IndorCulvert как надёжный инструмент для проектирования водопропускных труб
DOI: 10.17273/CADGIS.2016.1.6
Райкова Л.С., системный аналитик ООО «ИндорСофт» (г. Томск) Снежко И.В., руководитель информационно-аналитического отдела ООО «ИндорСофт» (г. Томск) Шаймарданов М.Ш., ведущий программист ООО «ИндорСофт» (г. Томск)
°Со
2**
водится обзор системы проектирования водопропускных труб IndorCulverL Описываются характерные особенности системы и её преимущества для проектирови
Системг
актирования водопропускных тСиГуеП — одна из самых «молодых» разработок компании «ИндорСофт». Первая версия была выпущена осенью 2015 года, и с тех пор система ШогСи^еЛ уже успела получить положительную оценку и распространение у пользователей. Система активно развив ляются новые функции и оптимизируются существующие. Также ведётся работа над I рением списка поддерживаемых типовых альС^ мов. Так, если первоначальный выпуск поддерживал только 4 типовых альбома (в основном для проектирования круглых железобетонных труб), то на данный момент в системе представлены также прямоугольные и гофрированные трубы. Поддерживаемые типовые альбомы: • Серия 3.501.1-144. Трубы водопропускные круглые с плоским опиранием железобетонные сборные для железных и автомобиль-
Ория 3.501.1-144. Трубы водопропускные фундаментные круглые для автомобильных
Серия 3.501.3-183.01. Трубы водопропускны круглые из гофрированного металла для железных и автомобильных дорог. Серия 3.501.3-185.03. Конструкции из гофри) металла с гофром 150х150 мм для келезных и автомобильных дорог. !ифр 2175РЧ. Трубы водопропускные же лезобетонные круглые с плоским опирани-елезнодорожных и автомобильных
Серия 3.501.1-177.93. Трубы водопропускные железобетонные прямоугольные сборные для железных и автомобильных дорог. Шифр 57-368. Водопропускные дорожные трубы из полуколец.
__ Э 59589554-005-2012. Стеклопластиковые трубы.
татье рассматриваются характерные
Шифр 1484. Трубы водопро железобетонные сборные томобильных дорог. Серия 503-7-015.90. Трубы водопропускные круглые железобетонные из длинномерных звеньев.
САПР и ГИС автомобильных дорог I № 1(6), 2016
той
особенности системы ШогСи^еЛ, выделяющие её на фоне аналогов [1] и позволяющие в перспективе стать незаменимым инструментом для инженера-проектировщика.
Вариантное проектирование
Современный подход к проектированию подразумевает разработку нескольких вариантов конструкций трубы в рамках одного проекта — это позволяет сравнить полученные конструктивные решения и выбрать наиболее перспек-
1пйогСи1уегТ 9 - С:\Проекты\Труба ПК 4+20.си1уеП
тивный вариант. Система IndorCulvert соответствует такому подходу, позволяя детально запроектировать произвольное количество вариантов конструкций трубы. Полученные конструктивные решения можно наглядно сравнить по сформированным автоматически чертежам и трёхмерному изображению трубы. По каждому варианту сразу же формируются ведомости, поэтому выбрать оптимальную конструкцию можно с учётом необходимых объёмов работ.
Автоматический подбор конструкции
Процесс создания конструкции водопропускной трубы в IndorCulvert максимально автоматизирован — пользователю достаточно выбрать типовую серию и задать базовые параметры трубы (диаметр, тип оголовков и пр.), и система сама выполнит подбор схемы раскладки звеньев средней части трубы и подберёт конструкции оголовков, укреплений откосов и русел в соответствии с типовой серией.
Автоматизация подбора элементов обеспечивает точное соответствие проектируемой трубы типовой серии и нормативным документам, сво-
дя к минимуму возможные ошибки и противоречия в конструктивном решении. Кроме того, подбор оптимальной схемы раскладки звеньев и конструкций оголовков и укреплений существенно ускоряет работу проектировщика, позволяя корректировать и уточнять уже готовое решение, а не создавать конструкцию с нуля.
Интерактивный чертёж
При проектировании любых объектов инфраструктуры, в том числе и водопропускных труб, важно иметь возможность быстро получить актуальную отчётную документацию: чертежи, ведомости и пр. В системе IndorCulvert пользователю не нужно выполнять никаких дополнительных действий, чтобы сформировать итоговый чертёж проектируемой трубы — он всегда доступен в рабочей области и может быть в любой момент распечатан или передан в систему псдготов-ки чертежей.
Чертёж трубы формируется системой сразу после задания основных параметров конструкции и автоматически обновляется при изменении исходных данных, параметров конструкции трубы, схемы раскладки зве-
ньев и пр. Чертёж готов к печати — на него уже нанесена большая часть необходимых отметок, размерных линий, штриховок, а также чертежи узлов проектируемой конструкции. Кроме того, благодаря интерактивным режимам редактирования и измерения можно непосредственно на чертеже задавать положение трубы в насыпи и получать необходимую информацию о габаритах элементов, высотных отметках и уклонах.
Ведомости по проекту — таблица проектных данных, таблица спецификаций, таблица объёмов работ по котловану и др. — также отображаются непосредственно на чертеже и динамически обновляются при изменении данных проекта. Таким образом, переключаясь между вариантами, можно сравнить конструкции не только визуально, но и по требуемым критериям.
Библиотека серий
Система поддерживает широкий набор типовых альбомов, вся номенклатура элементов которых описана в специальной библиотеке серий. Здесь можно узнать подробную информацию по каждому элементу конструкции трубы, предусмотренно-
САПР и ГИС автомобильных дорог | № 1(6), 2016 | 35
...библиотека серий может быть использована не только как справочник номенклатуры. В системе предусмотрена возможность расширения библиотеки и добавления новых серий и конструктивных элементов: отдельных деталей (звеньев средней части, откосных стенок и пр.) и целых конструкций в виде набора элементов (например, конструкций оголовков).
му типовой серией (звену, откосной стенке и пр.), а также увидеть чертежи и трёхмерную визуализацию элементов.
Однако библиотека серий может быть использована не только как справочник номенклатуры. В системе предусмотрена возможность расширения библиотеки и добавления новых серий и конструктивных элементов: отдельных деталей (звеньев средней части, откосных стенок и пр.) и целых конструкций в виде набора элементов (например, конструкций оголовков). Таким образом созданные нестандартные серии и элементы затем можно использовать при проектировании индивидуальных конструкций водопропускных труб, а также в случае ремонта и реконструкции существующих труб. Пользовательские серии сохраняются в виде отдельных файлов, которые можно загружать в любой проект 1МогСи1уег1:, создавая собственный набор стандартов.
Совместная работа с IndorCAD
Очень часто проектирование искусственных сооружений рассматривается как один из этапов проектирования автомобильной дороги. В этом случае важным преимуществом будет возможность интеграции САПР автомобильных дорог с системой проектирования водопропускных труб. 1п^гСи1уег1 может использоваться не только как самостоятельное приложение, но и как встроенный редактор в составе САПР ЫогСАБ [2, 3]. Использование ¡МогСШуей: в качестве редактора ЫогСАБ позволяет не только задать в проекте автомобильной дороги основные параметры трубы и её положение на трассе, но также указать точное положение трубы в насыпи, запроектировать конструкцию трубы и детально проработать каждый узел конструкции.
При работе в ¡МогСАБ достаточно создать водопропускную трубу, развернуть её под нужным углом к трассе и указать начальные параметры: диаметр, длину и пр. Затем проектирование трубы можно продолжить в редакторе 1ЫогСи1уег1 При этом поперечное сечение дороги и земли формируется автоматически по данным проекта. Положение трубы в теле насыпи определяется в соответствии с расположением трубы в проекте ЫогСАБ. Также формируется «первое приближение» конструкции трубы с учётом её текущей длины и выбранной типовой серии.
Заключение
Система IndorCulvert позволяет эффективно решать задачи проектирования водопропускных труб, в том числе в связке с САПР автомобильных дорог IndorCAD. Автоматизация процесса подбора конструкции существенно экономит время и позволяет избежать ошибок проектирования, вызванных человеческим фактором. При этом система обладает рядом особенностей, делающих её привлекательной для проектировщика: вариантное проектирование незаменимо на этапе технико-экономического обоснования, когда необходимо выявить наиболее подходящий вариант конструкции, динамический интерактивный чертёж позволяет сразу увидеть результат проектирования и в любой момент получить отчётную документацию, а расширяемая библиотека серий позволяет создавать конструкции водопропускных труб не только в строгом соответствии с типовыми альбомами, но и на базе собственных индивидуально спроектированных элементов.
Кроме того, проектирование труб в IndorCulvert совместно с IndorCAD позволяет своевременно выявлять коллизии пространственного расположения объектов на дороге, что важно в концепции BIM (информационного моделирования) [4-6].
Литература:
1. Федотов Н.Г., Кривых И.В. Обзор программных продуктов для проектирования водопропускных труб // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 2(5). С. 86-93. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.2.13
2. Петренко Д.А. Новое поколение программных продуктов ИндорСофт // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2013. № 1(1). С. 10-17. DOI: 10.17273/CADGIS.2013.1.2
3. Снежко И.В., Петренко Д.А. Новые BIM-инструменты
в IndorCAD // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2016. № 1(6). С. 28-33. DOI: 10.17273/CADGIS.2016.1.5
4. Бойков В.Н. САПР автодорог — перспективы развития // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2013. № 1(1). С. 6-9. DOI: 10.17273/CADGIS.2013.1.1
5. Скворцов А.В. BIM для дорожной отрасли: что-то новое или мы этим уже занимаемся? // САПР
и ГИС автомобильных дорог. 2014. № 1(2). С. 8-11. DOI: 10.17273/CADGIS.2014.1.2
6. IndorCAD 10 как BIM-инструмент анализа проектных решений и обнаружения коллизий / В.Н. Бойков
[и др.] // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № (2). С. 108-113. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.2.16
36 | САПР и ГИС автомобильных дорог | № 1(6), 2016