Индивидуально-профилактические мероприятия по предотвращению уклонения от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы
Л.Г. БАНДОЛЯ - преподаватель цикла общеюридических дисциплин Черниговского юридического колледжа Государственной пенитенциарной службы Украины
В статье на основании анализа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства предпринимается попытка раскрыть содержание индивидуально-профилактических мероприятий по предотвращению уклонения от отбывания наказаний со стороны лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции и отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы. Отмечается, что только полное изучение личности осужденного позволит реализовать оптимальные и наиболее эффективные мероприятия в означенной сфере.
Ключевые слова: индивидуально-профилактические мероприятия; уклонение от отбывания наказания; предотвращение; уголовно-исполнительная инспекция; преступление; наказание; осужденный.
Individual preventive measures against evasion of serving non-custodial sanctions
L.G. BANDOLYA - Lecturer of the series of Legal disziplines in Chernigiv Law College of the State Penal Service of Ukraine (Postgraduate of the Chair of Ciminology and Criminal and Executive Law of the National Academy of Internal Affairs)
The article analyses the essence of the individual and preventive measures against evasion of serving sentences by the convicts being under supervision in criminal and executive inspection and serving non-custodial sanctions. The article defines that only the full study of the convict will help to use the most effective measures aimed at prevention of evasion of serving non-custodial sanctions.
Key words: individual and preventive measures; evasion of serving sentences; prevention; criminal and executive inspection; crime; punishment; convict.
Противодействие преступности в Украине является одним из приоритетных направлений государственной политики. Общество всегда проводило профилактические мероприятия с тем, чтобы противостоять нарушениям криминального закона и удерживать своих членов от совершения противоправных действий1.
За годы независимости Украины исследование проблем предотвращения преступлений получило широкое развитие и нашло отражение в трудах известных отечественных ученых: О.М. Бандурки, И.Г. Богатырева, В.В. Голины, И.М. Даньшина, О.М. Джужи, А.Ф. Зелинского, А.П. Закалю-ка, А.Г Колбы, О.П. Костенко, О.М. Литва-ка, Ф.А. Лопушанского, В.Г Лихолоба и др. Однако, несмотря на достижения криминологии в вопросах противодействия преступности, пока не создано единой системы предотвращения преступлений, в том числе в уголовно-исполнительной сфере.
Значительную часть нарушений в указанной области составляют уклонения от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы. В этой связи актуальными являются проблемы совершенствования соответствующих индивидуально-профилактических мероприятий.
Индивидуальная профилактика уклонений от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, востребована в тех случаях, когда социализация осужденного происходит неудовлетворительно. Конечная ее цель заключается в том, чтобы устранить допущенные на более ранних стадиях формирования личности дефекты социализации, привести внутренний контроль в соответствие с внешним.
Индивидуальная профилактика преступлений учеными-криминологами определяется как «совокупность взаимосвязанных воспитательных и других мер воздействия, которые применяются к лицу с целью преду-
преждения совершения им преступлений»2; как «деятельность, которая проявляется в выявлении лиц, склонных к преступлениям, в их изучении, во влиянии на них, что обеспечивает устранение неприемлемых нашему обществу личностных черт и ликвидацию негативного влияния неблагоприятных для формирования личности условий»3; как «деятельность государственных органов и общественности, направленная на выявление лиц, которые своим поведением засвидетельствовали склонность к преступлениям, и устремлению на них предупредительного влияния средствами воспитания, помощи, контроля, которые осуществляются с целью устранения и нейтрализации конкретных причин и условий, что способствуют совершению преступления, с помощью мер воздействия, которые не имеют характера наказания»4 и др. Общей чертой всех приведенных дефиниций является то, что индивидуальная профилактика представляется работой уполномоченных органов с «индивидами», то есть отдельными, конкретными людьми, носителями неповторимых особенностей личности, которые сформировались в результате обстоятельств их развития, жизнедеятельности и воспитания. Индивидуальную профилактику стоит проводить тогда, когда известные цели и намерения правонарушителя понятны, а мотивы оценены.
Индивидуальная профилактика преступлений реализуется в двух формах - непосредственной и ранней. ГА. Аванесов по этому поводу отмечал: «возникает необходимость осуществления не только непосредственной профилактики (когда в качестве объекта профилактического влияния выступает лицо, которое находится, условно говоря, в состоянии, приближенном к совершению преступления), но и ранней профилактики (здесь объектом влияния является личность, которая характеризуется негативно, находится, однако, на стадии, условно говоря, еще отдаленной от совершения преступления)»5. Ю.М. Антонян также выделяет раннюю профилактику, задание которой - не допустить формирования мотивов возможного преступного поведения, и непосредственную профилактику, имеющую целью выявление мотивов преступного поведения и проведение мероприятий относительно их устранения6. Основными критериями разграничения ранней и непосредственной профилактики являются, во-первых, время, которое отдаляет лицо от момента возможного совершения пре-
ступления, а во-вторых, мера социальной испорченности лица. Индивидуально-профилактическое влияние должно быть направлено не только, а иногда даже не столько на личность саму по себе, сколько на личность в ее взаимосвязях с социальной микросредой, ближайшим окружением. Сигналом к началу реализации ранних профилактических мер, направленных на предупреждение уклонения от отбывания наказания, может стать антиобщественный поступок лица, нарушение им правил общежития, а также негативное влияние на него со стороны другого человека или группы лиц, ближайшего социального окружения, искажающее ценностно-нормативную ориентацию личности.
Индивидуальная психопрофилактическая работа должна быть направлена на два самостоятельных, но взаимосвязанных между собой объекта:
- криминогенную среду конкретного лица;
- лицо с девиантным (с признаками отклонения) поведением.
При этом влияние на лицо имеет целью решение двух задач, а именно:
- структурно-содержательную перестройку мотивационной сферы (стратегическое задание);
- коррекцию конкретной мотивации субъекта в характерной для него криминогенной ситуации (тактическое задание).
Соответствующие мероприятия необходимо осуществлять одновременно как на общесоциальном, так и на специальнокриминологическом уровнях. Индивидуальная профилактика преступного поведения должна включать последовательное устранение объективных негативных явлений социально-экономического, идеологического, социально-психологического характера; искоренение негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быту и досуге конкретных людей; неуклонную реализацию принципа неотвратимости ответственности лица за свое поведение; устранение криминогенных факторов, способствующих мотивации того или другого вида преступного поведения.
Компонентами предмета индивидуальной криминологической профилактики являются:
- поведение и образ жизни осужденного, указывающие на большую вероятность совершения им преступлений в будущем;
- специфические социально-правовые, криминологические и моральные признаки
личности, которые могут свидетельствовать о ее антисоциальной направленности;
- криминогенно значимые во время формирования и реализации противоправного поведения определенные индивидуальные психофизиологические свойства и особенности конкретных лиц;
- неблагоприятные с точки зрения поддержания законопослушного поведения условия жизни, быта, микросоциальная среда и взаимоотношения;
- другие длительные или краткосрочные, но значимые факторы и обстоятельства, своим возникновением стимулирующие криминогенную ситуацию и побуждающие к совершению преступления.
Необходимо отметить, что для достижения цели специальной превенции уклонения от отбывания наказания целесообразно уделять внимание изучению мотивационной сферы поведения осужденных, которым уже вынесено предостережение в виде письменного предупреждения. Это обеспечит возможность выявления и объяснения причин поступков, выработки механизмов формирования правопослушного поведения.
Интегрируя существующие на сегодня в юридической науке подходы применительно к предмету нашего исследования, следует отметить, что для сведения к минимуму вероятности уклонения осужденных от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, и наиболее эффективного достижения цели специальной превенции при проведении с ними социально-психологической работы необходима реализация следующих видов влияния и воздействия:
1) влияния, направленного на социально-нравственную перестройку личности, что приведет к устранению личностных дефектов, толкающих на совершение преступления;
2) ресоциализующего воздействия, которое обеспечивает выработку установок и паттернов просоциального поведения;
3) реабилитационных мероприятий, призванных уменьшить негативное влияние изоляции от общества и обеспечить оптимальное вхождение лица в социум (касательно осужденных, которым наказание, не связанное с лишением свободы, назначено в порядке замены наказания более мягким видом)7.
Проводя социально-психологическую работу с осужденными, следует отдавать приоритет таким направлениям, как социально-психологическая диагностика,
разработка социально-психологического паспорта осужденного, выявление группы риска; психопрогнозирование поведения осужденного в течение срока отбывания наказания, составление индивидуальных программ работы с осужденными; социальная помощь и поддержка усилий самих осужденных по решению собственных проблем; укрепление позитивных связей с семьей8.
Таким образом, мы видим, что лишь точная ориентация в психологии личности осужденных помогает определить оптимальный путь их позитивного изменения, избрать модели психологического влияния, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подходы.
Тщательное изучение разных категорий личности осужденных должно завершаться складыванием объективных психологических характеристик на каждого осужденного, разработкой общих и индивидуальных программ коррекции их поведения.
Необходимыми начальными условиями предоставления психологической помощи осужденным являются: его добровольное согласие на получение помощи; активное, исследовательское и творческое отношение человека к себе и осознание своей проблемы; доверительное отношение к лицу, которое работает с ним. Все это возможно лишь при обеспечении психологической безопасности и личностного комфорта. Работнику уголовно-исполнительной инспекции необходимо создать такие обстоятельства сотрудничества с осужденным, при которых тот сможет найти новые способы действия, другие переживания и мысли, цели для дальнейшей жизни.
Учитывая изложенное, для социальнопсихологической работы с осужденными с целью изменения их самооценки и мировоззрения, что необходимо как для самой личности, так и для общества в целом, следует рассмотреть вопрос о введении в штат уголовно-исполнительных инспекций должности специалиста-психолога.
Рассмотрение общесоциальных, специально-криминологических и индивидуально-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение уклонения от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, привело нас к выводу о целесообразности дополнения законодателем Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24.10.2003 г. № 7 «О практике назначения судами криминального на-казания»9 пунктом такого содержания: «На-
значая наказание за преступления против правосудия, в частности и предусмотреные статьей 389 Уголовного кодекса Украины, судам следует учитывать, проводились ли
Щ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Денисова Т. Основные тенденции деятельности государства в сфере применения уголовных наказаний // Весник Львовского университета. Серия юрид. 2010. Вып. 50. С. 260-267.
2 Блувштейн Ю.Д., Зырин М.И., Романов В.В. Профилактика преступлений / Ю.Д. Блувштейн. Минск, 1986. С. 121.
3 Игошев К.Е., Устинов В.С. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький, 1977. С. 43.
4 Закалюк А.П. Курс современной украинской криминологии: теория и практика: В 3 кн. Киев, 2007. Кн. 1: Теоретические основы и история украинской криминологической науки. С. 63-64.
5 Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984.
6 См.: Антонян Ю.М. Насилие. Человек. Общество: Мо-ногр. М., 2011.
7 См.: Ковач Д. Проблемы психической регуляции поведения: методология, теория, эксперимент // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 1. С. 84.
8 См.: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1998. С. 158.
9 См.: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/v0007700-03
мероприятия общесоциального, специально-криминологического и индивидуального предотвращения и как на них реагировали виновные».
1 Sm.: Denisova T Osnovnye tendencii dejatel'nosti
gosudarstva v sfere primenenija ugolovnyh nakazanij // Vesnik L'vovskogo universiteta. Serija jurid. 2010. Vyp. 50. S.260-267.
2 Bluvshtejn Ju.D., Zyrin M.I., Romanov V.V. Profilaktika prestuplenij / Ju.D. Bluvshtejn. Minsk, 1986. S. 121.
3 Igoshev K.E., Ustinov V.S. Vvedenie v kurs profilaktiki pravonarushenij. Gor'kij, 1977. S. 43.
4 Zakaljuk A.P Kurs sovremennoj ukrainskoj kriminologii: teorija i praktika: V 3 kn. Kiev, 2007. Kn. 1: Teoreticheskie osnovy i istorija ukrainskoj kriminologicheskoj nauki. S. 63-64.
5 Avanesov G.A. Kriminologija. M., 1984.
6 Sm.: Antonjan Ju.M. Nasilie. Chelovek. Obshhestvo: Monogr. M., 2011.
7 Sm.: Kovach D. Problemy psihicheskoj reguljacii povedenija: metodologija, teorija, jeksperiment // Psihologicheskij zhurnal. 1981. T. 2. № 1. S. 84.
8 Sm.: Chufarovskij Ju.V. Juridicheskaja psihologija. M., 1998. S. 158.
9 Sm.: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/v0007700-03