УДК 37.013.41 ББК 74.204
Вольвач Людмила Николаевна
соискатель
Калининград
Volvach Lyudmila Nikolaevna
Applicant for a Degree Kaliningrad
Индивидуальность как фактор развития педагогического коллектива Individuality as a Factor of Pedagogical Collective’s Progress
В статье представлена модель индивидуальности педагога как члена педагогического коллектива и подход к разработке модели развития педагогического коллектива общеобразовательной школы.
Процесс преобразований в личности и психике педагогов в условиях коллективного взаимодействия рассматривается как необходимое условие развития педагогического коллектива школы.
The model of a teacher’s individuality as a member of pedagogical collective and the approach to development of pedagogical collective progress of comprehensive school are submitted in the article. The process of transformation in teachers’ personality and mentality in conditions of a collective interaction is considered as a necessary component ofpedagogical collective’s progress.
Ключевые слова: педагогический коллектив; педагогика индивидуальности.
Key words: pedagogical collective; pedagogics of individuality.
Развитие педагогического коллектива общеобразовательной школы представляется сегодня актуальным в связи с тем, что в отечественной системе образования происходят постоянные изменения: повышаются требования к организации педагогического процесса, к уровню подготовленности выпускника школы, к взаимодействию школы и социальных институтов и, наконец, к самому педагогу и педагогическому коллективу. Эта проблема достаточно плодотворно исследуется в психологии и педагогике. Накоплен теоретический потенциал по различным аспектам и сложился богатый опыт по становлению и развитию педагогического коллектива. Вместе с тем появление новых научных
подходов и концепции ставит перед учеными и практиками задачу уточнения сущностных характеристик педагогического коллектива, выяснения новых факторов и условий его развития.
В своем исследовании мы исходили из того, что социальное (общественное) никак не исчерпывается социально общим. В таких сложных системах, как человеческое общество, системные эффекты возникают в результате "скрещивания" многих индивидуальных агентов[4, с. 224-225]. То есть развитие социальной группы (в нашем случае педагогического коллектива) происходит в результате изменения индивидуальных качеств всех его членов на основе взаимодействия.
Основной механизм функционирования коллектива заложен во взаимодействии его членов, в межличностных отношениях, оказывающих влияние на все процессы, протекающие в коллективе. Во многих диссертационных работах указывается на особенности деятельности педагога, характерные для современного этапа развития образования: открытость, активность, ценностно-
смысловая насыщенность, инновационная сущность, коллективный и рефлексивный характер деятельности педагога. И это не случайно. Практически в каждой из этих характеристик речь идет о коммуникативном аспекте профессиональной деятельности педагога, о межличностных отношениях, выступающих одним из важнейших факторов функционирования и развития педагогического коллектива. Научное обоснование данного фактора находится в ряде теорий, раскрывающих механизмы, функции, особенности диалога: теория полисубъ-ектного взаимодействия в современном обществе; концепция диалога; теория гуманистически-ориентированного диалога; информационный подход к диалогу и др. Не требует доказательства тот факт, что в зависимости от взаимоотношений педагогов осуществление ими деятельности и индивидуальной, и совместной происходит с разной степенью эффективности.
В развитии педагогического коллектива важно задействовать такие механизмы, которые обеспечат совершенствование у педагогов способностей благоприятного общения, их саморазвитие на основе знаний о них, соответствующей
мотивации и направленности на профессиональный и личностный рост. Вместе с этим в ориентации на развитие способностей, которые являются составляющими психики человека, мы обнаруживаем ориентацию на развитие сфер психики, в которых эти способности отвечают за выполнение определенных психических функций. Так, если речь идет о способности педагога найти общий язык с другим педагогом, то у него должны быть развиты способности «понять другого человека как истину ... и оказать ему помощь, поддержку в решении экзистенциональных задач овладения своим бытием ... или сообщить энергию успеха» [3,с.54]. С точки зрения концепции индивидуальности человека (О.С.Гребенюк [2]) в экзистенциальной сфере педагога должны занять свое место представленные выше способности и ценности - они должны выступать для каждого педагога своеобразными критериями оценки собственной индивидуальности, а также критериями оценки развития педагогического коллектива.
Индивидуальность педагога выступает в нашем исследовании одним из ключевых понятий, важнейшей характеристикой педагога. В рамках концепции индивидуальности педагог предстает как психическое существо, у которого функционируют множество психических свойств - как общечеловеческих, так и профессионально значимых. Именно благодаря этим свойствам педагог способен осуществлять свою профессиональную деятельность. Будучи членом коллектива, он должен реализовывать не только требования, предъявляемые ему как индивидуалисту, но и как члену сообщества. При этом каждый человек, независимо от профессии, включенный во взаимодействие, рефлексирует, контролирует, корректирует свои мысли и действия. Тем самым он пытается управлять своими психическими процессами и развивать их.
В настоящее время вопрос о саморазвитии индивидуальности и личности педагога, самосовершенствовании профессионального мастерства является одним из ключевых в деле реформирования образования, развития образовательной системы. О. С. Анисимов [1] считает, что педагог может стать активным участником своего изменения, если изменения, которым он подвергается, будут им осознаны и приняты: человек может стать тем, каким он себя построит, в
кого он саморазовьется. Возникновение потребности в самоизменении является следствием построения рефлексии и осуществления действий. Тем самым, если педагог ставит цели по формированию механизмов саморазвития, то он должен предполагать передачу ученикам своей способности к саморазвитию. Это и есть, с точки зрения О.С. Анисимова [1], высший уровень развития педагогической деятельности.
Современный педагогический коллектив характеризуется как уже известными, сложившимися в теории педагогического менеджмента параметрами (признаками, структурой, функциями, качествами), так и новыми, дополнительными знаниями, отражающими современные особенности профессиональной деятельности коллектива и личностные и индивидуальные особенности педагога.
В нашем исследовании осуществлен подход к уточнению сущности педагогического коллектива, опирающийся на теорию профессиональной компетентности и на концепцию педагогики индивидуальности как наиболее перспективные научные направления. В соответствии с названным подходом установлено следующее.
В педагогическом коллективе происходит реализация свойств и качеств психики педагога, отражающих особенности развития его индивидуальности. Индивидуальность педагога рассматривается как его психический мир, функционирующий в условиях совместной профессиональной деятельности и профессиональной интеракции, в силу чего индивидуальность характеризуется дополнительными признаками, удовлетворяющими как развитию субъекта (индивида), так и коллектива (коллективного субъекта). К таким признакам были отнесены следующие:
в мотивационной сфере - стремление к взаимодействию в инновационной деятельности, в освоении новых педагогических технологий, в поиске новой информации профессионального характера;
в экзистенциальной сфере - способность понимать свое место в коллективе, свой потенциал как составляющую коллективного потенциала, способность
оценивать свои возможности и достижения в совместной педагогической деятельности, осознание причастности к совместной педагогической деятельности как профессиональной ценности;
в сфере саморегуляции - способность рефлексировать в совместной профессионально-педагогической деятельности, контролировать свои взаимоотношения с коллегами, корректировать собственные действия в работе, управлять собственными чувствами и состояниями в процессе межличностного общения; в эмоциональной сфере - толерантность, чувство ответственности за собственное участие в общем деле, сопереживание в ситуациях профессиональных успехов своих коллег;
в предметно-практической сфере - организаторские способности (сплотить коллег вокруг нового замысла, заинтересовать чем-либо новым, спланировать совместную деятельность, распределить обязанности и пр.), коммуникативные способности (донести мысль до своих коллег, в беседе выяснить отношение своих коллег к чему-либо, организовать обмен мнениями и др.), исполнительские умения;
в волевой сфере - целеустремленность и настойчивость в выполнении своей части коллективного дела, способность преодолевать собственные затруднения и помогать преодолевать затруднения своим коллегам в совместной деятельности, дисциплинированность;
в интеллектуальной сфере - способности самопознания и познания особенностей своих коллег как профессионалов, способности анализировать ситуации совместной профессиональной деятельности и делать выводы, саногенное мышление (направленность мышления на собственные ошибки в действиях, на поиск верных решений в коллективном труде).
Как показало наше исследование, развитие современного педагогического коллектива связано с разрешением следующих основных противоречий: 1) между необходимостью соответствовать возросшим требованиям к школе и недостаточным уровнем его функционирования; 2) противоречие, обусловленное недостаточной управленческой компетентностью руководителя школы, в
частности, отсутствием опоры на современные научные подходы к организации коллективной профессиональной деятельности; 3) противоречие, обусловленное недостаточным развитием качеств индивидуальности педагога как члена коллектива, отвечающих за сплоченность, организованность и ценностноориентированную зрелость; 4) противоречие, обусловленное недостаточным развитием профессиональной компетентности педагога.
В исследовании установлено, что факторов развития педагогического коллектива сегодня достаточно много: экономические, социально-
психологические, управленческие, педагогические. Их многообразие ведет к серьезным затруднениям в организации совместной профессиональной деятельности педагогов (чрезвычайно сложно провести диагностику особенностей индивидуальной деятельности педагогов в условиях их совместного труда, особенностей развития их индивидуальности как психологической характеристики, учесть полученные результаты в организации коллективной деятельности и пр.). В связи с этим нами была высказана гипотеза о том, что для эффективного развития коллектива следует начать с развития индивидуальности каждого педагога, с развития таких свойств и качеств, которые могут быть реализованы в совместном труде и общении. Это возможно только в соответствующих условиях - в коллективной деятельности. Однако целевая направленность такой деятельности заключается в развитии психических свойств членов коллектива, и только затем в выполнении поставленной профессиональной задачи.
В основу построения модели развития педагогического коллектива общеобразовательной школы нами была положена идея о том, что развитие педагогического коллектива можно обеспечить, если будет происходить развитие способностей, качеств психики и личности каждого педагога, позволяющие ему реализовывать существенные характеристики современного коллектива (ценностно-ориентационную зрелость, сплоченность и организованность). При этом необходимо обеспечить развитие индивидуальности и профессиональной компетентности педагогов в единстве. В процессе моделирования мы опирались на такие научные подходы, как целостный, личностно-деятельностный, ситуаци-
онный, андрагогический, акмеологический, компетентностный, на концепцию педагогики индивидуальности.
С точки зрения целостного и личностно-деятельностного подходов развитие педагогического коллектива можно представить как динамичный процесс преобразований в личности и психике педагогов, выражающихся в появлении свойств и качеств, которые в единстве отражают сущность коллектива. Это есть вполне управляемый процесс, в котором с помощью взаимосвязанных психоло-го-педагогических средств происходит воздействие на психические состояния педагогов в социальных и профессиональных ситуациях. Целостный подход ориентирует на рассмотрение психических и личностных характеристик человека в целом, в системе, во взаимосвязи всех структурных составляющих. Руководитель учреждения образования побуждает педагогов к определенному поведению и к определенной деятельности, которые могут вызвать положительные изменения в личности и индивидуальности членов коллектива.
Проведенное исследование показало, что проблема развития педагогического коллектива общеобразовательной школы не только актуальна, но и многоаспектна - она включает и уточнение сущности педагогического коллектива в современных условиях его функционирования, и выявление современных факторов развития, и проектирование модели, позволяющей осуществлять гибкий подход к созданию соответствующих условий, и др.
Библиографический список
1. Анисимов, О.С. Акмеология мышления [Текст] /О.С. Анисимов. - М.: П.И., 1997.- 534 с.
2. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности [Текст] /
О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград: изд-во «Янтарный сказ», 2000. -572 с.
3. Иванова, С.П. Учитель ХХ1 века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. [Текст]/С.П.Иванова - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002. - 228 с.
4. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов [Текст]/ В.А. Канке. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.-344с.
Bibliography
1. Anisimov, O.S. Acmeologics of thinking [Text]/О.S.Anisimov. - М.: P.I., 1997.-534p.
2. Grebenyuk,O.S. The bases of pedagogics individualities [Text] / О.S.Grebenyuk, T.B.Grebenyuk. - Kaliningrad: publishing house «Jantarny skaz», 2000. - 572p.
3. Ivanova, S.P. Teacher of the ХХI century: noopsychological approach to the analysis of professional - personal readiness for pedagogical activity. [Text] /
S.P.Ivanova - Pskov: S.M.Kirov’s PGPI, 2002. - 228p.
4. Kanke, V.A. Philosophy. A historical and regular course: the Tutorial for high schools [Text] / V.A.Kanke. - 3 issue, advanced and added. M.: Publishing corporation "Logos", 2000.-344p.