Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №5, 2007г. (Т. 9)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Гора Е.П., Гречнева А.Н.
Московский педагогический государственный университет, кафедра анатомии и физиологии человека и животных, г. Москва
Выполнение различных профессиональных видов деятельности обеспечивается разными психофизиологическими качествами, функциями, и требует определенного сочетания этих качеств. Люди, осознанно выбравшие специальность, гораздо легче адаптируются к особенностям учебного и трудового процесса, в то время как неправильный выбор профессии может привести к социальной дезадаптации, нарушению здоровья. Целью нашей работы было исследование индивидуальных психофизиологических особенностей студентов естественного факультета пед. университета. В исследовании приняли участие 120 практически здоровых студентов. Из них 42 юноши и 38 девушек I курса и 20 юношей (ю) и 20 девушек (д) V курса (к). При изучении личностных качеств использовали методики для определения мотивов профессиональной деятельности, индивидуальных свойств личности, типологических особенностей ВНД, уровня интеллектуального развития, личностной и ситуативной тревожности, субъективного контроля и т.д. Исследовали объем оперативной памяти, умственную, работоспособность (по Бурдону), латентный период двигательной реакции (ЛПДР). Регистрировали ЭКГ ( II с.о.), АД по методу Короткова, минутный объем дыхания. Определяли ортостатическую устойчивость, физическую работоспособность по PWC-170. По всем параметрам обследуемых оказалось возможным разделить на группы в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями. Обнаружены следующие преобладающие тенденции. Внутренняя мотивация доминирует у 68% д и 62 % ю I к. К V к она остается у 60 % д и 55 % ю соответственно. Вместе с тем, на I к высок процент обследуемых лишь с удовлетворительным мотивационным комплексом (37 % д и 26 % ю). К концу обучения этот процент снижается, особенно у д. Все обследуемые имели уровень развития интеллекта не ниже среднего. У подавляющего большинства пятикурсников он оказался выше среднего (70 % д и 75 % ю). В профиле личности, на фоне средних уровней всех показателей, у д преобладала шкала тревожности, особенно на V к, а у ю - шкала эмоциональной стабильности. Данные, полученные с помощью опросника Айзенка, показали, что для всех студентов характерно преобладание средних значений экстраверсии. Средние значения нейротизма возрастают к V к и составляют 55 % у д и 75 % у ю. У большинства д высокая личностная тревожность, которая к V к отмечена у 75 % обследуемых. У ю преобладает умеренная личностная тревожность, особенно к V к, когда она выявлена у 70 %. Среди обследуемых преобладает умеренная ситуативная тревожность, которая у ю сокращается от I к V к (71 % и 55 % соответственно). У большинства студентов преобладает интернальный уровень субъективного контроля (83 % и 95 % д; 82 % и 75 % ю ). Уровень оперативной памяти был выше среднего у 47 % д на I к и у 55 % на V к. 48 % ю I к и 70 % V к показали высокий уровень оперативной памяти. А вот умственная работоспособность у всех студентов оказалась невысокой. Так, продуктивность внимания была ниже нормы у 50 % первокурсниц и 76 % первокурсников. На V к она достигла средних значений у 45 % д и 50 % ю. У большинства студентов ЛПДР (простой) достигал средних величин. Исключение составили пятикурсники, у 60 % которых он был высоким. Значения ЛПДР с выбором у большинства оказались высокими. Лишь у 65 % пятикурсниц они были средними. Математический анализ ритма сердца позволил выявить у 52 % д и ю I к напряжение регуляторных систем. К V к оно было отмечено уже у 65 % д и ю. Индекс Кердо позволил выявить преобладание симпатической регуляции у большинства студентов. Ортостатическая реакция у большинства оказалась в норме. Физическая работоспособность, за исключением ю I к, была очень высокой. В целом, состояние адаптации (по Баевскому) оказалось удовлетворительным (71 % и 80 % д; 67 % и 80 % ю соответственно). Таким образом, полученные по всем показателям наиболее многочисленные группы студентов как среди ю, так и среди д, имеют тенденцию к увеличению от I к V к в процентном отношении. Естественный отсев студентов происходит за счет крайних, относительно немногочисленных групп. Обсуждаются механизмы проявления психофизиологических особенностей у разных обследуемых. Выявленные закономерности необходимо учитывать при профотборе в педагогические ВУЗы.
Материалы VIII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке: Концепции болезней цивилизации»
Стр. [192]