6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : «Просвещение», 1968. - 464 с.
7. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1991. - 271 с.
8. Галли К. Национальное государство в глобальную эпоху// Россия в глобальной политике. - 2009. - № 5. - C. 146-158.
9. Воронкова В.Г. Формирование нового мировоззрения, нового человека, нового общества будущего / В.Г. Воронкова // Future Human Image. - 2014. - Философия. - С. 134-151.
10. Краткий психологический словарь [под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского]. -Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 1998. - 494 с.
11. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека / А.Б. Орлов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002 . - 272 с.
12. Петровский А. В. Быть личностью / А. В. Петровский. - М. : Педагогика, 1990. - 278 с.
13. Погорельцева Ю.А. Психология личности / Ю.А. Погорельцева. - СПб. : СПбГТУРП, 2011. - 105 с.
14. Рейнвальд Н.И. Психология личности: Монография / Н.И. Рейнвальд. - М. : Изд-во УДН, 1987. - 200 с.
Солынин Никита Эдуардович
кандидат психологических наук, ст. преподаватель ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» (г. Ярославль, Российская Федерация)
Лингурарь Алёна Виленовна
студент
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» (г. Ярославль, Российская Федерация)
УДК 159.9
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ
ПРОКРАСТИНАЦИИ
INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS
OF PROCRASTINATION
В статье представлены результаты исследования индивидуально-психологических особенностей студентов педагогического вуза с разным уровнем прокрастинации. Установлено, что у студентов с низким и высоким уровнем прокрастинации существуют различия в уровнях следующих психологических особенностей: бегство-избегание, планирование решения проблемы, мотивация к успеху. Студенты с высоким уровнем прокрастинации реже, чем студенты с низким уровнем прокрастинации используют
161
копинг-стратегию «планирование решения проблемы» и чаще - «бегство-избегание», а также имеют ниже уровень мотивации к успеху. У студентов с низким и средним уровнем прокрастинации существуют различия между уровнями показателей: бегство-избегание, планирование решения проблемы, регрессия, ситуативная тревожность. У студентов со средним и высоким уровнем прокрастинации существуют различия в уровне мотивации к успеху.
Ключевые слова: прокрастинация, копинг-стратегия, перфекционизм, тревожность, самооценка, нейротизм, мотивация.
The article presents the results of the study of individual psychological characteristics of pedagogical University students with different levels of procrastination. Found that students with low and high levels of procrastination, there are differences in the levels of the following psychological characteristics: escape-avoidance, planning problem solving, motivation to succeed. Thus, students with a high level of procrastination are less likely than students with a low level of procrastination to use the coping strategy «planning solutions» and more often-«flight -avoidance», and also have a lower level of motivation to success. Students with low and average levels of procrastination, there are differences between the levels of metrics: flight-avoidance, planning solve, regression, situational anxiety. The students with average and high levels of procrastination, there are differences in the level of motivation to success.
Key words: procrastination, coping strategy, perfectionism, anxiety, self-evaluation, neurotism, motivation.
Актуальность исследования. Термин прокрастинация в современной психологии стал популярен относительно недавно. Изучением прокрастинации занимались П. Стил [6], К. Лэй, Я.И. Варваричева [1], О.С. Виндекер, Останина [2], Е.П. Ивутина, Е.С. Шуракова [3]. В наиболее общем виде прокрастинацию можно определить как сознательное откладывание дел, приводящее к отрицательным последствиям и сопровождающееся субъективным ощущением внутреннего дискомфорта и негативными эмоциональными переживаниями [5].
В настоящее время наблюдается большой процент прокрастинаторов среди людей 20-25 лет, большинство из которых - студенты. Особую важность изучение прокрастинации занимает в среде студентов педагогического вуза, т.к. будущему педагогу необходимо вовремя решать поставленные задачи. Невыполнение этих задач может негативно сказаться на эффективном решении учебно-воспитательных проблем.
Поэтому необходимо осуществлять своевременную коррекцию прокрастинации, для чего необходимо изучать индивидуально -психологические особенности людей с разным уровнем прокрастинации.
Цель исследования: определить психологические особенности студентов педагогического вуза с разным уровнем прокрастинации.
Гипотеза исследования: предположение о том, что у студентов с разным уровнем прокрастинации существуют различия в уровнях психологических особенностей.
Выборка исследования. В исследовании принимали участие студенты 1, 2, 3, 4 курса ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»: всего - 121 человек в возрасте от 18 до 22 лет.
Методы исследования. В качестве организационного применен сравнительный метод
В качестве эмпирического использовался психодиагностический метод
- методика «Шкала общей прокрастинации» (К. Лэй);
- методика «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик; адаптация Л.И. Вассермана);
- опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус; адаптация Т.Л. Крюковой);
- методика «Многомерная шкала перфекционизма» (П.Л. Хьюитт, Г.Л. Флетт; адаптация И.И. Грачевой);
- методика «Шкала тревоги Спилбергера» (Ч.Д. Спильергер; адаптация Ю.Л. Ханина);
- методика «Дембо-Рубинштейн - исследование самооценки» (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
- методика «Личностный опросник Г. Айзенка» (Г. Айзенк);
- методика «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс);
- методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерс).
В качестве методов обработки данных использованы
- качественный анализ (описание результатов исследования);
- количественный анализ (использование методов математической статистики: Критерий Колмогорова-Смирнова, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена) [4].
В качестве интерпретационного метода применен структурный анализ.
Основные результаты исследования
На теоретическом этапе исследования осуществлен анализ литературы, посвященной изучению индивидуально-психологических особенностей людей с высоким и низким уровнем прокрастинации. Авторы выделяют следующие психологические качества, присущие прокрастинаторам: высокий уровень личностной тревожности (Ю.Ю. Неяскина, Н.К. Плавник), высокий уровень нейротизма (А.А. Чеврениди, Ротблюм, Н.К. Плавник), низкий уровень мотивации (А.М. Ильченко, Тимоти Пичил), высокий уровень перфекционизма (Дж. Бурка, Л. Юэн), низкая самооценка (В.В. Барабанщикова, Е.К. Мамулян), частое использование неэффективных копинг-стратегий (А.А. Чеврениди).
На этапе первичной обработки результатов эмпирического исследования было установлено, что высокий уровень прокрастинации имеют 16% студентов (23 человека). Такие студенты характеризуются отсутствием сосредоточенности на важных делах, неправильной расстановкой приоритетов и постоянным откладыванием дел на некоторое время. Такой результат показывает важность изучения прокрастинации у студентов.
На этапе вторичной обработки результатов проведено сравнение уровней психологических особенностей у студентов с разным уровнем прокрастинации. Для оценки значимости различий использовался непараметрический критерий и Манна - Уитни. На основе результатов статистического анализа установлено следующее:
1. Студенты с низким уровнем прокрастинации имеют выраженное предпочтение копинг-стратегии «планирование решения проблемы», высокий уровень мотивации к успеху.
2. Студенты со средним уровнем прокрастинации имеют умеренное предпочтение копинг-стратегии «бегство-избегание», механизма психологической защиты «регрессия», высокий уровень ситуативной тревожности, средний уровень мотивации к успеху.
3. Студенты с высоким уровнем прокрастинации имеют выраженное предпочтение копинг-стратегии «бегство-избегание», высокий уровень личностной тревожности.
На следующем этапе был проведен анализ взаимосвязей прокрастинации и индивидуально-психологических особенностей студентов. Установлено, что уровень прокрастинации имеет значимые взаимосвязи со следующими показателями: бегством-избеганием (г= ,243 при р<0,01), планированием решения проблемы (г= -,345 при р<0,001), замещением (г= ,186 при р<0,05), мотивацией к успеху (г= -,377 при p<0,001), ситуативной тревожностью (г= ,256 при p<0,01), личностной тревожностью (г= -,186 при p<0,05).
В ходе исследования была выдвинута дополнительная гипотеза о том, что существует специфика взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей студентов с разным уровнем прокрастинации. Для верификации этой гипотезы был осуществлен корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования взаимосвязи психологических особенностей студентов с низким уровнем прокрастинации показывают, что у студентов положительные копинг-стратегии и защитные механизмы связаны с положительными копинг-стратегиями и защитными механизмами; отрицательные копинг-стратегии и защитные механизмы всегда связаны с
психологическими особенностями, носящими отрицательный характер: заниженная самооценка, высокий уровень нейротизма и так далее; чем выше у них прокрастинация, тем чаще они используют копинг-стратегию, принятие ответственности. Также для них крайне важным является держать ситуацию всегда в своих руках и чем чаще они обращаются за помощью к близким, тем выше у них нейротизм и личностная тревожность.
Результаты исследования взаимосвязи психологических особенностей студентов со средним уровнем прокрастинации позволяют сделать вывод о том, что оптимальным уровнем прокрастинации является средний. У таких студентов выявлено наибольшее количество взаимосвязей между психологическими особенностями. То есть студенты со средним уровнем прокрастинации более гибкие при решении определенных ситуаций: более значимые задачи они могут решать ответственно, менее значимые могут откладывать на потом.
Результаты исследования взаимосвязи психологических особенностей студентов со высоким уровнем прокрастинации показали большое число обратных взаимосвязей, что объясняется тем, что даже выбор положительных форм поведения приводит чаще к негативным последствиям; иногда им комфортнее использовать какую-либо негативную форму поведения, так как она помогает чувствовать себя лучше, например, защитный механизм отрицание прямо связан с самооценкой, то есть чем чаще студенты отрицают фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, тем выше у них самооценка, что в целом позволяет студентам-прокрастинаторам еще более длительно пребывать в состоянии прокрастинации.
Таким образом, у студентов с низким и высоким уровнем прокрастинации существуют различия в уровнях выраженности следующих психологических особенностей: бегство-избегание, планирование решения проблемы, мотивация к успеху. Так, студенты с высоким уровнем прокрастинации реже, чем студенты с низким уровнем прокрастинации используют копинг-стратегию «планирование решения проблемы» и чаще «бегство-избегание», а также имеют ниже уровень мотивации к успеху. У студентов с низким и средним уровнем прокрастинации существуют различия между уровнями показателей: бегство-избегание, планирование решения проблемы, регрессия, ситуативная тревожность. У студентов со средним и высоким уровнем прокрастинации существуют различия в уровне мотивации к успеху.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И. Варваричева. // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121-131.
165
2. Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С.Н. Lay (на примере студенческой выборки) / О.С. Виндекер, М.В. Останина. // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. - 2014. - № 1(30). - С. 116-126.
3. Ивутина Е.П., Шуракова Е.С. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов / Е.П. Ивутина, Е.С. Шуракова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - №4 (1). - 2013. - С. 146-151.
4. Слепко Ю.Н., Дедовская Т.В., Цымбалюк А.Э. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования: учебное пособие / Ю.Н. Слепко, Т В. Дедовская, А.Э. Цымбалюк. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 290 с.
5. Солынин Н.Э., Дингурарь А.В. Особенности защитного и совладающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации / Н.Э. Солынин, А.В. Дингурарь // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 184-188.
6. Steel P., Klingsieck K.B. Academic Procrastination: Psychological Antecedents Revisited / P. Steel, K.B. Klingsieck // Australian Psychologist. - 2016. - № 51. - С. 36-46.