Градацию закупок можно произвести также и по направлению применения продуктов на предприятии: на производственные нужды, на эксплуатационные нужды, на энергообеспечение. При необходимости в группах можно произвести разделение на подгруппы по технологии/семействам номенклатуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Lowy, Alex. The power of the 2x2 matrix : using 2x2 thinking to solve business problems and make better decisions / Alex Lowy, Phil Hood ; foreword by James H. Gilmore and B. Joseph Pine II. p. cm. - (The Jossey-Bass business & management series) Includes bibliographical references and index.
2. Фразелли, Эдвард. Мировые стандарты складской логистики; Пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 330 с.
3. Линдерс, Майкл Р., Фирон, Харольд Е. Управление снабжением и запасами. Логистика; пер. с англ. - СПб. : ООО «Издательство Полигон», 1999. - 768 с.
4. Introduction to Supply Chain Management. -https://learning .intracen.org/course/info.php?id=146.
Седов Александр Викторович, член государственной экзаменационной комиссии кафедры «Экономика и менеджмент», Ульяновский государственный технический университет.
Поступила 26.09.2017 г.
УДК 330.3 (430) А. Р. САФИУЛЛИН
ИНДУСТРИЯ 4.0 И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ОБЩЕСТВА В ГЕРМАНИИ
Проанализированы приоритеты развития современной Германии, связанные с «цифровизацией» экономики и общества, в том числе такие, как создание индустрии 4.0, разработка и развитие умных услуг, умных данных, облачных технологий, цифровых сетей, цифровой науки, цифрового образования, цифровой среды для жизни.
Ключевые слова: индустрия 4.0, Интернет вещей, цифровая экономика.
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ номер 17-02-50094.
В 2011 году на выставке в Ганновере представителями бизнеса, политики и науки Хеннингом Кагерманном, Вольф-Дитером Лукасом и Вольфгангом Вальстером общественности была представлена новая инициатива, направленная на повышение глобальной конкурентоспособности экономики современной Германии, получившая название «Индустрия 4.0» [1]. Развитие индустрии 4.0 связывают с четвёртой промышленной революцией (кибер-физические системы, беспроводные датчики и интеллектуальные программные системы, Интернет вещей и услуг, синхронизация между цифровыми моделями и
© Сафиуллин А. Р., 2017
физической реальностью, интеллектуальный мониторинг и другие возможности логистики и производства на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)). Эксперты обосновывают свой вывод о том, что в современной Германии есть все условия для четвёртой промышленной революции и возможности для успешного перехода к индустрии 4.0, следующими аргументами [2, р. 4].
Во-первых, Германия стабильно сохраняет статус страны с промышленностью, которая является одной из самых конкурентоспособных и инновационных в мире.
Во-вторых, экономику Германии отличает технологическое лидерство в области исследований и разработок для промышленного производства.
Таблица 1
Место Германии в международном инновационном рейтинге
Показатели Швейцария Швеция Нидерланды США Великобритания Дания Сингапур Финляндия Германия Ирландия
Глобальный инновационный индекс (место в рейтинге 2017 года и значение индекса) 1 67,69 2 63,82 3 63,36 4 61,40 5 60,89 6 58,70 7 58,69 8 58,49 9 58,39 10 58,13
Расходы на научные исследования и разработки, % ВВП 3,0 3,3 2,0 2,8 1,7 3,0 2,2 2,9 2,9 1,5
Знаниеёмкая занятость, % 53,0 50,4 46,6 38,0 47,6 45,1 54,3 46,0 44,2 40,6
Высоко- и средне-высокотехнологичные производства, % 0,6 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,6 0.4 0,5 0,6
Экспорт ИКТ услуг, % общей торговли 3,7 7,1 7,2 1,5 3,3 2,5 1,0 9,9 2,0 24,0
Источник: составлено автором по [3].
В международном инновационном рейтинге (табл. 1) Германия продолжает улучшать свои позиции (в 2016 году страна вошла в первую десятку рейтинга). Германия занимает первое место по логистике и количеству патентов, второе место — в глобальных расходах на научные исследования и разработки, третье место — в поддержке развития кластеров и цитированиях научных работ. Промышленное производство является одной из сильных сторон экономики Германии, особенно в отраслях высоко- и средне-высокотехнологичных производств, таких как автомобилестроение, машиностроение и химикаты. Вместе с тем германская промышленность отчасти утратила доминирование в таких высокотехнологичных производствах, как фармацевтика и оптика.
Для повышения международной конкурентоспособности экономики и улучшения сотрудничества между наукой и промышленностью правительство Германии приняло стратегический план действий в области высоких технологий (High-Tech Strategy Action Plan). Названный план содержал шесть ключевых приоритетов развития экономики Германии и улучшения качества жизни людей [4, р,5].
1. Цифровая экономика и общество (внедрение инновационных решений на основе цифровых технологий).
2. Устойчивая экономика и энергетика (внедрение ресурсно-эффективных и экологичных способов производства и потребления).
3. Инновационное рабочее пространство (поддержка изменений, происходящих на современных рабочих местах, как основы для творческих идей и инноваций).
4. Здоровая жизнь (усиление исследований,
направленных на то, чтобы помочь людям жить здоровой, активной и независимой жизнью).
5. Интеллектуальная мобильность (проведение исследований в поддержку комплексной транспортной политики и логистики, оптимизация использования различных видов транспорта с точки зрения их эффективности, возможностей и взаимодействия).
6. Гражданская безопасность.
Запущенная в 2006 году стратегия была
обновлена в 2010 году, при этом особое внимание уделялось государственно-частным партнёрствам в перспективных проектах, в том числе ориентированным на достижение указанных выше приоритетов и решение социальных проблем в области здравоохранения, питания, климата и энергетической безопасности, связи и мобильности.
Одним из ключевых направлений стратегии высоких технологий с 2011 года стала цифровизация промышленности. Центральными направлениями деятельности правительства Германии в рамках ключевой задачи «Цифровая экономика и общество» стали следующие программы [4, р,16-17].
1. Индустрия 4.0. В описании стратегического плана отмечается, что благодаря эволюции Интернета реальный мир и виртуальный мир всё более сближаются, формируя Интернет вещей как основу новой индустрии. Ключевыми характеристиками промышленного производства будущего станут производство индивидуализированных продуктов в высокогибких производственных средах; ранняя интеграция клиентов и деловых партнеров в процессы проектирования и создания стоимости; связывание продукции и высококачественных услуг,
чтобы получить «гибридные продукты». В связи с чем правительство Германии ставит цель всемерно поддерживать промышленность и науку в реализации стратегии построения индустрии 4.0, чтобы обеспечить выход Германии на уровень ведущего поставщика таких технологий и центра промышленного производства.
2. Умные услуги (Smart services). Аналитики стратегического плана действий в области высоких технологий отмечают, что современная промышленность представляет для провайдеров и пользователей информационно-коммуникационных услуг (интеллектуальных услуг) большой потенциал для роста. Такие услуги позволят оптимизировать работу промышленных предприятий с помощью новых платформ знаний и виртуализации инфраструктур на основе информационно-коммуникационных технологий.
3. Умные данные (Smart data). Технологии больших данных (big data) существенно улучшают и ускоряют принятие решений и оптимизируют бизнес-процессы. Поэтому, предлагая программу «Умные данные», правительство Германии планирует содействовать разработке и тестированию инновационных услуг, связанных с применением данных технологий, чтобы предоставлять их не только крупному бизнесу, но и средним предприятиям.
4. Облачные вычисления (Cloud computing). Данную программу правительство Германии считает особенно важной для молодых компаний, а также малых и средних предприятий. Благодаря облачным приложениям, такие компании смогут получить доступ к инновационным технологиям, которые ранее были доступны в большей степени крупным компаниям.
5. Цифровая сеть (Digital networking). В рамках данной программы правительство Германии планирует работать над созданием и распространением высокопроизводительных сетей полного охвата, а также их функциональной совместимостью, что необходимо для формирования баз интеллектуальных приложений и инновационных услуг. Чтобы в полной мере использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий в таких областях, как образование, энергетика, здравоохранение, мобильность и управление, правительство Германии планирует разработать всеобъемлющую стратегию «интеллектуальных сетей».
6. Цифровая наука (Digital science). Данная программа направлена на государственную поддержку научного сектора в части цифровых преобразований и создания научной информационной инфраструктуры, и более широкого
использования цифровых технологий, которые открывают новые возможности для научных исследований и сотрудничества.
7. Цифровое образование (Digital education). Программа «Цифровое образование» ориентирована на содействие более широкому использованию цифровых технологий в образовании, на формирование навыков использования информационно-коммуникационных технологий независимо от возраста человека. Правительство Германии разрабатывает стратегию «цифрового обучения», которая будет развивать и реализовывать возможности для повышения уровня образования, предоставляемые цифровыми медиа.
8. Цифровая среда для жизни (Digital life environments). В рамках данной программы правительство Германии планирует сосредоточиться на вопросах социальной политики, которые связаны с проникновением цифровых технологий в повседневную жизнь семьи, что создаёт новые возможности гибкого сочетания семейной жизни и работы, порождает новые проблемы в родительской ответственности, но в то же время создаёт новые возможности для повседневной жизни и взаимодействия между поколениями.
Таким образом, цифровизация экономики и общества в современной Германии рассматривается как комплексная задача, в которой сочетаются экономические аспекты (развитие индустрии 4.0) и технические аспекты (цифровые технологии кибер-физических систем, больших данных, облачных вычислений) с гуманитарным наполнением, связанным с образованием и качеством жизни человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kagermann H., W. Lukas and W. Wahlster, 2011: Industrie 4.0: Mit dem Internet der Dinge auf dem Weg zur 4. industriellen Revolution [Электронный ресурс]. VDI nachrichten, 13. - Режим доступа: http://www.wolfgang-wahlster.de/ wordpress/wp-content/uploads/Industrie_4_0_Mit_ dem_Internet_der_Dinge_auf_dem_Weg_zur_vierte n_industriellen_Revolution_2.pdf.
2. Industrie 4.0. Smart Manufacturing for the Future. - Berlin: Germany Trade and Invest Gesellschaft für Außenwirtschaft und Standortmarketing mbH, 2013. - 39 p.
3. The Global Innovation Index 2017. Innovation Feeding the World. - Cornell University, INSEAD, and the World Intellectual Property Organization, 2017. - 432 p.
4. The new High-Tech Strategy Innovations for Germany. - Berlin: Bundesministerium für Bildung und Forschung/ Federal Ministry of Education and Research (BMBF) Division Innovation Policy Issues, 2014. - 51 p.
Сафиуллин Антон Рифкатович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий аспирантурой и докторантурой Ульяновского государственного технического университета, заведующий кафедрой «Экономическая теория».
Поступила 26.09.2017 г.
УДК 331.55 (470.42) Е. Г. ДЕНИСОВА
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Анализируются некоторые показатели миграции населения Ульяновской области как инструмента регулирования рынка труда; проблема низкой мобильности трудоспособного населения, связанная с высокой степенью монополизации российской экономики, слабой дифференциацией доходов населения в зависимости от результатов труда. Предложены меры по повышению трудовой мобильности населения региона, в частности: разработка и утверждение регионального плана повышения трудовой мобильности граждан, повышение уровня заработных плат до средних отраслевых по Российской Федерации, создание высокопроизводительных рабочих мест.
Ключевые слова: трудовая мобильность, внутренний рынок труда, региональный рынок труда, миграционная политика.
Миграция населения уже долгое время занимает важное место в жизни общества, а также в экономике и политике. Экономисты, социологи и политологи уделяют всё большее внимание вопросам перемещения населения. Понятия миграции разнообразны, но все они сводятся к одному, миграция - это перемещение людей из одной страны (региона) в другую, чаще всего, на большое расстояние и большими группами.
В настоящее время миграция населения выступает инструментом регулирования рынка труда как на федеральном, так и на региональном уровнях. В условиях сокращающейся численности трудовых ресурсов постоянно требуется изыскивать дополнительные возможности по увеличению экономически активного населения, одним из эффективных ресурсов для данного направления является развитие трудовой мобильности населения. Обеспечение новых производств квалифицированными специалистами - одна из основ региональной экономики, которая может быть частично реализована благодаря
© Денисова Е. Г., 2017
эффективной политике в области миграции населения [3, с. 70].
Цель миграционной политики состоит в том, чтобы трудовая миграция способствовала достижению сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы в стране и в регионах. Это должно происходить за счёт стимулирования территориальной подвижности населения в нужных масштабах и направлениях [2, с. 2080].
Анализируя статистические данные и результаты исследований в данной области, можно сделать вывод о весьма низком уровне мобильности рабочей силы в России, нежели, к примеру, в США. Подобное и связывает наш рынок труда с высокой степенью монополизации российской экономики, а также жёстким государственным регулированием заработной платы работников, слабой её дифференциацией в зависимости от результатов труда.
Эта же ситуация прослеживается и на региональных рынках труда.
Ульяновская область входит в состав Приволжского федерального округа. Численность населения области по данным Росстата