Научная статья на тему 'Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком-инвалидом в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)'

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком-инвалидом в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1782
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком-инвалидом в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)»

Крестьянникова Г. И.,

педагог-психолог МАДОУ Бершетский детский сад «Умка»

Пермского муниципального района

Агеева А.Ю.,

учитель-логопед МАДОУ Бершетский детский сад ««Умка»

Пермского муниципального района

Солдатова С.В.,

инструктор по плаванию МАДОУ Бершетский детский сад «Умка»

Пермского муниципального района

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Статья раскрывает систему коррекционной работы с ребенком-инвалидом (диагноз «Детский церебральный паралич», далее - ДЦП) в условиях дошкольного образовательного учреждения по индивидуальной образовательной программе.

В Национальном стандарте Российской Федерации установлен комплекс социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов, в котором определено право детей-инвалидов на помощь в получении достойного и полноценного образования [1].

Но, к сожалению, на сегодняшний день, дети-инвалиды получают лишь специализированную медицинскую и психологическую помощь, но не имеют доступа к посещению обычных дошкольных учреждений, как следствие социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.

Наличие данных проблем, социально-экономическая и демографическая ситуации подтверждают целесообразность и необходимость проведения работы, связанной с организацией и улучшением положения детей-инвалидов, улучшением их качества жизни.

Когда в детском саду появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с ним проводится определенный комплекс мероприятий, которые в дальнейшем позволят выстроить индивидуальный образовательный маршрут и программу для него, по которой и будет выстраиваться вся последующая работа педагогов-специалистов.

Этапы коррекционной работы с ребенком с ОВЗ

1. Сбор анамнеза.

2. Первичное диагностическое психолого-педагогическое обследование.

3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.

4. Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

5. Наполнение программы методическим, дидактическим, развивающим, игровым материалом, исходя из потребностей и возможностей ребенка.

6. Коррекционно-развивающая работа.

7. Итоговое диагностическое психолого-педагогическое обследование [3; 4; 5].

У девочки, с которой нам предстояло работать, тяжелая степень ДЦП, осложненная эпилепсией и параличом частично верхних и нижних конечностей.

Серия: психология и педагогика

31

Проведя диагностические обследования с ребенком, ознакомившись с медицинскими диагнозами и побеседовав с мамой ребенка, мы приступили к разработке индивидуальной коррекционно-развивающей образовательной программы (ИОП).

Цель индивидуальной коррекционно-развивающей программы:

1) коррекция и развитие сенсорно-перцептивных, психических, речевых процессов, частичное восстановление двигательно-моторных функций организма у ребенка с ДЦП.

Задачи:

2) Коррекция несформированных высших психических функций: внимания, восприятия, памяти; эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций.

3) Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими.

4) Снижение эмоционального и мышечного напряжения и тонуса; укрепление и закаливание организма; формирование координации двигательных навыков.

5) Развитие коммуникативных навыков в коллективе при взаимодействии с педагогами и детьми с целью профилактики социальной дезадаптации [4; 5].

Условия реализации индивидуальной программы:

Частота занятий (3 индивидуальных занятия в неделю с психологом, логопедом и в бассейне, 1-2 раза в месяц посещение ребенком группы);

Периодичность и длительность: общее количество занятий с каждым специалистом -24 (сентябрь-май), в группе не менее 10-12 занятий. Продолжительность занятия от 15 мин. (в начале года) до 25 мин. (в конце года);

Исходя из потребностей ребенка и индивидуального образовательного маршрута, вся работа по программе была условно поделена на четыре блока.

Блок 1. Психологическая коррекция.

Блок 2. Речевая коррекция.

Блок 3. Оздоровление, физическое развитие и двигательная коррекция.

Блок 4. Социальная адаптация и коммуникация.

У каждого блока свои коррекционно-развивающие задачи, функции, свой календарный план работы.

Психологическая и речевая работа с ребенком строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения, игры и задания. Кроме того, занятия имеют четкую структуру, обязательными частями которой являются гимнастики, массаж, релаксация. Педагоги в своей работе опираются на сохранные функции ребенка, с учетом этого выстраивая коррек-ционные занятия.

Организация такой работы предусматривает активное участие родителей ребенка в развитии, воспитании и лечении больного ребенка.

Физкультурно-оздоровительная работа с ребенком в бассейне ведется по своему календарному плану и включает в свою структуру: гигиенические процедуры, дыхательные упражнения («Подуй на горячий чай», «Ветерок»), упражнения на удержание тела в горизонтальном и в вертикальном положении, передвижение в воде с опорой на ступню с помощью педагога, прыжки в воде («Пружинка», «Баба сеяла горох»), отталкивание от бортиков ногами «пружинка», действия с предметами в воде: с мячом, кубиками, шарами, надувными игрушками, релаксация под музыку [2; 6].

Для мотивации на выполнение упражнений и эмоционального отклика ребенка используется яркий игровой материал, музыкальное сопровождение, стихи и потешки.

Для социальной адаптации ребенок вместе с мамой посещает 2 раза в месяц группу сверстников. Перед его посещением с детьми проводится предварительная работа. Каждое

занятие разрабатывается воспитателем совместно с педагогом-психологом и опирается на возможности ребенка-инвалида и возможности и интересы детей группы. Это определенный подбор игр настольных, пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетных, подбор игрового материала и оборудования. Кроме того, маму и ребенка приглашают на все праздники и развлечения, которые проходят в группе, что способствует социальной адаптации ребенка в обществе.

Таким образом, создавая ИОП, наполняя ее содержанием, мы предполагали выйти на следующие результаты:

1) Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2) Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие координации движений рук и ног, проявление самостоятельности в двигательной активности.

3) Уменьшение степени проявления спастического пареза и развитие подвижности органов артикуляции, увеличение объема пассивного словаря, речевое общение на бытовом уровне с использованием звукоподражательных комплексов, простых слов и фраз.

4) Появление игровых и социально-бытовых навыков при взаимодействии с детьми и педагогами ДОУ.

По итогам года мы можем сделать вывод, что результаты были достигнуты.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Минобрнауки РФ от 01.01.2014.

2. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов н/Д., 2007.

3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.

4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2006.

5. Булгакова Н.Ж. Игры на воде и под водой. - М., 2010.

6. Рыбак М.В. Плавай как мы! (методика обучения детей плаванию 2-5 лет). - М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.