КАМИЛОВ M. К., КАМИЛОВА П. Д.
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК
Статья «Индикативное планирование как основа механизма государственного регулирования АПК» посвящена раскрытию сущности, целей и задач индикативного планирования. Дана характеристика основных форм и определена роль индикативного планирования в государственном регулировании агропромышленного комплекса. Анализируется зарубежный опыт индикативного планирования экономикиразвитых стран.
KAMILOVM. К., KAMILOVAP. D.
INDICATIVE PLANNING AS BASIS OF THE MECHANISM OF STATE REGULATION OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
The article "Indicative planning as a basis for the mechanism of state regulation of agriculture " is dedicated to the disclosure of the essence, goals and objectives of the indicative planning. The characteristics of the main forms and the role of indicative planning in government regulation of agribusiness.Analyzes the international experience of the indicative planning of the economy of developed countries.
Ключевые слова: индикативное планирование, государственное регулирование, агропромышленный комплекс, экономика, индикаторы. Keywords: indicative planning, government regulation, agriculture, economy, indicators.
Стабильное развитие агропромышленного комплекса России невозможно без государственного регулирования этой важнейшей отрасли народного хозяйства. Процесс становления и развития рыночной экономики в России и мировой опыт свидетельствуют о необходимости рационального сочетания вмешательства государства в экономику и рыночного саморегулирования. Почти полный отказ от регулирования государством процесса экономического развития в 90-е годы XX века, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубокому кризису в экономике страны и доказали, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики.
Мировой опыт стран с развитым сельским хозяйством показывает, что в условиях рынка система государственного регулирования прошла ряд этапов своего развития, цели и задачи регулирования приобретали конкретные формы в зависимости от обстоятельств. Существенная роль в достижении компромисса в системе социально-экономических интересов хозяйствующих в рыночной экономике субъектов принадлежит индикативному планированию -одному из важнейших методов государственного регулирования в большинстве экономически развитых стран [1].
Из всех возможных вариантов обеспечения такого сочетания при заданных целях и ресурсных ограничениях наиболее оптимально индикативное
планирование. Восстановление планирования экономического развития в России как инструмент государственного регулирования не может опираться на традиционный для советской экономики механизм централизованного директивного планирования.
Индикативное планирование является одним из методов государственного регулирования экономики в условиях рыночной системы, предполагающий согласование экономических интересов как государственных, так и рыночных субъектов хозяйствования путем согласованного со всеми участниками плана -индикатора социально-экономического развития страны. Индикативное планирование в агропромышленном комплексе означает координированное планирование в форме установления планирующим центром контрольных цифр и цен на ресурсы и продукцию в форме рекомендаций [2].
В научных трудах видных отечественных и зарубежных ученых в настоящее время выделяют следующие основные формы индикативного планирования в агропромышленном комплексе, такие как конъюнктурную, структурную и стратегическую. Основная функция конъюнктурного планирования заключается в улучшении экономической конъюнктуры обеспечения сбалансированного развития агропромышленного комплекса путем использования таких индикаторов, как денежно-кредитные, бюджетно-финансовые и другие макрорегуляторы. Первые конъюнктурные планы охватывали денежно-кредитную и финансовую политику государства и выражались в виде национального бюджета, которые отличались от государственного бюджета тем, что учитывали доходы не только государства, но и частного бизнеса. К важным факторам, влияющим на конъюнктуру продовольственного рынка в условиях экономического роста страны, относятся урожайность сельскохозяйственных культур, улучшение технологии сельскохозяйственного производства и инфраструктуры в сельской местности.
Акцент структурной формы планирования делается на реализации структурной политики государства путем согласования планов предприятий и государства с помощью контрактных отношений. В этом случае к выполнению индикативных планов подключаются предприятия, организации и территориальные власти путем применения налоговых льгот, льготных кредитов и других мер государственной поддержки.
Стратегическая форма индикативного планирования предполагает согласование экономических интересов участников всех уровней национального хозяйства. Эта форма характеризуется максимальной интеграцией индикативных планов с долгосрочной экономической политикой государства и увеличением их временного диапазона.
Благодаря индикативности планирование экономики постепенно переходит в новое качество. Она должна развиваться как необходимое условие совершенствования организации производства, более эффективного использования ресурсов, адаптации к конъюнктуре рынка, одновременно обеспечивая товаропроизводителю необходимую свободу действий. Индикативное планирование отражает особенности функционирования агропромышленного комплекса в рыночных условиях хозяйствования, предполагает рекомендательный, ориентирующий характер показателей, добровольность выбора вариантов развития бизнеса, усиление роли экономических рычагов воздействия на сельскохозяйственного товаропроизводителя, увеличение влияния экономических результатов хозяйствования на социальное положение населения страны.
Роль сельскохозяйственного предприятия в рыночной экономике в корне изменилась, предоставленная самостоятельность в организации и методах управления требует использования адекватных методов планирования, выражающихся в оптимальном сочетании вмешательства государства и рыночного саморегулирования.
Индикативное планирование в регулируемой рыночной экономике государство осуществляет с целью формирования представлений о будущем развитии и структуре национальной экономики путем решения следующих задач:
❖ выявление проблемных сфер агропромышленного комплекса страны, которые требуют неотложного вмешательства государства;
❖ разработка, регулирование и реализация средств и способов вмешательства государства в регулирование экономических процессов;
❖ обеспечение самостоятельности субъектов рыночных отношений.
❖ Основными инструментами индикативного планирования развития агропромышленного комплекса являются:
❖ наличие сбалансированного по всем ресурсам плана-прогноза, согласованного со всеми заинтересованными участниками;
❖ обеспечение планирующим центром в лице министерства сельского хозяйства всех заинтересованных участников необходимой информацией о научно-технических достижениях, природных ресурсах, емкости рынка, потенциала спроса и т. д;
❖ обеспечение планирующим центром согласования всех принимаемых решений и обмена информацией между всеми участниками;
❖ заключение соглашений между планирующим центром и остальными участниками путем прямых переговоров.
Индикативное планирование является основным рабочим инструментом реализации целей стратегического плана развития, учитывающим ситуацию, складывающуюся в экономике. Он дополняет стратегический план, выступая в качестве практического инструмента развития агропромышленного комплекса.
На современном этапе развития экономики актуальное значение приобретают разработка и реализация новых форм и методов индикативного планирования, учитывающих особенности российского агропромышленного комплекса, особенно в связи с принятием государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.
Индикативный план включает в себя концептуальную составляющую в виде концепции социально-экономического развития, прогнозную (прогноз социально-экономического развития) и планово-регулирующую части -государственные целевые комплексные программы.
В последние годы индикативное планирование находит признание и практическое применение во многих государствах мира, становится наиболее распространенной формой государственного планирования социально-экономического развития. Она предполагает отказ от строгого директивного планирования и предусматривает регулирование агропромышленного комплекса путем использования индикаторов в виде макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, розничный товарооборот, заработная плата рабочих и служащих, уровень занятости населения в народном хозяйстве, состояние финансов, рынка ценных бумаг, изменение цен, качество жизни населения и др.
Индикаторы - это параметры, характеризующие состояние и основные направления развития экономики, выработанные органами государственного
управления в процессе формирования социально-экономической политики и устанавливающие меры государственного влияния на хозяйственные процессы с целью достижения заданных параметров.
Однако индикативное планирование не решает всех социально-экономических проблем. К его недостаткам относят:
❖ недостаточную консолидацию государства и частного бизнеса;
❖ стремление частного бизнеса скрыть свои реальные объемы реализации продукции и прибыли с целью уклонения от налогов;
❖ отсутствие достаточной интеграции общественно-экономических процессов;
❖ олигополистический сговор в целях защиты прав предпринимательства от диктата государства;
❖ утрату доверия к планам в условиях экономического кризиса, социальных и политических конфликтов;
❖ использование информации индикативного планирования предприятиями в собственных интересах, приводящее к неустойчивому развитию агропромышленного комплекса.
Успешная реализация индикативного планирования экономики государства обеспечивается такими факторами, как: адекватность экономической политики, проводимой руководством страны, содержание планов, мотивация субъектов хозяйствования на достижение поставленных целей, соблюдение законности в области хозяйственного права как органами власти, так и хозяйствующими субъектами. Для достижения поставленных целей в ведении государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций и др.
Индикативное планирование направлено на формирование конкурентоспособного агропромышленного комплекса при условии оптимального использования всех имеющихся ресурсов, которое является условием эффективного развития сельскохозяйственных
товаропроизводителей. Оно является средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом его воздействия на функционирование рыночной экономики, обеспечивающим решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых без государственного регулирования только рыночными методами нереально.
Эффективным средством государственного регулирования экономики в ведущих мировых странах в послевоенный период является индикативное планирование, которое проводится на основе рыночных механизмов, корректируя в лучшую сторону социально-экономическое развитие государства. Родиной индикативного планирования считается Франция, где декретом от 3 января 1946 года был учрежден Генеральный комиссариат по планированию, который разработал уникальную систему планирования, позволяющий на демократической основе регулировать позиции государства и частного бизнеса. Эволюция форм индикативного планирования (конъюнктурная - структурная - стратегическая) в капиталистических странах проходила десятилетия.
Во Франции же индикативное планирование трансформировалось в стратегическую форму раньше остальных государств, сущность которого состояла в выборе основных приоритетов развития национальной экономики с ведущей ролью государства. В связи с этим были определены приоритетные направления развития экономики страны: укрепление национальной валюты -франка, обеспечение занятости населения, доступного образования, условий
для научных исследований, улучшение социальной защиты населения, благоустройство территории и обновление государственных служб.
Правительство воздействует в рамках индикативного планирования на экономическое развитие координацией и обеспечением информацией. Такой подход способствует формированию единого направления развития экономики страны, развитию гражданского общества, формированию гражданина с активной жизненной позицией и правосознанием того, что он может влиять на власть и участвовать в управлении экономическим развитием государства. Каждое из этих направлений получило статус целевой государственной программы, которое обеспечивалось соответствующей финансовой поддержкой.
Во Франции была разработана уникальная система планирования, разрешающая органам государственного управления регулировать хозяйственные процессы таким образом, чтобы государственная бюрократия не задавила эффективное функционирование рыночных субъектов. Существование частного бизнеса и самостоятельное принятие решений предпринимателями никогда не ставились под сомнение. Французский Генеральный комиссариат не направлял предприятиям директивные задания по объему и номенклатуре продукции, не распределял между ними материальные и трудовые ресурсы в соответствии с утвержденными сверху нормативами. По мнению французского профессора С. М. Филипп, индикативное планирование строилось преимущественно на оказании предпринимателю услуг (субсидий, льготного кредита, фискальных льгот и т. д.), чем на принудительном контроле. Именно эти услуги побуждают предпринимателя действовать в нужном направлении, и поэтому частные компании, заинтересованные в финансовой поддержке государства, стремились следовать указанным в плане рекомендациям, иначе они лишались этой поддержки [3].
Во Франции был специально создан Фонд экономического и социального развития, посредством которого французское государство выступало в качестве кредитора частных предприятий и гаранта при размещении займов, снижало ставки процента по кредитам предприятиям, производство которых соответствовало рекомендациям плана. Следующим желательным мотивом выполнить рекомендации индикативного плана являлись налоговые привилегии. Все проводимые фискальные реформы были направлены на рационализацию промышленной структуры, стимулирование реконструкции отсталых и развитие новых отраслей хозяйства, что должно было способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Целью использования индикативного планирования в Японии было послевоенное восстановление экономики и достижение показателей предвоенного развития, а также активная борьба с инфляцией и безработицей, повышение жизненных стандартов и расширение международной торговли. Основная координирующая роль в разработке и реализации индикативных планов принадлежала Управлению экономического планирования, основными функциями которого являлись: разработка долгосрочных планов экономического и социального развития страны, планирование и координация наиболее важных мероприятий и программ индикативного плана, анализ и оценка общего экономического потенциала государства. Экономический совет, созданный при Управлении экономического планирования, был совещательным органом при правительстве Японии и разрабатывал планы социально-экономического развития страны. В этот совет входили представители крупного бизнеса, исследовательских организаций, профсоюзов
и правительственные учреждения в лице Министерства финансов, внешней торговли и промышленности.
Особенность японского опыта индикативного планирования заключалась в том, чтобы поставить уровень жизни людей в зависимость от характера отношений между работником и работодателем. Добросовестный труд всемерно поощрялся как средство получения заслуженного вознаграждения. Поэтому именно эти идеи и заложили основы системы ведения хозяйства, которые известны как «японская экономическая модель». Для обеспечения жесткой регулирующей и контролирующей роли государства в реализации индикативного плана в Японии используется административное руководство, т. е. неформальное принуждение, под которым подразумеваются не предусмотренные законом действия, направленные на осуществление определенных действий частными предпринимателями и фирмами.
Такая позиция японского государства объясняется особенностями социопсихологических качеств японской нации, направленных на коллективные ценности и стремление к достижению взаимопонимания на основе уважения партнеров и учета мнений всех участников бизнеса. Такие отношения в Японии выработаны путем системы пожизненного найма рабочих и служащих с постепенным повышением работников в должности, ростом их заработной платы, обеспечением качественной профессиональной подготовки, готовностью руководства к диалогу с сотрудниками по рационализации производства и поощрение интереса служащих к процветанию фирмы.
Японский опыт реализации индикативных планов характеризуется сильной ролью государства и использованием неформальных методов достижения консенсуса, таких как переговоры и компромиссы, постоянного обмена мнениями между правительством и бизнесом. Применение его в России может быть полезно с точки зрения возможных социальных последствий принимаемых экономических решений.
В заключение можно согласиться с высказыванием профессора С. Наделя о том, что «ни одно государство не станет полностью копировать чужой, даже самый позитивный, опыт. Из практики других стран извлекаются те моменты, которые считаются наиболее приемлемыми и полезными» [4]. Классический пример творческого подхода к зарубежному опыту представляет Япония, где при формировании государственного механизма управления экономикой элементы различных зарубежных систем индикативного планирования использовались с поправками, отражавшими ее национальные особенности. Именно такой подход повысит эффективность управления развитием народного хозяйства России в рыночных условиях.
_Литература_
1. ГрязноваА. Г., Чечелева Т. В. Экономическая теория: учебник. М.: Экзамен, 2005. С. 592.
2. Камилова П. Д. Региональная аграрная политика: теория, методология, опыт. М.: Экономика, 2007. С. 244-245.
3. Калмыков Ю. Регулирование экономики (опыт Франции) // Плановое хозяйство. 1990. № 9. С. 102.
4. Надель С. Рыночная экономика и экономическая демократия //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 1. С. 45.
5. Официальный сайт Министерства экономическогоразвития и торговли Российской Федерации. URL: www.economy.gov.ru.