, которая имела место в 1992 г. (2 509 %), в 1993 г. (840 %) с ежегодным уменьшением [6] и переходом к галопирующей инфляции. Безусловно, гиперинфляция была спровоцирована именно либерализацией цен и неподготовленностью рыночных структур, ведь к началу реформ экономика РФ была административно-командной. Гиперинфляция разрушает экономику и может привести ее к краху. Производство оказывается бесприбыльным,
хозяйствующие субъекты начинают заниматься торговлей и посредничеством. Предприятиям оказывается эффективным аккумулировать сырье и готовую продукцию в преддверии увеличения цен, что еще более увеличивает инфляцию. Как следствие, наблюдается падение промышленного производства, и естественные экономические связи распадаются. При этом непонятно, какую цену нужно устанавливать за товары, следовательно, расстраиваются и кредитные отношения. Уменьшаются показатели реализации готовой продукции и поступление налогов, поэтому возрастает бюджетный дефицит, государственный долг, и деньги начинают неудовлетворительно исполнять свои функции. В результате наступает финансовый кризис, когда промышленность и товарооборот начинают останавливаться, и может наступить уже общий экономический и социальный коллапс.
В некоторых источниках монетарные мероприятия начала 1990-х гг. («шоковая терапия») определяются как денежная реформа 1992-1993 гг., которая «.. .сформировала российскую денежную систему, но...не ставила задачи оздоровления денежного обращения и укрепления позиций национальной валюты» [1, с. 224].
Инфляция накануне денежной реформы 1998 г. находилась в допустимых пределах, поэтому деноминация, вероятно, была призвана завершить антиинфляционные меры государства на данном этапе с погашением инфляционных ожиданий. Последние могут, в частности, выражаться у населения (в увеличении текущего потребления и в уменьшении сбережений) и у производителей (во включении в цены ожидаемого роста стоимости сырья и комплектующих), и для всех предпочтительной становится инвалюта.
Инфляционные ожидания действительно могут быть сведены к минимуму при успешном ходе денежной реформы. Однако накануне реформы заблаговременное объявление (в этом видится его некоторый недостаток при большом положительном значении) о деноминации (также поступили в 1999 г. в Белоруссии), думается, напротив, несколько увеличило инфляционные ожидания, незначительные
в первой половине 1997 г.
Вместе с инфляционными ожиданиями в период начала реформ в РФ может быть выделена новая разновидность «ожиданий», тесно связанных с инфляционными ожиданиями и с самой инфляцией. Ее авторское название: оценка вероятности (ожидания) денежной реформы. Сущность, предпосылки и принципы влияния на экономику данных ожиданий составляют частную теорию оценки вероятности (ожиданий) денежной реформы в составе предлагаемой общей теории негативных экономических оценок (ожиданий). Ожидания денежной ре формы, так же как и инфляционные, связаны, на взгляд авторов, не только с экономическими, но и с политическими и социально-психологическими факторами. В частности, они проявили себя накануне деноминации 1998 г. в РФ.
Сначала пошли слухи, затем начались дискуссии о целесообразности, а главное, неизбежности денежной реформы, как панацее от кризисных явлений. В связи с высокой инфляцией кардинально изменился привычный масштаб цен: в розничной торговле счет пошел на миллионы, как в 1920-е гг., что также в определенной мере подводило к целесообразности денежной реформы. Таким образом, в РФ появились предпосылки (условия) ожидания денежной реформы, главная из которых - высокая инфляция. Ожидания денежной реформы порождали растерянность граждан и предпринимателей, неуверенность в жизненных и деловых перспективах, страх за будущее собственного бизнеса и экономику страны в целом. Ожидания денежной реформы, по мнению авторов, оказывали на денежное обращение и на экономику РФ в целом негативное действие. Это проявлялось, например, во вложении рублей в инвалюту, недвижимость, товары, запасы, что для предприятий было чревато снижением оборотных средств и ликвидности. Ожидания денежной реформы являлись, на взгляд авторов, также фактором долларизации экономики, так как часть хозяйствующих субъектов и граждан предпочитала СКВ именно из-за названных, а отнюдь не инфляционных ожиданий, тем более при снижении последних. И если денежная реформа и инфляция имеют как положительные, так и отрицательные стороны, то ожидания этих явлений - только деструктивное значение. Поэтому одним из основных, с точки зрения авторов, результатов заблаговременного объявления о деноминации (и, отчасти, результатов проведения самой деноминации) является ликвидация в обществе ожиданий денежной реформы как резко выраженного дестабилизирующего фактора.
К ожиданиям инфляции и денежной реформы близки также явления, которые авторы предлагают назвать оценкой вероятности девальвации. Это ожидание существенного снижения валютного курса национальной валюты к резервной (свободно конвертируемой) валюте. Методологию ожиданий можно назвать частной теорией оценки вероятности девальвации в составе общей теории негативных экономических оценок (ожиданий).
Предпосылок оценки вероятности девальвации несколько: большая потребность в инвалюте импортеров, соответствующие изменения платежного баланса страны и др. Оценки вероятности девальвации также оказывают на денежное обращение дестабилизирующий эффект, лишая домохозяйства и агентов экономики адекватных финансово-экономических и, главное, курсовых ориентиров.
К частным оценкам вероятности (ожиданиям) предлагаем также отнести оценки вероятности (ожидания) экономических кризисов (фондового, банковского, финансового, общего и др.). Такие оценки возникают при определенных негативных условиях, их методологию можно назвать частной теорией оценки вероятности (ожидания) экономических кризисов.
Например, эта оценка вероятности (ожидание) банковского кризиса, когда произошел отзыв лицензии у небольших банков летом 2004 г. в РФ, что спровоцировало неадекватную реакцию рынка и населения: начались паника банковских вкладчиков, кризис на рынке МБК и банковской ликвидности в целом. Другими примерами являются неоправданно быстрый рост фондового рынка («мыльный пузырь»), рынка недвижимости, «перегрев» отдельных секторов или экономики в целом и т. п.
Перечисленные оценки объединяет, что следует из названия, негативное воздействие на экономику, а также необходимость вмешательства государства, которое заключается в проведении политики управления (нейтрализации) ожиданий, преодолении или минимизации их последствий, повышении транспарентности функционирования монетарных властей, оптимизации золотовалютных резервов, сумм и резервов страхования вкладов. Это может достигаться даже не конкретными антиинфляционными мероприятиями, а обеспечением экономической и политической стабильности в государстве, более взвешенными выступлениями в СМИ [1, с. 209], особенно официальных лиц.
Как правило, ожидания сопровождаются инфляцией и закономерно стимулируют соответствующие результаты: инфляционные ожидания - собственно инфляцию, оценки вероятности (ожидания) денежной реформы - денежную реформу, оценки вероятности девальвации - падение валютного курса, оценки вероятности (ожидания) экономических кризисов - сами кризисы.
Названные оценки вероятности (ожидания) авторы предлагают классифицировать и объединить по общим характерным признакам и назвать, как упоминалось ранее, негативными экономическими оценками (ожиданиями), а сами методологически связанные признаки, условия их формирования, влияние ожиданий на экономику и мер противодействия - теорией негативных экономических оценок вероятности (ожиданий).
Учитывая изложенное, инфляция - это сложная экономическая категория, которую можно охарактеризовать совокупностью более простых параметров (в частности, новыми параметрами: коэффициент оптимальности денежной массы и индекс цен предприятий-монополистов), что отражено в предложенной модели инфляции. Эффективность антиинфляционных мероприятий иллюстрирует приводимое на основе статистических данных соотношение целевой и фактической потребительской инфляции, эта эффективность может также характеризоваться предложенной моделью инфляции с оценкой фактических (или
прогнозных) данных модели, приводимых в сравнении за разные временные интервалы. С инфляцией связаны инфляционные ожидания и другие явления, описанные и классифицированные в разработанной теории негативных экономических оценок. Между антиинфляционной и денежно-кредитной политикой существует взаимосвязь, например, использование таргетирования инфляции и валютного курса и в том, и в другом регулировании. В целом денежно-кредитная политика в определенной мере является монетарной составляющей антиинфляционного регулирования.
Список литературы
1. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Кно-Рус. 2006. 560 с.
2. Косой А. М. Основные формулы функциональных связей денежной массы / Деньги и регулирование денежного обращения: теория и практика. М.: Финансы и статистика. 2002. С. 58.
3. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие / С. Р. Моисеев. М.: Экономиста. 2005. С. 254.
4. Статистика финансов: учебник / под ред. проф. М. Г. Назарова. М.: Омега-Л. 2005. С. 254.
5. Финансы России. 2004: Стат. сб. / Росстат. М. , 2004. С. 14.
6. URL: http://www. gks. ru/bgd.
7. URL: http://www. cbr.ru/statistics.