Научная статья на тему 'Индивидуально-авторский концепт «Зло» в языковой картине мира Ч. Айтматова'

Индивидуально-авторский концепт «Зло» в языковой картине мира Ч. Айтматова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1122
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ФРЕЙМ / СЛОТЫ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / CONCEPT / FRAME / SLOTS / COGNITIVE LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дербишева З. К., Чонмурунова Н. Ж.

В настоящей статье дано лингвокогнитивное описание индивидуально-авторского концепта «Зло». Исследование индивидуально-авторских концептов выявляет саму систему иерархии ценностных ориентиров творческой языковой личности. Индивидуальные ценностные приоритеты не всегда совпадают с ценностными приоритетами, общепринятыми в социуме. В данной работе рассмотрим концепты «Добро» и «Зло» в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Концепты Добра и Зла мы рассматриваем как четырёхъярусное образование: на первом уровне концепт анализируется как когнитивная структура, реализованная фреймами, состоящими из слотов, на втором уровне концепт рассматривается через призму культурных кодов, обусловленных авторским сознанием, на третьем уровне концепт представлен вербально-семантическим полем, и четвёртый уровень репрезентирован системой когнитивных признаков, формирующих авторские концепты «Добро» и «Зло».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AUTHOR CONCEPT «EVIL» IN A LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD CH. AITMATOV

This article gives a description Lingvokognitivnoe individual author's concept of "Evil". Study individual copyright system itself reveals the concepts of the hierarchy of values of creative language person. Individual value priorities do not always coincide with the value priorities generally accepted in the society. In this paper we consider the concepts of good and evil in the novel of Chingiz Aitmatov "The Day Lasts More Than ages". The concepts of good and Evil we see as four education steps: On the first step the concept is analyzed as cognitive structure, implemented by frames consisting of slots, on the second step, the concept is viewed through the prism of cultural codes, due to the author's mind, on the third step, the concept is shown by verbally-semantic field, and the fourth step of education is represented as the system of cognitive symptoms, forming author’s concepts of "Good" and "Evil".

Текст научной работы на тему «Индивидуально-авторский концепт «Зло» в языковой картине мира Ч. Айтматова»



ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

З.К. Дербишева

канд. филол. наук, профессор,

кафедра русского языка,

Кыргызско-Турецкий университет «Манас»

г. Бишкек, Кыргызстан

Н.Ж. Чонмурунова

преподаватель, магистр,

кафедра официального русского языка, Кыргызский национальный университет

имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИИ КОНЦЕПТ «ЗЛО» В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА Ч. АЙТМАТОВА

Аннотация. В настоящей статье дано лингвокогнитивное описание индивидуально-авторского концепта «Зло». Исследование индивидуально-авторских концептов выявляет саму систему иерархии ценностных ориентиров творческой языковой личности. Индивидуальные ценностные приоритеты не всегда совпадают с ценностными приоритетами, общепринятыми в социуме. В данной работе рассмотрим концепты «Добро» и «Зло» в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Концепты Добра и Зла мы рассматриваем как четырёхъярусное образование: на первом уровне концепт анализируется как когнитивная структура, реализованная фреймами, состоящими из слотов, на втором уровне концепт рассматривается через призму культурных кодов, обусловленных авторским сознанием, на третьем уровне концепт представлен вербально-семантическим полем, и четвёртый уровень репрезентирован системой когнитивных признаков, формирующих авторские концепты «Добро» и «Зло».

Ключевые слова: концепт, фрейм, слоты, когнитивная лингвистика.

Z.K. Derbisheva, Kyrgyzstan-Turkey Manas University, Bishkek, Kyrgyzstan

N.J. Hconmurunova, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagun, Bishkek, Kyrgyzstan

INDIVIDUAL AUTHOR CONCEPT «EVIL» IN A LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD CH. AITMATOV

Abstract. This article gives a description Lingvokognitivnoe individual author's concept of "Evil". Study individual copyright system itself reveals the concepts of the hierarchy of values of creative language person. Individual value priorities do not always coincide with the value priorities generally accepted in the society. In this paper we consider the concepts of good and evil in the novel of Chingiz Aitmatov "The Day Lasts More Than ages". The concepts of good and Evil we see as four education steps: On the first step the concept is analyzed as cognitive structure, implemented by frames consisting of slots, on the second step, the concept is viewed through the prism of cultural codes, due to the author's mind, on the third step, the concept is shown by verbally-semantic field, and the fourth step of education is represented as the system of cognitive symptoms, forming author's concepts of "Good" and "Evil".

Keywords: concept, frame, slots, cognitive linguistics.

Концепты Зло и Добро имеют высокий отрицательный и положительный статусы. Зло и Добро - это категории этики и понятия морального сознания, в предельно общей форме показывающие проявление безнравственного и нравственного начала, предосудительного в мотивации деятельности и поступках, моральных качествах и отношениях человека, социальных явлениях. Большинство философов рассматривают зло как этический феномен. Но при этом Добро и Зло «единосущны». Все мы понимаем что мир - это Добро, а война - Зло. Согласно дефиниции «Зло - понятие нравственности, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Добро - есть абсолютное благо, сила превозмогающая любое зло. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали» [6, с. 743].

В ранних рассказах и романах Ч. Айтматов добро и зло в человеческой жизни проявляются в отрицательном и положительных характерах героев. Чем дальше, тем понимание зла у писателя становится шире, многограннее, выходит за пределы личностных проявлений героев,

и наряду с этим поляризация добра и зла стремительно набирает силу. В поздних своих произведениях Ч. Айтматов делает Зло главным персонажем своих произведений. При описании зла писателю свойствен максимализм, крайность чувств, доходящих до отчаяния. Писатель целенаправленно стремится создать ощущение вездесущности зла, его изощренности, его всесилия. Он стремится довести читателей до состояния глубокого потрясения, чтобы воздействие злом довело человека до состояния катарсиса, и чтобы он благодаря этому очищению смог бы встрепенуться, встать, распрямить плечи и изо всех сил сопротивляться силам зла. Это главная идея в творчестве Ч. Айтматова. Исходя из этого, полагаем, что концепт «Зло» является одним из ключевых в концептосфере Ч. Айтматова. Ментальной основой авторского идиостиля является индивидуальная концептосфера. Индивидуальные художественные концепты представляют собой многослойные образования [7, с. 742].

В данной работе рассмотрим концепты добра и зла в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Концепты добра и зла мы рассматриваем как четырехъярусное образование: на первом уровне концепт анализируется как когнитивная структура, реализованная фреймами, состоящими из слотов, на втором уровне концепт рассматривается через призму культурных кодов, обусловленных авторским сознанием, на третьем уровне концепт представлен вербально-семантическим полем, и четвертый уровень репрезентирован системой когнитивных признаков, формирующих авторские концепты «Добро» и «Зло».

I. Структура индивидуально-авторского концепта «Зло»

Фреймы, составляющие концепт «Зло»:

1. Фрейм «Абсолютное зло».

2. Фрейм «Социальное зло».

3. Фрейм «Физическое зло».

4. Фрейм «Моральное зло».

5. Фрейм «Эмоции зла».

6. Фрейм «Образ зла».

Фрейм «Абсолютное зло» составляют такие слоты, как «Манкуртизм», «Садизм», «Зом-

бизм».

Под абсолютным злом понимаются действия, которые направлены против человеческого естества и противостоят фундаментальным потребностям человеческого рода.

Слот «Манкуртизм» имеет индивидуально-авторскую специфику и вербализуется с помощью следующих выражений: покушаться на память человека; вытравить память раба; память, разъятая силой; изувеченный пытками разум; когда голову ужимали, как орех, клещами; сокрушенное сознание; утоление чрева; тупое терпение; устрашения духа; бессловесная тварь; чучело.

Слот «Зомбизм» реализуется такими конструкциями, как: умерщвлять уколом в сердце; укол рыбьей костью; забыть о прошлой жизни; эксплуатация зомби; втягивание в криминальные промыслы.

В концептосфере Ч. Айтматова слот «Садизм» вербализуется следующими выражениями: 200 видов казни; Одна ветвь садизма - манкуртизация произросла в Азии, другая -зомбирование - в Африке; «пассивный» садизм; извлекать удовольствия от страданий другого; испанская коррида; игра человека со смертью.

Фрейм «Социальное зло» состоит из слотов: «Война», «Бунт», «Восстание», «Деспотизм», «Смута», «Агрессия», «Преступление», «Кризис». Зло социальное в концептосфере Ч. Айтматова охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека и общества. Социальное зло исходит из несовершенства общественного и государственного устройства.

Фрейм «Физическое зло» состоит из таких слотов, как: «Болезнь», «Эпидемия», «Наси-

лие», «Расправа», «Разрушение», «Голод». Вербализация слотов особенно плотно передается с помощью глаголов с деструктивной семантикой: опустошить, вытравить, губить, убивать, корежить, выкручивать, кощунствовать, ломать, изжигать, пожирать, покушаться.

Фрейм «Моральное зло» состоит из слотов: «Жестокость», «Цинизм», «Месть», «Коварство». Зло моральное коренится в несовершенстве нравственной природы человека, которая позволяет ему переступать моральный закон. Такое зло творится под воздействием сознания, воли и морального выбора человека. Носителем зла является сам человек; Причиной Зла является выбор свободно действующего человека. Оно целиком зависит от разумности, или отсутствия разумности. В понятии Зла морального акцентируется деструктивная активность субъекта по отношению принятому нравственному порядку взаимоотношений людей, который складывается в любом обществе, наделяя каждого человека определенным уровнем ценности, достоинства.

Фрейм «Эмоции зла» состоит из слотов: «Ненависть», «Озлобление», «Зависть», «Паника», «Вражда», «Злоба», «Слезы», «Стоны». Айтматов считает человека создателем и распространителем зла. И первое, с чего начинается творчество разрушения или зла, это отношение человека к миру, его видение мира. Каким он видит, считает мир, таким он его и создаёт. Если человек тревожится, боится, негодует, возмущается, ненавидит, обвиняет, гневается, отчаивается, стыдится, печалится, горюет, не доверяет или враждует, то он сеет и распространяет зло.

Фрейм «Последствия зла» состоит из слотов: «Вред», «Жертвы», «Смерть», «Голод», «Беспамятство». Реализуются эти слоты различными словосочетаниями, выражающими последствия зла: кровавые жертвы, остекленевшие глаза, конец света, несчастливые, искажаемая жизнь, духовное одичание, убитые и убиваемые, страх, кровь.

Фрейм «Образ зла» состоит из слотов «Стихия», «Несчастье», «Зверь», которые реализуются следующей лексикой: гром, зверь, срыв, обвал, лава, стихия, вулкан, беда, извращение. В терминах фреймового описания метафоры возникают в результате взаимодействия фреймов эмоций с фреймами различных объектов и явлений окружающего мира.

II. Коды культуры, лежащие в основе концепта «Зло»

Д.Б. Гудков пишет: «Те или иные объекты окружающего нас мира оказываются способными нести некие добавочные значения. Имена, называющие подобные объекты, образуют связанные друг с другом вторичные семиотические системы, которые мы называем кодами национальной культуры» [1, с. 39].

Считается, что существуют базовые коды культуры (таковы соматический, пространственный, временной, предметный, биоморфный), внутри которых распределяются остальные [3, с. 298]. Как отмечает В.И. Карасик: «...языковые проекции концептов позволяют обнаружить не только картину мира, лингвистически освоенный мир, но и своеобразие освоения мира [2, с. 148]. В арсенале языковых средств выразительности художественного стиля наиболее ярким является метафора. Метафора - это продукт лингвокреативного мышления автора. Благодаря метафоре можно проникнуть в глубины когнитивного восприятия, осмысления окружающего мира, о чем было сказано А.П. Чудиновым: «... метафора относится к числу тех феноменов, в которых наиболее ярко проявляется «душа народа», его ментальный мир» [8, с. 29].

Наиболее часто Ч. Айтматов обращается к вегетативному коду. Ч. Айтматов приписывает злу свойства растений, которое можно сеять в виде семян, в виде ветвей, являющихся продолжениями ствола дерева как источника зла. Ср.: «...зло человека - остается в генетическом лесу фатальным семенем»; «смута зреет втайне»; «манкуртизм и зомбизм подобны двум ветвям, произросшим из ствола садизма» и т.д.

Пространственный код. Истоки зла Ч. Айтматов видит в человеческой душе, как в пространстве внутреннего мира, предстающем в виде вместилища зла. Ср.: «... конец света - в

беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях»; «Зависть - губительное свойство, изначально таится в человеке, исподволь опустошает душу и приводит к жестокости»; «темные пещеры души».

Антропоморфный код представлен у Ч. Айтматова в виде эмотивной метафоры: «Великое зло бытия торжествовало». Зло у автора персонифицируется, то есть наделяется физическими свойствами человеческого поведения: «Зло - преобладающая сила, зло губит, убивает».

Природно-стихийный код. Для Ч. Айтматова зло - это непредсказуемая стихия природы, которую трудно обуздать, остановить. Многочисленные метафоры в его произведениях построены на названиях природных стихий: ветры зла, гром, срыв, обвал, лава, стихия, вулкан и т.п. Среди них наиболее часто возникает образ огня. Ср.: Зло, воспламененное ненавистью и завистью; Не изжигай себя местью; а также образ воды: не видно конца злодеяниям, бурлящим как волны в океане.

Мифический код. Автор обращается и к мифическим образам; в повести «Белый пароход» апогей зла проявляется в убийстве Рогатой Матери-Оленихи - прародительницы киргизов из легенды, рассказанной мальчику его дедом: остекленевший, немигающий глаз Рогатой Матери-Оленихи. Зло в понимании писателя предстает в виде мифического существа демона: демон насилия и разрушения.

Милитарный код встречается в выражении «Зло - мина замедленного действия».

Игровой код используется Ч. Айтматовым для усиления мысли о нескончаемости зла на земле. Ср.: карусель кровавых драм. Согласно результатам анализа языкового материала образное восприятие зла у Ч. Айтматова сводится к двум основным метафорическим процессам овеществления и персонификации.

III. Вербально-семантическое поле концепта «Зло»

В рамках вербального способа исследования этического концепта Зло важно выявить уровень языкового осмысления в индивидуально-авторском восприятии Ч. Айтматова. Высокая номинативная плотность (термин В.И. Карасика) данного концепта в произведениях писателя свидетельствует о его аксиологической значимости для концептосферы писателя [см. Карасик, 2004, с. 112]. Значимость концепта зла для ментального пространства в творчестве Ч. Айтматова проявляется в высокой плотности лексем, эксплицирующих исследуемый концепт. Поэтому интересно остановиться на характеристике языковых средств выражения концепта Зло в кон-цептосфере Ч. Айтматова, который репрезентируется в языке писателя разноуровневыми единицами языка: готовыми лексемами, свободными словосочетаниями, метафорами и ментальными формулами - авторскими изречениями.

Лексическая объективация концепта зла реализуется существительными, прилагательными, глаголами.

Лексико-семантическое поле существительных, обозначающих семантику зла, актуализирует определенные семантические аспекты концепта зла.

Эмоциональный аспект концепта «зло» вербализуется именами чувств и эмоций ненависть, озлобление, злоба, зависть.

Релятивный аспект концепта раскрывает сущность концепта зла как социального проявления и вербализуется в существительных злодеяние, расправа, агрессия жестокость, дикость.

Ситуативный аспект концепта характеризует проявление зла как состояния и репрезентируется словами болезнь, голод, смута, смерть. Динамический аспект концепта Зло вербализуется преимущественно глагольной лексикой с деструктивным значением: разрушать, опустошить, вытравить, губить, убивать, корежить, выкручивать, кощунствовать, ломать, изжигать, пожирать, покушаться. Квалитативно-оценочный аспект концепта вербализуется

лексико-семантической группой прилагательных: ничтожный, жалкий, изуверский, страшный, свирепый, разрушительный, губительный, бесчеловечный, кровавый, опустошающий, пожирающий, изувеченный, искажаемый и т.п. Данные прилагательные отражают основные значения лексико-семантического поля, имеющие высшую степень интенсивности негативной оценки сущности зла.

Следующий уровень в вербально-смысловом поле концепта зла представлен свободными словосочетаниями. Данные словосочетания являются яркими аксиологическими акцентами на индивидуально-авторской интерпретации последствий зла: Людское побоище/страшное зрелище/дикие крики/гул/ рев/визг/ржание/ храпы/ истреблять/кровавая битва/сшибались/валили наземь/живьем истаптывали копытами коней/бились ножами и саблями/резали глотки/вспарывали животы/горы человечьих трупов/кровавое месиво, губительное свойство, духовное одичание, бесчеловечная сущность, отречение от себя, коварство человеческое, прихоть человека, кровавые жертвы, конец света, разрушительные силы, кошмарные сновидения, жуткая сила, остекленевшие глаза, вечно искажаемая жизнь, генетический страх. Адъективные и именные словосочетания заключают в себе весьма экспрессивную негативную оценку, которые дают контуры айтматовского зла, источником которого является духовно одичавший человек с его бесчеловечной сущностью, с коварством, прихотями.

IV. Когнитивный слой концепта «Зло»

Особое место в вербально-смысловом поле концепта зла занимают ментальные формулы, которые по существу являются авторскими изречениями писателя. Когнитивная интерпретация айтматовских формул актуализирует ряд когнитивных идей, имеющих философскую глубину. Абстрактное понятие зла, отображенное в ментальных формулах Ч. Айтматова, имеет некую всесокрушающую силу и обладает устойчивой отрицательной коннотацией. Образная составляющая представляет ментальные особенности представлений о зле в индивидуально-авторском сознании писателя.

1. Когнитивная идея «Превосходство зла над добром». В концептосфере Ч. Айтматова Зло доминирует над добром. Зло заполняет все вокруг. Оно преобладает количественно и превосходит добро по силе воздействия. Добро оказывается уязвимым перед злом. Ср.: «...зло - преобладающая сила, что зло губит, постоянно убивает в нас наше исконное предназначение, губит наши вселенские ресурсы, не дает разуму поднять голову». {Тавро Кассандры, т. 5, с. 102}. Добро неизбежно расплачивается за зло. {Когда падают горы, т. 6, с. 82}. Великое зло бытия торжествовало, обернувшись маленьким успехом маленьких людей... {Плаха, т. 4, с. 123}. Стоит слегка потеснить добро, как зло тут же укрепляет свои позиции {Диалоги, т. 5, с. 393}. «... они так и не разгадали при этом извечной загадки: отчего зло почти всегда побеждает добро...» {Плаха, т. 4, с. 17}. Так уж устроено в нашей жизни: добродетели - всегда дефицит, зла - всегда в избытке, всегда через край {Тавро Кассандры, т. 5, с. 66}.

2. Когнитивная идея «Антагонизм добра и зла». В противопоставлении добра и зла у Ч. Айтматова добро всегда уступает, добро хрупкое, нежное, уязвимое, тогда как зло агрессивное, всеобъемлющее, коварное. Проблема зла в человеке, размышление над истоками зла волновала Ч. Айтматова на протяжении всего творческого пути. Его произведения многообразно раскрывают это, и встречающиеся в его романах формы зла трудно свести к исчерпывающей схеме. Ср.: «Противостояние доброго и злого мирным не бывает, они в постоянной борьбе и вражде между собой» [Диалоги, т. 5, с. 271]. «...зло противостоит добру даже тогда, когда добро хочет помочь вступившим на путь зла... [Плаха, т. 4, с. 102].

3. Когнитивная идея «Зло - негативная деструктивная сила». Очень эмоционально Ч. Айтматов говорит о разрушающей силе зла, которое уничтожает все на своем пути, оно разрушает человека изнутри, ломает личностный стержень человека. Зло Ч. Айтматов видит в наркомании, в человеческом коварстве, направленном на уничтожение чужого бытия и благо-

получия, в жестоких людских побоищах в виде войн, революций, массовых убийствах. Ср.: ...ради какой жизненно важной надобности люди ищут отравы себе и другим, что их толкает на это и что они находят в том страшном круге отречения от самих себя? {Плаха, т. 4, с. 110}. Толпа в безумном бессознательном порыве творит мыслимые и немыслимые жестокости, принося массовые кровавые жертвы демону насилия и разрушения {Диалоги, т. 5, с. 392}. Мне не объяснить, а вам не понять, почему так устроена жизнь людская, почему столько убитых и убиваемых на земле.... {Плач перелетной птицы, т. 7, с. 449}. Разве все эти нескончаемые войны, и так называемые славные в том числе, все эти революции, бунты, восстания, преступления, жестокость властей, деспотизм учений и идеологий - разве все это, вместе взятое, все, что постоянно корежит, выкручивает жизнь, судьбы, делает народы постоянно взаимоненавидящими, людей - алчными существами... {Тавро Кассандры, т. 5, с. 101}. Когда сила силу ломит, удивительное становится ничтожным, а прекрасное - жалким {И дольше века длится день, т. 3, с. 251}.

4. Когнитивная идея «Человек - источник зла». Главное открытие писателя заключается в том, что зло таится в душах самих людей. Человек - носитель зла, которое искоренить трудно. Зло заложено в человеке изначально, проникает и укореняется в мыслях человека. Зачастую истоки зла - в беспринципности человека, в звериной сущности людей. Ср.: Ведь нет на Земле никакого иного носителя зла, кроме нас самих, людей {Тавро Кассандры, т. 5, с. 134}. Люди должны знать, что конец света - в беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях, и это сказывается на генетическом коде человека, приближая кризис. И будет поздно, когда грянет гром... {Тавро Кассандры, т. 5, с. 204}. Даже законы естества отвергал Чингисхан ради военных побед, кощунствуя над самой жизнью и над Богом {И дольше века длится день, т. 3, с. 247}. В чем, однако, людям не отказать, так это в том, что, чего бы мы ни достигали в развитии науки и техники, мы всегда оставались и, к сожалению, остаёмся зверьми, пожирающими себе подобных {Тавро Кассандры, т. 5, с. 103}.....зло, совершенное субъектом, не уходит физически вместе с ним, с кончиной его века, а остаётся в генетическом лесу фатальным семенем, ожидая вероятного часа икс, когда оно даст о себе знать подобно мине замедленного действия {Тавро Кассандры, т. 5, с. 41}. Зло в человеке искоренить трудно; Зло может завладеть и разумом {Когда падают горы, т. 6, с. 218}. Трава родится от травы, и тому воля природы, твари рождаются от тварей, и тому воля природы, и только прихоть человека может встать поперёк естества... {И дольше века длится день, т. 3, с. 266}. В произведениях Ч. Айтматова единственным источником зла является сам человек, который порождает это зло. Ч. Айтматов изображает трагическое как внешнее явление жизни - это пороки и злодейства, приносящие страдания и гибель многим людям. Его герои творят зло для того, чтобы посредством коварства, насилия, жестокости достичь власти и добыть те блага, обладание которыми возвысит их над другими. Такие люди движимы властолюбием, корыстью, коварством. Чингиз-хан, Сталин - это герои, осознающие, что выбор, перед которыми они стоят, делает для них неизбежным совершение зла. Стремясь к достижению своих целей, они убивают, творят зло, причиняют страдания. Простейшая форма зла - то, которое проистекает из низменных, эгоистических побуждений, из стремления к удовлетворению личных интересов, амбиций.

5. Когнитивная идея «Негативные последствия зла». К последствиям зла Ч. Айтматов относит разрушение внутреннего мира человека, нарушение справедливости в глазах ребенка, варварское уничтожение красоты и смысла живой природы. Ср.: Где-то среди нас, в стихии нашей, происходит срыв, обвал, извращение нравственности, незримая радиация зла и страха распространяется из того обвала по миру, нарушается космическая справедливость... {Тавро Кассандры, т. 5, с. 67}. Как в кошмарном сновидении, прикованный к месту жуткой и непонятной силой, он стоял и дивился тому, что остекленевший, немигающий

глаз Рогатой матери-оленихи не бережется топора. Не моргает, не зажмурится от страха. Голова давно уже извалялась в грязи и пыли, но глаз оставался чистым и, казалось, все еще смотрел на мир с немым, застывшим удивлением, в котором застала его смерть {Белый пароход, т. 2, с. 312}.

6. Когнитивная идея «Изощренность зла». Зло в концептосфере Ч. Айтматова разнолико, оно коварно. Коварство и изощренность зла проявляется в жестоком и кощунственном способе лишения живого человека памяти. Ср.: Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, проговорила она вслух, - но кто придумал, кто смеет покушаться на память человека?! О господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без этого? {И дольше века длится день, т. 3, с. 155}. Смута зреет втайне, на то она и смута. Кому было знать в тот день и час на пиру у реки, что, крадучись за спинами, прея в злобе и ненависти к счастью влюбленных, зарядилась иная судьба - эта самая подспудная смута {Когда падают горы, т. 6, с. 74}. Смута всегда найдет свои ходы... {Когда падают горы, т. 6, с. 76}. Манкуртизм и зомбизм подобны двум ветвям, произросшим из ствола древа садизма {Диалоги, т. 6, с. 384}. В истории общества - истоки зла, оседающего генетическим страхом, а мораль так часто уклончива перед циничным натиском действительности {Тавро Кассандры, т. 5, с. 52}. Нет бы сразиться насмерть открыто, один на один, не за землю, не за богатство, не за власть даже - за душу. Но разве есть предел коварству человеческому? {Когда падают горы, т. 6, с. 74}. Справедливо: человека нельзя обрекать на голод. Нет и не может быть таких «высших» интересов, какие бы оправдывали такую политику. Имя ей преступление. Вербовать «сторонников» какой-либо идеи ценой похлебки - вот ее изуверская и бесчеловечная сущность {Тавро Кассандры, т. 5, с. 389}. Зло не останавливается даже перед Богом. Даже законы естества отвергал Чингисхан ради военных побед, кощунствуя над самой жизнью и над Богом {И дольше века длится день, т. 3, с. 247}.

7. Когнитивная идея «Нескончаемость злодеяний». Ср.: Зло сменяется злом, оставляя семена свои для следующего зла... {Тавро Кассандры, т. 5, с. 43}. Но жестокость порождает ответную жестокость - это тоже давний закон {Плаха, т. 4, с. 71}. Нет бы сразиться насмерть открыто, один на один, не за землю, не за богатство, не за власть даже -за душу. Но разве есть предел коварству человеческому? {Когда падают горы, т. 6, с. 74}.

8. Когнитивная идея «Неизбежность краха зла». Оптимистические мысли в восприятии добра и зла у Ч. Айтматова пробиваются с огромными усилиями. Последние надежды в этом неравном противоборстве добра и зла Ч. Айтматов возлагает надежду на разум и истину, то есть злу может противостоять истина и разум способен победить зло. Ср.: Вечная невеста не может примириться со злом, воспламененным ненавистью и завистью, она хочет спасти, вернуть жениха-охотника из его отшельничества в жизнь какая она есть, и в этом спасительном порыве, в стремлении к истине нет предела человеческому духу ни во времени, ни в пространстве {Когда падают горы, т. 6, с. 82}. И думалось тогда Абдуталипу Кутты-баеву тюремными ночами, что Белое облако, когда-то покинувшее Чингисхана, рано или поздно покинет и Сталина ... и обнажится истина Зла, и все увидят и убедятся, что Зло на земле терпит крах, как бы оно ни выдавалось за правду и какие бы расправы ни учинялись на роду ... {статья «Препоручение Богу», т. 8, с. 503}. Никому не изменить изначально предпосланных человечеству энергии Добра и наряду с ней и вопреки ей - энергии Зла. Они равные величины. Но человеку даны преимущества разума, заключающего в себе неисчерпаемое движение вечности, и, если человек хочет выжить, если он хочет достичь вершин цивилизации, ему необходимо побеждать в себе Зло. Ведь вся жизнь людей протекает в беспрестанных к тому попытках, и в том главное наше предназначение {Тавро Кассандры, т. 5, с. 45}.

В заключение отметим, что концепт «Зло» в концептосфере Ч. Айтматова - это многослойное образование. Вербально-семантическое описание концепта «Зло» дает представление о степени лексико-семантической насыщенности концепта «Зло» в произведениях Ч. Айтматова. Фреймовый анализ позволил выявить различные проявления концепта зла в индивидуально-авторском понимании писателя. Кроме того, фреймовый подход продемонстрировал семантическую сложность структуры концепта «Зло», которая была рассмотрена с помощью слотово-го наполнения. Анализ концепта Зло с точки зрения лингвокультурных кодов позволил выявить индивидуально-авторскую образную интерпретацию данного концепта, в основе кодирования которых были обнаружены природно-стихийный, антропоцентрический, пространственный, вегетативный и другие коды. Анализ концепта «Зло» с помощью когнитивных признаков выявил основные когнитивные идеи, представляющие наиболее важные мысли писателя о зле, которые он стремился донести до читателя.

Список литературы:

1. Гудков Д.Б. Единицы кодов культуры: проблемы семантики // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2004. Вып. 26. С. 39-50.

2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты. Дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.

3. Красных В.В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык,сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2004. Вып. 26. С. 5-19.

4. Пименова М.В. Коды культуры и проблема классификации концептов // Язык. Текст. Дискурс: научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / отв. ред. Г.Н. Манаенко. -Ставрополь: ПГЛУ, 2007. - Вып. 5. - С. 72-78.

5. Соловьев В. Толковый словарь по философии, 2001 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/194 (дата обращения: 23.02.2016).

6. Тарасова И.А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаческого. 2010. № 4 (2). С. 742-745.

7. Чудинов А.П. Национальная ментальность и соответствующие ей метафорические модели // Этногерменевтика и антропология. Кемерово, 2004. Вып.10. С. 5-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.