ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Анастасия Новикова*
Молодость считается наиболее ценимым возрастом в современном социальном сознании. Единой точки зрения на возрастные границы молодости не существует, условно их обозначают как 19-28 лет. Молодость рассматривается как период активного социального,
профессионального и индивидуального развития, в этот период жизни происходит становление собственного образа жизни и перспектив развития. На эту социальную группу ориентируются политики, предприниматели, деятели искусства. Социологи и психологи доказывают, что в современной молодежной среде снизился престиж нравственности, возросли интересы и ориентации личного, прагматического плана, в значительной степени разрушены нравственно-психологические черты: самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, справедливость, стремление к реализации социально значимых интересов и целей. Все это сказывается на представлениях, поведении и направленности молодежи по отношению к настоящему и будущему общества.
“Понятие «образ будущего» является субъективно индивидуальным для каждого члена общества, но при этом включает в себя категории присущие всему социуму..." *
понятие «образ будущего» является, в первую очередь, научным понятием. Одним из первых стал использовать «образ будущего» как самостоятельную категорию нидерландский социолог ф. полак1. В своей работе 1961 года «The Image of the Future» он, проводя аналогии между образами будущего, существующими в нашем сознании, и образами искусства, определил «образ будущего» как позитивную модель ожидаемого будущего. ф. полак задал
* Новикова Анастасия Александровна, студентка Факультета психологии и социальной работы Тверского государственного университета;
170100, г. Тверь, Студенческий переулок, д.12, корпус «Б»,
Email: [email protected]
52
Анастасия Новикова
вектор исследований, предполагающих, что наши субъективные образы будущего определяют реальный ход событий.
Будущее - это то, чего нет в настоящее время в реальном мире. Поэтому образ будущего можно определить как некую область внутреннего мира (набор связанных идеальных элементов психики), которая отражает объекты внешнего мира и взаимосвязи между ними, так или иначе, не соответствующие их текущему состоянию в окружающей действительности. Таких объектов во внешнем мире либо вообще нет, либо нет взаимосвязей этих объектов с другими элементами окружающей действительности.
Способность предвидеть будущее, то есть строить его образ в сознании (воображение), — это мыслительная операция, свойство разумного человека. Понятие «образ будущего» является субъективно индивидуальным для каждого члена общества, но при этом включает в себя категории присущие всему социуму. Формирование личного (индивидуального) образа будущего происходит путем самостоятельного изменения внутреннего мира (какой-либо его области) посредством умственных действий. В нем учитываются личные желания и сама личность человека. Второй способ - это внешнее воздействие на внутренний мир человека, с целью формирования у него новых потребностей, то есть желаний обладать тем, чего у него нет в действительности. В свою очередь, личный образ будущего формирует социальный (общественный) образ будущего, основанный на социальной реальности, на мыслях, чувствах и страхах относительно социального будущего, посредством обобщения индивидуальных образов и соотнесения их с реальными ситуациями и событиями. При этом социальный образ будущего видится как нечто воображаемое. И.А.Величко2 отмечает, что основой феномена пророчества и предвидения, которые охватывают именно социальное будущее, является человеческая способность предвосхищения, которая представляет собой сложный природно-социальный процесс. Поэтому значимость «образа будущего», перспективы социального будущего важны для изучения социального настоящего. Исходя из этого актуально для изучения понимание молодежью дальнейшего развития, возможных форм существования и функционирования нашего общества в будущем, то есть образ будущего нашего общества.
Образ будущего зависит от многих компонентов, среди которых особо стоит отметить следующие. Во-первых, это расслоение общества и уровень жизни, от них зависят ожидания и настроения, эмоциональные состояния и надежды людей, наличие перспективы будущего и стремления, которые будут вести каждого человека и побуждать его к действиям. Во-вторых, это мировоззрение каждого члена общества, то, что человек видит целью своей жизни, какие ориентиры и ценности ведут его. Также здесь учитываются личностные качества, образованность и интересы людей. В-третьих, это динамика социальных процессов, которые организовывает прогрессивное развитие и движение вперед3.
53
Социальные явления №2. 2013
Часто понятие «образ будущего» совпадает с «социальным воображаемым» к. касториадиса3 4, которое не есть образ чего-то существующего, а представляет собой «необусловленное творчество» в социально-исторической области. «Социальное воображаемым» видится как отражение социальных устремлений, надежд или страхов перед будущим, как интуиция социальных возможностей и событий.
k. касториадис «социальное воображаемое» больше связывает с особенностями человеческой психики (автономизация субъекта), а не со спецификой социума. Поэтому «социальное воображаемое» - это среднее между свободой индивидуальной фантазии и репрессивным нормированием со стороны социума5.
понятие «образ будущего» употребляют для обозначения определенных позиций во взглядах на будущее, характерных для конкретных социальных групп, и его природу следует искать в феноменах общественного сознания в настоящем.
Для определения образа будущего молодого поколения нами было проведено исследование на основе проективного рисунка «Образ будущего». В исследование приняли участие 22 студента 4 курса Тверского государственного университета в возрасте 20-22 года.
Предмет исследования: образ будущего у современной молодежи. Объект исследования: студенты ТвГУ.
Г ипотеза: в сознании молодежи существует единый образ нашего будущего.
Студентам зачитывали инструкцию: «Нарисуйте разноцветными
карандашами образ будущего нашего общества, как Вы это представляете. Можете использовать схематическое или символическое изображение. Во времени мы вас не ограничиваем».
Проведя анализ и интерпретацию полученных результатов, мы пришли в следующим выводам:
l. Рисунки можно разделить на 3 группы по знаку: позитивный образ будущего («+») 12 рисунков (54%); негативный образ будущего («-») 9 рисунков (41%); нейтральный образ 1 рисунок (5%).
2. Выделились как оригинальные, так и типичные представления и образы будущего. типичными оказались рисунки с изображением сфер и областей развития человека и общества, с изображением расширения земного пространства; с изображением атомного взрыва; а также с изображением зависимости от урбанизации, денежных средств и компьютерных технологий. Оригинальными оказались рисунки с изображением взаимосвязей общества; с изображением потенциала общества и каждого человека в отдельности; с изображением роботизации человека и мира.
3. Рисунки можно было классифицировать на категории: отсутствие
будущего из-за гибели общества и мира - 5 рисунков (23%);
процветающее и доброе общество 6 рисунков (27%); фантастика - 4 рисунка (18%); образ будущего, основанный на денежных средствах, имуществе и власти - 4 рисунка (18%); развитие, образование и
54
Анастасия Новикова
воспитание человека - 2 рисунка (9%); единство и связь общества - 1 рисунок (5%).
4. Также следует обратить внимание на нажим карандаша и используемый цвет. 13 рисунков (59%), имеющие очень сильный нажим, характеризуют состояние тревоги, несет эмоциональную нагрузку, напряженность; слабый нажим на 9 рисунках (41%) - астения, ослабленность физическая и психическая. На рисунках доминируют цвета: зеленый - цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности; голубой и синий - привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации; желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, оказывает стимулирующее действие; коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию; оранжевый - указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с "борьбой жизни и смерти", наличие амбивалентных импульсов; серый цвет отражает невключенность, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность; черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивания, символизирует неизвестность, если черный используется для проверки тени, то это может являться проекцией темных мыслей или страхов.
Несмотря на то что проведенное исследование носит пилотажный характер, и данные подвергались качественной интерпретации, можно сделать вывод, что в сознании молодежи не существует единого образа будущего нашего общества, а индивидуальные визуализированные образы будущего имеют тревожный, беспокойный и напряженный характер. Поскольку общество XXI века характеризуется как индивидуалистическое, каждый человек ставит перед собой цели и задачи, имеющие выгоду и значимость только для самого себя. Характер возникновения индивидуальных образов зависит от знаний, потребностей, интересов, психического состояния личности, от уверенности и людей в надежности общества и политики государства. Данная проблема очень многогранна и может выступать предметной областью для междисциплинарных исследований в области психологии, социологии, политологии, права, журналистики.
Примечания
1 Полак Ф. Образ будущего // Мир нашего завтра: Антология современной классической прогностики. - м.: изд-во эксмо, 2003. - 512с.
2 величко и.А. пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего. Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1998. - 18с.
3 Еникеев М.И. Общая и социальная психология - М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.
4 Касториадис К. Воображаемое установление общества. / Пер. с франц. - М.: Гнозис; Логос, 2003. - 480с.
5 Желтикова И.В., Гусев Д.В. Ожидание будущего: утопия, эсхатология, танатология / Монография. - Орел: Издательство ОГУ, 2011. - 172 с.
“В сознании молодежи не существует единого образа будущего нашего общества, а индивидуальные визуализированные образы будущего имеют тревожный, беспокойный и напряженный характер..."
55