Научная статья на тему 'Индикаторы медиа- и информационной грамотности и проблемы их разработки: первое международное совещание ЮНЕСКО'

Индикаторы медиа- и информационной грамотности и проблемы их разработки: первое международное совещание ЮНЕСКО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
490
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикаторы медиа- и информационной грамотности и проблемы их разработки: первое международное совещание ЮНЕСКО»

БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 1, с. 88-89

Информация —г/

УДК 070 + 004 + 002 ББК 76.0 + 32.81 + 73

ИНДИКАТОРЫ МЕДИА- И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗРАБОТКИ: ПЕРВОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОВЕЩАНИЕ ЮНЕСКО

4-6 ноября 2010 г. в Бангкоке (Таиланд) прошло Совещание международной группы экспертов

по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности, организованное Сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО, Институтом статистики ЮНЕСКО и Бюро ЮНЕСКО в Бангкоке.

В работе Совещания приняли участие руководители кафедр, деканы факультетов библиотечно-ин-формационных наук и журналистики, руководители исследовательских центров, правительственных программ в сфере медиа- и информационной грамотности, крупных библиотек и других институтов из Австралии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Египта, Индии, Испании, Канады, Китая, Малайзии, Мексики, Нигерии, России, Сингапура, США, Танзании, Южной Африки, Ямайки.

От России участвовать в Совещании были приглашены председатель Российского комитета и Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е. И. Кузьмин и директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств, член Постоянного комитета Секции по информационной грамотности ИФЛА, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Н. И. Гендина.

Впервые на международном уровне по инициативе ЮНЕСКО проблемы формирования информационной грамотности и медиаграмотности, а также разработки соответствующих индикаторов, характеризующих готовность человека к полноценной жизни в информационном обществе, обсуждались экспертами из обеих сфер (медиаграмотности и информационной грамотности) не порознь, а в комплексе, одновременно, за одним столом.

Рассматривался и всесторонне анализировался документ под названием «Global Framework on Media and Information Literacy (MIL) Indicators» («Международная модель индикаторов медиа- и информационной грамотности»), специально (по инициативе ЮНЕСКО) подготовленный к этому Совещанию директором международного центра медиа и журналистики Мэрилендского университета С. Мёллер из США; основателем Секции по информационной грамотности и членом правления ИФЛА, автором всемирно известных публикаций по проблемам информационной грамотности (включая «Международное руководство по информационной грамотности для обучения в течение всей жизни» и переведенную на русский язык книгу «Информационная грамотность: международные

перспективы»»), директором библиотеки Университета г. Веракруз Х. Лау из Мексики; независимой журналисткой А. Джозеф из Индии, а также почетным профессором и экс-деканом школы информационных наук Питсбургского университета Т. Карбо из США.

Обсуждались две группы индикаторов медиа- и информационной грамотности:

1. Индикаторы первого уровня, предназначенные для измерения экзогенных (относящихся к окружающей среде) факторов, стимулирующих развитие медиа- и информационной грамотности. Эти индикаторы сгруппированы следующим образом:

• Категория 1.1. Контекст медиа- и информационной грамотности. Включает индикаторы, характеризующие медиа- и информационное образование; национальную политику продвижения медиа- и информационной грамотности; деятельность государственных и негосударственных институтов, состояние исследований в данной сфере;

• Категория 1.2. Доступность и распространение информации. Включает индикаторы, содержащие сведения о создании и доступности информации: показатели развития печати, теле- и радиовещания, Интернета, СМИ, библиотек, книгоиздания, книго-распространения, а также индикаторы, отражающие возможность людей получать информацию в каждой конкретной стране на всех используемых в этой стране языках.

2. Индикаторы второго уровня, предназначенные для измерения компетенций учителей, преподавателей, библиотекарей, учащихся и студентов в сфере медиа- и информационной грамотности. Они призваны отражать медиа- и информационные умения (навыки) людей по следующим направлениям:

• Категория 2.1. Доступ /Поиск медиа и информации. Включает индикаторы, показывающие насколько хорошо люди могут сформулировать свои медиа- и информационные потребности.

• Категория 2.2. Оценка /Понимание медиа и информации. Содержит индикаторы, отражающие способность оценить качество информации и медиа-контента, к которому они получают доступ, учитывая такие факторы, как знание функций СМИ, полнота, точность, актуальность, оперативность получаемой медиа и информации.

• Категория 2.3. Использование / Создание медиа и информации. Содержит индикаторы меры использования гражданами медиа и информации: умения пользоваться новыми способами общения, представляемыми современными СМИ и Интернетом, осваивать медиа и информацию как личное знание,

создавать собственные медиа- и информационные продукты, понимать и действовать на основе соблюдения этических норм и стандартов поведения в информационном обществе.

В ходе Совещания активно использовался метод «мозгового штурма». Он предполагал обсуждение исходного набора индикаторов сначала путем работы изолированных друг от друга двух групп экспертов (в сфере медиаграмотности и информационной грамотности), затем путем совместной работы, когда результаты обсуждений сводились в единый рабочий документ.

Несмотря на различия в профессиональном образовании, профессиональной деятельности, в методологических подходах и взглядах на медиа- и информационную грамотность, в результате интенсивной и нацеленной на поиск консенсуса коллективной работы участников Совещания были выработаны согласованные рабочие документы:

• Проект Перечня индикаторов медиа- и информационной грамотности, включающий две группы показателей:

а) институциональных, отражающих государственную инфраструктуру, стимулирующую развитие этих видов грамотности;

б) личностных, отражающих информационные компетенции, умения и навыки людей.

• План поэтапных действий на период 20102113 гг., предполагающий дальнейшее обсуждение, доработку, проведение экспериментальной проверки

индикаторов в рамках пилотных проектов в отдельных странах и, наконец, принятие на международном уровне рекомендаций ЮНЕСКО о внедрении системы индикаторов медиа- и информационной грамотности в государствах-членах ЮНЕСКО.

Конечная цель разработки и применения индикаторов медиа- и информационной грамотности заключается в том, чтобы «обеспечить людям их права на свободу выражения, права доступа к информации, содействуя тем самым их вовлечению и участию в процессе управления, чтобы голос каждого был услышан».

Создание целостной международной системы индикаторов медиа- и информационной грамотности позволит правительствам стран-членов ЮНЕСКО использовать их в целях определения уровня медиа- и информационной грамотности как всего населения, так и отдельных социальных групп для разработки политики и мер, направленных на повышение уровня этих видов грамотности. Информационная и медиаграмот-ность при этом рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, сообщества, всей нации в процессах развития.

Профессор Н. И. Гендина получила предложение от Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО подготовить обзор о состоянии медиа- и информационной грамотности в России и СНГ с опубликованием результатов в серии монографий ЮНЕСКО, отражающих уровень информационной подготовки граждан в различных регионах и странах мира.

Н. И. Гендина, доктор педагогических наук, профессор, директор научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы КемГУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.