ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Токарева И.Н.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В современной психологии субъектность рассматривается как центральное личностное образование, как способность быть субъектом активности по отношению к внешним условиям жизни, по отношению к обществу, по отношению к самому себе. В процессе формирования человек, как отмечает А. Н. Леонтьев, приобретает способность проявлять активность не только во внешней сфере, но и быть субъектом собственной жизни, занимать по отношению к внешним обстоятельствам, даже своему прошлому, активную позицию [2, с. 225]. В. А. Петровский определяет субъектность как, «конституирующую характеристику личности» и выделяет ведущий категориальный признак субъектности - активность личности [3, с.11].
Изучение особенностей проявления субъектности как существенной характеристики личностного развития невозможно без учета социальных связей и межличностных взаимодействий в сложившемся психологическом пространстве семьи, в котором формируется личность ребенка. В современном обществе сложились 2 основных типа семейно-родовых отношений - расширенная (традиционная) и нуклеарная семья, в условиях которых формируются качества, характеризующие человека как субъекта собственной жизнедеятельности.
Рассмотрение семьи как детерминирующей основы развития личности связано с осознанием роли семьи как первой социальной системы, в которую попадает ребенок с первых дней жизни. Согласно взглядам Л. С. Выготского, социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Формообразующую роль семьи в формировании личности в основных ее направлениях подчеркивает в своих исследованиях В.К. Шабельников: «Ребенок впитывает напряжения, возникающие в семье, способы общения, взаимодействия с людьми, а зрелая личность будет нести на себе отпечаток этих влияний» [4].
При проведении психологического исследования на студенческой выборке (п = 231) изучались особенности проявлении субъектных характеристик личности в жизненных ситуациях в зависимости от типа родительской семьи. При использовании Опросника субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях, методики «Психологическая автобиография» [1], выявляющих особенности направленности и реализации потенциала субъектно-сти, были получены показатели проявления субъектной активности личности испытуемых.
С помощью линейной корреляции выявлены значимые взаимосвязи проявления субъектных характеристик личности и типа родительской семьи.
Результаты исследования влияния типа семьи на особенности проявления направленности активности при взаимодействии с жизненными ситуациями, представленные в таблице 1, обнаруживают, что включенность в психологическое пространство расширенной семьи на значимом уровне приводит к повышению активности, направленной на самого себя, т. е. повышению субъектной ориентации при взаимодействии с жизненными ситуациями. На что указывает положительная корреляция между фактором включенности в расши-
ренную семью и шкалой «Общий показатель субъект-объектных ориентацию» (,559 ), характеризующей сознательную работу над собой. Высокозначимые положительные корреляционные связи наблюдаются и с другими структурными компонентами направленности субъектности: со шкалой «Трансситуационная изменчивость» (,773 ), «Трансситуационная направленность освоения мира» (,579 ), «Трансситуационная подвижность» (,576 ) и «Трансситуационное творчество» (,613 ). Что отражает стремление совершенствовать свой внутренний мир, осуществлять жизнедеятельность на основе изменений во внутреннем мире, а также повышение преобразовательной активности в процессе жизнедеятельности.
Отрицательная корреляционная связь между фактором включенности в расширенную семью и шкалой «Трансситуационный локус контроля» (-,480 ) свидетельствует о снижении контроля и ощущения ответственности за изменения в собственной жизни. Что проявляется в уменьшении активности в планировании своей жизни, а значит, снижении степени участия в формировании собственной жизни. Соответственно, в меньшей степени проявляется активность, направленная на внешний мир, и в большей степени проявляется ответственность в создании внутренней жизненной канвы.
Таблица 1. Связь типа семьи с особенностями направленности реализации субъектности
№ п/п Компоненты субъект-объектных ориентаций Расширенная (п = 98) Нуклеарная (п = 133)
1 Общий показатель ,559** -,539**
2 Трансситуационная изменчивость ,773** -,773**
3 Трансситуационный локус контроля -,480** ,482**
4 Трансситуационная направленность освоения мира ,579** -,580**
5 Трансситуационная подвижность ,576** -,576**
6 Трансситуационное творчество ,613** -,614**
- корреляция значима на уровне 0,01 * - корреляция значима на уровне 0,05
Анализ результатов корреляционных данных, представленных в таблице 1, показывает, что чем больше человек включен в психологическое пространство нуклеарной семьи, тем меньше он проявляет субъектную ориентацию, т. е. тем больше в целом у него проявляется активность, направленная на внешний мир (объектная ориентация). На это указывает отрицательная корреляционная связь между фактором включенности в нуклеарную семью и шкалой «Общий показатель субъект-объектных ориентаций» (-,539 ), характеризуя реализацию субъектности как самоосуществление, движение к реализации своих возможностей во внешнем мире. Отрицательные связи со шкалами «Трансситуационная изменчивость» (-,773 ), «Трансситуационная направленность освоения мира» (-,580 ), «Трансситуационная подвижность» (-,576 ), «Трансситуационное творчество» (-,614 ) указывают на снижение потребности самому изменяться в процессе жизненных перемен. Наоборот, проявляется большее стремление снизить напряжение, сохранить внутренне состояние равновесия, ориентируясь при этом преимущественно на внешние условия, соответственно, характеризуя снижение готовности к переменам во взглядах и преобладание приспособительного способа взаимодействия с жизненными ситуациями.
Положительная корреляция между фактором включенности в нуклеарную семью и шкалой «Трансситуационный локус контроля» (,482 ) указывает на повышение чувства ответственности за изменения своей жизни, что проявляется в стремлении управлять и планировать свою жизнь далеко вперед, соответственно отражая повышение степени участия в формировании собственной жизни.
Результаты исследования влияния типа семьи на особенности восприятия своей жизни, представленные в таблице 2, показывают, что включенность в психологическое пространство расширенной семьи на значимом уровне влияет на более глубокое и осмысленное восприятие своей жизни. На это указывают многочисленные положительные корреляционные связи между фактором включенности в расширенную семью и показателями количе-
ства, а также «веса» (значимость) событий, отражающих широту и глубину значимых переживаний, связанных с разными сферами жизни. Что в целом характеризует богатство психологического времени, более глубокое переживание образов прошлого и будущего своей жизни, а значит, и ее большую осмысленность и понимание.
Отрицательные корреляционные связи между фактором включенности в расширенную семью и показателями количества (-,155 ) и «веса» будущих грустных событий (-,136 ) отражают повышение чувства беспокойства за будущее, т. к., возможно, происходит вытеснение беспокоящих событий и психотравмирующих событий прошлого и как следствие активное включение защитных механизмов.
Результаты положительной корреляции между фактором «Расширенная семья» и шкалами «Среднее время ретроспекции событий» (,167 ) и «Среднее время ретроспекции радостных событий» (,216 ), показывают, что чем больше человек включен в психологическое пространство расширенной семьи, тем у него более широкая ретроспектива жизненных событий (удаленность событий в прошлое). Что в целом отражает повышение значимости прошлого опыта в реализации субъектности, и характеризует более сложное восприятие жизни в целом, выражающееся в некоторой предрасположенности переоценивать жизненные трудности, склонности к самокопанию, самоедству.
Таблица 2. Связь типа семьи с особенностями восприятия жизненного пути
№ п/п Расширенная (п = 98) Нуклеарная (п = 133)
1 Общее количество событий ,123* -,131*
2 Количество радостных событий ,191** -,199**
3 Количество будущих событий ,117* -,127*
4 Количество прошедших радостных событий ,154** -,158**
5 Количество будущих радостных событий ,163** -,175**
6 Количество будущих грустных событий -,155** ,158**
7 Общий «вес» событий ,187** -,198**
8 «Вес» радостных событий ,221** -,232**
9 «Вес» прошедших событий ,162** -,169**
10 «Вес» будущих событий ,172** -,185**
11 «Вес» прошедших радостных событий ,177** -,183**
12 «Вес» будущих радостных событий ,203** -,217**
13 «Вес» будущих грустных событий -,136* ,140*
14 Среднее время ретроспекции радостных событий ,216** -,217**
15 Среднее время ретроспекции событий ,167** -,176**
** - корреляция значима на уровне 0,01 * - корреляция значима на уровне 0,05
Отрицательные корреляционные связи между фактором включенности в нуклеарную семью и количеством называемых событий, а также их «весом», представленные в таблице 2, отражают сужение круга и глубины значимых переживаний. Т. е., чем больше человек включен в психологическое пространство нуклеарной семьи, тем меньшее значение он придается жизненным изменениям, как прошедшим, так и будущим. Что выражается в снижении осмысленного отношение к разным аспектам своего бытия.
Положительные корреляционные связи между фактором «Нуклеарная семья» и показателями количества (,158 ) и «веса» будущих грустных событий (,140 ) показывают, что чем больше человек включен в психологическое пространство нуклеарной семьи, тем больше он независим от психотравмирующих событий прошлого, тем меньше он испытывает чувство беспокойства за свое будущее, стремясь реализоваться «здесь и теперь». Что в целом отражает некоторую упрощенность восприятия своего будущего.
Выявленные отрицательные взаимосвязи между фактором «Нуклеарная семья» и временными показателями восприятия событий прошлого («Среднее время ретроспекции событий» (-,176 ), «Среднее время ретроспекции радостных событий» (-,217 )), показывают, что чем больше человек включен в психологическое пространство нуклеарной семьи, тем в меньшей степени он уделяет внимание опыту прошлого, т. е. результатам собственных изменений. Что отражает отношение к жизни как к довольно простой задаче.
Итак, характер организации (тип) родительской семьи является условием, существенно влияющим на особенности проявления субъектности студентов.
1. Существуют различия в проявлении направленности реализации активности при взаимодействии с жизненными ситуациями. Для студентов из расширенной семьи в целом характерно проявление субъектной направленности активности, на самого себя, а у представителей из нуклеарной семьи - на внешний мир.
2. Фактор включенности в психологическое пространство расширенной семьи приводит к значимому повышению осмысленного восприятия собственной жизни.
Данные результаты исследования мы связываем с различиями в особенностях функциональной организации данных типов семьи и их включенностью в современные формы общественной деятельности.
Расширенная семья отличается сложностью и сохранностью родовых отношений. Многочисленные и многоуровневые внутрисемейные взаимодействия расширенной семьи обеспечивают возникновение системы мотивов, смыслов, ценностей, мировоззрения, предопределяя формирование основ субъектных характеристик личности и обеспечивая развитие более сложной организации психического отражения действительности.
Нуклеарная семья, являясь порождением современного индустриального общества, оказалась в большей степени вовлеченной в общественные формы деятельности, диктующих свои мотивы и цели. Поэтому формирование субъектной активности представителей нуклеарной семьи в большей степени детерминировано общественными изменениями, внешними по отношению к субъекту жизнедеятельности, характеризуя объект-субъектное взаимодействие в жизненных ситуациях.
Литература
[1]. Коржова Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Дисс...д-ра психол. н. СПб., 2001.
[2]. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Собр. соч.: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 225.
[3]. ПетровскийВ.А. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996.
[4]. Шабельников В.К. Литвинова А.В. Формирование личности в условиях типов жизнедеятельности семьи. // Семья в России. №4, 2007.
Кудинов С.С.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ У ПЕДАГОГОВ
Организованность как базовое свойство личности, наиболее важное значение приобретает в рамках педагогической деятельности. Современные требования, предъявляемые к педагогам, базируются не только на высоком уровне профессионального мастерства, но и умении правильно и продуктивно организовывать свою деятельность и деятельность своих подопечных. В связи с чем, актуальной становится проблема изучения и понимания данного свойства личности. Понимание и осознание данного вопроса, позволяет найти практические подходы к коррекции и развитию организованности личности педагогов, тем самым повышая продуктивность и эффективность педагогической деятельности.