ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011
10. Крючков, В. Н. Междисциплинарные модели в управленческом консультировании : монография / В. Н. Крючков. — Новосибирск: АНО «Редакция журнала «ЭКО», 2003. — 130 с.
ПОЛЕЩЕНКО Константин Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Педагогические информационные технологии и дополнительное образование» Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
ЯНЧИЙ Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Омского государственного технического университета.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.10.2010 г.
© К. Н. Полещенко, С. В. Янчий
УДК 37.38 д. л. попов
Московский государственный университет искусств и культуры
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ МУЗЫКИ
В статье представлены результаты исследования коммуникативной компетентности у студентов музыкального отделения, свидетельствующие о низком уровне ее сфор-мированности и индивидуализированные программы (методики] формирования коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, студенты, формирование, индивидуализированные программы.
Актуальность настоящего исследования определяется высокой значимостью сформированности коммуникативной компетентности (КОК) у специалистов, работающих в системе «Человек —человек», и ведущих учебно-воспитательную деятельность, в частности педагогов музыки. Практика показывает, что конфликтные ситуации, вызванные неудовлетворенностью взаимоотношениями педагога и ученика, проявляются нередко в профессионально-педагогической деятельности. Одной из причин конфликтных ситуаций в этой сфере является низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности у педагогов. Предъявляемые высокие требования к сформированности коммуникативной компетентности у педагогов определяются спецификой их профессионально-педагогической деятельности, на эффективность которой значительное влияние оказывают коммуникативные способности и умения, личностные качества, психическое состояние, знание психологии личности.
Методика и результаты исследования. Первоначальной задачей настоящего исследования было выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности у студентов — будущих педагогов музыки. Для выявления сформированности коммуникативной компетентности были использованы методики Г. Д. Бабушкина [1] и А. В. Батаршева [2]. Всего было опрошено 140 студентов Московского областного колледжа искусств и Московского государственного университета искусств и культуры, из них: первого курса — 46 человек, второго курса — 43 че-ловека, третьего курса — 31 человек, четвертого кур-I са — 20 человек.
Рассмотрим результаты тестирования КОК по методике Г. Д. Бабушкина. Выявленный у студентов уровень сформированности коммуникативной компетентности характеризуется как низкий и составляет в среднем 61 балл из 90 возможных, что вполне адекватно отражает данное явление. Ведь студенты колледжа — это в первую очередь музыканты, а не педагоги. Большая часть учебного материала направлена на обучение студентов музыке, а не преподаванию музыки и умению общаться с людьми.
Рассмотрим сформированность каждого структурного компонента коммуникативной компетентности у студентов без разделения на курсы обучения, так как у всех студентов выявлен одинаковый (низкий уровень) КОК (табл. 1).
При максимально возможной выраженности каждого структурного компонента в 3 балла, мы находим довольно низкие показатели сформированности каждого компонента. Особенно низкий уровень сформированности следующих компонентов: психологические знания, способность к саморегуляции своего состояния, коммуникативные умения. Здесь приведены усредненные данные, у каждого отдельного субъекта возможны другие соотношения в сформированности структурных компонентов КОК. Это имеет принципиальное значение при разработке индивидуализированных программ формирования КОК.
Вторая методика, по которой мы судили об уровне развития коммуникативных способностей, была методика А. В. Батаршева [2]. Полученные результаты подтверждают результаты, полученные с помощью методики Г. Д. Бабушкина.
Таблица 1
Сформированность структурных компонентов КОК у студентов (х ± о), баллы
Структурные компоненты Уровень сформированности
Коммуникативные способности 1,5 ±0,12
Коммуникативные умения 1,8± 0,16
Психологические знания 0,9 ±0,05
Способность к саморегуляции 1,1 ± 0,01
Свойства личности 1,4 ±0,12
Таблица 2
Сформированность коммуникативной компетентности у студентов (х ±ст), баллы
Курс
(чел.)
1 (п = 46)
2 (п = 43)
З (п = 31)
4 (п = 20)
Уровень
59,1 ±3,5
57,6±3,3
58,0±3,1
59,2±3,4
средним
66,9±3,5
67,8±3,1
69,4±2,6
69,2±2,3
80,9±5,5
81,0=4=4,?
83,3±5,1
84,5±5,3
Коммуникативные способности — это свойства личности, обеспечивающие эффективность общения и психологическую совместимость в совместной деятельности. На их основе формируются коммуникативные умения. Низкий уровень коммуникативных способностей указывает на то, что человек испытывает трудности в общении и в установлении контактов с людьми.
Коммуникативные способности ниже среднего уровня характеризуются тем, что человек не стремится к общению, чувствует себя скованно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых ограничивает, не стремится отстаивать свое мнение и долго переживает обиды. Средний уровень коммуникативных способностей указывает на то, что человек более общителен и разговорчив в кругу знакомых людей, но круг знакомств не ограничивает.
Наличие высокого уровня коммуникативных способностей свидетельствует о том, что человек является общительным, не теряется в новой обстановке, проявляет инициативу в общении. Человек испытывает потребность в общении, вовлекается во многие события, происходящие вокруг него [3, 4].
В результате тестирования студентов получены следующие результаты: низкий уровень коммуникативных способностей выявлен у 30 % испытуемых, средний — у 34 %, высокий — у 37 % обследованных. Полученные результаты указывают на необходимость развития коммуникативных способностей у будущих педагогов музыки, так как у большинства студентов коммуникативные способности развиты недостаточно.
Коммуникативные умения изучались нами с помощью методики Г. Д. Бабушкина и с помощью диагностики техники общения [5]. По методике Г. Д. Бабушкина получены следующие результаты: высокий уровень развития коммуникативных умений выявлен у 13 %; средний уровень — у 35 %; низкий — у 52 % опрошенных студентов. По методике Н. Д. Творого-вой [5] получены следующие результаты: низкая техника общения выявлена у 34 % испытуемых, средний балл составил 7,4; среднюю технику общения продемонстрировали 38 % испытуемых, средний балл
составил 18,2; высокой техники общения обладают 28 %, средний балл составил 25,4. При сравнении результатов можно констатировать об их идентичности.
Мы проанализировали уровень сформированное™ коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся на разных курсах. Величина среднего балла у испытуемых разных курсов существенно не отличается, что свидетельствует о том, что формированию коммуникативной компетентности у студентов в процессе профессиональной подготовки не уделяется внимания (табл. 2).
Проведенное исследование коммуникативной компетентности у студентов — будущих педагогов музыки выявило недостаточный уровень ее сформированное™ для эффективной профессионально-педагогической деятельности. В этой связи нами разработаны индивидуализированные программы (методики) для формирования коммуникативной компетентности у студентов на основе учета сформированное™ структурных компонентов КОК, при разработке которых мы руководствовались следующим. Содержание программ формирования коммуникативной компетентности должно отражать: 1) учет особенностей профессионально-педагогической деятельности педагогов музыки; 2) адаптерованность методики к процессу профессионально-педагоги-ческой подготовки студентов; 3) учет индивидуально -психологических особенностей обучаемых студентов.
Концептуальными положениями индивидуализированных программ являются: формирование высокого уровня коммуникативной компетентности посредством воздействия на все структурные компоненты, причем в большей степени на недостаточно развитые компоненты.
При разработке индивидуализированных программ (методик) мы использовали следующий подход к формированию коммуникативной компетентности. Во-первых, коммуникативная компетентность — это совокупность знаний, коммуникативных умений и навыков, уровень сформированности которых проявляется непосредственно в общении и взаимодействии. Во-вторых, определенный уровень ее
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011
сформированное™ обусловлен индивидуально-психологическими особенностями, внутренним самоощущением человека, степенью адекватности самооценки, характером психического состояния в процессе общения, осознанием собственных возможностей, желаний в процессе общения.
Цель программ (методик) заключается в повышении уровня сформированное™ коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся на музыкальном отделении, посредством воздействия на каждый структурный компонент в отдельности: коммуникативные способности и коммуникативные умения; психологические знания; свойства личности; управление психическим состоянием в общении.
Принципы построения индивидуализированных программ:
1) мотивационной основы обучения предполагал создание у студентов мотивации к занятиям; 2) связи теории с практикой; 3) последовательности и доступности при формировании коммуникативных умений и развитии необходимых качеств; 4) наглядности и информативности; 5) индивидуализации обучения и воспитания.
Основные методы, посредством которых осуществляется реализация содержания программы формирования коммуникативной компетентности, являются: метод самооценки, характеризующийся анализом своего поведения в ситуациях общения; метод моделирования типичных ситуаций общения педагога с учеником в профессионально-педагогической деятельности; метод ролевых игр, предполагающий исполнение ролей, воссоздающих типичные ситуации общения педагогов с учеником; метод симуляции, заключающийся в искусственном создании конкретных ситуаций общения с определенным типом темперамента, характера ученика [6, 7].
Вначале с помощью опросника КОК [1] выявляется уровень сформированное™ коммуникативной компетентности в целом и его отдельных компонентов. Проводится анализ проявления каждого компонента с целью выявления недостатков в его развитии. Затем на основе полученных результатов подбирается комплекс упражнений, заданий для повышения уровня сформированное™ конкретного компонента коммуникативной компетентности.
Поскольку коммуникативные способности и коммуникативные умения тесно взаимосвязаны и коммуникативные умения формируются на базе коммуникативных способностей, то программа формирования этих компонентов представляется единой.
Первая программа — развитие коммуникативных способностей и умений включает следующие группы упражнений:
— формирование приемов, опирающихся на знания состояний другого человека;
— формирование представлений о невербальных проявлениях психических состояний, возникающих у учеников на учебных занятиях, причинах их возникновения, их влияние на выполняемую деятельность;
— формирование умений распознавания характера психоэмоционального состояния ученика на занятии по невербальным проявлениям (по изображениям на фото, или в условиях практической деятельности) и сопоставление своих результатов с оценками своего состояния учениками;
— совершенствование коммуникативных умений с использованием приемов моделирования психоэмоциональных состояний учащихся на занятиях;
— совершенствование коммуникативных умений в реальных условиях.
Средства для формирования коммуникативных способностей и умений подбирались с учетом профессионально-педагогической деятельности педагога музыки, и включают:
— упражнения, позволяющие освоить особенности невербального поведения другого человека;
— упражнения, направленные на развитие психических функций (внимания, памяти);
— упражнения, повышающие уровень творческой активности;
— упражнения, формирующие навыки регуляции эмоционального напряжения при взаимодействии с другим человеком;
— задания для самостоятельной работы;
— упражнения для развития перцептивных умений, включают: моделирование профессиональных ситуаций общения педагога с учениками в типичных для профессиональной деятельности ситуациях; ролевые игры, соответствующие типичным ситуациям общения педагога и ученика; распознавание психоэмоциональных состояний учеников по фото снимкам [8].
Упражнения, направленные на установление контакта и на развитие положительных эмоций в группе, включают вступление в общение с незнакомыми людьми и установление психологического контакта с ними.
Самостоятельная работа студентов реализовалось двумя видами заданий: работа с учебной литературой для увеличения объема психологических знаний студентов в области коммуникации; перенос освоенных в тренинге перцептивных умений в реальную жизнь посредством домашних заданий.
Вторая программа — формирование необходимого объема психологических знаний. Реализация данного направления осуществлялась двумя путями: первый путь — изучение психологии в рамках преподаваемых предметов; второй путь — самостоятельная работа с учебной литературой.
Предварительные исследования показали очень низкий уровень психологических знаний у студентов, который не находит существенного наполнения в процессе профессиональной подготовки. В этой связи наполнение объема психологических знаний у студентов предполагается осуществлять в самостоятельной работе студентов. Студентам дается необходимая литература в определенной последовательности. Для отчета о самостоятельной работе студенты предъявляют письменные работы с кратким реферированием источника.
Система психологических знаний включает:
1. Личность как субъект деятельности и познания.
2. Личность как объект психологии. 3. Типология личности. 4. Свойства личности. 5. Психические состояния: их характеристика, проявления, б. Возрастные психологические особенности личности. 7. Деятельность как психологическая категория: виды деятельности. 8. Социализация и адаптация как механизмы формирования и развития личности. 9. Психология личностно-профессионального развития. 10. Общение как фактор формирования и функционирования личности. 11. Личность и группа. 12. Личность в конфликте.
Третья программа — формирование умений управлять своим психическим состоянием. Психическое состояние субъекта общения играет существенную роль в обеспечении достижения целей в процессе общения. В индивидуализированные программы формирования КОК включено формирование умений управлять своим психическим состоянием.
Для решения этой задачи мы использовали методику В. Н. Смоленцевой [9], включающую три этапа.
Первый этап — ознакомительный, предусматривающий образовательную направленность (получение студентами знаний о психорегуляции) и формирование мотивации к занятиям психорегуляцией. Для формирования положительного отношения к занятиям психорегуляцией, создания необходимых знаний проводились беседы. Второй этап — подготовительный, предусматривающий развитие и совершенствование психических функций, обусловливающих развитие умений психорегуляции (концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания; мысленные представления; воображение, включающее воссоздание в сознании образов, ситуаций, явлений). Третий этап — основной, предполагающий развитие умений управлять своим психическим состоянием с помощью психорегулирующей тренировки.
Для закрепления разучиваемых упражнений каждому студенту давались индивидуальные задания на дом, объем и содержание которых зависел от степени усвоения того или иного упражнения.
Задания на дом. Цель домашних заданий — закрепление разучиваемых упражнений, дифференцирование применяемых средств с учетом исходного уровня развиваемых психических функций и степени их совершенствования.
Четвертая программа — формирование свойств личности, обусловливающих эффективность общения. По результатам предварительных исследований установлен комплекс свойств личности, определяющий формирование коммуникативной компетентности, и включающий: эмпатийность, ассертивность, самообладание, общительность.
Исходя из значения свойств личности в общении, мы рекомендуем упражнения для развития следующих свойств личности.
Развитие эмпатийности. Целью является «прочувствование» другого человека, получение опыта эмпатических переживаний. С одной стороны, эти упражнения из арсенала средств тренинга сензитив-ности, но с другой — оно также задействует механизм обратной связи.
Развитие ассертивности и уверенности. Средством формирования ассертивности является ассер-тивная модель поведения. Ассертивность обусловливает уверенность человека в себе [10]. Неуверенность человека в себе может возникнуть при проявлении: социального страха в общении; заниженной или завышенной самооценки; нерациональных убеждений в общении; излишнего стремления «соблюдать приличия»; отсутствия навыков выражения чувств.
Изучение механизма формирования уверенности (неуверенности) и причин неуверенности человека определило содержание и методы обучения ассертив-ной модели поведения. Анализ ассертивной модели поведения обусловил направления методики формирования ассертивности, включающие: обучение элементарным приемам самоанализа; формирование представления об ассертивности; моделирование профессиональных ситуаций общения педагога с учеником; самостоятельная работа.
Для развития общительности рекомендуются задания по вхождению в общение с незнакомыми людьми и установление психологического контакта.
Для развития самообладания в процессе общения использовалась методика В.Н. Смоленцевой.
Основными методами, реализующими содержание методики формирования коммуникативной компетентности, являются:
— метод самооценки характеризуется анализом своего типа поведения в ситуациях общения и производится в форме дискуссии, обсуждения, беседы;
— метод интерактивного моделирования направлен на воспроизведение типичных ситуаций общения педагога с учеником в профессионально-педагогической деятельности;
— метод ролевых игр предполагает исполнение ролей, воссоздающих типичные ситуации общения педагога с учениками;
— метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных ситуаций общения с определенным типом ученика [б, 7].
Заключение. У студентов педагогического колледжа — будущих педагогов музыки выявлено преобладание низкого и среднего уровня сформированное™ коммуникативной компетентности. Разработаны индивидуализированные программы формирования коммуникативной компетентности у студентов — будущих педагогов музыки, предусматривающие воздействие на конкретный слабо развитый компонент коммуникативной компетентности. Представленные в статье материалы рекомендуется использовать для формирования коммуникативной компетентности как части общей профессиональной компетентности при подготовке педагогов музыки.
Библиографический список
1. Бабушкин, Г. Д. Социальная психология / Г. Д. Бабушкин, А. Н. Двоеглазов, Ю. В. Никулин. — Омск : Тара, 2000. — 119 с.
2. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности/А. В. Батаршев. — М., 1999. — 325 с.
3. Богин, И. Б. Разработка путей совершенствования подготовки молодых специалистов в медицинском вузе / И. Б. Богин, Н. А. Чебышев, Н. Д. Творогова // Современные проблемы подготовки медицинских кадров.—М., 1990. — Ч. 1. — С. 5 —7.
4. Богомолова, Н. Н. Социально-психологическая подготовка / Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 1. — С.53-61.
5. Творогова, Н. Д. Общение: диагностика и управление / Н. Д. Творогова. — М.: Педагогика, 2002. — 451 с.
6. Айсмонтас, Б. Б. Теория обучения/Б. Б. Айсмонтас. — М., 2002. -369 с.
7. Джонсон, Д. Методы обучения в сотрудничестве / Д. Джонсон. — М., 2001. — 269 с.
8. Мироненко, Ю. А. Формирование перцептивных умений у студентов — будущих специалистов по физической культуре и спорту: дис.... канд. пед. наук/ Ю. А. Мироненко. - Омск, 2009. -142с.
9. Смоленцева, В. Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов : дис. ... док. психол. наук / В. Н. Смоленцева — СПб., 2006. — 351 с.
10. Каппони, В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. -СПб.: Питер, 1994. — 350 с.
ПОПОВ Денис Александрович, аспирант кафедры «Инструменты эстрадного оркестра».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.10.2010 г.
© Д. А. Попов