ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2021, Том III, № 3 (52). С. 65-89._
Другов Алексей Юрьевич
доктор политических наук, главный научный сотрудник Центра ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН, Россия, Москва, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1821-6873
ИНДОНЕЗИЯ - ПРОБЛЕМА СЕПАРАТИЗМА В ПАПУА
Аннотация: Положение в индонезийских провинциях Папуа и западное Папуа на западной части острова Новая Гвинея в последние годы характеризуется дальнейшей активизацией вооруженного сепаратистского движения. Источников этого, по мнению многих индонезийских аналитиков и политиков, является неравномерность экономического, социального и культурного развития, маргинализация региона в сравнении с другими районами страны, что усугубляется этноконфессиональными и расовыми различиями.
Правительство наряду с военным подавлением сепаратистов принимает меры для преодоления конфликтов, в том числе, путем принятия закона об «Особой автономии» с рядом экономических, финансовых и социальных привилегий для коренного населения. Ряд экспертов, однако, считают, что в этих мерах недостаточно внимания уделяется политическим и психологическим мерам по преодолению тяжелого наследия последних десятилетий.
Ключевые слова: Папуа, неравномерность, выравнивание, сепаратизм, терроризм, «особая автономия», армия
Для цитирования: Другов А.Ю. Индонезия - проблема сепаратизма в Папуа // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том III, № 3 (52). С. 65-89. DOЫ0.31696/2072-8271-2021-3-3-52-065-089
© Другов А.Ю., 2021.
The Separatism Problem in Indonesian Papua
Abstract: Armed separatist movement and terrorism are showing further growth in Indonesian provinces Papua and West Papua at the western part of New Guinea island. The source of the movement as acknowledged by several Indonesian experts and politicians are the disbalance in the economic, social and cultural development, mar-ginalization of the region of the region compared with other provinces, which is aggravated by ethnic, confessional and racial differences.
Besides military suppression of the armed terrorists, the Indonesian government takes measures to overcome the conflict situation, including "The Act on Special Autonomy for Papua and West Papua" providing several economic, financial and social privileges for native population. But some politicians and experts argue that these measures are not sufficiently politically and psychologically oriented to overcome the heavy heritage of the last decades. Keywords: Papua, disbalance, overcoming, separatism, terrorism, "special autonomy ", army
Aleksey Yu. Drugov, Doctor of Political Sciences, Chief Researcher at the Center for SEA, Australia and Oceania Studies, Institute of Oriental Studies RAS, Russia, Moscow, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1821-6873
For citation: Drugov A.Yu. The Separatism Problem in Indonesian Papua. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2021, T. III, № 3 (52). Pp. 65-89. DOI:10.31696/2072-8271-2021-3-3-52-065-089
Положение в двух восточных провинциях Индонезии, Папуа и Западном Папуа, на западной части острова Новая Гвинея, динамика разворачивающихся здесь событий, в значительной мере стали индикатором процесса демократических реформ, начавшихся в Индонезии в 1998 г., его глубины, эффективности политической системы и государственной идеологии.
Территории этих провинций были частью голландской колонии Нидерландской Индии, которую 17 августа 1945 г. ин-
донезийское национально-освободительное движение провозгласило независимой Республикой Индонезией. После четырехлетней войны, в декабре 1949 г. на «Конференции круглого стола» в Гааге Нидерланды были вынуждены признать суверенитет Республики на территории бывшей колонии, кроме западной Новой Гвинеи, ссылаясь на расово-этническую специфику местного населения, которая, однако, не мешала ранее пребыванию Папуа в составе Нидерландской Индии. Решение вопроса было отложено на год, но затем Гаага отказалась возвращаться к переговорам. В 1961 г. было провозглашено нечто вроде независимого государства на этой территории.
Под угрозой крупномасштабной военной акции индонезийской армии при участии советской авиации и флота, Нидерланды 1 мая 1963 г. передали эту территорию Индонезии, оговорив проведение опроса местного населения. Такой опрос состоялся только в 1969 г. и дал положительные для Джакарты результаты, которые сейчас оспариваются сепаратистами.
Коренное население Папуа в расово-этническом (негроиды), конфессиональном (христиане и сторонники традиционных верований), культурном и даже цивилизационном отношениях (значительный процент пребывают на грани первобытнообщинного строя) радикально отличается от большинства населения страны. По данным переписи 2020 г. в провинции Папуа проживало 4,3 млн человек, а в Западном Папуа - 1,1 млн, что в целом составляло 2% населения страны.
Неоспорима историческая вина Нидерландов, которые на 18 лет (с 1945 по 1963 гг.) оторвали Папуа от исторического процесса Индонезии, создав целое поколение, для которого Индонезия была чуждым государством, и жившего в мире собственных интересов и ценностей, и не обеспечив территории достойные темпы и качество развития. Воссоединение с Индонезией в 1963 г. было обоснованным в политическом и правовом отношениях, и нет оснований полагать, что останься Папуа под покровительством Гааги, его развитие было бы завидным.
У Сукарно и его правительства (до 1966 г.) не оставалось времени, чтобы всерьез заняться многочисленными проблемами территории. Что же касается пришедшего ему на смену режима «нового порядка», для которого в политике приоритетными бы-
ли меры насилия, то неудивительно, что именно в этот период развиваются сепаратистские настроения. В их основе лежал и лежит до сих пор тот фактор, который обозначил российский исследователь А.В. Попов, указав, что «местное население в целом практически не готово к той капиталистической модернизации, которую призваны привнести крупные инвестиции в плантационное хозяйство и горнодобывающую промышленности»1. Профессор университета «Аирлангга» в Сурабае Багонг Суянто также писал в 2009 г.: «Развитие, которое осуществляется в Папуа в настоящее время, охватывает только технические и финансовые аспекты, не учитывая той социальной платы, которую приходится нести коренному населению, в особенности, в том, что касается адата и местных жителей, живущих на его основе... Разрыв между глобализованной капиталистической культурой и системой традиционных ценностей порождает культурный шок. Подобно тлеющему углю, недовольство, озлобление, желание мести уже давно присутствуют в душах значительной части населения Папуа»2. Капиталистические отношения, эксплуатация привносятся этнически и цивилизационно чуждыми людьми, выступающими при этом в качестве выгодоприобретателей, эксплуататоров.
Научный сотрудник индонезийской академии наук (LIPI) Айса Путри Будиарти, выделяет четыре коренных причины конфликтов в Папуа, которые, по ее мнению, сохраняют актуальность до настоящего времени.
1. Способ воссоединения с Республикой Индонезией в 1969 г., не опиравшийся на представительное изъявление воли местным населением.
2. Многочисленные факты насилия и нарушений прав человека, в особенности, в период «нового порядка», превыше всего ставившего обеспечение безопасности.
3. Недостаточный уровень развития. Принятая в свое время «особая автономия» для Папуа, еще не привела к достаточному росту качества жизни и благосостояния населения региона.
4. Факты расовой дискриминации в отношении коренных жителей3.
Принятый в 2001 г. закон об «особой автономии» для провинций Папуа, предусматривал усиленное финансирование и более активное привлечение коренного населения к политической жизни, предпринимательству и т.д. Был создан Народный совет Папуа, который наряду с местным правительством и парламентом наделен полномочиями в деле защиты интересов коренного населения, уважения традиций и культуры, участия женщин, регулирования религиозной жизни. Но, как признают индонезийские аналитики, принципиального сдвига не произошло.
Индонезийский эксперт по проблемам Папуа Франс Ма-ниагаси в ноябре 2020 г., положительно оценивая внимание, которое уделяет этим проблемам президент Джоко Видодо, указывал, что после 57 лет интеграции Папуа с Республикой Индонезией за этой территорией сохранилось определение «самая» — самая отсталая, самая бедная при наличии богатейших природных ресурсов, самая изолированная в физическом, социальном и культурном отношениях, самая маргинализированная и отчужденная, самая пострадавшая от затяжных конфликтов и насилия. Отсюда - апатия населения и его недоверие к правительству4.
Как заявил местный деятель в Папуа Ферди Хасиман в интервью сингапурской газете «Стрейтс Таймс» (09.09.2019), «средства, которые переводятся из Джакарты в Папуа, по преимуществу ведут к обогащению местной элиты и лишь малая их часть доходит до низов», 38% населения в 2019 г. жили менее, что на 1,90 доллара в день.
Вот показатели неравномерности экономического и социального развития Папуа в сравнении с другими районами страны. В марте 2019 г. к числу бедных в Индонезии в целом относились 9,47% населения, в Папуа - 27,55%, в Западном Папуа -23%, причем в этих провинциях численность бедных росла на 60 тыс. чел. в год5. К началу 2021 г. эти показатели несколько улучшились, составив 26,8% в Папуа и 21,7% в Зап. Папуа6.
Индекс интеллектуального развития по Индонезии в целом в 2020 г. составлял 71,44, в Папуа и Зап. Папуа соответственно 60,44 и 65,09. В 2019 г. число неграмотных граждан в возрасте от 15 лет составляло по стране 1,78%, а в Папуа 22,03%, т. е. в 13 раз больше7. В конце 2017 г. в Индонезии 3 000
деревень не имели электроснабжения, из них 2 000 в провинциях Папуа8. Высокой была детская смертность от эпидемических болезней, в т. ч. кори, в глубинке обеих провинций, вследствие недоедания, низкой культуры населения, отсутствия лекарств, и структур здравоохранения9.
В отдаленных районах чрезвычайно высоки цены на предметы первой необходимости. Так, в районе Пегунунган Би-танг в 2020 г. мешок риса (10 кг) стоил 2 млн рупий (ок. 140 долл. США), в Джакарте 1 кг риса стоил 10-11 тыс. рупий. Банка рыбных консервов - 150 тыс. рупий, цена cell phone равнялась стоимости 10-25 гр. золота. Цена одного литра бензина в глубинных районах в 2017 г. достигала 60-100 тыс. рупий (4-7 долл.) против менее 0,5 долл. на Яве10.
Происходила маргинализация коренного населения за счет усиленной миграции из центральных и западных районов страны. Как часто бывает и в других странах, мигранты отличаются большим динамизмом и мотивированностью и происходят из районов с более высоким уровнем образования. В 2010 г. перепись населения показала, что в городе Джаяпура и ряде важных районов коренные жители стали меньшинством. В Западном Папуа лишь в нескольких районах они были в большинстве. В результате выборов в 2014 г. в местное законодательное собрание г. Соронг из 30 членов были избраны только пять коренных жителей, в г. Джаяпура - 10 из 4011.
Член индонезийского парламента уроженец Папуа Джимми Демианус видит одну из главных причин конфликта в Папуа в засилье в госаппарате на всех уровнях приезжих. Молодежь из числа коренного населения, даже получив образование, не может найти себе достойного применения и это толкает ее на сторону сепаратистов12. Член Совета представителей регионов (сената) от Папуа Мервин С. Комбер был еще более откровенен, сказав: «Жители Папуа чувствуют, что в этой стране к ним относятся как к людям второго сорта. Доказательством тому - повсеместные расистские выпады в адрес уроженцев Папуа». Он высказался за создание местной партии, и чтобы во главе местных органов власти стояли коренные жители (сейчас только губернаторы и вице-губернаторы провинций)13.
Приведенные цитаты из различных источников показывают, сколь активно и разносторонне дискутируются проблемы Папуа в Индонезии. Вот как оценивает ситуацию уроженец Папуа Фредди Нумбери, сделавший в Индонезии вполне успешную карьеру - чин вице-адмирала, трижды пост министра, бывший посол в Италии и губернатор Папуа. Позитивно оценивая деятельность президента Джоко Видодо, в том числе развитие инфраструктуры, строительство дорог и мостов, он признает, что имели место различные подходы к ситуации в Папуа. Но в памяти человеческих страданий остается метод ошибочный -применение военной силы. «Именно эти страдания заставили жителей Папуа задаваться вопросом - являемся ли мы родными детьми матери Родины»14.
Таковы экономические, политические и социальные факторы, способствовавшие возникновению и развитию сепаратистского движения, в котором с 1971 г. наиболее известной стала Организация за независимость Папуа и ее военное крыло Освободительная армия Западного Папуа (под этим названием у сепаратистов фигурировала вся индонезийская территория на западе острова Новая Гвинея). Характерно, что это движение приняло название на индонезийском языке - Organisasi Papua Merdeka. Заметим, что тот же феномен обозначился в свое время в сепаратистском движении на северной части острова Суматра в провинции Аче, носившем название «Движение за независимый Аче» — Gerakan Aceh Merdeka.
По данным, которые в августе 2019 г. обнародовал генерал Сутийосо, бывший начальник Государственного разведывательного управления Индонезии, в тот момент кампанию за создание независимого государства возглавил Национальный комитет Западного Папуа (Komite Nasional Papua Barat). Под его руководством действовала Национальная армия Западного Папуа (Tentara Nasional Papua Barat), насчитывавшая 1 300 человек в составе 35 отрядов на территории обеих нынешних провинций. Они располагали 600 единицами огнестрельного оружия, из которых 200 единиц составляло штатное оружие, состоявшее на вооружении Индонезийской армии. Остальные 400 были собраны кустарным образом. Политическое руководство осуществляла организация Объединенное освободительное движе-
ние Западного Папуа (United Liberation Movement for West Papua)15.
Самым видным деятелем движения в настоящее время является Бенни Венда, проживающий в Лондоне, где он получил политическое убежище в 2003 г. после того, как бежал из индонезийской тюрьмы, находясь под судом за организацию демонстрации с требованием независимости для Папуа. В 2004 г. он создал сеть ячеек своих сторонников в ряде городов Великобритании, в Гааге и Порт-Морсби. В 2013 г. он совершил турне по ряду стран - США, Новая Зеландия, Австралия, Папуа - Новая Гвинея и Вануату. Одной из главных задач, которую ставят он и его сторонники, — привлечь внимание ООН к ситуации в Папуа, чтобы вынудить правительство Индонезии согласиться на проведение опроса о будущем территории16.
В декабре 2018 г. он выдвинул следующие требования Джакарте. Первое — немедленный вывод воинских континентов с территории Папуа. Второе - немедленное начало переговоров о проведении референдума под международным контролем о статусе территории, которая, по его словам, была незаконно оккупирована Индонезией. Третье - направление в Папуа комиссии ООН с целью выявления и документирования нарушений основных прав человека и обеспечение с индонезийской стороны сотрудничества официальных властей с этой комиссией. Он призвал президента Джоко Видодо принять во внимание травмы и страдания, которые испытывают жители провинции в течение всей своей жизни, и утверждал, что проблема Папуа не есть внутреннее дело Индонезии17.
Первого декабря 2020 г. Б. Венда объявил о создании Временного правительства, ставящего задачей мобилизацию населения территории на борьбу за проведение референдума о независимости, и провозгласил себя президентом государства. Он заявил, что готов в качестве равноправной стороны сесть за стол переговоров с Джоко Видодо и обсудить с ним проблемы двух государств. Президент Индонезии должен отменить военное положение в Папуа18. «Сегодня мы объявляет о создании нашего временного правительства Западного Папуа. С сегодняшнего дня, 1 декабря 2020 г., мы начинаем следовать нашей собственной конституции и требуем возвращения законно при-
надлежащей нам территории»19. Эти требования были изначально нереалистичны, и ни одно правительство в Джакарте не пошло бы на обсуждение вопроса об отделении Папуа от Республики, что было бы равносильно самоубийству.
Б. Венда, судя по всему, не осуществлял повседневный контроль над сепаратистами. Напряженность в Папуа и в стране в целом вокруг этой проблемы была столь высока, что выливалась в стихийные конфликты. Поэтому на первый взгляд частный эпизод стал толчком к серии политических событий с далеко идущими последствиями. Волна беспорядков, имевших межэтническую, межрасовую окраску, поднялась в середине августа 2019 г. Студентов из Папуа, обучавшихся в Сурабае (Восточная Ява), обвинили в надругательстве над государственным флагом (юридически этот эпизод не был доказан). Около общежитий, где они жили, прошли демонстрации, организованные радикальным Фронтом защитников ислама, Форумом детей военных и полицейских пенсионеров и движением «Молодежь панча сила». Акции сопровождались расистскими выпадами в адрес студентов из Папуа, которых обзывали обезьянами20. Позже на допросе в полиции представители этих организаций выразили готовность принести извинения, но это не спасло положение, тем более что подобные акции имели место в Маланге и Семаранге. По сообщению Общества правовой помощи, в акции против студентов Папуа в Сурабае активно участвовали сотрудники службы безопасности21.
В ряде городов Папуа вспыхнули массовые выступления, сопровождавшиеся поджогами зданий официальных учреждений, в том числе полицейских участков и воинских частей, транспортных средств, магазинов, рынков и гостиниц. В Джакарте группа студентов из Папуа провела демонстрацию перед дворцом президента и главным штабом сухопутной армии под
лозунгом «Отпустите нас, "обезьян", из Индонезии. Мы не хо-
22
тим жить с расистами, с теми, кто сеет ненависть» .
В Маноквари демонстранты забросали камнями командующего военным округом и начальника окружного управления полиции, которые пытались вступить с ними в переговоры, сожгли здание провинциального парламента23. Власти были всерьез обеспокоены развитием событий. Губернатор Восточной Явы
и мэр города Маланг по телефону принесли извинения губернатору провинции Папуа за события в Маланге и Сурабае24. Министр-координатор по вопросам политики, права и безопасности генерал Виранто встретился у себя в министерстве с представителями Папуа, после чего заявил, что достигнуто понимание необходимости стабилизации обстановки в качестве приоритетной задачи. «После этого мы будет развивать новое мышление с целью исправить допущенные ошибки, восполняя все, чего недостает для развития Папуа и Западного Папуа»25.
Девятого сентября состоялась встреча представителей крупнейшей мусульманской организации Нахдатул Улама, Союза церквей Индонезии, Конференции отцов церкви, Международной амнистии и ряда других организаций. Участники встречи призвали правительство уделять самое серьезное внимание проблеме Папуа. «Во имя гуманности, уважения достоинства и прав человека мы просим правительство и правоохранительные органы проявлять большую осмотрительность в своих действиях, чтобы не создавать новых проблем»26.
На следующий день президент Джоко Видодо принял большую группу (61 человек) представителей Папуа - традиционных общин, христианской церкви, общественных организаций, женщин, молодежи и студенчества. Среди их требований было усиление подготовки кадров из числа коренных жителей, чтобы проложить путь к повышению уровня благосостояния. Они просили увеличить число провинций с двух до пяти. Президент в принципе согласился рассмотреть этот вопрос27, по состоянию на вторую половину 2021 г. он находится в стадии согласования с местными властями.
Семнадцатого сентября 2021 г. генерал-майор Герман Асарибаб, уроженец Папуа, был назначен командующим XVII военным округом, куда входит Папуа. До этого он уже командовал другим военным округом, а еще ранее, в 2015 г., был начальником штаба XVII округа28. Это должно было продемонстрировать готовность центра назначать представителей коренного этноса на самые ответственные посты - полномочия командующего округом де факто едва ли не выше прерогатив губернатора.
Но антиправительственные акции вспыхнули с новой силой 23 сентября в г. Вамена, где прошел слух, что учительница в школе назвала ученика обезьяной. Были сожжены десятки домов, офис главы района, рынки. Погибли по разным данным от 26 до 32 человек (в основном в горящих зданиях), в большинстве своем мигранты с Суматры и Сулавеси. По данным правозащитной организации Human Rights Watch, в некоторых кругах на Яве, Суматре и Сулавеси в этой связи муссировалась идея джихада против уроженцев Папуа в качестве ответной меры29.
Генерал Виранто охарактеризовал эти события как умышленную провокацию сепаратистов с целью привлечь внимание к положению в Папуа Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в Нью-Йорке30. Генерал Мулдоко, глава администрации президента, призвал армию и полицию к крайней осторожности в выборе мер противостояния беспорядкам. Он тоже допустил, что определенные силы намеренно провоцируют власти на крайние меры, чтобы эта проблема была вынесена на обсуждение ООН31.
По некоторым данным, причиной было недоразумение -учительница просила не говорить громко (по-индонезийски keras), а ученики расслышали его как kera — обезьяна32. Но если это так, то события еще раз продемонстрировали уровень напряженности, при котором недоразумение ведет к безудержному насилию.
В индонезийском руководстве происшедшее, во всяком случае, на первом этапе было воспринято как стимул к поиску путей решения проблем Папуа. Заместитель председателя первой комиссии Совета представителей регионов (политика, права человека) Фахира Идрис высказался за то, чтобы президент выдвинул всеобъемлющую программу урегулирования проблем Папуа и сделал это со всей серьезностью, «чтобы наши братья в Папуа обрели надежду и снизился уровень напряженности»33.
Представители местных органов власти обеих провинций Папуа встретились 24 сентября в Джакарте с Мулдоко и передали обращение к президенту с призывом начать диалог с оппонентами, включая самых радикальных вооруженных сепаратистов. День спустя Мулдоко заявил, что готов встретиться с Бенни Венда, чтобы открыть путь к его диалогу с правительством34.
Б. Венда сказал, что готов к переговорам, выдвинув в качестве условия обсуждение вопроса о проведении референдума, участие третьей стороны в качестве посредника, вывод дополнительных полицейских и военных сил из Папуа, освобождение арестованных активистов. «Наше стремление к проведению демократического референдума и признания права на самоопределение, сейчас сильно как никогда»35.
Подобный диалог не мог получить развития. Идея референдума была в принципе неприемлема для Джакарты, поскольку в сложившихся условиях его исход был, мягко говоря, непредсказуем. Но кризис показал необходимость более радикальных мер. Президент Джоко Видодо еще в 2016 г. обозначил как неотложную задачу выравнивание уровней развития регионов и, в первую очередь, развитие транспорта и инфраструктуры. Это действительно более чем актуально, но, как указывает профессор Багонг Суянто, нужно, чтобы местное население видело в этой программе пользу для себя, а не для капиталистической эксплуатации ресурсов Папуа36.
Еще в конце 2019 г. новый министр-координатор по вопросам политики, права и безопасности Махфуд М.Д. сообщил, что правительство предоставило привилегии представителям коренного населения Папуа при поступлении в высшие учебные заведения и выделило для них квоты. «Это позволит эффективно преодолеть неравенство, которое наблюдается в Папуа, в особенности в сфере образования37. В 2021 г. правительство Папуа предоставило стипендии 900 малоимущим семьям для получения детьми полного среднего образования и еще 1 436 стипендий для студентов вузов38. Были выделены средства для набора 2 000 коренных жителей, которые должны пройти подготовку для службы в полиции. При этом число желающих пройти эту подготовку достигло 7 000 человек39.
Правительство приняло меры для нормализации обстановки и политической атмосферы вокруг компании «PT Freeport Indonesia», образованной после того, как в 2018 г. правительство Индонезии выкупило у американской компании «Freeport McMoran» 51% акций. Деятельность «PT Freeport», распределение доходов от добычи меди и золота продолжали вызывать существенное недовольство в Папуа40. Причины для этого недо-
вольства весьма разнообразны, в них переплетаются расово-этнические и культурные различия, неравномерность в распределении доходов, нарушения традиционных владений племен и др. На предприятиях компании в начале 2020 г. работали 7 096 человек, из которых только 2 890 принадлежали к коренному населению41.
В январе 2018 г. центральное правительство и администрация провинции Папуа подписали меморандум, в соответствии с которым в распоряжение провинции и властей района Мимика передавались 10% акций из 51%, которые перешли к Индонезии42. В марте 2020 г. провинцию посетил спикер Народного консультативного конгресса Бамбанг Сусатьо. В документе под названием «Национальная клятва», который был подписан с компанией «PT Freeport Indonesia» от имени НКК, Совета народных представителей и Совета представителей регионов, говорилось, что компания будет строить свою деятельность так, чтобы население Папуа в первую очередь пользовалось доходами от минеральных богатств43. Впервые одним из директоров компании стал уроженец Папуа Клаус Вамафма.
Едва ли не самым активным участником процесс была армия, что имело неоднозначные последствия. В 2017-2019 гг. главком вооруженных сил маршал авиации Хади Чахьянто создал в Папуа ряд оперативных объединений армии, авиации и флота, включая бригаду войск особого назначения и подразделения морской пехоты. Командному составу дислоцированных в Папуа войск он предписал вести активный диалог с представителями религиозных общин, адата, с молодежью, женщинами, местными властями и представителями науки44.
Военнослужащие привлекались к деятельности в сугубо гражданских сферах - здравоохранении, образовании, приобщении местного населения к методам ведения сельского хозяйства и др. Но при осуществлении всех мер, о которых говорилось выше, властям приходится преодолевать массированную инерцию негативной памяти, негативного мышления, которая питает радикалов. Вот примеры террористических актов, о которых сообщали индонезийские СМИ. В декабре 2018 г. сепаратисты убили 16 (по другим данным 31) рабочих на строительстве автомобильной дороги. Командование «Освободительной армии»
заявило, что принимает на себя ответственность за эту акцию, поскольку рабочие были военнослужащими инженерных войск, «и вообще, мы вас сюда не звали»45.
Приведем некоторые позднейшие события. Девятого февраля 2021 г. был убит водитель мототакси. Днем раньше террористы обстреляли торговый киоск, убив при этом учителя начальной школы, после чего сожгли школу, а 9 апреля был смертельно ранен еще один школьный учитель. Двумя днями позже была сожжена средняя школа, а через несколько дней с жестокостью убит школьник. 25 апреля был убит начальник службы безопасности провинции Папуа генерал Нуграха.
В районе Абенанто в июле 2021 г. жители, недовольные итогами выборов главы района и его заместителя и решением конституционного суда по этому вопросу, сожгли 34 офисных здания, 126 киосков, 13 жилых домов и 119 транспортных средств, разрушили мост, связывавший район с внешним ми-ров46. Третьего июня 2021 г. террористы напали на местный аэродром в районе Пунчак, уничтожили командно-диспетчерский пункт, пункт связи и зал ожидания47. В августе были зверски убиты двое рабочих на строительстве моста. Список можно продолжать.
Террор против учителей, по данным печати, вызван тем, что департамент просвещения и культуры Папуа и военные структуры заключили соглашение, по которому военнослужащие привлекаются в качестве преподавателей. Наряду со школьной программой, они значительное время уделяют воспитанию детей в духе национального единства, а также для получения сведений о настроениях и деятельности родителей. Террористы обвиняют и водителей такси в сборе разведданных. Совет церквей Папуа обратился к департаменту просвещения и культуры с просьбой пересмотреть соглашение с военными, чтобы вывести из-под удара учителей48. Начальник службы безопасности управления полиции провинции Папуа Паулус Ва-терпаув подтвердил, что полицейские часто замещают учителей, которые боятся мести со стороны террористов. Но, по его словам, их ученики, достигнув зрелого возраста, порой становятся информаторами последних49.
Несомненно, что активные радикальные сепаратисты составляют меньшинство в обеих провинциях Папуа. Но опрос, проведенный в первой половине 2021 г., показал, что в стране в целом 71,4% опрошенных вполне или в достаточной мере удовлетворены деятельностью президента и вице-президента. При этом самые низкие показатели менее 52% дали Молуккские острова и Папуа. Немногим выше были цифры в столице — 56,9%, а высший уровень обозначился в Джокьякарте и Центральной Яве - 82,8%50. У индонезийского правительства есть основания полагать, что при возникновении кризисной ситуации радикальные сепаратисты способны стать детонатором массового движения. К тому же немаловажны международные последствия подобной ситуации для престижа Индонезии.
Джакарта пристально следит за реакцией за рубежом на события в Папуа. Для беспокойства есть основания. В 2016 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН семь тихоокеанских государств выразили озабоченность нарушениями прав человека в Папуа и призвали ООН принять меры по этому вопросу, а Индонезию решить указанные проблемы. Джакарта отвергла претензии, объявив их политически мотивированными51.
Имеют место проявления солидарности с сепаратистами со стороны правительства Вануату, которое, в частности, в январе 2019 г. включило Бенни Венда в состав своей делегации на встречу, проводившуюся Комиссией ООН по правам человека в Женеве, что позволило ему передать там петицию о проведении референдума в Папуа, которую, как утверждалось, подписали 1,8 млн человек52. Но когда Организация за независимость Папуа обратилась в ООН с просьбой вмешаться в ситуацию, Комитет по деколонизации заявил, что этот вопрос находится вне его компетенции, поскольку Папуа не входит в число 17 стран, признанных ООН в качестве несамоуправляющихся территорий53. Премьер-министр Вануату Боб Лугман Веймар обвинил Индонезию в нарушениях прав человека в Папуа, выступая перед сессией ГА ООН в сентябре 2021 г.
Министр-координатор генерал Виранто указывал, что ни одно государство не поддерживает идею отделения Папуа, за это выступают только некоторые общественные организации. На правительственном уровне Австралия, ПНГ и Фиджи при-
знают Папуа и Западное Папуа законной частью Индонезии54. В ходе встречи постоянного представителя Индонезии в ООН с генеральным секретарем ООН в Нью-Йорке 10 сентября 2019 г., со стороны ООН была выражена поддержка суверенитета и территориальной целостности Индонезии. ООН верит, что президент Джоко Видодо проявит серьезный подход к ситуации в Папуа и призывает полицейский аппарат Индонезии к сдержанности, чтобы не дать оснований для обвинений в нарушении прав человека55.
В г. Медан (на севере о.Суматра) студенты устроили 1 октября 2019 г. демонстрацию у здания консульства США, обвиняя Америку в том, что эта страна является кукловодом беспорядков в Папуа. В сентябре 2021 г. посол США в Индонезии Ким Сунг заявил, что Вашингтон не поддерживает сепаратизм где бы то ни было, но озабочен ситуацией с основными свободами в этом милитаризованном районе, и призвал к переговорам между правительством и местным обществом56.
Сепаратизм и терроризм в Папуа стали источниками двух видов угроз для национальных интересов Индонезии. Внутренняя угроза - посягательство на государственную целостность с возможным демонстрационным эффектом, в частности, для Аче. Внешняя - известная уязвимость для внешнего вмешательства под предлогом нарушений прав человека и использование этого аргумента как предлога для санкций, если внешняя политика Индонезии в чем-то перестанет устраивать Запад.
Еще в конце 2019 г. бывший начальник Государственного разведывательного управления генерал Хендроприйоно предложил объявить Организацию за независимость Папуа международной террористической организацией. При ее тогдашнем статусе криминальной вооруженной группировки, предупреждал он, участие армии в борьбе против ОНП позволит ей заявлять на международных форумах о нарушениях прав человека в Индонезии, где армия действует против гражданских лиц57.
В начале апреля 2021 г. Национальное управление по борьбе против терроризма предложило отнести вооруженные террористические группировки в Папуа к числу террористиче-ских58. Двадцать девятого апреля министр-координатор Махфуд М.Д. обнародовал решение об отнесении к категории
террористов организаций и отдельных лиц в Папуа, осуществляющих массовые насильственные действия. Полиции, армии и Государственному разведывательному управлению предписывалось предпринимать решительные, но взвешенные меры. По словам министра, лишь горстка людей в Папуа поддерживает сепаратистов, тогда как по данным опросов 92% выступают в поддержку Республики Индонезии. Поэтому силовым структурам нужно быть весьма осмотрительными, чтобы их действия не затронули мирную общественность59.
Реакция в стране на это решение была неоднозначной. Указывали, что отнесение вооруженных группировок к разряду террористов автоматически лишает их статуса сепаратистов, а потому и права обращаться к международным организациям. Их положение приравнивается к ИГИЛ60. В то же время губернатор провинции Папуа Лукас Энембе обратился к правительству и парламенту с просьбой вернуть к рассмотрению этого вопроса с учетом всех социальных, экономических и правовых последствий, которые принятое решение может иметь для всего населения Папуа61.
Отрицательно высказалась популярная столичная газета «Джакарта пост» (03.05.2021)., указав, что решение правительства не принесет мир в крайние восточные провинции страны и, напротив, будет способствовать эскалации насилия и нарушений прав человека, которые и ранее были здесь повседневным явлением. Представители Международной амнистии обнаружили, что армия и полиция нередко оправдывали убийства местных жителей Папуа, обвинив их без достаточных оснований в принадлежности к ОНП или «преступным вооруженным группировкам». «В условиях сохраняющейся криминализации коренных жителей Папуа, выступающих в защиту своих прав, новый ярлык террористов лишь добавляет оскорбление к имеющимся травмам и создает новый источник озлобления. И неудивительно, если усугубится расовая дискриминация по отношению к жителям Папуа», - писала газета.
В то же время военный обозреватель журнала «Темпо» Джаннус Сиахиан справедливо считает, что, объявив сепаратистов террористами, правительство должно принять более серьезные меры для развития Папуа. Речь идет не только об инфра-
структуре, но и о преодолении высокого процента бедности, безработицы, социального дисбаланса. Население Папуа видит, как природные богатства выскребаются подчистую, леса вырубаются, земли истощаются, а деньги идут неизвестно куда. Необходимо пересмотреть экономическую и налоговую политику в, чтобы население Папуа чувствовало пользу от присутствия индонезийского государства62.
Ряд политических деятелей, уроженцев Папуа опубликовал обращение к правительству, приурочив его к 1 мая 2021 г., дню 58 годовщины «возвращения Папуа в лоно матери-родины». Безоговорочно осудив акты насилия со стороны сепаратистов, они призвали вернуться к вопросу о целесообразности объявления их террористами, которое в будущем может иметь негативные последствия для населения Папуа и интересов страны в целом. Правительству, по их мнению, следует сосредоточиться на борьбе с коррупцией и нарушениями прав человека, и ориентироваться на мирное разрешение конфликта по тому образцу, который был использован в Аче. «Необходимо оценить, насколько успешно было применение силы в Папуа до настоящего времени. Правительство должно решить проблему тысяч людей, вынужденных бросить родные места, спасаясь от действий как вооруженных группировок, так и полиции, которой помогает армия». Правительство должно с осторожностью применять закон №5 от 2018 г. о борьбе против терроризма, чтобы не допустить необоснованных арестов, случайных смертей, нарушений прав человека63.
Это было обращение людей, полностью лояльных Республике Индонезии и не сочувствующих сепаратистам, но у них отчетливо звучит указание на ошибки и даже злоупотребления со стороны армии и правоохранительных органов. 21 мая 2021 г. в Бандунге прошла демонстрация членов организации «Солидарность народа Папуа» с требованиями прекратить военные операции на этой территории и признать суверенитет Папуа, провозглашенный 1 декабря 1961 г. Демонстранты подчеркивали единство судеб народов Папуа и Палестины, где народы в равной мере испытывают угнетение. Они требовали снять с Национально-освободительной армии Западного Папуа ярлык
террористической организации. Полиция не вмешивалась в ход демонстрации64.
Вооруженный сепаратизм и терроризм в Папуа по роли и воздействию на процессы в индонезийском обществе сближается с исламским терроризмом. В обоих случаях правительство вынуждено применять насилие для защиты жизни и безопасности людей и целостности государства. Создается обстановка близкая к военной, а это неизбежно ведет к ограничению гражданских свобод (или создает поводы для таких ограничений), наносит прямой ущерб демократии, правам человека.
Как в свое время удачно выразился тогда ещё будущий министр-координатор Махфуд М.Д., вся сложность заключается в том, чтобы сохранить равновесие в обеспечении прав человека и его безопасности65. Отсюда и весьма значительная роль армии и силовых структур. Главнокомандующий вооруженными силами Индонезии маршал авиации Хади Чахьянто и начальник государственной полиции Листьо Прабово в ходе совместной поездки в Папуа в конце мая 2021 г. поставили перед воинскими частями и силами полиции задачи, в частности, нести в массы информацию о мерах правительства по развитию Папуа, включая инфраструктуру. Они признали, что далеко не все жители региона испытали на себе благоприятные последствия этой политики. Военачальники призвали подчиненных завоевывать сердца и умы коренного населения66.
Военные часто выступают в роли «наставников» по отношению к местному населению. Командующий военным округом генерал-майор Игнатиус Прийоно призвал молодежь Папуа прекратить сетования и избавляться от слабостей. Непрерывные сетования, по его мнению, противны воле Всевышнего, который наделил их силами и поместил жить в природе, исполненной вызовами. Молодому поколению Папуа стоит взглянуть на другие провинции, где люди выживают, не имея такого изобилия природных ресурсов. «Гордитесь богатством природы, будьте благодарны за это, поскольку не везде природа так богата, как здесь, упорно трудитесь, чтобы осуществить мечты и нести ответственность за жизнь, которой наделил вас Господь»67.
В декабре 2020 г. к ответственности были привлечены девять военнослужащих в звании от капрала до майора за недоз-
воленные методы при допросах двух местных жителей, заподозренных в связях с сепаратистами. В результате арестованные погибли, их тела были сожжены, чтобы скрыть следы68. Примечательны не только меры, принятые к виновным, но и огласка. Командование демонстративно усилило наказание военнослужащих, нарушающих правовые нормы. Глава администрации президента генерал Мулдоко, главком вооруженных сил и начальник штаба ВВС принесли публичные извинения за акты насилия, которые совершили члены полиции ВВС по отношению к двум жителям Папуа, участвовавшим в бытовой ссоре. Ряд местных военачальников были уволены69.
В конце декабря 2020 г. президент создал специальную комиссию для координации развития провинций Папуа, поставив следующие задачи:
- экономическая интеграция, преодоление хозяйственной разрозненности при уважении к местным обычаям и опыту;
- сохранение окружающей среды, борьба с природными бедствиями;
- развитие местных человеческих ресурсов, добиваясь высочайшего качества, позитивной настроенности, расположенность к инновациям;
- экономическое развитие и доступности основных средств инфраструктуры;
- эффективное управление и обеспечение безопасности70.
Принимаются меры для привлечения местного населения
к ведению системного сельского хозяйства, что, как ожидается, позволит изменить и социальную структуру общества, и психологию коренных жителей.
В июле 2021 г. парламент принял закон об установлении следующего 20-летнего периода «Особой автономии». Увеличен объем специального финансирований с 2% до 2,25% бюджетных средств, предназначенных для развития регионов. По объему бюджетного финансирования Папуа и Западное Папуа вошли в первую восьмерку провинций Индонезии. На нужды развития систем образования, здравоохранения, инфраструктуры и традиционных общин будет направляться 70% доходов от добычи нефти и газа. Установлено, что коренные жители будут занимать не менее 25% мест в районных органах власти (в кабупате-
нах). Из них не менее 30% должны составлять женщины. Для осуществления программы особой автономии создается специальный орган на уровне министерств, подчиненный непосредственно президенту71.
Этот закон был неоднозначно принят в стране и, в частности, в Папуа. Об этом можно судить по заявлению председателя Народного совета Западного Папуа Макси Нелсон Аборена, который призвал население спокойно воспринять новый закон, но отметил, что власти Индонезии не приняли во внимание ряд предложений местных органов72.
В провинции Папуа Народный совет обратился в Конституционный суд с требованием пересмотреть закон об особой автономии, ссылаясь на то, что он был разработан без реального участия представителей местного населения, правительства и парламента провинции. Не был проведен достаточно глубокий анализ итогов осуществления закона 2001 г. Заявление Народного совета было составлено в весьма резких выражениях73.
Критически оценили новый закон видные индонезийские политологи, указав, что наиболее неотложные задачи лежат в достижении взаимного уважения и доверия между коренным населением Папуа и остальной страной. Газета «Джакарта таймс» (21.07.2021) в редакционной статье прямо поставила в вину центральным властям то, что при разработке нового закона они не учитывали мнение местных политических и этнических организаций, и пока Джакарта сохраняет этот изживший себя подход, надежды на мир и благополучие в Папуа остаются призрачными. Но есть и противоположные точки зрения. Уроженец Папуа Франс Маниагаси, высказав ряд критических замечаний, однако, полагает, что при последовательном претворении в жизнь нового плана в течение ближайших 10-15 лет Папуа перестанет нуждаться в особом финансировании со стороны
74
центра .
Многое будет зависеть от того, насколько успешно правительству удастся преодолеть вооруженное сепаратистское движение, которое устами своего представителя Себби Самбома требует «убраться из Папуа» всех индонезийцев, будь то велорикши, педагоги или врачи, и обещает уничтожить тех, кто
останется. Есть данные, что в ряде случаев сепаратисты пользуются скрытой поддержкой со стороны местных чиновников75.
События в Папуа, в особенности, в последние годы, вызвали в Индонезии острую общественно-политическую реакцию. Заявления официальных лиц свидетельствуют в целом о понимании первостепенной важности этой проблемы и необходимости ее решения на основе более активного учета внутренних факторов (в то же время обращает на себя внимание, что политические партии воздерживаются от участия в дискуссиях). Примечательно проведение в конце сентября - начале октября 2021 г. в Папуа Национальных олимпийских игр, на которые прибыли президент Джоко Видодо, спикеры парламента и Народного консультативного конгресса, главком вооруженных сил, начальник государственной полиции и ряд министров. Были официально открыты семь спортивных объектов. Пышность мероприятия была призвана символизировать стабилизацию и ее необратимость. Однако оценки нового закона о специальной автономии, приведенные выше, показывают, что до установления реального диалога между провинциями и центром еще далеко. Дискуссия будет продолжаться, и от ее исхода будет зависеть многое. В более широком плане речь идет об осуществлении принципов, которые провозглашают парламент и правительство Индонезии в качестве основополагающих в политической системе и национальной идеологии, о действительной глубине демократических реформ, начатых в 1998 г.
1 Попов А.В. Особенности социально-политического развития провинции Папуа (Часть 1) // Юго-Восточная Азия: Актуальные проблемы развития. Том 1 (42). М., ИВ РАН, 2019. С. 115.
2 Mengapa Papua Membara. URL: https://kolom.tempo.co/read/1242705/mengapa-papua-membara.
3 Peneliti LIPI Beberkan 4 Akar Konflik Papua URL: https://www.gatra.com/detail/news/511639/politik/peneliti-lipi- 11.05.2021.
4 BeritaSatu.com, 28.11.2020
5 Gatra.com, 27.08.2019.
6 Awaiting endgame for Papua, West Papua's lingering problems URL: https://en.antaranews.com/news/176474/awaiting-endgame-for-papua-west-papuas-lin... 14.06.2021.
7 Freeport should actively support government for Papua's development URL: https//en.antaranews.com/news/175182/report.should-actively-support-government... 31.05.2021; Republika, 06.09.2021.
8 Antara News, 30.12.2017.
9 Suara Merdeka (Jakarta).21.01.2018. О ситуации в области образования и здравоохранения в этих провинциях см.: Попов А.В. Особенности социально-экономического развития индонезийской провинции Западное Папуа (Часть 1) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблеvы развития. T.III, №3(48), 2020. С.105-107.
10 The Jakarta Post, 03.07.2010.
11 Tempo (Jakarta), 05.07.2021.
12 Republika (Jakarta), 06.10.2019.
13 Suara Pembaruan (Jakarta), 09.09.2019.
14 Republika, 03.06.2021.
15 Suara Merdeka, 31.08.2019.
16 Gatra. com.10.09.2019.
17 Kompasiana.com. 26.12.2018.
18 Tempo. 04.12.2010.
19 Freeport should actively support government for Papua's development. URL: https://en.antaranews.com/news/175182/freeport-should-actively-support-government-for-papuas-development
20 Republika, 21.08.2019.
21 The Jakarta Post, 19.08.2019.
22 Gatra.com., 22.08.2019.
23 Kompas, 19.08.2019.
24 Kompas, 19.08.2019.
25 Detik News, 30.08.2019.
26 Suara Pembaruan, 10.09.2019.
27 Republika, 10.09.2019.
28 Tempo, 18.09.2018.
29 The Straits Times, 24.09.2019; Republika, 10.10.2019.
30 Suara Pembaruan, 24.09.2019.
31 Republika, 23.09.2019.
32 Suara Merdeka, 25.09.2019.
33 Suara Merdeka, 30.09.2019.
34 Kompas, 24.09.2019; Suara Merdeka, 26.09.2019.
35 The Jakarta Post, 04.10.2019.
36 Mengapa Papua Membara URL: https://kolom.tempo.co/read/1242705/mengapa-papua-membara-full&view=ok... 02.09.2019.
37Rupa — rupa Alis Nyentrik di 2017, Kreatif Banget URL: https://www.jawapos.com/nasional/17.12.2019/mahfud-md-negara-berikan-hak-khusus ... 17.12.2019. 38 Jawapos.com, 22.06.2021/
39 Preparing native Papuans for becoming agents of change URL: en.antaranews.com. /news/187654/preparing-native-papuans-for-becoming-agent... 06.09.2021.
40 Подробнее см.: Попов А.В. Особенности социально-экономического развития провинции Папуа (Часть 3) // Юго-Восточная Азия: &туальные проблемы развития. Ив РАН, М., 2019. Том 2, №4 (45), C 90-92.
41 Detik.com, 04.03.2020
42 The Jakarta Post, 12.01.2018
43 Teken Ikrar Kebangsaan, Ketua MPR Minta Freeport Utamakan Rakyat Papua URL: https://apps.detik.com/detik/ https://news.detik.com/berita/d-4926141/teken-ikrar-kebagsaan-ketua-mpr-minta-free... 05.03.2020.
44 Kompas.07.09.2019.
45 The Jakarta Post, 06.12.2018.
46 Suara Pembaruan, 26.07.2021.
47 Suara Pembaruan, 04.06.2021.
48 Gatra.com, 18.05.2021.
49 Gatra.com, 18.05.2021
50 Detik.com 11.06.2021.
51 BeritaSatu.com.
52 The Jakarta Post, 14.10.2016.
53 Kompasiana, 01.02.2019.
54 The Jakarta Post, 14.10.2016.
55 Gatra.com., 10.09.2019.
56 Gatra.com., 10.09.2019.
57 Gatra.com., 02.10.2019; The Straits Times, 29.09.2021.
58 Suara Pembaruan, 23.12.2019.
59 Komnas HAM Minta BNPT Hati-hati Golongkan KKB Papua Organisasi Teroris URL: https://news.detik.com/berita/d-5504561/komnas-ham-minta-bupt-hati-hati-golongkan... 23.01.2021.
60 Запрещена в Российской Федерации. Detik.com, 29.04.2021.
61 Jawa Pos (Jakarta), 07.05.2021.
62 PKS Minta Beda Pusat-Gubernur Papua soal KKB Teroris Segera Dituntaskan URL: https://news.detik.com/berita/d-5552290/pks-minta-beda-pusat-gubernur-papua-soal... 30.04.2021.
63 Tempo, 15.05.2021.
64 Freddy Numberi-Lenis Kogoya Minta Status Teroris KKB Papua Dikaji Ulan URL: https://news.detik.com/berita/d-5556999/freddy-numberi-lenis-kogoya-minta-status-teroris-kkb-papua-dikaji-ulang.04.05.2021.
65 Massa di Bandung: Pak Presiden, Rakyat Papua Sama dengan Palestina https://news.detik.com/berita-jawa-barat/d-5577854/massa-di-bandung-pak-presiden-r... 21.05.2021.
66 Kompas, 03.10.2019.
67 Papua's security personnel tasked with safeguarding development agenda URL: https://en.antaranews.com/news/175318/papuas-security-personnel-tasked-with-safegu... 28.05.2021.
68 BeritaSatu.com, 25.06.2021
69 Вакаг 2 Warga Рариа иПик НДа^кап Jejak, 9 Окпит Т№ АБ Jadi Tersangka. URL: https://apps.detik.com/detik/ https://news.detik.com/berita/d-5306761/bakal-2-warga-papua-untuk-hilangkan-jejak... 23.12.2020.
70 Republika, 28.07.2021.
71 Antara.news, https:/en.antaranews.com.news/ 09.06.2021; Pengamat: Ada 4 На1 dalam Репа^апап ККВ di Рариа URL:
https://www.beritasatu.com/nasional/831945/pengamat-ada-4hfl-dalam-penanganan-... 24.09.2021.
72 Antara.news, 15.07.2021.
73 Antara.news., 14.07.2021.
74 Newsdetik, 01.09.2021.
75 Implikasi Politik РР Otsus terhadap Papua URL:
https://www.beritasatu. com/opini/7919/implikasi-politik-pp-otsus-terhadap-papua... 27.09.2021.