86
Российский педиатрический журнал. 2023; 26. Приложение 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4
V «ОСЕННИЕ ФИЛАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ — ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ НОВОРОЖДЁННЫХ ОТ МАТЕРИ, ПЕРЕНЁСШЕЙ COVID-19 ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Шипилова Л.М.
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия
Ключевые слова: новорождённые, COVID-19 у беременной женщины, адаптация
Актуальность. Любые инфекционные процессы, протекающие в период беременности, отражаются не только на состоянии матери, течении беременности, но и на состоянии ребёнка в перинатальном периоде.
Описание клинического случая. Двойня родилась в перинатальном центре на 34-й неделе беременности. Женщина перенесла коронавирусную инфекцию на 12-13-й неделе беременности. Анамнез матери отягощен: вегетативно-сосудистая дистония по кардиальному типу, узловой зоб. Роды многоплодные, преждевременные, самопроизвольные на 33,4 нед гестации. Воды светлые, обе плаценты имели признаки преждевременного созревания и хронической смешанной плацентарной недостаточности. Плоды родились с разницей в 9 мин в состоянии умеренной асфиксии. Первый ребёнок имел массу тела при рождении 1900 г, длину тела 43 см, второй — массу тела при рождении 2000 г, длину тела 43 см. Состояние новорождённых при поступлении в отделение реанимации и интенсивной терапии новорождённых расценивалось как тяжёлое, в основном за счёт респираторных нарушений, они были переведены на CPAP. У детей умеренный лейкоцитоз (18,5 х 103), метаболический ацидоз, гиперкалиемия, которые указывали на длительную внутриутробную гипоксию. В коагулограмме отмечались увеличение протромбинового времени до 17,3 с, снижение фибриногена до 1,05 г/л. У новорождённых диагностировали неонатальную желтуху с уровнем общего билирубина не выше 175,6 мкмоль/л. У первого ребёнка был выявлен респираторный дистресс-синдром новорождённых на основании рентгенографии органов грудной клетки в 1-е сутки жизни. У обоих детей на 2-е сутки жизни диагностировали внутриутробную пневмонию. Второй ребёнок в связи с прогрессирующей острой дыхательной недостаточностью со 2-х суток жизни подключён к ИВЛ в режиме контролируемой вентиляции и, на основании динамической рентгенографии с разницей в 1 сут, зафиксировано прогрессирующее поражение дыхательной системы в виде респираторного дистресс-синдрома новорождённых 1 типа и подтверждённой внутриутробной пневмонии. Учитывая крайне тяжёлое состояние второго новорождённого: стойкая тахикардия, умеренное снижение артериального давления, появление симптома «белого пятна» более 3 с, сохраняющийся лейкоцитоз с нейтрофилёзом, прокальцитониновый тест более 10 мг/л — поставлен диагноз раннего неонаталь-ного сепсиса. Детям проведена соответствующая диагнозам терапия. Первый ребёнок был выписан домой через 1,5 мес в удовлетворительном состоянии, а второй ребёнок — в возрасте 3 мес с рекомендацией продолжить лечение бронхо-лёгочной дисплазии. Оба ребёнка в течение 1-го года жизни продолжали наблюдаться неврологом.
Заключение. Перенесённая матерью ковидная инфекция в I триместре беременности способствовала нарушению плацентарного кровообращения, преждевременным родам, ги-поксическому поражению и антенатальному заражению пло-
дов с дальнейшими осложнениями адаптации в постнаталь-ном периоде.
* * *
ИНФЕКЦИЯ МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ У ДЕТЕЙ С НЕЙРОГЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ МОЧЕИСПУСКАНИЯ
Штрафун И.М.1, Кривобородов Г.Г.2, Шишкина В.Г.3
1Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева, Бишкек, Кыргызстан; 2Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия; Национальный центр охраны материнства и детства, Бишкек, Кыргызстан
Ключевые слова: инфекция мочевыводящих путей, дети, нейрогенные нарушения мочеиспускания
Актуальность. Инфекция мочевыводящих путей (ИМ-ВП) остаётся одной из актуальных проблем урологии. Частота встречаемости ИМВП на фоне нарушений мочеиспускания нейрогенной этиологии в детском возрасте составляет 40-70% и способствует формированию осложнений, а также увеличивает число госпитализаций, рост материальных затрат и снижает качество жизни.
Цель: определить особенности ИМВП у детей с нейро-генными нарушениями мочеиспускания.
Материалы и методы. Обследовано 225 детей в возрасте 6-17 лет, которые были распределены на 3 группы: 1-я группа пациентов (n = 75) с ИМВП на фоне расстройств мочеиспускания с симптомами наполнения; 2-я группа (n = 75) — с ИМВП на фоне расстройств мочеиспускания с симптомами опорожнения; 3-я группа (n = 75) — с ИМВП без нарушений мочеиспускания. Каждому пациенту были проведены общеклиническое урологическое обследование, а также бактериологический анализ мочи с определением степени бактериурии и чувствительности к антибиотикам.
Результаты. ИМВП выявлялась как при нарушениях наполнения мочевого пузыря, так при его опорожнении (р < 0,05). В 1-й группе инфекция верхних мочевых путей была диагностирована у 50 (67%) детей, инфекция нижних мочевых путей — у 15 (20%). Во 2-й группе преобладала инфекция нижних мочевых путей, которая была диагностирована у 65 (86,6%) детей, в то время как инфекция верхних мочевых путей отмечалась лишь у 9 (12%) детей. В 3-й группе больных ИМВП диагностировалась чаще у мальчиков младшей возрастной группы 6-9 лет (р < 0,001), тогда как в средней возрастной группе 10-12 лет и старшей возрастной группе 13-17 лет ИМВП чаще диагностировалась у девочек (р < 0,05). При анализе уропатогенных штаммов у 67 (89,3%) детей 3-й группы доминировала Escherichia coli, у 3 (4%) была диагностирована Klebsiella spp., у 2 (2,6%) — Proteus mirabilis, у 3 (4%) — Staphylococcus saprophyticus, тогда как при осложнённой ИМВП на фоне нейрогенных нарушений мочеиспускания отмечалось уменьшение выявления ИМВП, обусловленной Е. coli. Так, у больных 1-й группы Е. coli диагностировалась только у 35 (46,6%) детей, а во 2-й группе — у 40 (53,3%), при этом штаммы продуцировали бета-лактамазу, и у этих больных отмечалась резистентность ко всем пенициллинам, це-фалоспоринам и монобактамам. Отмечался также рост частоты ИМВП, обусловленной Klebsiella spp. (р < 0,05), кото-
Russian pediatric journal (Russian journal). 2023; 26. Supplement 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4
V «AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTH»
87
рая была диагностирована у 17 (22,6%) больных 1-й группы, и 23 (30,6%) детей 2-й группы. saprophyticus выявлялась у 11 (14,6%) детей 1-й группы и 15 (20%) детей 2-й группы. Частота рецидивов ИМВП у больных 1-й и 2-й групп достоверно диагностировалась чаще до 4 эпизодов в год, тогда как у больных 3-й группы не превышала 2 эпизодов в год (р < 0,001).
Заключение. Значимой разницы в частоте встречаемости ИМВП при нарушениях функций наполнения и опорожнения мочевого пузыря не выявлено. Однако инфекция верхних мочевых путей чаще выявляется при симптомах нарушения наполнения мочевого пузыря (67%), тогда как при симптомах нарушения опорожнения мочевого пузыря доминирует инфекция нижних мочевых путей (86,6%). ИМВП на фоне ней-рогенных нарушений мочеиспускания характеризуется высокой частотой рецидивов и устойчивостью уропатогенов к противомикробным препаратам. Профилактикой рецидивов ИМВП при нейрогенных нарушениях мочеиспускания являются своевременная диагностика и лечение нейрогенных нарушений функций мочевого пузыря.
* * *
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Шубочкина Е.И.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: дети, детский церебральный паралич, адаптация, профориентация
Актуальность. В структуре детской инвалидности церебральный паралич (ДЦП) составляет 30-70%. Основные нарушения при ДЦП обусловлены нарушениями двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Наблюдаются сочетание нарушений двигательных функций с аномалиями психического развития, речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, практических навыков. У детей с ДЦП выявляются серьёзные интеллектуальные нарушения — умеренная и тяжёлой степени умственная отсталость.
Цель: определить возможности обучения таких детей в школе и профориентации с учётом выраженности дефектов.
Материалы и методы. Сбор и аналитическая оценка публикаций по теме исследования.
Результаты. Для эффективной подготовки к школе ребёнка с ДЦП необходимо учитывать слабую волевую активность, быструю истощаемость, сложности с переключением внимания, повышенную впечатлительность и возбудимость, пассивность, напряжённость. Закон обеспечил возможность детям с особыми образовательными потребностями, в том числе детям с ДЦП, посещать массовые образовательные учреждения, находиться среди нормально развивающихся сверстников, общаться и взаимодействовать с ними. Этим можно помочь им достичь определённых успехов, преодолеть или нивелировать некоторые нарушения в их развитии. Особую значимость приобретает уровень компетентности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ДЦП. Он должен сопровождать ребёнка с ДЦП в течение всего дня, помогать создавать благоприятную атмосферу при взаимодействии детей и условия для его эффективной социализации. Очень важной является эф-
фективная профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих затруднения в процессе профессионального самоопределения. Выявление предпочтений обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных возможностей позволят выбрать соответствующие учебные заведения. Первым этапом в профессиональной ориентации является психолого-педагогическая диагностика, уточняющая наличие профессионально важных качеств и профессиональный отбор. Необходимо создавать службы профессиональной поддержки инвалидов. Главной задачей таких служб является составление банка профессий, в которых возможно предоставление лицам с ДЦП исчерпывающей информации о технических, социальных и других характеристиках профессий. При контактах с работодателями нужно указывать на высокую заинтересованность многих инвалидов в трудоустройстве в целом ряде профессий, не являющихся престижными для других групп населения.
Заключение. Инклюзивное образование имеет огромный потенциал, реализация которого позволит повысить адаптационные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, определить выбор профессии и последующее трудоустройство.
* * *
СУММАРНАЯ ЦИФРОВАЯ НАГРУЗКА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Шубочкина Е.И.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: старшеклассники, студенты, дистанционное обучение, влияние, здоровье, цифровая нагрузка
Актуальность. Интенсивное использование электронных средств обучения в старших классах школ, колледжах и вузах показало необходимость оценки времени их применения для предупреждения общего и зрительного утомления. При дистанционном обучении подростков и студентов создавалась большая суммарная цифровая нагрузка, связанная с продолжительностью использования цифровых средств во время учебных занятий, выполнении домашних заданий и досуге.
Цель: определить риски ухудшения самочувствия в зависимости от суммарной продолжительности использования цифровых средств обучающимися в школах, колледжах и вузах при дистанционном обучении и выполнении домашних заданий, когда преимущественно используются электронные средства.
Материал и методы. Анонимный опрос старшеклассников, студентов колледжа и вуза с использованием онлайн-ан-кетирования. Анкета включала 30 вопросов об особенностях организации учебной деятельности и выполнении домашней работы, состоянии здоровья, самочувствии и жалобах на здоровье, проявлениях компьютерно-зрительного синдрома, заболеваниях острыми респираторными вирусными инфекциями, досуге в условиях современной цифровой среды, образе жизни. Исследование проводилось в марте-апреле 2021 г., когда занятия проводились дистанционно. Обработка данных (190 респондентов) осуществлялась статистическими методами: использовали критерий Стьюдента, критерий Фишера, оценивали величины рисков здоровью (ТСК) и их этиологическую долю (EF).