УДК159.922.8
Сорокина Татьяна Васильевна
Институт психологии Российской Академии наук, г. Москва
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
В статье представлены результаты исследования темпераментальных особенностей и специфики Я-концепции у девиантных и социально-компетентных подростков. В проведенном исследовании приняли участие 103 подростка и их родители (206 человек). Подростки, чьи родители обратились за помощью в психологическую службу с жалобами на непослушание, неуспеваемость своих детей и нарушение ими социальных норм поведения составили основную группу исследования: 60 подростков и их родители: 60 матерей и 60 отцов. В контрольную группу вошли подростки (43 чел.), которые характеризуются, со слов родителей, высокой социальной компетентностью; отсутствуют жалобы на поведение детей со стороны взрослых и их родители: матери (43 чел.) и отцы (43 чел.). Выявлено, что ряд темпераментальных характеристик свойственен социально-компетентным подросткам в отличие от девиантных. Проведен сравнительный анализ обсуждаемых параметров у подростков с различными проявлениями отклоняющегося поведения: неуспеваемость, непослушание, асоциальное поведение. Подростки с различным типом отклоняющегося поведения имеют различные особенности темперамента в сравнении между собой. Ярко выраженной оказалась специфика Я-концепции у подростков с различными формами отклоняющегося поведения, которая сопоставима с особенностями их ценностной сферы, а также с характеристиками их семейных систем.
Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, темперамент, Я-концепция, неуспеваемость, непослушание, асоциальное поведение.
Негативные проявления отклоняющегося поведения подростков авторы связывают с трудностями самого подросткового периода и спецификой функционирования их семей (А. Адлер, Дж. Боулби, А.Я. Варга, В. Де Гольжак,
B.Н. Дружинин, А.М. Прихожан, Е.А. Сергиенко,
C.В. Черников, Н.Е. Харламенкова, А.А. Шутцен-бергер, М. Bowen).
Есть данные о наличии различий в темпераменте у девиантных, деликвентных и социально-компетентных подростков (А. Торгерсен, М. Риза), в Я-концепции (Ю.А. Пучкова, Е.В. Свистунова, К.В. Сергеева, В.О. Щипрова). Различия индивидуально-психологических свойств подростка в зависимости от формы девиантного поведения подростков изучались меньше. В литературе встречаются упоминания о разнице акцентуаций при различных проявлениях негативного поведения (В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, М.М. Гатауллин, В.В. Юстицкий). Однако авторы расходятся в выводах, связывая различные акцентуации с девиантным поведением. Настоящее исследование направлено на изучение подростков с различными формами отклоняющегося поведения и выявление различий в особенностях темперамента и Я-концепции.
Исходя из выше изложенного, были сформулированы гипотезы:
1. Подростки с такими формами девиантного поведения как «Неуспеваемость», «Непослушание», «Асоциальное поведение» имеют различные темпераментальные особенности.
2. Между подростками с формами отклоняющегося поведения: «Неуспеваемость», «Непослушание», «Асоциальное поведение» существуют различия в особенностях Я-концепции.
Целью нашего исследования является изучение темпераментальных особенностей и специфики
Я-концепции в связи с формой отклоняющегося поведения подростков.
Методика
Участники исследования. В исследовании приняли участие учащиеся - 103 подростка. Средний возраст детей - 14,2 лет, что соответствует периоду подросткового возраста, среди них 49 девочек, 54 мальчика. Подростки, чьи родители обратились за помощью в психологическую службу с жалобами на непослушание, неуспеваемость своих детей и нарушение ими социальных норм поведения составили основную группу: 60 подростков и их родители: 60 матерей и 60 отцов. Диагностическая работа с семьями проводилась до консультативной работы психолога.
В контрольную группу вошли подростки (43 чел.), которые характеризуются, со слов родителей, высокой социальной компетентностью. Их матери (43 чел.) и отцы (43 чел.) также приняли участие в исследовании. С такими семьями проводилось однократное 2-часовое интервью, включающее заполнение исследовательских методик.
Правомерность распределения на группы подтвердилась методикой А.М. Прихожан «Исследование социальной компетентности» (2007).
Семьи основной группы по критерию отклоняющегося поведения (запроса) были поделены на 3 подгруппы по следующим признакам:
1) «Неуспеваемость» - жалобы на неуспеваемость в школе (21 семья);
2) «Непослушание» - жалобы на непослушание (20 семей);
3) «Асоциальное поведение» - жалобы на асоциальное поведение (19 семей).
Методы исследования. В настоящем исследовании использовались опросник формально-динами-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Сорокина Т.В., 2016
94
ческих свойств индивидуальности В.М. Русалова [5] и личностный опросник «Изучение особенностей Я-концепции» А.М. Прихожан [2].
Результаты и их обсуждение
Результаты исследования темпераменталь-ных особенностей. Было проведено сравнение медиан показателей индексов опросника формально-динамических свойств индивидуальности подростков в основной и контрольной группах, критерий Манна, таблица №1.
Сравнение медиан индексов формально-динамических свойств личности подростков в контрольной и основной группах показало наличие значимых различий. В контрольной группе выше оказались показатели по следующим шкалам: ИОА (индекс общей активности), ИОАД (индекс общей адаптивности), ИПА (индекс психомоторной активности) и ИКА (индекс коммуникативной активности). Таким образом, подростки из основной группы менее склонны к проявлению активности в коммуникативной, интеллектуальной сфере и менее адаптивны.
Рассмотрим сравнение формально-динамических свойств индивидуальности подростков в основной и контрольной группах, критерий Манна-Уитни, таблица 2.
У подростков контрольной группы значимо выше показатели по шкалам «эргичность психомоторная», «эргичность коммуникативная», «скорость психомоторная», «скорость коммуникативная». То есть для подростков контрольной группы характерна высокая потребность в движении, «широкая» сфера психомоторной активности, постоянное стремление к физическому труду, высокая мышечная работоспособность.
Полученные результаты перекликаются с данными исследований некоторых авторов. В своем исследовании социально адаптированных под-
ростков Ю.А. Пучкова представляет их портреты следующим образом: «Социально адаптированные подростки отличаются высокой активностью, стремлением к сотрудничеству и открытостью в общении...» [4, с. 127].
Исследования же темперамента подростков с отклоняющимся поведением обнаруживают следующие результаты. «По данным, полученным в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании (оно началось в 1957 г.; первичная выборка - 133 ребенка раннего возраста), был выделен синдром трудного темперамента. Его признаками являются: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция, плохая адаптивность и высокая интенсивность реакций» [3, с. 242].
Рассмотрим сравнение индексов по методике В.М. Русалова ОФДСИ в основных подгруппах «Неуспеваемость», «Непослушание», «Асоциальное поведение», критерий Краскелла-Уоллиса, таблица №3.
Индексы общей адаптивности и активности, индекс интеллектуальной активности значимо различны в основных подгруппах.
Подростки с формой отклоняющегося поведения «Непослушание» имеют более высокие показатели по индексу общей адаптивности и активности, а также по показателю индекса интеллектуальной активности. Таким образом, им свойственны интеллектуальная пластичность, высокий уровень способности к обучению, высокая гибкость мышления, легкость вступления в новые социальные контакты. Однако, мы можем наблюдать, что особенностью Я-концепции является нереалистичная самооценка со сниженной критичностью (результаты представлены ниже).
Сравнение формально-динамических свойств индивидуальности подростков в основных подгруппах, критерий Краскелла-Уоллиса, привело к следующим результатам. Во второй подгруппе
Таблица 1
Сравнение индексов общей активности (ИОА), общей эмоциональности (ИОЭ), общей адаптивности (ИОАД), психомоторной активности (ИПА), интеллектуальной активности (ИИА), коммуникативной активности (ИКА) по методике ОФДСИ В.М. Русалова в основной и контрольной группах
ИОА ИОЭ ИОАД ИПА ИИА ИКА
Основная группа 43,69 49,11 44,56 41,68 52,23 42,15
Контрольная группа 63,59* 56,03 62,38* 66,40* 51,69 65,74*
Статистическая достоверность различий: * р<0,05.
Таблица 2
Сравнение формально-динамических свойств индивидуальности подростков в основной и контрольной группах
ЭРМ ЭРИ ЭРК ПМ ПИ ПК СМ СИ СК ЭМ ЭИ ЭК
Основная группа 39,10 50,18 41,69 54,81 55,91 48,81 38,94 49,41 40,17 50,36 47,88 49,78
Контрольная группа 70,00* 54,55 66,38* 48,08 46,55 56,45 70,22* 55,62 68,51* 54,29 57,74 55,09
Статистическая достоверность различий: * р<0,05.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- № 3
95
Таблица 3
Сравнение индексов ИОА, ИОЭ, ИОАД, ИПА, ИИА, ИКА по методике ОФДСИ В.М. Русалова в основных подгруппах
ИОА ИОЭ ИОАД ИПА ИИА ИКА
«Неуспеваемость» 26,81 29,26 22,79 26,21 24,50 31,57
«Непослушание» 36,18* 28,05 39,43* 36,75 39,00* 33,33
«Асоциальное поведение» 28,61 23,39 29,63 28,66 28,18 26,34
Статистическая достоверность различий: * p<0,05.
«Непослушание» значим показатель ПИ (пластичность интеллектуальная) - (39,33, p<0,05). Подростки подгруппы «Непослушание» характеризуются высокой гибкостью мышления, возможностью легкого перехода с одних форм мышления на другие и стремлением к разнообразию форм интеллектуальной деятельности.
В третьей подгруппе «Асоциальное поведение» значимо ниже показатель ИЭ (интеллектуальная эмоциональность). Подростки подгруппы «Асоциальное поведение» характеризуются низкой чувствительностью при неуспехах интеллектуальной деятельности. Снижение чувствительности или безразличие к расхождению между ожидаемым и полученным результатом при выполнении умственной работы может явиться фундаментом для снижения чувствительности и к социальным нормам. Такие характеристики дают подросткам этой подгруппы ощущение спокойствия и уверенности даже при отсутствии реализации задуманного [5]. В данном случае речь может идти о том, что несоблюдение социальной нормы подростками как нереализация задуманного не вызывает у них внутренних противоречий и не влияет на их ощущение собственной удовлетворенности.
Значимые различия в 1-ой подгруппе не выявлены.
Результаты исследования Я-концепции подростков».
Из проведенного с помощью критерия Манна-Уитни сравнительного анализа показателей были выявлены значимые различия. Подростки из контрольной группы выше оценили уровень своего общения (р < 0,01), поведение (р < 0,01), благополучие ситуации в школе (р < 0,01). Анализ свидетельствует о различии уровня удовлетворенности подростков (р < 0,01), он также выше в контрольной группе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что учащиеся из контрольной группы более популярны среди сверстников и коммуникативно развиты по сравнению с учащимися из основной группы. Что закономерно, исходя из данных исследования темпераментальных особенностей, согласно которым подростки контрольной группы более склонны к проявлению коммуникативной активности, более адаптивны, а также из высокой оценки социальной компетентности, данной матерями и психологом.
Полученные результаты соответствуют данным других авторов. Значимые различия показателей по уровню социальной, рефлексивной, физиче-
ской, деятельной и материальной идентичности между девиантными и недевиантными подростками выявила В.О. Щипрова [10]. Автор сделала вывод, что существуют различия в их типах идентичности, что совпадает с результатами, полученными в данном исследовании.
Результаты по опроснику «Исследование особенностей Я-концепции» в основных подгруппах, критерий Краскелла-Уоллиса.
Подростки 1-ой подгруппы «Неуспеваемость» выше оценили свое положение в семье (р < 0,01) и имеют более высокие показатели по шкалам «счастье и удовлетворенность» (р < 0,01) и «тревожность» (р < 0,05) и более низкие по шкалам «ситуация в школе» (р < 0,05) и «общение» (р < 0,05). Подростки этой подгруппы имеют заниженный уровень самоотношения, что соответствует IV-ому, низкому, неблагоприятному уровню по А.М. Прихожан [2]. Сопоставим полученные данные с результатами предыдущего исследования связи функциональности семейных структур с формами девиантного поведения [6]. В семьях с неуспеваемостью детей наиболее часто встречающимся параметром дисфункциональности был выявлен параметр «коалиции». Так мать, проводящая много времени с ребенком, помогая ему выполнить домашнее задание из-за его школьной неуспеваемости, приобретает с ним связь, которая становится весомее ее связи с мужем, образуя дисфункциональную вертикальную коалицию. Такая включенность и даже гиперопека матерей может расцениваться детьми как собственное высокое положение в семье и, как правило, дает ощущение удовлетворенности. Высокий социальный семейный статус при низкой коммуникативной успешности в конечном итоге определяет общий низкий уровень самооценки подростков 1 подгруппы «Неуспеваемость».
Подростки из 2 подгруппы «Непослушание» обладают более высокими показателями по шкалам самооценки интеллекта (р < 0,05), чем подростки из других подгрупп. Они благополучнее оценивают собственную ситуацию в школе (р < 0,05) и имеют высокий уровень самоотношения, соответствующий I-ому, уровню по А.М. Прихожан [2].
По данным Сергеевой К.В. у деликвентных подростков развита самоуверенность, завышенное самоотношение, ощущение силы своего «Я» при наличии некритичности к себе и окружению [9].
96
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
Вывод о наличии некритичности самооценки отдельных характеристик подростков из 2 подгруппы «Непослушание» основывается на данных оценок матерей данной подгруппы своих детей по методике А.М. Прихожан «Диагностика социальной компетентности». Матери подростков из этой подгруппы оценили своих детей ниже, чем матери контрольной группы оценили своих детей по таким шкалам как: самостоятельность (р < 0,05), организованность (р < 0,05), отношение к своим обязанностям (р < 0,05).
То есть подростки 2 подгруппы «Непослушание», действительно, адаптивны и активны, что показывают результаты исследования темперамента, но переоценивают собственную самостоятельность. Это вытекает в несформировавшуюся ответственность и создает нереалистичное представление о себе у подростков данной подгруппы, что детерминирует внутренний конфликт и порождает желание отстаивания собственных представлений о себе через форму отклоняющегося поведения - непослушание.
Подростки 3 подгруппы «Асоциальное поведение» характеризуются высокими показателями по шкале общения (р < 0,05) и низкими по шкалам «положение в семье», «счастье и удовлетворенность» (р < 0,05). Уровень самоотношения - V-ый по А.М. Прихожан [2], что соответствует предельно высокому или предельно низкому уровням самоотношения.
Г. Кэплан, исследовал пониженное самоуважение в контексте изучения девиантного поведения [11]. Он установил связь этого параметра с различными формами отклоняющегося поведения у юношей: пьянство, агрессивное поведение, употребление наркотиков, принадлежность к преступным группам. Автор предполагает, что девиантное поведение способствует снижению самоуважения в результате того, что вовлеченный субъект усваивает отрицательное отношения общества к своим поступкам и к себе в целом. Принимая во внимание данные К.В. Сергеевой о завышенном самоотношении деликвентных подростков [9], подростки из третьей подгруппы «Асоциальное поведение» обладают схожими характеристиками самоотношения с подростками-деликвентами, имея предельно низкий или предельно высокий уровень самоотношения.
Выводы, к которым пришла Е.В. Змановская [1], пересекаются с представлениями о природе де-виантного поведения в настоящем исследовании: «Внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воздействия. Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в кон-
тексте определенного социального окружения» [1, с. 38]. Так, в предыдущих исследованиях нами были выявлены некоторые социальные факторы, сопряженные с формой отклоняющегося поведения: семейные мифы, ценности, степень трансляции ценностей, функциональность семейных систем [6; 7]. Полученные в настоящем и предыдущих исследованиях результаты содержательно дополнили выводы Е.В. Змановской о системной детерминации отклоняющегося поведения, а именно: особенности Я-концепции различны у подростков с разными формами отклоняющегося поведения.
Выводы
Полученные в настоящем исследовании результаты позволяют сделать нижеследующие выводы.
1. Ярко выраженные индивидуально-психологические свойства, такие как эргичность психомоторная, эргичность коммуникативная, скорость психомоторная, скорость коммуникативная согласно настоящему исследованию свойственны социально-компетентным подросткам.
2. Подростки с формой отклоняющегося поведения неуспеваемость характеризуются высоким уровнем тревожности. Они высоко оценили свое положение в семье и общий уровень удовлетворенности при наличии низкой самооценки. Уровень эмоциональной активности при этом высокий. Внутренний конфликт наблюдается между актуальной и идеальной самооценкой: высокая самооценка положения в семье при низкой самооценке социальной ситуации в школе.
3. Подростки с формой отклоняющегося поведения непослушание оценивают выше свой интеллект, коммуникативность и ситуацию в школе, чем подростки других подгрупп. Подростки этой подгруппы характеризуются высоким типом самоотношения, а также низкой критичностью оценки собственной самостоятельности и ответственности. Неспособность принимать решения, предполагая последствия, свидетельствует об отсутствии сформированности социальной нормы самостоятельности. Это создает нереалистичное представление о себе, что создает внутренний конфликт.
4. Подростки с формой девиантности «Асоциальное поведение» имеют предельно завышенный или предельно заниженный уровень актуального самоотношения и относятся к группе риска. По всем компонентам самоотношения выражена сильная неравномерность в оценках отдельных сфер жизни. Подростки этой группы не стремятся к включению в общество, закрыты, самоуверенны (о чем говорят высокие значения самооценки по некоторым сферам) и, как результат, проявляют нежелание меняться, что приводят к формированию антисоциальных форм поведения. Сниженная чувствительность к расхождению между ожидаемым и полученным результатом при выполнении
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
97
умственной работы может явиться фундаментом для снижения чувствительности и к социальным нормам при общем ощущении уверенности и спокойствия.
Библиографический список
1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004. - 288 с.
2. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. - М.: АНО «ПЭБ», 2007. - 56 с.
3. Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Ма-рютина, Е.Л. Григоренко; под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 447 с.
4. Пучкова Ю.А. Характеристики личности подростков-делинквентов: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 192 с.
5. Русалов В.М. Опросник формально-динами-чеких свойств индивидуальности человека (ОФД-СИ). - М.: ИП РАН, 2004. - 136 с.
6. Рыцарева Т.В. Соотношение симптоматического поведения подростка с параметрами семейной системы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная ра-
бота. Ювенология. Социокинематика. - 2014. -Т. 20. - № 2. - С. 38-42.
7. Рыцарева Т.В. Ценности личности и их гипертрансляция // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. -№ 7. - Т. 2. - С. 285-291.
8. Свистунова Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 16 с.
9. Сергеева К.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушениями поведения // Вторая между-нар. заоч. науч.-практ. конф. «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения», 12 мая 2011 г.: материалы / Владимирский государственный университет, факультет права и психологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: deviatio2010.vlsu.ru>index.php?id=108
10. Щипрова В.О. Особенности самоотношения у девиантных и недевиантных подростков с учетом их характерологических особенностей // Актуальные проблемы социальной психологии: Междунар. научно-практ. конф., 26 мая 2010 г.: материалы. -Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. - 218 с.
11. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трик-ста, 2005. - 336 с.
98
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22