Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические детерминанты суицидального и антисуицидального поведения подростков'

Индивидуально-психологические детерминанты суицидального и антисуицидального поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
713
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / СУИЦИДАЛЬНОЕ И АНТИСУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF SUICIDAL AND ANTISUICIDAL BEHAVIOR / TEENAGER / STRESS SITUATION / COPING STRATEGIES / SELF-ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Рокицкая Юлия Александровна

В статье раскрыты индивидуально-психологические детерминанты суицидального и антисуицидального поведения подростков; показано, что каждая внешняя стрессовая ситуация и любая объективная ситуация, индивидуально отраженная в психике, формируют отношение индивида к этой ситуации и готовность реагировать на неё, и зависит это от самоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF ADOLESCENT SUICIDAL AND ANTISUICIDAL BEHAVIOR

Individual psychological determinants of adolescent suicidal and antisuicidal behavior are discussed. It is shown that each external stressful situation for a teenager is reflected in the psyche of the individual forms corresponding to a condition characterized by an individual’s attitude to this situation and the degree of readiness to respond to it depending on the self.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические детерминанты суицидального и антисуицидального поведения подростков»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 151.7 ББК 88.834.022

В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО И АНТИСУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье раскрыты индивидуально-психологические детерминанты суицидального и антисуицидального поведения подростков; показано, что каждая внешняя стрессовая ситуация и любая объективная ситуация, индивидуально отраженная в психике, формируют отношение индивида к этой ситуации и готовность реагировать на неё, и зависит это от самоотношения.

Ключевые слова: индивидуально-психологические детерминанты, суицидальное и антисуицидальное поведение, подросток, стрессовая ситуация, копинг-стратегия, самоотношение.

V.I. Dolgova, Y.A. Rokitskaya

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF ADOLESCENT SUICIDAL AND ANTISUICIDAL BEHAVIOR

Individual psychological determinants of adolescent suicidal and antisuicidal behavior are discussed. It is shown that each external stressful situation for a teenager is reflected in the psyche of the individual forms corresponding to a condition characterized by an individual's attitude to this situation and the degree of readiness to respond to it depending on the self.

Key words: individual psychological determinants of suicidal and antisuicidal behavior, teenager, stress situation, coping strategies, self-attitude.

Подчеркнем убедительнейшими статистическими данными исключительную актуальность исследования проблемы суицидального поведения подростков: «...после 1995 года количество подростковых самоубийств возросло практически вдвое. Сказывается переломный момент в истории России, с падением советского строя, но что самое страшное, что уровень смертности падает незначительно, а с годами порой и растет. Так, уже в 2010 году количество детских самоубийств возросло в 1,2 раза по сравнению с 2009. Было 260 человек на 100.000 населения, стало 312 человек на 100.000 населения» [1, с. 81].

Самоубийство является типичной реакцией подростка на стрессовые си-

туации и кризисы. В поведении проявляются суицидальные компоненты разной направленности, а также совокупность социально-психологических поступков или действий, инициируемых различными факторами.

Основные факторы возникновения такой реакции можно рассматривать «с позиций институционального, социально-группового и индивидуально-личностного уровней анализа. Так, на институциональном уровне мы использовали оценку роли социального института семьи в развитии суицидального поведения подростков, а именно особенности "социальных отношений в семье", на социально-групповом уровне -отслеживались показатели, связанные

0

Ъ I-х

ТО CÛ

X о s ^

н

ф 3

1 1

^ s

О I ф ф

Т Ч - ф

са о с о

о

X -Û

га

о ç

о

X s о с

о

X

.0 ц

<0 _

4 ^ s о m s

5 IX ГО

к го

И О

О-

<

2

го" ш

£ о

ш

с особенностями отношений с ровесниками и учителями, на индивидуально-личностном уровне - специфика отношения к самому себе, самоидентификация, в той или иной степени способствующая повышению риска суицидальной активности подростков» [10, с. 245].

Суицидальное поведение является следствием социально-психологической адаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения, внешние суицидальные попытки и завершенный суицид [2].

Самоубийство могут провоцировать психологические кризисы, вызванные недостатками социализации. Было доказано, что для подростков группы риска прежде всего характерны следующие показатели: общий фон настроения, энергетика, заниженные самооценка и самопонимание, тревожность, эмоциональная неустойчивость, признаки депрессии, искаженная Я-концепция, ярко выраженные признаки аутоагрессии, самообвинения и [11, с. 219].

Исследователи современной клини-ко-психологической характеристики подростков, совершающих суицидальную попытку, пришли к выводу, что «суицид условно делится на две большие группы - истинный суицид и псевдосуицид (демонстративный). Истинный суицид является хорошо осмысленным, подготовленным и спланированным мероприятием, задача которого - лишить себя жизни без учета мнения родственников и друзей, окружения. Демонстративный суицид под собой не несет глобальной задачи - умереть, его цель - заставить окружающих обратить свое внимание на личность и ее проблемы» [6, с. 16].

Представленный перечень индивидуально-психологических характеристик личности детерминирующих/ингибиру-ющих суицидальное поведение подростка далек от своего завершения и систематизации. В настоящее время специалистами не разработан однозначный тестовый психологический профиль личности

суицидента и не определен характерный комплекс тех личностных качеств, который с высокой степенью коррелирует с риском суицидального поведения. Вместе с тем можно отдельно выделить такие факторы суицидального риска в подростковом возрасте, как копинг-стратегии со-владания со стрессом и самоотношение личности, которые определили цели нашего исследования и выбор исследовательского инструментария.

Копинг-стратегии влияют на развитие адаптивного или дезадаптивного поведения личности. Они создают обобщенные личностные образования или устойчивые стили совладающего поведения. Суицидальное поведение может выступать как внешняя форма дезадаптив-ных копингов поведения [7].

Самоотношение определяет самовосприятие, представление о себе, фильтруя перцептивные признаки и приписывая им вес. Понимание самоотношения как смыслового образования приводит к выводу о том, что самоотношение влияет на формирование аддиктивного поведения, сексуальных девиаций, интолернатности, психологической безопасности личности.

Целью проведенного исследования стало изучение взаимосвязей между показателями риска суицидального поведения и показателями самоотношения и копинг-стратегий поведения подростков.

Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ № 67 г. Челябинска при ЮУрГУ». В исследовании приняли участие 56 испытуемых, учащихся 8-х классов общеобразовательной школы: 28 юношей и 28 девушек в возрасте от 13 до 15 лет.

Для исследования были использованы психодиагностические методики, дифференцированные следующим образом:

1) методы исследования суицидального поведения подростков (Методика выявления социального риска у детей [5];

2) методы исследования индивидуально-психологических особенностей личности (Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) [3]; Опросник преодолевающего поведения (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) [9];

3) методы математической статистики (вычисление коэффициента корреляции К. Пирсона [8]); в процессе обработки полученных данных использовались программы "Statistic 6.0" и "SPSS for WINDOWS".

Наличие статистически значимых корреляционных взаимосвязей между показателями суицидального поведения и характеристиками самоотношения и копинг-стратегий будет являться статистическим обоснованием предположения о индивидуально-психологической детерминации суицидального /антисуицидального поведения подростков.

Справедливость выдвинутой гипотезы будет налицо наличествовать в том случае, если между исследуемыми переменными (суицидальное поведение, копинг-стратегии, самоотношение) будут зафиксированы статистически значимые корреляционные взаимосвязи.

Корреляционный метод в качестве метода статистический оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов позволил нам изучить отношение (связь) между переменными, не опосредованное вмешательством исследователя, манипулированием этими переменными. Несмотря на то, что наличие корреляции переменных исследования не говорит о причинно-следственных зависимостях между ними, оно дает возможность выдвинуть такую гипотезу. Отсутствие же корреляции позволяет отвергнуть гипотезу о причинно-следственной связи переменных [4].

Приведем далее в таблице 1 некоторые результаты корреляционного анализа показателей суицидального поведения, самоотношения и копинг-стратегий испытуемых.

Табл. 1. Некоторые корреляционные связи между факторами и показателями суицидального поведения (СП) подростков (№56ч.)

^ч Факторы СП Показа- ^ч тели СП \ Несчастная любовь Чувство непол-ноцен-ности Стратегии совладеющего поведения Показатели самоотношения

отвлечение нере-шитель ность фатализм самообвинение самоинтерес

Добровольный уход из жизни 0,493*** 0,501*** 0,291* 0,27* -0,09 0,01 0,09

Потеря смысла жизни 0,15 0,43*** 0,43 0,25* 0,28* 0,27* 0,29*

Примечание: N (n) - кол-во испытуемых; метод К. Пирсона*- p <0,05**; - p < 0,01***; - p< 0,001

В таблице 2 показаны некоторые результаты корреляционного анализа меж-

ду факторами и показателями антисуицидального поведения (СП) подростков.

Табл. 2. Некоторые корреляционные связи между факторами и показателями антисуицидального поведения (СП) подростков

Факторы СП Показатели СП \ Стратегии совладеющего поведения Показате ли самоотно эшения

Выражение чувств Преодоление вне реальности Самоизменение Юмор интегральный само уверенность само-понимание

Добровольный уход из жизни -0,28* -0, 29* -0,37** -0,27* -0 41*** -0,32* -0,34**

Потеря смысла жизни -0,25* 0,16 -0,32* -0,21 -0,27* -0,20 -0,27*

Примечание: N (n) - кол-во испытуемых; метод К. Пирсона * - p < 0,05**; - p < 0,01***; - p < 0,001

Качественный анализ тесноты и характера корреляционных взаимосвязей индивидуально-психологических характеристик самоотношения, копинг-стратегий поведения и показателей суицидального/антисуицидального поведения подростков позволил сформировать понимание взаимной обусловленности исследуемых характеристик.

Полученные многочисленные статистически достоверные корреляционные связи между исследуемыми параметрами имеют как прямо, так и обратно пропорциональный характер и относятся к значимым и устойчивым закономерностям (от р < 0,01 до р < 0,001).

Таким образом, к категории факторов, имеющих просуицидальную на-

правленность следует отнести такие копинг-стратегии, как: Нерешительность, Отвлечение, Фатализм, а также такие показатели самоотношения, как: Самообвинение и Самоинтерес. В свою очередь, выраженную антисуицидальную направленность имеют копинг-стратегии: Выражение чувств, Преодоление вне реальности, Самоизменение, Юмор - и показатели самоотношения: Интегральный показатель самоотношения, Самоуверенность, Самопонимание.

Адаптивные формы поведенческого реагирования, выражающиеся в антисуицидальном поведении, являются результатом личностной переработки конфликтной ситуации.

Библиографический список

1. Абдрахимова, Р.Г. Инфантильность подростков и статистика подростковых суицидов в России [Текст] / Р.Г. Абдрахимова // Апробация. - 2014. - № 11. - С. 79-81.

2. Абрумова, А.Г. Диагностика суицидального поведения [Текст]: метод. рекомендации / А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко. - М.: Московский НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1980. - 55 с.

3. Дмитриев, М.Г. Практикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков [Текст] / М.Г. Дмитриев. - СПб.: ПОНИ, 2008. - 263 с.

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с.

5. Костюкевич, В.П. Выявление суицидального риска у детей [Текст] / В.П. Костюкевич, А.А. Кучер // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 32-39.

6. Лукашук, А.В. Современная клинико-психологическая характеристика подростков, совершающих суицидальную попытку (обзор литературы) [Текст] // Университетская медицина Урала. -2015. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 15-19.

7. Попов, Ю.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков [Текст] / Ю.В. Попов, А.В. Бруг // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2005. - № 1. - С. 24-28.

8. Титкова, Л.С. Математические методы в психологии [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Титкова. -Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. - 140 с.

9. Фетискин, Н.П., В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]: учеб. пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -М.: Издательство института психотерапии, 2005. - 496 с.

10. Эбелинг Э.О. Факторы распространения и воспроизводства суицидального риска в среде подростков Алтайского края [Текст] / Э.О. Эбелинг // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 2-1 (82). - С. 243-247.

11. Юсупова Г.В. Психоэмоциональное здоровье подростков как основа устойчивости личности к факторам, провоцирующим суицид [Текст] / Г.В. Юсупова, Н.Г. Климанова, А.А. Галиуллина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. -2015. - № 3(22). - С. 215-221.

References

1. Abdrakhimova R.G. Infantilism adolescents and statistics of teenage suicides in Russia. Aprobatsiya,, 2014. № 11. P. 79-81 [in Russian].

2. Abrumova A.G. Diagnosis of suicidal behavior. M.: Izd-vo Moscvskogo NII Psykhiatrii, 1980. P. 55. [in Russian].

3. Dmitriev M.G. Workshop psychodiagnostics deviant behavior among troubled teens. SPb.: Izd-vo Pony, 2008. P. 263 [in Russian].

4. Druzhinin V.N. Experimental Psychology. SPb.: Izd-vo Peter. 2011. P. 320. [in Russian].

5. Kostyukevich V.P., Kucher A.A. Identification of suicide risk in children. Vestnik psikhosotsialnoi i korrektsionno-reabilitatsionnoi raboty, 2001. №3. P. 32-39. [in Russian].

6. Lukashuk A.V. Modern clinical and psychological characteristics of adolescents who committed suicide attempt (review). Universitetskaia Meditsina Urala, 2015. T. 1. № 1(1). P. 15-19. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Popov Y., Brugg A.V. Addictive suicidal behavior of adolescents. M.: Obozrenie Psykhiatrii iMeditsinskoiPsykhologii im. V.M. Bekhtereva. 2005. №1. P. 24-28. [in Russian].

8. Titkova L.S. Mathematical methods in psychology. Vladivostok: Publishing house of the Far Eastern University, 2002. P. 140. [in Russian].

9. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M.. Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups. M.: Izd-vo Instituta Psikhotherapii, 2005. P. 496. [in Russian].

10. Ebeling I.T. Factors distribution and reproduction of suicide risk among adolescents of the Altai Territory. Izvestia Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014. № 2-1(82). P. 243-247. [in Russian].

11. Yusupov G.V., Klimanova N.G., Galiullina A.A. Psycho-emotional health of teenagers as the basis for the stability of personality, provoking suicide factors. Vector of Science Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2015. № 3 (22). P. 215-221. [in Russian].

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии,

Челябинский государственный педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor, Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Рокицкая Юлия Александровна,

кандидат психологических наук,

доцент, кафедра теоретической и прикладной

психологии,

Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail^: [email protected]

Rokitskaya Yulia Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.