ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
САВЕЛЬЕВА М.В.
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНОВ
Индикативное планирование позволяет своевременно осуществлять смену экономической политики посредством координации усилий государства и бизнеса. Для обоснованного внедрения и развития регионального индикативного планирования сегодня целесообразно выделить положительный опыт общегосударственного планирования народного хозяйства, осуществлявшимся Госпланом СССР, обозначить перспективы, возникающие для социально-экономического развития российских регионов, предложить механиз-мыразвития индикативного планирования.
SAVELIEVA М. V
SAVELYEVA M.V. INDICATIVE PLANNING OF REGIONAL COMPETITIVE ADVANTAGE
Indicative planning makes it possible to change economic policies opportunely through the coordinated efforts of the State and business. It's necessary to bring out good practices planning of national economy, which realized by Gosplan (State Planning Committee) USS, to identify prospects for socio-economic development of Russian regions and to propose mechanisms for the promotion of indicative planning.
Ключевые слова: индикативное планирование, экономическая политика, народное хозяйство, социально-экономическое развитие, конкурентные преимущества, регион.
Keywords: indicative planning, economic policy, national economy, the social and economic development, competitive advantages, region.
Сегодня взоры многих исследователей обращены к опыту развитых стран и регионов, успешно использовавших индикативное планирование в достижении экономического роста. По их мнению, подкреплённому фактическими данными применение данного инструмента позволяет своевременно осуществлять смену экономической политики посредством координации усилий государства и бизнеса. Вместе с тем, говоря об индикативном планировании, некоторые учёные проводят параллель с общегосударственным планированием народного хозяйства, осуществлявшимся Госпланом СССР. Выделение их сходства и различий, а также положительного опыта позволило бы построить обоснованную базу для внедрения и развития регионального ин-
дикативного планирования сегодня. Кроме того, целесообразно обозначить перспективы и преимущества, возникающие для социально-экономического развития российских регионов, предложить мероприятия по развитию индикативного планирования.
Индикативные планы регионального развития многими специалистами представляются как активные прогнозы на краткосрочный (1 год) и среднесрочный (3 года) периоды, цель которых заключается в обеспечении стратегических планов развития, программ и проектов и их сбалансированной увязки с темпами и пропорциями социально-экономического развития в целом в регионе [7]. Индикативные планы определяют основные направления инвестиционной активности, указываются источники и объемы привлекаемых ресурсов, дают ориентиры развития на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Примерная структура индикативных планов регионального развития, предложенная специалистами Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Института экономических стратегий, Международного института П. Сорокина - Н. Кондратьева, включает следующие разделы:
❖ оценка исходного состояния, выполнение действующих индикативных планов;
❖ сводные макропоказатели (индикаторы);
❖ социальное развитие;
❖ наука и инновационно-технологическое развитие;
❖ производство и реализация товаров и услуг;
❖ природно-экологическая динамика;
❖ институциональные преобразования;
❖ территориальное развитие;
❖ правопорядок и управление;
❖ внешние связи [7].
Используемая при этом система индикаторов включает уровень региона, отраслей, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов [1].
Индикативные планы, обязательные для государственного сектора экономики, являются ориентирами для её частного сектора - в отношении спроса, инвестиций, экспорта и импорта. В то же время в различных научно-исследовательских работах[3] подчёркивается ключевая роль согласованности в верхних эшелонах власти, поддерживаемая предпринимателями и научной общественностью.
Широкий охват индикативным планом социально-экономического развития страны и регионов, а также его нацеленность на перспективу в некоторой степени отражает его сходство с общегосударственным планированием народного хозяйства СССР. Последнее включало в себя разработку единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуще-ствления, а также рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предположений различных ве-
домств, а также областных (хозяйственных) организаций по всем отраслям народного хозяйства [4].
В качестве основных функций Госплана СССР также выделяются централизованное распределение ресурсов, оптимизация и балансирование экономических интересов ведомств и регионов [6]. Последнее становится ключевым вопросом в условиях взаимодействия и удовлетворения разнообразных интересов и потребностей многочисленных министерств и ведомств, управляющих различными сферами социально-экономической жизни страны, а также 83 субъектов Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации нет института и структур, которые бы регулировали данные вопросы, в том числе в регионах. Эту роль могли бы выполнять организации, осуществляющие индикативное планирование регионального развития. Сходства и различия индикативного планирования и общегосударственного планирования народного хозяйства СССР отражены в таблице 1.
Таблица 1
Сходства и различия индикативного планирования и общегосударственно-
го планирования народного хозяйства СССР
Критерии Индикативное планирование Общегосударственное планирование народного хозяйства СССР
Сходства
Сфера охвата, нацеленность Широкий охват индикативным планом социально-экономического развития страны и регионов, а также его нацеленность на перспективу
Использование балансового метода - Оптимизация и балансирование экономических интересов ведомств и регионов; - Сбалансированная увязка национальных и региональных стратегических планов развития, программ и проектов с темпами и пропорциями социально-экономического развития в стране и в регионах
Различия
Характер - Обязательно для государственного сектора экономики; - Является ориентиром для частного сектора - в отношении спроса, инвестиций, экспорта и импорта Директивный для всех участников экономического развития страны
Ключевая роль в реализации Согласованность в верхних эшелонах власти, поддерживаемая предпринимателями и научной общественностью Подчинённость и подотчётность всех участников экономического развития областным (хозяйственным) организациям и, в конечном счёте, ведомствам
В работе Госплана СССР также прослеживались следующие характеристики. Во-первых, планы и программы с конкретными экономическими задачами позволяют определить перспективы развития страны и регионов. В частности, ключевыми задачами являются достижение запланированного повышения уровня жизни населения, формирование сбалансированной структуры промышленности, реализация технического прогресса, который может выражаться в увеличении доли инновационной продукции в валовом внутреннем продукте или валовом региональном продукте. Вторая характеристика заключалась в использовании балансового метода в составлении государ-
ственного плана, суть которого в балансировании интересов и потребностей страны и регионов. Например, решение о строительстве Бурейской ГЭС было принято на основе перспективных балансов производства и потребления электроэнергии и топлива на Дальнем Востоке [6]. Если бы она была построена до 2000 года, как это и планировалось, то возникшего дефицита электроэнергии в начале XXI столетия в данном регионе можно было бы избежать. Данные черты подтверждают необходимость возрождения подобных структур для развития страны в целом и для каждого региона, и это необходимо учитывать при внедрении индикативного планирования сегодня.
Введение индикативного планирования на региональном уровне открывает следующие перспективы для социально-экономического развития российских регионов:
❖ определение направлений частно-государственного и государственно-некоммерческого партнёрства для решения задач инновационного развития регионов, подготовки кадров, экологических проблем и т.д.;
❖ определение ориентиров для долгосрочных стратегий крупных компаний, корпораций, во многом определяющих возможности развития регионов, в которых они осуществляют свою деятельность;
❖ достижение сбалансированности планов развития регионов и страны в целом на основании учёта перспектив развития производства и их потребностей;
❖ создание устойчивых конкурентных преимуществ регионов на основании собственных источников и межрегионального сотрудничества;
❖ укрепление целостности страны, снижение центробежной силы влияния мирового окружения на разные российские регионы;
❖ увеличение прозрачности бизнес-среды, взаимопонимания между органами государственной власти и бизнесом и ускорение роста экономики;
❖ формирование индикаторов оценки эффективности реализации программ для принятия кадровых и финансовых решений и формирования системы премирования государственных служащих.
Способствование индикативного планирования своевременной смене экономической политики благодаря координации усилий органов государственной власти и бизнеса подтверждается опытом регулирования экономиче-ского развития в развитых странах. Во Франции, например, с середины XX века индикативное планирование было строго селективным. Центральным моментом первых двух пятилетних планов была модернизация нескольких отраслей. В третьем плане акцент сместился на улучшение торгового баланса. Постепенно цели становились более широкими. Последний план был завершён в 1992 году. Специалистами подтверждается, что основная роль индикативного планирования заключалась не только в том, чтобы дать ориентиры на будущее, но и в том, чтобы наладить диалог власти с обществом, обеспечить согласованность правительственной политики и поведения частных собственников [10; р. 607-620]. Аналогичные процессы наблюдались в Испа-
нии, Финляндии, Ирландии, продемонстрировавшей в последнее время высокие темпы экономического роста, а также в странах, называемых «восточно-азиатскими тиграми»: Япония, Корея, Тайвань.
В 1961-1970 годах в Японии было разработано и реализовано три индикативных плана - долгосрочный План удвоения национального дохода на 1961-1970 годы и среднесрочные: Промежуточный план развития экономики 1964-1968 годов и План экономического и социального развития 1967-1971 годов. Все они были выполнены как в целом, так и по годам планового периода с существенным превышением намеченного уровня. В результате в течение десятилетия Япония сумела обеспечить 12% прироста ВВП в среднем за год. С середины 50-х годов в обеспечении экономического роста интенсивные факторы стали превалировать над экстенсивными. При этом доля технического прогресса составляла в 1960-1970 гг. порядка 50%. Наблюдалось также значительное совершенствование отраслевой структуры японской экономики. К середине 50-х годов по объему производства и экспорта на первое место в мире вышла ее судостроительная промышленность. В 1960-1965 гг. беспрецедентно высокими темпами развивалось японское автомобилестроение: выпуск легковых автомобилей увеличился в 4 раза. Япония заняла второе место в мире по их производству и первое по экспорту. Во второй половине 60-х годов Япония вышла на передовые позиции в мировом производстве и экспорте телевизоров, компьютеров и другой электронной и оптической техники [5; с. 131]. Экономическое развитие Японии оказалось не только ускоренным, но и устойчивым. В последние 30 лет XX в. темпы экономического роста хотя и снизились, но оставалась более высокими, чем в других развитых странах. Вклад НТП в обеспечении экономического роста повысился в эти годы с 50% до 70-80%. К 1988 г. Япония заняла первое место в мире по размерам ВНП на душу населения [9; с. 109-110].
Об успехах в экономических реформах в России, подкреплённых индикативным планированием, пока говорить сложно, однако некоторыми субъектами Российской Федерации накоплен опыт успешного решения экономиче -ских вопросов с помощью данного инструмента. Так, например, в процессе осуществления генерального плана развития Москвы до 2020 года были предприняты своевременные меры по формированию и развитию рыночных институтов, таких как рынок жилья, банковский сектор, малый бизнес и предпринимательство, иных рыночных структур, которые способствовали появлению условий для нормального, расширенного воспроизводства и удовлетворения потребностей жителей. Сегодня малый бизнес является отдельной и эффективно работающей сферой в составе более 200 тысяч предприятий. Были приняты меры для того, чтобы решить проблему занятости тех кадров, которые были высвобождены и из научной среды, и из промышленного сектора.
В то же время учёные пришли к выводу о том, что по мере перехода от одной стадии экономического роста к другой роль планирования меняется. На начальных стадиях - модернизации (переоснащение внутреннего производства) и инициации роста (создание рыночной инфраструктуры и посте-
пенной децентрализации экономики) роль индикативного планирования растёт. На стадии ускоренного развития она снижается, а в условиях развитого рынка индикативное планирование не имеет решающего значения [8; с. 175].
Становление индикативного планирования развития регионов как процесса сборки их стратегий, состыковки и взаимоувязки с перспективами развития страны в целом требует создания на федеральном и региональном уровнях структур, деятельность которых будет направлена на увязывание муниципальных, региональных, межрегиональных и федеральных стратегий, оптимизацию и балансирование экономических интересов всех участников регионального развития. В некоторых российских регионах уже созданы подобные структуры, как, например, координационный совет по стратегическому планированию в Кировской области, в котором активно участвуют представители Вятской торгово-промышленной палаты, или Совет при Мэре Москвы по стратегическому развитию города Москвы, в который помимо представителей Правительства Москвы входят представители высшей школы, бизнеса, Мосгордумы. При этом разработаны регламенты работы, методические рекомендации для формирования стратегии на региональном уровне.
В то же время индикативное планирование развития регионов необходимо подкрепить действием экономического, коммуникационного и институционального механизмов.
Институциональный механизм содержит балансирование интересов и потребностей страны и регионов в концепции пространственного развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, заключение соглашений и контрактов между правительствами регионов, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, согласующих деятельность, обязательства и ответственность сторон (табл. 2).
Так, в Республике Татарстан Министерство экономики и промышленности, администрации городов, районов заключают соглашения о взаимных обязательствах, в составе которых на планируемый год устанавливаются пороговые значения индикаторов оценки социально-экономического положения города, района. Подготовка Соглашений выполняется с использованием Методики оценки уровня экономической самодостаточности города, района, утверждаемой Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан [2].
Индикативное планирование подкрепляется экономическим механизмом, включающим экономические регуляторы, направленные на создание условий для заинтересованности предпринимателей, учёных и общественности в поддержке индикативных планов. Среди таких экономических регуляторов госзаказ и его финансовое и ресурсное обеспечение; налоговые ставки, льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процентов за кредит (налоговые каникулы при погашении государственного кредита, снижение ставки налогообложения, льготы по налогообложению и прочие); финансовая помощь предприятиям и другие виды государственной помощи хозяйствующим субъектам (например, частичное возмещение расходов на переобучение персонала, снижение отпускных тарифов на электроэнергию и др.); меры адми-
нистративного характера, направленные на предупреждение действий хозяйствующих субъектов, ведущих к невыполнению показателей индикативного планирования (штрафные санкции, процедура банкротства, легализация «теневой» экономики идр.) (табл. 2).
Для обеспечения функционирования индикативного планирования в регионах используется также коммуникационный механизм, включающий формирование информационных сетей для взаимодействия и сотрудничества органов власти, бизнес-структур учёных и общественности, информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов бюджета регионов, индикативных планов, инвестиционных проектов (табл. 2).
Таблица 2.
Механизмы индикативного планирования регионального развития
Институциональный механизм Экономический механизм Коммуникационный механизм
Балансирование интересов и потребностей страны и регионов в концепции пространственного развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу; Госзаказ и его финансовое и ресурсное обеспечение; Формирование информационных сетей для взаимодействия органов власти, бизнес-структур учёных и общественности;
Налоговые ставки, льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процентов за кредит;
Заключение соглашений и контрактов между правительствами регионов, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, согласующих деятельность, обязательства и ответственность сторон. Финансовая помощь предприятиям;
Информирование хозяйствующих субъектов об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем при разработке прогнозов бюджета регионов, индикативных планов, инвестиционных проектов.
Различные виды государственной помощи хозяйствующим субъектам.
Особую роль в становлении индикативного планирования регионального развития играют маркетинговые исследования, призванные изучать, с одной стороны, спрос на территорию и ее ресурсы потенциальных потребителей (жителей и инвесторов), а с другой - предложения, с которыми могут выступать региональные органы управления. Конечной задачей является взаимовыгодное сотрудничество всех заинтересованных сторон. Для «покупателей» он выражается в улучшении качества жизни и наиболее выгодном вложении капитала, для «продавца» - в получении средств для социально-экономического развития подведомственных территорий. С учётом результатов маркетинговых исследований разрабатывается план маркетинга, который увязывает цели, требования потребителей, ресурсные возможности территории и способы их разрешения.
Таким образом, для регулирования взаимодействия и удовлетворения разнообразных интересов и потребностей многочисленных участников регионального развития, для координации усилий государства и бизнеса, способствующей своевременной смене экономической политики, требуется вое-
становление структур, подобных существовавшему ранее Госплану СССР, осуществляющих индикативное планирование регионального развития. При этом оптимизация и балансирование экономических интересов многочисленных заинтересованных сторон: региона и его соседей, отраслей экономики, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов - целесообразно осуществлять на основе балансового метода. Последний заключается в соотношении перспективных балансов производства и потребления региона.
Деятельность таких структур подкрепляется институциональным, экономическим, коммуникационным механизмами, направленными на создание условий для заинтересованности предпринимателей, учёных и общественности в поддержке индикативных планов.
_Литература_
1. Методические рекомендации для министерств и ведомств, органов местного самоуправления Республики Бурятия по введению системы индикативного управления в Республике Бурятия. Улан-Уде, 2000г. http://economy.buryatia.ru/econ/doc/ks-met-rek-indikat.html_
2. Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан. Утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2000г. №371 // http://www.cetrt.ru/library/download/untitled%207.php_
3. Белкин В. Д., Стороженко В. П. Индикативное планирование и наращивание инвестиций - необходимые предпосылки повышения темпов роста// Экономическая наука современной России, №4 (2002) // http://rusref.nm.ru/planning.htm
4. Большая советская энциклопедия, 3-е изд. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1969-1978 гг. // http://bse.sci-lib.com/article012165.html
5. Воспроизводство общественного продукта в Японии. Отв. ред. Я.А. Певз-нер. - М., 1970.
6. Иванов Е.А. Обновленный ГОСПЛАН необходим стране // Альманах «Восток», №2(14), февраль 2004 года // http ://www. situation.ru/ app/j_art_3 05 .htm
7. Кушлин В.И., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Проект концепции Федерального закона «О долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании и национальном программировании». - М.: РАГС, 2007 // http://strategy.newparadigm.ru/zakon.pdf_
8. Полтерович В.М. Элементы теории реформ / В.М. Полтерович. - М.:. ЗАО Издательство «Экономика», 2007. - 447 с.
9. Япония: Энциклопедический справочник. - М.: Республика, 1992.
10. Cazes B. Indicative Planning in France // Journal of Comparative Economics.
1990. Vol.14.№ 4.