Завьялов Д. В., канд. экон. наук, старший преподаватель РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия,
Индикаторы устойчивого развития агропромышленного комплекса
В статье раскрывается специфика и проблематика применения концепции устойчивого развития к российскому агропромышленному комплексу как совокупности взаимосвязанных отраслей народного хозяйства. Автор рассматривает методологические и идеологические особенности концепции устойчивого развития, проявляющиеся при ее применении к агропромышленному сектору российской экономики и отличающие ее от концепции отраслевой конкурентоспособности. Также рассматриваются принципиальные проблемы развития агропромышленного бизнеса в России.
Автор раскрывает ключевую роль системы индикаторов в общей модели устойчивого развития агропромышленного комплекса, а также структурную зависимость индикаторов от определения критериев устойчивого развития. Описана авторская классификация критериев устойчивого развития агропромышленного комплекса России. С целью подбора оптимальных индикаторов состояния агропромышленного бизнеса определены объекты исследования и оценки в триединой модели устойчивого развития.
Формирование целей и показателей устойчивого развития агропромышленного бизнеса осуществляется путем применения метода декомпозиции, что позволяет выделить три уровня иерархии задач: идеологический, стратегический и прикладной. Целевые индикаторы устойчивого развития в каждом из выявленных уровней иерархии отражают процесс внедрения концепции устойчивого развития в различных разрезах.
Ключевые слова: агропромышленный бизнес, устойчивое развитие, индикаторы устойчивого развития, конкурентоспособность агропромышленного комплекса, критерии устойчивого развития.
Введение
Экономические кризисы и политические конфликты последних лет подтвердили необходимость развития и внедрения концепции устойчивого развития в противовес современной неустойчивой экономической модели. Интерес к теме управления устойчивым развитием регионов, отраслей промышленности, отдельных организаций не снижается уже почти два десятилетия, что вполне объяснимо: ресурсы человечества ограничены, и их использование в настоящее время не должно нанести ущерба жизнедеятельности последующих поколений.
В агропромышленном бизнесе России проблемы устойчивого развития и социальной ответственности особенно болезненны. За период реформирования в этой сфере
деятельности утрачены устойчивые связи между предприятиями смежных отраслей, что привело к неэффективному использованию уникального ресурса страны — пахотных земель, необоснованному увеличению числа посредников в цепочке создания ценности, снижению производительности труда в сфере агропромышленного производства, и как следствие, росту цен на продукцию сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности отечественного производства.
Концепция устойчивого развития отраслей сопоставима с парадигмой отраслевой конкурентоспособности. Идеологические корни двух отмеченных направлений развития экономических объектов сильно отличаются. Дискурс устойчивого развития предполагает не только экономическое измерение проблемы, но и социаль-
ное, и экологическое, где рентабельность и эффективность не служат ключевыми ориентирами. Отсюда вытекает важное следствие — устойчивое развитие должно быть управляемым, т. е. не опираться только на стихийные, самоорганизующиеся силы рынка, но корректироваться через прямые управляющие воздействия государства.
Проблемы развития агропромышленного бизнеса
Большинство предприятий агропромышленного бизнеса в России существенно отличаются от аналогичных производств Великобритании, Бельгии, Германии и стран Восточной Европы. Даже в регионах со сходными с европейскими климатическими условиями Россия проигрывает в конкурентной борьбе западным странам по используемым технологиям и практикам организации агропромышленного бизнеса. Качество жизни населения, задействованного в агропромышленном бизнесе, остается крайне низким. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в сельском хозяйстве за 2013 г. составляет 52% среднего значения в экономике России, в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака — 78%. Безработица среди сельского населения в апреле 2014 г. в два раза превысила уровень безработицы городского населения [Занятость и безработица..., 2014].
Пристального внимания требует оценка потребительских свойств продовольственной продукции. Многие проблемы здоровья взрослого населения и заболеваний детей уходят корнями в низкое качество продуктов питания и исходного сырья, что связано с изменениями технологий в борьбе за расширение рынков сбыта, требующей увеличения сроков хранения продукции. Медицинские учреждения территориально доступны только для 49,4% сельского населения, для 40% они труднодоступны, для 9% — недоступны [Постановление ..., 2013].
Слабо развитая инфраструктура, проблемы организации здравоохранения, досуга, низкая доступность образовательных ресурсов, разрушение и деградация природных экосистем — это только часть проблем агропромышленного бизнеса. В Доктрине продовольственной безопасности выделены и такие виды угроз:
— ценовые диспропорции на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов — с другой;
— недостаточный уровень инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
— сокращение национальных генетических ресурсов животных и растений;
— искусственные конкурентные преимущества зарубежной продукции;
— моральное и физическое устаревание материально-технической базы предприятий агропромышленного бизнеса [Министерство сельского хозяйства., 2014].
Решению существующих проблем может способствовать реализация программ устойчивого развития агропромышленного бизнеса, в связи с чем выбор критериев, разработка методики оценки их достижимости для агропромышленного бизнеса являются актуальными и востребованными задачами.
В основе понятия устойчивого развития лежит определение, предложенное в докладе «Наше общее будущее» Международной комиссии по окружающей среде и развитию ООН [Доклад Международной комиссии., 2014], где термин «устойчивое развитие» определяется как «развитие, обеспечивающее потребности настоящего, не подвергая угрозе возможности будущих поколений обеспечивать собственные потребности». Эта формулировка наиболее широко используется в качестве базовой во многих странах мира. Отдельные ученые и научно-исследовательские группы в рамках проектов крупнейших экономических институтов
пытаются создать универсальную систему критериев или индикаторов, позволяющую охарактеризовать/определить состояние устойчивого развития страны, региона, компании. Вопрос универсальности подобных индикаторов и возможностей их применения для различных стран или экономических сфер, в том числе и для агропромышленного бизнеса, остается открытым. Это обусловлено как различиями в уровне развития экономики стран, регионов, предприятий, так и многообразием культур и религий, существенными отличиями в менталитете населения, что формирует специфику отношений к идее устойчивого развития и ее практической реализации.
Тема устойчивого развития агропромышленного бизнеса начала находить отражение в научно-практической литературе в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. При этом многие авторы рассматривают аграрный комплекс исключительно в рамках растениеводства и животноводства. С позиций концепции устойчивого развития для агропромышленного бизнеса важно учитывать сочетание биофизических, техноэко-номических и социально-политических аспектов и рассматривать агропромышленную отрасль как совокупность взаимосвязанных отраслей народного хозяйства (1 — сельскохозяйственное производство; 2 — группа отраслей, осуществляющих производство средств производства для сельского хозяйства, его материально-техническое обеспечение и производственное обслуживание; 3 — группа отраслей и производств, обеспечивающих переработку и движение продукции сельского хозяйства к конечному потребителю (пищевая промышленность, соответствующие отрасли легкой промышленности, предприятия по транспортировке, хранению, реализации) [Большой энциклопедический словарь, 1991]).
Соответственно устойчивое развитие агропромышленного бизнеса предполагает гармонию его составляющих, что достигается:
1) исследованием проблем агропромышленного бизнеса, постановкой целей с учетом интересов государства, участников агропромышленного бизнеса, потребителей и других ассоциированных с агропромышленным бизнесом субъектов экономической деятельности в соответствии с концепцией устойчивого развития;
2) формированием правовых, организационно-экономических и финансовых моделей внутреннего и внешнего взаимодействия субъектов агропромышленного бизнеса;
3) разработкой согласованных стратегий, программ и мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие агропромышленного бизнеса;
4) формированием индикаторов оценки достижимости целей устойчивого развития, мониторингом хозяйственной деятельности и управлением стратегическим развитием для достижения целей устойчивого развития.
Модель индикаторов устойчивого развития агропромышленного бизнеса
В настоящий момент системы индикаторов устойчивого развития имеют большинство международных организаций и объединений: ООН, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейское экологическое агентство и др. В США была создана правительственная группа, разрабатывающая методики построения индикаторов устойчивого развития [Гришина и др., 2014].
В странах Европейского союза проработкой вопроса о подборе индикаторов, позволяющих оценить соблюдения принципов устойчивого развития в сельском хозяйстве, в 2000 г. вплотную начала заниматься Европейская комиссия. В нашей стране с 2004 г. Правительство РФ также использует в законодательных актах, связанных с бюджетным финансированием, систему целей, задач, индикаторов, направленных на оценку
эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации. Во множестве индикаторов, характеризующих уровень развития регионов, присутствуют такие показатели, как экономический рост, доходы населения, безопасность условий жизни, здоровье, образование, культура, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья [Указ., 2007].
Первым полноценным документом, содержащим критерии оценки сельского хозяйства в части устойчивого развития, стало постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (ред. от 29.04.2014) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [Постановление ..., 2013]. В этом документе указаны основные цели и задачи Программы, в число которых включены содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни, удовлетворение потребностей в жилье; концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов сельской местности; поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий. Программа также содержит перечень основных показателей и индикаторов, позволяющих оценить ее эффективность, в частности: ввод в эксплуатацию жилого фонда; ввод в действие общеобразовательных организаций, культурных и медицинских учреждений; увеличение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой; создание рабочих мест на селе. Представленные в Программе индикаторы оценки развития сельских территорий не отражают в полной мере единства экономического, социального и экологического развития агропромышленного бизнеса с учетом биофизических, техноэкономи-ческих и социально-политических аспектов.
Если взять за основу триединую модель устойчивого развития [Гришина О. А. и др., 2014], первым шагом формирования индикаторов будет определение объектов исследования с целью подбора оптимальных индикаторов оценки состояния агропромышленного бизнеса. Когда объекты исследования каждого из трех аспектов устойчивого развития выбраны, составляется перечень целей и задач, которые необходимо реализовать для обеспечения развития агропромышленного бизнеса, сохранения существующего природного потенциала и повышения социального благосостояния (рис. 1).
Индикаторы устойчивого развития ориентированы на сравнительный анализ параметров объекта исследования (экономики страны, региона, отрасли, предприятия) с желаемыми и/или запланированными параметрами в разрезе различных критериев. Выбор таких критериев и установка идеальных параметров на уровне государства определяются специальными государственными программами устойчивого развития, а на корпоративном уровне — стратегией развития бизнеса.
Отклонение индикаторов устойчивого развития от запланированных указывает на слабые места в экономике, экологии или социальном развитии и/или на слабые взаимосвязи между направлениями деятельно-стями, ориентированными на достижение устойчивого развития.
Классификация критериев устойчивого развития
Проблема выбора индикаторов оценки агропромышленного бизнеса на соответствие заданным критериям устойчивого развития требует применения системного подхода с учетом целей и задач, которые должны быть решены государством, регионом, компанией, гражданином. Декомпозиция как способ системного анализа, используемый для структуризации целей, проблем, стратегий, решений, позволяет выделить три уров-
Рис. 1. Модель индикаторов устойчивого развития агропромышленного бизнеса
ня иерархии задач: идеологический, стратегический и прикладной, как это представлено в табл. 1 [Бобылев, 2007].
Для первой группы задач характерна общность формулировок итоговых целей. Они демонстрируют приверженность государства следованию принципам устойчивого развития, определяют понятие устойчи-
вого развития с точки зрения государства и органов законодательной и исполнительной власти, показывают текущее состояние проблемы и формулируют желаемые результаты государственной стратегии в данной сфере. Эти критерии могут охватывать как все аспекты устойчивого развития, так и концентрироваться на его отдельных
Таблица 1
Уровни иерархии задач устойчивого развития
Уровень 1: Идеология Уровень 2: Стратегия Уровень 3: Задачи
• Влияние деятельности человека на окружающую среду в долгосрочной перспективе • Истощение ресурсов и ограниченный экономический рост при росте численности населения • Социальные последствия истощения природных ресурсов • Обеспечение качества жизни ныне живущих людей и будущих поколений • Обеспечение экономической безопасности страны • Стабильность экологической, экономической и социальной системы в долгосрочной перспективе • Возможность поддержки определенного уровня использования природных ресурсов, пахотных земель, полезных ископаемых, необходимого для стабильного роста экономического благосостояния • Сохранение заданного уровня производства, занятости населения, качества образования • Удовлетворение потребностей населения • Противостояние кризисам различного характера • Обеспечение социального благосостояния • Реализация политики продовольственной безопасности • Уменьшение использования вредных химикатов и сокращение вредных выбросов • Замена химических технологий на биологические технологии • Внедрение энергосберегающих технологий • Ответственное ведение бизнеса и т. п.
составляющих. К примеру, федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» [Постановление..., 2013] хотя и охватывает множество сфер агропромышленного бизнеса, имеет в основе своей четкую направленность на решение проблем исключительно социального характера.
Вторая группа задач представляет собой перечень более конкретных стратегических целей, отражающих приоритетные проблемы, региональную специфику, особенности современного этапа развития экономики региона, отрасли. По сути, это пошаговый сценарий внедрения в жизнь концепции устойчивого развития, стратегии достижения политических, социальных, экологических, экономических показателей устойчивого развития, заданных на макроэкономическом уровне, развитие определенного объекта — класса продуктов, отдельного продукта, комплекса технологических решений, некоторой технологии. Каждая из стратегических целей может являться частью более глобальной задачи устойчивого развития, равно как и отражать конкретные краткосрочные интересы.
Третья группа критериев ориентирована на достижение целей и решение задач на микроэкономическом уровне — уровне местных администраций, хозяйствующих субъектов, профессиональных объединений, кластеров, отдельных граждан.
Целевые индикаторы устойчивого развития в каждом из выявленных уровней иерархии должны отражать процесс внедрения концепции устойчивого развития в различных разрезах [Бобылев, 2007]:
• индикатор «тема/проблема» — отражает решение проблемы. Обычно выделяется три группы индикаторов: экологические, экономические, социальные;
• индикатор «состояние—воздействие— реакция» — обеспечивает отслеживание результата воздействия определенных решений или действий (государственная/ре-
гиональная политика, корпоративная стратегия) на объект исследования;
• индикатор «было—стало» — обеспечивает сопоставимость прошлого и современного состояния объекта исследования, не учитывая методы воздействия;
• динамический индикатор — формирует понимание тренда происходящих изменений;
• контрольный индикатор — фиксирует положительный или отрицательный результат при выполнении конкретных целей, задач, проектов, распоряжений.
При дальнейшей систематизации индикаторов, которые могут быть использованы для оценки агропромышленного бизнеса на соответствие заданным критериям устойчивого развития, необходимо разграничить характеристики переменных, используемых в качестве индикаторов устойчивого развития, в соответствии с табл. 2.
Представленные типы индикаторов соответствуют макро-, мезо- и микроуровням устойчивого развития, а также учитывают структуру агропромышленного бизнеса, что позволяет принимать во внимание те или иные особенности исследуемых объектов и четко отслеживать положительные или отрицательные тенденции в иерархической структуре процессов.
Формирование индексов устойчивого развития и определение их контрольных значений может выполняться несколькими способами. Первый способ — «Сверху вниз» предполагает представление концепции устойчивого развития в виде глобальных целей (обычно определяемых на федеральному уровне), достижение которых обеспечивается стратегиями регионального уровня. Перечень задач и нормативных показателей устанавливается на региональном и локальном уровнях (рис. 2).
Второй способ — «Снизу вверх». На основе имеющейся в распоряжении информации, статистических данных, результатах исследований и опросов создаются наборы индикаторов, которые по результатам агре-
Таблица 2
Типы индикаторов устойчивого развития
Тип индикатора Границы индикатора Область применения
Пространственный Локальный Земельный уровень: исследования на основе площадей используемых сельскохозяйственных угодий Местный уровень: исследования на основе местного географического деления (населенный пункт, город, район, кластер) Предпринимательский уровень: исследования на уровне хозяйствующего субъекта
Региональный Исследования на уровне официального регионального деления (область, федеральный округ)
Национальный Исследования на государственном уровне
Нормативный Экологические аспекты Сельскохозяйственное производство Отрасли производств средств производства для сельского хозяйства Перерабатывающая отрасль и дистрибуция
Экономические аспекты Сельскохозяйственное производство Отрасли производств средств производства для сельского хозяйства Перерабатывающая промышленность и дистрибуция
Социальные аспекты Сельскохозяйственное производство Отрасли производств средств производства для сельского хозяйства Перерабатывающая отрасль и дистрибуция
Временной Краткосрочный Исследования пространственных индикаторов Исследование нормативных индикаторов
Среднесрочный Исследования пространственных индикаторов Исследование нормативных индикаторов
Долгосрочный Исследования пространственных индикаторов Исследование нормативных индикаторов
Источник: разработка автора с использованием Wiren-Lehr S (2001) Sustainability in agriculture: an evaluation of principal goal oriented concepts to close the gap between theory and practice. Agric Ecosyst Environ 84:115-129.
гирования дают представление о состоянии того или иного объекта исследования, процессах, происходящих в исследуемой системе, степени выполнения тех или иных задач.
Первый способ является более предпочтительным, поскольку не допускает разба-лансированности хозяйственной деятельности на национальном и региональном уровнях, ориентирует регионы на переход от инерционных стратегий развития к многовариантным инновационным стратегиям, что представляется особо важным, учиты-
вая сезонный характер занятости населения в сельской местности. Однако достижение ряда показателей может быть невыполнимо на локальном уровне — уровне предпринимательства.
Преимуществом второго метода является использование существующей статистической информации, хотя в ряде случаев для оценки реализации концепции устойчивого развития она не является полной, индикаторы могут быть несопоставимы в разрезе регионов и отраслей агропромышленного бизнеса.
Заключение
Устойчивое развитие агропромышленного бизнеса является одной из наиболее актуальных задач регионального развития России. К сожалению, в настоящий момент отсутствуют как единая федеральная методологическая и методическая основа для исследований устойчивого развития, так и региональные системы оценки, основанные на локальных особенностях экономики и хозяйствования. Опыт многих экономически развитых стран показывает необходимость внедрения национальных программ устойчивого развития на общегосударственном уровне, уровне регионов и отраслей экономики. Подобные программы служат не только для установки ориентиров развития экономики страны и общества в целом, но и должны представлять соответствующую методологическую базу для оценки полученных результатов. С этой целью любая программа устойчивого развития должна включать в себя систему индикаторов, причем для агропромышленного бизнеса такая система должна быть сбалансирована
как в разрезе задействованных в нем отраслей, так и в разрезе регионов, осуществляющих деятельность в рамках агропромышленного бизнеса. Индикаторы устойчивого развития призваны демонстрировать состояние агропромышленного бизнеса как интегрированной системы, отражать результаты внедрения федеральных и региональных программ, способствовать выявлению проблемных зон, игнорирование которых может поставить под угрозу эффективность мероприятий программ устойчивого развития. Только в этом случае индикаторы устойчивого развития агропромышленного бизнеса становятся инструментом управления, позволяющим донести требуемую информацию до потребителя (правительства, органов местного самоуправления, предпринимателя и т. д.) и принимать решения по совокупности факторов, а не отдельным показателям. Заказчиком разработок системы индикаторов устойчивого развития должно стать государство, поскольку основная проблема состоит в отношении государства к ныне живущему и будущим поколениям.
Рис. 2. Модель формирования индикаторов устойчивого развития
В настоящий момент органы власти, принимающие решения на основе статистических данных, общественные деятели, активно использующие в качестве источников информации данные опросов общественного мнения и информацию из социальных сетей, хозяйствующие субъекты, принимающие решения на основе финансово-экономических показателей предпринимательской деятельности, имеют различное представление о том, как отразится их деятельность на устойчивом развитии агропромышленного бизнеса. При этом формализация индикаторов и методология их использования должны способствовать принятию единых стандартов оценки устойчивого развития, одинаково воспринимаемых всеми участниками системы.
Список литературы
1. Бобылев С. Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. Пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007. С. 11.
2. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / главн. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1.
3. Гришина О. А., Докукина А. А., Завьялова Д. В, Завьялова Н. Б., Мельников М. С., Сагино-ва О. В. и др. Устойчивое развитие экономических систем: от концепции к управлению / под ред. Н. Б. Завьяловой, О. В. Сагиновой. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014.
4. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее»: пер. с англ. / под редакцией С. А. Евте-ева и Р. А. Перелета. URL: httpY/устойчивоераз-витие.рф/files/monographs/OurCommonFuture-introduction.pdf
5. Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: http://www.fedstat.ru/ indicator/description.do? id=34128&referrerType= 0&referrerId = 1293239 свободный. (Дата просмотра 4.08.2014).
6. Занятость и безработица в Российской Федерации в апреле 2014 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости). URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/
Stg/d03/103.htm, свободный. (Дата просмотра 30.05.2014).
7. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www.mcx.ru/documents/ document/show/14857.19.htm, свободный. (Дата просмотра 2.05.2014).
8. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (ред. от 29.04.2014) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70319016/
9. Указ Президента России от 28 июня 2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/91419/. (Дата просмотра 18.07.2014).
10. Sustainable Development in the United States. Washington DC, 1998.
References
1. Bobylev S. N. Indikatory ustojchivogo razvitija: regional'noe izmerenie. Posobie po regional'noj jeko-logicheskojpolitike. M.: Akropol', CJePR, 2007, р. 11.
2. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar': v 2 tomah, glavn. red. A. M. Prohorov. M.: Sov. Jenciklopedija, 1991, vol. 1. 862 p.
3. Grishina O. A., Dokukina A. A., Zav'jalova D. V., Zav'jalova N. B., Mel'nikov M. S., Saginova O. V. i dr. Ustojchivoe razvitie jekonomicheskih sistem: ot koncepcii k upravleniju. pod red. N. B. Zav'jalovoj, O. V. Saginovoj. M.: FGBOU VPO «RJeU im. G. V. Plehanova», 2014. 232 p.
4. Doklad Mezhdunarodnoj komissii po okruzhajushhej srede i razvitiju «Nashe obshhee budushhee»: per. s angl, pod redakciej S. A. Evteeva i R. A. Pereleta URL: http://ustojchivoerazvitie.rf/files/monographs/ OurCommonFuture-introduction.pdf/. Data pros-motra 1.06.2014.
5. Edinaja mezhvedomstvennaja informacionno-statis-ticheskaja sistema URL: http://www.fedstat.ru/indi-cator/description. do? id=34128&referrerType=0 &referrerId=1293239 svobodnyj. (Data prosmotra 4.08.2014).
6. Zanjatost' i bezrabotica v Rossijskoj Federacii v aprele 2014 goda (po itogam obsledovanij nasele-
nija po problemam zanjatosti). URL: http://www.gks. ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/d03/103.htm, svobodnyj. (Data prosmotra 30.05.2014).
7. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva Rossijskoj Federa-cii. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/ show/14857.19.htm, svobodnyj. (Data prosmotra 2.05.2014).
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.07.2013 № 598 (red. ot 29.04.2014) «O federal'noj cel-evoj programme «Ustojchivoe razvitie sel'skih territorij na 2014-2017 gody i na period do
2020 goda». URL: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/70319016/. (Data prosmotra 18.07.2014).
9. Ukaz Prezidenta Rossii ot 28 ijunja 2007 g. «Ob ocenke jeffektivnosti dejatel'nosti or-ganov ispolnitel'noj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii». URL: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/91419/. (Data prosmotra 18.07.2014).
10. Sustainable Development in the United States. Washington DC, 1998.
D. Zavyalov, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
Indicators of Sustainable development of agricultural complex
The article reveals the specificity and problems of application of the concept of sustainable development to the Russian agricultural complex, as a set of inter-related industries. The author considers the methodological and ideological features of the concept of sustainable development, manifested in its application to the agricultural sector of the Russian economy, and distinguish it from the concept of industrial competitiveness.
The article also discusses the fundamental problems of development of agro-business in Russia. The author reveals the pivotal role of the indicators in the general model of sustainable development of agricultural complex, as well as structural dependence of the indicators from the definition of criteria of sustainable development.
The article discusses the author's classification criteria for sustainable development of agriculture in Russia. In order to select the optimal status indicators agro business objects are defined in the study and evaluation of the triune model of sustainable development.
The article presents the author's classification of criteria for sustainable development of agriculture complex. In order to select the optimal indicators of the status of agriculture complex, objects of evaluation are defined in triune model of sustainable development.
Keywords: agribusiness, sustainable development, sustainable development indicators, the competitiveness of agriculture, sustainable development criteria.