Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности адаптивных реакций студентов к экзаменационным нагрузкам'

Индивидуальные особенности адаптивных реакций студентов к экзаменационным нагрузкам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / АДАПТИВНЫЕ РЕАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорович О. А., Минина С. М., Лунева Е. В., Манакова Т. Ф.

В статье представлены материалы исследования психофизиологических характеристик девушек-экстравертов и интровертов в возрасте 19 20 лет в условиях эмоционального напряжения. Установлены различия в уровне психоэмоционального состояния в период сдачи экзамена, подвижности-инертности нервной системы, балансе нервной системы и состоянии сердечно-сосудистой системы у девушек c различным психологическим профилем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Григорович О. А., Минина С. М., Лунева Е. В., Манакова Т. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY TRAITS OF STUDENTS' ADAPTIVE REACTIONS TO EXAMINATION LOADINGS

В статье представлены материалы исследования психофизиологических характеристик девушек-экстравертов и интровертов в возрасте 19 20 лет в условиях эмоционального напряжения. Установлены различия в уровне психоэмоционального состояния в период сдачи экзамена, подвижности-инертности нервной системы, балансе нервной системы и состоянии сердечно-сосудистой системы у девушек c различным психологическим профилем.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности адаптивных реакций студентов к экзаменационным нагрузкам»

беспозвоночных, занесенных в Красную книгу Курганской области (2002). Это - красотел пахучий, красотка блестящая, аполлон обыкновенный, голубянка римнус, ктырь гигантский, шмель степной, медведица сельская, дыбка степная, богомол обыкновенный, при этом подавляющее большинство редких видов отмечено в Тургайской ложбине, проходящей по территории Южного Зауралья.

Таким образом, в результате проведенных исследований был изучен видовой состав, численность и распространение некоторых групп насекомых. Однако в целом фауну беспозвоночных животных Курганской области можно оценить как неполную и фрагментарную. Поэтому очевидна необходимость интенсификации эколого-фау-нистических исследований насекомых в регионе. Возможности для осуществления данной работы в полном объеме в настоящее время отсутствуют, прежде всего, из-за недостатка специалистов соответствующего профиля. Поэтому, на наш взгляд, приоритетным направлением региональных исследований по этой тематике должны быть работы по изучению охраняемых видов.

Публикация Красных книг (то есть списков охраняемых таксонов той или иной территории) имеет в основном практическую направленность. С одной стороны оно должно базироваться на проведении различных охранных мероприятий (вплоть до создания особо охраняемых природных территорий в местах обитания популяций). С другой, опираться на просвещение, образование и воспитание населения путем пропаганды необходимости охраны краснокнижных видов, отведение специальных часов в вузовских и школьных программах. Именно поэтому необходимо тщательно подбирать для внесения в региональные Красные книги небольшое число видов беспозвоночных, сохранение которых на данной территории без специальных мер охраны сомнительно.

Хотелось бы отметить, что в первое издание Красной книги Курганской области (2002) были включены многие обычные виды насекомых, которые отличаются крупными размерами и яркой окраской. Например, красотел пахучий, медведица сельская, некоторые виды дневных чешуекрылых. В то же время, оказались упущены уникальные для юга области насекомые, которые обитают в подзоне разнотравно-дерновинно-злаковой степи. Поэтому, на наш взгляд, при отборе видов в следующее издание Красной книги необходимо учесть эти замечания.

Лишь немногим видам насекомых действительно может угрожать исчезновение в результате браконьерского вылова. Такие уникальные узко локализованные виды - эндемики, имеющие ярко выраженный коммерческий интерес, отсутствуют в Курганской области. При разработке региональной Красной книги необходимо говорить не столько об охране популяций редких или малочисленных видов, сколько охране целых фаунисти-ческих комплексов, куда входят сотни видов насекомых.

Сейчас мы имеем недостаток информации не только о численности, но и о видовом составе некоторых групп насекомых. Кроме того, необходимо учитывать, что для популяций многих видов насекомых характерны колебания численности. Они достаточно хорошо изучены на примере вредителей сельского хозяйства, таких как: саранчовые, клопы рода Eurydema, но для подавляющего большинства видов насекомых динамика численности остаётся неисследованной. Например, колебания численности красотела пахучего (Calosoma sycophanta) связаны со вспышками численности шелкопряда непарного (Lymantria dispar).

Помимо публикации Красных книг, имеется необходимость создания полных списков видов различных групп беспозвоночных с анализом особенностей их биологии, экологии и распространения, то есть написание фунда-

ментальных научно-исследовательских работ по созданию региональных фаунистических кадастров. На наш взгляд, такие региональные кадастры могут стать научной основой соответствующих Красных книг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Красная книга Курганской области. - Курган: Зауралье, 2002. - 424 с.

2. Палий В.Ф. Методика изучения фауны и фенологии насекомых. -Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во, 1970. - 192 с.

3. Песенко Ю.А. Принципы и методы количественного анализа в фаунистических исследованиях. -М.: Наука, 1982 -287с.

4. Уткин H.A. Простейшие и беспозвоночные Курганской области. Список известных видов. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000. - 363 с.

5. Фасулати КК Полевое изучение наземных беспозвоночных. - М.: Высшая школа, 1971. - 424 с.

O.A. Григорович, С.М. Минина, Е.В.Лунева, Т.Ф. Манакова

Курганский государственный университет

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНЫХ РЕАКЦИЙ СТУДЕНТОВ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ НАГРУЗКАМ

Аннотация: В статье представлены материалы исследования психофизиологических характеристик девушек-экстравертов и интровертов в возрасте 19-20 лет в условиях эмоционального напряжения. Установлены различия в уровне психоэмоционального состояния в период сдачи экзамена, подвижности-инертности нервной системы, балансе нервной системы и состоянии сердечно-сосудистой системы у девушек с различным психологическим профилем.

Ключевые слова: эмоциональный стресс, адаптивные реакция

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы внимание медиков и физиологов сосредоточено на здоровье молодежи, в том числе и студенческой. Специфика высшего образования предъявляет к студентам серьезные требования, выполнение которых связано с психоэмоциональным напряжением. Экзаменационная сессия, которая занимает в вузах около 20% учебного времени, является стрессовой ситуацией хронического типа и значительно повышает уровень психоэмоционального напряжения у студентов.

Изучение эмоционального стресса, вызываемого различными экстремальными ситуациями, показало важную роль индивидуальных особенностей в устойчивости к стрес-сорным факторам. Следовательно, физиологическая норма, в пределах которой обеспечивается наиболее благоприятное для здоровья человека функционирование отдельных систем и организма в целом, имеет подвижные границы. Они могут быть значительно расширены при увеличении резервов адаптации (Н.А.Фомин, 2003).

В работе Т.Н. Лысаковой (2005) показано, что образовательный процесс вуза вызывает значительное увеличение функционального напряжения организма студентов первого курса, как со стороны сердечно-сосудистой, так и со стороны центральной нервной системы, что отражается на работоспособности, и зависит от уклона обучения, пола и места прежнего проживания.

Исследования, проведенные А.П.Спициным (1999)

при обследовании студентов в начале учебного года, показали, что умственная работоспособность студентов, рассчитанная по показателям корректурной пробы, была на низком уровне, причем показатели концентрации и устойчивости внимания у мужчин были выше. Независимо от пола выявлены типологические различия: максимальное количество правильно вычеркнутых знаков зарегистрировано у экстравертов с низким уровнем нейро-тизма, а минимальное - у интровертов с высоким уровнем нейротизма.

По современным представлениям индивидуальное развитие человека обусловлено взаимодействием наследственной программы и окружающей среды. Несмотря на многообразие физиологических особенностей и психологических черт личности человека, можно выделить отдельные группы, которые могут быть обусловлены сходством либо морфологических признаков (типы телосложения), или психофизиологических характеристик (экстра-интроверсия), а также свойствами нервной системы (подвижность-инертность) и т.п. В настоящей работе исследованы психофизиологические свойства и особенности деятельности сердечно-сосудистой системы у девушек экстра-интровертов с разным типом нервных процессов в условиях эмоциональной стабильности и сдачи экзаменов.

ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследованиях участвовали 54 студентки Курганского государственного университета, в возрасте 19-22 лет, у которых изучали психофизиологические показатели (активность полушарий головного мозга, функциональная асимметрия полушарий, подвижность-инертность нервной системы, баланс нервной системы). Показатели активности левого и правого полушарий определяли по электродермальной реакции (ЭДР) в мкА на приборе "Ак-тивациометр АЦ-6" (Ю.А.Цагарелли, 2007). Метод регистрации электрических свойств кожи (ЭДР) нашел широкое применение как в психологических, так и в физиологических исследованиях.

Также изучали частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление и 6 показателей гемодинамики: пульсовое давление (ПД), двойное произведение (ДП), систолический объем (СО), минутный объем крови (МОК), среднее динамическое давление (СДД), периферическое сопротивление сосудов (ПСС). Все исследования проводились вначале в условиях нормы (относительной эмоциональной стабильности) и в день экзамена перед сдачей экзамена.

Все обследованные были разделены с помощью анкеты Айзенка (Альманах психологических тестов, 1997). Среди обследованных девушек было 35 экстравертов и 19 интровертов. К экстравертам отнесены лица, имевшие по шкале Айзенка 12-18 баллов, к интровертам - 411 баллов. При определении коэффициента баланса нервной системы четко сформировались две группы: имеющие отрицательный значение коэффициента, что характеризуется преобладанием процессов торможения, и положительное значение - преобладание процессов возбуждения. Среди интровертов было 45% студентов с преобладанием процессов торможения и 55% - с преобладанием процессов возбуждения, среди экстравертов соответственно 25% и 75%. Таким образом, интроверты и экстраверты были еще поделены на две группы: 1 - с преобладание процессов торможения, 2-е преобладанием процессов возбуждения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования показали, что активность

полушарий изменялась разнонаправлено. У интровертов в первой группе повышалась активность правого и левого полушарий, причем активность правого полушария увеличивалась наиболее значительно, во второй группе, напротив, наблюдалось снижение всех показателей. Для интровертов характерна высокая активность миндалевидного комплекса, которая по некоторым данным поддерживает отрицательные эмоциональные реакции страха-ярости и тормозит ориентировочную активность. У экстравертов первой группы показатели активности полушарий практически не изменились, во второй группе наблюдалась тенденция к их повышению. Следовательно, наибольшее эмоциональное напряжение испытывали интроверты с преобладанием процессов торможения. Усиление активности правого полушария свидетельствует о преобладании у них в условиях экзаменационной сессии наглядно-образного мышления.

Также проводилась диагностика подвижности-инертности нервной системы. Подвижность-инертность процессов возбуждения и торможения характеризует скорость (быстроту) возникновения и движения нервного процесса, а также скорость прекращения (торможения) нервного процесса и смены возбуждения торможением.

Подвижность возбуждения связана с быстротой реакции на неожиданные раздражители, быстротой включения в новую для человека деятельность. Характеристика процесса возбуждения в условиях повседневных учебных занятий приведена на рис. 1. Анализ данной диаграммы позволяет заключить, что среди девушек-интровертов первой группы преобладают девушки с очень инертным (50%) и инертным возбуждением (20%). Среди студенток-интровертов второй группы количество испытуемых с инертным возбуждением было меньше и больше людей с очень подвижным возбуждением. У девушек экстравертов 1 группы также преобладают люди с инертным возбуждением, а среди экстравертов 2 группы не было людей с очень инертным возбуждением, и 33% девушек имели средние значения коэффициента возбуждения.

1

1

□ интроверты 1 гр ■ интроверты 2 гр.

□ экстраверты 1 гр.

□ экстраверты 2 гр.

Рис.1. Характеристика процесса возбуждения нервной системы в условиях эмоциональной стабильности у девушек разных психологических типов: 1- очень инертное, 2 - инертное, 3- среднее, 4 -подвижное, 5- очень подвижное

В условиях сдачи экзаменов у интровертов первой группы выявили увеличение количества людей с очень инертным возбуждением (рис.2). У интровертов второй группы картина иная - становилось больше людей с подвижным возбуждением. У экстравертов наблюдали сходные изменения, однако в этой группе увеличилось число людей со средними показателями, характеризующими процессы возбуждения, а для экстравертов второй группы характерно появление людей с очень инертным возбуждением и увеличением числа испытуемых с подвижным процессом возбуждения.

70 -60 450 40 30 20 10 0

на

□ интроверты 1 гр. ■ интроверты 2гр

□ экстраверты 1 гр.

□ экстраверты 2 гр.

Рис.2. Характеристика процесса возбуждения нервной системы в условиях сдачи экзаменов у девушек разных психологических типов: 1- очень инертное, 2 - инертное, 3- среднее, 4 -подвижное, 5- очень подвижное

Характеристика процесса торможения нервной системы в условиях обычных учебных занятий приведена на рис.3. Среди интровертов и экстравертов первой группы одинаковое количество людей с инертной, средней и подвижной нервной системой, несколько больше количество - с очень инертной. У интровертов и экстравертов второй группы преобладает инертное торможение.

1

□ интроверты 1 гр. ■ интроверты 2 гр.

□ экстраверты 1 гр.

□ экстраверты 2 гр.

Рис. 3. Характеристика процесса торможения нервной системы в условиях эмоциональной стабильности у девушек разных психологических типов: 1- очень инертное, 2 - инертное, 3- среднее, 4 -подвижное, 5- очень подвижное

Эмоциональное напряжение вызвало увеличение количества людей с подвижным торможением среди интровертов и особенно экстравертов первой группы. Среди интровертов и экстравертов второй группы изменений в характеристике процесса торможения после экзамена практически не выявили (рис.4).

□ интроверты 1 ф. ■ интроверты 2 гр.

□ экстраверты 1 гр.

□ экстраверты 2 гр.

Рис. 4. Характеристика процесса торможения нервной системы после сдачи экзаменов у девушек разных психологических типов: 1- очень инертное, 2 - инертное, 3- среднее, 4 -подвижное, 5- очень подвижное

Следовательно, увеличение количества девушек (экстравертов и интровертов 2 группы) с подвижным торможением способствовало более быстрой реакции этих студентов при ответе на вопросы преподавателя. Среди девушек интровертов 1 группы увеличилось количество людей с очень инертным возбуждением во время экзамена, что свидетельствовало о медленной реакции студентов. Вероятно, поэтому девушки-интроверты 1 группы и испытывали в большей степени эмоциональное напряжение во время экзамена.

Также исследовали изменение пульса и артериального давления у девушек, имеющих разные психологические характеристики личности. Результаты анализа полученных данных показали, что показатели достоверно повышались, у интровертов достоверные изменения отметили только для частоты сердечных сокращений. При анализе этих показателей в группах, различающихся по характеристике "возбуждение-торможение нервной системы", обнаружили, что у интровертов в первой группе происходило увеличение пульса на 33%, во второй группе - на 21%, у экстравертов наблюдали повышение на 19% в обеих группах. При этом наблюдалось достоверное повышение частоты сердечных сокращений только у экстравертов первой группы. Диастолическое давление у интровертов первой группа и экстравертов достоверно увеличивалось. Минутный объем крови, напротив, достоверно повышался только у интровертов. Среднее динамическое давление повышалось у интровертов и экстравертов первой группы. Среднее динамическое давление является показателем согласованности регуляции сердечного выброса и периферического сопротивления. Следовательно, наблюдалась рассогласованность в работе регуляторных систем (сердечной и сосудистой) в условиях эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение в условиях сдачи экзаменационной сессии приводило к перестройке центрального кровообращения за счет повышенного расхода резервов организма.

Установлено, что во время экзаменационной сессии возникает эмоциональное напряжение, которое характеризуется комплексом вегетативных перестроек, зависящих от вероятности прогноза ожидаемой оценки, степени подготовленности к экзамену и его результата (Ю. В.Щербатых,2000). В условиях сдачи экзаменов наблюдали увеличение активности симпатической нервной системы. На повышение активности симпатической нервной системы в условиях сдачи экзаменов показывает и увеличение вегетативного индекса Кердо. Выявили значительное повышение индекса Кердо, что указывает на напряжение в работе систем организма, в частности, сер-дечно-сосуд истой.

Результаты наших исследований показывают, что устойчивость студентов к экзаменационным нагрузкам зависит от их психофизиологических особенностей. Поэтому прогнозирование возможных отклонений в нормальном функциональном состоянии у студентов на экзамене имеет большое практическое значение, как для сохранения здоровья студентов, так и для оптимизации учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альманах психологических тестов /Сост.Р.Р.Римский, С.А.Римский.-М.: "КСП", 1995.-400с.

2. Лысакова Т.Н. Особенности адаптивных реакций организма студентов первого курса при комбинированном воздействии факторов учебного процесса: Автореф,-дис.... канд.биол.наук- Тюмень, 2005.-22с.

3. Спицын А. П. Психофизиологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности: Автореф.дис.... д-ра мед.наук- Архангельск, 1999.-38с.

4. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы.- М.: Теория и практика физической культуры, 2003.-383с.

5. Цагарелли Ю.А. Системная психологическая диагностика на приборе "Активациометр".- Казань, 2007.- 212с.

6. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж, 2000.-120с.

Н.П. Несговорова

Курганский государственный университет

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Нами разработан технологический комплекс организации процесса формирования эколого-профессиональной готовности педагога-эколога, включающий следующие компоненты.

Целевой компонент процесса подготовки педагогов к осуществлению экологического образования детей, формирование их профессионально- личностной готовности, имеет в качестве генеральной цели- идеала становление педагога -профессионала, мастера, педагога- эколога высшего уровня с развитой экологической культурой. Локальные цели и конкретные задачи определены и заложены в этапы реализации системы подготовки педагогов-экологов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый в общую цель, и конкретные задачи - развитие личности педагогов на основе их стремления к самоактуализации, самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию.

Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов, работающих со слушателями, и слушателей, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которого не может быть достигнут результат. Этот компонент еще называют организационным или организационно- управленческим.

Результативный компонент отражает эффективность протекания процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Ключевые слова: переподготовка педагогов, экологических образование

Акмеология (от греч. Акте- "пик, вершина, высшая тупень чего-либо, цветущая сила") - новая область научного познания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации. Данное понятие было введено в научную терминологию Н.А. Рыбниковым в 1928 году как обозначение науки о развитии зрелых людей. Предметом акмеологии являются творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации. Основной задачей акмеологии является овладение субъектом деятельности знаниями и технологиями, обеспечивающими возможность его успешной самореализации в различных сферах деятельности, в том числе и в области избранной профессии или профессий.

Самой высокой вершиной развития зрелых людей является профессионализм. Под профессионализмом понимают, прежде всего, стабильность высоких результатов деятельности, профессионализм не допускает большого разброса показателей. Далее надежность. Работать профессионально - значит не иметь срывов, грубых ошибок, промахов. Сейчас мы говорим - это значит быть компетентным.

Творчество - естественный компонент профессионализма, также как вдохновение и индивидуальный стиль деятельности. Если "саморазвитие - путь достижения профессионализма", то для педагога - специалиста в области экологического образования необходимо развивать в первую очередь такие качества, как умение предвидеть, умение принимать решения, моделировать, проектировать процесс, оценивать, контролировать, проводить коррекцию. Саморазвитие, самообразование, самосовершенствование и самоконтроль - основные факторы достижения вершин. Для них необходимы побудительные причины. Таковыми могут стать мотивы достижения или потребности достижения.

Критерии компетентности. В 60-80-е годы для образования была характерна формула: знать все о многом и немного - обо всем. Новая формула, порожденная в 90-е годы, провозглашает "знание о сущности всего, чтобы познать новую сущность". Сущностный подход предполагает синтез естественных , гуманитарных и технических наук. Основная цель педагога в области экологического образования - способствовать становлению экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура - это синергетическое образование, включающее комплекс естественнонаучных знаний и общественно обусловленных установок, норм, правил, умений и навыков поведения и деятельности. Профессиональная переподготовка педагога, формирование его готовности к осуществлению экологического образования должна включать личностный рост, становление более высокого уровня экологической культуры педагога как человека нового времени с другими ценностями и потребностями, но живущего в настоящем, противоречивом мире. Формируемые ценности должны перейти в ранг убеждений, норм и правил поведения "золотой этики" педагога-эколога. В этом спектре очень важны любовь к природе, осознание экологической ситуации, социальных последствий отношения человека к природе, ответственность за воспитание человека, способного сохранить благоприятные условия существования для нынешнего и грядущего поколения.

Следующий компонент готовности - операционный, представляет собой систему педагогических, психологических, методических, специально-предметных знаний и умений. В традиционных профессиограммах учителя к этому аспекту относят гностические, организаторские, коммуникативные, дидактические и др. умения.

Таким образом, подготовка педагогов к осуществлению экологического образования подразумевает личностный подход, фундаментальность образования (компетентность), творческое начало, профессионализм, синергетику (синтез двух культур - естественной и гуманитарной), использование новейших образовательных технологий. Критерием профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессионально значимых качеств, который корреллирует с уровнем профессиональной деятельности педагога, отражает меру его овладения данной деятельностью.

В процессе формирования экологически осмысленно самоорганизующегося субъекта (педагога) приходится выделять звено его рефлексивной саморегуляции и направлять на него профессиональные усилия. При этом обнаруживается зависимость интеллектуальных и ценностных критериев личности не столько от уровня экологической, или профессиональной, компетентности, сколько от интегрального миропонимания, целостного отношения к ситуации. Следовательно, в педагогических технологиях необходимо иметь блок педагогического регулирования и коррекции самоопределения на базе эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.