Научная статья на тему 'Индивидуальный стиль восприятия как компенсаторный механизм слуховой рецепции студентов'

Индивидуальный стиль восприятия как компенсаторный механизм слуховой рецепции студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
381
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ / СЛУХОВАЯ РЕЦЕПЦИЯ / КОМПЕНСАТОРНЫЕ СТРАТЕГИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ОБУЧЕНИЕ СЛУХОВОЙ РЕЦЕПЦИИ / INDIVIDUAL STYLE / INDIVIDUAL STYLE OF AUDITORY PERCEPTION / AUDITORY RECEPTION / COMPENSATORY STRATEGIES / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / TEACHING AUDITORY RECEPTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лучина Елена Вячеславовна

В статье выявлена индивидуальная природа слуховой рецепции, впервые введено понятие индивидуального стиля слуховой рецепции, обосновано его компенсирующее действие, описаны два типа индивидуального стиля и выявлены компенсаторные стратегии, обеспечивающие эффективность слуховой рецепции в условиях повышенной трудоёмкости деятельности. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогического процесса, так как позволяют снабдить студентов, начинающих изучение иностранного языка и испытывающих разнохарактерные трудности аудирования, индивидуальным набором компенсаторных элементов для их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUAL STYLE OF AUDITORY PERCEPTION AS A COMPENSATORY MECHANISM OF AUDITORY RECEPTION STUDENTS

The article reveals the individual nature of auditory reception. The notion of individual style of auditory reception is introduced, its compensatory action is proved and two types of the individual style are described. Compensatory strategies which ensure the effectiveness of auditory reception under conditions of high intensity are identified. The article is of practical value for the educational process as it provides the beginning of the students’ foreign language study and the experiencing of the diverse difficulties in listening with individual compensatory strategies to overcome them.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный стиль восприятия как компенсаторный механизм слуховой рецепции студентов»

УДК 3702

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПРИЯТИЯ

КАК КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ

СЛУХОВОЙ РЕЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ

Е.В. Лучина

Аннотация. В статье выявлена индивидуальная природа слуховой рецепции, впервые введено понятие индивидуального стиля слуховой рецепции, обосновано его компенсирующее действие, описаны два типа индивидуального стиля и выявлены компенсаторные стратегии, обеспечивающие эффективность слуховой рецепции в условиях повышенной трудоёмкости деятельности. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогического процесса, так как позволяют снабдить студентов, начинающих изучение иностранного языка и испытывающих разнохарактерные трудности аудирования, индивидуальным набором компенсаторных элементов для их преодоления.

Ключевые слова: индивидуальный стиль, индивидуальный стиль слухового восприятия, слуховая рецепция, компенсаторные стратегии, обучение иностранному языку, обучение слуховой рецепции.

THE INDIVIDUAL STYLE OF AUDITORY PERCEPTION

AS A COMPENSATORY MECHANISM OF AUDITORY RECEPTION STUDENTS

E. Luchina

Abstract. The article reveals the individual nature of auditory reception. The notion of individual style of auditory reception is introduced, its compensatory action is proved and two types of the individual style are described. Compensatory strategies which ensure the effectiveness of auditory reception under conditions of high intensity are identified. The article is of practical value for the educational process as it provides the beginning of the students’ foreign language study and the experiencing of the diverse difficulties in listening with individual compensatory strategies to overcome them.

Keywords: individual style, individual style of auditory perception, auditory reception, compensatory strategies, foreign language teaching, teaching auditory reception.

Слуховая рецепция иноязычной речи является одним из первоначальных этапов слухового восприятия. Ввиду таких специфических характеристик, как

быстротечность, необратимость,

невозможность фиксации, слабая пропускная способность звукового канала, а также реактивность и невыраженность характера протекания, она представляет определённые трудности для студента-реципиента и требует напряжённой психической деятельности.

Результаты исследования ошибок,

допущенных обучаемыми в процессе

слухового восприятия иностранного языка, позволяет сделать вывод, что для каждого реципиента характерен индивидуальный набор ошибок, обусловленный специфическими физиологическими, психологическими

особенностями реципиента, а также различиями в степени овладения им иностранным языком, в том числе

способностью к слуховому восприятию.

Данный вывод позволяет говорить об индивидуальном стиле слухового восприятия (далее - ИССВ) студентов, который рассматривается как структурный элемент

индивидуального стиля деятельности (далее -ИСД). Определение индивидуального стиля деятельности М.А. Холодной [5, с. 39] даёт возможность описать ИССВ как систему индивидуально своеобразных целесообразных приёмов и способов, при помощи которой студент воспринимает иноязычную речь на слух. Стремясь достичь цели, он опирается на сильные стороны своей способности принимать звуковые сигналы, при этом как бы защищаясь от возможного действия своих слабых сторон. Поскольку индивидуальный стиль слухового восприятия функционирует в режиме компенсации недостающих или препятствующих продуктивной

самореализации индивидуальных

физиологических и психических свойств, его можно рассматривать как компенсаторный механизм, специфичный для каждого реципиента.

Так как термин «слуховая рецепция» предполагает процесс приёма информации, поступаемой слуховым путём, с помощью различных слуховых, зрительных и моторных рецепторов, её переработки и сличения со слухомоторными образами, ИССВ отдельно

взятого реципиента приобретает в данном процессе следующие особенности:

- особенности функционирования

физиологических механизмов слухового и зрительного восприятия (ушной раковины, среднего уха, слухового нерва, зоны больших полушарий, произносительного аппарата и т.д.);

- особенности функционирования

психофизиологических механизмов

речевосприятия (речевого слуха, памяти, внимания, внутреннего проговаривания, вероятностного прогнозирования и т.д.);

- особенности психологического

состояния реципиента (психологическое состояние на момент рецепции, возрастная и гендерная принадлежность, темперамент и т.д.);

- особенности когнитивного стиля восприятия.

Многочисленные исследования ИСД (М.А. Холодная, М.К. Кабардов) позволяют определить следующие формальнодинамические параметры ИССВ:

- развитость всех видов речевого слуха (фонетического, фонематического и интонационного);

- сформированность перцептивной базы иностранного языка;

- функционирование речепроизносительного аппарата;

- продуктивность слуховой памяти;

- развитость непроизвольного и произвольного вида запоминания;

- активность/инактивность, хорошо улавливаемые по внешним признакам: инициативности, репликам, жестикуляции, эмоциональным реакциям;

- реактивность/инертность (быстрота и яркость возникновения реакций);

- количество времени, затраченного на восприятие и переработку слухового сигнала.

С учётом данных параметров возможно выделить основные типы ИССВ, рассмотреть их особенности и разработать индивидуальный реестр компенсаторных стратегий и умений применительно к различным типам ИССВ. При этом необходимо отметить, что вектор слуховой компенсаторной компетенции будет действовать в двух направлениях:

- компенсации недостаточно развитых физиологических и психологических механизмов слухового восприятия;

- преодоления сложностей слуховой рецепции, порождающих ошибки различного характера.

Первый тип ИССВ, названный рабочим термином «продуктивный», характеризуется следующими формально-динамическими

признаками:

- правильное функционирование

физиологических механизмов слухового и зрительного восприятия;

- высокая продуктивность работы психофизиологических механизмов слухового восприятия;

- действенность, хорошо улавливаемая

по внешним признакам: инициативности,

репликам, жестикуляции, эмоциональным реакциям;

- высокая реактивность (быстрота и яркость возникновения реакций);

- короткое время для приёма звукового сигнала.

Студенты, обладающие продуктивным типом, более активны и инициативны в восприятии иноязычной речи. Обладая хорошей слуховой памятью и непроизвольным видом запоминания, они быстрее схватывают и узнают звуковые сигналы.

Следует отметить, что даже студенты продуктивного типа ИССВ совершают ошибки при слуховом восприятии, так как недостаточный уровень сформированное™ перцептивной базы изучаемого языка, т.е. целостных акустико-артикуляционных

навыков, не позволяет им корректно воспринимать звучащую речь.

Для второго типа ИССВ -«непродуктивного» - характерны:

- недостаточное развитие и

функционирование отделов слухового и речепроизносительного аппаратов

(врождённые и приобретённые дефекты);

- слабо выраженная продуктивность

психофизиологических механизмов

речевосприятия (неразвитый речевой слух, недостаточный объём слуховой памяти, отсутствие внимания, недостаточная сформированность акустико-артикуляционных навыков);

- психологические трудности

реципиента (инертность, медлительность в действиях, трудность выбора языковых средств, трудность замещения их невербальными средствами, внешняя инактивность и, следовательно, боязнь не понять собеседника, низкая самооценка своих аудитивных способностей);

- затрачивание большего времени на сличение и переработку звукового сигнала.

По мнению исследователей, такие характеристики непродуктивного типа, как

инертность, медлительность в действиях, недостаточная выраженность слуховой памяти, создают большие трудности в восприятии иноязычной речи на слух (М.К. Кабардов). Преодолеть данные трудности способны элементы компенсаторной компетенции, в том числе компенсаторные стратегии.

Как показывают имеющиеся источники (Н.В. Языкова, М.Р. Коренева), к компенсаторным стратегиям относят стратегии достижения, уклонения, лингвистические и паралингвистические стратегии.

Применительно к процессу слуховой рецепции речь может идти о таких компенсаторных стратегиях или «способах речевой и неречевой деятельности» [7, с. 27], которые восполняют недостаточно развитые физиологические и психологические механизмы слухового восприятия, а также помогают преодолевать трудности вышеназванного процесса. К ним относятся следующие компенсаторные стратегии:

1) стратегии достижения цели;

2) стратегии уклонения;

3) стратегии поддержания механизмов слухового аппарата в рабочем состоянии;

4) стратегии антиципации;

5) стратегии положительного переноса;

6) стратегии преодоления психических барьеров;

7) стратегия использования опор различных модальностей;

8) стратегии аппроксимации;

9) стратегия планирования;

10) стратегия прогнозирования.

Применение некоторых из перечисленных

слуховых компенсаторных стратегий

достаточно актуально для преодоления

различных слабых сторон ИССВ.

У реципиентов, испытывающих

трудности физиологического характера,

вследствие отклонений в строении и

функционировании слухового аппарата, происходит искажение звуковых сигналов,

ухудшение первоначального акустического анализа. Для компенсации недостаточного развития и функционирования отделов слухового и речепроизносительного аппаратов актуально применение следующих стратегий:

1) стратегии поддержания отделов слухового аппарата в рабочем состоянии, что подразумевает проведение регулярных гигиенических мероприятий, мер по укреплению иммунитета, отсутствие громких нагрузок;

2) стратегия использования опор

различных модальностей: (акустической,

кинестезической, зрительной). Это

объясняется тем, что индивид с нормальной слуховой функцией в благоприятных для восприятия условиях преимущественно оперирует акустической информацией, а осложнение условий восприятия либо патология слуха делают очевидным факт использования информации других

модальностей. К опорам относят:

— аудиовизуальные и визуальные (названия, изображения, чтение по губам);

— вербальные и невербальные

(паралингвистические: интонация, паузация, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экстралингвистические: стук в дверь, смех, плач, различные шумы; кинетические: жесты, мимика, контакт глаз и проксимические: позы, телодвижения, дистанция [3, с. 41 - 42], а также различные «эмоциональные

подкрепления» [6, с. 203].

3) стратегии уклонения, которые предполагают использование умений: опускать не воспринятые вовремя на слух единицы звучащей речи, абстрагироваться от сложных участков, не зацикливаться на незнакомом материале, что крайне важно для преодоления физиологических трудностей реципиента, а также лингвистических трудностей слуховой рецепции.

При слабо выраженной продуктивности психофизиологических механизмов

речевосприятия возможно применение компенсаторных стратегий самостоятельной и автономной деятельности студентов, позволяющей:

— развить психофизиологические

механизмы восприятия на слух;

— закрепить акустико-артикуляционные образы в памяти;

— сформировать слуховые ассоциации, навыки;

— проговорить их во внутренней речи;

— сформировать автоматизмы, например, путём имитации звуковых единиц, акцента на подражание, дрессуры, «дрилла» и т.д.

К видам данной деятельности можно отнести чтение вслух, внутреннее проговаривание, регулярное прослушивание подкастов, преимущество которых состоит в свободе выбора времени и места их проведения.

При наличии психологических трудностей важная роль отводится компенсаторной

стратегии преодоления психологических

барьеров (Н.В. Агеева). Чаще всего в качестве причин, вызывающих психологические барьеры в процессе обучения в вузе, методисты называют слабую познавательную мотивацию, неготовность к самостоятельной деятельности, недостаток знаний, умений, способностей, самообладания, дефицит воображения, несовершенство процессов восприятия и мышления» [1, с. 65]. Стратегии преодоления психологических барьеров основаны на использовании развивающих

технологий обучения, Интернет-ресурсов способствующих психоэмоционального устранению когнитивных восприятии иноязычной

разнообразных (подкастов), снятию напряжения, преград при речи на слух,

проявлений скованности и неуверенности в себе, усилению мотивации к изучению иностранного языка.

Названные стратегии тесным образом переплетаются со стратегиями достижения цели слуховой рецепции (корректного приёма звукового сигнала и его сличения с имеющимся акустико-артикуляционным

образом), которые предполагают

формирование внутренней мотивации, самонастроя на активность, инициативность, внимание, в итоге на успешность процесса. К названным стратегиям относят:

- стратегию продолжения контакта (переспрос, просьба, вербальное и невербальное сообщение продуценту речи о несостоявшемся или неполном (неточном) восприятии звукового сигнала, уточнение воспринимаемой информации);

- стратегию обращения за помощью.

Стратегии достижения цели позволяют

реципиенту преодолеть не только психологические (инертность,

медлительность), но и психофизиологические (отсутствие внимания) слабости своего ИССВ.

Стратегии фонематической

антиципации, положительного переноса, аппроксимации относятся к лингвистическим компенсаторным стратегиям и позволяют справиться с такими лингвистическими трудностями слуховой рецепции, как

фонетические, грамматические, лексические и др.

Стратегия антиципации в слуховом восприятии речи подразумевает, по мнению исследователей, предвидение элементов фонетической последовательности на основе «априорной вероятности их появления в апперципируемом целом» [2, с. 118]. Иначе говоря, элементы, последующие за данным элементом, реципиенты воспринимают как фонетическую сочетаемость, характерную для данного языка.

Стратегии положительного переноса предполагают пользование родным и другими иностранными языками (С.А. Крекнин, М.Н. Горанская, Н.В. Языкова, М.Р. Коренева), например, использование ассоциаций, аналогий, сравнений языков (А.В. Иванов).

Стратегия аппроксимации реализуется в использовании родовых понятий, слов-субститутов (Н.В. Языкова, М.Р. Коренева) при звуковом приёме иноязычной информации.

Перечисленные компенсаторные стратегии позволяют, с одной стороны, преодолеть физиологические, психофизиологические и лингвистические трудности слуховой рецепции, с другой стороны, компенсировать слабости индивидуального стиля слухового восприятия иноязычной речи.

Материалы данного исследования позволяют сделать следующие выводы:

- природа слуховой рецепции каждого реципиента индивидуальна и зависит от его физиологических и психологических особенностей;

- для преодоления трудностей слуховой рецепции реципиента следует снабдить индивидуальным набором компенсаторных стратегий.

Данные выводы представляют

практическую ценность для педагогического процесса, так как позволяют планировать и прогнозировать обучающие действия по формированию у студентов индивидуальных компенсаторных стратегий, направленных на восполнение недостаточного языкового и речевого опыта, что особенно актуально на раннем этапе изучения иностранного языка.

Литература:

1. Агеева Н.В. Развитие познавательной активности студентов как способ преодоления психологических барьеров при аудировании. [Электронный ресурс] // Теория и методика преподавания. - 2008. - С. 65-73. Режим доступа: CyberLeninka.rmartide... poznavatelnoy-aktivnosti

2. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1989. - 219 с.

3. Зиновьева С.А. Формирование компенсаторной компетенции у студентов неязыкового вуза // Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / Под ред. М.К. Колковой. - СПб.: Каро, 2007. - С. 40-51.

4. Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: Автореф. канд. дис. - М.: 1983.

5. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. / Холодная М.А. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.

6. Хохлова Л.А. Гендерные особенности межполушарного взаимодействия при восприятии

иноязычной речи / Л.А. Хохлова // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 6(85). - С. 200-203.

7. Языкова Н.В. Методика формирования компенсаторных умений говорения в общеобразовательной школе / Языкова Н.В., Коренева М.Р. // Иностранные языки в школе. -2013. - № 9. - С. 26-32.

Сведения об авторе:

Лучина Елена Вячеславовна (г. Москва, Россия), старший преподаватель кафедры французского языка и лингводидактики Института иностранных языков МГПУ, аспирант кафедры французского языка и лингводидактики Института иностранных языков МГПУ, e-mail: [email protected]

Data about the author:

E. Luchina (Moscow, Russia), senior professor at the Department of French Language and Lingvodidactics of the Institute of Foreign Languages of Moscow City Teacher Training University; postgraduate student at the Department of French Language and Lingvodidactics of the Foreign Languages Institute of Moscow City Teacher Training University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.