Научная статья на тему 'Индивидуальные образовательные траектории иностранного студента как выражение субъектной позиции'

Индивидуальные образовательные траектории иностранного студента как выражение субъектной позиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1525
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ В РОССИЙСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ИНОСТРАННОГО СТУДЕНТА / INTERNATIONAL INTEGRATION IN THE SPHERE OF EDUCATION / EXPORTS OF EDUCATIONAL SERVICES / A FOREIGN STUDENT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / AN EDUCATIONAL ROUTE / ALGORITHMIZATION OF DESIGNING INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF A FOREIGN STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Т. Л.

В статье рассматриваются проблема предоставления индивидуальной образовательной траектории иностранным студентам, обучающимся в российском высшем учебном заведении. Индивидуальная образовательная траектория представлена как персональный путь реализации личностного потенциала иностранного студента в образовательном пространстве российского вуза. Рассмотрены образовательные маршруты как конкретизация указанных траекторий. Подробно исследованы используемые в педагогическом процессе алгоритмы, через которые можно реализовать указанные маршруты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL STRATEGIES OF FOREIGN STUDENTS AS EXPRESSION OF SUBJECT POSITION

The article deals with the problem of providing foreign students of the Russian higher educational establishments with an individual educational trajectory. It is presented as a personal way of realizing foreign student's potential in an educational environment of the Russian higher educational establishment. Educational routes as specification of the mentioned trajectories (adaptive type, developing orientation, creative orientation) have been considered. The educational process algorithms for realizing the indicated routes have been analyzed. The author gives special attention to the ways of pedagogical activity on which the subject position activation of a foreign student depends considerably. The study promotes to solve the problem of developing integrative education system at the intergovernmental level, in which position of the Russian educational establishments becomes more active.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные образовательные траектории иностранного студента как выражение субъектной позиции»

УДК 378

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ИНОСТРАННОГО СТУДЕНТА КАК ВЫРАЖЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ

© Т. Л. Быкова

Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450064 г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.

Тел./факс: +7 (347) 243 11 56.

В статье рассматриваются проблема предоставления индивидуальной образовательной траектории иностранным студентам, обучающимся в российском высшем учебном заведении. Индивидуальная образовательная траектория представлена как персональный путь реализации личностного потенциала иностранного студента в образовательном пространстве российского вуза. Рассмотрены образовательные маршруты как конкретизация указанных траекторий. Подробно исследованы используемые в педагогическом процессе алгоритмы, через которые можно реализовать указанные маршруты.

Ключевые слова: Международная интеграция в сфере образования; экспорт образовательных услуг; иностранный студент, обучающийся в российском учреждении высшего образования; индивидуальная образовательная траектория обучающегося; образовательный маршрут; алгоритмизация процесса конструирования индивидуальных образовательных траекторий иностранного студента.

Интегративные тенденции в системе образования многосторонние и разнонаправленные, и нельзя их рассматривать только через призму изменений Российского образования. Без этого взгляд на развитие образования может оказаться неполным. Одним из самых главных и активизирующих факторов в данном глобальном по своим масштабам процессе выступает экспорт образовательных услуг.

Экспорт образовательных услуг - это вывоз, продвижение форм и результатов образования, представленных в качестве товара за границу, что может быть организовано за счет привлечения к обучению в образовательных учреждениях страны (в дневной, дистанционной, послевузовской формах) зарубежных студентов (бакалавров, магистрантов), аспирантов и докторантов. Данный вид экспорта включает в себя и обмен обучающимися и обучающими на основе различного рода договоров, кратковременные и длительные формы повышения квалификации специалистов.

Экспорт образовательных услуг обусловлен рядом тенденций, которым определяется развитие современного мирового образования. Международное сотрудничество в сфере образования сегодня решает следующие проблемы:

- формирование единой политики и стратегии выхода России на мировой образовательный рынок;

- координация в вопросе сервисного обеспечения международных связей;

- активизация информационного обеспечения;

- формирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов международных служб вузов, экспертноконсалтинговой службы;

- построение экономически оптимальных механизмов работы на мировом рынке образования и науки.

Формирование свободной индивидуальности становится перспективой развития для любого сту-

дента. Поэтому при организации его учебной деятельности необходимо включение его в процесс освоения необходимых знаний в ходе ценностного самоопределения, выработки собственной технологии в образовании при обучении по индивидуальной образовательной траектории.

Впервые индивидуальный образовательный маршрут был рассмотрен в Петербургской школе (Т. А. Алексеева, Л. Н. Бережнова, С. В. Воробьева, Е. В. Пискунова, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына). Они занимались разработкой индивидуального образовательного маршрута школьника. Первые шаги в исследовании типов индивидуально-образовательных потребностей описаны в работе Н. А. Ла-бунской. В педагогической литературе рассматривается также сходное по смыслу с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Н. Н. Суртаева, И. С. Якиманская, А. В. Хуторской).

Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании. Под личностным потенциалом здесь понимается совокупность его оргдеятельно-стных, познавательных, творческих и иных способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям.

Индивидуальные образовательные траектории можно представить как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого обучащаюгося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями. В таком понима-

нии данное понятие проявляется как стиля учебной деятельности каждого обучающегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом (С. А. Вдовина, Е. А. Климов, В. С. Мерлин).

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» имеет широкое значение и характеризуется несколькими направлениями реализации образовательной траектории: содержательное (реализуемое через образовательные программы), деятельностное (реализуемое через нетрадиционные педагогические технологии), процессуальное (определяющее организационный аспект, виды общения).

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» связывается и с понятием «образовательная программа», позволяющим учащимся овладеть определенным уровнем образованности (И. В. Галковская). Отмечается способность студентов осознанно выбирать индивидуальную траекторию обучения с реализацией разнообразных вариантов развивающего обучения: личностно-

ориентированного, проектно-созидательного, модульного обучения, гуманистической школы. Опираясь на позиции указанных выше исследователей образовательную программу можно рассматривать как организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению студентами с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.

С другой стороны, образовательная программа определяется как индивидуальная творческая траектория студента, созданная с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальной творческой траектории является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного учащегося. Понятие образовательной программы отражает, прежде всего, идеи индивидуализации и дифференциации обучения. При этом под термином «индивидуализация» в педагогике понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей студентов во всех формах и методах обучения. Что касается дифференциации, то она означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку студентов на основании выделения определенных особенностей.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную моделируемую образовательную программу, обеспечивающую студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при

осуществлении преподавателями педагогической поддержки самоопределения и самореализации обучающегося.

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуальной образовательной траектории иностранного студента, опирающейся на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения. Если рассматривать траекторию как «путь движения какого-нибудь тела или точки» и если предположить, что личность выполняет продвижение в образовательном маршруте по следующим жизненно важным линиям: линия роста, линия знаний, линия творческого самоопределения, то можно выделить несколько маршрутов (А. С. Гаязов):

- маршрут адаптивного типа (требует использования образования для подготовки себя к современной социоэкономической и культурной ситуации);

- маршрут развивающей направленности (характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека);

- маршрут созидательной направленности (включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, построения себя, собственного образования, карьеры, жизни).

Необходимо отметить, что наличие даже развитых творческих способностей не дает гарантии правильного формирования индивидуальной творческой траектории и реализацию высоких творческих достижений, если их не связать с потребностью. Многие авторы (Д. А. Кикнадзе, Б. Ф. Ломов, В. С. Магун, А. Г. Здравомыслов) подчеркивают, что проблема человеческих потребностей является исходной в теориях, объясняющих активную, творческую деятельность людей. Потребность -это необходимость живого организма осуществлять обмен с окружающей средой веществом, энергией и информацией для ее удовлетворения. Человек осознает свои потребности как жизненную необходимость. Между возникшей потребностью человека и ее удовлетворением функционирует логический и эмоциональный процесс мотивации, в котором мотивационная сфера является пусковым механизмом творческой деятельности.

Прохождение траекторий творческой учебно-познавательной деятельности обучающегося невозможно без ясного представления о способах (механизмах) этой деятельности. Можно выделить несколько групп механизмов, инструментов траектории творческой познавательной деятельности, характерных работе с иностранными студентами:

- поиск неизвестного с помощью анализа через синтез;

- поиск неизвестного с помощью эвристических приемов;

- поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма;

- поиск неизвестного с помощью механизма взаимодействия интуитивного и логического начал.

Перечисленные процедуры и механизмы представляют структуру опыта творческой деятельности, усвоив который, можно приобрести базу для дальнейшей творческой траектории саморазвития.

Усвоение знаний и способов деятельности может происходить на трех уровнях: а) осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала, б) на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации, в) на уровне творческого применения знания и способов деятельности. Приоритетными средствами реализации индивидуальной образовательной траектории иностранного студента являются те, которые обеспечивают нарастание творческого взаимодействия и активизируют творческую самореализацию обучающихся в учебном процессе: диалог, игровое моделирование, рефлексивный анализ, поисковые познавательные задачи, учебно-творческая деятельность педагога и студентов (отечественных, иностранных) по совместному решению задач поискового характера, со-держательно-мотивирующая оценка, личностное отношение к творческой деятельности и др.

Траектория творчества у каждого иностранного студента строго индивидуальна, она реализуется «по особому, только ему присущему сценарию». Своеобразие развития определяется различными обстоятельствами становления личности каждого иностранного студента: природными предпосылками, подготовленностью к принятию ценностей российского образования, свойствами нервной системы, темперамента, характера; ценностными ориентациями; уровнем развития личности, который находит отражение в особенностях самосознания, самооценки. Поэтому траектория образования иностранного студента отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности.

Таким образом, при формировании индивидуальной траектории образовательного процесса необходимо учитывать потенциальные возможности студента, особенности его индивидуального познавательного процесса. Необходимо соотнести возможности социообразовательной среды с опережающими возможностями студента, которые заключаются в опережающем стиле организации и управления образовательным процессом, соответствующим представлениям перспектив развития образования.

Другими словами, основываясь на высказанных положениях, можно заключить, что индивидуальная образовательная траектория представляется как конструктивная форма деятельности в совокупности сущностного, процессуального и личностно-

го компонентов, обусловливающая появление новых образовательных и культурных ценностей или продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью. Результат индивидуального образовательного продвижения заключается также и в развитии самого субъекта творческой деятельности. Степень реализации сущностных сил человека в процессе такой деятельности становится критерием творчества, т.е. творчество - это траектория, которая реализуется в формах человеческой деятельности. Индивидуальная траектория является творческой, если продукт творчества имеет общественную значимость, личную значимость и ценность. Движущей силой творчества является противоречие, разрешение которого составляет содержание творчества, а удовлетворение потребности -его цель.

Изучение опыта предоставления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся показывает, что конструирование таких путей происходит в нескольких этапов: возникновение проблемы, подготовка к решению, возникновение идеи и ее воплощение. В традиционном образовательном процессе в качестве объектов познания преобладает мир общепринятых идей, научных понятий, закономерностей, теорий. В образовательных стандартах, учебных программах, пособиях, в непосредственной практике традиционного обучения мир реальных объектов довольно часто подменяется изучением соответствующих им понятий и других продуктов познания, полученных не студентами, а специалистами (учеными) или авторами учебного материала. При этом получение обучающимися информации о чужих знаниях практически не оставляет им места для создания собственных знаний о реальном мире.

Таким образом, в традиционном образовательном процессе отсутствует выстраивание студентами личного мира знаний, что препятствует не только построению ими индивидуальных образовательных творческих траекторий, но и творческой самореализации в целом.

Задача педагога при реализации индивидуальной творческой траектории в обучении состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого студента. Опираясь на индивидуальные качества и способности, обучающийся выстраивает образовательный путь. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит в ходе образовательного движения по индивидуальным траекториям по каждой учебной дисциплине, и путь освоения этих дисциплин определяется не столько логикой данных дисциплин, сколько совокупностью личностных способностей каждого студента.

Иностранный студент, обучающийся в Российском высшем учебном заведении, может продвигаться по индивидуальной образовательной траектории во всех образовательных областях (незави-

симо от того, что он выберет: получение первичной специальности, магистратура или повышение квалификации, второе высшее образование) в том случае, если ему будут предоставлены возможности:

- определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;

- ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела;

- выбирать оптимальные формы и темпы обучения;

- применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;

- рефлексивно осознавать полученные результаты;

- осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Сохранение логики дисциплины из Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной творческой траекторией обучения могут обеспечить достижение обучающимися нормативного образовательного уровня (А. В. Хуторской).

Для такого обучения необходимо создание условий, приводящих студентов к осознанию необходимости самодвижения, к самостоятельной постановке общеобразовательных частнопредметных задач и проблем, к овладению методов их решения, конструированию собственной системы знаний и способов деятельности, что в совокупности и есть его индивидуальная творческая траектория в мире высшего образования.

Как уже отметили, продуктивная, творческая образовательная деятельность осуществляется каждым студентом в соответствии с его индивидуальными особенностями. Преподаватель, желающий видеть и развивать в каждом обучающемся уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей одновременного обучения всех по-разному. Организация образовательной деятельности по индивидуальной творческой траектории требует особой технологии взаимодействия участников образовательного процесса.

Наши исследования показали, что решение данной задачи в современной дидактике видится двумя способами.

Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому иностранному студенту предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый материал по степени сложности, направленности или другим параметрам.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается от каждого иностранного студента применительно к каждой из изучаемых им образовательных областей, т.е. обу-

чающемуся предоставляется возможность создания собственного пути получения образования.

Первый подход наиболее распространен в современных образовательных учреждениях, второй -практически отсутствует, поскольку требует одновременной разработки и реализации разных моделей обучения, каждая из которых по-своему уникальна и соотнесена с личным потенциалом каждого отдельно взятого обучаемого. Задача продуктивного обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого студента, в том числе и иностранного.

Опыт показывает, что здесь главная роль принадлежит способностям, благодаря которым иностранный студент не только знакомится с имеющимися образцами, но и создает новые образовательные продукты. Каждый студент способен найти, создать и предложить свой вариант решения любой задачи, в том числе и дидактической, относящейся к собственному обучению. Иными словами, иностранный студент сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин, ставить а) собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; б) выбирать оптимальные формы и темпы обучения, применять те способы учения; которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; в) рефлексивно осознавать полученные результаты; г) осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Наш опыт работы с иностранными студентами в течение длительного времени в условиях технического вуза (Уфимский государственный нефтяной технический университет) показал, что в исследуемом процессе необходимо выделить важные особенности. Во-первых, формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся продуктивно в том случае, если оно осуществляется через интеграцию деятельности всех участников образовательного процесса. Создание единого образовательного пространства формирования индивидуальных траекторий определяет степень овладения иностранными студентами содержанием образовательных стандартов. Во-вторых, формирование индивидуальной образовательной траектории студента в значительной степени зависит от того, каким образом (традиционно или инновационно) осуществляется руководство данным процессом. Отличительной особенностью инновационной педагогической деятельности в вузе от традиционного преподавания является:

- перевод целей и задач предстоящей деятельности в цели и задачи по формированию индивидуальной образовательной траектории;

- предъявления педагогами единых требований к отечественным и иностранным студентам с учетом их личностных особенностей и объективных обстоятельств;

- осуществление поэтапного анализа хода и результатов деятельности студентов всеми организаторами формирования индивидуальных образовательных траекторий;

- определение единых критериев оценивания результатов формирования индивидуальных образовательных траекторий (создание банка диагностических методик, позволяющих определить качественные изменения, происходящие в ходе реализации индивидуальной траектории).

От вузовского педагога на первом этапе формирования индивидуальной образовательной траектории требуется преодолеть эмоциональный дискомфорт и неосознанное желание исключить его причину - имеющееся или возникшее у студента противоречие взглядам преподавателя. Педагог, помогающий формированию индивидуальной траектории, сам неизбежно становится не только субъектом, но объектом образования: все виды деятельности, которые осуществляет студент, ведет и преподаватель, т.е. образование происходит одновременно и параллельно с образованием студента. Далее педагог должен допускать возможность компромисса и множество подходов к решению учебных и жизненных проблем. Таким образом, в данном случае преподаватель не рассматривается как главный и единственный источник информации. Сопровождая обучающихся в процессе реализации индивидуально образовательной траектории, преподаватель позволяет успешно обучающимся иностранным студентам двигаться в процессе обучения более или менее самостоятельно. Он создает ситуации, в которых студент прилагает все возможные усилия для самостоятельного поиска решений, выбора способов деятельности. Но если речь идет о студенте, который нуждается в персональной поддержке, ему должно быть уделено достаточно внимания. Таким образом, наряду с традиционными функциями передачи информации, объяснением природы протекания некоторых процессов и явлений, преподаватель организует и координирует работу в классе, а также консультирует учащихся в процессе той или иной самостоятельной деятельности.

Следующий компонент индивидуальной образовательной траектории студента можно обозначить как информационно-содержательный. Он включает в себя содержание образования, ради освоения которого и реализуется образовательная деятельность. Рассматривая возможности становления и развития в рамках индивидуальной траектории обучающегося образовательных компетенций и, рассуждая о реализации потребностей каждого участника процесса обучения, в качестве источника содержания образования необходимо рассматривать все информационное пространство: книги, СМИ, Интернет, социальный и культурный опыт, которые используются обучающимися в процессе построения своей индивидуальной траектории обучения. Чем шире информаци-

онное пространство, тем больше возможностей для выбора получает студент.

Необходимо сказать, что именно в таком образовательном информационном пространстве становится реальным выбор соответствующих уровню подготовленности иностранного студента маршрутов с последующей адаптацией к новым условиям:

- студенты, нуждающиеся в специальной поддержке и сопровождении в процессе обучения, вместе с преподавателем имеют возможность выбирать наиболее простые источники информации для достижения образовательного стандарта, например учебники (маршрут адаптивного типа);

- другие обучающиеся могут осваивать отдельные разделы учебной программы на более высоком уровне, используя в качестве источников возможности всего информационного пространства, учебники, научно-популярную и энциклопедическую литературу, всемирную сеть (маршрут развивающей направленности);

- третьи могут оказаться способными рассматривать учебное содержание на расширенном уровне с использованием материалов (к примеру, первоисточников, словарей, энциклопедий, специальных монографий и др.), наряду с учебными пособиями (маршрут созидательной направленности).

Информационно-содержательный компонент направлен на передачу студентам определенного набора знаний, касающихся проблем творчества, а также психологических особенностей человека. Познакомившись с обобщенными научными знаниями о человеке, его природе и психике, из сферы будущей профессии, студент может лучше увидеть и понять те свойства своей личности, которые в той или иной мере присущи всем людям, может адекватнее оценить свои индивидуальные черты, более глубоко понять корни и истоки особенности своей личности. В связи с этим от вузовского педагога требуется решение следующего круга задач:

- активная трансляция обучающемуся знаний о феномене творческой познавательной и профессиональной деятельности, о творческом потенциала человека, о собственной индивидуальности;

- адаптация информации для адекватного восприятия ее иностранным студентом.

Наш опыт показал, что данный процесс можно алгоритмизировать.

Содержательное наполнение первого шага соизмеримо с идеями гуманистической ориентации педагога. В рамках гуманистической педагогики решающим фактором развития иностранного обучающегося определяется преподаватель: его личность, его отношение к студенту, действия, которые он предпринимает при организации взаимодействия с студентом (в личностном и образовательном аспектах), а также представленные средой (которую, в частности, создает преподаватель) возможности реализации личных интересов студента.

Опыт показывает, что студенты, реализующие индивидуальные образовательные траектории через адаптивный маршрут, вносят диссонанс в его общий психический настрой. Решение этой проблемы мы видим в овладении педагогом технологии конструктивного взаимодействия с иностранным студентом, которые помогают конструктивно выходить из сложных ситуаций во взаимоотношениях, обеспечивая субъект-субъектные отношения всем участникам взаимодействия, ориентируя студентов на реализацию своей деятельности через маршрут развивающей направленности. Наше исследование подтвердило, что снизить статусную дезадаптацию, обеспечить каждому студенту благоприятное положение в группе и тем самым оптимизировать психологический климат коллектива в целом, помогает индивидуальный подход к личности, предоставление возможности для самоутверждения каждому обучающемуся. Целенаправленные наблюдения показывают, что эту задачу достаточно успешно решает дифференциация в ходе обучения. Используемые на занятиях приемы создания ситуаций успеха для каждого студента, специальный подбор заданий, в которых студент может раскрыть свои способности наилучшим образом, активизирует субъектную позицию студента-иностранца. Ситуация успеха в учебно-познавательной деятельности - это разновидность педагогической ситуации, которая формирует у обучающихся субъективное состояние готовности включиться в учебный процесс на максимальном уровне своих возможностей и которая обеспечивает условия для такого включения. Ситуация успеха активизирует мышление, пробуждает стремление к творческому самопрояв-лению, формирует у учащегося позицию активного участника процесса познания, субъекта учебной деятельности; при этом ситуация успеха эффективна, если соответствует возможностям обучающегося. Раскрывая психологические особенности деятельности по моделированию и созданию для иностранных студентов ситуации успеха в учении, можно отметить, что важно одновременно: а) учитывать возрастные, индивидуальные, личностные особенности студента и всего коллектива в целом; б) также продумывать и выбирать наиболее удачные моменты в образовательном процессе для ее создания и организации. Если это практикуется преподавателем систематически, оно способствует улучшению эмоционального климата, формированию устойчивой мотивации достижения, развитию чувства безопасности для каждого студента. С этой целью, как показал наш опыт, целесообразно использовать такие приемы, как «эмоциональное поглаживание», словесная поддержка; «скрытая педагогическая инструментовка» (косвенное влияние на учащихся: незаметная помощь, словесная инструкция и т.п.), «авансирование»; «отсроченная отметка»; «коллективная радость» (совместные переживания - реализация потребности в эмоциональных

связях с другими людьми); «позитивная оценка парциального результата (выделение наиболее оригинальной детали результата, той, которая получается особенно хорошо у конкретного студента, а не оценка достижения деятельности студента в целом, если она «проигрывает» в сравнении с более одаренными студентами) и другие. Именно гибкое использование системы стимулирования и поощрения позволяет смоделировать процесс обучения таким образом, чтобы в нем всегда обеспечивался успех. Для этого необходима также дифференциация учебных заданий, которая, как показывает практика, может выступать в различных формах: несколько вариантов заданий, отличающихся уровнем сложности, способом проработки учебного материала, индивидуальных заданий по интересам и т.д.

Поэтому при формировании индивидуальной образовательной траектории иностранного студента важным является оценка педагогом и обучающимися ресурсных возможностей образовательного учреждения, что является вторым шагом предлагаемого алгоритма.

Информационно-содержательный компонент в рамках коллективного обучения осваивается посредством взаимодействия участников образовательного процесса. Такое взаимодействие является необходимым условием становления и развития социального опыта. Как известно, содержание образования осваивается через определенные технологические алгоритмы, которые широко представлены в учебной практике современной высшей школы. Работники вузов используют разнообразные образовательные технологии, которые делают образовательный процесс более эффективным. Это и возможные методические приемы, способы организации учебной деятельности, это и образовательные технологии, позволяющие оптимизировать учебный процесс и повысить его эффективность.

Такой компонент можно обозначить как технологический и представить в виде следующего шага алгоритма педагогического взаимодействия.

Многие из этих методических приемов, способов организации учебной деятельности и образовательных технологий опираются на концептуальные идеи западной институциональной матрицы, развивая такие качества личности, как индивидуальную ответственность, способность к инновационным решениям, критическому мышлению, осознанному выбору и осознанной личной ответственности за этот выбор, творческой активности и самостоятельности.

Вместе с тем, другие методические приемы, способы организации учебной деятельности и образовательные технологии позволяют развивать навыки социального взаимодействия, навыки работы в команде, принятия командных решений и коллективной ответственности. Они позволяют активизировать поисковые возможности обучающихся для решения учебных проблем, создают условия, обеспечивающие саморазвитие и самореализацию личности студента и предла-

гают конкретные технологические решения осуществления учебной деятельности с учетом активности, личного опыта и собственного мнения каждого участника образовательного процесса, формируя наряду с этим навыки коллективного взаимодействия. Следовательно, современные образовательные технологии способствуют становлению и развитию коммуникативной культуры обучающихся в российском вузе иностранных студентов, навыков публичного выступления и слушания, работы с различными источниками информации и ведения записей. В этом смысле образовательные технологии работают на формирование образовательных компетентностей. К рассмотренным выше образовательным технологиям могут быть отнесены «Чтение и письмо для развития критического мышления», образовательная программа «Дебаты», технология различных мастерских и т.д. В данный технологический компонент можно включить элементы других образовательных технологий, которые концептуально и исторически базируются на ценностях восточной институциональной матрицы. Это, прежде всего, коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В.

К. Дьяченко) и такие элементы этой технологии, как общение в динамических парах, взаимообучение; групповые технологии и такие элементы этих технологий, как групповой опрос, учебная встреча, учебная дискуссия и т.д.

При описании технологии формирования индивидуальной образовательной траектории необходимо учитывать возможность выбор и возможности изменения образовательной программы по желанию обучающегося, что довольно часто встречается и практикуется при работе с иностранным контингентом студентов. Основаниями для изменения образовательной программы могут быть трудности в реализации данной траектории.

Изменения, вносимые в образовательную программу при ее реализации как индивидуальной образовательной траектории, осуществляются следующими способами:

- изменение индивидуальной образовательной траектории путем выбора иной образовательной программы;

- изменение учебного плана и (или) гармонизация программы профессионального и дополнительного образования;

- изменения в системе поддержки иностранного студента;

- личностная ориентация содержания образования;

- изменение организационно-педагогических условий реализации образовательной программы.

Проектные изменения индивидуальной образовательной траектории студента реализуют функцию управления образовательной программой до момента завершения процесса овладения ею.

Таким образом, на основании проведенного теоретического исследования и широкой опытно-экспериментальной работы со студентами из числа иностранного контингента в Уфимском государст-

венном нефтяном техническом университете по созданию условий успешной их адаптации к российским образовательным ценностям можно сделать ряд важных выводов.

Во-первых, выбор индивидуальной образовательной траектории студента осуществляется и конкретизируется, изменяется по необходимости, в зависимости от потребностей и индивидуальных способностей студента. Индивидуальная образовательная траектория должна быть гибко приспособлена к возможностям студента, динамике его развития под влиянием обучения.

Во-вторых, реализация технологии формирования индивидуальной творческой траектории студента предполагает предоставление свободы выбора, овладение умениями строить программы собственного развития в постоянно меняющихся условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, индивидуальные образовательные траектории студентов могут быть конкретизированы в маршрутах, и наиболее реальными из них выступают следующие маршруты:

- маршрут адаптивного типа, который требует использования образования для подготовки себя к современной социоэкономической и культурной ситуации;

- маршрут развивающей направленности, который характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека;

- маршрут созидательной направленности, включающий в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, построения себя, собственного образования, карьеры, жизни.

Выбор, формирование и постепенная реализация иностранными студентами данных маршрутов и постепенный переход от первого к третьему маршруту приводит к тому, что студент в итоге должен научиться не только формировать индивидуальную образовательную траекторию, но и осознавать, оценивать степень достижения, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области.

В-четвертых, значимым в работе с иностранными студентами выступает рефлексивно-оценочный компонент, который выявляет индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности в виде схем концептов материальных объектов, фиксируются и классифицируются применяемые продуктивно усвоенные или творчески созданные виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий. Оценивается также общий образовательный процесс, коллективно полученные результаты и способы их достижения. На основе рефлексивнооценочного компонента при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого иностранного студента и всех вместе. Оценивается

полнота достижения целей, качество продукции, делаются выводы и заключения.

Как показал опыт, формированию индивидуальных творческих траекторий студентов способствует рефлексия своей деятельности, что является основным критерием оценочного компонента формирования индивидуальных образовательных траекторий. Рефлексия позволяет подняться самосознанию на более высокий уровень развития.

Кардинальные изменения социально-экономических ориентиров общества в сфере духовных и материальных ценностей, необходимость решения профессиональной школой проблемы подготовки подрастающих поколений к жизни в условиях, обеспеченных мировыми и Европейскими ориентациями, векторами на профессиональную и образовательную мобильность, ставят на качественно новый уровень вопрос совершенствования системы интегративного на межгосударственном уровне образования, органичной частью которого является экспорт образовательных услуг. Процесс этот не однополярный, он предполагает не только получе-

ние российскими студентами образования в вузах других государств, но и привлечение иностранных студентов для обучения в российских учреждения высшего образования. Все это требует коренных преобразований в высшей школе. Одним из направлений такого рода преобразований и является решение педагогической проблемы формирования индивидуальной образовательной траектории как персонального пути реализации личностного потенциала иностранного студента в образовательном процессе российского вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева С. В. Дифференциация образовательных программ в образовательном учреждении, СПб: изд.-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 243 с.

2. Г аязов А. С. Образование и образованность в современном мире / А. С. Г аязов. М.:Наука, 2003. 256 с.

3. Каримов З. Ш. Интеграционные процессы в современном высшем образовании / З. Ш. Каримов. М.: Гуманитар. изд-во центр ВЛАДОС, 2006. 308 с.

4. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 536 с.

Поступила в редакцию 09.12.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.