Научная статья на тему 'Индия и Индонезия: бесконечно преданные Истине по имени Музыка (презентация монографии «Музыкальная культура Южной и Юго-Восточной Азии: параллели и пересечения»)'

Индия и Индонезия: бесконечно преданные Истине по имени Музыка (презентация монографии «Музыкальная культура Южной и Юго-Восточной Азии: параллели и пересечения») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Южная Азия / Юго-Восточная Азия / Индия / Индонезия / музыкальная культура / рага / гамелан / компаративный анализ. / South Asia / Southeast Asia / India / Indonesia / musical culture / raag / gamelan / comparative analysis.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карташова Татьяна Викторовна

Статья посвящена выходу в свет монографии Т. В. Карташовой и В. Ю. Антиповой «Музыкальная культура Южной и Юго-Восточной Азии: параллели и пересечения». Это первое в отечественной и зарубежной музыкальной науке исследование, в котором по различным векторам сравниваются две музыкальные цивилизации. Избранный компаративный метод исследования позволяет сопоставить данные регионы по различным социокультурным векторам. Проблематика работы не ограничивается рамками исключительно музыкальной традиции, её историко-культурологический контекст широк: он включает также виды театрального и танцевального искусства. В процессе написания исследования оба автора опирались преимущественно на личный опыт изучения традиций индийской и индонезийской музыки, полученный во время научных стажировок. Многообразный фактологический материал, представленный в монографии, может послужить основой для дальнейших исследований в области музыкальной индологии и индонезистики, а также быть полезен культурологам, этномузыкологам, гуманитариям широкого профиля и всем интересующимся проблематикой музыкальных культур мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карташова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

India and Indonesia: Endlessly Devoted to the Truth by the Name of Music (Presentation of the Monograph «Musical Culture of South and Southeast Asia: Parallels and Intersections»)

The article is devoted to the publication of the monograph by T. V. Kartashova and V. Y. Antipova «Musical culture of South and Southeast Asia: parallels and intersections». This is the first study in Russian and foreign music science, in which two regions of civilization are compared according to different vectors. The chosen comparative research method allows us to compare two regions of civilization according to various socio-cultural vectors. The problems of the work are not limited exclusively to the musical tradition, its historical and cultural context is wide including types of theatrical and dance art. In the process of writing the study, both authors relied mainly on their personal experience of studying traditions of Indian and Indonesian music, obtained during scientific internships. The diverse factual material presented in the monograph can serve as a basis for further research in the field of musical Indology and Indonesian studies, as well as be useful to cultural scientists, ethnomusicologists, humanities of a wide profile and anyone interested in the problems of musical cultures of the world.

Текст научной работы на тему «Индия и Индонезия: бесконечно преданные Истине по имени Музыка (презентация монографии «Музыкальная культура Южной и Юго-Восточной Азии: параллели и пересечения»)»

DOI: 10.24412/2618-9461-2024-4-3-7

Карташова Татьяна Викторовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Kartashova Tatiana Victorovna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Theory of Music and Composition Department Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

ИНДИЯ И ИНДОНЕЗИЯ: БЕСКОНЕЧНО ПРЕДАННЫЕ ИСТИНЕ ПО ИМЕНИ МУЗЫКА

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОНОГРАФИИ «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮЖНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРЕСЕЧЕНИЯ»)

Статья посвящена выходу в свет монографии Т. В. Карташовой и В. Ю. Антиповой «Музыкальная культура Южной и Юго-Восточной Азии: параллели и пересечения». Это первое в отечественной и зарубежной музыкальной науке исследование, в котором по различным векторам сравниваются две музыкальные цивилизации. Избранный компаративный метод исследования позволяет сопоставить данные регионы по различным социокультурным векторам. Проблематика работы не ограничивается рамками исключительно музыкальной традиции, её историко-культурологический контекст широк: он включает также виды театрального и танцевального искусства. В процессе написания исследования оба автора опирались преимущественно на личный опыт изучения традиций индийской и индонезийской музыки, полученный во время научных стажировок. Многообразный фактологический материал, представленный в монографии, может послужить основой для дальнейших исследований в области музыкальной индологии и индонезистики, а также быть полезен культурологам, этномузыкологам, гуманитариям широкого профиля и всем интересующимся проблематикой музыкальных культур мира.

Ключевые слова: Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Индия, Индонезия, музыкальная культура, рага, гамелан, компаративный анализ.

INDIA AND INDONESIA: ENDLESSLY DEVOTED TO THE TRUTH BY THE NAME OF MUSIC

(PRESENTATION OF THE MONOGRAPH «MUSICAL CULTURE OF SOUTH AND SOUTHEAST ASIA: PARALLELS AND INTERSECTIONS»)

The article is devoted to the publication of the monograph by T. V. Kartashova and V. Y. Antipova «Musical culture of South and Southeast Asia: parallels and intersections». This is the first study in Russian and foreign music science, in which two regions of civilization are compared according to different vectors. The chosen comparative research method allows us to compare two regions of civilization according to various socio-cultural vectors. The problems of the work are not limited exclusively to the musical tradition, its historical and cultural context is wide including types of theatrical and dance art. In the process of writing the study, both authors relied mainly on their personal experience of studying traditions of Indian and Indonesian music, obtained during scientific internships. The diverse factual material presented in the monograph can serve as a basis for further research in the field of musical Indology and Indonesian studies, as well as be useful to cultural scientists, ethnomusicologists, humanities of a wide profile and anyone interested in the problems of musical cultures of the world.

Key words: South Asia, Southeast Asia, India, Indonesia, musical culture, raag, gamelan, comparative analysis.

В январе 2024 г. в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова вышла монографии Т. В. Карташовой в соавторстве с В. Ю. Антиповой1 «Музыкальная культура Южной и Юго-Восточной Азии: параллели и пересечения» [3] (фото 1-3), речь о которой хотелось бы предварить авторским эпиграфом: «Индия и Индонезия — страны, бесконечно преданные Истине по имени Музыка, которая создаётся по особым канонам глубокого самопознания с целью приобщения к сути универсума, к его высшей гармонии и духовности. Их музыкальное искусство — это Откровение индийского и

индонезийского народа, распахивающее душу и сердце каждому, кто его хочет услышать» [3, с. 6]. Её появление — это длительный путь поисков, исследований, размышлений, связанных со звукотворчеством двух музыкальных цивилизаций — Индии и Индонезии, культурный диалог которых прослеживается с начала I тысячелетия.

Проблематика монографии. Тематика работы находится в русле современных тенденций музыковедческой науки, поскольку вопрос изучения музыкальных культур мира является одним из актуальных её областей,

1 В. Ю. Антипова — выпускница (2020 г.) Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (класс доктора искусствоведения, профессора Татьяны Викторовны Карташовой). Стипендиат Darmasiswa Indonesian Scholarship, автор более 60 научных публикаций о культуре Индонезии. Лауреат премии главы муниципального образования «Город Саратов» «Успех» в номинации «За выдающиеся достижения в области культуры и искусства», лауреат XXVI Международного конкурса молодых музыкантов имени Д. Б. Кабалевского, лауреат VIII Международного конкурса просветительских программ камерной музыки и фортепианного дуэта «Музыка дуэта». В настоящее время — преподаватель в Melodica Music and Dance Institute (ОАЭ, Дубай).

2 Индонезия переводится как «островная Индия».

Фото 1. Обложка книги

Фото 3. Антипова В. Ю. и гамелан. Джокьякарта

1=5»' —....... - - И]

^йртяшовя, 5.(0. дмтиповй

рузьтаьиял ттп

ютмой И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ 03ИИ: тмш И ПЕРЕСЕЧЕННА

-З&ш

г н

ш

Фото 2. Карташова Т. В. Дворец Тадж-Махал (Агра)

в то же время музыка Южной и Юго-Восточной Азии представляет собой малоизученный пласт мирового художественного наследия. Заявленная в работе проблематика также представляется актуальной в условиях отсутствия комплексных трудов, посвящённых взаимодействию и взаимовлиянию культур Южной и Юго-Восточной Азии. Данная монография — первое научное исследование в отечественном и в зарубежном музыкознании, посвящённое компаративному анализу музыкальных культур Индии и Индонезии как знаковых регионов Южной и Юго-Восточной Азии и маркирующих региональную специфику своих цивилизаций. Они становятся квинтэссенцией типологических качеств, ха-

рактеризующих культуры азиатских макрорегионов как целостно-системное явление. Таким образом, в ракурсе поставленных вопросов главный интерес заключался в сопоставлении музыкальных культур Индии и Индонезии: выявлены различные координаты, маркирующие историко-культурную специфику, а также обозначены черты общности их музыкальных традиций, которые репрезентируют уникальный звукообраз обозначенных регионов-цивилизаций.

Структура монографии. Сложившийся тысячелетиями единый цивилизационный фундамент Южной и Юго-Восточной Азии позволяет говорить об общности их культурных традиций, которые объединяет концептуально идентичное осмысление ряда явлений. Наличие точек пересечения в системах координат индийской и индонезийской цивилизаций в трёх главах монографии выявлено на нескольких уровнях: это родственность основ миропонимания, сакрализация звуковой материи и самого понятия музыкального искусства (все его виды принадлежат к сфере священного: через искусство к богу), структурный уровень организации музыкальной ткани, циклическая трактовка категории времени, трансформационные процессы под влиянием культуры ислама, медитативный процесс, а также «ансамбле-вость как основополагающий принцип в определении системной целостности музыкальной культуры данных регионов» [1, с. 72]. Также обращает на себя внимание широчайшее распространение особого общего круга сюжетов (эпос «Рамаяна» как межкультурный феномен в зрелищных искусствах), родственных танцевальных и театральных жанров, принципы функционирования традиционной системы музыкального образования. Таким образом, есть все неопровержимые основания свидетельствовать об общетипологических чертах, объединяющих такие обширные и многосоставные регионы, какими являются Южная и Юго-Восточная Азия. Более того, охватывая весь пространственно-временной массив этих цивилизаций, можно без преувеличения говорить о существовании чётко прочерченных по разным координатам (исторически, регионально, социально, этноконфессионально и т. д.) прочных структурно-системных связей между ними. Все перечисленные параметры не только определяют удивительную устойчи-

4

вость во времени и пространстве, которой уникально отмечены индийская и индонезийская цивилизации как одни из древнейших в мире, но и свидетельствуют о наличии глубоких межцивилизационных контактов внутри азиатских регионов и сложившихся архетипах в их культурных системах, подтверждая взаимодействие и взаимообогащение различных культур Pax Sonoris, или Звучащей Вселенной.

Отдельно подчеркнём, что в процессе изучения различных инотрадиций стремление отождествить некие категории, выработанные в этих культурах, с системой координат, принятой в европейской музыке, не всегда представляется возможным и целесообразным, в то время как разработанная в них терминология способна снизить риск искажения информации. Блистательно обоснованный крупнейшим российским исследователем Дживани Константиновичем Михайловым принцип герметичности систем музыкального мышления указывает на необходимость оперировать автохтонными терминами и понятиями, что и было предпринято в данном исследовании. Вследствие этого к работе приложены два глоссария по Индии и Индонезии, которые объясняют базовые инокультурные термины.

По страницам монографии. Музыка Южной Азии представлена многообразными музыкальными традициями, относящимися к культуре Индии, Непала, Пакистана, Бутана и Шри-Ланки. В свою очередь Индия — страна множественности, хотя в настоящее время она понимается как целостный историко-цивилиза-ционный феномен. Важнейшими факторами, характеризующими специфику индийской цивилизации, являются «полиэтничность, поликонфессиональность, полиязыковость» [2, с. 139]. Как подчёркивала Инди-ра Ганди, «если вы хотите узнать Индию, отбросьте все предубеждения, всё, что вы слышали или читали. Не пытайтесь также сравнивать, ибо Индия не похожа на другие страны и хотела бы остаться таковой. К ней не применимо ни одно из ваших привычных понятий. Она многолика и едина. В ней бесконечное многообразие и в то же время целостность, корни которой уходят в глубину веков» [4, с. 7].

Индия — это широкая панорама религиозных верований, ритуальных практик, народов, языков и традиций, амальгама которых представляет многоликую культуру южноазиатского субконтинента. На территории страны проживают более 240 народов и этносов, существуют десятки языков, религиозных традиций, не говоря уже о музыкальных диалектах. Всё это привело к внушительному «многообразию музыкальных видов, жанров и стилей» [5, с. 135], функционирующих в этой системе и придающих её облику цельность в многообразии.

В индийской цивилизации издавна сложилась специфическая звукомузыкальная «идеология», отражённая во всех сферах искусства и проявленная прежде всего в структурном феномене музыкальной культуры: это целостный системно скоординированный организм, где каждое явление признано самостоятельным и вплетено в общую музыкальную канву многоцветного звуко-

вого кружева. На сегодняшний день искусство Индии представляет собой пёстрый «букет» разнообразных региональных стилей, жанров, форм на всех уровнях культурной системы: от высоких (храмовых, придворных, в наше время — концертных) традиций до музыки локальной каждой из десятков тысяч деревень или сотен городов субконтинента. Ни одно из явлений не повторяет другое, и порой сознание просто теряется в тщетных попытках хоть как-то охватить этот потрясающий культурный конгломерат.

На территории Юго-Восточной Азии располагаются такие страны, как Малайзия, Вьетнам, Таиланд, Лаос, Мьянма, Камбоджа, Индонезия, Бруней, Сингапур, Филиппины. При этом в пределах одного государства могут культивироваться значительно отличающиеся друг от друга музыкальные стили, в рамках которых присутствуют уникальный инструментарий, особый репертуар и тип экспрессии, что отражает удивительное культурное богатство данной части земного шара. В то же время различные культурные группы, обладающие сходными традициями, населяют обширные территории, не укладывающиеся в границы современных государств. В результате становится невозможным утверждать, что какой-либо один музыкальный стиль репрезентирует искусство той или иной страны. Неслучайно исследователи, обращавшиеся к изучению музыки континентальной части Юго-Восточной Азии, отмечали: «Государства не всегда определяют проживающие на их территориях культурные группы. <...> Из-за капризов истории (войны, колониализм, миграции) языковые группы редко живут исключительно в рамках нынешних международно признанных границ» [6, с. 83].

Следовательно, одним из принципиально важных качеств, присущих данным культурно-цивилизацион-ным системам и объединяющих их, является множественность, или многоликость (разнообразие типов культуры), в условиях которой проходило их становление и развитие. Музыкальная культура Южной и Юго-Восточной Азии — это многоцветные «гобелены», сотканные из множества пёстрых региональных традиций, — представляют собой целостно-системные явления, функционирующие как единый гигантский макроорганизм. Исходя из этого тезиса, рассматриваются все однопорядковые явления, выявленные в данных регионах.

Практический опыт в Индии и Индонезии. Масштабные художественные феномены, каковыми являются цивилизации Индии и Индонезии, были, есть и остаются манящим к себе причудливым миром, который даёт западному человеку иное осознание жизни и одновременно помогает лучше рассмотреть себя в зеркале другой культуры, а также служат неиссякаемым источником вдохновения для творческих личностей из разных стран. Учитывая специфику и самобытность музыки данных регионов, было бы невозможным проведение полноценного исследования без определённых знаний и непосредственных исполнительских навыков в области обозначенных культур, которые всё ещё остаются

для европейцев не до конца осознанными и понятными. В этом плане необходимо отметить, что оба автора монографии имеют практический опыт освоения данных инотрадиций. Так, настоящей школой для Татьяны Викторовны Карташовой стало обучение классической индийской вокальной музыке (класс хайала, гуру Сониа Рой) в 2004-2006 и в 2009 гг. на научных стажировках в институте Шрирам Бхаратия Кала Кендра (Shriram Bharatiya Kala Kendra) г. Нью-Дели: в 2004-2006 гг. в рамках программы Indian Council for Cultural Relations, в 2009 г. — награждена «Orientation grant» на поездку в Индию от посольства Республики Индия в Москве.

Описания конструкций музыкальных инструментов и приёмов игры на инструментах индонезийского гаме-лана приводятся на основе исполнительской практики Виктории Юрьевны Антиповой, полученной во время научной стажировки в Индонезийском институте искусств г. Джокьякарты (Institut Seni Indonesia Yogya-karta) в рамках программы «Darmasiswa Indonesian Scholarship» в 2017-2018 гг. Согласно индонезийской традиции, каждый музыкант ансамбля должен владеть навыками игры на всех инструментах гамелана, поэтому обучение включило в себя практику музицирования на качапи, кенданге, гамбанге, пекинге, сароне, демунге, гендере, слентхеме, гангса, бонанге, рейонге, кенонге, кетуке, кемпуле, дженгглонге, гонге. Также основой для характеристики культуры Малайского архипелага послужили многочисленные обсуждения ряда вопросов индонезийского искусства с носителями традиции и личные наблюдения автора, сложившиеся в результате посещения музыкальных и театральных представлений на островах Ява и Бали.

Помимо неоценимого опыта освоения индийской вокальной и индонезийской гамеланной традиций и уникальных сведений, полученных в беседах с мастерами различных изящных искусств, чрезвычайно важным было само пребывание в соответствующей культурной

среде, погружение в повседневное течение творческой жизни музыкантов Южной и Юго-Восточной Азии и, как следствие, подстройка психофизиологических систем собственного организма, включая слух, к специфике восприятия, выработанного в обозначенных культурных системах.

Итак, в историю Южной и Юго-Восточной Азии вписана ещё одна страница. Книга адресована специалистам в области музыкальной индологии и индонезистики, культурологам, этномузыкологам, гуманитариям широкого профиля, а также всем интересующимся проблематикой музыкальных культур мира. Надеемся, что чарующий мир индийской и индонезийской музыки найдёт своих читателей.

Вместо эпилога. Индия и Индонезия — древнейшие из цивилизаций, доживших до наших дней, которые не только не исчерпали к XXI в. свой богатый внутренний потенциал, но и стали активными участниками в построении нового облика планетарной культуры; это страны безграничных звуковых открытий. Их музыка представляет собой причудливое «кружево» традиций, в котором один из самых сложных «узоров» — это искусство чудодейственно-медитативной раги и космическое звучание гамелана. И в этом звуковом «межмирье» роскошествуют причудливые и манящие своей пленительной атмосферной красотой вдохновенные звуки и ароматы далёких регионов, музыка которых удивительным образом отзывается эхом в наших сердцах. Так шаг за шагом мы познаём мир музыки и себя в этом мире.

И в качестве финальной арки хотелось бы завершить экскурс в представленную монографию авторской цитатой: «Индия и Индонезия дарят нам восхитительный мир завораживающей музыки, как бы зависающей во времени. Слушая и постигая её, человек получает уникальную возможность жить в полном согласии с самим собой и с Вселенной» [3, с. 157].

Литература

1. Карташова Т., Антипова В. Ансамблевое музицирование как пример художественного сотворчества в музыкальных культурах Южной и Юго-Восточной Азии // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. №1(15). С. 71-77.

2. Карташова Т., Антипова В. Компаративная характеристика музыкальных культур Южной и Юго-Восточной Азии // Музыкознание. Искусство. Культура. Образование: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции Академии имени Маймонида 22-23 апреля 2021 г. М.: Академия имени Маймонида, 2021. С. 139-152.

3. Карташова Т., Антипова В. Музыкальная культура Южной и Юго-Восточной Азии: параллели и пересечения. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2024. 204 с.

4. Карташова Т. Уп-шастрия как общее звуковое пространство музыкальной культуры Северной и Южной Индии. М.: Композитор, 2010. 576 с.

5. Saxena A. Basic concepts of North Indian classical music. Lucknow: AAS Publications, 2020. 363 р.

6. The Garland Handbook of Southeast Asian Music / ed. by Terry E. Miller and Sean Williams. New York: Routledge, 2008. 496 p.

References

1. Kartashova T., Antipova V. Ansamblevoe muzitsirovanie kak primer khudozhestvennogo sotvorchestva v muzykal'nykh kul'turakh Yuzhnoj i Yugo-Vostochnoj Azii [Ensemble music-making

as an example of artistic co-creation in South and Southeast Asian musical cultures] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts].

2022. № 1 (15). P. 71-77.

2. Kartashova T., Antipova V. Komparativnaya harakteristika muzykalnyh kultur Yuzhnoj i Yugo-Vostochnoj Azii [Comparative characteristics of the musical cultures of South and Southeast Asia] // Muzykoznanie. Iskusstvo. Kul'tura. Obrazovanie [Mu-sicology. Art. Culture. Education]: Sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Akademii imeni Majmonida 22-23 aprelya 2021 g. M.: Akademiya imeni Majmonida, 2021. P. 139-152.

3. Kartashova T., Antipova V. Muzykal'naya kul'tura Yuzhnoj i Yugo-Vostochnoj Azii: paralleli i peresecheniya [Musical culture

of South and Southeast Asia: parallels and intersections]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2024. 204 p.

4. Kartashova T. Up-shastriya kak obshchee zvukovoe prostran-stvo muzykalnoy kultury Severnoy i Yuzhnoy Indii [Up-shastriya as a common sound space of musical culture of North and South India]. M.: Kompozitor, 2010. 576 p.

5. Saxena A. Basic concepts of North Indian classical music. Lucknow: AAS Publications, 2020. 363 p.

6. The Garland Handbook of Southeast Asian Music / ed. by Terry E. Miller and Sean Williams. New York: Routledge, 2008. 496 p.

Информация об авторе

Татьяна Викторовна Карташова

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» Саратов, Россия

Information about the author

Tatiana Victorovna Kartashova

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov» Saratov, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.