ИНДИКАТОРЫ СОСТОЯНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИКТ В РЕСПУБЛИКЕ АЗЕРБАЙДЖАН
Р.А. Караев,
профессор, руководитель лаборатории Института кибернетики НАН Азербайджана Р.Г. Гюльмамедов,
доцент кафедры информационной экономики и технологии Азербайджанского государственного экономического университета
Н.Ю. Садыхова,
научный сотрудник Института кибернетики НАН Азербайджана М.А. Нагиев,
генеральный директор консалтинговой компании USTAD LLC Адрес: Азербайджан, г. Баку, ул. Ф. Агаева, д. 9
E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]; [email protected]
Отмечается важность своевременного и точного представления данных о состоянии ИКТ для принятия директивных и инвестиционных решений в современной информационной экономике. Приводятся сведения, отражающие индикаторы состояния и факторы развития ИКТ в Республике Азербайджан.
V ^
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, индикаторы состояния, факторы развития, Азербайджан.
1. Введение
Высокий потенциал информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как катализатора социально-экономического развития сегодня неоспорим. Международная практика [1, 2, 3, 4, 5] убедительно свидетельствует о том, что ИКТ способствуют повышению производитель -
ности и экономическому росту, однако, как именно ив какой степени, — остается, по-прежнему, предметом дискуссий. В решении этого актуального вопроса наметились несколько подходов, но первоочередными на данном этапе являются два: разработка системы индикаторов состояния и факторов развития ИКТ и анализ качества динамики этих показателей [3, 4].
Своевременные и точные данные о состоянии ИКТ необходимы для принятия взвешенных решений в приоритетных областях экономики и соответствующего распределения ресурсов. В условиях, когда важность включения проблематики ИКТ в национальные стратегии социально-экономического развития получила широкое признание, дефицит данных об ИКТ является серьезной преградой для эффективного планирования. Информация о распространении и использовании ИКТ помогает в принятии продуманных деловых и инвестиционных решений. В докладе ЮНКТАД [4] отмечается, что на национальном уровне важно поддерживать проекты по сбору данных о ИКТ с тем, чтобы обеспечить долгосрочное международное сотрудничество в деле количественного анализа ИКТ для целей соответствующей директивной деятельности.
В настоящей статье представлены некоторые результаты такого проекта, выполненного в Республике Азербайджан.
2. Состояние ИКТ-сектора
Цель проекта состояла в исследовании ключевых индикаторов, отражающих общее состояние ИКТ сектора, и выявлении основных факторов, определяющих возможности развития ИКТ в различных отраслях.
При проведении исследований использовались методы экспертного опроса (интервьюирование, анкетирование, метод круглого стола), методы стратегического анализа — SWOT-анализ и PEST-анализ. В качестве источников наряду с авторскими данными [6] использовались также отчеты Госкомстата Азербайджана (Статистические ежегодники) [7, 8], пресс-релизы и доклады Министерства связи и информационных технологий Азербайджана, аналитические обзоры Всемирного Банка [5], Комитета ОСЭР по ИКТ [3] и группы Economist Intelligence Unit (EIU) (http://www.eiu. com).
В процессе проведения исследований наряду с количественными и качественными показателями, дающими общую характеристику ИКТ сектора [1], нас интересовали три ключевых вопроса, являющихся сегодня приоритетными для большинства развивающихся стран:
1. мнение менеджмента предприятий (в первую очередь, малых и средних предприятий) относительно роли и возможностей ИКТ и степень ис-
пользования ИКТ в текущей деятельности предприятий;
2. основные внутренние и внешние факторы, препятствующие достижению максимальных результатов от внедрения ИКТ на предприятиях;
3. субрегиональные показатели ИКТ, отражающие степень «цифровой асимметрии» экономических районов Республики.
Как показал опрос, проведенный среди 72 руководителей и сотрудников финансовых подразделений предприятий из различных отраслей экономики (табл. 1), только 24 % (А) опрошенных (из 72) уверены, что затраты на ИКТ положительно влияют на производительность, и это влияние может быть измерено; 42 % (В) признают положительное влияние, но считают, что это влияние не может быть измерено; 10 % (С) не находят связи между затратами на ИКТ и производительностью; остальные 24 % (Б) не уверены в ответе (рис. 1).
Опрос показал также, что взаимоотношения между финансовыми и ИКТ-подразделениями предприятия для достижения бизнес-целей «очень важны» с точки зрения 25 % (четверти) опрошенных; еще 70 % оценивают их как «важные»; 4 % частично признают эту точку зрения.
Таблица 1.
К какой отрасли экономики принадлежит ваше предприятие?
(в процентах от общего числа респондентов)
Рис. 1. Мнение менеджмента предприятий относительно роли ИКТ.
Оценка соответствия ИКТ-проектов бизнес-целям предприятий показала, что для большинства из них разрабатываемые и внедряемые ИКТ-проекты напрямую не отвечают коммерческим целям руководства и владельцев предприятий (рис. 2).
Рис. 2. Диаграмма соответствия ИКТ-проектов бизнес-целям предприятий (распределение ответов на вопрос: «Какая часть ваших ИКТ-проектов отвечает бизнес-целям предприятия?», в процентах от общего числа респондентов).
Все еще низкой остается степень использования ИКТ в торговых операциях, проводимых предприятиями (рис. 3).
Рис. 3. Диаграмма использования Интернет в торговле (распределение ответов на вопрос:
«Какая часть ваших товаров или услуг продается через Интернет?» в процентах от общего числа респондентов).
Результаты SWOT-анализа, направленного на выявление сильных и слабых сторон предприятий в их взаимодействии с угрозами и возможностями внешней среды (Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы), позволили установить
внутренние факторы («слабые стороны» предприятий) и внешние факторы («угрозы» внешней среды), препятствующие достижению максимальных результатов от использования ИКТ. Эти результаты приведены в табл. 2 и 3.
Таблица 2.
Каковы основные внутренние факторы, препятствующие получению максимальных результатов от использования ИКТ?
(в процентах от общего числа респондентов; респонденты могли указать не более двух ответов)
Таблица 3.
Каковы основные внешние факторы, препятствующие получению максимальных результатов от использования ИКТ?
(в процентах от общего числа респондентов)
Экономическая практика [1, отчеты группы EIU], а также исследования, проведенные Комитетом ОЭСР по ИКТ [3], показывают, что чрезвычайно важное значение для реализации потенциальных возможностей ИКТ на предприятиях имеют «условия ведения бизнеса» в регионе («качество бизнес-среды»). Сводные перечни таких условий представлены в указанных отчетах. Однако эти перечни носят открытый (справочный) характер. Естественно, что при обследовании конкретных регионов эти перечни пришлось корректировать с учетом особенностей регионов. Эти особенности мы выявляли с помощью стандартной четырехкомпонентной модели PEST-анализа, предназначенной для выявления ведущих политических, экономических, социальных и технологических факторов внешней среды предприятий (Policy — политика, Economy — экономика, Society — общество, Technology — технология). Результаты идентификации условий ведения бизнеса, выполненной с помощью PEST-анализа, и полученные оценки их значимости для предприятий-респондентов, приведены в табл. 4.
Таблица 4.
Насколько важны перечисленные «условия ведения бизнеса» для того, чтобы ваше предприятие могло получить пользу от ИКТ?
(в процентах от общего числа респондентов)
Условия ведения бизнеса 1 2 3 4 5
* 1 ® ж г «о ов важно средне неважно очень неважно
1. Свободный от регулирования и конкурентный рынок ИКТ 40 30 19 8 3
2. Государственная политика, способствующая распространению ИКТ среди потребителей 27 35 25 11 2
3. Инвестиционное и налоговое стимулирование предприятий, активно использующих ИКТ 30 35 27 6 2
4. Действенная законодательная база и правоприменение, защищающие электронную торговлю 41 25 27 6 1
5. Эффективные законы, защищающие интеллектульную собственность и сетевые ресурсы юридических и физических лиц 45 26 15 3 2
В заключительной части статьи мы приводим:
♦ ключевые индикаторы состояния ИКТ в Республике, широко используемые в международной практике, и динамику изменения этих индексов за
период 2005—2010 гг. (рис. 4);
♦ сводные индексы развития ИКТ по отдельным экономическим районам Республики (рис. 5).
Индексы развития ИКТ определялись по методике Е1и и исчислялись как среднее арифметическое комплекса первичных показателей: (1) распространенность фиксированных телефонных линий (число линий на 100 человек); (2) распространенность мобильных телефонов (на 100 человек); (3) персональных компьютеров (на 100 человек); (4) пользователей Интернета (на 100 человек); (5) количество интернет-серверов на 1 млн человек; (6) распространенность широкополосного доступа (на 10 000 человек).
Каждый показатель преобразовывался в балльную оценку (по шкале 1 — 100 баллов, исходя из минимального и максимального значения этого показателя в выборке региона).
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 4. Ключевые индикаторы состояния ИКТ.
Представленное на рис. 5 распределение свидетельствует о существенной «цифровой асимметрии» национального информационного пространства. Оно должно быть преодолено на второй фазе государственной программы «Е-Азербайджан» [6]. Программа осуществляется под пристальным вниманием и при всемерной поддержке со стороны высшего руководства страны и продиктована растущим спросом на ИКТ, динамичным развитием экономики страны и улучшением уровня жизни населения.
3. Заключение
Международный Союз Электросвязи оценил Азербайджан как одну из быстроразвивающих-ся в области ИКТ стран (http://www.regnum.ru/ news/1133149.html?forprint). За последние 3 года темпы доходного роста в секторе ИКТ примерно в
Рис. 5. Распределение индексов развития ИКТ по отдельным экономическим районам (2010). Исходные данные взяты из источников [6, 7, 8].
2,5—3 раза опережают темпы всемирного развития и в среднем ежегодно составляют 30-35% (http:// www.bakutel.az/2011/?p=index). В настоящее время по темпам роста сектор занимает в Республике второе место после нефтегазового сектора. Ожидается, что такая тенденция будет продолжена и в течение нескольких лет они приблизятся к доходам
от нефтегазового сектора, а в 2018-2020 годах даже превысят их (http://news.day.az/hitech/165073_print. html). Это обстоятельство делает проблему мониторинга ИКТ-сектора еще более актуальной и ставит вопрос детального изучения местных условий для правильной интерпретации рамочных документов МСЭ, Евростат и ОЭСР [9]. ■
Литература
1. Штрик А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий для экономического развития и государственного управления в странах современного мира // Информационные технологии. № 6. 2009. Приложение. 32 с.
2. Международная конференция «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу». 2005.URL: http://confifap.cpic.ru/conf2005/rus/info/progr_ru.htm (дата обращения 28.06.2011).
3. Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Наука, технологии и промышленность: Перспективы 2008. URL: http://www.oecd.org/html (дата обращения 17.06.2011)
4. ЮНКТАД. Конференция ООН по торговле и развитию. Доклад об информационной экономике. 2010. URL: http://wwwunctad.org/Templates/webflyer.asp?docid=13912&mtItemID=3594&lang=1 (дата обращения 19.05.2011).
5. IC4D. Information and Communications for Development 2009: Extending Reach and Increasing Impact. (IC4D is a regular publication of the World Bank on the critical role of information and communication technology (ICT) in economic development) URL: http://go.worldbank.org/DMY979SNP0 (дата обращения 12.05.2011).
6. Gulmamedov R.H. The National ICT Strategy and Key Indicators on Information Society of Azerbaijan Republic / Proceedings of International Conference on e-Government Sharing Experiences. Antalya. Turkey, 8-11 December 2009. P. 373-381.
7. Телекоммуникация и связь в Азербайджане. Статистический ежегодник. Госкомстат Республики Азербайджан. 2010. — 356 с.
8. Информационное общество в Азербайджане. Информационные и коммуникационные технологии. Статистический ежегодник. Госкомстат Республики Азербайджан. 2010. —147 с.
9. ООН. Экономический и Социальный Совет. Статистическая комиссия. Доклад Партнерства для статистического измерения информационно-коммуникационных технологий в интересах развития: статистика информационно-коммуникационных технологий. 2009. URL: http://www.itu.int/ITU-D/ict/ partnership/material/2009-19-ICT-R.pdf (дата обращения 01.07.2011).