Научная статья на тему 'Индивидуальный подход или современные педагогические технологии: эффективность применения в магистратуре'

Индивидуальный подход или современные педагогические технологии: эффективность применения в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный подход или современные педагогические технологии: эффективность применения в магистратуре»

заключается в обеспечении вузов современной компьютерной техникой и создании на базе ведущих юридических учреждений системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей в плане применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий.

Качество научно-педагогических кадров играет определяющую роль в условиях трансформации общества в новых социально-экономических отношениях. Задачи, которые выполняют юридические высшие учебные заведения, имеют высокий уровень сложности. Следовательно, это требует от преподавателей вузов не только высокой компетентности, но и воли занимать передовые позиции, исходя из этических ценностей в соответствии с требованиями качества. Для улучшения юридического образования, приближения его к международным и европейским стандартам необходимо:

- завершить разработку и внедрение государственных стандартов высшего юридического образования с одновременным внедрением системы государственного контроля за уровнем профессиональной подготовки юристов;

- изучить обеспеченность юридическими кадрами с высшим образованием органов государственной исполнительной власти, правоохранительных, судебных органов социальной защиты

населения и определить потребности в специалистах по уровням подготовки и специализациям;

- разработать и утвердить перечень должностей, которые могут занимать выпускники высших учебных заведений с юридическим образованием в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем;

- предусмотреть новые специализации в юридических учебных заведениях с учетом современных видов юридической практики;

- развивать международные связи в юридическом образовании, связанные с разработкой учебных программ и иных компонентов образования, направленных на интеграцию юридического образования в мировое образовательное пространство;

- создать гибкую разветвленную систему последипломного образования путем переподготовки и повышения квалификации специалистов по новым направлениям юридической науки и практики с оптимальными сроками, периодичностью обучения и обеспечением обновления его содержания;

- разработать и принять государственную программу поддержки издательств, выпускающих юридическую литературу.

Работы много. Но это - благородный труд в интересах государства и наших граждан.

УДК 378.22

Пащенко Е.А.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ИЛИ СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ

В России звание «магистр» было введено указом Александра I в 1803 году. Тогда же появилось звание «доктор», а позднее - и «кандидат». Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, окончившее университет с отличием) и доктором. Присуждение ученой степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала три-четыре года, известны лишь единичные случаи подготовки к этому экзамену за два года. Таким образом, дореволюционный ма-

гистр может быть приблизительно приравнен к современному кандидату наук.

В 1917 г. в России упраздняются все научные степени, и до 1934 г. ученых степеней не было.

Ключевые слова реформы образования — «Болонский процесс»: так принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации. В 2003 г. к Болонскому процессу присоединилась и Россия [1].

Несмотря на то, что двухуровневая модель «бакалавриат-магистратура» уже становится привычной, споры вокруг нее не утихают. В 2011 г. все

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИИ СЕМИНАР, ПО СВЯЩЕННЫЙ О С ОБЕННО С ТЯМ 79

ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОФИЛЯ

вузы России переходят на эту систему подготовки кадров. Такое решение было принято «наверху», хотя смысл «болонизации» большинству населения мало понятен. Более того, Болонский процесс конкурирует с одной из сильнейших (ранее) образовательных систем мира - российской.

Основания сомневаться в необходимости введения двухуровневой системы образования есть. На рынке труда наблюдается подозрительное отношение к бакалаврам, работодатели и общественность плохо представляют себе, в чем заключается специфика двухуровневого образования, является ли вообще бакалавр лицом с законченным высшим образованием. Также распространено мнение о том, что платный прием в магистратуру сделает платным и «полноценное» высшее образование. За рубежом в магистратуру идут либо те, кто стремится к академической карьере, либо люди с опытом работы, готовящиеся занять более высокие позиции. У нас же в магистратуру идет большинство выпускников сразу по окончании бакалавриата. Это провоцирует обывательский вывод о том, что высшее пятилетнее сменилось на шестилетнее.

Существует и положительный «миф» о том, что российские дипломы станут автоматически признаваться за рубежом и это существенно облегчит трудоустройство наших выпускников в странах — участницах Болонского процесса.

Впрочем, «плюсы» у двухуровневой схемы тоже имеются. Можно попытаться получить «составное» образование из двух неодинаковых частей (например, человек, желающий в будущем заниматься правовой экономической деятельностью, будет учиться в бакалавриате по экономике, а в магистратуре - по направлениям юриспруденции), в некоторых случаях это может быть полезным. Также вариант с бакалавриатом предпочтительнее, если нет уверенности в том, что выбрана нужная область деятельности - за счет двух уровней можно будет сместиться куда-то в сторону, если за четыре года наступит разочарование в выборе первой специальности, что в эпоху поголовного увлечения экономикой и юриспруденцией не редкость.

Какие последствия для образовательного процесса несет переход со специалитета на бакалавриат-магистратуру? Что такое магистратура?

А. Фурсенко отметил [2], что сегодня невозможно предсказать потребность российской экономики в тех или иных специалистах сроком на пять-семь лет, поэтому высшее профессиональное образование в форме бакалавриата как базы являет-

ся более предпочтительным, чем подготовка узких специалистов.

Президент РФ Дмитрий Медведев считает оправданным решение перейти от подготовки студентов в университетах по специальностям к системе бакалавриата и магистратуры и отмечает, что студенты должны иметь право выбирать, по какой системе они хотели бы учиться. «Мы пошли на это с душевным трепетом... но мы это сделали, и, мне кажется, результаты вполне нормальные», - сказал Медведев на встрече со студентами и преподавателями Киевского госуниверситета во вторник, 18 мая 2010 г. «У нас нет глубокого противоречия между двумя этими треками образования, и я думаю, что и дальше эта ситуация будет выравниваться», - отметил он. При этом Медведев подчеркнул, что каждый студент должен иметь право выбора, какое образование он хотел бы получить. «Мы и дальше будем продвигаться по пути Болонского процесса ...», -сказал президент [3].

При этом в обществе оценка официального присоединения России к Болонскому процессу очень осторожная. В. Миронов: «Неграмотная и поспешная реализация Болонского процесса может привести к необратимым потерям, к утрате национальными системами образования своей специфики. ... Ведь образование - не просто некоторая отрасль, а часть национальной культуры, причем системообразующая ее часть» [4, с. 4].

Единая система образования - это логичное следствие процесса объединения Европы вообще. В настоящее время реальная ситуация такова, что в разных странах квалификации, полученные выпускниками вузов, с трудом поддаются сравнению. Так, в странах, где выпускник университета или колледжа получает квалификацию «бакалавр», а затем, при условии освоения дополнительного курса объемом в один-два года, степень «магистр», обычно не понимают, чему соответствует российская квалификация «дипломированный специалист»: является она аналогом бакалавра — или же аналогом магистра.

Особенностью магистратуры является гибкость и меньшая стесненность государственными стандартами. Учеба в магистратуре позволяет получить углубленную специализацию по выбранному профилю (банковская деятельность, финансовые рынки, статистика, информатика и т.д.). Несомненным преимуществом является и то, что можно выбрать совершенно другое направление обучения. Магистратура позволяет сделать осознанный плавный

переход из одной специальности в другую или дополнить базовое образование. Система «бакалавр-магистр» решает подготовку специалистов на стыке наук, позволяя комбинировать общее и специализированное образование различного профиля (например, четырехлетняя подготовка философа может соединиться с двухлетней подготовкой юриста).

На второй ступени высшего образования большое внимание уделяется авторским курсам преподавателей, связи обучения с практикой, использованию в процессе обучения интерактивных методов работы - ролевых игр, решения проблемных ситуаций.

У студентов магистратуры есть возможность выбрать дисциплины по своему усмотрению, чтобы приобрести именно те профессиональные навыки, которые понадобятся в будущей работе.

В магистратуру поступают не только молодые специалисты и бакалавры, но и профессионалы с опытом работы, которые почувствовали необходимость совершенствования своих знаний и навыков.

В России пока магистратура воспринимается как продолжение бакалавриата, а не как самостоятельная ступень обучения. Поэтому большинство выпускников поступают в магистратуру того же вуза, где они учились [5].

Но время требует отдачи в тех условиях, в которых мы находимся, и мы видим возможность, вызванную не положительными изменениями, а жесткими экономическими рамками, в которых находятся сегодня магистры. И в этих условиях индивидуальный подход может быть реализован в работе с небольшими группами студентов.

В магистратуре автору крайне положительным видится отход от дискуссии о первозначности места методики или теории науки. В магистратуре работают преподаватели с достойным опытом научной, теоретической, педагогической деятельности. И уместность споров о значимости знаний методики преподавания отпадает, она фактически есть, она наработана, она содержательно наполнена. Это позволяет применять те технологии, которые не были возможны в работе с количественно большими группами студентов в хронически ограниченных временных рамках.

В магистратуре возможным представляется применение технологий проведения дискуссий, что развивает критическое (и более ценное для юриста

- аналитическое), коммуникативное, дискуссионное мышление и культуру. В мировом педагогическом опыте получили распространение приемы орга-

низации обмена мнениями, очень успешно продемонстрированные в работе с магистрами. Таковы и «круглый стол», и «заседание экспертной группы» (а что может быть лучше в экспертизе законопроектов и законодательной базы для юристов), и «форум», и «судебное заседание» (но не с рядом зрителей, а только с числом участников процесса).

Представленные дискуссии или иные педагогические технологии обычно применяются при работе с материалом, содержание которого связано с противоречиями, наличием различных мнений и обоснований. Таковыми технологиями могут быть составление портфолио, кейс-стади, заполнение графических форм при изложении материала (кластеры, понятийное колесо, сводная таблица), рефлексия, активная лекция - ведение бортового журнала.

Юриспруденция требует представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников образовательного процесса в магистратуре достигается и малым числом участников групп, и активным участием каждого в обсуждении с начального этапа занятия.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав поставлен в условия использования современных педагогических технологий, которые должны быть разработаны не только под индивидуальную позицию автора, конкретный педагогический замысел, но и под современные требования введенного Болонского процесса.

И если долгие годы мы были ориентированы на поэтапное, последовательное введение педагогических технологий, то сегодня нет времени диагностировать эти процедуры, а есть необходимость работать, используя инструментарий, позволяющий достичь обоюдной цели.

Цель эта уже ставит перед преподавателем не передачу и контроль знаний, а получение таковых и возможность их эффективного использования со стороны магистра, узко и по индивидуальной потребности избирающего для себя магистерскую подготовку.

Литература

1. Юдина С. // Куда пойти учиться, сайт ucheba.ru.

2. Итоговая коллегия Минобрнауки РФ 26.03.2011.

3. РИА «Новости» http://stepeni.ru/tag/magistratura/

4. Миронов В. Болонский процесс и национальная система образования // ВВШ. 2006. № 6.

5. Юдина С. // Куда пойти учиться, сайт ucheba.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.