тельных задач.
• Длительность звучания музыки в одном занятии в соответствии с особенностями контингента занимающихся и задачами занятия.
• Соответствие смыслового и образного содержания текста песни особенностям занимающихся, принципу доступности и эстетической целесообразности, а также характеру выполняемых двигательных действий.
В заключение можно сделать вывод, что методически грамотный выбор музыкального сопровождения в соответствии с указанными требованиями способен в значительной мере повысить эффективность занятий фитнесом, их качество, а также решать многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания занимающихся, их оздоровления и повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, что требует специальной подготовки в этом аспекте профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коджаспиров, Ю.Г. Организационные формы и методические особенности ее использования : (функциональная музыка на уроках физической культуры в школе) / Ю.Г. Коджаспиров //Физическая культура в школе. - 1987. - № 1, № 2, № 4.
2. Музыка на уроках классического танца : пособие для ДМШ и хореографических кружков / сост. Р.П. Донченко. - СПб. : Союз художников, 2001. - 37 с.
3. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М. : Владос, 2004. - 256 с. : ил.
4. Сайкина, Е.Г. Педагогические аспекты подготовки инструктора по фитнесу, касающиеся использования музыкального сопровождения занятий / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 5 (27).
- С. 87-90.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ
ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ
Ирина Васильевна Сегал, старший преподаватель Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ),
г. Екатеринбург
Аннотация
В статье раскрываются основные положения индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 3 - 4 лет средствами подвижных игр. Рассматриваются особенности организации и проведения подвижных игр у детей 3 - 4 лет, а также предлагаются результаты исследования двигательных способностей детей 3 - 4 лет.
Ключевые слова: индивидуальный подход, дети 3 - 4 лет, подвижные игры.
INDIVIDUAL-DIFFERENTIATION APPROACH TO THE MOVEMENTS ABILITY DEVELOPMENT OF 3 - 4 YEARS-OLD CHILDREN WITH MEANS OF ACTIVE
PLAYING Irina Vasilevna Segal, the senior teacher The Ural state pedagogical university,
Ekaterinburg
Abstract
Basis position of individual-differentiation approach to the movements ability development of 3
- 4 years-old children with means of active playing are exposed in the article. Children peculiarity of active play organization and constructing examined. Results of children movement ability research are proposed as well.
Keywords: an individual approach, children 3 - 4 years, outdoor games.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в системе образования Российской Федерации приоритетным направлением современного дошкольного образования является реализация принципов развивающего обучения. Это обусловлено формированием в дошкольном детстве значительного количества жизненно важных умений и навыков, в том числе и реализации двигательных способностей. Поэтому занятия по физической культуре в ДОУ у детей 3 - 4 лет являются важной ступенью этого процесса.
Подвижные игры, решая задачи развития двигательных способностей у детей 3
- 4 лет, способствуют формированию локомоторных функций, направлены на совершенствование внимания, пространственного и временного ориентирования, умения действовать индивидуально и коллективно. И именно на основе неоднократных повторений двигательных действий игра реализует принцип деятельности, помогает развивать у младших дошкольников способность выполнять многие изучаемые движения в целом, законченном виде. Однако в силу известных факторов младшие дошкольники не могут сами организовывать игру, но и в организованной игре принимают участие с низкой эмоциональной отдачей.
Важным моментом является подбор подвижных игр, доступных и заинтересовывающих детей 3 - 4 лет, их разучивание и выполнение. Решение этих проблем возможно при разработке комплексного применения подвижных игр для развития двигательных способностей детей в процессе физического воспитания в ДОУ.
МЕТОДИКА
Высоким педагогическим потенциалом, по нашему мнению, обладает индивидуально-дифференцированный подход к развитию двигательных способностей детей 3
- 4 лет средствами подвижных игр. Данный подход основан на принципах развивающего обучения. Данные принципы как исходные положения осуществления педагогической деятельности являются основополагающими на пути повышения эффективности всего педагогического процесса, направленного на развитие двигательных способностей детей 3 - 4 лет.
Методы и приемы использования индивидуально-дифференцированного подхода являются общепедагогическими и выражаются в системе действий педагога в процессе обучения движениям в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения. Особенностью подхода является наличие определенных условий, без которых невозможна его реализация:
• мониторинг индивидуального развития двигательных способностей детей;
• определение эффективности влияния индивидуально-дифференцированного подхода средствами подвижных игр;
• определение условий педагогического воздействия на каждого ребенка;
• предоставление возможности для поэтапного раскрытия и реализации двигательных способностей каждого ребенка.
Основными правилами использования индивидуально-дифференцированного подхода являются:
• Работа, проводимая с группой детей, должна ориентироваться на развитие каждого ребенка, учитывать его индивидуальные качества.
• Необходим постоянный поиск способов коррекции поведения каждого ребенка.
• Успех воспитательного воздействия при работе с одним ребенком не должен негативно влиять на развитие и воспитание других.
Практика показывает, что индивидуально-дифференцированный подход к развитию двигательных способностей детей 3 - 4 лет средствами подвижной игры предполагает определение направления развития каждого ребенка; выделение специальных
задач, соответствующих его индивидуальным особенностям; включение ребенка в игровую деятельность с учетом особенностей каждого, выявление его задатков, предоставление возможности для поэтапного раскрытия и реализации способностей.
Что касается методики организации и проведения самих подвижных игр, в ходе исследования научно-методической литературы нами было определено, что у детей 3 -4 лет организуются элементарные по содержанию и правилам подвижные игры, в которых дети выполняют не сложные правила и двигательные задания при непосредственном участии воспитателя. Так, проводимые подвижные игры с сюжетным характером отражают условный, жизненный и сказочный эпизоды. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, мышку, воробышка, мячик и др. Сюжеты подвижных игр в связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей становятся более разнообразным. Основным содержанием таких подвижных игр является воспроизведение действий животных, птиц, движения транспорта различных видов, предметной деятельности людей. В играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм (кубы, кружки, квадраты), задания на различение основных цветов, звуков.
В ходе исследования была определена предварительная работа по организации подвижных игр для детей 3 - 4 лет, которая включает в себя:
• выбор подвижных игр для занятия по физической культуре у детей 3 - 4 лет в ДОУ, где необходимо учитывать: основные задачи занятия, особенности развития детей 3 - 4 лет, их физическую подготовленность, количество, место проведения (спортивный зал, площадка на улице), наличие необходимого инвентаря;
• подготовку места проведения игр, которое должно быть подготовлено заранее: место игры ограждено от «травмоопасного» оборудования, убраны не используемые на данном занятии атрибуты и инвентарь (чтобы внимание детей не рассеивалось), в зале выполнена влажная уборка и проветривание, при необходимости нанесена необходимая разметка;
• подготовку необходимого для игры инвентаря, масок, костюмов, игрушек, кукол бибабо, иллюстраций, необходимого музыкального материала (в виде нот, если имеется аккомпаниатор, и подходящей аудиозаписи), песен, прибауток, выбор литературного материала, сказок, стихов, потешек, приговорок (данный материал для удобства в использовании может быть представлен в виде карточек);
• предварительный анализ подготавливаемых игр, воспитатель, готовясь к игре, обдумывает ход игры, расположение и возможные перемещения детей в течение игры, распределение ролей, возможные варианты организации поведения детей в течение игры и ее финала.
Подготовка к игре имеет большое значение для успешного ее проведения. Объяснять игру необходимо, предварительно разместив детей в исходное положение перед игрой. Воспитатель сам распределяет роли, где ведущую роль поначалу отводит себе, а по мере усвоения игры передает детям. Количество ролей в играх незначительно (1 - 3). Перед объяснением воспитателю необходимо мотивировать детей, заинтересовать игрой.
Само объяснение смысла и правил игры ведется непосредственно по ходу игры. В игре должно быть небольшое количество заданий (1 - 2 поначалу; 3 - 4, когда дети усвоили предыдущие) и правил (1 - 2 поначалу; 3 - 4, когда дети легко выполняют предыдущие). Объяснение игры должно быть выразительным, эмоциональным (интонацией четко выделяется задание, и определяются правила), одновременно воспитатель наглядно демонстрирует правильное выполнение заданий.
Правила игры нередко сводятся к выполнению определенного задания по сигналу и ограничениям по зрительным ориентирам. Объяснение сюжетной игры может быть в виде маленькой сказки с демонстрацией иллюстраций и персонажей в виде кукол бибабо, игрушек. Рассказ воспитателя не должен быть продолжительным и содержащим сложные речевые обороты, слова, непонятные ребенку в 3 - 4 года. Объясне-
ние должно выстраивается только на образах, понятных детям, в соответствии с характером данного образа используется необходимый музыкальный аккомпонимент. Также при объяснении используются определенные связанные по смыслу игры речитативы, стихотворения, потешки, тексты сказок, которым также задает темп и характер соответствующее музыкальное сопровождение. По ходу объяснения воспитатель определяет сигнал для начала и окончания игровых действий, особое внимание уделяется ограничениям, присутствующим в игре.
В ходе игры воспитатель не только сам активно участвует в игровых действиях, но и следит за правильностью выполнения двигательных заданий и правил игры, создает условия для успешного их выполнения (воспитатель при необходимости напоминает задания и правила игры, дополнительно мотивирует детей). Все действия по отношению к детям должны быть очень корректными и доброжелательными. Нельзя заставлять и тем более наказывать ребенка за невыполнение задания. В возрасте 3 - 4 лет ребенка очень легко заинтриговать, что вызовет интерес к дальнейшему выполнению заданий. Каждому ребенку необходимо знать, что он в чем-то самый лучший, неповторимый, поэтому воспитатель не должен скупиться на похвалу, даже за самые небольшие достижения. Особенно это важно, если ребенок начал проявлять инициативу и творчество. В начале обучения нежелательно выбывание детей из игры (выбывание часто предусмотрено правилами игры), поэтому воспитателю важно создать условия для успешного выполнения задания всеми детьми. В заключение игры необходимо похвалить всех ребят, одновременно выделяя каждого поименно.
Использование методики индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 3 - 4 лет средствами подвижных игр на занятиях по физической культуре в ДОУ требует от воспитателя знаний не только психологических, анатомо-физиологических особенностей развития детей 3 - 4 лет, но и знание основ методики физического воспитания детей данной возрастной группы. Индивидуально-дифференцированный подход к развитию двигательных способностей детей 3 - 4 лет средствами подвижных игр должен выстраивается на фундаментальных знаниях, что позволит педагогу творчески подходить к решению любой поставленной в игре задачи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
Нами была проведена опытно-поисковая работа, направленная на исследование влияния индивидуально-дифференцированного подхода с использованием подвижных игр на развитие двигательных способностей детей 3 - 4 лет, которая проходила в два этапа: констатирующий и формирующий.
На констатирующем этапе двигательные способности детей развивались согласно традиционной системе физического воспитания в ДОУ (типовой программе). На формирующем этапе планировалась работа по развитию двигательных способностей у детей 3 - 4 лет на занятиях по физической культуре с учетом использования индивидуально-дифференцированный подхода. По нашему мнению, предлагаемый подход максимально учитывает особенности и потребности в развитии двигательных способностей каждого ребенка.
Показательным результатом развития двигательных способностей детей этого возраста служит прирост показателей физических качеств за период подготовки в течение всего учебного года. Нами было проведено тестирование детей 3 - 4 лет в беге на 10 м с ходу, прыжке в длину с места, метании мешочка весом 150 грамм правой и левой руками. Показатели прироста физических качеств на констатирующем и формирующем этапах представлены на рисунке 1.
40,00%
З0,00%
20,00%
І0,00%
0,00%4
констатирующий
этап
формирующий
этап
Рис. 1. Показатели прироста физических качеств у детей 3 - 4 лет, участвующих в
опытно-поисковой работе
Из рисунка 1 видна положительная динамика прироста показателей физических качеств у детей 3 - 4 лет. Причем динамика прироста показателей на формирующем этапе оказалась намного выше, чем на констатирующем. Эти показатели служат доказательством положительного влияния индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 3 - 4 лет средствами подвижных игр на занятиях по физической культуре в ДОУ.
Эмпирические данные проведенной опытно-поисковой работы дают основание утверждать, что эффективность процесса развития двигательных способностей детей 3
- 4 лет заметно повышается в результате использования индивидуальнодифференцированного подхода. Это доказывает, что использование индивидуальнодифференцированного подхода к развитию двигательных способностей средствами подвижных игр у детей 3 - 4 лет является целесообразным, и данный подход может быть использован на занятиях по физической культуре в ДОУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : схемы и таблицы / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. -М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 192 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ И АГРЕССИЯ В СПОРТИВНОМ БОЮ
Олег Михайлович Сергеев, аспирант Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) г. Санкт-Петербург
Аннотация
Утверждается взаимосвязь между спортом, уровнем спортсмена и спецификой агрессивного поведения у спортсменов-боксёров. Предлагается индивидуально ориентированная тактика психологического настроя в боксёрском поединке, которая, учитывая типы агрессивного поведения спортсменов, позволяет через варьирование содержания добиться большей эффективности.
Ключевые слова: тактика психологического настроя, типы агрессивного поведения спортсменов
PSYCHOLOGICAL TURN AND AGGRESSION IN A SPORT FIGHT
Oleg Mihajlovich Sergeev, the post-graduate student The St.-Petersburg state university Saint Petersburg
Abstract
Analyzing problems with investigating psychological turn in boxing tournament. Confirming