УДК 316.4.057.4
Пчелкина Евгения Петровна
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии факультета психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета pchelkina@bsu.edu.ru; jane-pchelka@mail.ru
Индикаторы
и ПОСЛЕДСТВИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ФЕНОМЕНА СЕЛФИ
Evgeniya P. Pchelkina
candidate of sociological Sciences, associate Professor the Department of General and clinical psychology faculty of psychology, Belgorod state national research University
pchelkina@bsu.edu.ru; jane-pchelka@mail.ru
Indicators and
CONSEQUENCES OF
THE INSTITUTIONALIZATION OF
THE SELFIE PHENOMENON
Аннотация. Селфи-практики все больше утверждаются в обществе, принимают устойчивые формы, которые дифференцируются на разного рода вариации. Институционализация феномена селфи на ценностно-нормативном уровне общественного сознания проявляется в массовом характере и популярности данного явления, в повышенной доступности информации о селфи, в распространении в СМИ позитивных идентификационных моделей селфи-практик, в отсутствии социального исключения данных практик, в распространении социолингвистических аспектов селфи, в способности селфи хотя бы отчасти удовлетворять, но в большей степени создавать иллюзию удовлетворения нескольких довольно значимых потребностей. Селфи-практики развиваются как в содержательном отношении, так и в формальном, «захватывают» новые социальнодемографические группы и свидетельствуют об происходящих изменениях в общественном и индивидуальном сознании.
Ключевые слова: селфи, автопортрет, институционализация, селфи-практики, виды селфи, общественные потребности, изменения в общественном и индивидуальном сознании, сел-фи-зависимость.
Annotation. Selfie practice is becoming more approved in the society; it turns out to grow in steady forms, which are differentiated in a great amount of variations. There are the institutionalization of the selfie phenomenon at the valuable and moral level of the public consciousness, which is shown in mass character and popularity, in the big availability of the information about the selfie, in the distribution of selfie positive identification models in the mass media, in the absence of social exceptions of this practice, in the distribution of social-linguistic aspects of the selfie; but overall it creates fake satisfaction of the several significant requirements. The selfie practice develops formally and substantially, extends on new social and demographic groups and indicates changes in the public and individual consciousness.
Keywords: selfie, auto-portrait, institutionalization, selfie practice, types of selfie, public needs, changes in the public and individual consciousness, selfie addiction.
Новое и очень молодое и модное слово «селфи», происхождение которого связывают с производным английского слова «self» -сам, себя, означает особый вид автопортрета, осуществленный с помощью современных цифровых устройств (фотокамер или встроенных функций фотоаппарата в мобильные устройства) с размещением фотоснимков в интернете. У
У С. И. Ожегова [8], а также в Современном толковом словаре русского языка [10] слово «автопортрет» объясняется как портрет, написанный художником или скульптором с себя самого. Во втором значении слово «автопортрет» означает портретную характеристику автора в литературном произведении. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов [6].
Отнесение феномена селфи к жанру автопортрета, только с помощью современных технических приспособлений, таких как штативы, раздвижные держатели, палки и моноподы для селфи, психологически делает данное явление как бы естественно присущим человеку и отсылает к далеким примерам автопортретов многих художников-портретистов. Так, считается, что древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 до н.э. - ок. 430 до н. э.) изобразил себя среди персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне [2].
Автопортреты известны у Леонардо да Винчи (1452-1519), Сани Рафаэля (1483-1520), Буонарроти Микеланджело (1475-1564), Альбрехта Дюрера (1471-1528), Тициана (Тициано Вечел-лио, 1488/1490-1576), Питера Пауля Рубенса
153
(1577-1640), Харменса Ван Рейна Рембрандта (1606-1669), Винсента Ван Гога (1853-1890) и многих др. Отечественные художники также рисовали автопортреты: К.П. Брюллов (1799-1852), И.И. Шишкин (1832-1898), И.Н. Крамской (18371887), И.Е. Репин (1844-1930), И.И. Левитан (1860-1900), К.А. Сомов (1869-1939), К.С. Пет-ров-Водкин (1878-1939) и др.
Необходимо отметить, что селфи по своей художественной ценности не могут рассматриваться как выполненные художниками автопортреты. Отличием является и то, что желание запечатлеть себя в прежние времена вынужденно обращало художника к жанру автопортрета по причине достаточной редкости таланта, чтобы попросить кого-то из окружения нарисовать свой портрет. Также надо принимать в расчет и то, что даже если бы такая возможность имелась, то повторить собственный стиль, манеру письма, конечно бы другой художник не смог, да и не стал бы этого делать.
Сегодня же практики селфи только отчасти имеют под собой те же мотивы. Селфи выполняется просто, без особых усилий и всякой специальной подготовки, без необходимости длительного обучения и отработки мастерства. Часто селфи делается в присутствии других людей, которых можно было бы попросить сфотографировать себя. В данном случае желание обращаться даже с такой пустяковой просьбой к окружающим отсутствует. Ведь за услугу, даже за небольшую, надо благодарить, хотя бы словом «спасибо». Селфи освобождает от такой необходимости и указывает на нежелание быть обязанным, на недоверие к людям.
О популярности феномена селфи свидетельствует «выход» этого явления за пределы молодежного возраста, селфи сейчас «захватывает» все возраста. Для формирующейся личности эпизодическое селфи еще не может однозначно рассматриваться как ненормальность, так как именно молодежь пробует себя в разных ролях для обретения собственной идентичности. Молодежи свойственно, как говорится в русских сказках, стремление мир посмотреть и себя показать. Селфи является новой виртуальной возможностью реализовать это. Однако для людей старших возрастов поиск идентичности не является нормальным явлением, у них другие задачи - профессиональный рост, накопление и передача опыта следующим поколениям и т.д.
Признание в общественном мнении, большая популярность селфи-практик свидетельствуют об институционализации этого явления на ценностно-нормативном уровне общественного сознания. Так, в 2013 году сотрудники Оксфордского университета назвали слово «селфи» словом года и официально зарегистрировали его в Оксфордском словаре.
Под институционализацией понимается процесс и его результат определения, упорядочивания и закрепления социальных действий, норм, правил, статусов и ролей, направленный на удовлетворение определенной общественной потреб-
ности. В результате чего то или иное явление обретает устойчивые формы и структуру [1; 4].
Индикатором институционализации селфи является признание в общественном мнении, что это личное дело человека [11]. То есть значительный круг людей не только допускают гипотетическую ситуацию, когда данная практика может стать для них приемлемой, необходимой, обоснованной, но и уже активно практикуются в данной области. Переход из области возможного в действительное готовности самому делать и размещать в интернете селфи облегчается повышенной доступностью информации об этом феномене.
Следующим критерием институционализации селфи является распространение в средствах массовой информации, шоу-бизнесе идентификационных моделей, основанных на позитивном отношении к данной практике. Многие знаменитости, политические лидеры снимают и выкладывают селфи в интернет пространстве и социальных сетях. Примеров имеется бесчисленное множество. Селфи становится брендовым словом, своеобразной меткой, что все, что касается данного феномена - непременно интересно и уже имеет претензию на модность и современность. Так, в 2014 году вышел молодежный сериал, с названием «Селфи». А в 2015 году в рамках фестиваля «Марафон науки» был запущен проект фотоконкурса «научных селфи», под названием «Наука в лицах». Участники должны были сделать какой-то из трех видов селфи соответственно трем номинациям и затем разместить снимки в группе областного комитета по молодёжной политике во «ВКонтакте», а также в «Твиттере» или «Инстаграме» [7].
Положительное отношение к селфи наблюдается на фоне отсутствия или очень слабого проявления в повседневности социального исключения практик, любителей и фото селфи. Напротив, осуждаются те, кто не делает селфи, они воспринимаются как отставшие от жизни, ретрограды и сами социально исключаются (к ним нет уважения, они презираемы, особенно молодежью). Однако в последнее время стали появляться публикации о связи селфи-практик с девиантным поведением, опасным для жизни, о вредном влиянии селфи и даже об особом виде зависимости от селфи, рассматриваемом как вид обсессивно-компульсивного расстройства [9] или вид дисморфофобии [12].
Критерием институционализации селфи-практик является также социальное безразличие к таким их формам, которые связаны с нарушением общественных норм, обычаев, нарушением уважительного отношения к другим людям. Так, практика снимать себя на фоне других людей, не спрашивая их разрешения, является формой насилия. Человек, снимающий селфи, относится к другим людям как к объектам (вещам), а не субъектам, использует живых людей как фон для своего самодемонстрирования. Интернет заполонили снимки селфи со случайно «пойманными в кадр» знаменитостями, монаршими особами. Причем эти поступки не вызывают ни у кого воз-
154
ражений. Однако отношение к подобным явлениям как к чему-то допустимому и вполне нормальному свидетельствует о «сдвиге» общественной нормы в сторону допустимости отдельных форм насилия над собой и другими людьми.
Показателем институционализации селфи является отношение к данному феномену как к атрибуту групповой принадлежности. Это особенно важно для подростков и молодежи. Происходит распространение социолингвистических аспектов селфи - особенностей жаргона и других сигнальных средств. Селфи дифференцируется на различные типы, получающие свои собственные названия: например, релфи (relfie relationship selfie) - так социологи Гарвардского университета назвали тип автопортрета с изображением себя и любимого или близкого человека. Выделяют и другие типы селфи: со знаменитостью; «здоровое селфи» (в тренажерном зале или с иными атрибутами фитнесса и спорта); с едой; в примерочной или дома в момент примерки разных нарядов; на пляже и в любом другом месте отдыха; селфи-уточки (с характерно вытянутыми губами). Существующий поток интернет публикаций, связанных с селфи - снимков, шуток, фильмов, формирует «культурный пласт, новый тип мышления. И даже новый тип фобии - селфифо-бия (боязнь сделать плохой автопортрет)» [3].
Особенностью ситуации является то, что распространение моды на селфи происходит на фоне ослабления сопротивляемости общества по отношению к селфи-практикам и утери обществом и семьей контроля над этим процессом. Наоборот, существует масса стимулирующих данный феномен моментов. В интернете можно найти множество сайтов с подробными инструкциями, как сделать качественное селфи, чтобы получить больше голосов.
Институционализация селфи-практик свидетельствует о следующих тенденциях или сдвигах, происходящих на уровне как индивидуального, так и общественного сознания. Так, селфи является легкой возможностью заявить о себе. А ведь еще в сказках эта возможность связывалась с результатами развития своих способностей, результатами своего труда и с достижением мастерства. Только преодоление трудностей развивает волю и, в конечном счете, способствует формированию личности. Легкость исполнения любых желаний, отсутствие опыта преодоления своей лени, усталости и других слабых сторон негативно сказываются на формировании воли и напрямую связаны с формированием всех форм зависимости. Опасностью распространения селфи-практик является высокий риск перехода в один из видов зависимого поведения (или аддикции) - так называемую селфи-зависимость.
Психологи по разным источникам указывают периодичность три раза или шесть раз в день как некий порог, свидетельствующий о переходе увлечения селфи в зависимость [13]. При этом отмечается, что вторым обязательным критерием селфи-зависимости является мотив выложить в интернете удачное фото на всеобщее
обозрение. Человек при данной зависимости все время находится как бы в режиме постоянного поиска удачной возможности, ракурса и обстановки для селфи, а также постоянного отслеживания обратной связи от поклонников - сколько получено «лайков» и сделано комментариев. Усиливающаяся нужда в советах и подбадривании со стороны других лиц посредством так называемых «лайков» также свидетельствует о развитии селфи-зависимости.
Систематическое и регулярное фотографирование себя в любой форме вызывает изменения в состоянии сознания в виде повышения настроения, связанного с выбросом в кровь эндорфинов, или внутренних опиоидов, в результате чего развивается спонтанное (комульсивное) и непреодолимое влечение к этому виду активности и потребность в увеличении частоты делания снимков и их количества, тогда как воздержание сопровождается так называемым синдромом отмены или абстинентным синдромом (негативное настроение, депрессивность, агрессивные выпады в адрес окружающих, особенно близких и т.д.).
Психологи объясняют распространение селфи-практик удовлетворением потребности в выражении своей идентичности - легким способом заявления о себе, отражения себя «здесь и сейчас», показа зрителю определенных моментов своей жизни и своего отношения к ним. Это заявление о своем социальном статусе, семейном положении, принадлежности к социальной группе, о своих успехах в том или ином виде деятельности, увлечениях, хобби. Причем не всегда это может быть реальным положением дел, селфи позволяет конструировать желаемую идентичность, свои «виртуальные образы». Поэтому селфи-практики связывают с реализацией потребности в творчестве. Однако творчество связано с трудом (по А.С. Пушкину, 99 % труда и лишь 1 % вдохновения), в то время как селфи -это легкое практически моментальное воплощение замысла. Селфи есть иллюзия творчества, возможно, именно этим селфи-практики так притягательны.
Часто можно встретить объяснение положительной стороны селфи как способа самопознания. Однако познание себя - это честное восприятие себя, осознание и анализ своих не только положительных сторон личности, но и прежде всего, своих недостатков. Селфи же - это только приукрашивание себя. Те, кто практикуют селфи, очень придирчиво выбирают из множества практически идентичных снимков наиболее привлекательные. Это убегание от осознания себя, что только тормозит и искажает развитие личности.
Селфи способствует удовлетворению нарцисси-ческих наклонностей, потребности в восхищении и одобрении, ощущении своей уникальности и чувстве собственной значимости. Психологи уже давно установили, что самодемонстрация себя для получения социального одобрения связана с внутренним ощущением нехватки любви к себе, с низкой самооценкой, что часто не осознается и может проявляться, наоборот, в завышенном
155
самомнении о себе, демонстрации своего превосходства над другими. Компенсаторным механизмом является как раз получение суррогата любви в виде социального одобрения («лайки» и комментарии).
Селфи, с точки зрения психоанализа, можно расценивать как вид эксгибиционизма - стремления обнажать себя напоказ (в данном случае человек обнажает себя психологически, обнажает свой образ жизни, делает себя как бы публичным человеком); или вид вуайеризма - стремления подглядывать за интимной стороной жизни другого (делать на его фоне селфи).
Анонимность аудитории, к которой посылается селфи-фоторафия, влечет за собой иллюзию свободы действия. Однако эта свобода не связана с другой составляющей, необходимой для формирования личности - ответственностью. В селфи-практиках ответственности за реакцию аудитории человек не несет. Это возможность вседозволенности, хотя бы виртуальной. Она «кружит голову» и пьянит почти так же, как и алкогольное опьянение. Надо отметить, что все, что изменяет состояние сознания человека и делает это легко и быстро, может вести к формированию зависимости. Но именно эта сторона иногда оценивается как положительная сторона селфи-практик - возможность получить удовольствие, игровой момент, возможность пошалить. То есть, селфи удовлетворяет гедонистическую потребность.
Отсутствие же ответственности свидетельствует об инфантильности, поэтому распространение селфи в обществе указывает на тенденцию его инфантилизации. При этом накапливаются негативные эффекты функционирования общества. Кому-то надо за них отвечать. Поскольку любители селфи не желают и не умеют быть ответственными за свои действия, то они начинают искать виноватых. Всеобщая тенденция поиска виноватых выливается в нахождение так называемого «козла отпущения», людей, группы, которые объявляются виновными в каких-то негативных явлениях в обществе, в их травлю, агрессивные действия в отношении к ним для снятия своего напряжения и т.д. То есть распространение селфи имеет своим результатом повышение уровня агрессии в обществе.
Следующей потребностью, которую удовлетворяют селфи-практики, является потребность в саморекламе. Селфи в данном случае используется как инструмент своего продвижения, отношения к себе как к рекламному баннеру [5]. Селфи связано еще с таким эффектом как хва-
Литература:
1. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): Пер. с англ. М. : Вече. АСТ. 1999. С. 248.
2. Васильева-Шляпина Г.Л. Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве // Вестник КрасГУ серия : «Гуманитарные науки». № 6. 2005 г. С. 90-94.
стовство (тщеславие) и соревновательность. Многие также ставят это в заслугу данного феномена, положительно оценивая эту сторону. Однако надо иметь в виду следующие риски. Тщеславие, самопохвальба еще в народном творчестве и традиции оценивалась как явление, несущее опасность, как испытание, причем самое сильное и опасное, с которым труднее всего справиться. Помним, что пройти «огонь и воду» в меньшей степени трудно, по сравнению с испытанием «медными трубами». Селфи выступает именно таким видом испытания - легким достижением успеха, популярности. Справиться с этим может только очень сильная личность, но парадокс в том, что сильная личность не нуждается в селфи.
Это стремление к успеху у публики, с точки зрения психоанализа, связано с сексуальными мотивами, так как успех переживается довольно остро, также как и сексуальное удовольствие. Человек, неуверенный в положительном восприятии себя другим полом, может таким образом создать у себя иллюзию популярности у противоположного пола и несколько снизить тревогу, вызванную неуверенностью в себе.
Устойчивое стремление делать селфи указывает на эгоистические черты человека. Эгоизм есть укоренившийся в личности эгоцентризм, ставший устойчивой характеристикой личности. Эгоист одинок, у него может быть «свита», почитатели -это те, кто ниже в его понимании, но у него не может быть равных - друзей и любимых. Поэтому распространение селфи указывает на распространение феномена «одиночества в толпе», повышение индивидуализма и снижение коллективизма в обществе, снижение общественной солидарности. Анализ психологических моментов этого феномена указывает на иллюзию солидарности на фоне углубляющегося скрытого внутреннего отдаления людей друг от друга.
Таким образом, распространению селфи способствует возможность хотя бы отчасти удовлетворять, но в большей степени создавать иллюзию удовлетворения нескольких довольно значимых потребностей. Селфи-практики все больше утверждаются в обществе, принимают устойчивые формы, которые дифференцируются на разного рода вариации. Эти практики развиваются как в содержательном отношении, так и в формальном, «захватывают» новые социальнодемографические группы. Тенденция к институционализации феномена селфи выступает в качестве индикатора изменений в общественном и индивидуальном сознании.
Literature:
1. Big monolingual sociological dictionary (Collins). Vol. 1. Trans. from English. M. : Veche. AST. 1999. Р. 248.
2. Vasil'eva-Shlyapina G.L Auto portrait genre in the world fine arts // Bulletin of KrasSU. Series : Humanities. № 6. 2005. Р. 90-94.
156
3. Гоинькова Е.А. Селфи - взгляд на историю культурного феномена // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. URL: http:// web.snauka.ru/issues/2015/01/40930 (дата обращения: 24.06.2015).
4. Зиновьева Т.В. Основные социологические термины : учебное пособие. Изд-во ЮУрГУ. 2006. С. 21.
5. Злотников А. Пять причин популярности селфи. URL: http://ru.tsn.ua/blogi/themes/psihology/5-prichin-populyarnosti-selfi-369668.html (дата обращения: 15.09.2015).
6. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 1. Аа-Ар. Большая Российская энциклопедия. М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги». 2006. С. 43.
7. Объявлен конкурс научных селфи. URL: http://nauka.start33.ru/blog/read/2 (дата обращения: 15.09.2015).
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование». 2007. С. 20.
9. Селфи считается расстройством психики. URL: http://psiradio.ru/novosti-nauki/selfi-schitaetsya-rasstro-jstvom-psixiki.html (дата обращения: 15.09.2015).
10. Современный толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб. : «Норинт». 2005. С. 12.
11. Социология молодежи. Энциклопедический словарь; Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М. : Academia. 2008. С. 288.
12. Увлеченность селфи - признак психического расстройства. URL: http://www.infoniac.ru/ news/ Uvlechennost-selfi-priznak-psihicheskogo-rasstrois-tva.html (дата обращения: 15.09.2015).
13. Шесть селфи в день говорят о психическом расстройстве. URL: http://proshloeproshlo.ru/novosti-nauka/uchenye-shest-selfi-v-den-govoryat-o-psixiches-kom-rasstrojstve-novosti-nauka.html (дата обращения: 15.09.2015).
3. Grinkova E.A. Selfie - the view on the history of the cultural phenomenon // Modern scientific researches and innovations. 2015. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/40930 (date of access: 24.06.2015).
4. Zinov'eva T.V. Main sociological terms : manual. SUSU Press, 2006. Р. 21.
5. Zlotnikov A. Five reasons of the popularity of selfie. URL: http://ru.tsn.ua/blogi/themes/psihology/5-prichin-populyarnosti-selfi-369668.html (date of access: 15.09.2015).
6. The new illustrated Encyclopedia. Book 1. Aa-Ar. Big Russian encyclopedia. M. : LLC «TD «Publishing World books». 2006. Р. 43.
7. Scientific selfie competition is announced. URL: http://nauka.start33.ru/blog/read/2 (date of access: 15.09.2015).
8. Ozhegov S.I. The dictionary of Russian / ed.by prof. L.I. Skvortsov. 25th ed., rev. and add. M. : LLC «Publishing Onyx»: LLC «Publisher of «Peace and education».2007. Р. 20.
9. Selfie is considered the frustration of mentality.
URL: http://psiradio.ru/novosti-nauki/selfi-schitaetsya-
rasstrojstvom-psixiki.html (date of access: 15.09.2015).
10. Modern monolingual dictionary of Russian / ed. by S.A. Kuznecov. SPb. : «Norint». 2005. P. 12.
11. Sociology of youth. Encyclopedic dictionary; ed. by Yu.A. Zubok and V.I. Chuprov. M. : Academia. 2008. Р. 288.
12. Passion for selfie is a symptom of the mental disorder. URL: http://www.infoniac.ru/news/Uvlechennost-selfi-priznak-psihicheskogo-rasstroistva.html (date of access: 15.09.2015).
13. Six selfies a day testify mental disorder. URL: http://proshloeproshlo.ru/novosti-nauka/uchenye-shest-selfi-v-den-govoryat-o-psixicheskom-rasstrojstve-novo-sti-nauka.html (date of access: 15.09.2015).
157