Научная статья на тему 'Индивидуально-типологические особенности морфо-функционального развития и поведения младших школьников'

Индивидуально-типологические особенности морфо-функционального развития и поведения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1144
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ОПРОСНИКИ ГУДМАНА И ФИЛЛИПСА / СОМАТОТИП / ГЕМОДИНАМИКА / ФАКТОРНЫЙ И КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ВАРИАЦИОННАЯ ПУЛЬСОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кривощеков С. Г., Мозолевская Н. В.

Рост и развитие ребенка обусловлены влиянием генетических и внешних факторов, взаимодействие которых и формируют индивидуально-типологические особенности, определяющие адаптивные возможности организма. Однако динамика и особенности этих взаимодействий изучены слабо. Цель исследования: изучить возрастную динамику морфо-функциональных показателей у детей младшего школьного возраста и их взаимосвязь с особенностями поведения. Дважды с интервалом в 1 год были обследованы 153 школьника в возрасте от 7 до 12 лет (73 мальчика и 80 девочек), учащихся муниципальной школы г. Новосибирска, здоровых на момент обследования. Программа обследования включала антропометрию, соматоскопию, определение функциональных показателей вегетативной системы и гемодинамики, психологические опросники Гудмана и Филлипса. Индивидуально-типологический анализ показал, что соматотипический статус может оказывать влияние на характер фенотипической адаптации. При этом у детей мезоморфного и эктоморфного типа соматотипический статус в большей степени сопряжен с физиологическими характеристиками, а у эндоморфов с поведением. На основании факторного и кластерного анализа класса выделяются группы детей, которые существенно отличаются по набору антропо-физиологически-поведенческих характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кривощеков С. Г., Мозолевская Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES OF MORPHOFUNCTIONAL DEVELOPMENT AND BEHAVIOUR AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Growth and development of the child are caused by the influence of genetic and external factors. The interaction of these factors forms individual and typological features determining the adaptive potential of an organism. However the dynamics and characteristics of these interactions are still insufficiently known. The purpose of the research is to study the age dynamics of morphofunctional characteristics among primary school children and their interrelation with behavioral features. 153 children from 7 to 12 years old (73 boys and 80 girls) of a municipal school of the city of Novosibirsk were examined twice with 1-year interval. All schoolchildren were healthy at the moment of investigation. The examination program included anthopome-try, somatoscopy, determination of functional parameters of vegetative system and hemodynamics, and also Goodman and Phillips psychological questionnaires. The individual and typological analysis has shown that the somatotypical status can influence the character of phenotypic adaptation. And for all that the somatotypical status of mesomorphic and ectomorphic children is in greater degree connected to physiological characteristics, and that of endomorphic ones to behavior. Using the factor and cluster analysis we could distinguish several groups of children that differ essentially by the set of anthropophysiological and behavioral characteristics.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-типологические особенности морфо-функционального развития и поведения младших школьников»

УДК 618.821, 612.821

С.Г. Кривощеков, Н.В. Мозолевская

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГУ НИИ физиологии СО РАМН, Новосибирск

Рост и развитие ребенка обусловлены влиянием генетических и внешних факторов, взаимодействие которых и формируют индивидуально-типологические особенности, определяющие адаптивные возможности организма. Однако динамика и особенности этих взаимодействий изучены слабо. Цель исследования: изучить возрастную динамику морфо-функциональных показателей у детей младшего школьного возраста и их взаимосвязь с особенностями поведения. Дважды с интервалом в 1 год были обследованы 153 школьника в возрасте от 7 до 12 лет (73 мальчика и 80 девочек), учащихся муниципальной школы г. Новосибирска, здоровых на момент обследования. Программа обследования включала антропометрию, соматоскопию, определение функциональных показателей вегетативной системы и гемодинамики, психологические опросники Гудмана и Филлипса. Индивидуально-типологический анализ показал, что соматотипический статус может оказывать влияние на характер фенотипической адаптации. При этом у детей мезоморфного и эктоморфного типа соматотипический статус в большей степени сопряжен с физиологическими характеристиками, а у эндоморфов — с поведением. На основании факторного и кластерного анализа класса выделяются группы детей, которые существенно отличаются по набору антропо-физиологически-поведенческих характеристик.

Ключевые слова: физическое и психическое развитие ребенка, опросники Гудмана и Филлипса, соматотип, гемодинамика, факторный и кластерный анализ, вариационная пульсометрия.

Уровень и гармоничность физического и психического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме, сбалансированность эндокринной и центральной нервной систем, адекватность физического воспитания и интеллектуальной сферы [1]. Особый интерес проблема взаимодействия структуры и функции приобретает в растущем организме ребенка. Под термином «рост» понимают увеличение длины, объема и массы тела, связанное с увеличением числа клеток и их количества, а под «развитием» — качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов регуляции. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей, в том числе и в поведении [2].

Особого внимания эта проблема заслуживает в связи с процессом адаптации ребенка к школе. Темпы роста, развития ребенка и процессы адаптации к школьной среде тесно взаимодействуют, в связи с чем физическое развитие и адаптационные возможности организма рассматриваются как основные критерии здоровья [3]. При этом каждый ребенок, независимо от возраста, имеет свои сугубо индивидуальные характеристики и свои функциональные резервы, которые формируют индивидуальные особенности адаптивного поведения и адаптивные преобразования висцеральных систем [1, 4, 5]. Говоря об индивидуальных особенностях развития ребенка, в частности, физиологических механизмах регуляции, поведении и эмоциональных состояниях, следует помнить, что они связаны с возрастными этапами развития ребенка [6, 7]. Известно, что особенности индивидуального развития тесным образом связаны с особенностями индивидуальной соматической конституции ребенка [5, 8, 9]. Особый интерес вызывает проблема взаимосвязи конституциональной типологии, регуляции функций и пси-

хических свойств, которая до настоящего времени остается предметом интенсивных исследований. Влияние на поведенческие характеристики конституциональной морфологии наиболее полно раскрыто Н.А. Корнетовым и В.А. Строевским [4] в рамках морфоэтологии. Они установили, что этографиче-ский портрет различается не только у базисных соматических типов, но и в рамках различных диспла-стических конституций. По мнению авторов можно говорить о комплексных паттернах, включающих морфологические и поведенческие стигмы и структуры. В современной медицине это имеет значение для определения типологии «личностей риска» [10, 11].

Все это и предопределило цель настоящего исследования — изучить индивидуально-типологические особенности и динамику морфо-функ-циональных изменений организма детей младших классов в онтогенезе и связь этих изменений с поведением.

Материалы и методы

Методический подход включал: 1) оценку поведения; 2) оценку конституционального типа (соматотипа); 3) оценку уровня функционирования сердечно-сосудистой системы и физиологических механизмов регуляции висцеральных функций.

Под наблюдением находилось 153 школьника в возрасте от 6 до 12 лет (73 мальчика и 80 девочек), учащихся муниципальной школы г. Новосибирска, здоровых на момент обследования. Обследуемые дети являлись учениками 1, 2, 5, а при повторном обследовании, соответственно, 2, 3, 6 классов. Измерение показателей проводили на протяжении третьей четверти учебного года, с февраля по март, в первой половине дня. Одни и те же дети обследовались дважды, с интервалом в один год. За счет этого объем выборки увеличился до 306 человек.

Для оценки поведения использовался опросник «Strengths and Difficulties Questionnaire — SDQ» [12], который внесен в список основных инструментальных приемов для оценки психического здоровья по рекомендации Евросоюза (2000). Опросник SDQ заполняется родителями и учителями на каждого ребенка и включает в себя 25 утверждений об отрицательных и положительных свойствах поведения ребенка за последние шесть месяцев. Ответы оценивались в баллах отдельно для учителей и родителей по пяти шкалам: 1) эмоциональные расстройства (ЭР); 2) отклонения в поведении (ОП); 3) гиперактивность (ГА); 4) проблемы со

сверстниками (ПС); 5) просоциальное поведение (ПП).

Для оценки тревожности применялся тест Филлипса [13], который оценивает следующие факторы: тревожность в школе (ТШ), переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (НФСС), проблемы и страхи в отношениях с учителями, общая тревожность (Тсум).

Оценка антропометрических данных включала измерение роста, веса и окружности грудной клетки. По весо-ростовым показателям рассчитывался индекс Кетле (ИК). Состав тела определялся методом калиперметрии. По разработанным таблицам для разных возрастных групп определялось процентное содержание жира в организме обследуемых.

Для оценки соматотипа применялась методика Б. Хит и Дж. Картер [14], которая определяет индивидуальные вариации формы и состав морфологических компонентов тела: эндо-

морфного, мезоморфного и эктоморфного.

Для оценки механизмов вегетативной регуляции использовался метод математического анализа сердечного ритма [15]. Использовался Oxygen saturation monitor, соединенный on-line через АЦП и интерфейс с персональным компьютером. Запись проводилась в состоянии покоя, после 10 минутного отдыха обследуемого в положении сидя с целью исключения влияния предшествующей мышечной деятельности. Рассчитывались следующих показатели: Мо — мода (наиболее часто встречающееся значение кардиоинтервала), характеризующее гуморальный канал регуляции и уровень функционирования системы; АМо (%) — амплитуда моды (число значений интервалов, соответствующих Мо и выраженное в процентах к общему количеству интервалов в анализируемом массиве), определяющая состояние активности симпатического звена вегетативной нервной системы; ДХ (AR - R) — вариационный размах (разность между значениями максимального и минимального по продолжительности кардиоинтервала), отражающий уровень активности парасимпатического звена ВНС. По формуле ИН = Амо/(2ДХ-Мо) рассчитывался индекс напряжения (ИН), информирующий о степени напряжения регуляторных механизмов сердеч-

ной деятельности: ИН от 51 до 199 у.е. — нормотоническое состояние вегетативного гомеостаза, ИН > 200 у.е — преобладание симпати-котонических влияний, ИН < 50 у.е. преобладание ваготонических влияний.

Регистрация показателей сердечнососудистой системы: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное систолическое давление (АДс), и диастолическое давление (АДд) проводилась в положении сидя, в состоянии покоя, на левой руке. Систолический объем крови (СОК), минутный объем кровообращения (МОК) рассчитывались по формулам [3]. Для оценки уровня функционирования системы кровообращения и ее адаптационного потенциала использовался индекс функциональных изменений (ИФИ), который определяется в условных единицах (баллах) по формуле [15]:

ИФИ = 0,011ЧСС + 0,014АДс + 0,008 АДд +

+ 0,014В + 0,009М - 0,009Р - 0,27, где ЧСС — частота сердечных сокращений, АДс — артериальное давление систолическое, АДд — артериальное давление диастолическое, В — возраст, годы, М — масса тела, кг, Р — рост, см. Норма для данного показателя — до 2,2 (неудовлетворительная адаптация >2,2).

Экспериментальные данные подвергались статистической обработке с использованием пакета статистических программ Microsoft Excel 7/0 и пакета Статистики 6.0. В работе использовался корреляционный (Пирсона), факторный и кластерный анализы. Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением стандартных диагностических методик и применением t-критерия Стьюдента.

Список экспериментальных процедур и схема опыта одобрены биоэтическим комитетом ГУ НИИ физиологии СО РАМН. На проведение исследований получено согласие родителей, учителей и детей.

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования показали, что средне-статические морфо-функциональные

показатели, полученные при обследовании детей, соответствуют возрастным нормам. Наблюдения, проведенные на одних и тех же детях с интервалом в 1 год, показали достоверные годовые приросты во всех возрастных группах (рост, вес, периметр грудной клетки, % мышечной массы). Анализ функциональных показателей сердечно-сосудистой системы также демонстрирует достоверные изменения гемоди-намических показателей: рост АДс, АДд, АДср,

УО, МОК и снижение ЧСС от младших классов к старшим.

Средние значения ИФИ (Табл. 1), характеризующего уровень функционирования системы кровообращения, а также позволяющего судить о выраженности адаптационного напряжения, говорят об удовлетворительном уровне адаптации в среднем по классам (норма до 2,2 балла). Вместе с тем отмечается, что индивидуальные значения ИФИ в выборке у отдельных детей превышают норму, что говорит о неудовлетворительной адаптации и указывает на необходимость индивидуального анализа результатов.

Средние значения ИН (Табл. 1) для всей выборки находятся в коридоре «баланса» вегетативной нервной системы (50-200 уел. ед). Однако при сравнении результатов по классам обращает внимание, что в 1 классе (2002 г.) значения ИН = 243,4±27,4 говорят о выраженной симпатикотонии и усилении центрального контура регуляции. Через год (в 2003 г.) у этих же детей значение ИН приходят в зону вегетативного баланса (100,3±12,2). Как и в случае с анализом значений ИФИ, обращает внимание, что индивидуальные значения показателей в выборке варьируют от 30 до 396 уел. ед.

Важной характеристикой, отражающей особенности морфо-функционального развития, являются показатели ежегодного прироста антропометрических показателей в сравнении с приростами функциональных показателей. По полученным данным, скорость приростов антропометрических характеристик — более интенсивная от 5 к 6 классу (21% — прирост массы для мальчиков, 24% - для девочек), чем от 1 к 2 (17% — прирост массы для мальчиков, 13,5% — для девочек) и от 2 к 3. Тогда как скорость приростов гемодинамических показателей довольно постоянная (2-3% ежегодно)

Таблица 1

Динамика показателей индекса функциональных изменений (ИФИ) и индекса напряжения (ИН) для всех обследованных детей (по классам), М±т

Классы ИФИ, усл.ед. ИН, усл.ед.

2002 год

1 класс 1,94+0,03 243,4±27,4

2 класс 1,78±0,03 100,3+12,2

3 класс 1,79±0,04 84,5+11,9

2003 год

2 класс 1,88±0,03 81,7+10,5

5 класс 1,89±0,03 130,8+15,3

6 класс 1,93+0,05 157,4+17,4

Таблица 2

Показатели функциональных состояний с учетом соматотипа (по данным 2003 года), М±т

Класс Соматотип чсс (уд/мин) ИН (усл.ед) ИФИ (усл.ед)

Мезоморф 84,1±2,47 114,9±27 1,82±0,18

2 Эндоморф 84,0±3,37 226,7±43,7 2,19±0,11

Эктоморф 80,7±1,82 80,7±11,6* 1,70±0,14*

Мезоморф 69,5±2,01 86,2±14,3 1,85±0,15

3 Эндоморф 84,4±7,72 122,5±8,8 1,93±0,49

Эктоморф 79,8±2,26 96,3±21,7 1,69±0,18

Мезоморф 83,9±2,76 112,0±22,4* 1,98±0,15

6 Эндоморф 79,5±2,34 269,2±12,1 2,25±0,14

Эктоморф 80,4±2,71 110,5±20,8* 1,85±0,07*

Примечание: * — различия достоверны по сравнению с эндоморфной группой.

во всех классах. Это позволяет говорить о меж-системной гетерохронности процессов роста. Вероятно, этим объясняются различия в динамике индексов вегетативной регуляции (ИН, Амо и др.), которые отражают напряжение вегетативных механизмов регуляции в период наиболее выраженной гетерохронности.

Анализ данных, полученных при сравнении функциональных показателей у детей различных соматических типов, показал следующее. У детей эндоморфного типа телосложения (эндоморфов) ИН и ИФИ превышает во 2 и 6 классе аналогичные показатели в других группах: мезоморфов и, особенно, эктоморфов (Табл. 2). Значения ИН выше 200 уел. ед обнаруживается также только у детей эндоморфов во 2 ив 6 классах: 226,7±43,7 и 269,2±12,1 уел. ед. соответственно, свидетельствуя о превалировании симпатической системы в регуляции работы сердца и включении центрального контура регуляции в этот процесс. Подобное смещение баланса, с одной стороны, стимулирует работу сердца и усиливает обменные и энергетические процессы, но с другой — заставляет работать кислородтранспортные системы (дыхание, кровообращение) с повышенной нагрузкой. Средние значения индекса ИФИ в группе эндоморфов во 2-м классе также находятся на верхней границе нормы (2,19±0,08 при норме 2,2 для удовлетворительной адаптации), а в 6-м классе выходят за границу 2,24±0,14) и достоверно превышают аналогичные показатели в группе мезоморфов и эктоморфов.

При сравнении типа телосложения с уровнем функционирования сердечно-сосудистой системы и вегетативной регуляции установ-

120 -г|

100-'

80-'

60-'

40-'

20-'

0 ‘

АДс АДд АДп АДср

Рис. 1. Артериальное давление у школьников 2 класса

в зависимости от соматотипа, М±ш (мм рт. ст.).

* — p < 0,05 по сравнению с эндоморфной группой.

лено, что дети с эндоморфным типом телосложения имеют достоверно более высокие цифры систолического, диастолического и среднего АД. В результате сравнения между конституциональными группами установлены различия физиологических показателей гемодинамики и активности вегетативной регуляции у детей разной соматической конституции (Рис. 1): у эндоморфов по сравнению с мезоморфным и эктоморфным соматотипом более выражен сосудистый тип гемодинамики (выше показатели систолического, диастолического АД и симпатической активности на фоне более низких значений показателей пульсового давления). У мезоморфов и эктоморфов более выражен сердечный тип регуляции — более низкие значения системного АД, более высокие (особенно у мезоморфов) показатели пульсового давления.

В целом эти данные позволяют предполагать большее напряжение механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы и уровень функционирования кислородтранспортных систем у эндоморфов по сравнению с другими конституциональными типами.

Дальнейший анализ был направлен на выявление взаимосвязи показателей, характеризующих поведение и конституциональный сомато-тип. Для этих целей были проанализированы данные опросника SDQ в зависимости от принадлежности детей к разным соматотипам. Обращает внимание, что по шкалам поведения эндоморфы отличаются от детей в других группах (более высокие значения ЭР, ОП, ГА, СУМ по данным как учителей, так и родителей). В ряде случаев различия достоверны (Табл. 3). Вместе с тем нельзя не обратить внимание, что эндоморфы характеризуется и самыми высоки-

Таблица 3

Показатели поведения младших школьников (данные опросника SDQ, баллы, М±т) в зависимости от индивидуально-типологической принадлежности к разным соматотипам

По данным учителей Мезоморфы Эндоморфы Эктоморфы

ЭР 2,32±0,24 2,58±0,61 2,09±0,2

ОП 1,21+0,17 1,26±0,43 1,48+0,18

ГА 5,77±0,39 6,26+1,14 5,38±0,33

ПС 2,51±0,23 2,76±0,61 2,38±0,23

СУМ 9,77±0,67 9,79±2,19 9,33±0,63

ПП 6,79±0,31 8,53±0,84 7,37±0,24

По данным родителей Мезоморфы Эндоморфы Эктоморфы

ЭР 2,15±0,25* -► 2,79±0,21 -►2,13+0,15*

ОП 1,42+0,18 1,63±0,26 1,62+0,13

ГА 4,06±0,31 4,68±0,78 4,98±0,21

ПС 2,12+0,17 ■*- > 3,26±0,52 2,24±0,16

СУМ 9,74±0,04 12,37 +1,07* 10,97+0,41

ПП 7,94±0,27 8,21±0,60 8,07±0,17

Примечания: * — р < 0.05; ЭР — эмоциональные расстройства; ОП — отклонения в поведении; ГА — гиперактивность; ПС — проблемы со сверстниками; СУМ — суммарное количество проблем; ПП — просоциальное поведение.

ми показателями по шкале «просоциальное поведение». Таким образом, эндоморфный тип телосложения, с одной стороны, может рассматриваться как «проблемный» в плане оценки поведения, но в то же время в социальном плане — как наиболее просоциальный, т.е. адаптированный к межличностным контактам.

Полученные данные заставляют предполагать, что комплекс внутренних и внешних факторов, сочетающих в себе особенности телосложения, состояние вегетативной регуляции сердечно-сосудистой деятельности и социальных условий внешней среды, отражаются в личностных особенностях поведения.

Для анализа связи поведения с антропометрическими и функциональными показателями была построена корреляционная матрица. Анализ корреляций внутри соматотипических групп показал, что наибольшее количество достоверных корреляционных связей имеется в группах эндоморфов — 17, по сравнению с эктоморфами — 10, и мезоморфами — 4. У мезоморфов почти все связи возникают между родительской оценкой гиперактивности (ГА) и антропометрический показателями (возраст, рост, вес). Поскольку связи отрицательные,

очевидно, что гиперактивность сочетается с маленьким ростом и весом и наоборот. У эктоморфов показатели, характеризующие поведение, такие как гиперактивность — ГА (по учительским и родительским оценкам), прямо коррелируют с % мышц, МОК, индексом напряжения и индексом вегетативного баланса. Обращает внимание, что индекс СУМ — общее число проблем — также коррелирует с % мышц, индексом напряжения и индексом вегетативного баланса. Наконец, больше всего корреляций между показателями поведения и антропо-

функциональными показателями возникает

в группе эндоморфов. При этом, в отличие от эктоморфов и мезоморфов, обращает внимание значительное число связей с % жира. Показатель % жировой массы отрицательно коррелирует с числом общих проблем (СУМ) по учительской, родительской оценке и шкалой эмоциональных состояний. Много отрицательных связей в этой группе между параметрами, характеризующими состояние гемодинамики (АДд, АДпульс., АДср., УО, МОК) и просоци-альным поведением (ПП).

Дальнейший анализ взаимосвязи показателей поведения, антропометрических и физиологических показателей был проведен с использованием факторного и кластерного анализа на однородной выборке учеников 2 класса, поскольку этот период характеризуется относительно стабильным периодом онтогенеза, когда кризис полуростового скачка 6-7 лет уже позади, а пубертатный кризис (12-15 лет) еще не начался. Была проанализирована выборка из 92 детей. Первоначально путем факторного анализа выделили 6 системообразующих факторов, с помощью которых вся выборка была разделена на три кластера (группы). Различия между кластерами по отдельным показателям были проанализированы с помощью критерия Стьюдента.

Характеристика факторных нагрузок по кластерам распределилась следующим образом (* — различия достоверны):

С1ш- С1ш- С1ш-

1ег 1 1ег 2 1ег 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактор 1 -0,52 0,32 0,24 — весо-ростовые характеристики

Фактор 2 0,45 -0,33 -0,09 — состояние вегетативной регуляции

Фактор 3 -0,40 0,08 0,51 — родительские оценки ЭР и ГА

Фактор 4 0,22 -0,70* 1,01* — учительские оценки поведения

Фактор 5 0,68* -0,05 -0,01 — системное

артериальное давление

Фактор 6 -0,31 0,27 -0,01 — просоциальное

поведение

При анализе по кластерам были выявлены следующее особенности (Табл. 4):

— для детей I кластера (системообразующие факторы 1 и 5) характерно отставание в физическом развитии, которое сопровождается напряжение функционирования сердечнососудистой системы и смещением баланса вегетативной регуляции в симпатическую сторо-

ну. Основными клеастерообразующими конструктами данной группы детей являются: высокий уровень активности вегетативной регуляции с преобладанием симпатической активности и низкие значения системной гемодинамики. На этом фоне обнаруживаются повышения значений по учительским показателям ЭР, низкие родительские оценки ЭР, низкие показатели по шкалам гиперактивность (ГА) и общее число проблем (СУМ). Надо полагать, что поведение этих детей в какой-то мере обусловлено отклонениями физиологической регуляции вегетативных функций. Снижение эмоциональ-

Таблица 4

Различия антропометрических, физиологических и поведенческих показателей (Mdm) и достоверности различий (по Стьюденту) между группами учеников 2-х классов, выделенных с помощью кластерного анализа (M±m)

Ml mi M2 m2 M3 m3 t12 t23 t13 p12 p23 p13

Возраст 7,94 0,09 7,97 0,04 8,00 0,07 0,37 0,30 0,54

Вес 25,56 0,64 30,09 1,02 29,50 1,26 3,77 0,36 2,78 + +

% Жира 11,10 0,55 13,71 0,61 11,92 0,66 3,18 1,99 0,96 + +

% Мышц 39,58 1,43 43,46 0,75 42,96 1,03 2,41 0,39 1,92 + +

Рост 129,94 0,97 134,65 0,92 133,45 1,43 3,53 0,71 2,04 + +

Периметр груди 61,13 0,65 65,46 0,83 66,00 1,02 4,11 0,41 4,04 + +

Кетле 15,08 0,24 16,49 0,43 16,45 0,44 2,89 0,07 2,74 + +

Морф. 2,34 0,17 2,11 0,15 2,15 0,21 1,03 0,17 0,72

АМОД 43,89 2,60 34,86 1,66 37,81 2,86 2,93 0,89 1,57 +

АХ 0,23 0,02 0,32 0,02 0,30 0,03 3,06 0,51 1,60 +

ин 201,08 28,17 101,94 11,79 130,90 21,59 3,25 1,18 1,98 + +

ИВБ 240,26 31,83 131,70 12,75 167,56 24,88 3,17 1,28 1,80 + +

ЧСС 94,30 1,76 85,61 1,59 85,83 2,94 3,66 0,07 2,47 + +

АДс 97,66 1,07 101,49 1,26 111,60 2,06 2,32 4,19 6,00 + + +

АДд 62,50 0,67 68,33 0,97 76,20 1,41 4,93 4,60 8,80 + + +

АДп 35,16 1,08 33,15 0,99 35,40 1,89 1,36 1,05 0,11

АДср 74,41 0,70 78,85 1,00 87,17 1,47 3,64 4,67 7,83 + + +

ИФИ 1,81 0,03 1,81 0,03 2,02 0,05 0,08 3,40 3,59 + +

Учительские оценки (тест SDQ)

ЭР 2,56 0,40 1,54 0,26 1,40 0,44 2,15 0,27 1,94 + +

ОП 1,34 0,30 0,59 0,13 2,05 0,43 2,33 3,28 1,36 + +

ГА 4,09 0,51 6,41 0,72 7,05 0,53 2,64 0,72 4,02 + +

ПС 2,47 0,39 1,21 0,24 2,65 0,58 2,77 2,31 0,26 + +

СУМ 9,75 0,96 5,28 0,61 11,35 1,48 3,91 3,79 0,91 + +

ПП 6,03 0,47 9,03 0,38 6,90 0,53 4,97 3,27 1,23 + +

Родительские оценки (тест SDQ)

ЭР 1,59 0,28 2,23 0,24 2,30 0,62 1,74 0,10 1,05 +

ОП 1,13 0,24 1,05 0,15 2,30 0,47 0,26 2,56 2,24 + +

ГА 3,72 0,48 4,08 0,39 5,50 0,46 0,58 2,35 2,67 + +

ПС 1,53 0,29 2,18 0,28 2,40 0,31 1,58 0,52 2,03 +

СУМ 7,97 0,94 9,54 0,67 12,50 1,41 1,36 1,89 2,68 + +

ПП 6,47 0,62 8,77 0,28 7,20 0,37 3,37 3,42 1,01 + +

Тест Филлипса

Тсум 22,2 1,81 20,02 1,61 27,0 1,91 1,18 3,75 2,50 + +

тш 11,2 1,12 7,6 1,23 9,81 1,04 2,35 1,16 0,95 +

НФСС 3,00 0,20 1,12 0,15 1,00 0,11 3,22 0,20 3,63 + +

Примечание: Т1-2 — достоверность отличий по критерию Стьюдента между кластерами; Р1-2— уровень значимости < 0,05; ЭР — эмоциональные расстройства; ОП — отклонения в поведении; ГА — гиперактивность; ПС — проблемы со сверстниками; СУМ — суммарное количество проблем; ПП — просоциальное поведение.

ности дома (по оценкам родителей) на фоне повышенных показателей в школе (учительские оценки) может быть рассмотрено как компенсаторная реакция, о чем свидетельствуют высокие значения по шкале «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» по опроснику Филлипса. У этих детей самый низкий уровень по шкале просоциальное поведение;

— для II кластера системообразующий конструкт — фактор — пол и учительские оценки поведения. В этой группе преобладают девочки (65%). Показатели веса и % жира — наибольшие среди других групп. По параметрам, характеризующим артериальное давление (АДс, АДд, АДср.), а также ЧСС — показатели приближаются к средне-статистическим. Показатели вегетативной регуляции (АМо, ИН, АХ) — говорят об отсутствии напряжения и некотором смещении вегетативного баланса в парасимпатическую сторону. По учительским оценкам поведения дети характеризуются наименьшим количеством проблем. По родительским оценкам (Б3) — по шкалам гиперактивность, число общих проблем, отклонения в поведении, проблемы со сверстниками, эмоциональные расстройства, дети этой группы характеризуются средними значениями. Таким образом, отличительной особенностью детей этой группы является средний уровень поведенческих проблем и самый высокий уровень просоциального поведения;

— для III кластера системообразующие конструкты - повышенные положительные значения по факторам Б3 (родительские оценки) и Б4 (пол и учительские оценки). В этой группе преобладают мальчики (68%). При анализе табл. 4 обнаруживается, что дети III кластера характеризуются самыми высокими значениями АДд, АДс, и АДср. В целом, можно считать, что дети этого кластера более эмоциональны и гиперактивны, чем в других группах и имеют больше общих проблем с поведением. Данные табл. 4 говорят о том, что вышеописанные различия между кластерами — достоверны.

Указанные различия графически иллюстрирует векторная диаграмма на рис. 2. Выделяется 1 группа (1 кластер), для которой характерно напряжение механизмов регуляции функции и отставание процессов роста. Снижение системного АД и напряжение механизмов вегетативной регуляции может отражать проявления синдрома вегето-сосудистой дистонии. Извест-

Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3

Рис. 2. Векторная диаграмма выраженности факторных нагрузок по кластерам (ученики 2 класса, n = 92).

Конструкты (факторы), объединяющие однородные признаки: F1 — антропометрические показатели (вес, рост, перим. груди, жир, индекс Кетле; F2 — состояние вегетативной регуляции (ЧСС, Ах, ИН , ИВБ, Amo); F3 — родительские оценки поведения; F4 — пол и учительские оценки; F5 — системное давление; F6 — просоциальное поведение; Тсум — суммарная тревожность (по Филлипсу).

но, что этот синдром обнаруживается у значительного числа детей (до 66,5%) школьного возраста. При этом АД может изменяться как в сторону повышения, так и понижения. На уровне двух других групп (кластеры 2 и 3) работает фактор: пол в сочетании с оценкой поведения. Учительская оценка поведения отличается для групп мальчиков и девочек. У мальчиков учителя находят больше проблем с поведением, чем это следует из оценок родителей. Ко всему вышесказанному следует добавить, что суммарная тревожность (по опроснику Филипса) самая высокая среди детей 3 кластера, в котором больше мальчиков, а самая низкая во 2 кластере — где больше девочек (табл. 4). Дети 1 кластера (с напряжением механизмов регуляции) занимают промежуточное положение. В то же время показатели, характеризующие «школьную тревожность» и «низкую физиологическую сопротивляемость стрессу», в 1 группе достоверно самые высокие, по сравнению с другими кластерами (р < 0,05). Таким образом, на основании кластерного анализа в выборке школьников 2-го класса выделяются группы детей, которые существенно отличаются по набору антропо-физиологически-

поведенческих характеристик. Также отметим, что по принадлежности к соматотипам, различий между кластерами не обнаруживается, что позволяет считать, что в каждой из выделенных групп присутствуют лица разных соматотипов.

Заключение

Установлена гетерохронность морфофункционального развития детей младшего школьного возраста (от 1 к 6 классу), которая проявляется нелинейной динамикой увеличе-

ния весо-ростовых показателей по сравнению с более ламинарным приростом гемодинамиче-ских показателей. Эта особенность проявляется в усилении напряжения вегетативных механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы у детей в периоды наибольшего расхождения приростов морфометрических и функциональных показателей (в 1 и 5-6 классах по сравнению с детьми во 2 и 3 классах).

Установленные различия физиологических показателей гемодинамики и активности вегетативной регуляции у детей разной соматической конституции: у эндоморфов по сравнению с мезоморфным и эктоморфным соматотипами более выражен сосудистый тип гемодинамики (выше показатели систолического и диастолического артериального давления на фоне более низких значений показателей пульсового давления и симпатической активности). У мезоморфов и эктоморфов более выражен сердечный тип регуляции.

При многофакторном и кластерном анализе выделяются группы детей (кластеры), сочетающие ряд типологических признаков (конституциональных, физиологических, поведенческой активности), которые могут быть описаны в координатах этих трех свойств организма человека. В однородной выборке младших школьников выделяются 3 группы детей, две из которых различаются индивидуально-типологическими особенностями поведения (от спокойного до гиперактивного) без существенных отклонений от нормы физиологических параметров, и 3-я группа (риска) с отставанием физического развития, напряжением регуляции сердечно-сосудистой системы, высокой школьной тревожностью и низким физиологическим сопротивлением стрессу.

INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES OF MORPHOFUNCTIONAL DEVELOPMENT AND BEHAVIOUR AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN

S.G. Krivoschekov, N.V. Mozolevskaya

Growth and development of the child are caused by the influence of genetic and external factors. The interaction of these factors forms individual and typological features determining the adaptive potential of an organism. However the dynamics and characteristics of these interactions are still insufficiently known. The purpose of the research is to study the age dynamics of morphofunctional characteristics among primary school children and their interrelation with behavioral features. 153

children from 7 to 12 years old (73 boys and 80 girls) of a municipal school of the city of Novosibirsk were examined twice with 1-year interval. All schoolchildren were healthy at the moment of investigation.

The examination program included anthopome-try, somatoscopy, determination of functional parameters of vegetative system and hemodynamics, and also Goodman and Phillips psychological questionnaires. The individual and typological analysis has shown that the somatotypical status can influence the character of phenotypic adaptation. And for all that the somatotypical status of mesomorphic and ectomorphic children is in greater degree connected to physiological characteristics, and that of endomorphic ones - to behavior. Using the factor and cluster analysis we could distinguish several groups of children that differ essentially by the set of anthropophysiological and behavioral characteristics.

Литература

1. Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В.И. Медведев // Ж.: Физиология человека. - 1998. - Т. 24.

- № 4. - С. 7-13.

2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. М., 1982. - 270 с.

3. Физиологические основы здоровья / Под ред. Р.И. Айзмана, А.Я. Тернера. - Новосибирск, 2001. - 309 с.

4. Этология в психиатрии / А. Корнетов,

B. Самохвалов, А. Коробов, Н. Корнетов. Киев, 1990. -

C. 158-173.

5. Кривощеков С.Г. Характеристика морфологических особенностей и функционального состояния организма подростков в условиях адаптации к Северу / С.Г. Кривощеков, Н.Н. Гребнева // Физиология человека.

- 2000. - Т. 26. - № 2. - С. 93-98.

6. Светлов П.Г. Теория критических периодов развития и ее значение для понимания принципов действия среды на онтогенез / П.Г. Светлов // Вопросы цитологии и общей физиологии. - М.; Л. - 1966. - С. 236-274.

7. Borstein M.H. Sensetive periods in development: structural characteristicsand causal interpretations / M.H. Borstein. // Psychological Bulletin. - 1989. - Vol. 105.

- P. 179-197.

8. Клиорин А.И. Соматотипы и парадигма индивидуальных конституций. Развитие теории конституции человека в России во II-ой половине 20-го века / А.И. Клиорин // Физиологический журн. им. И.М. Сеченова. - 1996.- Т. 82.- № 3.- С. 151-165.

9. Сонькин В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников.: Автореф. дисс. ... докт. биол. наук / В.Д. Сонькин. - М. - 1990. - 46 с.

10. Prevalence of Type A behavior in untreated hypertensive individuals. / J. Irvine, D.M. Garner, H.M. Craig, A.G. Logan // J. Hypertension. - 1991. - № 18. - P. 72-78.

11. Rosenman R.H. The interview method of assessment of the coronary-prone behavior pattern / R.H. Rosenman //

Coronary prone behavior. New-York, Springer-Verlag. -1978. - 240 p.

12. Goodman R. The extended version of the Strengs and Diffculties Questionnaire as a guide to child psychiatric case-ness and consquent burden / R. Goodman // J. of Child Psychology and Psychiatry. - 1999. - № 40. - P. 791-801.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического

психолога: Учеб. пособие / Е.И. Рогов. М., 1998. - 384 с.

14. Хит Б.Х. Современные методы соматотипирова-ния. Модернизированый метод определения соматотипов / Б.Х. Хит, Д.Е. Картер // Вопросы антропологии. - М. -1969. - Вып. 33. - 19 с.

15. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М., 1979. - 289 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.