УДК 330.33
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Вдовенко З. В., д.э.н., заведующий кафедрой экономики ФГБОУВО РХТУ им. Д.И. Менделеева», e-mail: [email protected] Клепиков Д.Н., к.э.н., доцент кафедры экономики ФГБОУ ВО РХТУ им. Д.И. Менделеева», e-mail: [email protected] Лукьянова А.В. , к.т.н., доцент кафедры экономики ФГБОУ ВО РХТУ им. Д.И. Менделеева», e-mail: [email protected].
В новом тысячелетии промышленно развитые страны, сделавшие приоритетным направлением развития инновационные процессы, занимают передовые позиции в мире. Инновационные процессы в России развиваются достаточно медленно. Дискуссии о модернизации промышленного сектора экономики и необходимости формирования политики промышленного развития носят ярко выраженный разнополярный характер. Политика промышленного развития должна включать инновационную, структурную и инвестиционную составляющие, а также промышленную политику предприятий, территорий, Субъектов Федерации на основе согласования интересов общества-государства-бизнеса.
Ключевые слова: методология, производство, промышленная политика, управление, инновации
INDUSTRIAL SYSTEM IN TERMS OF ECONOMIC INSTABILITY
Vdovenko Z., Doctor Economic of Sc, Head of the Economics chair, Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia,
e-mail: [email protected]
Klepikov D., Ph.D., assistant professor of the Economics chair, Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia,
e-mail: [email protected]
Lukyanov A., Ph.D., assistant professor of the Economics chair, Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia,
e-mail: [email protected]
In the new millennium, the industrialized countries that have made a priority for the development of innovative processes at the forefront of the world. Innovative processes in Russia are developing quite slowly. Discussions on the modernization of the industrial sector and the need for policy-industrial development are pronounced bipolar character. Industrial development policy should include innovative, structural and investment components, as well as industrial policies of enterprises, territories Subjects of the Federation on the basis of reconciling the interests of societystate business.
Keywords: methodology, manufacturing, industrial policy, management, innovation
Глубокая зависимость индустриальной системы от государства и характер взаимоотношений с органами государственной власти, т.е. соотношение уравновешивающихся элементов власти с целями общества является основополагающим условием равновесия в системе государство - общество и определяет перманентное изменение и развитие, приспособление к требованиям изменений во внешней среде. В индустриальном обществе, ученые рассматривали промышленную систему в отрыве от государства. В современном информационном обществе индустриальная система является неотрывной частью государственной системы [1].
Основными целями индустриальной системы являются: увеличение выпуска продукции, сопутствующий рост потребления, научно-технический прогресс на основе государственной политики промышленного развития, которая призвана служить интересам общества. Роль государства в выстраивании политики промышленного развития заключается не в управлении предприятиями, а в регулировании промышленного сектора национальной экономки, т.е. в выстраивании долговременной политики промышленного развития через разработку приоритетных ориентиров для достижения оптимальности через обеспечение продовольственной, энергетической и экономической безопасности. Реализация такого подхода требует системного многовариантного сценарного исследования существующих мировых тенденций макроэкономического развития и последствий, принимаемых государственных решений, что невозможно без применения инструментов моделирования. Построение моделей, их верификация становятся обязательными этапами и инструментами принятия государственных решений.
Рассмотрим основные тенденции, оказывающие значительное влияние на промышленное развитие в индустриально развитых странах, для которых на современном этапе развития характерны быстрые темпы научно-технологических изменений, связанных с бурным развитием наукоемких производств на базе формирования новых отношений. Если рассматривать процессы развития во времени, то они основаны на цикличности, значительно влияющей на процессы управления. Изменения в промышленном секторе экономики происходят в пространстве с различными временными промежутками и, каждый научно-технический цикл, включает последовательные фазы зарождения, становления, распространения, зрелости, старение, и затем весь процесс вновь повторяется по спирали [2].
В середине 70-х гг. прошлого столетия в развитых странах начался процесс перехода от традиционного технологического уклада к - прогрессивному. В дореформенной России становление нового уклада сдерживалось дефицитом производственно-технологических ресурсов [3].
Основными факторами, негативно влияющими на переход к инновационному развитию в России, как нам видится, являются: отсутствие или недостаточность современных механизмов институциональных преобразований в экономике и политике, наличие процессов, бюрократизации в органах государственной власти, коррупции, невосприимчивости ко всему новому на всех уровнях руководства и управления.
Важнейшим импульсом, оказывающим значительное влияние на развитие промышленного сектора в индустриально развитых странах, начиная со второй половины прошлого века, стало существенное расширение сети государственных научно-исследовательских институтов, увеличение доли бюджетного финансирования и усиление госрегулирования в сфере науки. В среднем в странах ОЭСР [англ. Organisation for Economie Coopération and Development (OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики] она составляла в конце 1990-х гг. около 10 %. Вместе с тем, для этого процесса характерна неравномерность, которая зависит от национальных особенностей и степени развития научного сектора.
Для экономик большинства развитых стран важным моментом процветания является определение приоритетов развития, разработка новейших технологий и внедрение их в производство, развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики. Например, в США четко определены «национальные приоритеты» развития, включающие: обеспечение лидерства на всех направлениях научных знаний; укрепление единства между фундаментальными науками и национальными целями; развитие партнерства государства, промышленности и академических организаций по расширению капиталовложений в фундаментальные и инженерно-технические науки и др.
По мнению экспертов, в новом тысячелетии, над мировой экономикой нависли небывалые угрозы. Последствия экономического спада мирового финансового кризиса 2007 года ощущаются до сих
48 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2014 |
Рис 1. Рост ВВП на душу населения и ВВП на одного занятого в странах ОЭСР и БРИИКС, 2007-2009 и 2009-2012 гг. (среднегодовые
темпы роста, в процентах) [5]
пор. Так, в 2010 году высокие темпы роста производительности труда сопровождались восстановлением мировой экономики. Тем не менее, в странах ОЭСР имеют место незначительные изменения темпов восстановления экономики. Страны БРИИКС (Бразилия, Россия, Индия, Индонезия, Народная Республика Китай и Южная Африка), в меньшей степени пострадали от глобального спада, а производительность в 2009-2012 гг., продолжала расти на более чем 6% в год, по сравнению с 1,5% в год, в странах ОЭСР. В Китае рост внутреннего валового продукта (ВВП) на одного работника за рассматриваемый период в среднем составил 9% в год (рис. 1).
На современном этапе развития общественных отношений в условиях перехода к информационным технологиям имеют место глубокие преобразования в мировом масштабе в различных секторах экономики. Вместе с тем, в сфере промышленного производства требуются значительные объемы капиталовложений, техники и человеческих ресурсов. Уровень и структура общественного капитала влияют на способность стран к созданию крупных высокотехнологичных корпораций, поэтому неслучайно, что США, Германия, Япония, Китай, где приоритетны общенациональные ценности, лидируют в области новейших технологических разработок и их внедрения в промышленность. В Европейских странах, например, Франции, Италии, где имеет место высокий удельный вес мелких и средних фирм, уровень научных разработок значительно ниже. Крупные компании возникают и процветают, как правило, при поддержке, государства, что подтверждается тенденциями последних лет в развитии промышленного сектора экономики зарубежных стран.
В условиях нестабильности, растущей глобализации развивающиеся страны стремятся к получению преимуществ на базе привлечения сегментов, связанных с фундаментальными исследованиями, современными прорывными технологиями, проектированием. Внедрением инноваций в промышленное производство и т.д., что способствует созданию добавленной стоимости и рабочих мест. Так как нематериальные активы, базирующиеся на знаниях, особенно уязвимы, что влечет за собою соперничество стран в привлечении и сохранении таких активов с помощью национальных исследовательских экосистем, поощряющих прямые иностранные инвестиции. Особое внимание уделяется привлекательности национальных исследовательских систем путем укрепления потенциала университетов, научно-исследовательской инфраструктуры и большей международной открытости, включая возможности трудоустройства иностранных исследователей, мероприятия по укреплению имиджа, программы мобильности, образовательные программы, совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) и др.
Государственная политика в отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ связана с использованием экономических и политических инструментов для изменения и усиления частных стимулов к созданию новых технологий. Распределение НИОКР по видам экономической деятельности показывает структуру научной и промышленной специализации. В
настоящее время для большинства стран ОЭСР характерно ограниченное число направлений развития бизнеса, так, например, широко представлены следующие виды промышленного производства: химикаты, топливо, фармацевтические препараты, другие химические вещества и минералы, которые являются основным видом деятельности в сфере НИОКР в 8 из 27 стран, по которым имеются данные [5]. Изготовление оборудования для информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) особенно развито в Финляндии и Корее, в то время как информационные услуги преобладают в Ирландии, Польше и Португалии. В Чешской Республике, Франции, Германии, Италии и Испании развиты виды деятельности, связанные с космическими технологиями, производством и транспортировкой оборудования и автотранспортных средств.
Государственная политика развития промышленного сектора экономики играет важную роль в оказании влияния на направления инновационной деятельности. Ассигнования государственного бюджета на инновации или расходы на НИОКР, указывают на приоритеты политики для решения различных социально-экономических задач, таких как: оборона, экономическое развитие, финансирование науки, создание и функционирование научно-исследовательской базы. В 2012 году правительства стран ОЭСР инвестировали 0,8% ВВП в виде прямого финансирования из бюджета, либо, внутри страны, либо, за границей. В относительном выражении расходы на НИОКР из бюджета в Финляндии и Корее составили более чем 1 % ВВП [5].
Необходимо отметить существует широкий разброс национальных приоритетов и различий в отношении вложения бюджетных средств в развитие инновационных систем. Например, США направляет значительную долю средств из бюджета на оборону, в то время как Ирландия и Корея делают значительный акцент на экономическое развитие. Большинство стран, особенно Швейцария, направляют основную долю расходов бюджета на поддержку развития университетского образования. Кроме того развитие НИОКР отражается в показателях запатентованных изобретений. Ведущее место при патентовании в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве принадлежит медицинским технологиям, в то время как патентование высокотехнологичного оборудования доминирует в Германии и Японии. Цифровые коммуникационные технологии характерны при патентовании в Канаде, Корее и Китае. Патентование высоких технологий, в большей степени, характерно для стран БРИИКС, нежели для стран ОЭСР [5].
Государственная поддержка, как прямая, так и косвенная, может играть ключевую роль в инвестировании НИОКР и инноваций, в частности, малым и средним предприятиям. В последнее десятилетие расходы государственного бюджета на НИОКР в бизнес малых и средних предприятий в большинстве стран увеличились от 40% до 80%, и, в 2011 году составили более 85% в Словацкой Республике, Эстонии и Венгрии. Вместе с тем в Японии, Люксембурге, США и Швеции более 80% государственной финансовой поддержки оказывается фирмам с численностью более 250 сотрудников.
ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №6 2014 | 49
■1 ЁагЬгвЬадв М [л^гыаде
р И И И И|И| ИИ'ИИ' ■ _I,_1_
# ^ ^ / # # # ч* # # / 4? # ^ ^ ^ ^ 4- & $ & # £ ^ ^ 4 / # ^ 4*
Рис 2. Компании, получающие государственную поддержку инноваций, в зависимости от размера фирмы, 2006-08 и 2008-2010 гг. [5] (в процентном отношении к продукту и / или процессу инновационных фирм)
Главным финансовым инструментом политики научно-технологического развития в промышленном секторе экономики развитых стран является использование средств государственного бюджета. Доля затрат на научные исследования в ВВП незначительна, однако тенденция последних лет стабильна. В большинстве стран предлагаются различные финансовые стимулы для поощрения фирм к участию в инновационной деятельности и НИОКР, которые колеблются от 20 до 40 процентов (рис. 2).
В подавляющем большинстве стран, крупные фирмы, как правило, имеют больший выигрыш от таких схем, чем малые и средние предприятия. Государственная поддержка инноваций, как правило, распространена в производстве, чем в сфере услуг, хотя разница весьма мала в большинстве стран.
В Люксембурге, Нидерландах, Финляндии и Швейцарии доля фирм обрабатывающей промышленности, получающих государственную поддержку инноваций, превышает на 20-30 процентов долю государственных ассигнований в консалтинговые компании.
Только в России государственная поддержка инноваций выше в сфере услуг (сервисные фирмы), основной деятельностью, которых является предоставление услуг НИОКР для других (рис. 3) [5].
Поддержка технологического развития информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является частью политики промышленного развития. На рис. 4 показана динамика ИКТ, построенная на базе информации о Международной патентной классификации (МПК) изобретений данного вида экономической деятельности в отношении специализации в различных технологических областях, которая косвенно характеризует промышленную политику в странах ОЭСР и БРИИКС.
В последнее десятилетие рост темпов патентования нанотех-нологий составил около 5,2 % в год. Дания стала страной с самыми высокими показателями специализации в области биотехнологий. Наблюдается рост специализации в этой области в Австралии,
Израиле, Нидерландах, Сингапуре и Испании. Для нанотехноло-гий индекс специализации в период 2008-2011 гг. вырос и достиг следующих значений: Сингапур - 3,8, Россия - 1,7 и Корея - 1,5. Испания и Нидерланды, также значительно увеличили индекс специализации в этой области.
Вместе с тем, Китай при значительных показателях роста экономики, уменьшил индекс специализации в области ИКТ, нежели Финляндия, Корея и Япония. Израиль и Нидерланды, также снизили специализацию в области ИКТ, в сравнении с 2000-м годом. Уровень технологической специализации в мире существенно меняется. Большинство экономик, как правило, специализируются в большинстве областей техники. Однако имеют место высокая специализация (индекс специализации около пяти и выше) Китая - в цифровых коммуникациях; Индии - в органическом синтезе, Сингапура - в микротехнике и нанотехнологиях; Турции - в потребительских товарах, Норвегии - в строительных технологиях (рис. 5).
Передача знаний, в частности коммерциализация, в современном мире является центральной целью государственных научных исследований. Политические инициативы в рыночной экономике играют ключевую роль в цепочке сотрудничества промышленность - наука по НИОКР.
В настоящее время все больше интегрированных и стратегических направлений политики, что способствует коммерциализации, на последующих этапах результатов научных исследований, проведенных с участием государства в финансировании, путем укрепления и профессионализации подразделений по передаче технологий, а также вовлечении студенческой элиты процесс в коммерциализации.
Промышленно развитые страны, регулирующие процессы научно-технологического развития, занимают передовые позиции в мире по всем показателям. Для российской экономики только начало третьего тысячелетия стало точкой отсчета проведения институ-
Рис. 3. Компании, получающие государственную поддержку инноваций в сфере производства и услуг, 2008-2011 гг. (в процентном отношении к продукту и / или технологических инновационных фирм) [5]
50 ТКАШРОКТ ВШШЕББ Ш КШБТА | №6 2014 |
ш -т-ш ♦ 20CS-1C
10 1£ 1.Ü 15 Г'ПЧ'ФОгъфк.ь.мюще^ч.с W N 1.П Q rn a I»3 a en о r ay f N й ^ в Й В г nN ч-Я T- i- n T- ^ i R и Ф Iri r- fi irt 1" 1-йщ«|>оф<ефг>.1йеч";££яеч lüafiflrJlßrart^Nsliir ы> г~~ сч Р" 1Д S г- ^ ^- р- ъ f- rt г* R
U. [!i11 I X^Mjirbwof ICF-metaiKl pafcnis. 2006-10 ШнИатвгчфвН
1 ? ♦ ♦ ♦
W/ WW
Рис. 4. Динамика технологического развития в странах ОЭСР и БРИИКС в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), 1998-2000 гг. и 2008-2010 гг. (индексы рассчитаны по базе патентных заявок, поданных по процедуре Договора о патентной
кооперации) [5]
Рис. 5. Динамика технологического развития стран в 2008-2010 гг. (индексы на основе патентных заявок, поданных по процедуре
Договора о патентной кооперации) [5]
циональных реформ, направленных на модернизацию государства, завершения формирования рыночных механизмов, создания предпосылок, обеспечивающих долгосрочную стабильность.
Государство является обязательным участником инновационного процесса и выполняет одну из важнейших квалификационных функций, требующей высокий интеллектуальный и научной уровень развития, стратегическое мышление руководства страны. Активная роль государства при формировании отношений в промышленном секторе экономики определяется тем, что государство в лице государственных органов власти, как субъект управления и регулирования общественных отношений, является носителем национальных интересов общества и промышленного сектора экономики, которые всегда должны быть приоритетными в системе государство-бизнес-общество.
Дискуссии о модернизации промышленного сектора экономики и необходимости формирования политики промышленного развития носят ярко выраженный разнополярный характер. Так, например, -принцип минимального вмешательства в развитие промышленного сектора экономики, либо - полный контроль. Все это оказывает значительное влияние на то, что России пока не удалось создать концепцию технологического прогресса национального развития.
По мере продвижения принципа открытости науки необходимы новые политические подходы для определения форм и методов финансирования научно-исследовательской деятельности, процедур проведения научных исследований и использования результатов научных исследований, доступность и их защита и др.
На наш взгляд, выработка и реализация национальной концеп-
ции политики промышленного развития не должна опираться на заданные установки при переходе к рыночным отношениям, когда рынок все отрегулирует. Необходимо взять за основу исторически отработанные мировым сообществом ориентиры инновационного развития информационного общества. Политика промышленного развития должна включать инновационную политику (развитие наукоемких технологий, НИОКР, модернизация промышленности); структурную политику (корпоративные, отраслевые, территориальные аспекты); инвестиционную политику; промышленную политику предприятий, территорий, Субъектов Федерации; механизмы воспроизводства трудовых ресурсов, повышения внутреннего спроса, а также согласования интересов общества-государства-бизнеса.
Литература:
1. Вдовенко З.В. Ефимова Н.С. Безопасность в условиях глобальных изменений в обществе // Транспортное дело России. 2014. № 4. С.162-166.
2. Гэлбрейт Д.К. Новое индустриальное общество. Глава XXXV. Будущее индустриальной системы «Новое индустриальное государство». (J. K. Galbraith, The New Industrial State. Boston, 1967; J. K. Galbraith. Harmondsworth: Penguin Books 1974. P. 388.)
3. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989. С. 110-111.
4. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. - Экономика, 2004. 632 с.
5. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2013. Innovation for growth. http://dx.doi.org/10.1787/sti_scoreboard-2013-en
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2014 | 51