Научная статья на тему 'Индивидуальные психофизиологические особенности студентов естественного факультета педагогического вуза'

Индивидуальные психофизиологические особенности студентов естественного факультета педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гора Е. П., Гречнева А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные психофизиологические особенности студентов естественного факультета педагогического вуза»

Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №5, 2007г. (Т. 9)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Гора Е.П., Гречнева А.Н.

Московский педагогический государственный университет, кафедра анатомии и физиологии человека и животных, г. Москва

Выполнение различных профессиональных видов деятельности обеспечивается разными психофизиологическими качествами, функциями, и требует определенного сочетания этих качеств. Люди, осознанно выбравшие специальность, гораздо легче адаптируются к особенностям учебного и трудового процесса, в то время как неправильный выбор профессии может привести к социальной дезадаптации, нарушению здоровья. Целью нашей работы было исследование индивидуальных психофизиологических особенностей студентов естественного факультета пед. университета. В исследовании приняли участие 120 практически здоровых студентов. Из них 42 юноши и 38 девушек I курса и 20 юношей (ю) и 20 девушек (д) V курса (к). При изучении личностных качеств использовали методики для определения мотивов профессиональной деятельности, индивидуальных свойств личности, типологических особенностей ВНД, уровня интеллектуального развития, личностной и ситуативной тревожности, субъективного контроля и т.д. Исследовали объем оперативной памяти, умственную, работоспособность (по Бурдону), латентный период двигательной реакции (ЛПДР). Регистрировали ЭКГ ( II с.о.), АД по методу Короткова, минутный объем дыхания. Определяли ортостатическую устойчивость, физическую работоспособность по PWC-170. По всем параметрам обследуемых оказалось возможным разделить на группы в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями. Обнаружены следующие преобладающие тенденции. Внутренняя мотивация доминирует у 68% д и 62 % ю I к. К V к она остается у 60 % д и 55 % ю соответственно. Вместе с тем, на I к высок процент обследуемых лишь с удовлетворительным мотивационным комплексом (37 % д и 26 % ю). К концу обучения этот процент снижается, особенно у д. Все обследуемые имели уровень развития интеллекта не ниже среднего. У подавляющего большинства пятикурсников он оказался выше среднего (70 % д и 75 % ю). В профиле личности, на фоне средних уровней всех показателей, у д преобладала шкала тревожности, особенно на V к, а у ю - шкала эмоциональной стабильности. Данные, полученные с помощью опросника Айзенка, показали, что для всех студентов характерно преобладание средних значений экстраверсии. Средние значения нейротизма возрастают к V к и составляют 55 % у д и 75 % у ю. У большинства д высокая личностная тревожность, которая к V к отмечена у 75 % обследуемых. У ю преобладает умеренная личностная тревожность, особенно к V к, когда она выявлена у 70 %. Среди обследуемых преобладает умеренная ситуативная тревожность, которая у ю сокращается от I к V к (71 % и 55 % соответственно). У большинства студентов преобладает интернальный уровень субъективного контроля (83 % и 95 % д; 82 % и 75 % ю ). Уровень оперативной памяти был выше среднего у 47 % д на I к и у 55 % на V к. 48 % ю I к и 70 % V к показали высокий уровень оперативной памяти. А вот умственная работоспособность у всех студентов оказалась невысокой. Так, продуктивность внимания была ниже нормы у 50 % первокурсниц и 76 % первокурсников. На V к она достигла средних значений у 45 % д и 50 % ю. У большинства студентов ЛПДР (простой) достигал средних величин. Исключение составили пятикурсники, у 60 % которых он был высоким. Значения ЛПДР с выбором у большинства оказались высокими. Лишь у 65 % пятикурсниц они были средними. Математический анализ ритма сердца позволил выявить у 52 % д и ю I к напряжение регуляторных систем. К V к оно было отмечено уже у 65 % д и ю. Индекс Кердо позволил выявить преобладание симпатической регуляции у большинства студентов. Ортостатическая реакция у большинства оказалась в норме. Физическая работоспособность, за исключением ю I к, была очень высокой. В целом, состояние адаптации (по Баевскому) оказалось удовлетворительным (71 % и 80 % д; 67 % и 80 % ю соответственно). Таким образом, полученные по всем показателям наиболее многочисленные группы студентов как среди ю, так и среди д, имеют тенденцию к увеличению от I к V к в процентном отношении. Естественный отсев студентов происходит за счет крайних, относительно немногочисленных групп. Обсуждаются механизмы проявления психофизиологических особенностей у разных обследуемых. Выявленные закономерности необходимо учитывать при профотборе в педагогические ВУЗы.

Материалы VIII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке: Концепции болезней цивилизации»

Стр. [192]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.